1. Притча Господа о неправедном домоуправителе (Лк.16:1–13) Смысл евангельской притчи, так затрудняющей экзегетов, открывается из Лк.16:8, 9 и заключительных слов: Лк.16:10–13 . И похвали господь домустроителя неправедного: похвалил не за его неправду, а за его мудрость, т.е. житейскую опытность, находчивость, предусмотрительность; факт неправедности домоуправителя ясно поставляется на вид в словах: «неправедного домустроителя»; домовладыка хвалит только мудрую заботливость домостроителя о будущем, но не одобряет избранных им для этого средств. Неудивительно, что неправедный домостроитель так действовал: яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть, – не мудрейшие вообще, по сравнению с сынами света, а мудрейшие паче сынов света в роде своем (ες τν γενεν τν αυτν), т.е. в отношении к своему роду, между собою, в своих взаимных отношениях, ибо они знают, как укрепить нужные им, полезные для них, связи с людьми подобного же рода; они не упустят случая утвердить эти связи, в своих чисто житейских интересах. И аз – продолжает Христос Спаситель – вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы. Требуется подражание сынам века сего не в их действовании, или в содержании их действования, а в методике, или форме их действования. Пользуйтесь богатством, заповедует Христос Спаситель, для своих истинно христианских целей с такою же мудрою предусмотрительностью, настойчивостью, с какою это делал, в своих чисто эгоистических расчетах, неправедный домоуправитель. Благотворите бедным, неимущим, – скрепляйте узы христианской любви, христианского единения, и это повлечет за собою то, что, когда вы оскудеете, т.е. когда жизнь наша оскудеет, – вы приблизитесь к смерти (по-другому, более заверенному, чтению: оскудеет – κλεπη т.е. мамона), эти бедные помогут вам теми делами благотворения, которые вы им оказали, войти в вечные кровы (см. Ин.14:2 : в дому Отца моего обители многи суть); подаваемое нищим, подается Самому Богу ( Мф.25:34 и дал.). 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

„Люди ученые не верят“. Говорят, что неверующими делает человека наука, так что выходит, что вера есть достояние только людей простых, необразованных. Если бы это была правда, мы наблюдали бы печальнейшее явление: человек умножает свое знание для того, чтобы, в конце концов, разбить свое существование, потерять целостность и единство своего духа, носить в себе самую страшную мучительную дисгармонию. Но, к счастью, это не так: не наука, как наука, плодит неверие, а только наука односторонняя, которая изучает исключительно то, что можно видеть, осязать, в чем можно опытно убедиться, и дальше этого не видеть. Верно, что чистые математики, чистые естественники, чистые физики или химики не один раз являются неверующими, но это потому, что их знание слишком сужено, носит слишком специальный характер; необходимо расширение умственного кругозора. По словам знаменитого французского ученого Бертело, есть науки положительные и есть науки идеальные, т.е. имеющие своим предметом область идеального, сверхчувственного. Положительная наука, изучающая только явления, не должна выступать за свои пределы и решать вопросы, не подлежащие ее ведению. Нет ничего несправедливее заключения: „Этого я не понимаю, это не вмещается в мое мышление, а, следовательно, это и не существует“. „Есть, мой друг, Горацио, много таких вещей, о которых и не снилось древним мудрецам“. Твердят часто: «Наука, наука!.. Последнее слово науки!..» Наука стала каким-то идолом. Никто, конечно, не отрицает науки и ее великой важности, но нельзя и переоценивать ее значения. Существует область, выходящая за пределы точного знания, – область веры, сверхчувственного, небесного, духовного; человек совершенно увял бы, если бы не было этой идеальной области. Мы высоко ценим положительную науку, понимаем ее значение для жизни, но нельзя забывать, что выводы ее так часто бывают шатки, колеблются, друг другу противоречат, и потому, во имя положительной науки, ни в каком случае нельзя отвергать вековечные религиозные истины. Сама ведь наука часто опирается, как известно, на вере, т. е. на таких предпосылках, которые не могут быть научно доказаны, как, например, происхождение жизни, существование атомов и т.п. Истинный ученый знает пределы своей научной области, которых он не должен переходить; он не переступает положительной научной границы и из положительного ученого не становится метафизиком. Он не вправе отвергать того, к чему категории научного мышления сами не имеют приложения. Он останавливается пред этою высшею областью, решение ее вопросов предоставляя другим наукам, дающим конечное объяснение изучаемых им фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Великая душа познается в страданиях. И св. Златоуст выступает перед нами в своих письмах, прежде всего, как мученик, страдалец – Златоуст низверженный, Златоуст поруганный. Вот как описывает он свое положение в изгнании:«Живем в пустыннейшем месте, пустыннее которого нет во всей нашей вселенной; мы постоянно в осаде от страха со стороны разбойников и терпим множество скорбей, как это естественно на чужой стороне и в такой пустыне». 4 «Живем в самой жесточайшей пустыни». 5 «Прежде в самый разгар зимы мы постоянно переходили с места на место, останавливаясь то в городах, то в ущельях и лесистых долинах, и повсюду преследуемые исаврийцами. Наконец, когда здешние бедствия несколько поутихли, оставив пустыни, мы поспешно двинулись в Аравис, находя его крепость безопаснее других месть и теперь живем в ней... хуже, чем в любой тюрьме». 6 Особенно много страданий испытал св. Златоуст на пути к месту своего заточения. Из Кесарии Каппадокийской по дороге к месту своей ссылки он пишет Феодоре: «Мы убиты, мы измучены, мы перенесли тысячу смертей. Подробнее могут рассказать тебе об этом податели сего письма... Я должен был ехать и день и ночь, томимый зноем, измождаемый невозможностью заснуть, погибая от неимения самых необходимых предметов и недостатка людей, которые могли бы оказать помощь. Даже участь каторжников и острожников не так тяжела, как то, что мы вытерпели и до сих пор терпим». 7 А в письме к Олимпиаде читаем: «Не говорю уже о бедствиях, какие терплю я в Константинополе, но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего, а многие из этих неприятностей достаточны были к тому, чтобы уморить человека, сколько перенес по прибыти сюда, сколько по переселении меня из Кукуза, сколько после пребывания моего в Арависе». 8 «Ничем не лучше, даже гораздо хуже, чем мертвецы, провел я эти два месяца. Я жил только для того, чтобы чувствовать одни несчастия, которые со всех сторон обложили меня; все было для меня ночь – и день, и рассвет, и полдень». 9 Святитель не один раз говорить о своей утружденной плоти, о своих разбитых костях. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Горизонт, Богу благодарение, становится яснее, но тяжелое для нас время все-таки продолжается. Кругом себя мы видим еще сравнительно мало работы твердой, устойчивой, положительной, а идет все та же всякого рода борьба. Самый честный и благородный человек ныне часто недоумевает, очутившись в этом головокружительном вихре жизни, что делать, как действовать, куда склониться и на чем остановиться. Ведь всякого рода партии появляются у нас, можно сказать, не по дням, a по часам, и также быстро отходят на задний план, и сменяются другими столь же недолговечными направлениями мысли и жизни. В такое время, более чем когда-либо, человек имеет нужду в твердой опоре для своей жизни и деятельности. Что делать, как нам жить, по какому пути идти, чего неизменно держаться? Делайте правду Божию, живите по Евангелию, все проверяйте его вечно жизненным и неизменным в своей истинности словом, держите – если можно так выразиться – везде и во всем «евангельский курс». Но, ведь, само Евангелие понимается различно и часто совершенно перетолковывается, применяясь там, где оно не применимо, a еще чаще применяясь в такой форме, которая безусловно противоречит его существу. Вот почему мы и намереваемся остановить Ваше просвещенное внимание на выяснении евангельской основы жизни, – основы единственно твердой, устойчивой и неизменной, как основы богооткровенной. Предмет этот слишком широк и разнообразен, и мы остановимся здесь только на самом, по нашему мнению, главном и существенном, имея при этом в виду временные нужды и запросы. I Сомнению не подлежит, что именно Евангелие, а не что-либо другое, должно быть основой нашей жизни во всех ее проявлениях; Евангелия не могут заменить ни отвлеченная, сухая наука, ни всегда колеблющаяся и изменяющаяся в своих построениях философия. Много врагов имеет христианство , нападающих на него с разных сторон, но противников евангельской нравственности сравнительно весьма мало, и сами враги христианства превозносят евангельскую мораль, живо чувствуя ее высоту и величие. Один из ныне видных западных рационалистов-богословов, известный ученый А.Гарнакк, имея в виду этическую сторону христианства, говорит, что Евангелие ни в каком случае нельзя считать чем-то отжившим свой век и его никогда нельзя заменить чем-либо другим более современным, отвечающим жизни 2 . Евангелие, как основу жизни, может отрицать, только тот, кто знает одну бездушную материю и ее неумолимые законы; кто жизнь человеческую иначе не представляет, как постоянную борьбу сильного со слабым и торжество в той борьбе силы; кто на место Богочеловечества поставляет человекобожество и знает только себя, как центр всего и свой эгоизм, как мерило всякой своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Свою речь о теософии начнем словами св. Апостола Павла: «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философией и тщетной лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» ( Кол.2:8 ). Берегитесь теософии, потому что она отвергает всякую религию. Последняя, по ее мнению, есть низшая, недостаточная форма познания. Ко всем религиям теософия относится критически, избирая из каждой из них то, что признает в ней истинным. На место религии теософия желает поставить религиозную философию, «разумную теорию вселенной». Но религию никогда не заменит никакая философия, а тем более – теософический эклектизм. Берегитесь теософии, потому что, разрушая религию вообще, она всецело разрушает и христианство . Для нее Христос, Будда, Магомет стоят на одной линии. По ее взгляду, каждый, «адепт» или посвященный, становится учителем мудрости, Христом. Чем старается прельстить безрелигиозная теософия? Обещанием избавить человека от страха смерти, который, будто бы гнетет и мучает каждого из нас и делает часто нашу жизнь невыносимой. Как же достигается это избавление? Вот что пишут теософисты. То, что мы обыкновенно называем жизнью человека, есть лишь один день в его истинной обширной жизни, – один день в той школе, где он выучивает определенные уроки. Но, так как одной природной жизни в семьдесят или восемьдесят лет недостаточно для того, чтобы дать ему возможность выучить все уроки, которые можно извлечь из этого удивительного мира, и так как Бог хочет, чтобы он выучил их в свое время все, – необходимо, чтобы он возвращался снова и снова на землю и проходил через то школьное обучение, которое мы называем жизнями, переходя из класса в класс, при разнообразных обстоятельствах, до тех пор, пока все уроки не будут выучены. А затем, эта подготовительная работа будет окончена, и человек перейдет к более высокой и более славной доле, – к тому истинно божественному творчеству, для которого вся земная жизненная школа постепенно подготовляла его. Вот что называется учением о «перевоплощении», которое «обеспечивает нужное для нашего полного развития время и возможность стать совершенными, как совершен Отец наш небесный» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

«Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Терпение Христово есть необходимый путь нашей нравственной жизни, осуществления нами нашей нравственной задачи. Иного пути не может быть, как только приобщение страстям Христовым ( Флп.3:10 ). «Блаженны» – говорит Спаситель – «плачущие» ( Мф.5:4 ), – блаженны те, которые сознают, что уподобление Христу, достижение царствия Божия, созидание внутреннего человека, невозможно без труда и подвига, путь узкий, врата тесные и немного входящих ( Лк.13:24 ; Мф.7:13–14 ). «Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян.14:22 ). «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг» ( Евр.12:1 ). Если обыкновенные человеческие дела выполняются только путем настойчивого и упорного труда, то тем более – дело нравственной жизни, бесконечно более важное и ценное. Мы, как будто, мало это сознаем. Терпим и многотерпим ради достижения земных целей,– приобретения богатства, славы, почестей, – терпим и смиряемся, и уничижаемся, и не жалуемся. А когда требуется терпение ради Христа, ради добродетели, ради царствия Божия, ради небесного, – о, тогда воздыхаем, изнемогаем, падаем духом и не можем терпеть. Почему так? Потому что не верим, ибо нельзя терпеть ради того, в действительности чего не признаешь. Кто никогда не помышляет о небесном, может ли он страдать ради небесного? «Идеже бо сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ), – и если сокровище наше, а, следовательно, и сердце наше всецело в земном и чувственном, то страдания ради небесного представляются нам каким-то юродством. Укрепите так ныне упавшую веру, и вы умножите христианское терпение: пробудите в душе так поблекшие ныне высокие христианские заветы, и вы вдохновите людей, вложите в них живительную, бодрящую силу на нравственный труд и подвиг. Ослабели в нас христианские помыслы, христианские чаяния, а потому нет и христианского терпения, и нам понятно только терпение житейское и мирское, извлекающее для себя прямую выгоду и пользу. К великому прискорбию, при современном направлении жизни, уже слышатся такие голоса: «прежде накорми, а затем требуй добродетели». Возможно ли при таком унизительнейшем взгляде на добродетель какое-нибудь христианское терпение? Очевидно, невозможно, а мы не вправе ожидать только послушания раба, терпеливо ожидающего, пока его накормят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Владислав Петрушко Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине Источник Скачать epub pdf Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА). В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы – «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г. Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. – сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. – инспектор КДА, а с 1910 г. – главный редактор «Трудов КДА».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

С.И.Казьмирук Скачать epub pdf Вниманию читатетлей портала предлагается апробационная статья студента Киевской духовной академии С. И. Казьмирука, посвященная жизненному пути последнего ректора дореволюционной КДА, выдающегося библеиста, педагога и церковного деятеля архиепископа Василия (Богдашевского) . XX столетие со свойственной ему динамикой исторического процесса во многом стало яркой эпохой в контексте мировой истории. Длительное время исследователи этого периода по объективным причинам были лишены возможности работать с первоисточниками, хранившимися под грифом «секретно». Одной из выдающихся личностей ХХ столетия был последний ректор дореволюционной Императорской Киевской духовной академии (1914–1923 гг.) – архиепископ Василий (Богдашевский) . Относительно архипастырской деятельности архиеп. Василия (Богдашевского) , после установления советской власти в Киеве, очень мало сведений и она менее освещена. Ситуация с рассмотрением биографии владыки этого периода осложнена еще и тем, что по замечанию И. Н. Преловской, «никто из исследователей еще не выявил архивного фонда, который компактно содержал бы документы Украинского экзархата 1920-х – 1930-х гг.» 1 . Известно, что в это время еп. Василий (Богдашевский) принимает активное участие в благотворительных мероприятиях по оказанию помощи нуждающимся и бедствующим, естественно, насколько это было возможно в это трудное время. 24 мая 1920 г. он становится основателем ипочетным членом Братства «Всех святых» при Киево-Подольской Щекавицкой Церкви, что засвидетельствовано дипломом этого братства. Задачей этого общества была «забота о нуждах приходской школы, попечении о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожан» 2 . В 1920-е гг. религиозная ситуация в Украине все более осложнялась. Наряду с притеснениями со стороны советской власти, набирали силу раскольнические движения «обновленчества» и националистической автокефалии, также поддерживаемые властью. Еп. Василий (Богдашевский) среди современников имел репутацию верного и последовательного «тихоновца» 3 , и его деятельность, как викарного епископа, была связана с назначенным экзархом митр. Михаилом (Ермаковым). Они были знакомы еще со времен обучения в КДА, которую еп. Василий (Богдашевский) окончил в 1886 г., а митр. Михаил (Ермаков) в 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий (Богдашевский), архиеп. Каневский. Фотография. 30-е гг. XX в. На чистой странице этого же письма сохранился ответ в виде черновика: " Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка, сердечно благодарю Вас за Вашу заботливость о мне в нынешнее время. Передвигаться мне куда-нибудь, я думаю, не следует, ибо я всеми силами сросся с Академией и Киево-Братским монастырем, желаю сложит здесь свои кости. Молю Господа, чтоб Он укрепил меня и я мог сказать с Апостолом: " мне, еже жити — Христос, а еже умрете — приобретение " . Теперь, только, тот пережить это может, кто решился на всякое мучение. " В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923 года имеется следующее свидетельство: " Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику " . 5 февраля 1923 года был арестован митрополит Михаил (Ермаков) . Незадолго до этого, 22 января 1923 года он составляет " Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста " . Епископ Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. 4 апреля 1923 года, в ночь на Великий четверг, епископ Василий был арестован вместе с архиепископом Михаилом и епископом Димитрием . Накануне ареста ему был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), — высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 года, следующего содержания: " Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы, за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир. "

http://drevo-info.ru/articles/13673006.h...

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010