Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РОГОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам I (Рогов) (+ 1603 ), митрополит Ростовский , распевщик В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) . Василий и его старший брат Савва род. в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде , и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов. Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг , вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре , куда впоследствии неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне . В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь . Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма. В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре. В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители . Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Рогов Василий) († 24.03.1603), митр. Ростовский, распевщик. Считается, что отцом В. был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева мон-ря (М., 1987. С. 38) можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) ( Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//Мат-лы конф. 1991 г. Ростов, 1991. С. 26-29). Василий и его старший брат Савва род. в Кореле, втором по величине городе Новгородской земли. В нач. XVI в. здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной лит-ре утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его уч-ще примерно в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. Постигнув тонкости певч. искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг, вероятно, в Кирилловом Белозерском мон-ре, куда впосл. неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого мон-ря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сент. 1560 г. царем пожаловано мон-рю 3,5 тыс. р. в память о царице Анастасии Романовне. Вторично В. возглавил Кириллов Белозерский мон-рь в 1563 г. Здесь В. занимался книжным делом. Впосл. он дал вкладом в приписной Зосимов Ворбозомский Благовещенский мон-рь (1564) Псалтирь своего письма. В 1564 г. В. покинул игуменство и «отошел на покой», проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом мон-ре. В 1569 г. В. был поставлен игуменом Соловецкой обители. Жизнь мон-ря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны.

http://pravenc.ru/text/154205.html

В 1587 году был хиротонисан во архиепископа Ростовского . В 1589 году выдвигался вместе с Иовом, митр. Московским, и Александром, митр. Новгородским, на патриарший престол и участвовал в избрании первого патриарха всея Руси в Москве. В том же году был возведен патриархом в сан митрополита Ростовского, Ярославского и Белозерского. Вероятно, в Ростове митр. Варлаам создал похвальный канон ростовскому святому Иоанну Власатому (Милостивому) (+ 1580). В 1592 г. присутствовал при избрании и хиротонии Новгородского митр. Варлаама . В 1598 году присутствовал на московском Земском соборе , избравшем на царство Бориса Годунова , и расписался на обороте Утвердительной грамоты. Будучи митрополитом, он не раз посылал вклады в Кирилло-Белозерский монастырь . В описи этого монастыря за 1601 г. упоминаются пожалованные им «образ Пречистые Богородицы с ростовскими чюдотворцы», книги, одежды. Скончался 24 марта 1603 года. Известен как распевщик . В знаменитом «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» (1630-е годы) отмечается, что московский распевщик Феодор Христианин «сказывал своим ученикам, что в Велицем Нове граде были старыя мастеры Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлам... Вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному, и трестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец» . Произведения Варлаама, очевидно, первыми исполняли хоры возглавлявшихся им монастырей, а позже - ростовский архиерейский хор. Вполне возможно, что среди песнопений безымянных кирилловского и соловецкого распевов есть и его творения. Будучи главой крупных российских монастырей, а затем одной из самых значительных епархий, он часто бывал в Москве, где встречался с Феодором Христианином, находившимся в ту пору на придворной службе, и его учениками, которые проявляли интерес к «Варламовским» произведениям. Самого Варлаама также не могли не интересовать распевы столичных мастеров. Этот интерес передался и клирошанам - певчим хоров Кириллова Белозерского и Соловецкого монастырей, включавших эти распевы в свои рукописные сборники.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал житие Новгородского архиеп. Нифонта ( 1156), основываясь на сказании о святителе из Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, неск. известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиеп. Нифонта состоялась при митр. Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549). В эти же годы иером. Варлаам по поручению митр. Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского еп. Никиты ( 1108) (ГИМ. Увар. 429. Л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского , написанным в связи с обретением мощей свт. Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г. Также по благословению свт. Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию жития юрьевского сщмч. Исидора ( 1472) на основе краткой редакции. Помимо лит. обработки текста Варлаам усилил его антикатолич. направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мч. Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (А. И. Рогов). Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Пресв. Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы. По предположению Е. В. Неберекутиной, В. является автором неск. статей в «Книге Степенной царского родословия» - «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов жития равноап. кнг. Ольги. В рукописях встречаются проложные жития прп. Евфросина (РГБ. Рум. 397), прп. Саввы Крыпецкого ( Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 532-533), св. Александра Невского, созданное по редакции В. (РГБ. Рум. 397, Л. 348 об.-353),- святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился В. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Безымянные распевы мастеров др. областей страны также переписывались из сборника в сборник. Рукописи 1-й пол. XVII в. содержат песнопения с обозначениями М. р., напр.: «Трисвятое» владимирского распева (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33), «Да исполнятся уста моя» ярославского распева (РНБ. Кир.-Бел. 642/889. Л. 87), «Светися, светися...» псковского распева (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 564 об.), «Духовные мои братие» путевого казанского распева (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) и др. В рукописи сер. XVII в. в одном из песнопений развод лица дан ярославским и псковским вариантами (РГБ. Ф. 379. 59. Л. 233 об.). Очень редко рукописи сохраняли имена местных распевщиков. Так, сборник нач. XVII в. содержит славник «Августу единовластельствующу», обозначенный как «роспев Лвов» (РНБ. Осн. 32.16.18. Л. 205), созданный известным в то время мастером Львом Зубом, упомянутым в «Сказании о зарембах» . В сборнике 2-й четв. XVII в. найдено песнопение «Придите ублажимо Иосифа» путевого распева известного нижегородца Семена Баскакова (БАН. Тек. пост. 280. Л. 289-291). В Стихираре минейном сер. XVII в. среди песнопений на принесение Ризы Господней в Москву (1625) есть 3 стихиры («Риза честная», «Держава непобедима», «Храмо твои») распева Постника Агеева, диакона Толчковской ц. в Ярославле (РГБ. Ф. 379. 65. Л. 130 об.-131). Обиход того же времени содержит распев «Аллилуия» Петра Агеева (РГБ. Ф. 199. 167. Л. 31) (см. также в ст. Авторские распевы ). Т. о., нек-рые из мастеров получили известность, имена же большинства местных распевщиков не сохранились. Лит.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст./Вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005; он же. Ростовский митр. Варлаам (Василий) Рогов как выдающийся деятель рус. муз. культуры XVI в.//Наука Юж.-Уральского гос. ун-та: Мат-лы 67-й науч. конф. секции соц.-гуманит. наук. Челябинск, 2015. C. 569-577; idem (Parfentiev N. P.) The Professional Musical Art in the Russian Medieval City (16th - 17th Cent.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2015. Т. 15. 4. С. 67-82; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.

http://pravenc.ru/text/2563052.html

Завершение формирования московской школы в древнерус. церковнопевч. искусстве происходило позже, чем новгородской. Синонимом местного «московского пения» для теоретиков XVII в. стали распевы Феодора Христианина , ученика новгородского мастера Саввы Рогова (см. в ст. Варлаам (Рогов) , митр. Ростовский). Они часто обозначались в рукописях как «Християнинов» или «Крестьянинов московский» (РГАДА. Ф. 188. 1584-1586; РГБ. Ф. 178. 766. Л. 339; и др.). Деятельность московских мастеров проходила в тесной связи с главными центрами русской средневек. музыки - с хорами государевых певчих дьяков и патриарших певчих . Круг певч. произведений московской школы был чрезвычайно широк. Но за основной их частью не закрепились ни имена авторов, ни названия мест возникновения. Сохранились редкие рукописные свидетельства в памятниках XVII в. о творчестве царей Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98, 100 об., 222 об.; РНБ. Солов. 690/769. Л. 106 об.; и др.) и Алексея Михайловича (ГИМ. Син. певч. 52. Л.183 об., 185), сыновей Феодора Христианина Федора и Ивана (РГАДА. Ф. 188. 1579. Л. 8; 1591. Л. 1). В Демественнике сер. XVII в. содержится строчный «перевод патриарховых дьяков» песнопения «Избранную во родехо» (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 280 об.- 281). Есть и более общие наименования. Сборники 1-й пол. XVII в. содержат, напр., задостойник «О Тебе радуется», антифон «Князи людестии», вариант попевки в ипакои «Иже наше зраком» с обозначением «московское» (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116). На северо-востоке страны в усольских (Усолье Вычегодское, ныне Сольвычегодск) владениях именитых людей Строгановых примерно в 70-х гг. XVI в. возник еще один крупный центр древнерус. певч. искусства - усольская школа («усольское мастеропение»). Значительное количество распевов усольских мастеров сохранилось без имен их составителей. Они широко бытуют в рукописях с обозначениями «роспев усольской», «перевод усольской», «усольское». Иногда источники содержат и распевы видных представителей этой школы: Исаии (Лукошкова Ивана; † 1621 г.; РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; БАН. Осн. 32.16.18. Л. 205 об.; РГАДА. Ф. 188. 1589. Л. 1), Фаддея Никитина Субботина († 1685; ГИМ. Увар. 741. Л. 218-220). Можно встретить одно и то же произведение в 2 вариантах - авторском «Лукошковом» и безымянном усольском, напр., песнопение «Да молчит всяка плоть» (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; РНБ. Соф. 498. Л. 505-507 об.).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

Мнения о времени кончины З. архиеп. Филарета (Гумилевского) (1550) и Е. Е. Голубинского (после 1592), повлиявшие на справочную лит-ру, ошибочны. Вопреки т. зр. Голубинского в грамотах 2-й пол. XVI в., данных пустыни (в их числе - жалованные грамоты царей Иоанна Васильевича 1566 и 1567 гг., Феодора Иоанновича, подтвержденные царями Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Иоанновичем Шуйским, данные и завещания кон. 60-х гг. XVI - нач. XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой. (Возможно, на определение даты кончины З. повлияло существование в XVI в. соименного ворбозомского монаха, автора грамматического трактата.) Указанными царскими грамотами Ворбозомскому мон-рю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского оз. и др. земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т. д.; в XVI в. вклады в мон-рь делали также митр. Ростовский Варлаам (Рогов) , царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568) и др. (к кон. XIX в. подлинники грамот XV-XVI вв., данных Ворбозомскому мон-рю, не сохр., они были известны Н. П. Успенскому по отписным книгам Ворбозомского мон-ря XVII в.). «Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 175, 2-я пол. XVIII в.). Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) Прп. Зосима Ворбозомский. Миниатюра из рукописи «Памяти преподобного отца нашего Зосимы...». 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 174 об.) В 1612 г. Ворбозомский мон-рь был ограблен польско-литовскими интервентами. К кон. XVII в. в обители имелся 2-этажный деревянный храм: верхняя холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт.

http://pravenc.ru/text/200015.html

Наибольшее внимание К. н. уделили Сахаров и Финдейзен. Сахаров помимо постановки проблемы К. н. составил описание «Ключа казанского знамени», в к-ром выделил 2 раздела. В 1-м разд.- «Имена казанскому знамени, иже не обретается в столповом знамении», по словам исследователя, показано 12 основных знаков с их вариантами: сокольице, голубчик, скамейца, слогия, ключик, переводка, осока, врахия, стрела, крюк, мечик, взглас; при них помещено более 100 вариантов. 2-й разд. озаглавлен «Изложение существенно столпового значения с казанским, которое знамя с коим поется. Так, статья светлая столповая равняется параклиту казанскому, статья мрачная столповая равняется простому крюку казанскому, переводка столповая равняется светлому крюку казанскому» ( Сахаров. 1849. Т. 63. С. 10). Приведенные характеристики позволяют заключить, что ученый описал список казанской азбуки, несохранившийся или пока не обнаруженный. Финдейзен, основываясь на документах, опубликованных В. М. Ундольским ( Ундольский. 1846), уделяет особое внимание создателям многоголосного пения. Первым из них он считает новгородца Василия Рогова (впосл. митр. Ростовский Варлаам ), жившего во 2-й пол. XVI в., к-рый славился как «знаменному и троестрочному, и демественному пению роспевщик и творец» ( Финдейзен. 1928. С. 153). По мнению Финдейзена, «едва ли не сам Василий Рогов или ученики его брата Саввы (Феодор Христианин и Иван Нос), жившие с Грозным в Александровской слободе, явились изобретателями так называемого казанского знамени и двухголосного церковного пения» (Там же. С. 249). Ученый указывает, что для освоения новой нотации была составлена «Книга, глаголемая кокизы, сиречь ключ к казанскому знамени», содержавшая 240 методических напевов и 67 фит (Там же). Тот же источник, без шифра, упоминается в работе Смоленского ( Смоленский. 1911. С. 99). Приведенные Финдейзеном цифры не соответствуют ни одному из известных кокизников К. н., следов., этот источник утерян. В качестве примера казанского знамени Финдейзен приводит начальный фрагмент кокизника рукописи БАН. Ф. 32.16.18 ( Финдейзен. 1928. Рис. 92). Ученый обращает внимание на имеющиеся в нем гласовые обозначения и констатирует, что казанское знамя еще не изучено.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

С 1584 г., по распоряжению царя Иоанна, В. вновь управляет Кирилловым Белозерским мон-рем. Приступая к обязанностям игумена, он передает в качестве вклада образ соловецких чудотворцев, серебряную чашу, книги (всего на 114,1 р.). При нем в обители ведется большое строительство, расширяются промыслы и земельные владения. Участвуя в Соборе 1584 г., он снова подписал решение о сохранении монастырской земли. В 1587 г. В. был поставлен во архиепископа Ростовского. В этом сане он выдвигался вместе с Иовом, митр. Московским, и Александром, митр. Новгородским, на Патриарший престол и участвовал в избрании первого Патриарха всея Руси в Москве в 1589 г. В том же году был возведен Патриархом в сан митрополита Ростовского, Ярославского и Белозерского. Вероятно, в Ростове В. создал похвальный канон ростовскому св. Иоанну Власатому (Милостивому) († 3 сент. 1580). В 1592 г. присутствовал при избрании и хиротонии Новгородского митр. Варлаама . Присутствовал В. и на московском Земском соборе 1598 г., избравшем на царство Бориса Годунова, и расписался на обороте Утвердительной грамоты. Будучи митрополитом, он не раз посылал вклады в Кириллов Белозерский мон-рь. В описи этого мон-ря за 1601 г. упоминаются пожалованные им «образ Пречистые Богородицы с ростовскими чюдотворцы», книги, одежды. В. известен как распевщик. В знаменитом «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» (30-е гг. XVII в.) отмечается, что московский распевщик Феодор Христианин «сказывал своим ученикам, что в Велицем Нове граде были старыя мастеры Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлам... Вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному, и трестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец» (РГАДА. Ф. 181. Д. 600. Л. 12-13 об.). Произведения В., очевидно, первыми исполняли хоры возглавлявшихся им мон-рей, а позже - ростовский архиерейский хор. Вполне возможно, что среди песнопений безымянных кирилловского и соловецкого распевов есть и творения В.

http://pravenc.ru/text/154205.html

Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/авторские ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010