Василием III



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... от себе первый брак, а второму присовокупишися, нарецаешися прелюбодей”» [11]. Такую же оценку дали и авторы летописей, составлявшихся в Псковской и Новгородской землях, часто весьма критично относившихся к Москве: «Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя; а все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит» [12]; «государь князь велики Василеи Ивановичь всея Руси великую княгиню Соломанию постриг в черници и в Суздаль сослал» [13]. Кроме Патрикеева, который давно не находил общего языка с Василием III, трудно назвать других противников развода. В советское время, когда писали об этом разводе, придумали много мнимых противников – например, преподобного Максима Грека. Но он был совсем не против развода. Советские историки вообще неважно разбирались в канонических вопросах и религиозных спорах. Ведь развод супругов по причине бездетности и по желанию одного из супругов постричься в монашество дозволялся Церковью. Другое дело, что это был первый подобный пример в русской истории. Гораздо интереснее обратить внимание на «Описи Царского архива XVI века», в которой были записаны ... текст полностью ...
Новодевичий монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Новодевичий монастырь Елена Лебедева Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор. Новодевичий монастырь. Фото: В. Корнюшин Expo. Pravoslavie. Ru Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске. А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и ... текст полностью ...
В русле исторической памяти… / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... просмотров Распечатать Нравится В русле исторической памяти… В филиале Государственного Исторического музея «Новодевичий монастырь» открылась выставка «Защищая Отечество… Новодевичий монастырь в военной истории ХVI–ХIХ веков». Любуясь нарядным ансамблем бело-красных стен и башен, золотым сиянием куполов монастыря, основанного Василием III в память о присоединении Смоленска к Русскому государству, спросим себя: много ли мы знаем о его роли в духовном развитии нашего государства, в защите Москвы и Отечества от неприятельских полчищ? Эта уникальная выставка продлится до конца года. …Под древними белокаменными сводами монастырских палат эти экспонаты смотрятся органично. Словно не они явились к нам сквозь толщу веков, а мы сами очутились в Москве начала XVI века, при дворе великого князя Василия III. Вот его «Духовная запись» об основании Новодевичьего монастыря, сделанная на свитке и скрепленная княжеской печатью… Вот миниатюра, изображающая строительство монастыря – важного форпоста на подступах к юго-западной границе града. Ведь с момента своего возникновения Новодевичий монастырь оказался на первых рубежах защиты Москвы – велика была его роль при набегах крымских ... текст полностью ...
Вновь обретенная икона-список «Богоматерь ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... московского монастыря и тем более для городской церкви. Его иногороднее происхождение полностью исключается. Списки XV – первой четверти XVI века «в меру и подобие» древней святыни единичны, все они были созданы в периоды поновления чудотворного образа как иконы-наместницы. Несомненно, что возвращенная икона также была выполнена с определенной целью и по специальному заказу лица, имевшего близкие связи с теми людьми, благодаря которым в 1514 году была поновлена древняя святыня и сделан ее список (с праздниками на полях) для Успенского собора Кремля – то есть с великим московским князем Василием III и митрополитом Варлаамом. Обновление великой национальной святыни рассматривалось как важнейшее церковно-государственное деяние и было подробно описано в повести, составленной, по всей вероятности, по указанию великого князя [15]. Согласно повести, внесенной во многие летописи, инициатива поновления и украшения чудотворной иконы принадлежала великому князю, который исполнил свое «благоволение» в согласии с митрополитом – его «советом и благословением». В повести особо подчеркивается значение Сретенского монастыря, неразрывно связанного с прославлением чудотворной иконы. ... текст полностью ...
Деятельность митрополита Московского Даниила в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и аз, по сведетельству божественых писаний, настоятеля вам не поставляю в себе место по моем отшествии, но егоже Господь Бог изволит и Пречистая Богородица, и егоже вы изберите» [31]. Великий князь Василий III Таким образом, преподобный Иосиф вовсе не выдвигал кандидатуру Даниила в качестве своего преемника, и более того – вообще не хотел назначать нового игумена. Но как тогда быть с известиями житий? Существуют различные мнения на этот счет. А. А. Зимин предположил, что оба агиографических рассказа представляются «весьма сомнительными» и выбор нового волоколамского игумена был сделан Василием III вообще без какого-либо участия преподобного Иосифа [32]. Вторая точка зрения, согласная по существу с первой, состоит в том, что в конце жизни преподобного Иосифа произошло «осложнение отношений между Даниилом и основателем Волоколамского монастыря» и что Даниил был избран игуменом уже после смерти последнего [33]. Но наиболее вероятным нам представляется взгляд Е. Е. Голубинского, который не противопоставляет сведения житий и грамот самого Иосифа [34]. Действительно, в своей духовной грамоте Волоцкий игумен отказывается назначить себе преемника («настоятеля вам не поставляю в ... текст полностью ...
Святитель Иоасаф Московский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... монастырю (не менее 24) . С. М. Каштанов показал, что при выдаче монастырю грамот на земли, входившие ранее в удел Дмитровского кн. Юрия Ивановича, арестованного в 1534, привилегии монастыря были существенно сокращены [5]. В 1536 г. грамотой от имени вел. кн. Иоанна IV было запрещено отягощать излишними работами троицких крестьян в Переславском уезде [6]. В 1537 г. Иоасаф обратился с просьбой к вел. князю о запрете торговли у киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. монастыря, прошение было удовлетворено [7]. В кон. 1538 г. Троицкому монастырю было возвращено отобранное Василием III право беспошлинной ловли рыбы в Переславском оз. Осенью 1538 г. Иоанн IV посетил Троице-Сергиев монастырь в сопровождении бояр Шуйских. 2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с кафедры боярской группировкой во главе с кн. И. В. Шуйским. При избрании нового митрополита были выдвинуты 3 кандидата: Феодосий, игум. Варлаамиева Хутынского монастыря, Иона (Собина) , архим. Чудова в честь Чуда Арх. Михаила в Хонех монастыря, и Иоасаф. 5 февр. состоялось избрание первосвятителя по жребию в московском Успенском соборе. 6 февр. Иоасаф как нареченный глава Церкви был ... текст полностью ...
Преподобный Александр Свирский и святитель ...Искать в Источникеpravmir.ru
... летописей, ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. [1] Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 421. [2] Там же, с. 430. [3] Там же, с. 428. [4] Минея. Октябрь. М., изд. Московской Патриархии, 1980, с. 117. [5] Минея. Ноябрь. Ч. 2. М., изд. Московской Патриархии, 1981, с. 53. [6] Древнерусские тексты приводятся в транслитерации, избранной автором статьи для того, чтобы их могли понять и те читатели, которые не имеют специальной подготовки. — Ред. [7] Зимин А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III Лингвистическое источниковедение. М., 1963, сс. 133—134. [8] Чураков С. С. Портреты во фресках Ферапонтова монастыря Советская Археология, 1959, № 3, сс. 107—108. [9] Об этом периоде его деятельности см. Диакон Петр Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526—1542) ЖМП, 1979, № 8, сс. 69—79. [10] ГИМ (список сокращений см. в конце статьи — Ред.) , Син. № 997. Минея-четья, составленная Митрополитом Всероссийским Макарием, месяц Август. Сер. XVI в., лист 1143 об. Описание Минеи см. Описание рукописей Синодального собрания. Ч. 1. М., 1910, сс. ... текст полностью ...
Можайский период Всероссийского митрополита ...Искать в Источникеpravmir.ru
... “Да и самый капитальный труд его — составление Четьих-Миней — вероятно, начался в Лужецком, по крайней мере, должно быть здесь созрел у Макария план его, а на новгородской кафедре он мог сей план привести к исполнению — при умножении средств материальных у Макария и при возможности привлечь к тому труду большое количество оригиналов” 28. По данным более позднего времени в Лужецком монастыре в период настоятельства архимандрита Макария было 75 человек братии 29. Преемником Святителя в обители стал архимандрит Феодосий. Согласно грамоте, данной монастырю великим Московским князем Василием III в 1508 году, во владении Лужецкой обители были: слобода на реке на Москве, “да слободка за рекою Москвою, да слободка на Всполье, да что их села и деревни в Можайском уезде в Ужецком стану село Костентиновское, да сельцо Григорьевское с деревнями, да в Зарецком стану сельца на Мелком броду с деревнями, да в волости в Подрелье село Мышкино с деревнями и с починки, да в Калужском уезде в Городцком стану сельцо у Юрия святаго, да в Можайском же уезде в Зарецком стану деревня Румянцева” 30. Можайская страница биографии Святителя Макария может быть дополнена рядом косвенных данных. ... текст полностью ...
Высоко-Петровский монастырь | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали. Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину) . А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» – следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона. Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей. Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля. Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни. О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на ... текст полностью ...
Церковь Вознесения в Коломенском и другое ...Искать в Источникеpravmir.ru
... выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым. В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного». А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля! Церковь Вознесения в Коломенском и другие достопримечательности Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына – Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился. «… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» – такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019

Постоянная ссылка на эту страницу: Василием III
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"