" Байки из склепа " по-казански Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Наши публикации >   " Байки из склепа " по-казански itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Байки из склепа " по-казански Новые " откровения " официальных татарских историков о тысячелетии Казани Василий Осипов   Новости Москвы   06.10.2005 331 Время на чтение 5 минут С того момента, как в июне 1999 года совет Института истории Академии наук Татарстана (ИИ АНТ), руководимого государственным советником при президенте республики по политическим вопросам (а в прошлом - одним из главных идеологов местного " суверенитета " ) Рафаилем Хакимовым, постановил " признать аргументы и доводы исследователей о времени возникновения города Казани на рубеже X - XI вв. научно достоверными и целым рядом независимых экспертиз " , " утвердив " " наиболее вероятной датой возникновения Казани " " границу 1004 - 1005 годов " , не на день не смолкают споры об истинном возрасте " 1000-летней Казани " . Образумить многочисленных " маловеров " , сомневающихся в подлинности сделанных в " установленные сроки " сенсационных открытий, не смог даже известный Указ президента России Бориса Ельцина от 1 сентября того же года " О праздновании 1000-летия основания города Казани " , первым пунктом которого значилось: " Принять предложение органов государственной власти Республики Татарстан о праздновании 1000-летия основания г. Казани в августе 2005 г. " . " Предложение " , понимаешь, приняли, а сомнения равно остались. Озаботившись тем, что не все не только в целом по России, но и в самом Татарстане, прониклись сей " непреложной " истиной, местные идеологи " миллениума " , (перековавшиеся, как правило, из бывших идеологов " суверенитета " ) это время не переставали " с лопатой в руках " доказывать правоту своих аргументов.

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/06/...

под ред. О.В. Творогова Скачать epub pdf Казанская история КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ – одно из самых интересных и значительных историко-публицистических сочинений русской литературы второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношений со времен образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном IV Васильевичем отпочковавшегося от нее в сер. XV в. Казанского ханства. К. И. пользовалась на Руси большой популярностью и дошла до наС. в большом количестве списков (более 200), самые ранние из которых относятся к нач. XVII в. Неизвестный автор К. И., согласно автобиографической справке, содержащейся в начале произведения, двадцать лет прожил в Казани при дворе казанских ханов как русский пленник, принявший мусульманство, и лишь во время взятия Казани вышел из города и поступил на службу к Ивану Грозному. Возможно, находясь в Казани, он выполнял тайное задание русского правительства. К. И. выделяется среди современных ей историко-публицистических сочинений своим художественным своеобразием: сложным, хорошо разработанным сюжетом, причудливым переплетением различных стилей повествования, использованием художественных достижений едва ли не всех жанров, известных на Руси к сер. XVI в., активным насыщением повествования беллетристическим вымыслом. Вместе С. тем К. И. – произведение остропублицистическое. Написанная в годы обострения отношений Грозного С. феодальной знатью (1564–1565), она отразила в трактовке исторических событий политическую борьбу 60-х гг. XVI в., в которой автор последовательно стоит на стороне Ивана Грозного. Это, привело к намеренному искажению в К. И. целого ряда исторических фактов (замалчивается важная роль в казанской победе некоторых уже попавших в опалу воевод – участников взятия Казани, введены разряды войск времени Ливонской войны, когда Грозный активно покровительствовал татарским царевичам, перешедшим к нему на службу после завоевания Казани, и Др.). Однако свободное обращение автора К. И. С. многочисленными источниками имело и чисто художественные причины: оно позволяло связать отдельные исторические факты в единый телеологический (целенаправленный) сюжет, заинтересовать читателя перипетиями военных кампаний и человеческих судеб.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

Знаменский Петр Васильевич Знаменский Петр Васильевич – бывший заслуж. ордин. проф. Казанской дух. академии по кафедре русск. церк. истории, доктор церк. ист., плодовитый и высокоталантливый писатель по истории русск. ц.; родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона, в 1836 г.; образование получил в Нижегородск. дух. семинарии и Казанск. дух. академии. По окончании академии вторым магистром в составе VIII курса в 1860 г., З. был назначен в Самарскую семинарию преподават. философии; через год (22 авг. 1861 г.) переведен в Казанск. акад. бакалавром математики; наконец, в 1862 г. 12 мая состоялся перевод его на кафедру русск. истории, на которой он уже утвердился окончательно; 19 марта 1866 г. З. был возведен в звание экстраордин. проф., а 20 дек. 1868 г. в звание ординарного; в 1873 г. удостоен степени доктора богословия; в 1897 г. вышел в отставку, с честью послужив родной академии в течение 36 лет. Кроме прямых обязанностей, З. в академии имел посторонние должности библиотекаря Соловецкой (в 1865 г.) и фундаментальной (1865–70 г.) библиотек, помощн. ректора по церк.-историч. отделению и члена правления; вне академии состоял преподав. истории общей и русской в училище девиц духовн. звания (1863–66 г.) и в Родионовском институте благор. девиц (1864–1873 г.). Заслуги З. как профессора и как ученого нашли себе оценку в адресе, поднесенном ему академической корпорацией по случаю оставления им службы в академии («Прав. Собеседн.» 1897 г., II, 698–705). Студенты считали лекции З. как бы «праздником». «Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у П. В.» Его глубоко интересные чтения «очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его». Таким же историком-художником, живописателем прошлой жизни является З. и в своей учено-писательской деятельности, в многочисленных своих печатных трудах, доставивших ему «всероссийскую известность». С самого начала в числе первых он усвоил себе тот, тогда еще новый, метод научного исследования, по которому история не является только биографией высоких лиц и рассказом о громких событиях, набором фактов без внутренней связи и идейного освещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Из этих царств и ханств ежегодно совершались набеги на Русь, когда собирались огромные полчища с привлечением бесчисленных татарских улусов, кочевавших на обширных степях от Урала до нижнего Дуная. Производили страшные опустошения, грабя и сжигая все на своем пути. Захватывали людей, скот, всякое ценное имущество. Главная добыча и самая ценная – мальчики и девочки. Пленников продавали в Турцию и другие страны и продавали в таком количестве, что можно было только удивляться, что не успела обезлюдить земля русская. Первым наступательным действием царя стала подготовка к завоеванию Казанского царства. Во время похода на Казань в 1551 г. было освобождено великое множество пленных: «60 тысяч было только тех, которые получили государев корм в Свияжске, не считая тех, которые разошлись по домам и которых казанцы попрятали у себя по ямам» . На этом великий князь не остановился и велел передать казанцам, что у кого обнаружат русских пленных, тех велит казнить. Оказалось, что казанцы мало освобождают оставшихся пленных, заковывают их и прячут по ямам, а ставленник Москвы не казнит тех, у кого найдут пленников. Для Ивана Васильевича это был вызов, и в он 1552 году осадил Казань с многотысячным войском. Сам ездил днем и ночью кругом города, рассматривая места, где удобнее делать укрепления. Осадные работы шли безостановочно: ставили туры , снабжали их пушками, где нельзя было ставить тур – ставили тын, так что Казань со всех сторон была окружена русскими укреплениями. Начались битвы с осажденными, удачные для русского войска. В самые решительные минуты царь своим присутствием и своевременной помощью наступающим войскам сумел преодолеть сопротивление казанцев и нанести им окончательное поражение. По свидетельству историка С.М. Соловьева, замечательно отобразившего итог похода Ивана Васильевича на Казань, «…Завоевание Казанского царства означало, что после многих веков страданий и унижений явился наконец царь на Руси, который возвратил ей счастливое время первых князей завоевателей; понятно отсюда, почему Иван IV стал так высоко над своими предшественниками, почему для русских людей XVII века это был самый величественный образ в русской истории, загораживающий собой все другие образы.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/25/rus_pr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИМОФЕЕВ ИГНАТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Игнатий Тимофеев. 1907 г. Игнатий Тимофеевич Тимофеев ( 1849 - 1915 ), священник , педагог, миссионер, просветитель нагайбаков Родился в 1849 году в семье государственного крестьянина деревни Никифорово Мамадышского уезда Казанской губернии. Младший брат священника-миссионера Василия Тимофеева . Мамадышский уезд был печально известен массовыми отступлениями его жителей, кряшен , от христианства в ислам. Обстановка в семье Тимофеевых не способствовала христианскому воспитанию. Мать Игнатия " фанатически держалась суеверной татарской старины " . Отец был жесток к детям и мог без причины избить попавшегося под руку сына, о чем впоследствии писал в мемуарах о. Василий Тимофеев, ставший для своего младшего брата и учителем, и духовным наставником. В 1864 году Игнатий поступил в казанскую крещено-татарскую школу , созданную Н. И. Ильминским совместно с Василием Тимофеевым. Ильминский, принимавший живое участие в деятельности Крещено-татарской школы, характеризует Игнатия Тимофеева в этот период его жизни следующим образом: " Игнатий, брат В. Т-ва, довольно взрослый парень, и в домашнем быту работящий помощник своему отцу. Его и отпускали в Казань только на несколько месяцев. В четыре с половиной месяца, проведенные им в школе, он занимался весьма усердно, – стал очень хорошо читать, узнал довольно по-русски, не дурно пишет. Брат, на прощанье, снабдил его нашими народно-татарскими изданиями, некоторыми русскими книгами и бумагой, и внушил ему не оставлять занятий и дома " . После окончания школы в 1866 году он служил учителем в разных инородческих поселках Казанской губернии. В Казани И. Тимофеев вступил в миссионерское Братство Свт. Гурия , членом которого он оставался всю свою жизнь. Преподаватель Фершампенуазского инородческого училища В 1871 году по инициативе бывшего ученика Н. Ильминского, инспектора народных училищ Оренбургской губернии Кудеевского, в поселках Верхнеуральских нагайбаков были открыты пять начальных инородческих училищ: в Остроленке, Касселе, Требии, Париже и Фершампенуазе. В эту последнюю школу, получившую статус центральной, был определен учителем Игнатий Тимофеев, с солидным по тем временам содержанием – 400 р. в год, назначенных ему управлением Оренбургского казачьего войска. Вскоре на молодого талантливого преподавателя обратил внимание военный губернатор Оренбурга К. Н. Бобарыкин, поручив ему непосредственное наблюдение за окружающими Фершампенуаз инородческими школами .

http://drevo-info.ru/articles/13681005.h...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги И. К. Корниловой «Мысли о России. Материалы к духовному наследию протоиерея Василия Ермакова». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р17-701-0003   4 .         Заявитель: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства. Международная научная конференция в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. 21-23 сентября 2016 года» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства. Международная научная конференция врамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. 21-23 сентября 2016 года». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р17-701-0004   5 .         Заявитель: Екатеринбургская православная духовная семинария. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги А. А. Дмитриевского «Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской Духовной Академии в 1882-1884 гг.» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Дмитриевского «Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской Духовной Академии в 1882-1884 гг.». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р17-701-0005   6 .         Заявитель: издательство «Грифъ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги В. Нежданова «Хлебные крошки из кармана моего подрясника» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Скачать epub pdf (к 200-летию со дня рождения) 29 сентября нынешнего года исполняется 200 лет со дня рождения известного русского востоковеда, одного из основоположников российской академической синологии, создателя китайско-русского словаря, популяризировавшего кириллическую транскрипционную систему китайского языка, архимандрита Палладия (Кафарова) . Будущий отец Палладий родился 17 (29 по новому стилю) сентября 1817 г. в семье благочинного Чистопольского уезда Казанской губернии протоиерея Ивана Григорьевича Кафарова в с. Старошешминск. Его мирское имя было Пётр, он был шестым из девяти детей в семье. Получив первоначальное образование в Чистопольском духовном училище, Пётр продолжил своё образование в Казанской духовной семинарии. Как один из лучших воспитанников, за год до окончания курса был отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию и принят в число её студентов. В 1839 г. готовилась к отправке в Пекин 12-я Духовная миссия под начальством архимандрита Поликарпа (Тугаринова). Пётр Кафаров изъявил желание поступить в число её членов, 11 августа он был пострижен в монашество с именем Палладий, а 16 августа рукоположен в сан иеродиакона и назначен членом Пекинской Духовной миссии. В сентябре 1840 г., вместе с миссией, он прибыл в Пекин. Здесь, в тиши монастырской кельи, молодой студент, одарённый глубоким критическим, философским умом, крепкой памятью, жаждой к науке, нашёл обширное поле для удовлетворения своей любознательности, придавшись изучению Китая. Вместе с академиком В. П. Васильевым и иеромонахом Гурием, отец Палладий поселился на северном дворе миссии, где поблизости находилось Тангутское капище, чтобы через общение с ламами заниматься изучением монгольского и тибетского языков. Иеродиакон Палладий специально изучал буддизм и сделал два обработанных перевода «Учение Капилы» и «Очерк буддийских божеств». Кафаров обладал очень большой трудоспособностью, В. П. Васильев говорит, что «только по одному буддизму он прочитал 750 томов китайского Цзяна, обнимающих всю литературу этого учёного». Наряду с умственными способностями, он обладал высокими душевными и нравственными качествами: скромностью, сдержанностью, миролюбием, христианской снисходительностью. Поэтому, когда стал вопрос о назначении новой 13-й Духовной миссии, выбор пал на отца Палладия. 27 апреля 1847 г. Кафаров оставляет Пекин и направляется в Россию. Во время этого путешествия по Монголии торговым путём через Сайрусу, им были составлены этнографические записки о кочевниках чахарах, хорцинах и калхахсцах. В конце года он уже находился в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Здесь он работает над составлением проекта занятий по китайскому языку, по изучению его членами миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Сортировать по Исключить новости Двое на литургии Он петлял меж молитвенных фигур, словно лыжник на слаломе, и приближался 15 января, 2017 Он петлял меж молитвенных фигур, словно лыжник на слаломе, и приближался Ближе к концу, уже после Херувимской, вошел Анатолий, с изможденным лицом и редкими волосами, его яркая засаленная куртка резко выделялась на фоне прочих, темных, застывших в благоговении и собранности. Он петлял меж молитвенных фигур, словно лыжник на слаломе, и приближался к Васильеву. Тот знал, что сейчас будет – Анатолий начнет говорить. Васильев потянул на себя тяжелую массивную дверь и ввалился внутрь вместе с кусачим морозом. Тот цапнул еще пару раз и скрылся за спиной. Он стянул шапку и поднял глаза. Никого не было в храме. Гладкий и белый мраморный пол стелился вдаль. Перед образами догорали редкие свечи. Справа за ящиком все же перебирала журналы знакомая продавщица. Вдалеке маячила дежурная за столиком и одна бабушка. Они, конечно, не могут не прийти, у них жизнь такая. Но никто не стоит в ожидании, никто не ходит вдоль стен, прикладываясь к иконам и шепотом умоляя святых помиловать нас грешных. Васильев любил, когда никого нет. Тогда воздух в храме делается подлинно молитвенным, словно в келье подвижника. Купил свечи. Поставил. Сел на лавку где хотел, ни одна не была занята. За это время появилось несколько человек. Свечницы в фартуках прибежали. Их разговоры с гулким эхом носились по залу. – Это потому что вчера Рождество, вот они и морозятся, не идет никто, ночью все были… – Мне где встать? – В центре или справа вон у Казанской… – Ладно, я щас, побегу… Васильев привык к этому и любил смотреть, как храм оживает, слушать, как стучат каблуки по полу и хлопают осторожно алтарные двери. Вышли читать входные молитвы. Пришлось вставать. Чтец долго не шел и даже дьякон уже выходил посмотреть, но возле аналоя оказалось пусто и он с задумчивым видом скрылся. Начали болеть ноги, но Васильев знал, что так надо. Впереди возникло еще несколько спин. Полезли разные мысли про то, про се. Всякие глупости. Наконец он пришел, в куртке, которая велика, приложившись по разу к праздничной и храмовой иконе, прошел во Святая святых. Вышел весь в белом, прозвучал возглас, и с ритмичной быстротой, как журчащий ручей, потекли молитвы третьего часа. Служба началась.

http://pravmir.ru/dvoe-na-liturgii/

А.А. Половцов Берви, Василий (Вильгельм) Федорович Берви , Василий (Вильгельм) Федорович, заслуженный ординарный профессор казанского университета, сын английского консула в Данциге, род. в 1793 (или 1795) г., ум. 20 марта 1859 г. Берви в 1816 г. окончил курс в с.-петербургской медико-хирургической академии со степенью лекаря 1 отд. и поступил судовым врачом на один из кораблей российско-американской компании. 7 сентября 1816 г. он отплыл из Кронштадта на принадлежавшем компании корабле «Суворов», который через Атлантический океан, мимо мыса Горна, прибыл в Новоархангельский порт 22 июля 1817 г. Здесь Берви перешел на корабль «Кутузов», объехал на нем русские колонии и в ноябре 1818 г. отправился через Китайское море и мимо мыса Доброй Надежды в Европейскую Россию. 7 сентября 1819 г. он вернулся в Кронштадт. Через год Берви отправился на корабле «Кутузов» прежним путем в Новоархангельский порт, где поступил на должность больничного врача и прослужил до мая 1823 г. В конце этого года он вернулся в Россию (через Охотский порт) и вышел в отставку. В течение своих путешествий Берви вел дневник, часть которого впоследствии напечатал под названием «Отрывок из записок путешественника». Вернувшись в Россию, Берви оставался в течение 4-х лет без должности и большую часть времени провел в Москве, где поступил в число членов общества естествоиспытателей и физико-медицинского общества. Выдержав при московском отделении медико-хирургической академии экзамены на степень доктора медицины, он напечатал в 1826 г. диссертацию и 24 января 1827 г. получил степень доктора, после чего назначен инспектором медицинской управы. В 1828 г. он поступил на место акушера рязанской врачебной управы; но, прослужив около года, вышел в отставку и вернулся в Москву. В 1831 г. Берви выступил кандидатом на кафедру физиологии в казанском университете. Кафедра эта, соединенная по уставу 1804 г. с кафедрой анатомии и судебной медицины, после смерти профессора И. Брауна (1819 г.) оставалась вакантной уже в течение 12 лет, но в начале 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010