Аль-Махтас: здесь крестился Господь ФОТОГАЛЕРЕЯ В Священном Писании место Крещения Господня обозначено как «Вифавара» (евр. , т.е. «место брода»): «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). В ранних греческих рукописях Нового Завета в этом стихе употребляется топоним «Вифания Заиорданская». Известно, что за свою историю река Иордан многократно меняла свое русло, так что сейчас очень сложно понять, где именно оно пролегало во времена земной жизни Спасителя. Аль-Махтас Однако оказалось возможным найти место, почитаемое как место Крещения Господня в ранневизантийскую эпоху. Так, согласно свидетельству 530 г. западного паломника Феодосия, «в пяти милях к северу от Мёртвого моря… В месте, где был крещён Господь, стоит одинокая колонна, на которой помещён железный крест. Также там стоит церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная императором Анастасием: она умело сотворена и стоит поверх больших клетей, чтобы её не затапливало во время разливов Иордана». Это и ряд других исторических свидетельств указывают на небольшое местечко на территории современной Иордании под названием Аль-Махтас (араб. , т.е. «погружение»), рядом с которым протекает ручей Вади-эль-Харрар. В 1990-е гг. там были проведены раскопки международной группой археологов. Место подсказала известная мозаичная карта VI в. из мадабского храма святого Георгия, на которой изображено более 150 святых мест Святой Земли, в том числе и «Вифавара, Иоанна Крещение» (Βεθαβαρα το του αγιου Ιωαννου του βαπτισματος). Во время раскопок на указанном месте были обнаружены руины византийской церкви и основа колонны в виде квадратной мраморной плиты размером 2х2 метра. Исследования показали, что с V по нач. XII века на этом месте последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Всё это привело к тому, что в 2015 г. Юнеско включило Аль-Махтас в список своего Всемирного наследия в качестве места Крещения Иисуса Христа. Ещё несколько лет назад это место было полно водой. Увы, к моменту нашего посещения в августе 2018 г. оно пересохло.

http://pravoslavie.ru/118714.html

Трехдневный Амман, Джераш, Умм-Кайс – Мадаба, гора Нево, Вифания, Мертвое море – Петра Пятидневный Умм-Кайс, Джераш – Вифания, Мадаба, гора Нево – Мукавир, Умм-ар-Расас, Карак – Петра, Силаа, пещера Лота – Амманская цитадель, римский амфитеатр, музеи Восьмидневный Джераш, Аджлун, Пелла, Умм-Кайс – Амман, замки в пустыне – Мадаба, гора Нево, Карак – Петра – Вади-Рам – Акаба – Пещера Лота, соляной столь «Жена Лота», Мертвое море -Вифания.   РЕЙТИНГ ЖМП: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ИОРДАНИИ 1. Вифания Священная история: Исторически густо населенная местность находится между вершиной Тель-эль-Харрар (другое название — гора Илии, Тель-Мар-Ильяс) и районом церкви Иоанна Предтечи на восточном берегу реки Иордан. По преданию, именно с Тель-эль-Харрар пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. В Вифании Иисус начал Свое общественное служение, здесь Он крестился от Иоанна и призвал первых учеников: апостолов Симона, Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила. Современное арабское название местности — аль-Магтас — переводится как «место крещения». Сегодня: Близ реки Иордан — остатки пяти храмов-памятников, выстроенных первыми христианами. Один из них — на месте пещеры, где жил и трудился Иоанн Креститель (недавно проведены археологические раскопки византийского храма и древнего водовода). На горе Илии — развалины византийского монастыря V–VI веков: храмы, баптистерии, емкости для хранения воды, система водоснабжения. Римский молельный зал раннехристианской эпохи (III век), вероятно, древнейшее из дошедших до нас подобных сооружений в христианстве. 2. Умм-Кайс, Джераш Священная история: Древняя Гераса — наилучшим образом сохранившийся греко-римский город Ближнего Востока. В евангельские времена — столица «страны Гергесинской» и «страны Гадаринской». В новозаветные времена территория на севере современной Иордании была известна как Декаполис, Десятиградие. Здесь Иисус проповедовал Свое учение и творил чудеса. Во входившей в Десятиградие древней Гадаре (современный Умм-Кайс) Господь совершил одно из самых знаменитых своих чудес: изгнал из одержимого легион бесов и повелел им войти в стадо свиней (ср.: Мк. 5, 1–20).

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

Еще можно сказать о литературной целостности Евангелия. Все попытки вычленить атора-редактора или разных редакторов можно признать неудавшимися. Об этом говорит хотя бы тот факт, что нет и двух библеистов, которые согласились бы между собой относительно возможной редакторской правки. У каждого критика получается эдакая своеобразная редакторская правка, которую другой критик в упор не видит и не признает, предлагая свой вариант. Гораздо больше согласия у тех, кто признает литературную целостность Евангелия вне зависимости от того, кто был автором. Часть десятая. Знает ли Иоанн географию? Думаю, есть смысл немного поговорить о географии и особенности использования подробностей в 4 Евангелии. Начнем с того, что в Евангелии от Иоанна употребляется больше конкретных мест и названий, чем в любом другом Евангелии. Более того, половина из этих мест показывает независимое знакомство автора с географией, так как они встречаются только у Иоанна. Из всей совокупности географических мест и названий в настоящее время существуют споры только относительно двух – Вифаваре при Иордане (из первой главы) и Лифостротона (из 19). Причем, речь не идет о том, что таких мест не было, а только о том, что существуют споры относительно расположения этих самых мест. Вот, например, статья из одной современной энциклопедии: Вифавар -> при Иордане. Согл. Ин 1 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), В. располагалась вост. Иордана, что находит подтверждение и в Ин 3:26; 10:40 . Здесь, очевидно, нек-рое время крестил Иисус ( Ин 3:22; 4:1,2 ), в то время как Иоанн Креститель совершал крещение в другом месте ( Ин 3:23 ). Со времен Оригена В. часто отождествлялась с Вифаваром, в связи с чем было принято считать, что переход евреев через Иордан был совершен рядом с местом крещения Иисуса. Представляющееся достоверным предание говорит о том, что В. находилась напротив Иерихона, в долине Вади-эль-Харрар. Но самое раннее и заслуживающее наиб. доверия свидет-во указывает на то, что В. и Вифавар не могли быть одним и тем же местом. Синоптич. Евангелия сообщают, что Иисус принял крещение в юж. части долины Иордана ( Мф 3:1 ; Мк 1:5 ). Кр. того, из Ин 1; 2 и 10; 11 можно заключить, что В. находилась ближе к Галилее, чем к Иудее. Скорее всего, В. следует отождествлять с местностью Ватанея [греч. Батаная], ветхозаветным Васаном (см. Чис 32:32  и след.; Втор 3:8  и др.). Ватанея располагалась в сев. части Трансиордании и принадлежала к тетрархии Филиппа. Очевидно, что Иисус бывал здесь. Кр. того, жившие в Ватанее ессеи ожидали здесь наступления конца света. Это обстоят-во объясняет, почему Иоанн Креститель начал совершать крещение именно в В. ( Ин 10:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

Образование в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) ставило под вопрос легитимность аннексии И. Западного берега р. Иордан. Отношения Хусейна с палестинским руководством, ориентировавшимся на Президента Египта Г. А. Насера, становились все более враждебными. Тем не менее в мае 1967 г., накануне новой арабо-израильской войны, Хусейн примирился с Насером и вошел в состав антиизраильской коалиции, чтобы избежать восстания собственного населения и изоляции в арабском мире. 6-дневная война 5-10 июня 1967 г. закончилась разгромом союзников; И. потеряла все земли к западу от Иордана, получив четверть миллиона новых беженцев. В послевоенные годы военизированные палестинские формирования вели вооруженную борьбу с Израилем с иорданской территории. В стране сложилось двоевластие, отношения между королем и леворадикальными палестинскими орг-циями стремительно ухудшались. 16 сент. 1970 г. король ввел чрезвычайное положение и бросил армию против палестинских вооруженных формирований. В результате гражданской войны (получившей название «Черный сентябрь») неск. тысяч палестинцев были уничтожены, и Хусейну удалось взять ситуацию под контроль. К июню 1971 г. иорданская армия вытеснила из страны последние палестинские отряды. События «Черного сентября» привели к продолжавшейся неск. лет изоляции И. в араб. мире. Палестинцы организовали ряд терактов против иорданских офиц. лиц. Современная греческая православная ц. св. Иоанна Крестителя в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Современная греческая православная ц. св. Иоанна Крестителя в Вади-эль-Харрар (место Крещения) С 70-х гг. XX в. ситуация в И. начала стабилизироваться, чему способствовали тесные связи с Ираком, снабжавшим И. нефтью и финансировавшим инфраструктурные проекты. Невозможность совместить мирные отношения с Израилем с поддержкой борьбы палестинцев (в т. ч. вооруженной) за освобождение постепенно делала все более очевидной необходимость отказа И. от притязаний на Западный берег р. Иордан, к-рые были стержнем ее политики с самого начала существования.

http://pravenc.ru/text/578380.html

После падения Набатейского царства караванные пути сместились. Маршрут от Средиземного м. к Месопотамии стал проходить через Пальмирский оазис, на востоке от рим. границ. После уничтожения в 272 г. римлянами Пальмиры в Сирийской пустыне властвовали араб. племена. В ответ на их набеги имп. Диоклетиан реорганизовал оборону вост. границы, усилил сеть наблюдательных башен и крепостей. Однако империя не смогла долго выносить бремя военных расходов и в IV в. перешла к системе союзов с бедуинскими племенами-федератами, к-рые селились по кромке пустыни и брали на себя охрану рим. границ. Христианизация араб. племен в значительной степени укрепила их союзные отношения с Византией. Самым известным из араб. протогос-в был племенной союз Гассанидов, расселившихся в VI в. по границе империи от Акабского зал. до Хаурана. Византийский период Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Древнейшим центром христианства в И. была Пелла (ныне Табакат-Фахль). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, туда во время 1-го Иудейского восстания 66-74 гг. переселилась христ. община Иерусалима. После подавления 2-го Иудейского восстания (132-135) часть христиан вернулась в Иерусалим, но в Пелле осталась христианская община, упоминаемая местным христ. писателем Аристоном в «Диалоге Ясона и Паписка». Равноап. имп. Константин I Великий придавал землям за Иорданом особое значение в процессе христианизации Римской империи. После путешествия равноап. имп. Елены (ок. 327-328) в Иерусалим и обнаружения реликвий Св. Креста, Палестина, а вместе с ней и западные земли пров. Аравии стали местом массового паломничества. В церковном отношении большая часть территории И. подчинялась Иерусалиму (см. Иерусалимская Православная Церковь ), сев. районы - Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ). Значительными христ. центрами были Гераса, Гадара (ныне Умм-Кайс) и Мадаба; но и в менее значительных центрах (напр., Умм-эль-Джимале в Хауране) во время раскопок также были найдены руины многочисленных христ. церквей. Крупнейшими паломническими центрами были место Крещения Христа на берегу р. Иордан (сов. Вади-эль-Харрар, см. Вифавара ) и гора Нево (ныне Эн-Наба) с источником Моисея; паломнический путь (описан паломницей на Св. землю Эгерией ) вел из Иерусалима через Ливиаду (ныне Телль-эр-Рама) и Эсб (ныне Хисбан). Др. важными центрами паломничества были место вознесения прор. Илии (мон-рь Мар-Ильяс близ совр. Аджлуна) и пещера Лота на юж. побережье Мёртвого м. Кастрон-Мефаа (библ. Мефааф, ныне Умм-эр-Расас) был местом подвижничества столпников (столпы сохр. до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Сошествие во ад. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Группа св. мест, связанных с И. П., находится близ места крещения Господня на Иордане: на зап. берегу - мон-рь Иоанна Предтечи; на вост. берегу - археологическая зона в долине Харрар (Вади-эль-Харрар), в т. ч. руины ц. во имя Иоанна Предтечи, построенной имп. Анастасием (491-518) близ почитавшегося в тот период места Крещения, пещера, в к-рой подвизался И. П., с сооруженной вокруг входа в нее т. н. Пещерной церковью VI в. (лавра Сапсас или Сафсафас) на Телль-эль-Харраре, и источник И. П. Известны места почитания И. П., связанные с его казнью и погребением. По одному из преданий, усекновение и захоронение главы И. П. произошло в Севастии (Самария, в 10 км к северо-западу от Наблуса). Совр. исследователи, принимая свидетельство Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), считают наиболее вероятным местом казни И. П. крепость Махерон (ныне дер. Мукавир, Иордания) (найдена в 1806, раскопки 1936 г.), где уже в IV в. существовал мартирий Иоанна Предтечи. Севастия же находилась по соседству с Еноном, где проповедовал И. П., и была связана с именем основавшего ее Ирода (но не Ирода Антипы, а Ирода Великого). Благодаря этой традиции в Севастии было воздвигнуто 2 храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, другой - у подножия холма, с вост. стороны, в совр. сел. Сабастия. Храм, расположенный на холме, был построен в VI в. на месте темницы, где произошла казнь И. П. и где, по одной из версий, впосл. была обретена его честная глава. Руины существующей ныне крестово-купольной церкви относятся к XII в. В сев.-вост. углу был устроен придел с криптой, в которой, согласно Иоанну Фоке (1185), была обретена глава И. П. Храм у подножия холма упоминается уже в IV в.; впосл. он многократно перестраивался. Он был воздвигнут на месте погребения И. П. и являлся кафедральным собором Севастии. Со времен крестоносцев считалось, что здесь также находилась темница И. П. В сер. XII в. крестоносцы построили большую 3-нефную базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть кон. XIX в. Наби-Яхья (Пророк Иоанн) и др. мусульм. постройки занимают лишь часть прежнего храма. В крипту, где, по преданию, находилась гробница И. П., ведет лестница из небольшого здания с куполом в северной части прежнего собора. Сохранившиеся каменная дверь и 6 погребальных ниш дают основание предполагать, что крипта устроена в рим. гробнице II-III вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Не беру на себя утверждать подлинности показанного места, но подробно опишу этот путь. В 9 часов утра мы выехали из Гефсимании, переехав поток Кедрский позади гробницы Пресвятой Богородицы. Через четверть часа, обогнув гору Мужей Галилейских и гору Елеонскую, открывается с высоты обширный вид на Мертвое море, от его начала почти до Енгеди и всю долину Иорданскую, замкнутую стеною гор Моавских. Этот вид обширнее того, который представляется с горы Елеонской. За сим начинается спуск по вади ес-Сулейм, а вправо тянется вади ел-Ход. В 9 ½ часов встречается колодезь, которого вода идет с горы Елеонской. Дорога идет вдоль каменистого вади ес-Сулейм. В 10 час. и 5 мин. это вади становится дичее и с хребтов его видна частица Иорданской долины. Этот путь по ребрам гор чрезвычайно труден для лошадей, так что мы часто принуждены были спешиваться. В 10 ч. и 20 м. опять открывается вид несколько больший на Иорданскую долину. Вправо открывается долина, на которой стоят развалины монастыря Мартирия. Высота, на которой мы находились, называется Аркуб ес-Сафа или ес-Цапфа. Тут видны следы древних построены из довольно больших камней, среди которых разбросаны частицы мозаических камешков. Посреди этих остатков построения находится глубокий колодезь древнего сооружения одетый внутри камнем. Не это ли место Ефрема 166 ? Впереди виден отсюда на горе хан Хадрур. Поэтому доселе наш путь представляется почти параллельным к пути из Иерусалима на Иордан. Без 5 минут 11 часов мы быстро повернули в вади Фара. Тут начинается труднейший и даже опасный подъем на высоты Джебель ел-Фара по обрывистым ее ребрам. И мы, и лошади были крайне утомлены: солнце хотя и декабрьское нас палило как летом. Без четверти в 1 2 часов опять открылся вид на часть Иорданской долины и мы начали спускаться. Крутизна этого спуска ужасная: мы не раз обрывались. Наконец в 12 часов и 40 минут мы достигли русла вади Фара и очутились внезапно в ущелье, среди нескольких смоковичных дерев у светлого источника, составляющего несколько бассейнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Эти учёные объявили в прессе о находке древнейших еврейских рукописей из Палестины 11 апреля 1948 года, а через некоторое время о том же заявил и Э. Сукеник. Митрополит Афанасий вывез рукописи в США, где на протяжении нескольких лет пытался продать их, но безуспешно, поскольку потенциальные покупатели сомневались в подлинности свитков. Только в 1955 году представитель государства Израиль купил их за 250 тысяч долларов, и рукописи вернулись на родину. Первые семь найденных рукописей были: Великий свиток книги Исаии (lQIs ), Устав общины (1QS), Комментарий на книгу Аввакума (lQpHab), Благодарственные гимны (1QH), Малый свиток книги Исаии (lQIsb), Свиток войны (1QM), Апокриф книги Бытия (lQapGen). Сейчас они представлены в иерусалимском «Музее книги», построенном специально для хранения и исследования рукописей Мёртвого моря. 1.2. Ранние исследования и публикация первых рукописей Мёртвого моря Последовавшие в 1951–1956 годах поиски и археологические раскопки привели к открытию новых рукописей в пещерах Иудейской пустыни 6 : 1 . в 11-ти пещерах неподалёку от руин поселения Кумран; 2 . в руинах древней израильской крепости Масада; 3 . в 4-х (по другим сведениям – в 5-ти) пещерах Вади Мурабаат; 4 . в пещерах Нахал Хевер (рядом с Вади Хабра); 5 . в пещере Нахал Це’елим (неподалёку от Вади Сейал); 6 . в пещере Нахал Мишмар (близ Вади Матрас); 7 . в руинах греческого монастыря в Хирбет Мирд (древней Гиркании); 8 . в генизе синагоги Ездры в Старом Каире; 9 . согласно некоторым исследователям – даже в пещере Вади эд-Далийег (самаритянские папирусы). Для всех найденных в указанных местах манускриптов употребляют название «рукописи Мёртвого моря» в широком смысле . Найденные в районе Кумрана свитки представляют собой особый важный класс, поэтому их называют кумранские рукописи или «рукописи Мёртвого моря» в узком смысле (только они и рассматриваются в данной работе). Свитки из Масады, которые соотносятся с ними хронологически, и документы из каирской синагоги, связанные с ними тематически, также иногда включают в «рукописи Мёртвого моря» в узком смысле или кумранские 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Тут был назначен нашему каравану привал. Кущи пальм, встречаемые в горных ложбинах Синайского полуострова, обозначаются на картах, как бы имена селений или городов, не существующих в действительности. Эти ложбины или вади суть, так сказать, сухие реки и, вместе с тем, они служат единственными путями в этом горном лабиринте. Здесь как мы, так и наш караван подкрепили утомленные свои силы обедом и затем продолжали свой путь, среди гранитных и порфировых скал. На расстоянии 1 ½ часа пути от входа из пустыни в вади Гебран, при первом повороте, я заметил на одной из вершин гор нечто похожее на надпись, которая, будучи видна от подошвы, должна быть гигантского размера. Если это не иное что, как трещина в скале, то нельзя не подивиться такой игре природы, тем более, что надпись кажется окаймленною. Хотя место это совпадает с тем, где Лаборд 288 видел подобную же надпись, но рисунок ее иной. Наиболее сходства имеет она с надписью, находящеюся в путешествии Покока 289 . На вершине этих гор Лаборд 290 нашел развалины монастыря; соседний вади носит название Барабра. Это заставляет предполагать Риттера 291 , не был ли монастырь посвящен св. великомученице Варваре, которая могла быть здесь чествуема, по уподоблению ее жизни с жизнью св. великомученицы Екатерины, чьи мощи покоятся в Синайском монастыре. Светлый источник и растущие по берегам его дикие пальмовые кущи продолжали несколько времени утешать наш взор. Чрез полтора часа от привала виден в перспективе. Джебель Музаель, с тройною пирамидальною вершиною. Я не нахожу этого названия в журналах путешественников. Солнце, скрытое горами, было на западе и мы остановились на ночлег в конце вади Гебран, близ вади ес-Симд, возле кустов тамарисков. Термометр показывал немного более 7° тепла, так что подъем наш в горную местность делался чувствителен; но с наступившею ночью мы не чувствовали ни малейшей сырости. Звезды ярко горели над шпицами величественных гор, которых очерки, более темные, чем ночное небо, рисовались по его блестящему намету.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Верхний столовый камень, 9 ф. длины на 8 ширины, имеет на верхней поверхности вырубленный канал или желобок 4 футов длины на 1 ф. ширины. Вот вид этого последнего дольмена (см. стр. 254). Наконец заслуживают упоминания найденные среди мегалитов Марегат, на север от менгирного круга, на склоне холма, три камеры, вырубленные в камне. Западнее из них имеет 3 ф. глубины на 4 ф. широты; средняя 6 ф. глубины на 7 ф. широты и восточная 2 ф. глубины на 3 ф. ширины. Камеры напоминают своим видом пещеры найденные в группах ел-Курмия и ел-Калуа. Холм, которому они принадлежат, имеет не менее 60 дольменов. При том дольмене, который, как сказано выше, примыкает к кругу менгиров с западной стороны в виде двери, вырублены в скалистом грунте две чаши, каждая l½ фута в диаметре и 9 дюймов глубины. Теперь спрашивается, какое имя и какое значение имела рассмотренная группа мегалитических памятников, представляющая, рядом с чертами общими и другим группам, свою замечательную особенность в решительном преобладании в ней и искусственном расположении менгиров на её центральной площади? Как мы уже сказали, прилегающая вади носила у моавитян имя божьяго ущелья, Наханиел, что уже само по себе достаточное основание, чтобы здесь предположить священное место, посвященное операциям моавитского культа. Ныне эта долина имеет два имени: долина голубая, вади Зерка, или долина голубой воды, вади Зерка Маын, как называется нижнее течете потока, и долина отшельников или монастырская, вади ел-Хабис, каковое имя носит верхнее течение долины. 536 Прямо против площади менгиров находится и холм, называемый ел-Хабис, т. е. кельи или монастырь, хотя никаких следов монастыря и келий здесь нет. По-видимому вади ел-Хабис или монастырское ущелье есть только вольный перевод древнего имени Божье ущелье. Если сюда прибавим, что стоящие при «Божьем ущелье» мегалитические памятники называются помазанными, то для нас не останется никакого сомнения в том, что дело здесь мы имеем с большим культовым центром. Английская экспедиция отождествила группу мегалитов Марегат с библейским местом Бет-Пеор, упоминаемым Нав. 13:20  между городами Рувима, а близь лежащую гору с семью кругами при источнике Айн-Минья – с вершиною Пеора, упоминаемою Чис. 23:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010