9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

В ночь с среды на четверг в хр[аме] Архангела Гавриила произошло ограбление. Взяли, правда, из кружек от икон немного, рублей 400, но забрались в окно второго этажа со стороны глухого забора, примыкающего к почтовому двору. Влезли по веревке, так же и вылезли. Был и сторож на месте, даже слыхал подозрительный шум, но... испугался! Только утром ко мне домой приехал дворник и рассказал о случившемся. Я сразу же поехал в Уголовный розыск и с работниками его приехал на место происшествия. Следом за нами появилось еще человек десять сотрудников. Ходили, фотографировали, вымеряли. А через несколько дней, позавчерашней ночью, совершилось аналогичное ограбление храма во имя ик[оны] Б[ожией] М[атери] «Нечаянная радость», что в Марьиной Роще. Там взяли несравненно больше. Сегодня вечером за часа до службы целый отряд в штатском привезли преступника (второго тоже нашли). Это 18-летний мальчик. Он рассказывал, как залезал в окно, какие кружки вскрывал. Его фотографировали. Как сказал мне уполномоченный, на эту ночь намечалось еще одно ограбление московского храма ими же. Вот какие бывают происшествия! Владыка наш Василий все еще у себя в Ливане. Святейший Патриарх с Д. А. Остаповым в Одессе. Не знаю как первый, но мой начальник приедет в Москву в начале июля. Проездом из Курска в Вильно был в Москве архимандрит Стефан (Светозаров). Он направлен в Виленский Св[ято]-Духов монастырь. Примите, дорогой Владыко, мое глубокое уважение и сыновнюю преданность. Ваш послушник А. Проваторов. 24/VI, п[онедельник] Д. 40. Л. 30–30 об. Подлинник. Автограф. 6. Весна 1961 (?) Христос Воскресе, многоуважаемый и незабываемый Владыко! С радостью и любовью и глубокой признательностью получил Ваше высокое пасхальное приветствие и приглашение посетить Вас – мне одному или с о. Владимиром 375 . Слов нет, очень хотелось бы навестить Вас, но когда собраться – и не знаю. Действительно, хорошо бы с о. Владимиром. Святая Пасха проходит... Еп[ископ] В[асилий] Самаха, приехавший в В[еликий] четверг, собирается в пятницу уезжать обратно (все за митрополитством!). Слава Богу, без него всем покойней.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Д. 32. Л. 63а. Подлинник. Автограф. 4. 26 января 1959 г. 26/I п[онедельник] г. Москва Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыка! Приношу большое извинение за столь запоздалое мое поздравление по случаю Нового года и прошедших достославных праздников! Я все по-старому заведую хозяйством Антиохийского подворья. Вся моя жизнь и протекает на подворье – с утра и до вечера там. Я счастлив, что хоть так хочу быть полезен своей родной Матери-Церкви. Вместо старого благочинного подворий о. Михаила Зернова 371 у меня новое начальство – о. Владимир Елховский 372 . До чего же это обаятельный человек; с ним так легко работать! С месяц тому назад приехал о. Стефан Светозаров из Одессы. Он получил от архиепископа Бориса отпускную, с тем чтоб переселиться в Пюхтицкий монастырь (Эстония), но получил Святейшее благословение переехать в Лавру, где, прожив недели три, не прописался – не удалось. Теперь связывается с митр[ополитом] Нестором, с которым встретился здесь в Москве и который получил, кажется, в Ростове кафедру. Словом, о. Стефан все еще скитается с места на место, и это очень печально. Последнее время стал побаливать у меня желудок, хотят меня отправить в клинику для обследования и для установления диагноза. Недели две-три придется провести в больнице. Наш настоятель, епископ Василий Самаха 373 , уже семь месяцев как уехал. До сих пор его нет. Говорят, что принимает Триполийскую Кафедру. Прошу, Преосвященнейший Владыка, Ваших святительских молитв и благословения. Недостойный, но неизменный послушник Ваш Анатолий Проваторов. Д. 37. Л. 120–120 об. Подлинник. Автограф. 5. 24 июня 1959 г. Ваше Преосвященство, Глубокочтимый Владыко! Низко Вам кланяюсь и желаю доброго здоровья. Прошу святых молитв Ваших и благословения. Оставаясь на старом месте в Антиохийском подворье, поручили мне еще и Болгарское подворье во главе с архимандритом Антонием 374 . Около месяца я уже и там и здесь. Трудно, конечно, работы и заботы хоть отбавляй. Но с Божией помощью все как будто ничего. У нас на днях вышло происшествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Патриархатов - К-польского, Александрийского и Иерусалимского,- представители к-рых составили тройственную согласительную комиссию; уладить конфликт стремилась и Франция, под мандатом к-рой находилась в то время Сирия. Через 2 года, после смерти Арсения, вопрос разрешился всеобщим признанием Патриарха А. (1931). Патриарх занял дружественную позицию по отношению к РПЦ, осудив обновленцев и живоцерковников . На долю А. выпало немало испытаний, в т. ч. раскол (1935-1941), возникший после извержения из сана митр. Хомского Епифания, к-рый создал свой синод и провозгласил себя патриархом (дек. 1936). В 1941 г. этот раскол был упразднен благодаря достигнутому компромиссу: Епифаний получил в управление митрополию Акки и латакийский приход св. Михаила. В 1943 г., вскоре после обретения Ливаном и Сирией полной независимости, СССР установил с молодыми гос-вами дипломатические отношения. А. приветствовал этот факт и, когда в том же году в России Архиерейский Собор РПЦ избрал Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского) , направил приветственную телеграмму И. В. Сталину , от к-рого получил ответ. В связи с этим в Дамаске отслужили торжественные богослужения в знак братской солидарности с РПЦ и ее Предстоятелем. Тогда же А. пожертвовал 60 тыс. ливан. фунтов для воинов Советской Армии. Когда в 1944 г. в Бейрут прибыл полномочный посол СССР в Сирии и Ливане Д. С. Солод, между А. и советским дипломатом установились дружественные отношения. В янв. 1945 г. А. присутствовал на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского) . Летом 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I во время паломничества по святым местам Востока посетил Сирию и Ливан, что не было одобрено в К-поле. Летом 1948 г. К-польская и Александрийская Патриархии не направили своих представителей на торжества 500-летия автокефалии РПЦ, АЦ участвовала в московских торжествах, в составе ее делегации прибыли митрополиты Хомский (Эмесский) Александр и Ливанский Илия Карам, архим. Василий Самаха, назначенный настоятелем вновь открытого в Москве Антиохийского подворья.

http://pravenc.ru/text/64298.html

Первым местом моего служения было Антиохийское подворье на Чистых прудах. Настоятелем там был тогдашний архимандрит Василий (Самаха), мой однокурсник по Академии. Представляете себе в то время (это 1954 год) служить в храме, где настоятелем является иностранец, который постоянно принимает делегации? Начались, что называется, мытарства: меня сразу вызвали в КГБ и стали вербовать, чтобы я все им докладывал. Меня пугали, предлагали самому уехать из Москвы, поскольку я не хотел с ними сотрудничать. Я сказал: «Сам никуда не поеду. Если имеете право и возможность пожалуйста, переводите». Это было очень тяжелое положение, и я, наконец, взмолился, чтобы меня оттуда перевели. Владыка Киприан (Зернов) был в то время управделами, и он меня направил в храм Иоанна Воина рядовым священником это был 1956 год. Настоятелем тогда был протоиерей Игорь Малюшицкий. Здесь я прослужил 5 лет и пытался проводить внебогослужебные беседы, объяснять людям смысл богослужений. Но это быстренько велели прекратить: вызвали настоятеля и сказали: «Запретите!». В 1961 году меня перевели в храм Всех Святых на Сокол. Там я тоже долго не продержался, потому что это было сверх моих физических сил. Это очень тяжелый приход: поблизости в то время храмов не было, а сообщение было замечательным: трамваи, троллейбусы, автобусы, метро со всех сторон съезжались богомольцы! Треб было ужас сколько! На крестины, например, были пошиты епитрахили из клеенки, потому что обливались ужасно. Когда я вышел в Великий Четверг исповедовать и прочитал молитвы, смотрю храм битком набит, и это все на исповедь! Боже мой, где же мне справиться?! Ведь каждого надо благословить, прочитать разрешительную молитву! Приходит настоятель и говорит: «Нет, так дело не пойдет. Подходите быстрее, быстрее! Прощаю, разрешаю, проходи!..» Я этот храм стал называть «церковным комбинатом», потому что там молиться было невозможно. Я прослужил только полгода и взмолился, чтобы меня оттуда перевели. И мне посчастливилось: пришел к владыке Киприану, и в это время к нему приходит настоятель храма мучеников Адриана и Наталии, протоиерей Михаил Кузнецов. Он пришел просить священника, а я перевода. Владыка сразу говорит: «Возьмете молодого батюшку?» «Да!» «Пойдешь туда служить?» «Ради Бога, конечно!».

http://patriarchia.ru/db/text/433323.htm...

«Таким образом Церковь апостола Петра, Церковь Святой Антиохии стояла у истоков русского патриаршества — мы всегда с благодарностью это отмечаем и отвечаем Святой Антиохийской Церкви взаимной любовью», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Напомнив, что Патриархи Антиохийские на протяжении веков неоднократно посещали пределы Русской Православной Церкви, Святейший Владыка с удовлетворением отметил, что с 1947 году в Москве действует подворье Антиохийского Патриархата, где в разные годы несли свое служение выдающиеся деятели этой Поместной Церкви — почившие митрополит Василий (Самаха), архимандрит Алексий (Абдель-Карим), архимандрит Макарий (Тайяр) и ныне здравствующий владыка митрополит Нифон (Сайкали). «Связь Святой Руси и Святой Антиохии всегда была взаимообогащающей, — констатировал Святейший Патриарх. — Еще в дореволюционные времена Россия и Русская Церковь почитали своим особым долгом защиту православных на Ближнем Востоке. Иногда эта защита приводила и к военным конфликтам, проливалась кровь наших солдат, но Россия шла на эти непростые для нее шаги, чтобы защитить православное присутствие на Ближнем Востоке». «Вот и сегодня, когда присутствию наших единоверцев угрожает страшная террористическая сила, когда взорван гражданский мир в Сирии, когда террористы уничтожают сирийский народ — как мусульман, так и православных — Россия снова встала на защиту своих братьев и сестер. В этом продолжение великой исторической традиции, в основе которой — любовь к Антиохийской Церкви и православному народу Ближнего Востока, стремление обеспечить мир и справедливость в этом регионе, — заявил Предстоятель Русской Церкви. —  И мы знаем, что сегодня Вооруженные силы России играют решающую роль в борьбе с террором в Сирии. Они не участвуют во внутриполитической борьбе в этой стране, они не предлагают никаких планов политических перемен, которые не определялись бы волеизъявлением народа Сирии. Это удивительно благородная и честная позиция. Вот почему мы с огромным почтением, любовью, признательностью относимся сегодня к нашим братьям, которые защищают сирийский народ от терроризма, как мы знаем, иногда ценой своей жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/4573142.ht...

и в Александрии мы завели училища отроческие и девичье, и одну больницу». Патриарх Каллиник (1858—1861) в 1859 г. сообщал Святейшему Синоду, что русский консул в Египте вручил ему одиннадцать векселей на 48 520 рублей. «Воздавши мысленно всем вам братское во Христе лобзание, — писал Патриарх, — мы благословили обеими руками всех благочестивых православных и милостынелюбивых чад православной России, подавших щедрое пособие нашему святейшему престолу, и из глубины души вознесли за них молитвы». Знаменательным событием XIX в. было открытие в 1855 г. в Москве Александрийского подворья вследствие ходатайства митрополита Московского и Коломенского Филарета «по уважению к бедствиям Церкви Александрийской и тамошних единоверных христиан». Отныне жертвы православных русских людей для Александрийского престола протекли беспрерывно. Общались также Церкви и по другим церковным вопросам, о которых уже было упомянуто при рассмотрении взаимоотношений Церквей Русской и Константинопольской. Отношения эти были, согласно заявлению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, «единодушные и единомудренные». В 1953 г. настоятель подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве архимандрит (ныне митрополит) Василий (Самаха), исследуя взаимоотношения Антиохийского Патриархата с Русской Православной Церковью после падения Византии, писал: «Испытывая нужду, Антиохийская Церковь и другие Восточные Церкви обращались к своим собратьям за помощью и, в частности, к Русской Церкви... Православный Восток и особенно Антиохийская Церковь возлагали, и не напрасно, надежды и упования свои на Русскую Церковь во всех нуждах, ожидая от нее пожертвований на содержание духовенства, на уплату долгов и т. д. ...Русская Церковь не могла не принять участия в смягчении тяжести положения антиохийского народа к Антиохийской Церкви... Выступая на великое дело защиты и охраны вселенского Православия, Русская Церковь прежде всего старалась доставить христианскому Православному Востоку материальные средства, необходимые для поддержания Православия».

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

Сам епископ Самаха выступил с большой церковно-политической речью, в которой в духе восточного красноречия и льстивости воспевал дифирамбы всем присутствующим – Патриарху Алексию, Куроедову, Совету по делам Православной Церкви, Советскому правительству (за компанию), митрополиту Николаю и даже мне... Но всё это к делу не относиться. Отмечу только, что когда Самаха стал восхвалять митрополита Николая как великого борца за мир, митрополит Николай, сидевший до этого как-то в стороне, за небольшим столиком на два-три человека, с довольно насупившимся взором, вдруг привстал... почти вскочил, и каким-то истошным полуистерическим голосом воскликнул: «Да, за Мир я готов бороться до последней капли крови!» Банкет кончился около пяти часов вечера, в тот же вечер я должен был уезжать поездом в Ленинград. Мы условились с Макарцевым, что я встречусь с ним по возвращении моему в Москву, а точное время мы с ним обговорим по телефону. Мне почти не пришлось поговорит на этом банкете с митрополитом Николаем, и кто мог тогда предвидеть, что больше я его не увижу. В Ленинграде мне удалось откровенно побеседовать о митрополите Николае с настоятелем Никольского (Морского) Кафедрального Собора протоиереем Александром Медведковым, знакомым мне ещё по поездке 1956 года. – «Да, – сказал он, – нас всех как громом поразила, отставка митрополита Николая. О ней нам рассказывал наш митрополит Питирим (Свиридов, скончавшийся в 1963 году) по возвращении из Москвы с заседания Синода. Обсуждался вопрос о принятии Синодом прошения митрополита Николая об отставке: «Ваше Святейшество – заявил тогда на заседании Синода митрополит Питирим, – у меня скорее рука отсохнет, чем я подпишу постановление о принятии прошения об отставке митрополита Николая!» Как нам рассказывал митрополит Питирим, в ответ он услышал громогласное слово Патриарха – «Надо!» И что удивительно, сам митрополит Николай прибавил – «Надо». И мне пришлось подписать». В результате этого рассказа я спросил о. Медведского: «А почему же митрополит Николай подал сам такое прошение? Что могло его к этому побудить?»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

289 Иннокентий (Сокаль Иван Иванович: 1883 – 1965). епископ. В 1912 г. был рукоположен во иерея. С 1921 по 1931 г. служил в Югославии. С 1940 г. настоятель Свято-Троицкой церкви Белграда. С 1944 г. благочинный всех русских церквей и приходов в Югославии. В апреле 1945 г. Обратился к Святейшему Патриарху Алексию с просьбой принять русский приход Белградской церковной общины в юрисдикцию Русской Церкви. В том же году во время пребывания в Белграде делегации Русской Православной Церкви во главе с епископом Сергием (Лариным) причт и община Свято-Троицкой церкви в Белграде были приняты в каноническое и евхаристическое общение и подчинение Московской Патриархии, протоиерей Иоанн был утвержден в должности благочинного русских православных приходов Югославии. В феврале 1950 г. протоиерей Иоанн Сокаль с семьей вернулся на родину, получив назначение ректором в Саратовскую духовную семинарию. С июня 1953 г. Ректор Минской духовной семинарии. С 1956 г. ректор Одесской духовной семинарии. С 1957 г. Настоятель смоленского Успенского собора. Овдовев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Иннокентий. 10 мая 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. 291 Феодосий VI (Абурджели). Патриарх Антиохии и всего Востока (1958 – 1970). В июле 1959 г. делегации представителей Антиохииской Церкви во главе с Патриархом Феодосием VI посетила Москву и ряд других городов Советского Союза. 292 Епископ Василий (Самаха) в конце 1947 г. в сане архимандрита прибыл в Москву вместе с митрополитом Гор Ливанских Илией в качестве представителей Антиохийской Патриархии. В 1948 – 1962 гг. настоятель возобновленного Антиохийского подворья. В 1955 г. в Сирии хиротонисан во епископа. 293 Исидор (Скачков Иван Герасимович; 1883 – 1959), архимандрит. С 1914 г. монах Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской епархии. С 1919 г. иеродиакон. После закрытия Зосимовой пустыни служил в церкви Александро-Невского женского монастыря. В 1928 г. рукоположен во иеромонаха. Служил в Волоколамске. В 1933 – 1936 гг. в ссылке в Коми АССР. После освобождения служил в Тульской области. В 1937 г. архимандрит. В 1938 г. арестован, сослан в г. Егорьевск. В 1939 – 1941 гг. служил в Волоколамском р-не, а с 1942 г. – в храме Рождества Богородицы в с. Никольско-Трубецкое, Балашихинского р-на Московской обл. С 1949 г., находясь на покое, проживал в пос. Новые Петушки Владимирской обл. Скончался в июле 1959 г. После смерти о. Исидора в его доме в пос. Новые Петушки некоторое время жил епископ Афанасий (Сахаров) .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010