Глава 1 Вар.1:1–14 . Предисловие. Вар.1:15–22 . Покаянная молитва пленных иудеев. Вар.1:1 Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне, Вар.1:1–14 . Вначале Варух сообщает, что книгу свою он прочитал, тотчас как кончил ее, в Вавилоне, в слух царя Иехонии и других пленных иудеев, живших в Вавилоне. Впечатление, произведенное этой книгой, было очень сильное. Иудеи плакали, постились и молились, а потом отправили книгу, вместе с пожертвованиями, к первосвященнику Иоакиму и другим иудеям в Иерусалим, и просили их молитвы пред Богом. Самую же книгу Варуха они просили читать народу, оставшемуся в Иерусалиме, в праздничные дни. Вар.1:2 в пятый год, в седьмой день месяца, в то время, когда Халдеи взяли Иерусалим и сожгли его огнем. 2 . «В то время» – правильнее: «с того времени, как…». Варух определяет время написания своей книги по новому счету годов – от разрушения Иерусалима. Это был пятый год, седьмой день первого месяца (нисана). Вар.1:3 И прочитал Варух слова сей книги вслух Иехонии, сына Иоакимова, царя Иудейского, и вслух всего народа, пришедшего к слушанию книги, Вар.1:4 и вслух вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин, и вслух всего народа, от малого до большого, всех, живших в Вавилоне при реке Суд. 4 . «Река Суд» – вероятно, измененное еврейское слово «zad» – гордый. Так, вероятно, названа великая река Евфрат. Вар.1:5 И они плакали, и постились, и молились пред Господом, Вар.1:6 и собрали серебра, сколько было по силам каждого, Вар.1:7 и послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, сына Саломова, первосвященнику, и к священникам и ко всему народу, находившемуся с ним в Иерусалиме, 7 . Сомнительно, чтобы в Иерусалиме в это время жил первосвященник, священники и довольно много иудеев. После убийства Годолии, как известно, иудеи переселились в Египет. Естественно, что они должны были взять с собою и первосвященника со священниками… Вар.1:8 когда Варух унесенные из храма сосуды дома Господня принял для возвращения их в землю Иудейскую, в десятый день месяца Сиуала, сосуды серебряные, которые сделал Седекия, сын Иосии, царь Иудейский,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Совсем недавно прошли радостные и светлые праздники. Богослужение этих святых дней наполнено глубоким смыслом о тайне нашего спасения. В паремии навечерия Богоявления звучали слова пророка Варуха о том, что мы счастливы, потому что «мы знаем, что благоугодно Богу» (Вар. 4:4). Путь богоугождения указывают нам те, кто опытно им прошел, — святые всех времен и народов. Их наставления и пример жизни являются верными ориентирами для всех людей, ищущих спасения. Но ментальность современного общества зачастую далека от святоотеческих традиций и их идеалов. Сегодня найдется немало крещеных в Православии людей, которые по невежеству безосновательно считают Церковь Христову пережитком прошлого, навязывающим людям устаревшие правила и нормы жизни. В святые дни радости о воплощении Сына Божия и об обновлении природы силой Святого Духа многие из таких людей заходят в храм из праздного любопытства или ради формального соблюдения обычаев только затем, чтобы набрать крещенской воды. Подобное состояние скепсиса и теплохладности веры российское общество переживает не впервые. Еще в XIX веке представители славянофильского движения осмысливали святоотеческое наследие, сохраняемое Православной Церковью, и отмечали гибельность вытеснения веры рациональным мышлением. В 1839 году Иван Васильевич Киреевский писал: «Все высокие умы Европы требуют новой духовной силы вне разума, требуют новой пружины жизни вне расчета — одним словом, ищут веры и не могут найти ее у себя, ибо христианство на Западе исказилось своемыслием» . Великий русский учитель веры и христианской жизни XIX века святитель Феофан, Затворник Вышенский , предупреждал об опасности для России забвения святоотеческой традиции и о восприятии чуждых ей духовных и нравственных идеалов. В своем не изданном возражении против вольномыслия он так писал об их пагубном влиянии на наше общество: «Уклонившись от пути правды, они (то есть люди Запада — М.К. ) потеряли всякий вкус к истине, и всякий призрак пути считают за самую истину, раскрашивают его прилипчивыми фразами и пускают таким образом этот фальшивый товар. А мы как дети — хватаем их мыльные пузыри, любуемся ими, восхищаемся» . В качестве отрицательного примера святитель Феофан приводил Францию, которая в XIX веке считалась самой передовой страной Европы: «Франция потеряла истину с тех пор, как наводнилась языческими взглядами, обычаями, искусствами, правилами жизни. Во всем этом они крепко запутались — многие из них сознают и стараются выпутаться, но кто вполне, кто немного» .

http://pravoslavie.ru/76980.html

Активисты автономии «Вардзиа» с настоятелем прихода у строящегося храма ЖМП 4 апрель 2023 /  20 апреля 2023 г. 12:00 Милосердие на Дону В РОСТОВСКОЙ ЕПАРХИИ СПАСАЮТ БЕЗДОМНЫХ, ОКОРМЛЯЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИАСПОРЫ И ПОМОГАЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ВОСПИТЫВАТЬ ТЕОЛОГОВ Гостеприимная Донская земля издавна принимала и стремившихся к вольнице казаков, и желавших потрудиться для обустройства южных рубежей Отчизны славян из северных пределов, и искавших лучшей доли переселенцев из Азии, Причерноморья и Кавказа. Принимала и по-матерински взращивала их, не забывая воспитывать и окормлять в Православии, глубоко пустившем корни на берегах великого Дона. О том, как православные ростовчане строят храм в стиле древнего грузинского церковного зодчества, создают хор в византийской традиции, пекут василопиту, читают пьесы современных авторов и изучают китайский язык, рассказывает побывавший в Ростовской епархии обозреватель «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. «Будем молиться — и дипломаты услышат» Из полутора сотен проживающих в Ростове-на-Дону народов 22 официально зарегистрировали свои национально-культурные автономии. Большинство из них относятся к этносам, давно и органически исповедующим Христову веру. Знакомство с Ростовской епархией начинаем с визита в некоторые из таких общин. По легенде, юная царица Тамара, гуляя с родным дядькой в уединенном ущелье на юге Грузии, потерялась в пещерах недостроенного монастыря. Обеспокоенный родственник стал искать ее и громко звал по имени. «Ак вар, дзиа!» — «Я здесь, дядя!» — вскоре отозвалась девочка. Обрадовавшись спасению дочери, грузинский царь Георг III приказал увековечить эту фразу. С тех пор эта историческая местность в верховьях реки Кура зовется Вардзиа. Национально-культурная автономия «Вардзиа» помогает ростовским грузинам не потеряться — особенно тем из них, для кого наша страна поначалу была чужбиной. Воскресным утром члены землячества съезжаются к храму во имя просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины на Бодрой улице. Звонарь Акакий Ланчава дает мерный благовест, под этот мелодичный звук глава национальной культурной автономии «Вардзиа» Дмитрий Гвазава объясняет мне, как старшее поколение нынешней грузинской диаспоры, насчитывающей в пределах областного центра около десяти тысяч человек, оказалось на гостеприимной Донской земле еще в советское время:

http://e-vestnik.ru/reports/miloserdie_n...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Духовное единство нашей Церкви уже существует, структурное же единение - дело времени» 06.07.2010 787 Время на чтение 5 минут 4-5 июля по приглашению архиепископа Берлинского и Германского Марка в баварской столице Мюнхене пребывал находящийся на лечении в Карловых Варах (Чехия) Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Корреспондент «Седмицы.Ru» Анатолий Холодюк встретился c Первоиерархом РПЦЗ, который рассказал о наиболее актуальных вопросах церковной жизни Русского Зарубежья. - Ваше Высокопреосвященство, сегодня завершается Ваш двухдневный визит в Мюнхен, куда по приглашению архиепископа Берлинского и Германского Марка Вы прибыли из Карловых Вар Вы, где находитесь на лечении. Как Вы оцениваете положение дел в возглавляемой владыкой Марком епархии? - Мне очень отрадно видеть и констатировать процветание нашей епархии в Германии. Я знаком с ней с 1971 года, когда коротко пребывал на немецкой земле в качестве студента православной семинарии Нью-Йорка. Тогда в составе молодежной группы я посетил мужской монастырь Иова Почаевского, где настоятелем в то время был епископ Нафанаил. Помню, что положение этой обители производило на нас, семинаристов, убогое впечатление. Но, слава Богу, с назначением архиепископом Марка все в монастыре изменилось гораздо в лучшую сторону. Действительно, в настоящее время в Берлинско-Германской епархии наблюдается ее значительный расцвет. В стране в связи с массовым наплывом переселенцев и эмигрантов возникают новые приходы. Для них строятся новые храмы или приобретаются помещения для богослужений, заметно благоукрашаются сами православные храмы. - Прогнозируете ли Вы полное единение Русской Православной Церкви, а значит и слияние двух епархий на немецкой земле - Зарубежной Церкви и Московского Патриархата ? - Духовное единство нашей Церкви уже существует, структурное же единение - дело времени и для этого должны созреть определенные обстоятельства и условия. Я думаю, что в перспективе станет возможным слияние, например, двух приходов в отдельном городе, как это уже произошло в Австралии, в городе Ньюкасл в штате Новый Южный Уэльс. Верующие уже объединенного Свято-Николаевского прихода сейчас живут вместе и, замечу, - дружно. Что касается предполагаемого слияния отдельных приходов в Германии, то, считаю, решение этого вопроса целиком зависит от духовного начальства. Со временем, конечно, могут состояться какие-то переговоры на эту тему. Однако выражу свое мнение, что спешка в этом деле совершенно ни к чему. Такие непростые вопросы надо решать мирно, спокойно и, главное, - с любовью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

преподобный Максим Исповедник ЧЕТВЕРТАЯ СОТНИЦА О ЛЮБВИ 1. Во-первых, ум удивляется помышляя о Божественной по всему беспредельности, – о неисследимой оной и много вожделенной пучине; во-вторых, поражается тем, как Бог из ничего привел в бытие все существующее. Но как «величью Его несть конца» ( Пс. 141, 3 ), «так и премудрости Его несть изобретения» ( Вар. 3, 18 ). 2. Ибо как ему не удивляться, созерцая неприступную оную и преизумительную причину благости? Или как не придти в исступление, помышляя, как и откуда произошло словесное и умное естество, и четыре стихии, из коих тела, когда никакого вещества, предсуществовавшего их порождению, не было? Какая это сила оная, которая, подвигшись к действию, привела их в бытие? Но сыны Эллинов не приемлют сего, не ведая всемощной благости и живодейственной ее и ум превышающей премудрости и разума. 3. Творцом сущий от вечности Бог по беспредельной Своей благости творит, когда восхочет, единосущным Своим Словом и Духом. Не вопрошай: как же так, будучи благ всегда, Творец явился Он токмо ныне? Ибо и я тебе говорю, что неисследимая премудрость бесконечного Существа не подходит под человеческое ведение. 4. Творец от вечности предсуществовавшее в Нем ведение о всем сущем, осуществил и произвел в дело, когда восхотел. Ибо неуместно сомневаться о Боге всемогущем, может ли Он осуществить что, когда восхочет. 5. Для чего Бог что сотворил – исследуй; ибо сие можно познать; но как и почему не так давно, сего не испытывай: потому что это не подлежит твоему разуму. Ибо из Божественных вещей иные постижимы, другие же непостижимы для человека. Умозрение, если его не обуздывать, может в пропасть низвергнуть, как сказал некто из Святых (Григорий Богосл.). 6. Некоторые говорят, что твари от вечности сосуществовали Богу; но это невозможно. Ибо как могут от вечности сопребывать во всем бесконечному, существа по всему конечные и как они собственно твари, если совечны Творцу? Но это речь Эллинов, которые вводят Бога, Творца отнюдь не естества, а качеств токмо. Мы же, признавая Бога всемогущим, говорим, что Он Творец не качеств токмо, но и естеств окачествованных. Если же так; то твари от вечности не сосуществовали Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Глава 2 Вар.2:1–10 . Пророк продолжает исповедывать, что иудеи по справедливости наказаны Богом, Вар.2:11–35 – а потом молит Бога простить их. Вар.2:1 И исполнил Господь слово Свое, которое Он изрек против нас и против судей наших, судивших Израиля, и против царей наших, и против князей наших, и против всякого Израильтянина и Иудея, Вар.2:2 что Он наведет на нас великие бедствия, каких не бывало под всем небом, как сделал Он в Иерусалиме, по написанному в законе Моисеевом, Вар.2:1–10 . Господь справедливо покарал Свой народ, предавши его на поругание другим народам: в самом деле, иудеи оказались открытыми ослушниками Его воли. Вар.2:1–2 . Короче повторяются у Даниила ( Дан.9:12–13 ). Вар.2:3 что мы будем есть – один плоть сына своего, а другой – плоть дочери своей. 3 . Ср. Плач.1:20 , и Плач.4:10 . Вар.2:4 И Он отдал их в подданство всем царствам, которые вокруг нас, на поругание и опустошение всем окрестным народам, между которыми рассеял их Господь. 4 . «Всем царствам» – конечно, не сразу, а постепенно. Притом, евреи, конечно, не всем без исключения царствам были покоряемы. Здесь, очевидно, выражение гиперболическое. Вар.2:5 И мы оказались внизу, а не наверху, потому что мы согрешили пред Господом Богом нашим, не слушая гласа Его. Вар.2:6 У Господа Бога нашего – правда, а у нас и отцов наших – стыд на лицех, как сегодня. Вар.2:7 Все те бедствия, какие Господь изрек на нас, постигли нас. Вар.2:8 Мы не молились пред лицем Господа, чтобы Он отвратил каждого от помышлений злого сердца его. Вар.2:9 И Господь наблюдал над сими бедствиями, и навел их Господь на нас, ибо Господь праведен во всем, что заповедал нам. 9 . «Наблюдал…», чтобы эти бедствия непременно поразили иудеев. – Ср. Плач.1:17 . Вар.2:10 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2:11 И ныне, Господи, Боже Израилев, Ты, Который вывел народ Твой из земли Египетской рукою крепкою, и знамениями, и чудесами, и силою великою, и мышцею высокою, и сотворил Себе имя, как сегодня:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВАРЫ [греч. ρδβλθυοτεΑβαροι, древнерус.  ], союз кочевых племен, вероятно монголо-тюрк. происхождения. История А. до сер. VI в. практически неизвестна; отдельные сведения об их предках (в частности, о среднеазиат. жужанях) встречаются в кит. хрониках. На исторической сцене А. появляются в связи с ростом могущества Тюркского каганата, подчинившего большую часть Центр. Азии. Среди оттесненных к западу кочевых народов были и А., численность к-рых после включения в их союз племен Приуралья и Поволжья составила ок. 10 тыс. всадников. В 550-х гг. А. вышли на Сев. Кавказ (нанеся поражение сабирам) и в Сев. Причерноморье, где покорили слав. племена, в т. ч. союз антов (Менандр. Ист. 4-6), подошли к сев. границам Византии; историк Феофилакт Симокатта сообщает, что это были племена вар и хунни (Ορ κα Χουν), присвоившие себе «внушавшее ужас имя» могущественного народа А. (Феофилакт. Ист. VII 7-8). Имп. Юстиниан I заключил с ними союз (весна 558), а вскоре новый договор (562), разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье (Theoph. Chron. P. 232); через неск. лет А. под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию, где после распада державы гуннов обосновались герм. племена лангобардов и гепидов, воевавшие между собой. В союзе с А. лангобарды одолели гепидов, но в 568 г. ушли в Италию, вытеснив оттуда византийцев; Паннония же стала центром аварского гос. образования - каганата. Овладев Сирмием (582), А. начинают захват владений Византии на Балканах; имп. Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персид. войны давали А. возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Одновременно аварская экспансия шла на запад, где они, покорив хорватов и сербов, в кон. VI в. вступили в войну с баварцами и франками.

http://pravenc.ru/text/62552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕХОНИЯ Иехония [евр.  ,  - «Господь [Яхве] основал»; греч. Ιεχονας], иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев (598-597 гг. до Р. Х.), сын и преемник царя Иоакима . Возможно, основное имя (вар.  ) было дано И. при вступлении на трон, а другое (  или      - 1 Пар 3. 16-17; Иер 27. 20; 29. 2) было получено им при рождении ( Berridge. P. 660). Современник пророков Иезекииля и Иеремии. После смерти отца И. в 18 лет стал царем (4 Цар 24. 8). Его мать Нехушта, дочь Елнафана из Иерусалима, была весьма влиятельна при дворе, об этом свидетельствует неоднократное упоминание о ней в Библии (4 Цар 24. 8, 12, 15; Иер 22. 26). Точные даты правления И. устанавливаются благодаря Вавилонской хронике (впервые опубл. в 1956), согласно к-рой конец его правления приходится на 2-й день месяца адара в 7-й год правления Навуходоносора ( Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. L., 1956. P. 73; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley (N. Y.), 1975. P. 102). Эта дата соответствует 15/16 марта 597 г. до Р. Х. И. правил 3 месяца и 10 дней (2 Пар 36. 9), поэтому дату его восшествия на престол можно уверенно отнести к 9/10 дек. 598 г. до Р. Х. После того как отец И. умер при осаде Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, его мать и приближенные решили сдаться в надежде, что вавилоняне отведут войска (4 Цар 24. 12). Осада была снята, однако И. был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (ср. также: Иер 13. 18-19). Вместо И. Навуходоносор возвел на престол дядю И.- Маттафию, получившего впосл. имя Седекия (4 Цар 24. 17). Положение И. и его семьи в плену описано в вавилонских адм. источниках. На неск. клинописных табличках, датируемых временем правления Навуходоносора, сообщается в т. ч. о поставках масла для И. (аккад. Ia-ú-kinu) и его 5 сыновей (ANET. P. 308). Одна из табличек уверенно датируется 13-м годом правления Навуходоносора (т.

http://pravenc.ru/text/293810.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010