Круг источников о жизни Давида Дисипата крайне узок и ограничивается периодом с 1337 по 1347 год. Знакомство Давида Дисипата с Варлаамом Калабрийским состоялось в Фессалонике . Давид Дисипат входил в группу монахов- исихастов , представителей известных аристократических родов, которую возглавлял Игнатий Исихаст . Около 1337 года Варлаам сблизился с этой группой, и Давид Дисипат был одним из монахов - учеников Игнатия, наставлявших его в методе исихастской молитвы, которому учил Игнатий. Во втором письме к Игнатию Исихасту Варлаам упоминает Давида Дисипата, а также Иосифа Калофета и монаха Луку , иронично замечая, что " научился от них многому хорошему " (πολλ κγαθ παρ ατν κδιδαχθες) . То, что Варлаам узнал об исихастской молитве, привело его в негодование, и он тотчас написал первое письмо к Игнатию (Ep. 4). Давид Дисипат сумел перехватить это письмо и вернуть его автору с просьбой заменить другим, менее резким и полемичным. Варлаам согласился написать второе письмо к Игнатию, в котором убрал явную критику в адрес старца, о чем впоследствии сожалел . Сохранилось два письма калабрийского философа непосредственно к Давиду Дисипату (Ep. 6, 8), написанные позднее писем Варлаама к Игнатию. Первое письмо носит явно полемический и иронический (κνζοντα - именно так охарактеризовал Давид Дисипат, по словам Варлаама, это письмо - Ep. 8. 3) характер по отношению к монахам-исихастам. Варлаам считает наилучшим и важнейшим точное постижение сущего, верхом которого является " познание Бога (Θεο γνσις), насколько это возможно, и благовидное, со знанием (γαθοειδς μετ πιστμης), расположение к людям посредством доступного подражания подлинному добру (κατ τν γχωροσαν το κυρως γαθο μμησιν) " (Ep. 6. 1-5; положение Варлаама о подражании (μμησις) как единственном пути к обожению было осуждено в 1340 Святогорским томосом). Что касается аскетических упражнений (воздержание, пост, бдение, сон на голой земле и т. д.), то, если они не приводят к " вышесказанному " , в них нет никакой пользы (Ep. 6. 5-10). В том же духе выдержано второе письмо Варлаама к Давиду Дисипату.

http://drevo-info.ru/articles/13680715.h...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) Описание Святой Горы Афон   Никифор Григора (1290/1–1360) [греч] – богослов, разносторонний ученый, историк. Первоначальное образование Никифор Григора получил под руководством своего дяди, Гераклейского митрополита Иоанна, затем учился у Иоанна Глики и Феодора Метохита.   Многие десятилетия Никифор Григора был в центре богословских споров своего времени. Он был оппонентом Варлаама Калабрийского в открытом споре, организованном в Константинополе, но одновременно не принимал и исихазм. После признанания ортодоксальности позиции Григория Паламы на церковном соборе Никифор Григора подвергся опале и был заточен на несколько  лет в монастырь.   До конца жизни Никифор Григора не прекращал борьбы с паламитами. Универсализм его знаний  выразился в многообразии его сочинений. Он – автор речей и проповедей, житийных произведений. Он написал полемическое, построенное в форме диалога,  сочинение " Флорентиец " , в котором под вымышленными именами представил себя и Варлаама Калабрийского. Ему принадлежат труды по математике, музыке и астрономии; в этих последних он предлагал реформу календаря. Самый известный труд Никифор Григора – историческое сочинение " Ромейская история " , в последней части носящий характер мемуаров. Труд, который мы публикуем, называется " Антиретики " , это более поэтическое, чем научное описание Афона , прекрасные образец византийской риторики.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=1...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Григорий Палама Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие Краткая биографическая справка: Григорий Палама, архиепископа Фессалоникийский (1296–1359) [греч] – святой, память 14 ноября. Церковный деятель и богослов, развивший  и оформивший учение Православия о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико–аскетическая практика исихазма. Г.П. родился в семье крупного чиновника при дворе императора, к концу жизни сложившего государственные полномочия и принявшего монашество. Г.П. получил всесторонне и глубокое образование. С юности он общался также с афонскими иноками, пользуясь их советами и вызнавая подвижнический образ жизни, и через некоторое принял пострижение. Богословские труды Г.П., прежде всего по поводу природы Фаворского света, вызывали разное отношение к их автору. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил Г.П. от Церкви и заключил в тюрьму; после смерти этого патриарха освобожденный Г.П. был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий Г.П. в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором святитель пребывал в течение года. За три года до кончины Г.П. вернулся в Фессалоники.      Важнейший период в жизни Г.П. связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в " двубожии " . Полемика шла по поводу учения о природе Фаворском свете, о возможности видения Фаворского света.

http://bogoslov.ru/person/2710133

Варлаам и Варлаамиты . – ВарлаамКалабр. монах, виновник богосл.-филос. движения в Византии XIV в., выразившегося в борьбе двух партий – варлаамитов и паламитов, В. происходил из Калабрийского города Семинария, получил прекрасное образование и пользовался уважением соотечественников за свою просвещённость. В начале царствования византийского императора Андроника Младшего (1328 – 1341 г.) В. переселился в Византию, с целью более основательного и правильного изучения философии Аристотеля, по подлинным его сочинениям. Он сначала жил в этолийском городе Калидоне, а потом – в Фессалонике, и хорошо изучил греческий язык. Около 1330 года В. прибыл в Константинополь. Отличаясь образованием и ораторским талантом, обладая обширною памятью и будучи знаком с философскими учениями Эвклида, Аристотеля и Платона, В. обратил на себя внимание как императора и его двора, так и столичного населения. Он сделался видным учителем философии, стал посещать площади и собрания и учить мудрости всех желающих. При этом В. похвалялся своими знаниями, пренебрежительно отзывался о византийских учёных, пытался поколебать их авторитет, выставляя себя одного носителем высшей мудрости, и вызывал их на открытое учёное состязание. Но он не рассчитал своих сил и ошибся в силах византийских учёных. В 1330 году произошёл публичный диспут между В. и византийским учёным Никифором Григорой (см. о нем особо) по вопросам астрономии, грамматики, риторики и философии Аристотеля, – В. был побеждён и с позором удалился в Фессалонику. В последующее время В. написал в православном духе до 18 сочинений против латинства, в коих осуждал и опровергал римское учение об исхождении Святого Духа, взаимном отношении лиц Пресвятые Троицы и о главенстве папы. В этих сочинениях не видно никакой тенденциозности, в смысле тайной подготовки унии востока с западом, в интересах Рима. В. представляется здесь вполне искренним и убеждённым сторонником греческой церкви и высказывает мнения национальной греческой партии, без всякой умышленности или притворства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ (мирское имя - Бернардо Массари) (ок. 1290, Семинара, Калабрия - 1348, Авиньон?), визант. писатель, философ и богослов, еп. Джераче. Воспитывался в правосл. вере, хотя и в лат. окружении, посещал лат. школу (Калабрия с VIII в. была номинально подчинена К-польскому Патриархату, но со времени завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. там господствовали лат. обычаи). В юные годы поступил в один из мон-рей устава св. Василия (см. ст. Василиане) и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском мон-ре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь В. К. изучал греч. и лат. словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о лат. схоластике. Без сомнения, ему были известны сочинения Фомы Аквинского (не в полном объеме, но только в виде избранных цитат - Fyrigos. 1980); однако предположение о его знакомстве с трудами Иоанна Дунса Скота и тогдашних номиналистов недостаточно обосновано. Характеризуя образование калабрийского философа в диалоге «Флорентий, или О мудрости», визант. эрудит Никифор Григора дает общую оценку лат. науки того времени, подчеркивая, что В. К. приобрел свою мудрость «не в Калабрии, но в глубине Италии, однако его образование, неполное и неразнообразное, ограничивается исключительно знанием Аристотеля, да и то только его сочинений, посвященных природным явлениям и силлогизмам, что в особенности занимает тамошних латинян и италиотов; да и ту мудрость он усвоил не на языке Аристотеля, но так, как она была перенесена в древности на их сокращенный язык» (Niceph. Greg. Fiorenzo. P. 70). Ок. 1328 г. В. К. отправился в Арту в Эпире и вскоре перебрался в Фессалонику; в 1330 г. он появился в К-поле уже в ореоле славы эрудита и философа. По прибытии В. К. в столицу придворный философ Никифор Григора обратился к нему с письмом, предложив свою дружбу. Однако ответа он не получил и в нач. 1331 г. написал 1-й диалог против В. К.- «Антилогия», где осуждалось высокомерие людей, искушенных в светских науках. Григора считал главной целью приезда калабрийца изучение в подлиннике произведений Аристотеля. В диалоге «Флорентий» он иронично описывает желание В. К. обучиться «языку Эллады» и изображает его как «любителя прекрасного по природе», к-рый решил «непосредственно и чисто приобщиться к мышлению мудреца» (т. е. Аристотеля), смысл сочинений к-рого был искажен в лат. переводах; для этого он изменил «и язык, и бороду, и платье, и наружность, и обычай», стремясь слиться с эллинами (Ibidem). Свт. Григорий Палама считал, что В. К. оставил родную землю «из-за тяги к строгому благочестию (κριβος εσεβεας πθ)» ( Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Τ. 1. Σ. 206).

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

В канун праздника Преображения Господня предлагаем вашему вниманию материал, посвященный учению святителя Григория Паламы . По словам святителя Григория, апостолы на горе Фавор видели нетварный свет Божества, который исходил от Иисуса Христа, поэтому его учение важно для понимания сущности праздника Преображения. Родился будущий святитель в 1296г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Григорий, однако, оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316г. он покинул дворец и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. В 1325г. из-за турецких нападений на Святую Гору он, наряду с другими монахами, вынужден был ее покинуть. В Фессалониках Григорий по просьбе своих спутников-монахов принял священнический сан. В 1331г. он вернулся на Святую Гору, где продолжил отшельническое житие в пустыни святого Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Затем на краткий срок Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию пустыни. И наверняка достиг бы этого, если бы ученый монах из Калабрии по имени Варлаам, неистово нападавший на исихастов, не побудил его к вступлению на полемическую стезю. На Паламу было возложено опровержение нападок Варлаама. Святитель Григорий составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания. Он богословствует на основании личного духовного опыта, который пережил, подвизаясь как монах и сражаясь как искусный ратоборец против тех, кто искажал веру. Варлаам уподобляет знание здоровью, которое неделимо на здоровье, подаваемое Богом, и на здоровье, приобретаемое благодаря врачу. Также и знания, божественное и человеческое, богословие и философия, согласно калабрийскому мыслителю, едины: «философия и богословие, как дары Божии, равны по ценности пред Богом». Отвечая на первое сравнение святитель Григорий писал о том, что врачи не могут целить неисцельные болезни, они не могут воскрешать мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1341 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В полемике свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского , продолжавшейся с 1335 по 1341 год, выделяются два этапа: 1335-1337 годы - вероучительный конфликт и 1337-1341 годы - полемика об исихазме . Полемика на первом этапе затрагивала два основных вопроса: о природе человеческого знания о Боге и об использовании языческой философии в богословии. Второй этап полемики связан с обвинениями в мессалианстве , выдвинутыми Варлаамом в адрес монахов-исихастов. Уже в начале 1337 года Варлаам общался с монахами-исихастами в Фессалонике , через которых он, в частности, познакомился с некоторыми сочинениями исихастских авторов о молитве. На основании этих сочинений он составил несколько трактатов, в которых обвинил монахов в мессалианстве, назвав их при этом " пуподушниками " (μφαλψυχοι). Синод нашел необоснованными выдвинутые Варлаамом обвинения, а патриарх приказал ему оставить монахов в покое . В конце 1337 года свт. Григорий Палама прибыл в Фессалонику, где много раз встречался с Варлаамом, пытаясь примирить его с монахами посредством увещеваний . Весной 1338 года свт. Григорий написал первую из трех " Триад в защиту священнобезмолвствующих " , в которой он, не будучи знаком к тому времени с антиисихастскими трактатами Варлаама, не упоминал последнего по имени. Но Варлаам, даже несмотря на письма Григория Акиндина , вставшего на защиту монахов, остался непреклонен и в том же году обнародовал свои первые трактаты против исихастов. В первой половине 1339 года, пока калабрийский философ находился в Западной Европе, где в Авиньоне перед папой Римским Бенедиктом XII он выступал с политическими речами по поводу объединения Церквей (это была секретная миссия, порученная ему императором без официального мандата), свт. Григорий Палама ответил на его трактаты второй " Триадой " , построенной по тому же плану, что и первая (опровержение языческой философии; изложение сути исихастской молитвы и того, каково есть истинное и спасительное знание Бога, получаемое посредством благодати), но содержащей публичное опровержение писаний Варлаама.

http://drevo-info.ru/articles/13679490.h...

Систематическая византийская полемика против идеи римского примата началась в XII в . (если исключить не совсем понятное сочинение патриарха Фотия «Собрания и тщательные доказательства, собранные из соборных и исторических писаний о епископах, митрополитах и прочих важнейших церковных лицах» IX в. и послание Антиохийского патриарха Петра к патриарху Аквилейскому XI в.) и достигла апогея к XIV в. Последним автором, который окончательно сгруппировал старые и сформулировал новые возражения идеи римского примата был, как это ни странно, византийский еретик Варлаам Калабрийский. В свой ранний период деятельности он выступал в качестве официального представителя византийского двора на переговорах с папой и поэтому создал серию антипапских произведений, многие из которых были посвящены критике римского примата . Как известно, затем Варлаам вступил в полемику со свт. Григорием Паламой, был осужден, уехал на Запад, перешел в католичество и даже стал епископом итальянского Джераче. Однако его антилатинским творениям была уготована другая судьба – они продолжали внимательно читаться и переписываться, несмотря на осуждение самого автора. Конечно, многие византийские авторы писали против римского примата и после Варлаама – св. Нил Кавасила, Матфей Ангел Панарет, Макарий Анкирский, св. Симеон Солунский, Геннадий Схоларий, но их сочинения сильно зависят от аргументов, сгруппированных Варлаамом, и не несут в себе практически ничего нового в плане оригинальности . Можно сказать, что в истории византийской полемики против примата папы Варалаам Калабрийский так и остался непревзойден. Его труды – это вершина византийской мысли по данной теме. И, кстати, не только византийской. Антилатинские Слова Варлаама Калабрийского против примата папы практически сразу же были переведены на славянский, уже едва ли не при его жизни. Так, уже во второй половине XIV в. одна из рукописей Дечанского монастыря в Сербии содержит перевод двух антилатинских Слов Варлаама, причем, что особенно трогательно, они вставлены между творениями свт. Григория Паламы, и видно, что имя автора впоследствии было старательно затерто . В Южной Руси одна из первых печатных книг Василия Сурожского, изданная в 1588 г., «О единой истинной православной вере», тоже содержала перевод Слова Варлаама против папского примата . Один из трактатов Варлаама «О папском примате» был издан в 1592 г. и протестантами, а затем снова переиздан ими же в 1608 г., откуда попал в греческую патрологию аббата Миня .

http://bogoslov.ru/text/1876128.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСИДОР ВУХИР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исидор I Вухир (греч. Ισδωρος Βοχειρ (Βοχειρας); 1300/1310 - 1350 ), патриарх Константинопольский , византийский гимнограф , соратник свт. Григория Паламы и Иоанна VI Кантакузина , святитель Память в Соборе Лаконийских святых (Греч. ) Родился в Фессалонике и был в семье старшим из 10 детей (у него были 4 брата и 5 сестер). Получив светское образование, Исидор решил принять монашеский постриг и поступил под духовное руководство Герасима Эвбейского , ближайшего друга прп. Григория Синаита (или ученика, согласно сообщению свт. Каллиста I в Житии прп. Григория). Вероятно, по побуждению Герасима Исидор Вухир отправился из Фессалоники на Афон , чтобы поступить в школу прп. Григория . В 1326 году набеги турецких пиратов на Афон вынудили прп. Григория вместе с учениками, среди которых был Исидор Вухир, покинуть Св. Гору. Исидор вернулся в Фессалонику , где в течение десяти лет, оставаясь мирянином, возглавлял круг исихастов , состоявший из монахов и мирян. В 1335/36 году Исидор Вухир посетил игумена Григория Паламу в монастыре Эсфигмен , был там пострижен в монахи и затем снова вернулся в Фессалонику. Исидор Вухир сопровождал свт. Григория на июньский Собор 1341 года , на котором состоялось осуждение Варлаама Калабрийского . После Соборов 1341 года Исидор Вухир был рукоположен во иерея и наречен митрополитом Монемвасийским , поскольку патриарх Константинопольский Иоанн XIV Калека благоволил в то время к свт. Григорию и хотел сделать последнего своим союзником в борьбе с вел. доместиком Иоанном Кантакузином за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе . Однако Исидор Вухир так и не был хиротонисан во епископа. Осенью 1344 года, после неудавшихся переговоров с Кантакузином и ужесточения политики в отношении сторонников последнего, патриарх Иоанн Калека созвал Синод, который наряду с отлучением свт. Григория Паламы от Церкви низложил Исидора Вухира . До 1347 года Исидор занимался преподаванием; в частности, его учеником был известный византийский интеллектуал и переводчик сочинений Фомы Аквинского антипаламит Димитрий Кидонис .

http://drevo-info.ru/articles/22375.html

Г.М. Прохоров Исихастские споры, волновавшие теоретиков на Балканах в 30–60-х гг. XIV в., стимулировали новое мощное византийское влияние на культуру славянских стран. За сто лет переводов начиная с этого времени русская литература оказалась обогащенной, по оценке А. И. Соболевского, почти вдвое. 1 Но из непосредственно порожденной спорами обширной и разнообразной литературной продукции сравнительно очень немногое было переведено с греческого языка на славянский. Возможно, еще в 50-х гг. (и уж, во всяком случае, не позже 80-х) XIV в. в русских церквах раздались анафемы Варлааму, Акиндину и всем прочим, кто считает свет преображения Христова явлением естественного порядка или, напротив, самой сущностью божией, и «вечная память» тем, кто, как Григорий Палама , учит, что этот свет – проявление божественной энергии, вечной и бесконечной. 2 Однако же сами учения, отвергаемые таким образом и утверждаемые, изложены в Чине православия, как того требует жанр, лишь коротко, в их существе (пункты Чина, о которых идет речь, предназначены для второго воскресенья Великого поста). Подробнее о смысле столкнувшихся в Византии концепций и о том, как разворачивалась между ними борьба, русский читатель мог узнать из сочинений «кир Давида мниха и философа» – и, кажется, только из них. Об этих сочинениях, об их авторе, об их бытии в древнерусской литературе и пойдет здесь речь. В русских рукописях 3 сочинения кир Давида помещаются всегда вместе, всегда среди подборки антилатинских произведений, всегда в одном переводе и в определённом порядке: 1) «О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина, кир Давида мниха и философа изложение», 2) «Тогожде сказание, како Варлаам изобрете и состави свою ересь» и 3) «Сведетельства от святых, яко божество глаголется объсиявый свет на Фаворе ученики на божественное господне преображение». «Кир Давид мних и философ» – лицо науке известное. 4 Это отпрыск аристократической фамилии Дисипатов, родственной Палеологам, ученик Григория Синаита , горячий сторонник Григория Паламы , противник Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина. Сохранились, но только в греческом оригинале, и другие его сочинения: «Слово о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное Кавасиле господину Николаю», 5 ямбическая поэма с обличением ереси тех же Варлаама и Акиндина, 6 и канон св. Георгию. 7

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010