Василий Великий

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Святитель Василий Великий. О Святом ДухеИскать в ИсточникеИсточник
... Оглавление Назад Далее Глава 29 Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: с. А на то, будто бы славословие: со Духом, не засвидетельствовано и не изложено в Писании, отвечаем: если не приемлется и все прочее не изложенное в Писании, то пусть не приемлется и это. А если большая часть касающегося до таинств водворяется у нас, хотя cиe и не изложено в Писании, то вместе со многим другим примем и это. Почитаю же правилом апостольским — держаться и не изложенных в Писании преданий. Ибо сказано: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите ( 1 Кор. 11, 2 ) , и: держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием ( 2 Сол. 2, 15 ) . Особенно одним из сих преданий есть и рассматриваемое нами славословие, которое первоначальные установители, предавшие своим преемникам, при продолжающемся с течением времени употреблении, укоренили в Церквах долговременным обычаем. И если, как перед судом за недостатком письменного доказательства представим вам множество свидетелей, то неужели не получим от вас милующего приговора? А я надеюсь получить. Ибо при устех двою и триех свидетелей станет всяк глагол ( ... далее ...
Литургико-экзегетическое рассмотрение текстов ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... веры и в сочинениях отцов Церкви термина «единосущный» решало проблему утверждения православного учения о Святой Троице лишь частично. Это понятие было необходимо для преодоления арианства, отрицавшего Божественную сущность Сына Божия. Но само понимание «сущности» осталось не до конца выясненным. Была опасность того, что Лица Святой Троицы в представлении христиан как бы «сольются» в единой сущности. Именно это и настораживало широкие круги тех, кого называли полуарианами. Необходимо было уточнить терминологию. Решением этой проблемы занялись отцы-каппадокийцы: Григорий Богослов, Василий Великий и Григорий Нисский. Они уточнили значение понятия «ипостась», которое, как правило, воспринималось в качестве синонима слову «сущность» (усия) . В терминологии каппадокийцев слово «сущность» (усия) стало обозначать божественную природу в целом, а слово «ипостась» стало обозначать личностное бытие Лиц Святой Троицы. Своеобразие рассматриваемой стихиры в том, что ее автор в поэтической форме раскрывает взаимосвязь единосущия и триипостасности в бытии Лиц Святой Троицы. Ипостасность Сына отличает Его от Отца, но в православном богословии есть учение о взаимопроникновении и ... далее ...
Святитель Василий Великий. О Святом ДухеИскать в ИсточникеИсточник
... Оглавление Назад Далее Глава 8 В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно свойственнее речения: с Ним, а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается. Посему Апостол, когда благодарит Бога Иисусом Христом ( Рим. 1, 8 ) , и также говорит, что Им приял благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех ( Рим. 1, 5 ) , или что Им приведение обретохом во благодать cию, в нейже стоим и хвалимся ( Рим. 5, 2 ) , тогда изображает благодеяния нам Христовы, поскольку Христос, то Сам изливает на нас от Отца благодать даров, то приводит нас Собою к Отцу. Ибо словами: Им приняли мы благодать и апостольство, выражает даяние благ от Него, а словами: приведение обретохом, изображает наше восприятие и присвоение Богу, совершенное Христом. Посему исповедание благодати, Им в нас совершаемой, неужели служит к умалению славы? Или справедливее будет сказать, что описание благодеяний есть приличное содержание славословия? Поэтому находим, что Писание, говоря нам о Господе, дает Ему не одно имя, и не те одни имена, которыми означается только Его Божество и величие. Но иногда употребляет наименования, показывающие отличительные признаки ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Значение канонов в жизни Церкви : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вопросившему его монаху: «Гдепослушание? Где отсечение своей воли во всем? Если же в одном отсекаешь свою волю, а вдругом нет, то явно, что и в том, в чем ты её отсек, ты имел другую, свою жеволю» [17]. И в другом месте онпишет о том же самом: «... если слушаешь меня в одном, а в другом противоречишь, то и в том, в чем слушаешь, исполняешь свою волю, я и не дам за тебя ответаБогу» [18]. Значимость послушания в духовной жизнитакова, что преследование и исполнение своей воли, даже в явно добрых делах, поединодушному мнению святых отцов является уклонением от евангельского пути. Святитель Василий Великий пишет по этому поводу: «Если кто и в добром хочетисполнить свою волю, чужд есть богоугождения» [19]. В заключенииэтого небольшого раздела о послушании канонам хотелось бы привести словасвятителя Афанасия, являющиеся настоящим гимном послушанию. Он пишет, что оченьважно «воспитать пастыря и пасомых в духе церковности, в любви к Святой Церкви, послушании ей, смиренной покорности её святым Уставам... » [20]. И в их исполнении, помысли святителя, христианин показывает любовь к нашей Матери-Церкви: «Ктодействительно жаждет спасения, тот должен любить Святую Церковь, ... далее ...
Василий Великий, свт. О Крещении | КатехеоИскать в Источникеkateheo.ru
... Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Бога Живаго ( Мф. 16: 16 ) , после Своего Воскресения из мертвых, приняв обетование Бога и Отца Своего, рекшего через пророка Давида: Сын Мой если Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс. 2: 7–8 ) , и восприняв Своих учеников, явил им сначала данную Ему от Отца власть, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28: 18 ) , а уж затем послал их на проповедь, говоря: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28: 19–20 ) . Итак, хотя сначала Господь повелевает: научите все народы, а уж затем, следуя по порядку, прибавляет: крестя их[3] и последующее, вы, умолчав о первом, требуете от нас объяснения второго; мы же, рассудив поступать согласно заповеди апостола: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ( 1 Пет. 3: 15 ) , предлагаем слово о Крещении в соответствии с Евангелием Господним, имеющим превосходство над тем [крещением], что было от блаженного Иоанна [Предтечи], и напоминаем [лишь] малое из многого, ... далее ...
Интервью с прот. Леонидом Цыпиным о его недавно ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... а небо стоящим над нею шатром, то каппадокийские Отцы, следуя Аристотелю, считали ее сферической. Соответственно и все их рассуждения о земле, небе, тверди небесной и их устроении различались. Тут нужно учесть, что многие научные представления древности (например, учение о стихиях) являлись, по сути, смелыми гипотезами, позднейшей наукой не подтвержденными. И как только мысль отцов касалась этих представлений, то были и различия, и ошибки. Кстати, понимавший это свт. Иоанн Златоуст в ряде суждений категорически отказывался даже рассматривать естественнонаучные объяснения. Как и свт. Василий Великий — кое-где. Но в ряде мест он дает блестящие естественнонаучные пояснения — даже для нашего времени пригодные. Следует также учесть, что богословские школы древности складывались во многом на основании культуры и традиций своего региона, иудейских, языческих богословских и философских школ. И поскольку исходные культурно-религиозные традиции Малой Азии, Сирии, Палестины и Александрии различались, то возникшие здесь христианские богословские школы и течения вплоть до 6-7 веков, а иногда и позднее, отличались своеобразием. К примеру, многие в Александрийской богословской школе ... далее ...
Святитель Василий Великий – Донбасс ПравославныйИскать в Источникеchurch.ua
... Василий Великий Святитель Василий Великий 14 января (1 января по старому стилю) Православная Церковь молитвенно воспоминает святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Святитель Василий Великий – один из трех особо чтимых Православной Церковью вселенских великих учителей и святителей (вместе со святыми Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) . Родился святитель около 330 г. в Кесари Каппадокийской (ныне Турция) . Семья его отличалась особым благочестием, ревностью о вере и просвещенностью. Святитель Василий получил прекрасное образование в лучших школах своего времени. Он учился в Кесари, в Константинополе, Афинах. Окончив курс академии, Василий отказался от светской карьеры и отправился в путешествие по пустыням Египта, Палестины, Сирии и Месопотамии, чтобы ближе познакомиться с монашеством, а затем вернулся в Понт и поселился в уединённом имении своего отца на берегу реки Ирис. В этот период он основал несколько монастырей в Каппадокии, для которых составил правила. Однако уединение подвижника, посвящённое молитве и учёным трудам, продолжалось недолго. В 364 году епископ Кесари Евсевий рукоположил Василия во пресвитера. Пресвитер ... далее ...
«Эллинохристианская культура» и Василий Великий / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... знакомстве с наследием отца Епифания наше внимание привлек ряд статей, посвященных теме «эллинохристианского синтеза». Не касаясь сейчас вопроса о взаимодействии христианства и эллинизма в общем (породившего огромную литературу) , остановимся на одном важном и, как нам представляется, актуальном аспекте, который этот вопрос приобретает в свете последних событий. А именно: нам кажется, что статьи отца Епифания могут пролить свет на образ мыслей греческих иерархов в межцерковных отношениях. Так, Константинопольский патриарх Варфоломей в контексте украинского вопроса заявил, что «наши братья славяне не могут терпеть первенства Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». Оставляя в стороне несправедливость данного упрека по существу, заметим, что этнофилетическое представление о «первенстве нашей нации в Православии», несомненно, имеет те же корни, что и у авторов концепции «эллинохристианской культуры», а учитывая время написания статьи отца Епифания, вполне вероятно и прямое влияние данной концепции на старшее поколение греческой иерархии. И здесь важно понять, что подобные идеи являются не общим местом в грекоязычных Поместных Церквях (как это часто представляется) , ... далее ...
De Spiritu Sancto - святитель Василий ВеликийИскать в Источникеazbyka.ru
... Your desire for information, my right well-beloved and most deeply respected brother Amphilochius, I highly commend, and not less your industrious energy. I have been exceedingly delighted at the care and watchfulness shown in the expression of your opinion that of all the terms concerning God in every mode of speech, not one ought to be left without exact investigation. You have turned to good account your reading of the exhortation of the Lord, Every one that asks receives, and he that seeks finds, Luke 11: 10 and by your diligence in asking might, I ween, stir even the most reluctant to give you a share of what they possess. And this in you yet further moves my admiration, that you do not, according to the manners of the most part of the men of our time, propose your questions by way of mere test, but with the honest desire to arrive at the actual truth. There is no lack in these days of captious listeners and questioners; but to find a character desirous of information, and seeking the truth as a remedy for ignorance, is very difficult. Just as in the hunters snare, or in the soldiers ambush, the trick is generally ingeniously concealed, so it is with the inquiries of the ... далее ...

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Прочитать книгу можно здесь
Hexaemeron - читать, скачать - святитель Василий ...Искать в Источникеazbyka.ru
... It is right that any one beginning to narrate the formation of the world should begin with the good order which reigns in visible things. I am about to speak of the creation of heaven and earth, which was not spontaneous, as some have imagined, but drew its origin from God. What ear is worthy to hear such a tale? How earnestly the soul should prepare itself to receive such high lessons! How pure it should be from carnal affections, how unclouded by worldly disquietudes, how active and ardent in its researches, how eager to find in its surroundings an idea of God which may be worthy of Him! But before weighing the justice of these remarks, before examining all the sense contained in these few words, let us see who addresses them to us. Because, if the weakness of our intelligence does not allow us to penetrate the depth of the thoughts of the writer, yet we shall be involuntarily drawn to give faith to his words by the force of his authority. Now it is Moses who has composed this history; Moses, who, when still at the breast, is described as exceeding fair; Moses, whom the daughter of Pharaoh adopted; who received from her a royal education, and who had for his teachers the wise ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василий Великий
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера