Ф. 19. 115)), послушники (Варнава - Манявский скит, 1684 (ЦГББ. Слав. 10845)), реже светские лица, дьяки (Иоанн Залавский - 1674 (Б-ка САНУ. 64)), крестьяне или городские жители («мищанчуки»), члены братств («братчики»). Большинство дошедших до нас рукописных И. анонимны. Отсутствие упоминания о переписчике отражает идущую от средневековья традицию умалчивания имен исполнителей богоугодных дел. Известны владельцы нек-рых И., напр. игум. Щеплотского монастыря Исаакий (ЛНБ. Ф. 3. 36), игум. Мелетий (Смоленск (?); келейный И.- ГИМ. Увар. 807). В некоторых И. указано их назначение, напр. 2 одинаковых экземпляра для правого и левого клиросов, написанные послушником Киево-Печерской лавры Ианнуарием Салухой (НКПИКЗ. Кн. 2084, 2087, 1852 г.). Иногда указана обитель как место создания И. Хотя братии не благословлялось менять без причин место постоянного пребывания, иногда обстоятельства к этому принуждали, поэтому мн. книги перевозились владельцами и теперь находятся вдалеке от мест их написания. Принцип составления И.- компактное изложение певческих моделей годового репертуара - оказался удобным и в литургической практике, и в процессе обучения пению. То, что в И. был включен репертуар из неск. певч. книг, разных по содержанию и структуре (Обиход, Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь), обусловило его синтетическую структуру, использование во всех богослужебных циклах и в результате более чем 300-летнее применение в певч. практике. Традиция составления И., сложившаяся к нач. XVII в., приобрела на протяжении XVII-XIX вв. устойчивость. На нее не повлияли сложные конфессиональные изменения ни в нач. XVII в., когда стало активно распространяться униатство (преимущественно на белорус. землях), ни в нач. XVIII в., когда Греко-католическая Церковь утвердилась на всем правобережье Днепра, ни в XIX в., когда укр. и белорус. Церковь на днепровском правобережье возвратилась к Православию (за исключением галицких и закарпатских земель в составе Австрийской империи (с 1867 Австро-Венгрии)). После принятия Брестской унии в 1596 г.

http://pravenc.ru/text/674075.html

«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим! Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего!» ( Авв.2:6; 2:9 ) Аминь. 11-й день Святой Апостол Варнава в юности послан был родителями в Иерусалим к славному в то время учителю Гамалиилу, для того чтобы научился от последнего уразуметь Закон Божий в частности и книжную премудрость вообще. В училище Гамалиила Варнава вошел в тесную дружбу с одним из сверстников своих – Савлом, и оба они, сказано, «бяху успевающе в разуме и в мудрости книжной и в добродетели». Но по выходе из училища Варнава и Савл в путях своих разошлись. Варнава сделался ревностным Апостолом Христовым, а Савл – еще более ревностным гонителем Христа, и гнал Церковь Его, и, входя в домы верных, влек и мужей и жен – христиан – в темницы. Однако и в это время Варнава не оставлял своего друга. Он изыскивал случая как бы чаще видеться с Савлом и, когда виделся, убеждал его в Божественности Христа, говорил о чудесах Его, которых был очевидцем, и объяснял пророческие писания о Нем. К несчастью, ничто не помогало и Савл все более и более гнал Церковь Божию. Тогда Варнава стал о Савле как о ближайшем некогда друге своем молиться. «И Варнава Святый, – продолжает далее сказание, – плакашеся о Савле и моляшеся к Богу, воздевая чистые своя руце, да просветит душевные Савловы очеса, еже познати тому истину: желаше бо в христианстей вере имети себе друга того, егоже име содружебника в Гамалииловом училищи». Чем же кончилось? «И не вотще, – сказано, – бысть молитва и слезы Варнавы святаго: пришедшу бо времени Божия милосердия, обратися Савл ко Христу». Ему явился Сам Господь и из гонителя Церкви сделал его Апостолом. После этого обращения однажды Варнава встречает Савла и говорит ему: «О, Савл, доколе же ты не перестанешь хулить имя Иисуса Христа и доколе не перестанешь быть гонителем верных рабов Его? Доколе будешь противиться страшному таинству, от древних лет пророками предвозвещенному и в настоящее время сбывшемуся ради нашего спасения?» Когда Варнава сказал это, Савл упал к ногам его и сказал: «Прости меня, учитель правды, Варнава! Ныне я убедился, что все, что ты ни говорил мне о Христе, все есть святая истина! И я Того, Кого прежде хулил и сыном тектоновым называл, Того ныне исповедую как Сына Божия Единородного, Соприсносущего Отцу и собезначального!» После сих слов Варнава, взяв за руку Савла, привел к Апостолам и сказал: «Вот тот, который гнал нас, теперь нашим стал, и который врагом был, теперь стал другом нашим и соработником в винограде Христовом. Вот, представляю вам кроткого агнца, который доселе был зверем свирепым». И Савл был переименован Павлом и сделался величайшим первоверховным Апостолом, и оба друга, Павел и Варнава, сказано, «труждахуся во обращении душ человеческих ко Христу Богу и многия от язык ко Христу приведоша».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Блаженная кончина старца иеромонаха отца Варнавы последовала 17 Февраля 1906 г. в 7 часу вечера. Еще в начале января отец Варнава высказал своему иеродиакону, что у него начинает побаливать голова. Незадолго до дня кончины он стал чувствоватъ боль в глазах. 16  Февраля отец Варнава принимал участие в совершении заупокойной литургии и отпевании тела своей духовной дочери Елисаветы Степановны Кротковой, бывшей с начала 50-х годов начальницей состоящего при Свято-Троицкой лавре Александро-Мариинского дома призрения . Отпевание было совершено в церкви дома призрения и здесь, как священнослужащий, отец Варнава приобщился Святых Тайн Христовых. Проводив до могилы выдающуюся по своей религиозной и благотворительной деятельности русскую женщину, отец Варнава уехал в свою обитель, где весь вечер занимался с прибывшими в обитель для говенья посетителями, а именно: исповедовал одних, другим давал советы и наставления, третьих утешал и прочее. 17  Февраля новая начальница дома призрения Екатерина Ивановна Гончарова, послала сказать батюшке отцу Варнаве о намерении приехать к нему вечером на исповедь. Посланный застал батюшку за исповедью богомольцев, начатой с раннего утра. „Скажи Екатерине Ивановне, чтобы она прислала лошадей: я сам к ней приеду» – произнес отец Варнава. Воля отца Варнавы была исполнена: в 6 часу за ним приехали лошади. Отец Варнава прекратил исповедь в пещерном храме и отправился в дом призрения. В начале 7 часа вечера батюшка приехал в дом и прошёл с Е. И. Гончаровой в предалтарье верхнего предела домовой церкви на хорах. Здесь у северной двери отец Варнава совершил таинство исповеди. Окончив исповедь, отец Варнава обратился к Екатерине Ивановне с отеческим наставлением. «Не оставьте меня и дом призрения вашими святыми молитвами! – просила начальница. Я вас никогда не оставлю!» – сказал о. Варнава. Слова эти оказались пророческими и старец действительно не оставил дома, а через несколько минут тихо в Боге почил в алтаре святого храма, у престола Божия. Когда вслед за госпожей Гончаровой пришла на исповедь другая женщина, то старец вдруг вошёл в алтарь и там у престола отдал душу свою Христу Богу, в которого он твердо веровал и которому усердно работал.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове Апостолу Варнаве Кипрского монаха Александра – не раньше VI века), что Варнава был учеником Гамалиила и имел соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении Христианства между Антиохийскими язычниками, Варнава, по поручению Апостолов, отправился в Антиохию. В виду необычайного успеха миссии ( Деян. 11:21–24 ) Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и пригласил его в Антиохию в качестве сотрудника: «целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11:25–26). После путешествия в Иерусалим Варнава и Савл, по повелению Святого Духа, Антиохийскою Церковью были отделены на Апостольское служение ( Деян. 11:30; 12:25; 13:2–4 ) и, вместе с племянником Варнавы – Иоанном Марком, отправились в великое благовестническое путешествие (около 45 года). Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя (13–14 главы) отступает на задний план и именно с того момента, когда он начинает именовать Савла Павлом (13:9): собственно Павел является проповедником-миссионером, почему в Листре называли Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием, так как он начальствовал в слове (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и поведали, как Бог отверз дверь веры язычникам. «И пребывали там не малое время с учениками» (14:28). Когда в Антиохии пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава сначала в Антиохии, а потом и в Иерусалиме – на Апостольском Соборе – выступили на защиту христианской свободы ( Деян. 15:2 далее). Но когда в Антиохии же Апостол Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных», то даже Варнава был увлечен лицемерием Петра и последовавших за ним христиан из иудеев, в чем все были обличены Апостолом Павлом ( Гал 2:11 далее). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев, которым они проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Иооанна Марка, но Павел не согласился на это, напомнив, что во время первого путешествия он из Пергии возвратился в Иерусалим и не пошел с ними на дело, на которое они были посланы. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братией благодати Божией» (15:36–40), во Второе великое благовестническое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. Деян.9:27 С этих пор Павел и Варнава всегда были вместе, пока не произошел их спор по личному вопросу. Как мы видим, настоящий автор Евангелия от Варнавы едва ли мог сделать более неправильный выбор из претендентов на роль автора для своей подделки. 2. Варнава просил Павла помочь ему проповедовать в Антиохии. Как только церковь в Иерусалиме услышала о росте церкви в Антиохии, апостолы послали туда Варнаву наставить новых учеников в вере Иисусовой. Варнава же решил, что не сможет справиться с этим поручением один. Кого он пригласил помочь ему? Именно Павла. Он прошел весь путь до Тарса, дабы найти его, и когда нашел, привел в Антиохию (см.: Деян.11:25–26 ). То, что последовало за этим, очень важно: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Деян.11:26 В период служения этих двух мужей верующие впервые стали называться христианами, ибо Павел и Варнава учили их основополагающим истинам, которые составляют суть христианской веры – Иисус есть Сын Божий, и Он умер за наши грехи. Именно это отвергает Евангелие от Варнавы. Во время совместных миссионерских путешествий Павел взял на себя инициативу в проповедовании Евангелия, в то время как Варнава поддерживал его во всем, что он говорил. Не может быть никаких сомнений в том, что Варнава не был автором приписываемого ему Евангелия, направленного против Павла. 3. И Павел, и Варнава отвергали обрезание. Согласно Евангелию от Варнавы, Иисус считал обрезание одним из наиболее важных проявлений благочестия. Иудаизм и ислам до сегодняшнего дня твердо соблюдают эту заповедь. Иисус якобы говорил: Остерегайтесь тех, кто не обрезал крайнюю плоть, ибо они лишаются рая. Варнава, см. 23 Парадокс заключается в том, что настоящий Варнава вместе с Павлом страстно выступали против обрезания как обряда, который необходимо совершать ради спасения:

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Первый был отлит в 1678 г. для переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , второй - в 1679 г. для кремлевской звонницы. В 1683 г. Моторин по заказу царей Иоанна и Петра Алексеевичей изготовил для Троице-Сергиева мон-ря К. весом 1275 пудов, впосл. названный «Карнаухий». В янв. 1930 г. он был уничтожен вместе с др. лаврскими К. Сохранился К. весом 555 пудов, отлитый мастером в 1684 г. для московского Новодевичьего мон-ря. Не сохранился 300-пудовый повседневный благовестник, изготовленный Моториным в 1672 г. по указу Алексея Михайловича для Саввинова Сторожевского мон-ря. В Покровском соборе на Рву находятся 2 К. этого мастера: отлитый в 1683 г. для вклада царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Троицкий Ильинский мон-рь в Чернигове, но по неизвестной причине оказавшийся в Москве в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы на Б. Лубянке (после ее разрушения в 1924 этот К. был перенесен в ц. Покрова на Рву) и изготовленный в 1684 г. по указу тех же царей для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Богородском (с 1775 Царицыно, ныне в черте Москвы). К., хранящийся в ГМЗК, датируется 1684 г. Известны также К., изготовленные Моториным для московских храмов и мон-рей: для ц. Симеона Столпника на Поварской (1678), для ц. Гребневской иконы Божией Матери (1681/82), 2 - для Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря (1684), 3 - для ц. арх. Гавриила на Чистом пруду (1684). В 1678 и 1682 гг. он отлил по царскому указу 2 благовестника для Софийского собора в Тобольске: один - весом 500 пудов, второй - 293 пуда 4 фунта. Оба расплавились в пожаре 1788 г. и затем были перелиты. В сер. XIX в. в Шартомском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре близ г. Шуи находился полиелейный К. мастера, датируемый 1684 г. Почти все эти К. были уничтожены в «колокольной кампании» 30-х гг. XX в. Помимо работы на Пушечном дворе Моторин в 80-х гг. XVII в. сумел организовать в Пушкарской слободе собственное предприятие по изготовлению К.- первый в России частный завод такого рода.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет». Преподобный старец Варнава скончался 17 февраля 1906 года после совершения им таинства Исповеди, в алтаре у престола Божия. Погребен он был в пещерах Гефсиманского скита, в котором ныне почивают его святые мощи. В 1995 году иеромонах Варнава (Меркулов) прославлен как местночтимый святой. Память его празднуется 17 февраля, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отец Варнава вновь стал духовным руководителем сестер и обитель, доведенная до крайнего запустения, быстро стала приходить в прежнее благоустройство. Величие обители возмутило душевное спокойствие Марии, и она уехала к родственникам на Выксу, где прожив всего только две недели, умерла. Благодаря о. Варнаве явились и новые щедрые жертвователи, из которых первое место нужно отвести спб. купцу Г.Ф. Шустрову и московскому дворянину М.А. Журавлеву. В 1887 г. Иверская община была по указу св. синода возведена на степень третьеклассного монастыря. В это время на средства жертвователей началась постройка Соборного Иверского храма. Посещение обители старцем Отец Варнава посещал обитель раз семь в течение года и внимательно следил за ее благоустройством и духовной жизнью сестер. По приезде в обитель он, несмотря на усталость от дороги, служил повечерие и во время его читал акафист Богоматери. Затем о.Варнава беседовал с сестрами. Во все время пребывания в монастыре он совершал богослужения. В день отъезда старец всегда служил литургию и напутственный молебен, после чего отправлялся со всеми сестрами на трапезу, по окончании которой посещал больничную Успенскую церковь и молился на могиле своей родительницы, схимонахини Дарии. Перед св. Четыредесятницей о. Варнава приезжал в обитель и трогательно прощался с сестрами. Незадолго до своей кончины о. Варнава был в своей обители и простился с сестрами. Вопреки своему обычаю он не мог совершить пред отъездом по нездоровью литургии и этим очень опечалились сестры. Как видно, о. Варнава предчувствовал близость кончины и посетил всех своих благодетелей. На масленной неделе он попрощался, приехав в Петербург со здешними его почитателями и духовными детьми, среди которых были: член государственного совета, действительный тайный советник В.К. Саблер; член совета министерства путей сообщения тайный советник А.Н. Столпаков и др. Кончина старца Блаженная кончина старца иеромонаха о. Варнавы последовала 17 Февраля 1906 г. в 7 часу вечера. Еще в начале Января о. Варнава высказался своему иеродиакону, что у него начинает побаливать голова. Незадолго до дня кончины он стал чувствовать боль в глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Краткие сведения о жизни и деятельности ап. Варнавы В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове ап. Варнаве кипрского монаха Александра – не раньше VI в.), что Варнава был учеником Гамалиила и имел своим соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении христианства между антиохийскими язычниками, Варнава по поручению апостолов отправился в Антиохию. Цель этого посольства не указана, но Дееписатель сообщает, что Варнава, «прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народу к Господу» ( Деян. 11: 21–24 [цит.: 23–24]). Ввиду такого успеха Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и привел его в Антиохию в качестве сотрудника: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11: 25–26 [цит.: 26]). После путешествия в Иерусалим для передачи милостыни по случаю бывшего там голода (в 44 г. по P. X.) Варнава и Савл, по повелению Духа Святого, антиохийской Церковью были отделены на апостольское служение (И: 30; 12: 25; 13:2–4) и вместе с племянником Варнавы Иоанном Марком отправились в великое благовестническое путешествие (ок. 45 г.). Через Селевкию Савл и Варнава, в сопровождении Марка, прибыли на Кипр, прошли с проповедью весь остров от востока до запада, отсюда отправились в Малую Азию и через Пергию пришли в Антиохию Писидийскую, проповедовали и совершали знамения, затем [отправились] в Иконию и Листру. После продолжительной и плодотворной деятельности из Дервии они возвратились прежним путем, минуя Кипр, в столицу Сирии, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, и рукоположивши им пресвитеров в каждой церкви» (глл. 13–14 [цит.: 14: 22–23]). Иоанн Марк еще в Пергии отделился от них и возвратился в Иерусалим. Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя отступает на задний план, и именно с того момента (13: 9), когда он [(Лука)] начинает именовать Савла Павлом (ср. И: 30; 12: 25; 13: 1, 2, 7 и 13: 43, 46, 50; 14: 20; 15: 2, 22, 35). Во время этого путешествия собственно Павел является проповедником-миссионером (ср. 13:16; 14: 8 слл.; 14: 19 сл.); в Листре «называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием (или Гермесом), потому что он начальствовал в слове» (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (14: 27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Святой апостол от 70-ти Варнава Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит " сын утешения " . После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ( Деян. 4, 36-37 ). Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ( Деян. 9, 26-28 ). По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: " Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем " ( Деян. 11, 23 ). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь ( Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/910798.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010