Великая душа познается в страданиях. И св. Златоуст выступает перед нами в своих письмах, прежде всего, как мученик, страдалец – Златоуст низверженный, Златоуст поруганный. Вот как описывает он свое положение в изгнании:«Живем в пустыннейшем месте, пустыннее которого нет во всей нашей вселенной; мы постоянно в осаде от страха со стороны разбойников и терпим множество скорбей, как это естественно на чужой стороне и в такой пустыне». 4 «Живем в самой жесточайшей пустыни». 5 «Прежде в самый разгар зимы мы постоянно переходили с места на место, останавливаясь то в городах, то в ущельях и лесистых долинах, и повсюду преследуемые исаврийцами. Наконец, когда здешние бедствия несколько поутихли, оставив пустыни, мы поспешно двинулись в Аравис, находя его крепость безопаснее других месть и теперь живем в ней... хуже, чем в любой тюрьме». 6 Особенно много страданий испытал св. Златоуст на пути к месту своего заточения. Из Кесарии Каппадокийской по дороге к месту своей ссылки он пишет Феодоре: «Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей. Подробнее могут рассказать тебе об этом податели сего письма... Я должен был ехать и день и ночь, томимый зноем, измождаемый невозможностью заснуть, погибая от неимения самых необходимых предметов и недостатка людей, которые могли бы оказать помощь. Даже участь каторжников и острожников не так тяжела, как то, что мы вытерпели и до сих пор терпим». 7 А в письме к Олимпиаде читаем: «Не говорю уже о бедствиях, какие терплю я в Константинополе, но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего, а многие из этих неприятностей достаточны были к тому, чтобы уморить человека, сколько перенес по прибыти сюда, сколько по переселении меня из Кукуза, сколько после пребывания моего в Арависе». 8 «Ничем не лучше, даже гораздо хуже, чем мертвецы, провел я эти два месяца. Я жил только для того, чтобы чувствовать одни несчастия, которые со всех сторон обложили меня; все было для меня ночь – и день, и рассвет, и полдень». 9 Святитель не один раз говорить о своей утружденной плоти, о своих разбитых костях. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Псалом 48 В конец. Сыном Кореовым. Псалом Давиду. Этот псалом сказывает о будущем суде, которым окончится настоящая жизнь; почему, по изъяснению Феодорита, и надпись его такова: «в конец», ибо имеет говорить об окончательном дне. Прочие слова надписи мы изъяснили прежде в 47-м псалме. Пс.48:2 .  Услышите сия вси языцы, внушите (примите в уши) еси живущие по вселеннней. Сими словами пророк Давид призывает к слушанию сказываемых им слов весь человеческий род. Поелику же народы суть все человеческие племена, говорящие различными языками и живущие в совокупности в городах, селах и деревнях; а некоторые люди не живут совокупно, но отдельно один от другого в горах, пещерах и каменных ущельях: то посему Давид сказал далее общее: все живущие во вселенной каким бы то ни было образом. Это сказал для того, чтобы никто не остался вне призывания и слышания слов Его. Слово: ενωτισασθε, по-видимому имеет сходство с словом – ακουσατε; но оно имеет несколько больше силы, нежели сие: оно имеет ту силу значения, чтобы слушающий слушал не просто, но и положил в ухо свое то, что слышит(1). (1) Некто другой говорит: Это – примите в уши – значит слушание прилежное и с напряженною мыслью. Ибо собственно говорится – примите в уши тогда, когда кто-либо говорит кому другому на ухо с напряжением и внушением ему внимать его словам. А Вел. Василий говорит, что слушание есть дело разума, как показывает Господь, когда возбуждает слушать подаваемый Им совета с разумением: имеющий уши слышать, да слышит. А примите в уши – значит помещение простого голоса в своих ушах. Феодорит: Поелику здесь пророческое слово собирает к слушанию всю вселенную, а такую силу имеет (только) благодать апостольская, то явно, что слова предлагаются ими не одним иудеям и не тем или другим народам, но всему человеческому роду. Пс.48:3 .  Земнороднии же и сынове человечестии Василий Великий называет земнородными мыслящих только о земном и совершенно занятых землею, а сынами человеческими – отличающихся здравым разумом, так как человеку свойствен разум. А Златоуст это изъясняет так: он говорит, что поелику пророк пригласил вообще всех людей, то с самого начала смиряет их, чтобы кто-либо из них не гордился пред другим; для сей цели он напоминает им, что все они земнородны, то есть, созданы из той же земли, или незначительного вещества. Далее, чтоб из сего не заключили, что вначале они произросли из земли, как баснословили Еллины, сказывая, что некоторые люди были посеяны и выросли из земли; то посему он сказал за сим: и сыны человеческие. Слушайте, говорит, люди земнородные, по созданию праотца из земли (ибо Адам значит земной), и сыны человеческие, по преемственному рождений чрез сожитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Прот. А. Архангельский Посреди различных хроник и рассказов, дошедших до нас о древнейших обществах, посреди различных сказаний, объясняющих появление человека на земле, посреди преданий, летописей и мифологий, объясняющих создание видимого мира, мы не находим ни одного памятника древности, которой бы с такою ясностью изобразил времена, недоступные нашему знанию, как Библия , которая одна, из всех повествований о начале мира, сохранилась в целости для нашего изучения, и одна только, в продолжение длинного ряда веков, была признаваема неоспоримым авторитетом теми именно народами, которые быстро шли к своему развитию 1 . Библейское сказание о творении мира в шесть дней составляло всегда предмет удивления мудрецов и философов израильских и христианских. Давид и Соломон говорят о нем с энтузиазмом, оно изъяснялось лучшими гениями и красноречивейшими ев. Отцами Церкви – Василием Великим , Амвросием, И. Златоустом, Ефремом Сириным , Григорием Нисским . Бл. Феодоритом Его раскрыл Боссюет в своем великолепном сочинении «Discours sur l’histoire universelle». Оно признавалось за божественное Декартом, Ньютоном, Лейбницем, Эйлером, Бэконом; этот последний все значение человеческое сводил к объяснению творения в шесть дней и считал его принципом знания. Кювье объявляет, что из всех космогоний именно библейская одна сообразна с природою; Знаменитый естествоиспытатель Бэр сказал, что нам ничего не завещано от древних времен более возвышенного, как сказание Моисея о творении. Другой естествоиспытатель Гаузен говорит, что более взвышенной и притом простой попытки объяснить происхождение мира мы не находим, кроме бытописания Моисея, когда нужно в простом виде представить миротворение. Библейское сказание о творении мира начинается словами: «в начале сотвори Бог небо и землю». Если мы рассмотрим эти слова прежде всего в них самих, не обращая внимания на их отношение к последующему, то мы не станем сомневаться ни на один момент относительно цели и значения их. Для религиозного сознания Ветхого Завета прежде всего было несомненною истинною то, что вся вселенная, и необразованная материя, и содержание образованного мирового тела, не существовала от вечности, а что Бог , единственно вечный и виновник всех вещей, сотворил вселенную во времени, или, лучше сказать, вместе с временем. Это высшее основное положение ветхозаветного богосознания стоит (здесь) во главе всего Ветхого Завета, во главе книги, описывающей первоисторию мира и Израиля. Это основное положение было отличительным признаком Израиля, было исходным пунктом всего его религиозного сознания. Им отличался Израиль от всех других древних народов, которые вместе и в отдельности погрязали в мирообоготворяющем поклонении природе, которые считали мир происшедшим сам собою и вечным, которые ничего не знали или не хотели знать о личном, отдельном от мира, превосходящем их Боге. Первое слово священной истории (Библии) есть протест против ошибки язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалом 120 Песнь степеней Пс.120:1 .  Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя сей песни пророчество о тех словах, которые говорили евреи в начале восхождения своего из Вавилона в Иерусалим. Горами здесь называют небеса по причине высоты их; так как они с неба ожидали подаяния им обыкновенной помощи от Господа, Который имел вывести их без вреда в отечество их – Иерусалим. Далее он сие объясняет. (1) (1) Златословесного: Если Иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас. Преподобного Никиты: сии слова произносит тот, кто недавно начал восходить из Вавилона страстей и бесов в мысленный град Иерусалим бесстрастия, т. е. каждый из нас верующих, для которых горы суть высокие заповеди Божии. Таковой только может возвесть очи и руки свои в горы – высокие заповеди Божии и на делание их, откуда приходить к нему всякая помощь против бесов и страстей и заступление его в немощи. Горами и Феодор Студийский назвал законы и заповеди Божии; вот его слова: Боже, вознесший меня на горы законов Твоих, просвети светом добродетелей, да пою Тебе! Пс.120:2 .  Помощь моя от Господа, створшаго небо и землю Помощь моя, продолжает, придет от истинного Господа, Который создал небо и землю; так как созидание принадлежит истинному Господу. Так и к нам христианам может прийти помощь от Господа, когда мы возведем душевные очи наши на небо, отвратив их от всего земного. (1) (1) Златоуста: Те, которые недавно говорили к дереву: Ты Бог мой! и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: помощь моя от Господа; не от людей, или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего то одному сему животному (т. е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном. Тоже говорит и божественный Василий, присовокупляя: Итак, какое ты, человек, получил устройство, так располагай и своею жизнью: горнего ищи; будь в мыслях выше земного; имей жительство на небесах; там созерцай и любомудрствуй. В том же уверяет и один из мудрых, когда говорит: у мудрого очи на голове его ( Екк. 2:14 ). Оригена: Я, говорит, возвел очи мои на горы, на святых ангелов, как имеющий получить от которого-либо из них помощь. И пришла ко мне помощь от Господа, сотворившего небо и землю. Ибо не без причины присовокупил: сотворившего небо и землю; если Он сотворил небо и землю, то Он может везде помочь, и в чужой земле и среди иноплеменников подать руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 124 Песнь степеней. Пс.124:1 .  Надеющиися на Господа, яко гора – Сион Слова настоящего псалма имеют связь с словами предыдущего: потому что и они суть благодарственные и победные, по причине победы одержанной и свободы полученной евреями от восстававших на них войною народов. Как, говорит, Сион есть гора непоколебимая и неразрушимая, так непоколебимы и тверды те, которые надеются на Господа. (1) (1) Златоустого: Что значит прибавление: Сион? Ибо почему не сказал просто: как гора, но упомянул о сей горе? Он сим вразумляет не побеждаться бедствиями и не потопляться, но, возлагаясь с надеждою на Бога, все переносить мужественно; так как и гора сия, бывшая довольно долго опустевшею и нагою, опять пришла в прежнее благоденствие. Василия: Мужественный человек, хотя бы подвергся бесчисленным бедствиям, не падет: только грешник, как прах, поднимается на ветер, а праведник, как гора Сион, никогда не поколеблется. Златословесного: Ибо что бы ты ни придумал, желая разрушить гору, никогда не превозможешь ее. Как можешь это сделать? Но все придуманные средства разрушишь и силы свои потеряешь. Таков и праведник: сколько бы ударов он ни получил, сам он никакой беды не испытает, а силу людей и бесов, злоумышляющих на него, разрушит. Посему не станем искать покоя, ни полных удовольствий в жизни. Ибо похоть свойственна червю, а не мужественному человеку, более скоту, нежели имеющему разум. Молись, чтобы не пасть в искушение; а если и случится пасть, не досадуй, и не возмущайся, но все делай, чтобы достигнуть большей славы. Не слышал ли ты, что говорит пророк: надеющиеся на Господа, как гора Сион? Чрез нее выражается неизменность любви к Богу; ибо упование на Бога тверже горы, Феодорита: Кто ограждает себя надеждою на Бога, тот бестрепетен и непреклонен, значителен и виден отовсюду, как гора Сион. А Никифор Ксанфопул говорит, что гора Сион была тверже других гор и потому, что она была окружена другими горами, как это говорит ниже и Давид. Потому то и благоукоренною называет ее в другом месте; так как подошвы ее не оканчивались ровным полем, но другими горами. Ибо горы, говорит, Сиона – ребра севера. Итак, как гора Сион окружена другими горами, так и надеющиеся на Господа имеют вокруг себя хранящего их Бога: и Господь, говорит, вокруг народа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 37 Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Этот псалом имеет сходство с шестым псалмом, потому что имеет одно и то же начало с ним и подобно оному оплакивает бедствия, приключившиеся Давиду по согрешении; и потому что и сей, равно как и тот, содержит молитву к Богу об освобождении Давида от несчастий и облегчении участи его. Следовательно, этот псалом написан во время преследования Давида Авессаломом. В надписи означено «в воспоминание», то есть, грехов Давида и несчастий и злостраданий последовавших за грехами его. (1) (1) В других (списках) прибавлено к означенной надписи псалма: (в воспоминание) о субботе, какового прибавления, не знаю, почему изъяснитель Кир – Евфимий не имееет. А в Своде Никиты так изъясняются слова – в воспоминание о субботе. Итак, проливающим слезы о грехах надлежит приносить Богу означенное исповедание, как жертву субботнюю, которая приносилась вдвойне и напоминала приносившим ее о той, которая от Бога. Или это – в воспоминание – дает мысль о некотором сокращенном учении касательно нашего спасения. Ибо как преслушание Божественной заповеди открыло человекам путь к погибели (ибо мы не погибли бы, если бы сохранили заповедь в памяти); то посему сие слово предлагает нам в виде противоядия для страсти забвения напоминание о заповеди. Или прибавление в воспоминание сделано для того, чтобы нам напомнить о надписи 6-го псалма. В изданном Своде псалмов стоит: в воспоминание о субботе, то есть, что этот псалом содержит воспоминание о бедствиях Давида, который молится в нем о даровании субботствования, или успокоения от сих бедствий. Пс.37:2 .  Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене Сии слова мы изъяснили в 6-м псалме, почему смотри их там; а ярость и гнев Бога мы не должны представлять в виде страстей, но должны принимать за самые строгие определения Божии, каковы и приличны грешникам (1). (1) Слова Вел. Василия: Многие изнемогли от болезненного приключения по неразумию, не ожидают полезного окончания его, но в негодовании на строгость попечительности остаются при немощах своего неразумия. Посему достойны удивления сии слова праведников, говорящих: Господи! не яростию Твоею обличи меня; сим не наказания хотят избегнуть, а гнева. Златоустого: Не просто обличения желает избегнуть, а (обличения) с казнью; не уклоняется от понесения наказания, а просит о наведении его без гнева. Феодорита: Это начало он усвоил и 6-му псалму, умоляя о послании наказания в виде врачевания, а не осуждения на оное; о врачевании не язвительнейшими врачевствами, а смягчающими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

КАФИСМА СЕДЬМАЯ 1 В конец, о сынех Кореовых, 46 Псалом пророчествует о непобедимой силе евангельской проповеди : воспевается от лица апостолов, которые увещевают язычников торжествовать (и как бы скакать) после их победы над духовными врагами. Просвещенным светом Христовой веры повелевается «разумно петь» молитвенные песни Подателю победы (Афанасий, Феодорит, Златоуст). Пс.46:2 .  Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Рукоплескания, клики, шумные возгласы... Мирной душе это не свойственно. Здесь же «рукоплескания» означают не телесное движение рук, но внутреннее веселие духа, высшую степень радости и победы (Златоуст). Пс.46:3 .  Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли. Пс.46:4 .  Покори люди нам, и языки под ноги нашя. Пс.46:5 .  Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. Христос назван великим «Царем» в сравнении со смертными царями мира. Перемена во вселенной не апостолами произведена, но Тем, Кто руководил и управлял душами их. Всех противившихся апостолы рассеивали как прах и разгоняли как дым не оружием и богатством, но простым словом – призыванием имени Распятого. Слова «под ноги» означают великую покорность, а «доброта» – глубокую веру и прекрасные добродетели уверовавших (Златоуст). Пс.46:6 .  Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Давид предсказывает вознесение Господне. «В воскликновении» – херувимов, которые непрестанным гласом воспевают Богу Трисвятую песнь. «Во гласе трубне» – архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса (Златоуст). Пс.46:7 .  Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте: Пс.46:8 .  Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Троекратным повторением «пойте» Пророк с великим усердием призывает к прославлению Бога не только устами, но и делами, и жизнью. «Петь разумно» – значит понимать то, что поем или слушаем в Церкви со вниманием и благоговением. Чтобы «разумно» приносить «пение» Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и, вообще, исправная жизнь. В особенности необходимо «петь разумно» – молитву, приступать к которой необходимо с великим благоговением, ибо как говорит Премудрый: «прежде даже не помолишися, уготови себе» ( Сир. 18, 23 ), т. е отложи всякие житейские попечения и отсеки все суетные помышления... Молиться подобает со вниманием и разумением произносимых слов, с чистой совестью. Это относится не к поющим только, но и к слушающим пение (Златоуст, Василий В., Димитрий, Амвросий Оптинский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодор (ок. 350 - 428 ), епископ Мопсуестийский , друг свт. Иоанна Златоуста . Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству . Родился около 350 года в Антиохии . Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским , посещал школу знаменитого ритора Ливания . У Ливания он с ревностью изучал и риторику, и философию, и историю. Под влиянием Иоанна Златоуста, он вместе с своим другом Максимом, предался подвижнической жизни. В его образе мыслей очень скоро наступила перемена. Он убедил себя, что мирская жизнь ничего преступного сама по себе не заключает и что брак , от которого отрекаются монашествующие, есть состояние, узаконенное Самим Богом. Феодор оставляет свое уединение и отправляется в Антиохию . Здесь он тотчас же принимает на себя заботы об отцовских делах и начинает помышлять о браке с некоей Гермионой. Свое намерение он готов был уже привести в исполнение, но удержан был от этого своим другом Иоанном Златоустом и возвратился в монастырь. Первым его ученым опытом было составление толкования на псалмы . В нем все пророчески-мессианские псалмы, за исключением лишь II, VIII, XLIV и CIX, он объяснял в буквальном историческом смысле, относя их к Езекии или к Зоровавелю . Он был призван через некоторое время к занятию церковных должностей в Антиохии . Вероятно, подобно Иоанну Златоусту , он последовательно исполнял обязанности чтеца и диакона , а затем уже был поставлен в сан пресвитера . Был учеником св. Флавиана, епископа Антиохийского . О его деятельности в сане пресвитера мы не имеем никаких прямых известий. Нужно думать, что она была главным образом обращена на борьбу с разного рода еретиками. Ариане , евномиане и аполлинаристы — главные противники Феодора в этой борьбе. За это время им были написаны два больших полемических сочинения: одно, — направленное против заблуждений Ария, Евномия и Аполлинария, и состоящее из 15 книг: " О воплощении Господа " , другое — написанное в защиту Василия Великого против Евномия и заключавшее в себе 25 книг. Феодор боролся также и с разного рода другими заблуждениями. Он писал сочинения " Против Юлиана Отступника " и " Против персидской магии " .

http://drevo-info.ru/articles/16132.html

Содержание Предисловие автора Глава 1. Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм Глава 2. Святое непослушание или худое послушание? Глава 3. Священное Писание о послушании Глава 4. Святые отцы о послушании 1) Святитель Афанасий Великий 2) Святитель Василий Великий 3) Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 4) Преподобный Максим Исповедник 5) Преподобный Феодор Студит 6) Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Марк Евгеник Глава 5. Имеем ли мы право говорить?     Протоиерей Феодор Зисис , профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля (ФУА) 1 , родился в 1941 году на острове Tacoc 2 в селении Панагия, в семье священника. В 1965 году он окончил богословский факультет Фессалоникского университета и как лучший выпускник был зачислен на юридический факультет ФУА, но прервал своё обучение в связи с началом преподавательской деятельности на богословском факультете ФУА. Аспирантуру окончил также в Салониках, на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу 3 . В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста » ему была присвоена докторская степень, а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета ФУИ. В 1972–1973 и 1979–1980 годах отец Феодор находился на повышении квалификации в Западной Германии (г. Бонн). Представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию «Геннадий II Схоларий. Житие – Писания – Учение» 4 , в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году, после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия, где в настоящее время и преподаёт. Дважды был деканом этого отделения. Сразу после основания патриаршего Института патриотических исследований при монастыре Влатадов 5 , отец Феодор стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977–1986), а также редактора и учёного секретаря (1968–1970) журнала Κληρονομι «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Иоанн Златоуст и его литургия Иоанн Златоуст и его литургия . Из трудов Иоанна Златоуста по устройству богослужения (введение всенощных бдений в Константинополе: Сократ, Церковная История 6, 8; составление некоторых молитв чина елеосвящения) наибольшею известностью пользуется составленная им литургия [перевод ее на русский язык с предисловием см. в «Собрания древних литургий восточных и западных», вып. 2-й (Спб. 1875), стр. 109–119; 120–132]. Древнейшее свидетельство о ней принадлежит преемнику И. Златоуста по константинопольской кафедре патриарху Проклу. Отметив в своем трактате «О предании божественной литургии» утомление современников Василия В. продолжительностью литургии и факт ее сокращения последним, он непосредственно за этим замечает: «спустя немного времени, опять златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог; посему и исключил многое из литургии и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее» (Migne gr. LXV, 850; Собрание древних литургий II, стр. 237). Из позднейших писателей о литургии с именем И. Златоуста упоминают патр. иерусалимский Софроний в.): «ныне более прочих в уважении священнодействие Василия В. и Иоанна Златоуста с литургиею преждеосвященных» (Писания отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию прав, богослуж. i, стр. 266), – канонист Феодор Вальсамон (XII в.), ответивший александрийскому патр. Марку, что все церкви должны совершать священнодействие по преданию Василия В. и Иоанна Златоуста (Migne gr. CXIX, 1033), – Симеон солунский : «богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, предали совершать его так, как совершает наша церковь » (Писания отц. и учит. III, стр. 9), – Николай Кавасила (ibid. II, стр. 120) и др. Факт литургической деятельности И. Златоуста подтверждается также множеством списков литургии его имени, начиная с древнейшего Барберинова VIII-IX в. (издан Goar " ом, Εχολο’γιον, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010