Василием Великим

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
Секретарь добрых дел - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... Лебедев, при всем к нему уважении, а основатель и глава Церкви Иисус Христос. Спаситель говорит о двух главных заповедях — любви к Богу и любви к ближнему. И вся социальная деятельность Церкви — это исполнение этой второй заповеди Спасителя о любви к ближнему. Не надо забывать, что именно Церковь стояла у истоков всей социальной деятельности — и на Западе, и в России. Я это знаю как историк социальной работы, которую преподаю в ПСТГУ. Вспомним, к примеру, знаменитую Василиаду комплекс социальных и медицинских учреждений в Кесарии Каппадокийской, она была основана в IV веке святителем Василием Великим. В нашей стране первую больницу создала именно Церковь: ее учредил в 1091 году Переяславский епископ, впоследствии Киевский митрополит Ефрем. Практически вся социальная деятельность до Петра I была на плечах Церкви. Уже потом государство постепенно стало больше брать на себя социальные функции. Но и после этого Церковь вплоть до 1917 года оставалась одним из крупнейших организаторов благотворительной помощи. — Недавно режиссер Валерия Германика сняла для православной службы «Милосердие» социальный ролик — в нем дочь втайне от матери отдает деньги и вещи на ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... многие из них получили рукоположение от ариан. Примирение церквей было формально засвидетельствовано и восточными, а затем торжественно утверждено на Втором Вселенском соборе 381 г. в Константинополе, несмотря на предшествовавшие этому взаимные отлучения Сердикского собора 343 г. Обе стороны отказались от взаимных подозрений в противоположных ересях. Восточные подписали вновь никейское «единосущие». Западные приняли восточную формулу «три ипостаси» и не отвергли арианских хиротоний восточных. Никому и в голову не приходила кощунственная мысль, что, например, литургии, совершавшиеся св. Василием Великим, формальным «омиусианином», т. е. для западных ( в 360-х годах ) «еретиком», были лжелитургиями. А. В. Карташов приводит и ряд других исторических примеров, когда взаимные отлучения, анафематствования попросту забывались при восстановлении церковного мира и де-факто признавалось, что за все время схизмы разделившиеся церкви жили полнотой благодатной церковной жизни. Так было после разрыва антиохийской, с одной стороны, и александрийской и римской церквей, с другой, на III Вселенском соборе в Ефесе в 431 г. Когда в 433 г. состоялось примирение, молчаливо было признано, ... далее ...
К истории почитания Трех святителей и ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... во многом схожая с современной. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…, испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileian) ». Все трое ... далее ...
Эсхатология в книге пророка Исаии / Статьи / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... святоотеческом понимании эсхатологической сущности мессианских частей пророка Исаии. Так, слова: «Однажды к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники» (Ис 11. 10) , — преподобный Ефрем Сирин истолковывает так: «В некотором отношении идет сие к Иезекии, который рожден от семени Давидова, но в действительности это исполнилось на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления» (Там же. С. 344.) . Еще более радикальным в плане соотнесения пророчеств Исаии с Новозаветной историей является их истолкование святителем Василием Великим, Так, признавая, что «Писание нередко говорит одинаково о Пришествии Христовом во плоти, и о Пришествии на Суд, а иногда о том и о другом явлении возвещает нераздельно» (Толковая Библия... Т. 5. С. 260; Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993. Ч. II. С. 104) , а, также признавая, что в пророческих речах «последними днями называются дни, приближающиеся к окончанию сего времени» (Там же. С. 78) , святитель Василий Великий тем не менее, большую часть эсхатологических пророчеств Исаии считает либо уже совершившимися ... далее ...
Святитель Василий Великий / Патриархия.ruИскать в Источникеpatriarchia.ru
... ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: " Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому " . Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - " это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы " . В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: " Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних " . Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, ... далее ...
Таинства в инославии: благодать вне Церкви или ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... есть) , но и в нарушение учения о Церкви, основанием Которой есть Христос ( 1Кор. 3: 11 ) , но никак не один человек своим решением -- нельзя называть расколом?.. И далее мысль о том, что раз Церковь больше таинства Покаяния (потому что содержит его) , то разномыслие по поводу способа основания новой Поместной церкви -- так же можно называть расколом. Ответить Виталий Мигузов, Россия, Воронеж 23. 03. 2018 в 11: 05 не - разномыслие по поводу способа основания новой Поместной церкви , а нарушение правил (то есть канонов) основания. Поэтому " раскольниками " в смысле применяемом свт. Василием Великим называть не получается. А в смысле слова вложенном И. Зонарой, то есть в более современном - конечно можно называть. Ответить иеромонах Авель 23. 03. 2018 в 14: 40 Более развёрнуто я свою мысль изложил здесь. Там показано, что можно называть филаретовцев раскольниками по канону свт. Василия Великого. Ответить Очевидно, что филаретовцы " наследуют " вслед за Денисенко иное учение не о Самом Боге, а об устроении Церкви. Это " тянет " на раскол... Самочинцы же отдаляют себя от Церкви по менее значительным разногласиям, как я понимаю. Одно из приводимых для примера правил ... далее ...
Сравнительный анализ учения о границах Церкви ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... случае он лишь выражает твердое убеждение, что " чин приема переходящих в Православие из того или иного инославного общества является самым универсальным мерилом удаления этого общества от Кафолической Церкви " [65, с. 199]. В другом случае автор уточняет свою позицию, высказав убеждение, что " степень оскудения благодати " в отделившихся от Церкви обществах определяется " мерой повреждения в них евангельского учения " [65, с. 205] [66, с. 618]. О. Владислав делает попытку проиллюстрировать свои выводы примерами из церковных канонов. За основу своего рассуждения он берет сделанное свт. Василием Великим разделение всех отступников от Церкви на еретиков, раскольников и самочинников и старается доказать, что чины приема таковых в Церковь соответствуют искажению ими догматического учения Церкви. Согласно этой схеме упомянутые в церковных канонах отступники группируются следующим образом: а (еретики – евномиане, монтанисты) фриги (, савеллиане, павлиане, манихеи, валентиниане, маркиониты; б) раскольники – ариане, македониане, новациане и савватиане, четыредесятники (тетрадиты) , аполлинаристы; в (самочинники – несториане и монофизиты [65, с. 204-207].) Надо сказать, что о. ... далее ...
Тема причастности Богу в святоотеческой традиции ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... этой остающейся непретерпеваемой природы, даруемые Богом тем, кто ведет христианскую жизнь, и преображающие их. Тема причастности Божественной природе была подхвачена, в частности, свт. Григорием Нисским. если в случае использования этой темы у свт. Афанасия влияние философских источников не является очевидным, то специфика раскрытия темы причастности Божественной природе в первой книге трактата свт. Григория Нисского Против Евномия позволяет гораздо более уверенно говорить об использовании последним, в определенном отношении, античной философской традиции. Вслед за своим братом свт. Василием Великим [26], свт. Григорий использует дискурс «логоса сущности» (λόγος τῆς οὐσίας) , заявленный Аристотелем и подхваченный его комментаторами и в частности Порфирием [27]. Каждое из сущих имеет свой не изменный «логос сущности», который не может увеличиваться или уменьшаться и, соответственно, самой сущности нельзя быть причастным в большей или меньшей мере. Полемизируя с утверждением предводителя неоарианской партии Евномия о том, что имеется некая превысшая сущность Бога-Отца, первенствующая над сущностью Сына [28], свт. Григорий перетолковывает это положение так, что одна ... далее ...
«Отцов можно открывать бесконечно». Интервью с ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... или Иоанна Златоуста, и то, скорее в латинских переводах (или с их помощью) . Но по большому счету греческое богословие его совсем не интересовало. Другими словами, оригинальность таких столпов западного богословия, как Августин, не зависела от влияния христианского Востока. Хотя на других западных богословов Восток, безусловно, повлиял. Например, мы можем видеть очевидное восточное влияние в богословии Илария Пиктавийского, который долгое время провел на Востоке. Так же под сильным влиянием восточного богословия находился св. Амвросий Медиоланский. Он состоял в переписке со св. Василием Великим, читал его произведения, знал «Шестоднев», «о Святом Духе», «Гомилии». Миланский епископ также был знаком с трудами Оригена, Филона, Дидима Александрийского. Однако любопытно, что, несмотря на такую осведомленность, Амвросий в западной науке считается малооригинальным автором, любившим заимствовать у других. П. И. : Тогда подобный вопрос адресуем нехристианскому наследию. Есть устоявшийся взгляд, что классики восточного богословия были под сильнейшим влиянием неоплатонических идей. А какое античное наследие определило парадигму взглядов отцов Западной Церкви? Ф. А. : Тут ... далее ...
Библейские родословия и всемирная история : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... безошибочным. Если мы находим в Священном Писании ошибку, значит, мы неправильно понимаем написанное. Значит, смысл написанного лежит принципиально в другой плоскости, нежели буквальное понимание. Десятки приведенных выше «ошибок» показывают, что родословия принадлежат к тому типу текста, жанру, который не предполагает буквального толкования. Здесь нам следует обратиться к единственному на православном Востоке сочинению об экзегетическом методе, созданному в период классической патристики, к 4-й книге «О началах» Оригена. Это сочинение было включено святителем Григорием Богословом и Василием Великим в их «Добротолюбие» и таким образом освящено авторитетом этих двух столпов Православия. В своей экзегетической практике отцы и учители Церкви следовали принципам, отраженным в 4-й книге, «О началах». В этой книге Ориген предлагает весьма подробное (возможно, самое подробное) рассуждение о том, что Священное Писание имеет небуквальный смысл там, где имеются «некоторые как бы соблазны, камни преткновения и несообразности», содержит нечто «невозможное» (логически или практически) , приписывает Богу что-либо Его «недостойное». Приведем некоторые размышления из этой книги. «15. ... далее ...
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василием Великим
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера