В польском парламенте открылась выставка, рассказывающая о трагедии Православия в Косово Варшава (Польша), 23 марта 2006 г . О Косово в Европе говорится чаще всего в политическом контексте. К сожалению, зачастую замалчивается тема уничтожения христианского наследия этой земли, на которой, начиная с 1999 года, было сожжено или уничтожено 145 мест христианского культа. Только в трагические дни с 17 по 20 марта 2004 года 35 православных храмов и монастырей были частично или полностью уничтожены вследствие нападений албанских экстремистов, сообщает пресс-служба УПЦ. В частности, о христианском наследии Косово и Метохии, о трагедии этой земли рассказывает выставка, которая открылась 22 марта в главном холле польского Парламента. Это уже второй знаковый акт солидарности польских народных избранников с населением Косово. «Мы осуждаем акты насилия, этнические чистки, а также всевозможные проявления фанатизма и нетерпимости. Польская общественность поражена многочисленными случаями уничтожения и осквернения христианских святынь. Мы подтверждаем свою готовность сотрудничать с государствами, народами и правительствами, которые ставят своей целью обеспечение всем жителям Косово права на возвращение домой, а также права на мирную жизнь», – так звучало принятое единогласно 29 апреля 2004 года заявление парламента Польши. Нынешнюю выставку открыли депутат Евгений Чиквин и посол Сербии и Черногории в Польше Рамиз Басич. В мероприятии приняли участие послы и представители дипломатического корпуса Албании, Австрии, Белоруссии, Болгарии, Финляндии, Литвы, России, Румынии, Словении, Словакии, Украины, большинство польских парламентариев, журналисты. Осматривая экспозицию, присутствующие имели возможность увидеть православных верующих, молящихся на руинах храмов и зажженные там свечи; храмы, выжженные изнутри, а также обгоревшие иконы; колючую проволоку и солдат с оружием у православных святынь. Косово – это боль всех христиан, убеждают инициаторы выставки. Это также наша общая ответственность за сохранение христианского наследия. К сожалению, нужно констатировать, что сохранить его не удалось.

http://pravoslavie.ru/16763.html

3 . Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 4 . Беляев Е.А. Б.А. Тураев //Труды Московского университета. 1946. Вып. 3. С. 56–61. 5 . Бовкало А.А.. Литургика в Петрограде после 1918 г.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2000. 6 . Бовкало А.А.. Просветительская деятельность Петроградского Богословского Института//Избранные материалы международной научно-практической конференции: Богословское образование: традиции и развитие. 1991. 7 . Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н.Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета//С.-Петербургский университет. 19 марта 2004 г. 1 (3663). С. 42–45. 8 . Бороздин И.Н. Академик Б.А. Тураев и русская наука//Вопросы истории. М., 1941. 11. С. 80–84. 9 . Вильна. Путеводитель. Вильна, 1883. 10 . Воронцов А.В. Академик Б.А. Тураев , староста Университетской церкви//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2000. 21–22. С. 61–12. 11 . Воронцов А.В. Братство Св. Софии в Петрограде//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. 28–29. 12 . Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИим. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1981. 13 . Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 11–15. 14 . Глубоковский Н.Н. Академик профессор Борис Александрович Тураев , как христианский учитель и ученый//Воскресное чтение. Варшава, 1929. 11. С. 169–113. 15 . Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чуко-ва). СПб., 2010. 16 . Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2006. 11 . Ендольцев Ю.А. Университет на Биржевой линии//Нева. 2004. 12. 18 . Жебелев С.А. Из воспоминаний о старом товарище//Вестник древней истории. 1993. 3. С. 15–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

47-65; Поучение на день храмового праздника в Холмской ДС 9 сент. 1902 г. Варшава, 1902; Краткое извлечение из Отчета ректора Холмской ДС архим. Дионисия о состоянии семинарии за 1902/03 учеб. г. Варшава, 1903; Памяти инспектора Холмской ДС иером. Филиппа. Варшава, 1904; Современное состояние, задачи и нужды правосл. инородческого миссионерства в Сибири. М., 19052; Богословие Иоанново. Холм, 1909; Святыня Барграда. Холм, 1912; На память о 1600-летней годовщине торжества Креста Христова над язычеством при св. равноап. царе Константине Великом (313-1913). Почаев, 1913; Увещание христолюбивым воинам, подвизающимся на поле брани. Кременец, 1915; Пастырское изучение людей и жизни по святоотеческим творениям. Варшава, 1926; Пастырское послание преосвященных епископов Петра и Дионисия. [Б. м.], 1926; Историческое обозрение рус. пасторологической лит-ры в XIX в. Варшава, 1926; Пасторология св. Иоанна Лествичника. Варшава, 1927; Христианская археология, ее характер и ее научный метод. Варшава, 1928; Новейшие раскопки и открытия в рим. катакомбах Св. Каллиста на Аппиевой дороге. Варшава, 1928; Najnowsze wykopaliska i odkrycia w katakumbach rzymskich: Nowe malowido aobnej wieczerzy mioci, czyli agapy w katakumbach ww. Piotra i Marcellina przy Via Labicana. Warsz., 1929; Пасторологическая теология. Варшава, 1929; Pomnikowe dzieo naukowe. Warsz., 1932; Христианство и искусство. Варшава, 1935; Евхаристичний культ на Ykpaïhi. Варшава, 1936; Божественное откровение как источник истинного Богопознания. Варшава, 1937; List do Maksyma abpa Konstantynopola Nowego Rzymu i patr. Ekumenicznego w czerwcu 1946//Wiadomoci Metropolii Prawosawnej w Polsce. 1947. N 3(1-2). S. 5; Gratulacje patr. Moskiewskiemu i Wszechrusi Aleksemu z okazji intronizacji na katedr patriarsz//Ibid. S. 6; List o kociolnych i cywilnych obowizkach obywatela Polski wyznania prawosawnego (Warszawa, stycze 1946 r.)//Ibid. S. 2-6; List s okazji obchodu przez Bugarski Koció Prawosawny tysiclecia od dnia bagosawionego Jana, cudotwórcy Rylskiego (946-1946)//Ibid.

http://pravenc.ru/text/178369.html

Варшава, 1931; Римская неправда о главе Вселенской Церкви: Разбор католического учения о папском примате в связи с книгой И.А. Забужного «Православие и Католичество». Варшава, 1932; Виленская Островоротная или Остробрамская Чудотворная Икона Божией Матери: Исторический очерк ее происхождения и захват униатами и католиками. Варшава, 1932; Житие и страдания святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Варшава, 1932; Житие Преподобного Иова, Игумена и Чудотворца Почаевского (1550–1651). Варшава, 1932; Латинизация православного богослужения в Униатской Церкви. Варшава, 1932; Князь Константин Константинович Острожский и его деятельность в пользу Православия. Варшава, 1933. 1388       См. его: Зноско-Боровский М, прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство: (Лекции по Сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой Духовной Семинарии). Джорданвилль, 1972 (переизд.: Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство: Сравнительное богословие. Б.м., 1992; M., 1998; M., 2003). 1389       До 1925 г. его научная карьера развивалась на родине: он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1892), в 1897–1900 гг. как стипендиат историко-филологического факультета находился в командировке в Париже и в 1901 г. защитил магистерскую, а в 1902-м – докторскую диссертацию. Β 1904–1912 гг. Васильев–профессор Юрьевского университета по кафедре всеобщей истории, в 1912–1922 гг. – профессор и декан историко-филологического факультета Петербургского (затем Петроградского) педагогического института. С того же 1912 по 1925 г. Васильев был профессором Санкт-Петербургского университета. Кроме того, он работал в Российской академии истории материальной культуры (РАИМК), где занимал должность заведующего разрядом раннехристианской и византийской археологии и искусства (с 1919 г.), а в 1920–1925 гг. был председателем РАИМК. С 1919 г. Васильев – член-корреспондент Академии наук СССР. В 1925 г. Васильев выезжает в заграничную командировку – в Берлин, Париж и далее в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Корни церк. смуты: Парижское Братство Св. Софии и розенкрейцеры. Белград, 1927; О парижских богословах. Белград, 1927; А. С. Хомяков. Варшава, 1929; Единство или единственность Церкви. Варшава, 1929; Англикане и Правосл. Церковь. Варшава, 1930; Истинная соборность. Варшава, 1930; Культура, прогресс и Церковь. Варшава, 1931; Свобода с христ. точки зрения. Варшава, 1931; Церковь и гос-во в будущей России. Белград, 1931; Единение или раздробление?: (Ответ на кн. С. В. Троицкого «Размежевание или раскол?»). Новый Сад, 1932; Лже-православие на подъеме. Джорд., 1954; Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом: (По поводу кн. С. В. Троицкого «О неправде Карловацкого раскола»). Джорд., 1961, 19892; О зарубежном церк. законодательстве. Н.-Й., 1964; Церковь и ее учение в жизни: (Собр. соч.). Монреаль, 1964-1992. 3 т.; Отрицание вместо утверждения: По поводу брошюры архиеп. Иоанна Шаховского «Утверждение Поместной Церкви». Джорд., 1971; The Canonical and Legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem, 1971; Догмат о Церкви в совр. мире: Доклад III Всезарубежному Собору. Джорд., 1975; Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорд., 1991; К истории рус. церк. разделений: Опровержение ошибок и неправд в соч. Д. Поспеловского «The Russian Church under the Soviet Regime, 1917-1982». Джорд., 1992; Завет св. Патриарха. М., 1996; Письма. М., 1998; Доклады Архиерейскому Собору, Синоду и Первоиерархам РПЦЗ. М., 1999; Страницы дневника//Новый журнал. Н.-Й., 2003. 232. С. 165-185. Изд.: Книга правил святых апостолов и Вселенских Соборов: В 3 т. с примеч. Монреаль, 1971-1974. Арх.: Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Д. 15/41, 17/41, личн. дело. Лит.: Маевский В. А. Русские в Югославии: взаимоотношения России и Сербии. Н.-Й., 1966. Т. 2; РПЦЗ: 1918-1968. Иерусалим, 1968. Т. 1. С. 284; Зернов Н. М. Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре. Boston, 1973. С. 41; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни. М., 1995; Памяти умерших: Еп. Григорий (Граббе)//Правосл. Русь. 1995. 20. С. 5-6; Цыпин. История РЦ. С. 575-612; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии: (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 233.

http://pravenc.ru/text/166654.html

Писания кириллического и глаголического письма постепенно оживилась: с середины 90-х годов XIX века стали регулярно выходить различные научные труды, касающиеся непосредственно ветхозаветных книг в древнеславянском переводе. «Начало этим занятиям в печати было положено проф. Р. Ф. Брандтом, который с 1894 г. стал издавать очень важный ветхозаветный текст – Григоровичев паримийник XII в.» 454 . В том же году в «Христианском чтении» появилась небольшая, но дельная статья тогда еще молодого кандидата богословия И. Е. Евсеева под заглавием: «Лукиановская рецензия LXX-mu в славянском переводе», а три года спустя (в 1897) его первое большое исследование «Книга прор. Исаии в древнеславянском переводе». После книги прор. Исайи проф. Евсеев напечатал ряд других работ, посвященных изучению древнеславянского перевода ветхозаветных книг, в основном, пророческих. Первые пять статей, появившихся в 1898–1901 гг. под общим заглавием «Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания» имели такие заголовки: 1. О древнегреческом оригинале первоначального славянского перевода. 2. О книге Есфирь. 3. Следы утраченного первоначального перевода пророческих книг на славянский язык. 4. Толкования пророческих книг с обличением жидовина. 5. Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности. Профессор Варшавского университета А. В. Михайлов с 1900 по 1908 г. издал ряд трудов, посвященных кирилло-мефодиевской старине – «основе всех славянских литератур». Это: 1. Книга Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Вып. I. Варшава, 1900. 2. К вопросу об издании памятников славяно-русской письменности. СПб., 1903. 3. Литературное наследие свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях. Варшава, 1904. 4. О новых изданиях хорватских глаголических текстов. Варшава, 1905. 5. Греческие и древнеславянские паримийники. Варшава, 1908. 6. Древнеславянский перевод на Руси. Варшава, 1908, а также ряд статей о толковой палее, напечатанных в 1895–1896 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Отпевал его митрополит Петроградский Вениамин в сослужении с четырьмя епископами: Мелхиседеком (Паевским), впоследствии архиепископ Красноярский, Геннадием Псковским и Порховским, Артемием, епископом Лужским и еще одним мне в то время неизвестным. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры, с правой стороны могилы митрополита Антония (Вадковского) . Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб.к «ЦВ» 1912, 10, стр.403. см.также «Прав.Собес.»1912, март, стр.395· Слово при пострижении в монашество. «Христ.Чтен.» 1916, янв., стр.3. Слово 2 февр.1916 г., в храме Александровского Лицея. «Христ.Чтен.» 1916, февр., стр.129· Речь при пострижении в инокини. «Христ.Чтен.» 1916, апр., стр.373. Им изданы были помимо мелких журнальных научных статей следующие печатные труды: Ударение имен существительных в русском языке. Варшава, 1882. Особенности падежных окончаний имен существительных в говорах русского языка. Варшава, 1883. Детская речь, Варшава, 1883. Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitins. Дорпат, 1886. Über die Bedeutung der Sprachstörungen für die Sprachwissenschaft. Dorpat 1886. Litauische Studien. Дорпат, 1888. Литовские этюды. Варшава, 1888. Языковедение, их метод и задача; язык церковнославянский в историческом прошлом славянства. Казань, 1889. Славяно-финские культурные отношения по данным языка. Казань, 1890. Служба святым Кириллу и Мефодию в болгарском списке 14 века. Варшава, 1893. «Физиолог» по рукописи сербской редакции. Казань, 1893. Торжество 400-летия Ободской типографии в Черногории. СПБ, 1894. Грамоты русских государей и диптихи в славянских монастырях Адриатического побережья. К.1894. История развития духовной жизни Черной Горы и князь-поэт Николай I. Казань, 1895. Служба св.Кириллу, учителю славянскому по сербской рукописи 14 века русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне. СПБ, 1895. Петр I Петрович, владыка митрополит Черногорский. Его посвящение во епископа и сказанное им после этого слово. Казань, 1895· Новое произведение Черногорского князя Николая «Княз Арванит». Казань, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Wasserschleben. Die Bussordungen der abendlandischen Kirche. Halle. 1851. Введенский A. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса. 1913. Введенский А. Религия и социология. 1900. Введенский Д. Крестцовое духовенство в старой Москве. Москов. Церковн. Ведомости. 1898. 44, 48. Верховский П. История древней церкви. Программа курса, читаемого в Императорском Варшавском университете с 1911–1912 г. Варшава. 1911. – Краткий очерк судоустройства и судопроизводства католических судов, преимущественно по делам брачным. Варшава. 1913. – Населенные недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Коллегия экономии и канцелярия синодального экономического правления. (15 июля 1726 г. – 12 мая 1763 г.) Исследование в области истории русского церковного права. СПБ. 1909 г. – О необходимости изменить русские основные законы в пользу законодательной независимости православной русской церкви. (Отд. отт. „Церк. Правда“ за 1913 г.) – Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX ст. Вып. 1. Варшава. 1912. – Правовое положение христианских церквей на Западе и в России. Программа специального курса, читаемого на юридическом факультете Императорского Варшавского Университета. Варшава. 1911. – Церковное право. Программа. Варшава. 1912. Wessenberg. Die grossen Kirchenversammlungen des XV und XVI Jahrhenderts. Constanz. 1840. Вестермарк Е. История брака. М. 1896. Wiermann. Geschichte des Kulturkampfs. Auf, 2. Leipzig. 1886. Виноградов. Гражданский брак с христианской точки зрения. M. 1889. Виноградский Н. Церковный собор в Москве 1682 г. Очерк историко -критического исследования. Смоленск 1899. Виппер Р. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. 1894. Вителов. Греко-болгарская распря. Русский Вестник.1886. 1. Witte E. Die Rechtsverhältnisse der Ausländer in Russland. Dorpat. 1847. Владимир, архим. Государственное положение церкви и религии в Италии. Казань. 1906 г. Владимир, арх. Подложные законы, породившие папскую власть или Лжеисидоровские декреталии. Воронеж. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

959 . Еще к вопросу о Домострое: Рец. на исследование И.С. Некрасова «К вопросу о Домострое». – СПб.: Тип. Балашова, 1890.–38 с. 960 . Заметка о времени происхождения Учительного Евангелия Константина Болгарского. – [Л., 1928]. – 7 с. – Из: Сб. статей в честь академика А.И. Соболевского. – Л., 1928. – С. 459–465. 961 . История древней русской литературы: Лекции, читанные студентам 1-го курса Историко-филологического факультета Варшавского университета в 1912–1913 учеб. году. – Варшава: Типо-лит. Регульского, – 302 с. – Библиогр.: С. 73–74, 224– 225, 301–302. – Литогр. 962 . К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Ме-фодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях: Из истории древнеславянского перевода Книги Бытия пророка Моисея: Доклад, прочитанный в Обществе истории филологии и права при Варшавском университете. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1904. – 145 с. 963 . К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи. – [Л., 1928]. – 31 с. – Из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1928. – Ч. 1. – С. 49–80. 964 . К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении. – СПб.: Тип. Балашова, 1889. – 82 с. – Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1889. 965 . К вопросу о редакциях Толковой Палеи//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1905. -Т. 10, вып. 1; 1906.-Т. 11, кн. 1. 966 . К вопросу о тексте Книги Бытия//Варшав. унив. изв. – 1895.– Кн. 9; 1896.– Кн. 1. 967 . К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. – М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1894. – 58 с. – Из: Тр. Слав, комис. при Моск. археол. о-ве. – Вып. 1. 968 . Лекции по древнерусской литературе, читанные студентам 1-го и 2-го курсов Историко-филологического факультета Варшавского университета и слушательницам Высших женских курсов... в 1910–1911 акад. году. – Варшава: Граф. Заведение Б.А. Букаты, 1911. – 360 с. – Литогр. ... в 1911–1912 акад. году. – Варшава: Типо-лит. Регульского, 1912. –305, 12 с. ... в 1912–1913 акад. году. – Варшава, 1913. – 331, 20, 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симонова Т.М. Российская диаспора в Польше в 1920-1924 гг.//Национальные диаспоры в России и за рубежом XIX – XX вв. М., 2001. С. 179. Шмыдки Иоанн, свящ. Польская Православная Церковь в 20-30-е годы ХХ столетия. Дисс. … канд. богословия. Сергиев Посад, 1993. С. 27-28. Soko K., SosnaA . Kopuy nad Wis. M., 2003; Soko K., SosnaA. Cerkwie w centralnej Polsce. 1815-1915. Biaystok, 2011. Берташ Александр, свящ. Церковное строительство в Польше и на Северо-западе России в середине - конце XIX в.//Искусство Восточной Европы. Польша – Россия. Искусство и история. Т. 1. Польское искусство, русское искусство и польско-русские художественные контакты до начала ХХ века. Варшава - Торунь, 2013. С. 253. Подсчет осуществлен на основании изданий: Москвич [Петров] Григорий. Иллюстрированный путеводитель по Варшаве и ее окрестностям. Варшава, 1914; Цитович Григорий, свящ. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913; Акаёмов Н.Ф. Путеводитель по Варшаве. Варшава, 1915; Paszkiewicz P. Pod berem Romanoww. W., 1991. Берташ Александр, диакон. Православная Варшава в 1920 – 1930-е гг.//Зарубежная Россия. 1917-1939. Кн. 2. Сборник статей. СПб., 2003. С. 122 – 131. Кириков Б.М. Мариан Лялевич//Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998. С. 912-924. Молчанов К. Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912. Варшава. 1912; Проекты православного собора в Варшаве//ХВЕВ. 1894. 4; Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894//ХВЕВ. 1894. 17; Покровский Н.В. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской. СПб., 1900. Торжества освящения нового Кафедрального собора в Варшаве во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского//Варшавский епархиальный листок. 1912. 11; Новый православный собор во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в г. Варшаве//Холмский народный календарь на 1913 год. Холм, 1912. С. 144-146.

http://bogoslov.ru/article/4861337

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010