прот. Владимир Сорокин Предисловие протоиерея Владимира Сорокина На страницах церковной печати в свое время широко и разносторонне освещалась архипастырская и ученая деятельность выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – Высокопреосвященного Антония (Вадковского) (3.VIII.1846 – 2.XI.1912), митрополита С.-Петербургского и Ладожского 1 . Однако не все периоды его многогранной деятельности получили свое полное освещение. В частности, далеко не все было опубликовано из того, что относится к периоду жизни Владыки митрополита, когда он был преподавателем, доцентом и профессором кафедры гомилетики в Казанской Духовной Академии (1870–1885). Судя по тому, как он дорожил памятью о годах, проведенных в Духовной школе, с какой любовью он вспоминал там свои занятия, с уверенностью можно сказать, что это были для него годы кропотливого труда, богословского обогащения и творческого вдохновения. Вот что говорит об этом сам Владыка: «Здесь в Академии положено начало моей духовной самодеятельности; здесь же я получил зачатки той нравственной устойчивости, которая поддерживала меня во всех моих несчастьях; здесь же сложился окончательно мой внутренний человек с известным складом миросозерцания, с известным воззрением на задачи и цель человеческой жизни. Академия, духовная мать моя, научила меня находить для себя во всех превратностях жизни точку опоры в той области, которая не знает ни смерти, ни разрушения, ни уничтожения: в области духа» (Православная Богословская энциклопедия. Т. 1. Пг., 1900, кол. 894). По словам коллег и сослуживцев, из Казанской Духовной Академии Владыка Антоний вынес «добрую, ничем не запятнанную репутацию, природное расположение и приобретенный навык к труду, горячее (хотя и раненое) сердце (здесь скоропостижно скончалась его супруга, а вскоре после этого и двое детей. – В. С.), сострадание к несчастьям людским, сознание высоты пастырского служения и знание духовных нужд пасомых, почерпнутые из обильного материала наук, над которыми он работал, покорность воле Божией и твердую веру в Промысл Божий, непостижимыми путями устрояющий жизнь человека» (Проф. Я. А. Богородский . Митрополит Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности. Казань, 1913, с. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

митрополит Антоний (Вадковский) (15.09.1846–15.11.1912) История Русской Православной Церкви Патрология Слова и речи Гомилетика митрополит Антоний (Вадковский) С.-Петербургский и Ладожский Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Святейшего Синода. Почётный член Петербургской АН и нескольких Духовных Академий, Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор церковной истории. Биография Родился в селе Царёвка (Гремячка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника Василия Иовлевича Вадковского (1816-1897). Мать - Вадковская Ольга Никифоровна (1823-1901). В 1848–1858 семья проживала в селе Матчерка Моршанского уезда. В детстве дружил со своим ровесником и земляком Василием Богоявленским. Однажды приход священника Василия посетил епископ Феофан (Говоров). Ему были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. Учился в Тамбовском духовном училище (1860); затем окончил Тамбовскую духовную семинарию (1866); в 1870 – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В 1872 26-летний доцент Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Пеньковской. Его жена была тяжело больна туберкулёзом. Поступок был незаурядным, так как он знал, что она обречена на смерть. У них родилось двое детей. В 1879 овдовел; в 1882 потерял двоих детей. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывается карьера, мог вступить второй раз в брак. 4 марта 1883 пострижен в монашество архиепископом Казанским Палладием (Раевым); 6 марта рукоположён во иеромонаха. 14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885, по протекции Константина Победоносцева, перемещён на аналогичную должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Русские архипастыри, пастыри и миряне-богословы предреволюционного периода блестяще доказали, что разговоры о глубоком «кризисе официального православия» не имеют под собой прочного основания, что церковная реформа не только желательна (об этом много писали и в предшествующем веке), но и практически необходима для будущего империи, для сохранения церковно-государственного союза. То, что реформа все-таки не осуществлена (хотя и достаточно подготовлена) может рассматриваться как трагедия Русского Православия, ибо Церкви (как и власти светской) оказалось не под силу преодолеть «синодальные путы». Винить в этом кого-либо совершенно некорректно, так как глобальная трансформация политико-религиозной системы всегда сложна и непредсказуема. Однако уже то, что Церковь нашла в себе силы и желание начать сложный процесс восстановления канонического строя, разрушенного Петром Великим, заслуживает памяти и вечной благодарности потомков, которые не должны забывать, как этот процесс был начат и как проходил, вплоть до установления богоборческой большевистской власти. В ноябре 1901 г. в Петербурге, с разрешения высшей церковной власти, и при молчаливом попустительстве обер-прокуратуры Св. Синода, были открыты Религиозно-филисофские собрания (РФС). Именно тогда, впервые русские интеллигенты-«богоискатели» лицом к лицу встретились с представителями Православной Церкви – «для свободного обсуждения вопросов Церкви и культуры». Выдающийся богослов протоиерей Георгий Флоровский считал, что собрания знаменовали собой преодоление «шестидесятых годов» (т. е. нигилизма и безбожия) и возврат к вере. Председателем РФС, по благословению столичного митрополита Антония (Вадковского ; 1846–1912), стал ректор Петербургской Духовной Академии епископ Сергий (Страгородский ; 1867–1944, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Просуществовавшие около полутора лет, собрания стали вехой в истории Православной Российской Церкви Синодального периода, доказав, что богословски просвещенные православные клирики и миряне глубоко заинтересованы в разрешении церковно-общественных вопросов, и не менее, чем «богоискательски» настроенная интеллигенция, желают религиозного возрождения на основе соборности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому времени Святейший был старейшим архиереем Русской Церкви, получившим епископское посвящение в 1913 году. Его хиротонию возглавлял прибывший в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад; 1859-1928). Патриарх Григорий IV был знаком с духовным наставником о. Алексия (Симанского) - архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким; 1862-1936), который и пригласил в Новгород высокого гостя. Вместе с Патриархом в хиротонии принял участие архиепископ Арсений и епископы: Никон (Рождественский; 1851-1918), Евсевий (Гроздов; 1866-1929), Иоанникий (Дьяков) и Вениамин (Казанский; 1873-1922). Не имея возможности проследить хиротонию Антиохийского Патриарха и решая задачу исследования хиротонии русских архиереев, обратим внимание на двух архипастырей, принимавших участие в таинстве: архиепископа Арсения и епископа Вениамина. Митрополит Арсений и священномученик Вениамин Будущий митрополит, владыка Арсений на Поместном Соборе 1917-1918 годов был одним из трех кандидатов на Российский Патриарший престол, а владыка Вениамин (Казанский) весной 1917 года свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, в том же году получив и сан митрополита. Спустя пять лет, обвиненный в сопротивлении изъятию церковных ценностей, владыка оказался под арестом; его предали суду и в августе 1922 года - расстреляли. Лишь в 1990 году его «дело» пересмотрели и прекратили - «за отсутствием состава преступления». А два года спустя митрополит Вениамин был причислен к лику святых как священномученик, став небесным покровителем Санкт-Петербурга. Епископская хиротония владыки Арсения состоялась в феврале 1899 года в храме Христа Спасителя. Будучи тогда ректором Московской Духовной академии, владыка получил титул епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Священномученик Владимир В тот период времени митрополитом Московским был владыка Владимир (Богоявленский; 1848-1918), который и возглавил хиротонию архимандрита Арсения. В дальнейшем, после смерти в ноябре 1912 года митрополита Антония (Вадковского; 1846-1912), митрополит Владимир возглавил Санкт-Петербургскую/Петроградскую кафедру, пробыв в Северной столице в течение трех лет и в ноябре 1915 года получив в управление Киевскую кафедру. Убитый в январе 1918 года рядом с Киево-Печерской Лаврой, владыка Владимир стал одной из первых жертв антицерковных гонений. В 1992 году он был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик. Провиденциально, что канонизирован сщмч. Владимир был в то же время, что и сщмч. Вениамин, чью епископскую хиротонию в 1910 году возглавлял митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Чуть ранее публикации инспектора МДА в другом журнале, «Петербургском вестнике», появляется анонимная статья, авторство которой многие приписывали о. Евдокиму из-за схожести изложенных в ней взглядов с точкой зрения инспектора МДА. Однако упомянутый выше епископ Арсений, прозревая начало затяжного спора, писал: «Кажется, приемы полемики будут нечистоплотны: о. Никон намерен начать с инсинуаций. Дело в том, что почти одновременно явилась в “Петербургских ведомостях”, кажется за 8-е ноября, статья против о. Никона, по содержанию сходная со статьей отца инспектора, хотя, насколько я знаю от самого отца инспектора, которому нет нужды говорить мне неправду, не он писал ее. Вот о. Никон и предполагает начать свою полемику с сопоставления этих статей, и так как “Петербургские ведомости” не пользуются фавором в официальных духовных сферах, то он и думает этим обратить внимание надлежащих сфер на него (о. Евдокима — диак . В.М. ) как на сотрудника противоцерковных ведомостей» . Анонимность данной статьи долгое время оставалась почвой для подрыва доверия к инспектору МДА. В декабре 1902 г. стало известно, что статья в «Петербургских ведомостях» принадлежит перу ректора Петербургской семинарии, архимандрита Сергия (Тихомирова) (1871—1945) . Также стало известно, что напечатана она была с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (1846—1912), который прочитал ее и одобрил . Эта новость позволила о. Евдокиму написать письмо о. Никону относительно «загвоздки по поводу его инсинуаций» , что привело лаврского полемиста в недоумение . Однако архимандрит Евдоким был не одинок в своих взглядах. Выше уже было сказано о молчаливой поддержке ректора МДА, но в академической преподавательской корпорации были и те, кто открыто поддержал его позицию. Так, симпатизирующий точке зрения отца-инспектора профессор Н.Ф. Каптерев приступил к изучению сочинений преподобного Максима Грека , а результатом проделанной работы стала статья «В чем состоит истинное монашество по воззрениям преп. Максима Грека?» , опубликованная в «Богословском вестнике» в начале 1903 г. Архимандрит Никон ответил профессору Каптереву статьей «За кого говорит история» в «Душеполезном чтении», где пытался отстоять созерцательный характер подвигов истинных монахов .

http://bogoslov.ru/article/6171145

81 Schulz G. Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Rußland 1917/18 und seine Folgen fur die russische Geschichte und Kirchengeschichte//Kirche im Osten. Bd. 42/43. 2000. S. 24. 82 О подготовке к Собору см.: Pospielovsky D. V. Verso il concili//2 concilio di Mosca. Atti del 6 Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa, A. Mainardi (Ed.), Bose, 2004. P. 21–39; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.). М., 2002.; Firsov S. L. La preparazione del concilio e la ricerca di un nuovo modello di relazione tra chicsa e societa//2 concilio di Mosca. P. 41–68. 83 Граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915) был одним из наиболее ярких государственных деятелей императорской России. Происходил он из семьи голландского происхождения, с 16 столетия состоявшей на службе у российского государя. Начав службу в администрации железных дорог, в годы правления императора Александра III он стал управляющим Министерства путей сообщения, а затем министром финансов (с 1893 по 1903 годы). Все это время он фактически руководил всей финансовой и экономической деятельностью России. Заняв средства у европейских банков, он взялся за расширение железных дорог (в частности, за создание транссибирской магистрали) и за индустриализацию страны. В качестве председателя Комитета министров (с 1903 года) он был послан в 1905 году в Портсмут (САСШ) для установления мира с Японией. В октябре 1905 года был назначен премьер–министром и инициировал принятие законов, приведших к созданию думской монархии. После выборов в Первую Государственную Думу, потеряв доверие и поддержку самодержца, Витте подал в отставку и 22 апреля 1906 года покинул свой пост, до конца жизни оставаясь членом Государственного Совета. 84 Антоний (Вадковский ; 1846–1912) происходил из священнической семьи, учился в Казанской духовной академии, где специализировался на изучении пастырского богословия и гомилетики (диссертация Вадковского была посвящена истории проповедничества в древней Церкви). После смерти жены принял монашество и священство. В 1883 году Антоний был возведен в сан архимандрита и стал инспектором сначала Казанской, а затем Петербургской духовной академии (в 1885). В 1887 году был назначен епископом Выборгским, викарием Петербургской епархии, ректором духовной академии, а затем первым архиепископом новосозданной Финляндской епархии (1892). В 1898 году стал Петербургским митрополитом; за время своего пребывания на кафедре попытался сблизить Церковь и богоискательски настроенную интеллигенцию, содействуя открытию в С.–Петербурге Религиознофилософских собраний (1901–1903). (См.: Simon G. Antonij Vadkovskij, Metropolit von St. Petersburg (1846–1912)//Kirche im Osten. Bd. 12. 1969. S. 9–32; Cunningham J. W. Указ. соч. P. 51–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1 ноября 1922 года прежние денежные знаки теряли свою платёжеспособность. По итогам реформы из обращения была изъята сумма в размере 55 триллионов рублей. В 1923 году деноминация была продолжена: 1 рубль равнялся 100 рублям 1922 года или 1 миллиону рублей в купюрах прежних выпусков. См.: С.М. Борисов. Рубль: золотой, червонный, советский, российский... Проблема конвертируемости. М., 1997, с.117; В.Д. Белоусов. Денежные реформы в России. Самара, 2010, с.126. 70 Черняев Стефан, протоиерей (1886–1937) – выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1910 года, служил в четырёх храмах Санкт-Петербургской епархии: Успенской Спасо-Сенновской церкви (1910–1914), Спасо-Бочаринской церкви (1914–1917), церкви Петра и Павла (1917–1935), Спасо-Парголовском храме (1935–1937). В настоящее время идёт процесс канонизации отца Стефана в лике священномучеников. См.: В.В. Капралов. «Церкви закрывают под всякими предлогами, а соввласть в конституции объявляет свободу вероисповедания». Жизнь и мученическая кончина протоиерея Стефана Черняева (1886–1937)//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019, (3), с.38–52. 71 Ладыгин Николай Гермогенович, протоиерей (21 января 1882 – не ранее 1935) – выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1913 года. Кандидатское сочинение на тему «Споры в расколе в третьей четверти XVIII века» писал у П. С. Смирнова . Настоятель Троицкого собора на Петербургской стороне с мая 1919 года по 15 августа 1933 года. См.: Троицкий собор на Петербургской стороне//А.А. Бовкало. URL: (дата обращения: 15.03.2020). 72 См.: И.В. Воробьев. Ревизия духовных академий в 1908 году//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2003, с.92–106. 73 Димитрий (Ковальницкий), архиепископ (1839–1913) – по поручению Святейшего Синода весной 1908 года ревизовал СПбДА, осенью того же года – МДА. См.: К.К. Крайний. Димитрий (Ковальницкий), архиепископ//Православная энциклопедия. М., 2007, т. XV, с.82–83. 76 Антоний (Вадковский) , митрополит (1846–1912) – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии с 1887 по 1992 год, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский с 1898 по 1912 год. См.: А.Д. Карпук. «Начальник благостный, великодушный, деликатный, добрый-предобрый...». К 100-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) //Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. 2013, (23), с.71–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 20. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 23; Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 267. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Алексий (Симанский; 1877–1970 гг.), 21 февраля 1921 г. назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского, с 4 февраля 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы Ленинграда... Л. 20. Там же. Л. 21. Антоний (Вадковский; 1846–1912 гг.), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Анастасий (Александров Александр Иванович; 1861–1918 гг.), с 13 мая 1913 г. епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) епархии; последний ректор Санкт-Петербургской духовной академии; доктор славянской филологии и церковной истории, заслуженный ординарный профессор Казанского университета; с 1910 г. ординарный профессор, с 1912 г. ректор Казанской духовной академии. В июне 1918 г. во время торжеств по случаю приезда в город Патриарха Тихона простудился, заболел воспалением легких и вскоре скончался. Тело его из Мариинской больницы с крестным ходом, было перенесено в академический храм Санкт-Петербургакой духовной академии; заупокойную литургию и отпевание совершил 26 июня митрополит Вениамин; похоронен на братском лаврском кладбище недалеко от могилы митрополита Антония (Вадковского) . Часовня над могилой блаженного Матвея Татомира (1848–1904 гг.) на Никольском кладбище лавры. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Николай Иванович Лазаревский (1868–1921 гг.), профессор правовед, помощник ректора Петроградского университета; в Петроградском Богословском институте преподавал «Разбор иностранных исповеданий». Расстрелян по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» 24 августа 1921 г. Тогда же расстрелян был и поэт Н. Гумилев, фамилия которого фигурирует в дневниках протоиерея Н. К. Чукова как участника одного из собраний в Доме ученых. Всего по этому делу ВЧК было арестовано 833 человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

149 Надеждин Федор Ефимович, преподаватель истории и географии в мужской гимназии и педагогики в женской прогимназии в Кронштадте (XIX–haч. XX в.). Скончался 11 сентября 1908 года. 150 Митрополит Антоний (Вадковский ; 1846–1912), 25 декабря 1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. С 1898 года – постоянный, а с 9 июня 1900 года – первенствующий член Святейшего Синода. О ситуации, происходившей в это время внутри Святейшего Синода, о деятельности митрополита Антония (Вадковского) и об отношении отца Иоанна Кронштадского ко всему этому, мы можем отчасти судить о сведениях, опубликованных архимандритом Дамаскиным (Орловским) (Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь.//Тверь. Изд-во «Булат». 2008. С. 246–252, 591–599). В декабре 1907 года епископы Орловский Серафим (Чичагов) , Саратовский Гермоген (Долганев) и протоиерей Иоанн Восторгов (впоследствии все они пострадали за Христа, прославлены как священномученики в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. – Ред.) предприняли попытку вывести церковное управление из состояния, как им казалось, летаргического сна. Страна была охвачена революционным огнем, при этом государственными органами, с одобрения императора, принимались законы, которые при проведении в жизнь еще более упрочивали бесправное положение Церкви и умножали анархию, приближая страну к неминуемому распаду. Приходилось воочию наблюдать небывалое падение нравственности в народе, а деятельность Святейшего Синода в это время едва ли не вся заключалась, как им это виделось, в наблюдении за правильным движением дел и бумаг. 6 декабря после литургии в Андреевском соборе Кронштадта епископы Серафим и Гермоген, духовные дети отца Иоанна Кронштадтского (Источник воды живой. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского . СПб. 1999. С. 794), и протоиерей Иоанн Восторгов посетили отца Иоанна. «Старец встретил их выражением живейшей благодарности за службу и слово назидания и вручил от себя Преосвященным и отцу Иоанну Восторгову святые иконы. Затем с ними он удалился в свою уединенную келью и там беседовал около часа, по его словам, о предметах первейшей важности. Собеседники вышли от отца Иоанна растроганные и в слезах...» (там же. С. 795). Отец Иоанн Кронштадтский одобрил их попытку добиться большего влияния Церкви на жизнь народа. Впоследствии отец Иоанн каждому из них написал записки; епископу Гермогену он написал: «Видел у себя сегодня дорогого гостя отца Иоанна Восторгова; говорили о текущих делах, особенно ваших. Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет вас. Дерзайте, благодарите Подвигоположника» (ЦА ФСБ России. Д. Р-48566. Т. 8. Л.15:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

254 Митрополит Антоний (в миру – Александр Васильевич Вадковский, 1846–1912). Родился в семье сельского священника в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Окончил Казанскую духовную академию. Преподавал в академии гомилетику и пастырское богословие. В 1872 году А. В. Вадковский женился на женщине, больной туберкулезом, и в 1879 году жена умерла, а через два года от дифтерита умерли оба их ребенка. В 1883 году он был пострижен в монашество с именем Антоний, в том же году рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. С 1885 – инспектор, затем ректор Санкт–Петербургской духовной академии. 1887 год – епископ Выборгский, викарий Санкт–Петербургской епархии, 1898 – митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. С 1900 – первенствующий член Святейшего Синода. Митрополит Антоний был одним из немногих архиереев – членов Синода, которые выступили в поддержку канонизации прп. Серафима Саровского . 19 июля/1 августа 1903 года участвовал в торжественном обретении мощей преподобного. 256 Имеется в виду Виктор Раев, в будущем – архимандрит Иоанн. Состоял инспектором Полтавской духовной семинарии; умер от чахотки. 258 «Группа 32–х», состоявшая из 32–х священников Санкт–Петербурга и впоследствии названная Союзом ревнителей церковного обновления, а затем Братством церковного обновления, впервые заявила о себе в 1905 г., направив митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) записку «О неотложности восстановления канонической свободы Православной Церкви в России». Группа поставила своей целью обновление всего строя церковной жизни. В записке 1905 г. и последующих аналогичных документах участники организации указывали на необходимость отделения Церкви от государства, восстановления патриаршества, выборности духовенства на всех уровнях, участия Церкви в политической и общественной жизни и т. д. В России в 1905 г. возникла бурная дискуссия по вопросу об обновленчестве, которая продолжалась до 1907 г., когда Братство церковного обновления прекратило существование. Обновленчество вновь возникло после революций 1917 г. Относительно генезиса обновленчества и связи возникшего в 1920–х годах обновленческого движения (раскола) с дореволюционным движением за обновление церковной жизни современные исследователи придерживаются различных точек зрения. См.: «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно–исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев М., 2002. С. 18–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010