священник Сергий Модель Содержание Афонский монах Афон после Афона «Братолюбивий нищий»     Архиепископ Василий (Кривошеин) , известный богослов и патролог, всю жизнь оставался простым афонским монахом благодаря опыту, приобретенному им во время двадцати двух лет жизни на Афоне. Об этом малоизвестном периоде жизни владыки, сыгравшем большую роль в формировании его личности, повествует Сергий Модель. Рассказывая в «Воспоминаниях» о различных периодах своей жизни 1 , архиепископ Василий (Кривошеин) ничего не говорил о двадцати-двух годах, проведенных им на Афоне, хотя эта часть его жизни, безусловно, одна из наиболее важных в формировании его личности. Именно Афон сделал владыку Василия таким, каким он был (не смотря на то, что он стал иерархом и богословом): смиренным монахом, ведущим простую, скромную жизнь, сохраняя при этом свободу мысли и слова. Поэтому желательно по возможности восстановить события этих лет, используя его переписку 2 и другие документы, которыми мы располагаем 3 . Ничто не предвещало Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну царского министра, служения Церкви. Родившись в 1900 году в Санкт-Петербурге 4 , молодой студент исторического факультета не был особенно религиозен, в том числе и когда в 1919 г. году вступал в белую армию. Однако бедствия революции и гражданской войны, а также живое переживание того, как несколько раз Бог спас его от смерти 5 , оставили неизгладимый след в его душе. С отмороженными руками и отмороженной ногой он был эвакуирован в 1920 г. во Францию. Здесь на филологическом факультете Сорбонны он закончил учебу, которую начинал в родном городе, на историческом факультете Санкт-Петербургского университета, а затем Московского. В 1924–1925 годах В. Кривошеин принимает активное участие в русском студенческом христианском движении (РСХД) во Франции, где он встречается c Н. Бердяевым , Б. Вячеславцевым, о. Сергием Булгаковым . C этого времени у него возникает интерес к отцам Церкви (с самого начала учебы его интересовала Византия), а епископ Вениамин (Федченков) , будущий инспектор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, внушает ему любовь к православному богослужению. Как объяснит позднее вл. Василий, его интересы эволюционировали от истории к философии, а затем к богословию 6 . Одним из первых он записывается в Свято-Сергиевский Институт, который открылся в Париже в апреле 1925 года 7 , и в течение шести месяцев посещает лекции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Рецензии на книги 2789. [Рец. на кн.:] Антоний (Блум), митр. Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа: [Проповеди]. 1982//ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 289–291. 2790. Белякова Е. В. [Рец. на кн.:] Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.: На примере Пермской епархии. Екатеринбург, 1998. 218 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 627. 2791. Бессарабова И. [Рец. на кн.:] Струве Н. А. Православие и культура. М.: Христианское изд-во, 1992//ППр. 1993. 2. С. 253–256. 2792. [Брутон Л.] [Рец. на кн.:] Pelikan J. Mary through the Centuries: Her Place in History of Culture [=Пеликан Я. Мария в веках: Ее место в истории культуры]. New Haven: Yale University Press, 1996. XII, 269 p. From: The Princeton Seminary Bulletin. 1998. P 85–87 (New Series; Vol. 19)/L. Broughton; Пер. с англ.: К. Бурмистров//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 315. 2793. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959 [=Бек Х.-Г. Церковь и богословская литература в Византийском государстве]//ВРЗЕПЭ. 1960. 33/34. С. 131–133. 2794. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Histoire de la Spiritualité Chretiénne: [Рец. на кн.:] Bouyer L. La Spiritualité du Nouveau Testament et des Pères. Aubier, 1960 [=Буйе Л, о. Духовное учение Нового Завета и отцов]//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 54–56. 2795. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Неизданное творение Иоанна Златоуста : [Рец. на кн.:] Jean Chrysostome. Huit Catechèses Baptismales inédites/Introduction, texte critique, traduction et notes de A. Wenger. Paris, 1957 [= Иоанн Златоуст , свт. Восемь неизданных поучений о Крещении]//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 59–60. 2796. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [ Рец. на кн.:] Quasten J. Patrology...Vol. 3: The Golden Age of Greek Patristic Literature: From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. Utrecht; Antwerpen, 1960 [=Квастен И. Патрология... Т. 3: Золотой век греческой патристической литературы: От Никейского Собора до Халкидонского]//ВРЗЕПЭ. 1961. 37. С. 61–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ (Кривошеин Всеволод Александрович; 17.07.1900, С.-Петербург - 22.09.1985, там же), архиеп. Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог. Его отец, А. В. Кривошеин (1858-1921),- министр землеустройства и земледелия (1908-1915), один из сподвижников П. А. Столыпина в проведении земельной реформы, премьер-министр правительства Юга России адмирала П. Н. Врангеля (1920), мать - Е. Г. Кривошеина (урожд. Карпова). Находился в родстве со старообрядческой купеческой фамилией Морозовых . В 1916 г. В. А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отд-ние историко-филологического фак-та Петроградского ун-та. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом фак-те Московского ун-та. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1924 г. окончил филологический фак-т Сорбонны и записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1924-1925 гг. В. А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД) , присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в мон-рь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний ) отправился в паломническую поездку на Афон , к-рая определила всю его последующую жизнь. В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апр. 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы , был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г.- в мантию с именем Василий. В 1927-1929 гг. учился греч. языку сначала в мон-ре, а затем в Карее , адм. ц. Афона. Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г.

http://pravenc.ru/text/150717.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Тварная сущность и Божественная сущность в духовном богословии преп. Симеона Нового Богослова При помощи понятий сущность, сверхсущность и выражений согласно сущности, по сущности, сущностно преподобный Симеон хотел изобразить конечную действительность своего мистического видения, своего единения с Богом, Который соединяясь с нами «сущностно», остается Богом «сверхсущностным», недосягаемым в Самом Себе. Можно сказать, что преподобный Симеон с присущим ему рвением и мистическим реализмом следует тому главному направлению, в русле которого развивалась греческая и византийская духовность от самых древних времен до святителя Григория Паламы». Владыка Василий (Кривошеин) — один из самых выдающихся исследователей жизни и творчества преп. Симеона Нового Богослова. В этой статье Кривошеин рассматривает как понимал Новый Богослов понятие «сущность» (усия — одно из главных слов святоотеского богословия), применяемое к твари и Творцу. Кривошеин резюмирует это понимание так: «большинство его «противоречий» находит объяснение в парадоксальности и антиномичности тайны христианства, которые очень трудно, а подчас и невозможно выразить языком логически последовательным, в особенности если, подобно преподобному Симеону, подходить к этой тайне конкретно и экзистенциально. Это относится преимущественно к тем контекстам, где речь идет о трансцендентности Бога и о Его присутствии в нас. Архиепископ Василий (Кривошеин) «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Krivochéine В. «Essence créée» et «Essence Divine» dans la théologie spirituelle de St. Syméon le Nouveau Théologien//Studia Patristica. T.XII. Berlin, 1975. P.210–226. Излишне напоминать о важности понятия сущность, ουσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архиеп. Василий (Кривошеин), Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение Архиеп. Василий (Кривошеин), Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение   Приезжая в Грецию на Афон, многие замечают, что греческое богослужение сильно отличается от русского. Особенно это различие стало бросаться в глаза после реформы 1838 г., когда существенно изменилась Литургия оглашенных. Поэтому мы публикуем статью афонского монаха архиеп. Василия (Кривошеина) об этих отличиях. - Святая Гора Афон Настоящее сообщение не имеет целью проследить историческую эволюцию богослужебных форм, происхождение их особенностей у греков и русских, значение в этом процессе различных типиконов, их взаимные влияния и т.д. Я не литургист и не буду делать этого систематически. Ограничусь лишь несколькими замечаниями и наблюдениями, скорее личного характера, относительно того, как совершается Литургия и прочие богослужения в храмах греческого языка, с одной стороны, и русского с другой. Говоря же о церквах греческого языка, я не забываю, что Афон не принял константинопольской реформы 1838 г. и остался верным более древним типиконам. В настоящем исследовании меня интересует не только тот или иной текстуальный вариант или различие в чинопоследовании, но также и прежде всего, тот смысл и значение, которое одни и те же слова или один и тот же литургический момент может получить в сознании верующих, как это может сказаться на их религиозном поведении, даже если различия часто бывают основаны на недоразумениях. Для понимания и оценки этих особенностей народного благочестия " богослужебные отклонения " могут оказаться интересными. Начнем с нескольких, скорее банальных замечаний о некоторых особенностях при совершении Божественной Литургии. Надо однако сказать, что вообще большая часть различий между греками и русскими в ее совершении касается нашей темы лишь косвенно, поскольку различия эти находятся в молитвах, именуемых " тайными " и потому остаются неизвестными подавляющему большинству мирян и не имеют непосредственного влияния на их поведение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Экклезиология святителя Василия Великого Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого . Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях отдельные разбросанные места, в них речь [идет] о Церкви всегда как бы мимоходом и обыкновенно очень кратка. Они есть почти во всех его трудах – «Шестодневе», «Беседах на псалмы», Словах, в книгах «Против Евномия», книге «О Святом Духе», аскетических писаниях, и особенно в письмах. Последние для нас наиболее интересны, так как выявляют отношение великого архиепископа к церковным вопросам своего времени, его реакцию на церковные события. Это отношение пополняет и делает более понятными отдельные мысли о Церкви. Основываясь на всех этих данных, мы можем в общих чертах установить учение о Церкви св. Василия Великого . Нужно только избегать излишней систематизации 949 . Отметим прежде всего, что св. Василий говорит о Церкви иногда в единственном ( κκλησα), иногда во множественном числе (α κκλησαι). Множественное число преобладает в его письмах, а в остальных творениях 950 св. Василий пишет о Церкви преимущественно в единственном числе. Это можно объяснить тем, что в письмах св. Василий говорит о Церкви в ее конкретном историческом явлении, то есть в ее проявлении как множества Поместных церквей, в других же трудах он более останавливается на богословской и духовной ее стороне. Св. Василий никак не определяет ее природу или сущность. Такое определение противоречило бы гносеологическим принципам св. Василия, всегда утверждающего (особенно против Евномия) непостижимость и невыразимость сущности всех вещей, даже тварных. Может быть, и сознание тайны Церкви побуждало его воздерживаться от такого определения. Однако он часто пользуется библейскими образами для ее описания. Церковь есть Тело, и это Тело – Тело Христово. «Господь наш Иисус Христос, согласившийся назвать Своим Телом всю Церковь Божью и каждого из нас в отдельности сделавший членами друг друга, даровал всем нам быть близкими ко всем по согласованности, свойственной ее членам» 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Исследование Кривошеина «Преподобный Симеон Новый Богослов» сделало эпоху в изучении одного из самых великих Отцов Православия — Симеона Нового Богослова, с великим дерзновением учившего (и познавшего на собственном опыте), что соединение с Богом, видение Нетварного Света возможно всегда и для совершенно любого человека и, более того: без принятия Духа невозможно спастись… «Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что без Него возможно спастись, Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим», — эту цитату из гимна Симеона Нового Богослова Кривошеин делает эпиграфом к своей книге — бесконечно высокая планка, обещающая так много, но и как резко осуждающая жизнь «обычных» верующих! Владыка Василий (Кривошеин) так заканчивает свою работу про прп. Симеона Нового Богослова, а мы предлагаем начать: «Работа наша завершена, но мы опять стоим перед теми же недоуменными вопросами: кем был прп. Симеон, что означает в точности его прозвание Новый Богослов? Как такая личность могла появиться в Византийском мире? Откуда он духовно происходит и каково его место в православной духовности и в православии вообще? Ибо подлинно и безупречно православный, никогда не осужденный за какое-либо духовное или догматическое уклонение, он не был, однако, православным “как все”. Это очевидно для всякого, кто входит с ним в духовное соприкосновение. И почему этот великий святой и в то же время замечательный писатель, гениальный, сказали бы мы, несмотря на неровности его литературного творчества, был долгое время оспариваем, потом почти забыт или даже изуродован, почему его место в церковном календаре сведено до минимума, служба ему составлена только в восемнадцатом веке? Но для нас прп. Симеон навсегда останется человеком глубокого личного мистического опыта, сумевшим притом потрясающим образом его выразить. Его значение несравненно и непревзойденно в православной духовности всех времен. Мы восхищаемся также замечательной свободой его духа, умеющей, однако, сживаться с аскетическим и догматическим преданием православия».

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Архиепископ Василий (Кривошеин) посвятил много лет своей долгой жизни изучению наследия Отцов Церкви. Жизнь Владыки Василия совпала с тем временем, когда в церковной и научной среде Европы начал возрождаться интерес к святоотеческому наследию. Это движение возникло не только среди православных, но и среди католиков. Архиепископ Василий начал систематически заниматься изучением святоотеческого наследия, еще будучи монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 1 Афон является не только уникальной монашеской республикой, где на протяжении вот уже более тысячи лет существует и развивается аскетическая и духовная жизнь, но это также и место уникального собрания христианских рукописей, которое, пожалуй, не имеет аналогов в мире. Многие афонские монастыри, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь обладают богатейшими коллекциями рукописей, которые в те годы, когда владыка Василий жил на Афоне, практически еще не были изучены, не были каталогизированы, не были известны научному миру. Владыка Василий, будучи простым монахом афонского монастыря, имел возможность работать в этих библиотеках и посвящать свое время изучению древних рукописей. Уникальность владыки Василия заключается в том, что он был не просто человеком церковным и не просто человеком ученым. Он сочетал в себе эти две ипостаси, которые надо сказать, к сожалению, в православной традиции сочетаются довольно редко. И когда владыка Василий оказался в Западной Европе, то он сотрудничал с многими светскими учеными-патрологами, не имевшими того духовного опыта, которым обладал владыка Василий, проведший более 20 лет на святой Афонской горе. Объектом научного интереса владыки Василия (Кривошеина) были греческие Отцы Церкви. Он написал специальные исследования о святителе Василии Великом , 2 о святителе Григории Нисском , 3 о «Макариевских беседах», 4 о преподобном Симеоне Новом Богослове 5 и о святителе Григории Паламе . 6 Но именно эти два последних автора – прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама стали объектом наиболее детального изучения со стороны владыки Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

В начале этой конференции-встречи, посвященной памяти владыки Василия (Кривошеина) , нельзя обойти стороной некоторые вехи на жизненном пути приснопамятного русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского. Здесь мы не предлагаем детального анализа, а лишь в общих чертах напомним о жизни и трудах этой выдающейся личности. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 30 июля 1900 г. в Санкт-Петербурге. Будучи сыном министра Александра Васильевича Кривошеина 1 , он учился на факультетах своего родного города и в Москве 2 . Его сочувственное на первых порах отношение к февральской революции 1917 года 3 приводит его в Белую Армию в 1919-м 4 , но, отмороженные руки и нога заставляют его эвакуироваться во Францию в 1920-м. Там он завершает свое обучение на филологическом факультете Сорбонны, не переставая при этом участвовать в русском молодежном движении. Его жизнь, однако, резко меняется после паломничества в 1925 г. на Святую Гору Афон и он решает (вместе с Сергеем Сахаровым – будущим архимандритом Софронием) принять монашество. Монашеские обеты 5 были им даны с наречением имени Василий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Там он проникается афонским духом под руководством великих старцев той эпохи 6 . Будучи полиглотом и эрудитом, он быстро переходит к административным послушаниям в своей общине: став секретарем, затем членом монастырского совета, он в 1942–45 гг. представляет его в «парламенте» и, в 1944–45 гг. в «правительстве» Святой Горы. Одновременно он посвящает себя изучению православного богословия, особенно патристике (в 1936 г. выходит в свет его исследование о св. Григории Паламе , которое становится «классическим» в этой области) 7 . Тем не менее, после II Мировой Войны политический контекст греческой гражданской войны заставляет множество русских монахов оставить Афон. Тот же удел в 1947 г. постиг и о. Василия, после 22 лет, проведенных им на Святой Горе. Приняв приглашение быть одним из редакторов «Словаря греческого патристического языка», издававшегося в Оксфордском Университете 8 , о. Василий остается в этом городе, где его рукопологают в сан иеромонаха (в юрисдикции Московского Патриархата) 22 мая 1951 г. 9 B 20-e годы прошлого столетия, русская православная эмиграция разделилась на три независимых и порой противостоящих друг другу группы-юрисдикции: Зарубежный Синод, связанный с крайним традиционализмом, обусловленным политическим, культурным и духовным наследием прежнего режима; Архиепископия Западной Европы, политически нейтральная и весьма плодовитая в плане богословия, перешедшая в подчинение Константинопольского Патриархата; и Московский Патриархат, в ту эпоху в значительной степени ослабленный контролем советских властей. Именно с последним и связал свою судьбу отец Василий, желавший оставаться в общении с Матерью-Церковью и прямой связи с Россией и ее народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010