О немощи Ах, тварь совоздыхает человеку и болеет из-за греха его… «Ибо страдающий плотью перестает грешить» ( 1Пет.4:1–2 ). Да, стоит подумать. Когда благой и всеблагий Владыка и Боже наш видит, что иные часто бывают ленивы для подвига, тогда уже смиряет Он плоть немощью, как менее трудным подвигом (лествица). И слава Богу, это нам для смирения сугубого. На большую пользу (…) Нам болезнь. Во многих отношениях. Ах, да не пропустим уроков жизни (…) Это – особый дивный и прекрасный вопрос о пользе для души самых немощей, и вообще об отношении к ним. А немощи дух. нужно не только избывать, но и поучаться из них и благодарить Бога (…) Возблагодарим Господа, смиряющего нас нашею немощью. Чувствовать немощь нам очень полезно. Бог смиряет нас. (…), Господь даст яркое познание (…) чувствовать свою немощь и заметь… когда душа полна прекрасного… Бог даст, в будущем ты уже сама будешь знать незабытно свои немощи и Господь силою Своею будет укреплять тебя. Знать свои немощи надо не только телесные, но и душевные, знать цену своим силам. Надо не забывать немощей своих душевных и телесных и взывать с мытарем: «Боже, милостив буди мне грешному»… Вот и надо и знать немощь свою и укрепляться в молитве и простоте… Так и нужно призывать благодать на помощь немощи нашей. Малосилие спасительно. Болезнь для того, чтобы опомниться, встряхнуться, в усердии приняться за себя и в простоте постоянно спасаться. Совесть напоминает (в болезни) все сделанное несуразное (в жизни). (Много передумалось за время болезни) Да, вот уже и много сделано этим. (За какие грехи болезнь?) Все вообще не за что, а для чего? Ах, болезнь делает нас лучше. Если человек в болезни не теряет кротости, он может не лечиться, а если болезнь сказывается на душевном состоянии, то уже лучше полечиться. Св. Феофан Затворник говорит, что нам лечиться нельзя, а подлечиваться можно… (31/III 27). Старец не жалеет о болезни и смерти, а о том, если чадо не сделало добра… Я немощь прощаю и к ней снисхожу, меня более огорчает окаянство… (О слабости физической при тишине внутренней). Это смиряет и полезные стремления внешние тоже исполнить все. (Встала, чтобы оказать гостеприимство гостям). Конечно, хотя иногда лежать будет смиреннее (при скверном самочувствии). (Не хватает даже на легкую и простую беседу) Это сил не хватает – ни телесных, ни духовных. Смиряйся – это от немощи ((…) Неудовлетворенности). Смиряйся – это нам полезно

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf † Я был для вас как отец, который старается детей своих включить в светлые воинства царские, тогда как они сами не заботятся о сем. Да даст Бог вам пламень любви. И Бог удостоверит вас, что она возводит имеющих ее до седьмого неба, как некоторые уже с дерзновением восходят и благословляются: «аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть» ( 2Кор.12:2 ), и чтобы познать вам начало пути к этой радости, послушайте: прежде всего приходит к человеку Дух Святый, научает его всему и тому, как надлежит смиренномудрствовать, (о чем не можете услышать ныне) потом, наставляемый сим первым воспламенением, восходит он на первое небо, потом на второе и так далее, по мере преуспеяния даже до седьмого. Царствие Божие получают лишь те, которые нудят себя. «Царствие Божие нудится». Все ли старцы имеют такое дерзновение к Богу, как Варсонофий. А он находился весь в сиянии Духа Божия. «Я включил тебя в преизящное воинство с тем, чтобы ты непрестанно находился в хранилище неизреченных благ, и вот ты уже в нем, (т. е. в воинстве) находишься. Итак, старайся приобрести благолепные одежды сообразно с достоинством воинства, чтобы не быть исключенным из него, сердце премудрое и смиренное и лице благоустроенное, удаляющееся всякого движения, гнева и смущения. Я ввел тебя. Не выходи оттуда». А как стяжать Духа Божия, про которого старец говорит: «Помолись Богу, чтобы Он послал вем Святого Духа Утешителя, и Тот, пришедши, научит вас всему и откроет вам все таинства. Его взыщи себе в путеводителя, Он не допустит прелести или рассеяния в сердце, не попустит нерадения и уныния или дремоты в мысли, просветит очи, утвердит сердце, возвысит ум. Вот сокровище некрадомое. Вот столп неопровержимый. И я не могу достигнуть его, если не побежду гнева и не подавлю раздражительности, и не приобрету устроения тихого, в котором почивает Бог. Господь хочет, чтобы ты почитал всякого человека превосходнее себя. Вопрос: Проживший одно седмилетие увидит то, чего еще не было от сотворения мира. Что же делать нам, юным. Как нам спастись? Помолись Господу, да укажет Он нам те святые горы, на которые Он велел бежать, чтобы спастись. Какие это горы – мысленные или видимые, чтобы мы знали их и, когда придет время, могли убежать туда и спастись. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

«Согрешившие же трепещут, люто рыдающе в муку посылаемы и от избранных разлучаемы» (Н. мясопутная) Потщимся спастися, чада! Не терять времени «Не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, то не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин.11:9 Ин.11:10 ). Да, не должно терять для спасения времени, надо спасаться и служить спасению других. Спаситель сказал: «приходит ночь, когда никто не может делать. А мы должны делать, вслед за Господом, дела Пославшего Его к нам, пока есть день» ( Ин. 9:4 ) Да, надо пользоваться жизнью! Всякую минуту считать потерянною, если она употреблена была на что-нибудь ненужное. Да, надо стараться не злоупотреблять временем ( Еф.5,16 ср. Гал. 6,10 ) Будем стараться не упустить время жизни, данное нам для покаяния ( Гал. 6;7–10 ). Да, пока есть время, будем внимательны… поливать покаянием, растить спасение… Тянуться ко спасению, к Господу, тянуться в (…) ясно и определенно – неуклонно... (…) забывая, в предняя простираяся ( Фил. 3:13 ) Нечего думать, а надо делом истинным спасаться, нужно спасаться без оглядки, всеумным устремлением. Да, надо беречь время. Или важнее тратить его для вечности. Да, береги время, не надо упускать ни капли для спасения. Надо иметь сознание – смены дня временного на день вечный; наши дела должны испытывать пробу вечности. Ах, времени во всем мало нам для спасения, (…) завтра (…) (Ср. Св. Феофан Затв.) Время жизни – кратко. Постараемся не упускать его и не упустить, чтобы спасаться и спастись с Господом. Время летит, другие пользуются каждой минутой и завоевывают себе вечность, а мы все еще не начали и не начинаем. Горе нам, если все условия жизни благоприятствуют спасению, а мы не пользуемся ими, предаемся небрежению (…) Горе нам, если мы покрыты листьями одних (…) дел (…) пустоцвет… Да, надо трудом, усилием наживать содержание жизни своей, иначе все это будет непрочно (…) Время еще есть, да не посечется, садовник просит, постараемся не упустить время. Ах, не вознерадим, о, спостницы (…) Недостоин (раб) его же обрящет унывающего, блюди убо не сном отяготися. Бодрствующий, держи себя в руках, блюдися, да не воздремлеши, но украшай свещу свою присно и готова буди.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Сортировать по Исключить новости Первый франкоязычный православный приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 От редакции. Елизавета (Элизабет) Бер-Сижель (р. 1907) — православный французский богослов, духовная дочь отца Льва Жилле 1 и его биограф, преподаватель Православного Свято-Сергиевского института и ряда светских высших учебных заведений. Ее публикуемый здесь краткий исторический очерк представляет несомненный интерес как потому, что открывает нам эпизод из жизни широко известных православных деятелей русского зарубежья, так и потому, что описывает истоки зарождения новой поместной православной Церкви, развитие которой, если будет на то воля Божия, еще только будет осуществляться на наших глазах, на глазах наших детей и внуков. На наш взгляд, особого внимания заслуживает изложение тех изначальных намерений и целей русских православных, волею Божиею оказавшихся в рассеянии, с которыми они участвовали в зарождающемся тогда экуменическом движении. Для них и речи не было об искусственном создании некоего “синтети­чес­кого” обескровленного христианства, устроенного по принципу “лишь бы никто не обиделся”, ныне применяемому достаточно широко и в светской, и в церковной политике, — и всегда с более чем бледным результатом. И еще менее приемлемой была для них идея объединения христиан под юрисдикцией Рима, о чем говорит непростой опыт самого отца Льва Жилле. Кстати сказать, в тексте Е. Бер-Сижель можно найти лаконичное, но выразительное свидетельство римских устремлений в этом направлении; для нас особо значимо краткое упоминание о незадачливом отце Александре Дебнере, которого автор прямо называет предателем в силу его контактов с монсеньером д’Эрбиньи, “ответственным за двусмысленную политику Ватикана в Советском Союзе”: последний персонаж фигурировал (действительно в весьма двусмысленном виде) в редакционном предисловии к нашей публикации “Письма и автобиография архиепископа Варфоломея (Ремова)”//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10).

http://pravmir.ru/pervyiy-frankoyazyichn...

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Сортировать по Исключить новости Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 От редакции Публикуя материалы, связанные с биографией архиепископа Варфоломея (Ремова), мы вынуждены предварить их некоторыми замечаниями, поводом для которых послужила упорная циркуляция слухов, порочащих память Владыки. Суть их сводится к тому, что владыка Варфоломей якобы тайно принял католичество и недостойно вел себя во время следствия. Поводом для такого смущения послужила статья А. Юдина “Я готов на любые жертвы…”. Расстрельное дело архиепископа Варфоломея (Ремова). Она опубликована в журнале “Истина и жизнь” 2, февраль 1996 г.). …Не всякий задумывается о том, что латинский афоризм habent sua fata libelli (“книги имеют свою судьбу”) имеет и чисто текстологическое значение: написанное далеко не всегда соответствует задуманному, и текст может значить нечто иное, чем то, что имел в виду автор и даже иное, нежели он сам в нем видит. Попытаемся же посмотреть, что на самом деле написано в этой статье. Первый и главный аргумент автора — Владыка передавал в комиссию Ватикана “Pro Russia”, занимавшуюся проблемами христианства в России, сведения о гонениях на Православную Церковь. Это обвинение фигурирует и в приговоре к расстрелу, — но обязательно ли считать, что сделать это мог только католик? Несколько далее в статье отмечается, что владыка Варфоломей был доверчив и в политике не очень силен; в таком случае он, считая, что глава Апостолической администрации в Москве епископ Неве способен оказать гонимой Церкви помощь, и не мог поступить иначе. К сожалению, из статьи никак не видно, какие действия были предприняты получившими эти сведения для того, чтобы помочь гонимым братьям. Между тем мы располагаем свидетельством о том, что святитель и исповедник Патриарх Тихон дал Владыке между 1921 и 1925 гг. поручение общаться с католиками, вести, как сейчас принято говорить, межконфессиональный диалог, и тем самым тот просто исполнял обязательное для него послушание 1 .

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Архиепископ Варфоломей (Ремов) Скачать epub pdf Образование Заиконоспасское духовное училище Год окончания: 1902 Московская Духовная Семинария Год поступления: 1902 Год окончания: 1908, действительный студент Московская Духовная Академия Год поступления: 1908 Год окончания: 1912, кандидат богословия Окончил МДА со степенью кандидата (магистранта) богословия; избран Советом Академии на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета; назначен и.д. доцента МДА. Рукоположение монах Варфоломей Дата рукоположения: 1911.06.10 Место: Владимирская губ., Смоленская Зосимовская пустынь Кто рукоположил: епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) иеродиакон Дата рукоположения: 1911.06.23 иеромонах Дата рукоположения: 1912.02.18 Служение, иеромонах Московская о., Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: и.д. доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета, с 1916г. экстраординарный профессор Год начала: 1912 Год окончания: 1919 11 ноября 1913г. – удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Книга пророка Аввакума»; назначен доцентом МДА. Рукоположение архимандрит Дата рукоположения: 1919 Служение, архимандрит Московская о., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: экстраординарный профессор, проректор с 15.05.1920г. Год начала: 1919 Год окончания: 1921.05.15 Московская губ., г.Сергиев Посад, Покровский академический храм архимандрит Должность: настоятель Год начала: 1919 Год окончания: 1920 С 22 мая 1920г. сотрудник художественного подотдела отдела народного образования Московского Совета. Сотрудник церковного отдела по охране памятников искусства и старины МСР и КД, член Союза защиты Лавры Места проживания Москва, 1-я Мещанская ул., Докучаев пер., 17–4 Также проживал в Сергиевом Посаде Аресты Московская губ., г.Сергиев Посад Дата ареста: 1920.09.06 Обвинение при аресте: являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», «имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр...» Обвинялся также в том, что в Неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп.Сергия Радонежского) произнес проповедь , имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращения Лавры в национальный центр...» Осуждения

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Е.Г. Балашова Аннотация. Статья посвящена архиепископу Варфоломею (Ремову) , настоятелю московского Высоко-Петровского монастыря, и его трудам по сохранению Московской Духовной академии после ее закрытия властями в 1919 г. Владыка Варфоломей продолжал свои опасные труды вплоть до 1935 г., когда он был арестован и расстрелян. Вопрос о самом существовании Академии в эти годы до сих пор остается открытым, однако документы подтверждают её деятельность. Уделено внимание личности архиепископа Варфоломея, поскольку документальные свидетельства о нем разноречивы и требуют дальнейших исследований. Ключевые слова: Московская Духовная академия, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Церковь , гонения, Высоко-Петровский монастырь в Москве. Abstract. The article is dedicated to Archbishop Bartholomew (Remov), a prior of the Vysoko-Petrovsky monastery in Moscow, and his significant contribution to the protection of the Moscow Theological Academy, after the regime banned such activities and the Academy itself was officially closed in 1919. Archbishop Bartholomew continued his perilous efforts till 1935, when he was put into prison and eventually executed. The question of the existence of the Academy in those years (1919–1935) is still open, no matter there are the documents confirming its activities. The article also touches upon Archbishop Bartholomew’s personality, because the whole picture is not clear enough and proper documents and evidences still require further research. Key words: the Moscow Theological Academy, Archbishop Bartholomew (Remov), the Church, the persecution, Vysoko-Petrovsky monastery in Moscow. 1 Одной из недоисследованных страниц истории Московской Духовной академии является период её существования с 1919 по 1944 гг. В 1919 г. Академия покидает стены Троице-Сергиевой лавры. Точкой отсчета можно считать 9 мая 1919 г., когда Высшее Церковное Управление уведомило Совет академии, что «не может принять на себя обязательство по обеспечению её содержанием с будущего [учебного] года» с. 273] и предложило учредить при академии особую ликвидационную комиссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли.   Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Глава 1 «Начало Евангелия Иисуса Христа... вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим... Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мк. 1:1-3 ).»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Варфоломей (Ремов), архп.б. Сергиевский-Загорский, вик.Московской епархии Сын священника Успенской на М.Дмитровке церкви г. Москвы. Монашество принял в академии. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен исп.должность доцента академии в сане иеромонаха. В 1914 году получил степень магистра богословия за свой труд «Книга пророка Аввакума». Введение и толкование. (Сергиев Посад). И утвержден доцентом. Год возведения в сан архимандрита неизвестен. С 1916 года экстраординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. 28 июля 1921 года хиротонисан во епископа Сергиевского-Загорского, вик.Московской епархии. После закрытия Московской духовной академии настоятельствовал в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Последовательно после Петровского монастыря настоятельствовал и старчествовал в храме Рождества Богородицы, что на Путниках. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. Последние годы жизни провел на покое. Скончался 26 июня 1936 года. Был знатоком церковно-славянского языка. Митр. Сергий дал ему ответственное послушание – исправлять все церковные службы, песнопения и акафисты, поступающие в Московскую Патриархию на отзыв. Добросовестно нес он свое послушание до дня кончины, отметая опытной рукой цензора и знатока своего дела все мусорное, плагиатное и оставляя бисеры в наследие Русской Православной Церкви. Труды: «Книга пророка Аввакума» Введение и толкование. (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1913. «Пророк веры». «Богосл. Вестн.» 1914, январь, стр.13. «Пророк последних дней первого Иерусалима». (Юбилейный сборник). Год неизвестен. Рецензия: Рождественский Д.В. прот. «Учебное руководство по Священному Писанию », ч.1. «Христианин». Год неизвестен. Статья: «Об изучении Священного Писания ». «Христианин». Год неизвестен. Указ. на лит. труды «Богосл. Вестн.» 1915, Χ-ΧΙ-ΧII, стр.65 (отчет). «Какой должна быть обличительная проповедь ». «Голос церкви» 1914. «Поем воскресшему из мертвых». (Из пасхальных размышлений).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010