Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Владимир Николаевич (2.04.1872, Москва - 20.09.1930, Томск), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества , отец архиеп. РПЦЗ Нафанаила (Львова) . Происходил из старинного тверского дворянского рода. Окончил частную гимназию Л. И. Поливанова в Москве и историко-филологический фак-т Московского ун-та, был вольнослушателем МДА (1898-1899). Имел намерение принять монашеский постриг, однако старец Гефсиманского скита ТСЛ прп. Варнава (Меркулов) отговорил его от этого и благословил на брак. Управлял имением жены в Бугурусланском у. Самарской губ. Избирался гласным Бугурусланского уездного и Самарского губ. земских собраний. В кон. 1905 г. участвовал в создании самарского отд-ния партии «Союз 17 октября». В 1907 г. стал членом Самарской губ. земской управы. Депутат III и IV Гос. думы в 1907-1917 гг. На протяжении всего этого периода занимал должность председателя думской Комиссии по делам правосл. Церкви, также был членом комиссий по вероисповедным вопросам, по старообрядческим делам и др. Входил во фракции: «Союз 17 октября» (до 1910), «Русскую национальную» и «независимых националистов» (с 1911). В 1912 г. возглавил думскую фракцию «Группа Центра». В своих политических взглядах прошел путь от правого консерватора до либерала. Критиковал ситуацию в управлении Российской Церковью, выступал за реформы церковного управления, за созыв Поместного Собора. Резко осуждал покровительство, оказываемое при имп. дворе Г. Е. Распутину. В 1915 г., как глава фракции «Группа Центра», вошел в состав Бюро (руководящего органа) Прогрессивного блока - оппозиционного объединения депутатов центристских и либеральных фракций, требовавших создания ответственного перед Думой правительства. Во время Февральской революции был избран 27 февр. 1917 г. членом Временного комитета Гос. думы, взявшим на себя власть в стране до организации 2 марта Временного правительства. 3 марта вошел в состав Временного правительства в качестве обер-прокурора Синода (см. Временное правительство и его вероисповедная политика ). 4 марта на заседании Синода объявил, что Церковь освобождается от прежней зависимости от гос-ва и получает полную свободу и самоуправление. Однако уже 7 марта Л. сообщил Синоду о сохранении Временным правительством всех полномочий, которыми ранее обладала имп. власть в церковных делах. При этом обер-прокурор заявил, что получил от правительства поручение по разработке и проведению в жизнь реформы Церкви. Требовал отстранения от церковного управления «сторонников реакции», принял меры к немедленному удалению из Синода с увольнением на покой старейших митрополитов - Петроградского Питирима (Окнова) и Московского свт. Макария (Невского) , а также Тобольского архиеп. Варнавы (Накропина) по обвинению в связях с Распутиным.

http://pravenc.ru/text/2110953.html

П. Г. Рогозный Глава 2. Епархиальные архиереи и духовенство: Борьба за власть Борьба за власть в епархиях Российской Церкви 4 марта, явившись в Синод, В. Н. Львов сразу же приказал убрать из зала заседаний царское кресло 200 . Такой символический жест мог быть интерпретирован не только как разрыв союза поверженного самодержавия и Церкви, но и как гарантия независимости последней от государственной власти вообще. Однако сам обер-прокурор считал иначе, и 14 апреля по его инициативе старый состав Синода («церковная цитадель, в которой засели агенты старого строя» 201 ) указом Временного правительства был распущен. В новый Синод были приглашены экзарх Грузии, впоследствии архиепископ Тифлисский Платой (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Н. Любимов  и протоиереи А. Смирнов , А. Рождественский и Ф. Филоненко. Единственным человеком, перешедшим из старого состава Синода в новый, был архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , впоследствии советский патриарх, слывший уже тогда в церковных кругах «оппортунистом» 202 . Новые члены Высшего церковного органа считались более либеральными и не противодействовали кампании по очистке Церкви от «распутинского епископата», которую Львов начал еще при старом Синоде с самых одиозных, по его мнению, фигур, таких, как Петроградский митрополит Питирим (Окнов), Московский – Макарий (Невский) и Тобольский архиепископ Варнава (Накропин). Питирим и Варнава, без сомнения, были два самых ненавидимых и презираемых иерарха предреволюционной России. Назначенные на свои кафедры без обсуждения Синодом, по личному распоряжению императора, владыки считались, не без основания, главными протеже Распутина. Сразу после переворота 28 февраля Питирима арестовали и препроводили в Государственную Думу. В столице даже ходили слухи, что митрополита арестовали в бане. Появление его в Таврическом дворце было «встречено со стороны солдат и народа враждебно». Митрополиту сообщили, что распоряжения об его аресте со стороны Временного комитета не было. Однако владыка, очевидно, опасавшийся расправы, пожелал поначалу оставаться в здании Думы. После переговоров с депутатами он согласился вернуться в Александро-Невскую Лавру. Уезжая, преосвященный подал М. В. Родзянко прошение об увольнении 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варнава (Накропин), архп.б.Тобольский и Сибирский Родился в 1859 году, из крестьян Олонецкой губ. Обучался только в Петрозаводском городском училище. С молодых лет Василий Накропин был «не от мира сего» – постником, усердным церковником и пламенным ревнителем православия, хорошо начитанным в святоотеческих творениях, любимцем приходского духовенства, «возлюбленным чадом» церкви у местных Олонецких архипастырей. 36 лет от роду он определяется послушником Клименецкого монастыря Олонецкой епархии. В 1897 году принимает монашество с именем Варнавы. В 1898 г. инок Варнава удостаивается рукоположения во иеродиакона и иеромонаха, а уже в 1899 году назначается настоятелем Клименецкого монастыря. Через пять лет, в 1904 году о. Варнава возводится в сан игумена и вскоре перемещается настоятелем второклассного Палеостровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1908 году митрополит Московский, Высокопреосв. Владимир, ценя достоинства архимандрита Варнавы, как доброго народного проповедника, ревностного и умелого устроителя как внешней, так и внутренней духовной жизни вверяемых обителей, представил Свят. Синоду ходатайство о перемещении о. Варнавы на должность настоятеля Коломенского Ново-Голутвинова монастыря, в котором за два года о. Варнава восстановил благолепное истовое богослужение и добрые порядки в жизни иноков, так что владыка Московский, в воздаяние заслуг о. Варнавы переместил его в первоклассный Старо-Голутвинский монастырь. Вышедший из среды простого народа и не получивший систематического образования, он, будучи человеком живого ума и крайне любознательным, долгой школой иночества и отчасти путем самостоятельного изучения святоотеческих творений, успел приобрести такие знания, что был призван к высокому епископскому служению. Он напоминал собой тот тип древнерусских настоятелей, которые строили обители, привлекая к ним живое Божье достояние верующих мирских людей. Его ласковость, сила и твердость убеждения, простота и понятность речи влекли к нему верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРГОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Олонецкой и Петрозаводской епархии, названо по г. Каргополю (ныне Архангельской обл.), существовало в 1911-1928 гг. К. в. было учреждено 12 авг. 1911 г., резиденцией Каргопольского архиерея, 1-го викария Олонецкой епархии, был каргопольский Преображенский мон-рь, настоятелем которого викарий являлся по должности. В ведении викарного епископа состояли Каргопольский и Пудожский уезды Олонецкой губ. Первым Каргопольским архиереем стал Варнава (Накропин) , хиротония которого состоялась 28 авг. 1911 г. в Москве; 2 окт. еп. Варнава прибыл в Каргополь. Архиерей часто посещал приходы вик-ства, проводил собеседования со старообрядцами. Благодаря его деятельности в 1912 г. присоединился к правосл. Церкви священник старообрядческой Белокриницкой иерархии Гавриил Фомин, служивший в дер. Хрулёвская Каргопольского у. Олонецкой губ. С миссионерскими целями еп. Варнава проводил крестные ходы из Каргополя в близлежащие деревни. Самым многолюдным и продолжительным стал проведенный в мае 1912 г. крестный ход из Каргополя в Александров Ошевенский мон-рь (в 40 км от Каргополя). 2 нояб. 1913 г. Варнава стал епископом Тобольским и Сибирским, 13 нояб. викарием К. в. был назначен еп. Варсонофий (Вихвелин) . Существование К. в. оказалось под угрозой в 1917-1918 гг., когда настоятель каргопольского собора свящ. Иоанн Ильинский и ряд др. приходских священников Каргопольского у. выступили за упразднение кафедры в Каргополе и за перевод приходов Каргопольского у. в непосредственное ведение Олонецкого епископа. На епархиальном съезде духовенства в Олонце еп. Варсонофий подвергся критике как «старорежимник». Указом Синода от 26 сент. 1917 г. еп. Варсонофий был командирован в Симбирск (ныне Ульяновск) в распоряжение Симбирского еп. Вениамина (Муратовского) . 17 окт. Олонецкий и Петрозаводский еп. Никанор (Надеждин) издал указ, по к-рому К. в. перешло в ведение Олонецкого архиерея и Олонецкой консистории. В нач. 1918 г. еп. Варсонофий вернулся в Каргополь, но его конфликт с приходским духовенством не был исчерпан. 18 апр. 1918 г. указом Синода епископ вновь был отстранен от управления викариатством. Позднее еп. Варсонофий вернулся на Каргопольскую кафедру, 14 сент. 1921 г. возглавил Никольское вик-ство Вологодской епархии. Каргопольская кафедра оставалась вакантной до 14 окт. 1924 г., когда в Москве во епископа Каргопольского был хиротонисан Иларион (Бельский) ; епископ служил в Никольской ц. Каргополя. В дек. 1924 г. архиерей был арестован и выслан из Каргополя в Смоленск, где продолжал носить титул «епископ Каргопольский», в 1926 г. был назначен епископом Поречским, викарием Смоленской епархии.

http://pravenc.ru/text/1681021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Алексеевич Пятницкий (3.03.1884, г. Лодейное Поле Олонецкой губ. (ныне Ленинградской обл.) - 16.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика (впоследствии священника), брат-близнец архим. Августина (Пятницкого ; † 31 авг. 1918). Окончил церковноприходскую школу. С 1902 г. исполнял обязанности псаломщика, после сдачи экзаменов 10 марта 1904 г. назначен псаломщиком в Николаевской ц. в с. Кривой Пояс Пудожского у. Олонецкой губ. (ныне деревня Онежского р-на Архангельской обл.), где до 1904 г. служил его отец. В нояб. 1905 г. был призван на срочную военную службу, демобилизован в кон. 1909 г. В 1910 г. назначен исполняющим обязанности псаломщика в храм в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме в с. Кривандине Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне городской окр. Шатура Московской обл.). 21 февр. 1914 г. перешел на служение в Тобольскую епархию. Тобольский и Сибирский еп. Варнава (Накропин) рукоположил его во диакона к Спасской ц. в г. Тюмени. 22 февр. того же года рукоположен во иерея к той же церкви (Тобольские ЕВ. 1914. 6. С. 101). Награжден набедренником (1915) и скуфьей (1916). В 1921 г. назначен священником в одну из церквей г. Ялуторовска Тюменской губ. (ныне Тюменской обл.), с 1924 г. служил в единственной действующей ялуторовской Никольской кладбищенской ц. В 1931 г. был арестован и ок. полугода находился в тюремном заключении. После освобождения перешел в Московскую епархию и служил в Покровском храме на Никольском погосте близ дер. Тараканово Солнечногорского р-на Московской обл. до его закрытия. 29 окт. 1937 г. Н. арестован по обвинению в активной контрреволюционной агитации. Как показали свидетели обвинения, Н. выражал возмущение богохульными действиями представителей властей после закрытия храма, превращенного в склад. Заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 14 нояб. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2565798.html

Arhiva La Academia de teologie din Moscova a avut loc conferina tiinific „Istoria Bisericii: fapt i gând” 15 iunie 2019 15:49 13 июня 2019 года в Московской духовной академии прошла национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль». Подготовкой и проведением конференции по благословению ректора архиепископа Верейского Амвросия  занималась кафедра Церковной истории. Мероприятие было приурочено к 15-летию образования кафедры. Вниманию участников конференции исследователями истории Церкви были представлены 23 доклада. Работа форума проходила в рамках пленарного заседания и двух тематических секций. Конференция началась с пленарного заседания в Елизаветинском зале музея МДА, открывшегося докладом заведующего кафедрой Церковной истории профессора А.К. Светозарского «Архиепископ Варнава (Накропин): неожиданная апология». Докладчик рассказал об основных событиях биографии архиепископа и проанализировал неизвестный исследователям труд заведующего библиотекой МДА (1956-1969 гг.) В.М. Волкова «Необыкновенный архиерей. Биографический очерк». Данный труд представляет собой жизнеописание архиепископа Варнавы на основе сведений периодических изданий («Тобольские епархиальные ведомости», «Колокол», «Церковный вестник») и личных впечатлений. Затем слово было предоставлено директору Центра национального историко-культурного наследия Государственного академического университета гуманитарных наук протоиерею Александру Абрамову. Отец Александр выступил с докладом «Историческая политика: опыт зарубежных стран». В докладе был рассмотрены попытки правительств таких стран как Германия, Франция, Испания, Польша и Украина, пытавшихся влиять на восприятие прошлого, интерпретацию исторических событий и работу ученых-историков. Элементами такого влияния отец Александр назвал законодательные акты, создание институтов национальной памяти, смену названий (городов, улиц), процедуры коммеморации, строительство и разрушение мемориалов, образовательные программы, особые фильтры при доступе к архивам, комиссии по установлению истины, символические жесты и создание продуктов массовой культуры.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5455390...

В МДА прошла национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль» Москва, 16 июня 2019 г.      13 июня 2019 года в Московской духовной академии прошла национальная научная конференция «История Церкви: факт и мысль», сообщает Патриархия.ru . Подготовкой и проведением конференции по благословению ректора архиепископа Верейского Амвросия занималась кафедра Церковной истории. Мероприятие было приурочено к 15-летию образования кафедры. Вниманию участников конференции исследователями истории Церкви были представлены 23 доклада. Работа форума проходила в рамках пленарного заседания и двух тематических секций. Конференция началась с пленарного заседания в Елизаветинском зале музея МДА, открывшегося докладом заведующего кафедрой Церковной истории профессора А.К. Светозарского «Архиепископ Варнава (Накропин): неожиданная апология». Докладчик рассказал об основных событиях биографии архиепископа и проанализировал неизвестный исследователям труд заведующего библиотекой МДА (1956-1969 гг.) В.М. Волкова «Необыкновенный архиерей. Биографический очерк». Данный труд представляет собой жизнеописание архиепископа Варнавы на основе сведений периодических изданий («Тобольские епархиальные ведомости», «Колокол», «Церковный вестник») и личных впечатлений. Затем слово было предоставлено директору Центра национального историко-культурного наследия Государственного академического университета гуманитарных наук протоиерею Александру Абрамову. Отец Александр выступил с докладом «Историческая политика: опыт зарубежных стран». В докладе был рассмотрены попытки правительств таких стран как Германия, Франция, Испания, Польша и Украина, пытавшихся влиять на восприятие прошлого, интерпретацию исторических событий и работу ученых-историков. Элементами такого влияния отец Александр назвал законодательные акты, создание институтов национальной памяти, смену названий (городов, улиц), процедуры коммеморации, строительство и разрушение мемориалов, образовательные программы, особые фильтры при доступе к архивам, комиссии по установлению истины, символические жесты и создание продуктов массовой культуры.

http://pravoslavie.ru/121863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

Русская Православная Церковь ХХ век 13 апреля 1918 год – В храме Московской Духовной семинарии Святейший Патриарх Тихон отслужил заупокойную литургию о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Патриарх помянул поименно 18 мучеников. Епископ Антонин (Грановский) 1922 год – Постановлением Политбюро ЦК РКП (б) епископ Антонин (Грановский) утвержден членом ЦК Помгола как представитель «советского» духовенства для «работы по реализации церковных ценностей». Ранее по инициативе Л. Д. Троцкого он получил приглашение принять участие в работе государственной Центральной комиссии помощи голодающим (Помгол) в качестве «лояльного епископа» с целью спровоцировать «раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей». Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) 1924 год – Скончался Варнава (Накропин), б. архиепископ Тобольский и Сибирский. Он был отпет Святейшим Патриархом Тихоном и погребен в Москве. 1934 год – Начались массовые аресты обновленческого духовенства. Именно духовенство одним из первых попало под государственную машину уничтожения. Власти стремились навсегда стереть следы былого “союза”. Закрылись обновленческие духовные учебные заведения в Москве, Ленинграде и Киеве, прекратился выход периодических изданий, в 1935 г . был упразднен и самый Синод. К 1938 г . прекратило существование большинство обновленческих епархий. В 1930 г . скончавшегося “митрополита Ленинградского Вениамина (Муратовского; бывшего архиепископа Рязанского) сменил “митрополит” Тульский Виталий (Введенский; бывший епископ Епифанский). Обновленческий синод православных церквей (ОСПЦ) ликвидировал “автокефалию” Украинской Церкви (1930) и “автономию” Белорусской Церкви (1934). С 1935 г . управление остатками обновленческих приходов сосредоточил в своих руках “первоиерарх” Виталий (Введенский), в 1941 г . его сменил “митрополит” Александр Введенский. Пытаясь избежать ареста и гибели, многие обновленцы пошли на открытое отречение от Христа. Самым громким было отречение обновленческого митрополита Ленинградского Николая Платонова, который стал сотрудником Музея истории религии и атеизма. 13 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5416.html

Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3). В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И. Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. ( Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский//Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

http://pravenc.ru/text/578264.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010