П.В. Долгоруков Графы и дворяне Апраксины В 1371 году выехали из большой орды в Рязань два брата, знатные мурзы: Салхомир и Едуган (от сего последнего происходит Хитровы). Салхомяр принял святое крещение с именем Иоанна Мирославича; Великий Князь Рязанский Олег Иоаннович пожаловал его боярином, выдал за него сестру свою княжну Анастасию Иоанновну, и определил ему в вотчину: Венев, Ростовец, Верхдерев, Михайлово поле и Безпутский стан. отцовский КОЛЕНО I: Мурза Салхомир, во святом крещении боярин Иоанн Мирославич; женат на княжне Рязанской Анастасие Иоанновне КОЛЕНО II: Григорий Иванович Салхомиров, боярин рязанский КОЛЕНО III: Михайло Григорьевич Абутало, боярин рязанский, владетель Венева и Ростовца, родоначальник Крюковых и угасшей фамилии Шишкиных 153 Григорий Григорьевич, боярин рязанский, владетель Верхдерева, родоначальник Вердеревских Иван Григорьевич Копчея, боярин рязанский, владетель Михайлова поля и Безпутского стана Константин Григорьевич дивный, боярин рязанский КОЛЕНО IV: Григорий Иванович Кончеев, родоначальник Дувановых и Ратаевых, и угасших фамилий: Кончеевых, Базаровых и Пороватых Андрей Иванович Кончеев-Опракса, родоначальник Апраксиных Тимофей Константинович Ханык, родоначальник Ханыковых КОЛЕНО V: Матвей Андреевич Опраксин КОЛЕНО VI: Прокофий Матвеевич Иван Матвеевич тёмный Ерофей Матвеевич ярец КОЛЕНО VII: Матвей Прокофьевич † 2 октября 1552 Андрей Прокофьевич Пров Иванович хрипун Никита Ерофеевич КОЛЕНО VIII: Богдан Матвеевич Степан Матвеевич Андрей Андреевич Иван Провович Пётр Никитич, во иноках Пимен † 1635; женат на Вассе Константиновне NN, во инокинях Вера † 1651 Конон Никитич, во иноках Корнилий † 1636 Никита Никитич Андреян Никитич КОЛЕНО IX: Никита Иванович Василий Петрович † 1654; женат на Марфе Игнатьевне NN † 1644 Корнилий Кононович Иван Андреанович КОЛЕНО X: Василий Никитич Иван Никитич Фёдор Никитич Матвей Васильевич † 6 ноября 1668 Василий Иванович КОЛЕНО XI: Карп Васильевич Пётр Иванович Иван Иванович Андрей Иванович Граф Пётр Матвеевичи, боярин и действительный тайный советник; рождение 1659 † 29 мая 1728; женат 1) на NN; 2) на княжне Наталие Алексеевне Львовой, рождение 1693 † 1711 (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака дочь)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕНИАМИН Ильич Благонадеждин (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Воскресенский Василий Константинович; 1871-1931), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской еп., сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_13.html

Священномученик Василий (Зеленцов): Какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его перенести без страха «Там, где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха» 6 августа, 2014 «Там, где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха» В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Священномученик Василий родился 8 марта 1876 года в селе Зимарово  Рязанской губернии в семье священника.  После окончания Рязанской Духовной семинарии,  в 1896 году поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия. В 1900 году назначен помощником инспектора в Красноярскую Духовную семинарию, где с 1901 года преподавал в четвертом и пятом классах практическое руководство для пастырей и литургику. До 1917 года он преподавал в разных духовных училищах — после Красноярска — Мариупольское духовное училище, а затем Екатеринославская духовная семинария. Преподавал латынь и историю.В 1914 году его назначают окружным миссионером  Екатеринославской епархии. В 1917 году был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви от мирян Рязанской епархии и стал его активным участником. По окончании работы Собора в 1918 году был послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) рукоположил его во священника. В Полтаве отец Василий активно занялся миссионерской деятельностью и как миссионер часто проповедовал в храмах города. В июле 1919 года город заняли войска генерала Деникина. Отец Василий выступал с проповедями в поддержку деникинского движения в Троицкой церкви и, по благословению архиепископа, в городском соборе. После совершения молебнов на городских площадях он призывал жителей Полтавы поддержать белое движение. Когда деникинская армия стала уходить из города, а вместе с нею и часть духовенства, сам отец Василий решил остаться, но обратился к губернатору с просьбой, чтобы эвакуирующемуся духовенству был предоставлен отдельный вагон. Просьба была исполнена. Ушедший с белыми настоятель храма кадетского корпуса протоиерей Сергий Четвериков отдал часть церковного имущества отцу Василию и написал, кому его следует передать. Впоследствии отец Василий исполнил это поручение, и при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, которая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году и явилась как бы «доказательством» его вины.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

Памяти протоиерея Василия Дыгаева — †07.10.2008) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Любовь никогда не перестает… (1 Кор 13:8) Среди подмосковных лесов и полей, среди лугов, пестреющих полевыми цветами, на крутом берегу Истры высится храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его белоснежная колокольня, словно горящая перед Господом свеча, возносится над округой. Так горел любовью перед Господом наш незабвенный батюшка, протоиерей Василий Дыгаев, восстановитель и настоятель храма. Его часто можно было видеть на рассвете прогуливающимся по каменным дорожкам вокруг любимого им “де­тища”. Ныне он покоится за алтарем воздвигнутого им из руин величавого храма. Крест над батюшкиной могилой как будто благословляет всех, приходящих к отцу Василию, безутешных, тоскующих по батюшкиной отзывчивости, душевной теплоте, страдающих без его действенной молитвы. Удивительный человек покинул нас. Батюшка был талантлив и одарён во всех отношениях: ростом, силой, умом, красотой, добротой и мудростью. Богатырь и духом, и телом. По всем земным меркам он должен был жить ещё очень долго, претворяя в жизнь свои многочисленные творческие планы и принося духовную пользу как пастырь Церкви Христовой многим и многим людям. Однако Господь судил иначе, и мы как христиане призваны отныне смириться с потерей духовного отца, талантливого и трудолюбивого пастыря, каким был отец Василий Дыгаев. Василий Александрович Дыгаев родился 18 ноября 1948 года. Будучи по образованию художником­-реставратором, работал на мебельной фабрике. Но Господь уготовил ему иное служение. Однажды в Великую Субботу во время освящения куличей Василий Александрович столкнулся в храме с парторгом фабрики. Эта встреча перевернула всю его жизнь — исключение из комсомола, увольнение с работы, трудности, безденежье. Но веры Василий Александрович не посрамил, устоял, не отрёкся. И пришло осознание того, что основная задача человека на земле — ­славить своего Творца. Василий Александрович принял решение отныне посвятить свой художественный талант единственно Господу. А талант был поистине недюжинным. За свою жизнь отец Василий расписал тридцать три храма в Московской, Рязанской, Ростовской, Тверской областях. В Москве принимал участие в росписи храма Воскресения Христова в Сокольниках. Тридцать три храма — это число неслучайно, как всё неслучайно в этом мире. Тридцать три — срок земной жизни Сына Человеческого. Этот путь был возрастанием будущего пастыря “в меру возраста Христова”.

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-va...

Варлаам (Успенский), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Успенский Василий Иоаннович; 1801, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 31.03.1876, белгородский Троицкий мон-рь), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Иоанна Семёнова, впосл. протоиерея, служившего в г. Сапожок Рязанской губ. Обучался в Рязанской ДС, c 1824 г.- в МДА. 6 нояб. 1827 г. пострижен в монашество, 11 дек. рукоположен во иеродиакона, 28 июля следующего года - во иеромонаха. В 1828 г., после окончания курса со степенью магистра, определен в Вифанскую ДС учителем церковной истории и греческого языка, затем инспектором. В 1831 г. причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря, ревизовал духовные уч-ща. 1 сент. 1832 г. переведен в Тульскую ДС профессором богословских наук и инспектором, 17 янв. следующего года назначен ректором ДС с возведением 12 февр. в сан архимандрита и назначением настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря. 10 марта 1834 г. переведен в Воронежскую епархию ректором ДС и настоятелем Акатова во имя свт. Алексия мон-ря, назначен первоприсутствующим членом консистории. С 4 мая 1837 г. ректор Курской ДС и настоятель белгородского Троицкого мон-ря; состоял членом консистории, благочинным мон-рей, цензором проповедей, ревизовал духовные уч-ща. По поручению Синода составил «Классическое руководство по догматическому богословию», к-рое не было принято из-за большого объема и неясности изложения. С 1 янв. 1842 г. находился на чреде священнослужения в С.-Петербурге, в марте того же года назначен корректором издаваемых Синодом канонических правил на слав. и рус. языках, с апр. состоял членом Комиссии по переводу Библии на рус. язык, участвовал в комитете по рассмотрению дела проф. СПбДА прот. Герасима Павского (перевод ВЗ на рус. язык и издание ее студентами в литографированном виде). В отличие от большинства признал Павского виновным. В нояб.-дек. 1842 г. ревизовал Нижегородскую ДС, воспитанники к-рой обвинялись в поджогах и распространении подметных писем. В результате тщательной проверки, проведенной В., обвинения были сняты.

http://pravenc.ru/text/154211.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2014-03-07 20:53:45 Владелец: Natalio65 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, помогите пожалуйста в опознании иконы. Икону нашла в деревне в куче книг, которые предназначались на выброс. Хотелось бы знать какая это икона, как называется. Возможно где-нибудь в каталогах можно найти хорошее изображение этой иконы? Хочется ее отреставрировать. Любому совету и ответу буду благодарна. Ответов: 3. Последний ответ: Согласна с предыдущим ответом. Приблизительно похожий вариант: Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:22:49 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать.. Ответов: 2. Последний ответ: Согласна с предыдущим ответом, хочется только добавить, что видно по иконе,как будто ладони рук Богородицы дорисованы поверх прежнего изображения, потому пальцев кажется больше, чем обычно.Может быть, поновляли всё изображение? Какая вам память слав [...] Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:13:59 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать.. Ответов: 1. Последний ответ: Казанская икона Божией Матери. Скорее всего, подокладница рубежа 19-20 в.в. http://pravicon.com/icon-137 Добавлено на опознание: 2014-03-05 20:13:04 Владелец: sergemeister Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Рязанская область д.Петровка найдено в доме у прапрабабушке... о иконе больше ничего не знаю, помогите опознать Ответов: 2. Последний ответ: Не смею настаивать, но очень может быть, что на маленькой иконке изображён святитель Гавриил, архиепископ Рязанский,т.к. икона найдена в рязанской области. Можно было бы подумать, что это и епискон Рязанский Василий (тот. что плавал на своей мантии) [...]

http://pravicon.com/unknown/58

Когда в 2002 году священноначалие Данилова монастыря решило создать в Рязанской области свое сельскохозяйственное производство, наличие рисков было очевидным. На руках у монахов оказывались «мертвые» колхозы, пьющие крестьяне и практически полное отсутствие финансовых и технических возможностей для ведения хозяйства. Но, как известно, «все возможно верующему». О том, как создавался агрокомплекс «Можары», что он дает монастырю и что монастырь дает его работникам, – мы беседуем с игуменом Иннокентием (Ольховым), экономом Данилова монастыря. Можары – слово-то какое необычное... Говорят, оно произошло от названия древнего татарского племени, населявшего эти земли еще до Киевской Руси. Так ли это? Кто знает… Итак, знакомьтесь! В Рязанской глубинке, в Сараевском районе, есть село Можары. На самом-то деле сел не одно, а целых два: Большие Можары и Меньшие Можары. Возникли они почти четыре сотни лет назад – в начале XVII века. Когда-то местными землями с крестьянскими дворами владел боярин Федор Степанович Стрешнев, родной дядя царицы Евдокии. Потом поместье в Рязанской губернии он разделил между своими сыновьями: Иваном Большим и Иваном Меньшим. Возможно, с тех пор за селами и закрепились два названия. Позже этими землями попеременно владели то князь Василий Голицын, то граф Шувалов. Селения разрастались, дворов становилось больше. Интересно, что в каждом селе – и в Больших и в Меньших Можарах – были две церкви с одинаковыми названиями – Троицкие. И в обеих – приделы Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу. В страшные 30-е годы ХХ века оба храма были разрушены. Но в 2006 году на средства Даниловой обители в селе Большие Можары была воздвигнута деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери «Утоли мои печали». Когда в 90-е годы прошлого столетия вихрь реформ ураганом прошелся по России, практически уничтожив все сельское хозяйство, «умерли» и два колхоза, находившиеся на территории Можар. Колхозов нет, работы нет, техники нет, денег нет. Местные крестьяне стали постепенно спиваться. Но Божией милостью Данилов монастырь предложил выкупить эти земли, чтобы создать здесь современный агропромышленный комплекс.

http://pravoslavie.ru/71988.html

Великие каппадокийцы А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Под этим именем прослыли в истории отцы второй половины IV в., завершившие формально-диалектическую обработку церковно-преданного догмата Св. Троицы. Это были «земляки» — Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдаленными. Их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование. Само собой понятно, что это вело к занятию командующих высот и в культуре, и в обществе, и в государстве. Аналогичные условия и результаты мы видим y нас в помещичьем классе около московского центра — губерний Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской. Чудо мировой известности русской литературы родилось тут, в этих дворянских гнездах, и в усвоении ими высот европейской культуры. Подобное накопление просветительных сил и обращение их на служение своему отечеству и своей религии мы и наблюдаем в семействах будущих отцов церкви — Каппадокийцев. Василий Великий (род. 329) — аристократ по плоти, a по фамильным преданиям героический слуга церкви. Его бабка Макрина в Диоклетианово гонение спасалась бегством в лесах. Отец был известный адвокат. Мать Эммелия — дочь мученика. Дядя — епископ. После домашнего образования с помощью нанимаемых учителей Василий посылался в Константинополь слушать уроки красноречия знаменитого на всю империю ритора Ливания. По тону своей религиозности Василий был аскет, как и родная сестра его Макрина. Но для Василия пустыня была только духовной школой и подготовкой. A желанной формой служения Христу и церкви было для него пастырство. Вероятно, он глубоко чувствовал живую правду слов великого апостола: «если кто епископства желает, доброго дела желает.» Но это не значит, что он «рвался в бой,» как, например, Афанасий Великий, на пылавших тогда напряженными битвами полях догматических сражений. По строю души своей он не был борцом. Он был осторожным и долготерпеливым эволюционистом. Но когда уже, двигаясь вперед, изменял свои догматико-богословские воззрения, то мужественно прерывал свою дружескую переписку со старыми друзьями. На светском, мирском поприще Василий, наоборот, естественно, без насилия над собой общался и делал нужные дела с чиновниками императора Валента, местным градоначальником Модестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435077/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010