Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу... (свт. Василий Великий , 8, 210). Источник. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий , 8, 210). Источник. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна... (свт. Василий Великий , 8, 211). Жизнь есть сновидение (свт. Василий Великий , 8, 211). ...Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий , 8, 213). Источник. Пьянство – утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий , 8, 217). Источник. ... низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий , 8, 217). Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий , 8, 218). Источник. Пост да уврачует пьянство; псалом – срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий , 8, 220). Источник. Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин , 30, 72). Источник. Не ходи... к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин , 31, 293). Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637). ...Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст , 44, 779). Источник. Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство – демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст , 45, 12). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Признание (approbatio) Церкви, т. е. удостоверение святости и православия церковных писателей, совершается как в форме церковного прославления св. отцов, так и на основании ссылок на них как на св. отцов на Вселенских Соборах. Напр., на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра I , еп. Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика К-польского, Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила I , архиеп. Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского; на IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блж. Августина. На Вселенском V Соборе в качестве величайших наставников были перечислены 8 греч. О. Ц. (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский) и 4 латинских (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302). На Западе одним из первых офиц. списков О. Ц., наиболее авторитетных в области раскрытия церковного вероучения, был перечень, содержащийся в приписываемом папе Римскому Геласию I «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (V-VI вв.). В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресв. Иероним Стридонский , «благочестивейший муж» Проспер Аквитанский и Лев Великий. Впосл. в католич. традиции сложился перечень «великих отцов Церкви», получивших за выдающуюся ученость (eruditio eminens) наименование «великие учители Церкви» (magni ecclesiae doctores). К ним были отнесены 4 лат. О. Ц.- Амвросий, Иероним, Августин, Григорий I Великий (Двоеслов) и 4 греческих - Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; ряд др. восточных и западных церковных писателей получили титул «учитель Церкви» (подробнее см. в ст. Doctor Ecclesiae ). В правосл. традиции наименование «учитель Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно используется как почетный титул («великие Вселенские учители») для обозначения знаменитейших из О. Ц.- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в большинстве случаев его применяют к наиболее выдающимся церковным писателям, не удостоенным звания О. Ц. (напр., Климент Александрийский, Ориген , Тертуллиан , Иероним, Августин, Феодорит , еп. Кирский).

http://pravenc.ru/text/2581751.html

Итак, во второй половине обозреваемого периода слово благодать уже прямо начало прилагаться к действию Духа Св., хотя и прежде, начиная со Св. Писания, это действие по существу мыслилось как благодать, т.е. как благодеяние, милость, дар Божий. Положение это таким образом имеет значение, в сущности, только терминологическое или, иначе сказать, филологическое, уясняя, однако в то же время, но, конечно не извиняя, некоторые явления в истории догматических заблуждений относительно благодати Божьей (пелагианство). Соответственно употреблению слова благодать объем этого понятия у древних св. отцов и учителей церкви был очень широкий. В него входило все то, что носит на себе черты благодеяний Божьих роду человеческому, именно: самое бытие наше (св. И. Златоуст), вдуновение при творении (св. Кирилл Иерусал., св. Василий Великий ), прирожденные дары (св. ап. Варнава – образ Божий, как «первоначальная благодать» (св. Григорий Нисский ), закон естественный – совесть (св. И. Златоуст), закон Моисеев (Климент Александр., св. И. Златоуст), вдохновение пророков, благодать пророков (посл. к Диогнету, св. Кирилл Иерусалим.), самая ветхозаветная церковь (св. Кирилл Иерусалим.). В частности св. отцы говорили о благодати Слова у язычников (св. Иустин Мученик ), о благодати в Ветхом Завете, в подзаконной сени ( Тертуллиан , Макарий Египетский , св. Иоанн Златоуст ), в ветхозаветных праведниках, праотцах, судьях, пророках (св. Кирилл Иерусалим.), в Иове ( Макарий Египетский ), Соломоне, Сауле, иудеях (св. Киприан, св. Кирилл Иерусал., св. И. Златоуст), у Давида (св. Григорий Нисский ) и др. Затем, в понятие благодати входили: явление Сына Божия во плоти (св. Кирилл Иерусал., св. Григорий Нисский ), учение Христово (св. Иустин Мучен., св. Киприан Карфаг., св. И. Златоуст ), крестная смерть, искупление И. Христа (св. Иустин Мучен., св. Киприан Карф., св. Кирилл Иерусал., св. Григорий Нисский, св. И. Златоуст), воскресение Христово (св. Григорий Нисский), чудеса Христовы (св. Григ. Нисск.), ниспослание Св. Духа в день Пятидесятницы (св. Григ. Нисск.), дар языков (св. Иоанн Златоуст и др.), содействие Духа Св. нам в содевании нашего спасения ( Ориген и след. за ним св. отцы), наконец блаженство в будущей жизни (св. Киприан Карф., св. Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Проблема в том, что Церковь живет не как Церковь — не в общности имуществ, и более того: иерархия впала в грех сребролюбия (Симеон, Слово 66), иерархия поддерживает воров и убийц во власти (Василий, толкование на Исайю). В силу того, что от Церкви остались лишь «знаки» и «обличье», а не содержание (общность имуществ), поэтому люди в Церковь и не приходят. Не все еще обратились ко Христу? — так ведь и христиане остаются идолопоклонниками: поклоняются капиталу (Златоуст, беседа 6 на Послание к Римлянам). Сребролюбие — религия, которую исповедуют многие «христиане», таким образом христианами не являясь (Златоуст, беседа 65 на Евангелие от Иоанна). Язычники, даже демоны лучше сребролюбивых христиан; язычники смеются над христианами, считая их учение басней, потому что, христиане не проводят его в жизнь (Златоуст, беседа 7 на Послание к Колоссянам). Не все еще христиане, потому что у христиан — не христианское, не справедливое общество. Хотите обратить мир ко Христу? — создайте такое общество! (Златоуст, беседа 72 на Евангелие от Иоанна). Лучшая проповедь христианства, критерий толкования Библии, богословских суждений, устройства Церкви — справедливое общество, общество действенной социальной любви, равенства, братства. Собственность — это кража и убийство Святитель Иоанн Златоуст: справедливой частной собственности не существует, она вся в любом виде основана на грабеже, все должно быть общим, частная собственность в любом виде — грех (беседа 12, на 1-е Послание к Тимофею). Это чрезвычайно важная мысль: даже если ты зарабатываешь «собственным трудом», но участвуешь в рынке, это тебя не оправдывает! (Златоуст, беседа 62 на Евангелие от Матфея). Притом Златоуст не осуждает сами по себе науки, искусства, экономику и политику: но суть в том, что все это не должно быть препятствием к добродетели, а ее средством (там же). Святитель Василий Великий: «алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому — обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся — серебро, которое закрыто у тебя» (Слово 6).

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «О смерть, но лучше бы я назвал тебя жизнью, ибо всегда думающий о тебе всегда жив». Великий Василий говорит: «И Соломона, любителя мудрости, если бы не забыл он о смерти, не победили бы женщины, чтобы стать посмешищем для них, строить им капища, отвергнуться Бога и поклоняться идолам». Божественные отцы учат нас так: «Человек, если ты хочешь взять себе советчика и учителя в жизни, чтобы он надежно привел тебя на путь спасения, не бери никого другого, кроме смерти». Самый лучший советчик, способный привести нас в Царство Небесное, – это смерть. Послушай, что говорит и святой Иоанн Дамаскин с великой мудростью: Всё бессильнее тени, всё обманчивей снов: все похищает смерть в одно мгновение... Но придите, возлюбленные братия, преставленному упокоения у Христа попросим и душам нашим велию милость 58 . Говорит святой Ефрем Сирин : «Муж, укоряемый совестью за большие грехи, боится смерти, а праведный человек ждет смерти как праздника». Говорит божественный отец Иоанн Златоуст : «Никто из людей, пемнящих о геенне, не попадет в геенну». Затем снова говорит: «Иди, человек, на могилу, стой там и думай о том, кто лежит в ней, ибо завтра, будь уверен, и ты сам станешь таким же, как он». Говорит и святой Ефрем Сирин : «Почему мы перестаем размышлять о Боге, читать Писания, ходить в храм, помнить о геенне и смерти, приходящей неожиданно? Потому что мы бросаемся в волнующееся море века сего, бросаемся в бескрайность, чтобы унаследовать века, и тут приходит смерть и находит нас неготовыми». Когда Василий Великий был спрошен философом Евбулом Александрийским: «О Василий, какая мудрость самая великая в христианском мире?» – вы слышали, что он сказал? – «Всегда видеть смерть перед собой». Говорит божественный святитель Василий о посте: «Поклонись, смирись, человек, перед древностью и сединами поста, ибо он появился в одно время с миром». Святой Василий Великий говорит и это: «Человек, хочешь ли жить долго? Постись долго! Пост – матерь здоровья и долгота жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

44 . Богоматерь. Миниатюра из книги Павла Любопытного «Каталог или библиотека старообрядческой церкви». Около 1829 года. ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 397, л. 1 об. 45 . Никон разбивает св. иконы о плиты церковного пола. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67. ед. хр. 49, л. 88 об. 46 . Орудия мучений. Гравюра. Рим. Конец XVI -начало XVII века. Из книги: Дзери, 1957, илл. 96. 47 . Страшная казнь капитана Василия Левина за крестное знамение и древнее предание, Рисованная религиозная картинка. Начало ХХ века. ор ВАН, ф. 67, хр. 49, л. 92. 48 . Карта иконописного промысла Владимиро-Суздальской области в середине XVII-XVIII веке. 49 . Список иконописцев села Холуй. 1725. ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, л. 43–43 об. 50 . Иконописец-старинщик. Мстера. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив ВСМЗ, в-10342. 51 . Богоматерь Казанская, Никола. Чудо Георгия о змие, святые Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Мстера. XIX век. 31,5х26. Частное собрание, Москва. 52 . Богоматерь Казанская, Воскресение Христово, Никола, святые Власий, Самон, Василий Великий , Иоанн Златоуст , Авив, Чудо Георгия о змиев святые Евдокия и Никита. Мстера. XIX век. 31 х 26. Частное собрание, Москва. 53 . Иконописцы Белоусовской мастерской в Палехе. Фотография 1880–90-х годов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 54 . Суббота всех святых, с избранными святыми на полях. Палех. В. И. Хохлов. 1813. 39х32. ГГГ, собрание П.Д. Корина. 55 . «Да молчит всякая плоть». Пешехоновская мастерская в Петербурге. В. Скопин. 1853. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 56 . Иконописцы Сафоновской мастерской в Палехе. Фотография конца XIX века. Архив гмпи. 57 . Богоматерь Ахтырская. Мстера или Холуй. Икона-«краснушка». XIX век. 22,5х18. Частное собрание, Москва. 58 . Ризочеканная мастерская в Мстере. Фотография конца XIX-haчaлa ХХ века. Архив всмз. 59 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . Икона в окладе. Мстера. Вторая половина XIX века. 31х26. Собрание В.В. Бормотова, Холуй.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

...Надежда делает , что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий , 8, 48). Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу (свт. Василий Великий , 9, 259). ...Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием, потому что веселие – спутник добродетели и благости (свт. Василий Великий , 9, 328). Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне; потому что будет он увенчан во славе (прп. Ефрем Сирин , 30, 526). Источник. ...Когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забыть о слезах (прп. Ефрем Сирин , 30, 604). Источник. Идущий... путем Христовым всегда радуется и веселится о Духе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин , 31, 223). Почему... радость на небесах бывает больше о грешниках, приносящих покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поскольку печаль бывает у тех, кои согрешили, то пусть будет и радость (им), когда они раскаиваются (прп. Ефрем Сирин , 37, 209). Источник. ...Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают, как велика эта радость, и насколько она превосходит всякое сравнение (свт. Иоанн Златоуст , 44, 358–359). Если желаешь радости, не ищи ни денег, ни телесного здоровья, ни славы, ни власти, ни веселия, ни роскошных трапез, ни шелковых одежд, ни многоценных полей, ни блистательных домов и ничего другого тому подобного, но устремись к любомудрию по Богу и держись добродетели; тогда ничто ни из настоящего, ни из ожидаемого не сможет опечалить тебя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 209). Радость... духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел, – посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать (свт. Иоанн Златоуст , 45, 504). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великийвеличие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Афанасий Великий , свт. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов//Свт. Афанасий Великий . Творения в 4-х томах. М., 1994. Т. 4. Он же. Предуведомление о псалмах//Там же. Он же. Толкование на псалмы//Там же. Василий Великий , свт. Беседы на псалмы. М., 2000. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на псалмы//Полное собр. творений св. Иоанна Златоуста в 12 т. М., 1995. Т. 5, кн. 1, 2. Феодорит Киррский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997. Предлагаемые вниманию читателя комментарии к переводу Псалтири должны приобщить современного человека к многовековой традиции восприятия Священного Писания на Руси. Они ориентированы не на библейскую и литературную критику, а на святоотеческое предание и ставят своей целью показать тот смысловой контекст, те ассоциации и параллели, которыми окружена была Псалтирь в ее христианском бытовании.   Псалом 1 Вынесенный в начало сборника псалом 1 служит зачином Псалтири. В нем показан контраст добра и зла, праведных и грешных и установлен критерий нравственности человека – его верность Божественному Закону. Св. отцы понимают этот псалом как развернутую метафору, видя в нем, с одной стороны, свидетельство о внутренней жизни человека, с другой – пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Свт. Василий Великий (IV в.) толкует слова совет нечестивых как возникающее в сердце сомнение, неверие, недоверие Богу, путь – как жизнь, которая все время движется к концу, сидел – как неподвижное, постоянное коснение в грехе, губителей – как тех, кто стремится свои пороки предать другим, и весь смысл первого стиха он разъясняет так: «Блаженное дело и не помышлять о зле; если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой в грехе, а если тому подвергся, не утверждайся во зле (Свт. Василий Великий . Беседа на первую часть первого псалма). В отличие от свт. Василия свт. Афанасий Великий (IV в.) усматривает в псалме иносказание о Христе. Для него нечестивые, грешники, губители – это книжники, фарисеи, законники, которые восставали на Господа нашего Иисуса Христа, источники вод – это Божественное Писание, которое проповедует Господа, а древо – Сам Господь наш Иисус Христос .  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010