сост. Г. И. Катышев Автобиография «Даты и этапы моей жизни» 196 Арестован 11 раз. Родился 2 июля 1887 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Во 2 классе переэкзаменовка. В 3 классе провел два года. Начал прислуживать в алтаре, вероятно, за всенощной в субботу 21 августа 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении рипидоносцем и иподиаконом: 1903–1906 годы. То же непрерывно во все время: август 1906 – сентябрь 1908 года. Посвящен в первую степень клира – в чтеца 6 мая 1907 года. Московская духовная академия: 1908–1912 годы. Пострижен в монашество 12 октября 1912 года. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года. Преподаватель Полтавской духовной семинарии: октябрь 1912 – сентябрь 1913 года. Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы. Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих. Помощник заместителя 197 : январь – сентябрь 1918 года. Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы. Наместник Владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года. Арестован и препровожден в ревтрибунал 17 марта 1922 года. Освобожден 18 марта 1922 года. Арестован в Великую Среду (митр. Сергий [Страгородский], архиеп. Павел [Борисовский], еп. Василий [Зуммер]) 30 марта 1922 года. Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 года. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года. Арестован (еп. Серафим, прот. Мирт[ов]) 15 июля 1922 года. Освобожден 25 июля 1922 года. Арестован (архиеп. Никандр, архиеп. Фаддей, еп. Корнилий, еп. Дамиан, еп. Николай, еп. Василий, прот. Глаголев, игум. Филарет [Волчан], священники Дурылин, Дулов, прот. Благовещенский (Ков[ров]?), Конст[антин] (Суздаль) 10 сентября 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий (Зуммер), еп. Суздальский. Фотография. 1922 г. (Зуммер Вячеслав Иосифович; 28.09.1885, с. Пятигоры Ровенского у. Волынской губ.- 24.12.1923, г. Ура-Тюбе, Таджикистан?), еп. Суздальский, вик. Владимирской епархии. Из семьи священника-чеха. Окончил ДС, в 1913 г.- СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Христианский взгляд на патриотизм», во время обучения в академии принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. 28 авг. 1913 г. назначен помощником смотрителя в Мстиславское ДУ, 20 сент. переведен на ту же должность в Клеванское ДУ. В 1914-1918 гг. жил в дерманском во имя Св. Троицы мон-ре , настоятелем к-рого был его брат. С 1919 до 30 авг. 1920 г. являлся настоятелем Загоровского в честь Рождества Богородицы и владимиро-волынского в честь Рождества Христова мон-рей. С 30 авг. 1920 по 29 февр. 1921 г. находился при рус. войсках, отступавших из Польши. После пересечения гос. границы был арестован, содержался в Орловском концлагере 1, откуда был освобожден 29 марта того же года по решению Временной комиссии по применению амнистии от 6 нояб. 1920 г. С авг. по дек. 1921 г. являлся настоятелем Оптина болховского в честь Рождества Богородицы и Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1921 или нач. 1922 г. в Н. Новгороде В. был хиротонисан во епископа Суздальского, вик. Владимирской епархии, хиротонию возглавил митр. Сергий (Страгородский) . Весной того же года Владимирский губ. революционный трибунал пытался привлечь В. к уголовной ответственности по делу «о хищении ценностей» из ризницы Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мон-ря . Все архиереи, имевшие к.-л. отношение к Спасо-Евфимиевой обители, в т. ч. В., были арестованы. Во Владимирской тюрьме он находился вместе с митр. Сергием (Страгородским), архиеп. Павлом (Борисовским) и еп. исп. Афанасием (Сахаровым) . 1 июня 1922 г. ревтрибунал известил В. о том, что в отношении его следствие прекращено за недоказанностью обвинения. 9 июня состоялся показательный суд. Обвиненных приговорили к году лишения свободы, на следующий день по амнистии освободили.

http://pravenc.ru/text/150711.html

Сергиевская ц., где служил свящ. Валентин, осталась в канонической Церкви и стала одним из центров борьбы с обновленчеством в Ташкенте. После того как в нач. 1923 г. управлявший Ташкентской епархией архиеп. Иннокентий, опасаясь репрессий со стороны властей, покинул паству и выехал в Москву, свящ. Валентин и прот. Михаил Андреев взяли на себя организацию епархиальной жизни. 27 февр. ими было созвано собрание иереев и церковных старост, оставшихся верными каноническому Православию, на к-ром был создан Союз приходов Туркестанской епархии как замена захваченного обновленцами епархиального управления. Собрание приняло решение о необходимости замещения Ташкентской кафедры и избрало свящ. Валентина кандидатом в епископы. Для содействия в осуществлении архиерейской хиротонии собравшиеся обратились к находившемуся в это время в Ташкенте в ссылке еп. Андрею (Ухтомскому) , назначенному патриархом Тихоном на Томскую кафедру, но не вступившему в управление своей епархией. Еп. Андрей одобрил кандидатуру о. Валентина и совершил над ним монашеский постриг, дав имя в честь ап. Луки, евангелиста, врача и художника. Для архиерейской хиротонии еп. Андрей направил Л. с сопроводительным письмом в Пенджикент, где отбывали ссылку епископы Суздальский Василий (Зуммер) и Болховский Даниил (Троицкий) . 31 мая 1923 г. они совершили над Л. хиротонию в пенджикентской ц. во имя свт. Николая. По просьбе епархиального Совета приходов Л. взял на себя управление Туркестанской епархией. 3 июня Л. впервые отслужил воскресную всенощную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Ташкента. Занимавшие его ранее обновленцы оставили храм. Вступление Л. в управление Туркестанской епархией вызвало немедленную реакцию властей. 4 июня в Ташкентском ун-те был организован студенческий митинг с требованием об увольнении проф. Войно-Ясенецкого. Хотя руководство ун-та отвергло это требование, 5 июня Л. был вынужден заявить об уходе с профессорской должности. 6 июня в газ. «Туркестанская правда» появилась клеветническая статья об архиерее.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

В марте 1918 г. перенес тяжелую операцию, в мае-июне жил в Оптиной пуст., затем в Сергиевском посаде, по благословению старца Анатолия исполнял «полумонашеский обиход» (молитвы, церковные службы, чтение Евангелия, Апостола). Переписывался со старцем (сохранилось 13 писем старца к Д. за 1917-1919), посещал Оптину летом 1919 г. дважды и во время Великого поста 1921 г. Вел дневник «Троицкие записки». На весну 1919 г. был намечен постриг Д. Отвечая на вопрос, можно ли в самом себе совместить монашество и художественное творчество, делал вывод: «Нельзя двоякого вынести... Сожги одно или другое, но сожги». Однако старец Анатолий не советовал поступать в Оптину пуст., будущее к-рой не было определено, предлагал отложить постриг и обратиться к Волоколамскому еп. Феодору (Поздеевскому) , управляющему Даниловым во имя прп. Даниила Столпника московским мон-рем. Большое влияние на Д. оказал прот. прав. Алексий Мечёв , благословивший его не идти в монахи и принять священство. Старец Анатолий также благословил его на этот шаг. 15 марта 1920 г. в Троицком храме Данилова мон-ря еп. Феодор рукоположил Д. во иерея (целибат). Служил в Москве, в ц. Николая Чудотворца в Клённиках, настоятелем к-рой был прот. Алексий. Служба в большом приходе оказалась для Д. слишком тяжелой. В 1921 г. он был переведен настоятелем в Боголюбскую часовню у Варварских ворот. Жил при часовне, в келье в Варварской башне Китай-города. В 1922 г. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова в Кадашах, но не успел занять место. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. В ночь с 11 на 12 июля того же года Д. был арестован. В авг. переведен во Владимирскую тюрьму. В ночь на 28 окт. участвовал в богослужении в камере 17, где вместе с ним оказались Крутицкий архиеп. Никандр (Феноменов) , Астраханский архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Суздальский еп. Василий (Зуммер) , иером. священноисп. Афанасий (Сахаров ; впосл. епископ Ковровский) и др. О смягчении участи Д. ходатайствовали его духовные дети и друзья, пользуясь своими широкими связями. В частности, архит. А. В. Щусев обратился к наркому просвещения А. В. Луначарскому . Д. был приговорен к адм. высылке в Курган на 2 года, но был выслан в Челябинск. Прот. Алексий благословил Д. на отъезд, подарил ему Евангелие с надписью (впосл. передано в музей Троице-Сергиевой лавры) и отправил с ним в качестве помощницы И. А. Комиссарову из сестринской общины ц. Николая Чудотворца в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/180605.html

Ей за 70 лет, и 42 года она прожила в Шитхарве – вышла замуж за памирца. Сама она ездила на родину, но за все эти 42 года я стал первым человеком с Украины, который побывал у нее дома. Даже родственники к ней не приезжали. У нее висят иконы, она молится. Ближайший храм – в 500 километрах. Изредка она бывает в Душанбе, ходит там в кафедральный собор. А если говорить о святынях, то их было немало, но почему-то мне вспоминается опять-таки Таджикистан, город Худжанд, бывший Ленинабад. Я останавливался там при храме Марии Магдалины. Настоятель – иеромонах Мардарий – предложил мне принять участие в очень интересной экспедиции. Недалеко от Худжанда находится городок Истаравшан. До 2000 года он назывался Ура-Тюбе. Там, на русском кладбище, похоронен епископ Суздальский Василий (Зуммер), умерший в декабре 1923 года в ссылке от туберкулеза. Именно он вместе с епископом Болховским Даниилом (Троицким) в мае 1923 года в городе Пенджикенте совершил епископскую хиротонию архимандрита Луки, будущего святителя Крымского. Никто не знает, где его могила. Мы ее тоже не нашли – только определили примерный квадрат кладбища. Совершили там панихиду. – Прежде, чем мы с вами поговорим о вашем следующем путешествии – по Балканским странам и на Афон, из которого вы недавно вернулись, я бы хотела спросить вас о том, что произошло в промежутке, – о вашей встрече с отцом Феодором Конюховым . – Это произошло в Свято-Алексеевской пустыни, где он часто бывает и куда я приехал специально на встречу с ним. Я позвонил ему, он проявил интерес к моей книге, и это стало причиной нашего знакомства. Два путешественника. С о. Феодоровым Конюховым в Свято-Алексеевской пустыни – Скажите честно, волновались? – Да! Но волнение сразу же прошло. Потому что он – совершенно простой человек. Бессребреник. У него ничего нет – только квартира-мастерская в Москве (он же еще художник, и очень неплохой). Он немного рассказал о себе. Что он до 43 лет учился – закончил мореходку в Одессе, семинарию, штурманские курсы. Он с морем на «ты».

http://pravoslavie.ru/88900.html

31 мая в Алексиевском соборе Самарканда была совершена Литургия в честь 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки. Накануне вечером в храм была доставлена икона святителя с частицей его мощей. Перед Литургией митрополит Викентий, митрополит Софроний и епископ Феофилакт совершили молебен у гробницы ветхозаветного пророка Даниила. В этой гробнице, по преданию, находится десница пророка, привезенная Амиром Темуром из одного из своих завоевательных походов. Как сообщил руководитель просветительного отдела Ташкентской епархии протоиерей Сергий Стаценко, Самарканд для проведения торжественной службы был выбран не случайно: «Архиерейская хиротония святителя Луки состоялась 31 мая 1923 года в г. Пенджикенте, как раз недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Патриарх Тихон, когда узнал о ней, утвердил ее законной». Возглавил Литургию митрополит Викентий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Софроний, епископ Феофилакт, сонм духовенства из России, Узбекистана, Украины. За богослужением молились более тысячи верующих из Самарканда и Самаркандской области, а также паломники из Сырдарьи. По окончании богослужения было пропето величание святителя Луки. Затем с архипастырским словом к верующим обратились  митрополит Викентий и митрополит Софроний. 1 июня, в день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, митрополит Викентий в сослужении епископа Феофилакта совершил Литургию под открытом небом рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского на Боткинском кладбище в Ташкенте. По окончании богослужения на могиле жены, дочери и внучки святителя Луки была совершена заупокойная лития. Митрополит Викентий освятил установленную на могиле мемориальную доску в честь священноисповедника. Заупокойная лития была также совершена на могиле архимандрита Бориса (Холчева) и некоторых правящих архиереев Ташкентской епархии, нашедших упокоение на узбекистанской земле. Торжества по случаю 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) завершились Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. 2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, богослужение возглавил митрополит Викентий в сослужении митрополита Софрония, клириков из России, Узбекистана и Украины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

- Весной 2023 года исполнится 100 лет со дня монашеского пострига, архиерейской хиротонии святителя Луки и его ареста. Напомните об этих событиях, пожалуйста. - В середине мая 1923 года епископ Андрей Уфимский (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество в честь апостола и евангелиста Луки , который был врачом и художником. По благословению епископа Андрея отец Валентин со своим 16-летним сыном Михаилом уехал в город Пенждикент, где 31 мая епископ Болховский Даниил (Троцкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер) тайно совершили над отцом Валентином хиротонию во епископа. 3 июня, в день памяти равноапостльных Константина и Елены, епископ Лука служил свою первую архиерейскую службу в кафедральном соборе Ташкента, где присутствовали лишь епископ Андрей Уфимский и священник Михаил Андреев. Остальные священники собора покинули город. 10 июня владыку Луку арестовали как сторонника Патриарха Тихона за мнимые сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками. Как твердый защитник Православия владыка передал своей пастве воззвание не поддаваться обновленчеству, хранить чистоту веры. Продолжая свою работу над «Очерками гнойной хирургии», он по ночам работал в кабинете начальника тюрьмы. - 11 июня мы отмечаем сразу три праздника – день памяти святителя Луки, день схождения на Сохотские болота Небоявленного Животворящего Креста Господня, ныне находящегося в селе Годеново, и память иконы Божией Матери «Споручница грешных». 16 июня 2022 года исполнится 400 лет со дня принесения в Корецкий монастырь этой иконы (1622), а в 2023 году – 180 лет с того дня, как икона явила первое чудо (1843). 11 июня 2023 года, если Бог даст, мы отметим 600-летие со дня сошествия Небоявленного Креста Господня. За 40 лет до этого – 640 лет тому назад – в России явилась Тихвинская икона, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, в честь которого получил свое имя Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Случайны ли совпадения круглых дат? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично. Недаром автобиографическая книга святителя Луки названа по первым словам его фразы «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это лейтмотив всей его жизни. Советую всем прочитать ( ) или послушать ( ) автобиографию святителя Луки «Я полюбил страдание». Она вас потрясет до глубины души, и вы найдете в ней многие ответы на свои духовные вопросы.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

Но так как, по апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а на то время, кроме Владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам Святитель Лука так вспоминает об этом: «Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, дьякона и своего старшего сына, шестнадцатилетнего Михаила. Утром (30 мая) приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не соглашался ехать, потому что все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один забулдыга, который согласился нас везти... Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо епископа Андрея Ухтомского , решили назначить на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви святителя Николая Мирликийского, без звона и при закрытых дверях. С епископом жил ссыльный московский священник протоиерей Свенцицкий, известный церковный писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии читали и пели мои спутники и протоиерей Свенцицкий... На следующее утро все мы отправились в церковь . Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии совершили хиротонию. При хиротонии хиротонисуемый склоняется над престолом, а архиереи держат над его головой разомкнутое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда архиереи разогнули над моей головой Евангелие и читали совершительные слова Таинства, я пришел в такое глубокое волнение, что всем телом задрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий и протоиерей Свенцицкий вернулись домой несколько раньше меня и встретили меня архиерейским приветствием: «Тон деспотин...» Архиереем я стал 31 мая 1923 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Так в экстремальных условиях народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, поставил над собой архиерея. «Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеймона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом». Но так как, по апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а на то время, кроме Владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам Святитель Лука так вспоминает об этом: «Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына, шестнадцатилетнего Михаила. Утром (30 мая) приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не соглашался ехать, потому что все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один забулдыга, который согласился нас везти… Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо епископа Андрея Ухтомского, решили назначить на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при закрытых дверях. С епископом жил ссыльный московский священник протоиерей Свенцицкий известный церковный писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии читали и пели мои спутники и протоиерей Свенцицкий… На следующее утро все мы отправились в церковь. Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии совершили хиротонию. При хиротонии хиротонисуемый склоняется над престолом, а архиереи держат над его головой разомкнутое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда архиереи разогнули над моей головой Евангелие и читал совершительные слова Таинства, я пришел в такое глубокое волнение, что всем телом задрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий протоиерей Свенцицкий вернулись домой несколько раньше меня и встретили меня архиерейским приветствием: «Тон деспотии…» Архиереем я стал 31 мая 1923 года.

http://pravmir.ru/svyatitel-xirurg-episk...

И вот в этой неразберихе возвышает свой голос всеми любимый пастырь. Отец Валентин вместе с настоятелем вокзальной церкви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд духовенства и мирян для обсуждения вопросов об упорядочении церковной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря, предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя. Отец Валентин с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов церковного совета, отвергнувших «живую» церковь. На этом же съезде туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Валентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Ташкентскую кафедру. Так в экстремальных условиях народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, поставили над собой архиерея. Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) незадолго до своего ареста и ссылки в Среднюю Азию был в Москве, и Патриарх Тихон, находившийся под домашним арестом, дал ему право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайным образом рукополагать их. Епископ одобрил решение собора ташкентского духовенства и тайно постриг отца Валентина в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеимона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом. Средний сын владыки Луки Алексей рассказывал: «Однажды ночью, когда я лежал в своей кровати (она находилась в кабинете отца), пришла София Сергеевна. Думая, что я сплю, она стала со слезами в голосе упрашивать отца не идти в монахи ради нас – детей. Но отец остался непреклонным». с. 114.] По апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а так как на то время, кроме владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам святитель Лука так вспоминает об этом: «Преосвященный Андрей направил меня в таджикский город Пенджикент, отстоявший за 90 верст от Самарканда. В Пенджикенте жили два ссыльных епископа: Даниил Волховский и Василий Суздальский; епископ Андрей передал им через меня письмо с просьбой совершить надо мною архиерейскую хиротонию. Как я выше писал, я был два года и четыре месяца младшим священником ташкентского кафедрального собора, продолжая работать главным врачом и хирургом городской больницы. Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына – шестнадцатилетнего Михаила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010