Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич " занимался строением Серпухова " . Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию , подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия . Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте " Высоком " на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия . По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря. С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь " Пречистой на Высоком " стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху. Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве , но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.

http://drevo-info.ru/articles/13631.html

Рафайлово. Рафайловский Троицкий монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Рафайловский мужской Свято-Троицкий монастырь был основан старцем Рафаилом в 1645 г. Практически все документы о его основании и о самом старце сгорели во время пожара в г. Тобольск, поэтому в настоящее время имеются лишь фрагментарные сведения. Предположительно, старец Рафаил пришёл на это место из Казани (напрямую, либо пробыв некоторое время в Тюменском Свято-Троицком монастыре). К тому времени старец Рафаил был уже в великой схиме, что предполагает, помимо духовности, немалый возраст старца. Практически сразу же было подано прошение об основании на этом месте мужской обители, не исключено, что и пришёл он сюда по указу архиерея с этой же целью. Как гласит народное предание: «Плыл старец с двумя послушниками на лодочке по Исети в поисках пустыньки, а как поравнялся с тем местом, где речка Ялынка впадает в Исеть, явился ему образ Казанской Божией Матери, и повелела ему Царица Небесная основать здесь обитель в честь Святой Троицы. Было это на высоком берегу. Потому и назвал старец монастырь Высоцким Троицким, а Рафаиловым уж потом добавили, когда старец почил». Дата кончины старца, к сожалению, не известна, скорее всего это произошло через несколько лет после основания монастыря (тогда ещё небольшой пустыни). После кончины старца Рафаила иноки покинули это место, и только в 1657 г. приходит сюда новый строитель Филарет с братией, и в июле того же года отправляет царю челобитную о передаче монастырю пашенных земель, земель для выгона скота и покоса. Прошение было удовлетворен, и в том же году пустынь переросла в большой мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. В 1740-х годах при монастыре была основана школа церковной грамотности митрополитом Антонием (Нарожницким), в которой в 1748 году было семь учащихся. В школе преподавались чтение, письмо и катехизис. Как и подавляющее большинство храмов, Рафаиловский монастырь был деревянным, а потому неоднократно горел. И в 1761 г. по инициативе купца Василия Познякова начинает строиться каменный монастырь. Василий Поздняков также построил кирпичный дом, который предназначался как для проживания купца с семьей, так и для размещения в нем лавки. Но по окончании стройки этот дом купец отдал под школу для детей церковнослужителей. Так в качестве школы просуществовало это здание до сороковых годов двадцатого века (это единственное здание монастыря, сохранившееся до настоящего времени; сейчас православная община села Рафайлова организовала в этом здании молельный дом в честь преподобного Андрея игумена Рафаиловского).

http://sobory.ru/article/?object=58419

Ведомость Об Архиерейских кафедрах и монастырях, сколько за ними крестьян, и которая Кафедра или монастырь платит в экономию деньгами и хлебом ежегодно (1744 год). Платёж в экономию Число душ Деньгами Хлебом За Синодальным домом 31.468 А) за мужскими монастырями: За Московским кафедральным Чудовым монастырём 18.681 За монастырями той Епархии: За Московским Златоустовым За Московским Перервинским За Боровенским За Вознесенской Давидовой пустынью За Московским Богоявленским За Московским Знаменским За Московским Угрешенским или Угрешским Никольским За Московским Крестовоздвиженским За Московским Андрониевским За Московским Даниловским За Пафнутьевым Боровским 11.067 За Молчанским Путивльским За Николаевским Черноострожским За Лаврентьевым Калужским За Московским Греческим За Владычним За Высоцким За Севским Спасским За Николаевским Столбовским или Столбенским За Спасорадогожской, а по другим – Святорадонежской пустынью За Никольской Борщевской пустынью За Брянским Петропавловским За Спасским Поликарповым За Николаевским Одриным За Предтечевой Яменской пустынью За Николаевским Рыльским Б) За девичьими той же Епархии монастырями За Московским Вознесенским 15.582 За Московским Алексеевским За Московским Новодевичьим 14.480 За Московским Георгиевским (а по другим) За Московским Зачатьевским За Московским Рождественским За Брянским Вознесенским За Ильинским За Введенским Итого за монастырями 77.487 А всего за Синодальным домом, кафедрой и монастырями 120.638 За Епархиальными Число душ 1. Велико-Новгородская (не в окладе) За кафедрой самой по себе – 19.763 А с приписными монастырями 21.500 душ (по описи 1763 года) 21.500 А) за мужскими монастырями: За Юрьевским с приписными За Хутынским с приписными За монастырём Антония Римлянина За Вяжицким За Духовым с приписными За Клопским с приписными За Деревяницким За Кириловым с приписными За Лисицким За Отенским За Сковородским За Розважским За Савиным Вишерским За Аркадским За Перекомским За Иверским За Тихвинским большим и приписными двумя

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.   ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ» Женская община " Отрада и Утешение " . Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника. Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм — во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г. Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».

http://pravoslavie.ru/put/050527111000.h...

В Воронеж доставят икону Божией Матери " Неупиваемая чаша " Воронеж, Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " прибудет в четверг в Воронеж, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Воронежской и Борисоглебской епархии. " По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря для поклонения в Воронежскую и Борисоглебскую епархию с 3 по 31 декабря будет принесена всероссийская святыня - икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " , - говорится в сообщении. С 3 по 8 декабря верующие смогут поклониться чудотворной иконе в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Затем крестные ходы со святыней будут совершены в четырнадцати церковных округах епархии. Явление первообраза иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. От этого у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: " Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом " . Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Чудотворная икона " Неупиваемая Чаша " находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Никиты Белого в Серпухове. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

http://pravoslavie.ru/33013.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16.12.2016 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://drevo-info.ru/news/21728.html

21 марта 2014 г. Ефросиниевские чтения прошли в Богородице-Рождественском монастыре 18 марта в Богородице-Рождественском монастыре прошли Ефросиниевские чтения, посвященные устроительнице обители княгине Марии Ивановне Серпуховской, в схиме Марфе. Архиепископ Егорьевский Марк совершил торжественный молебен у памятного креста преподобной Евдокии-Евфросинии Московской на Рождественском бульваре. После молебна Его Высокопреосвященство совершил в приделе Сошествия Святого Духа панихиду по основательницам обители схимонахине Марфе и монахине Евпраксии. «Будем искренне рады, если жизнь схимонахини Марфы станет для кого-нибудь добрым примером, утвердит в вере и уповании на Бога, поддержит в христианской жизни в миру и на монашеском пути, – сказала, обратившись к присутствующим, игумения Викторина. – Именно благодаря схимонахине Марфе наш монастырь имеет своим покровителем преподобного Сергия – первого духовника обители. Когда мы соприкасаемся с жизнью святых и праведных людей, нам отчасти передается их стремление к Источнику света, любви, добра и истины – Богу, и мы обретаем спасительную возможность развивать в себе это стремление и достигать Царствия Божия, которое начинается еще здесь, на земле, в человеческих сердцах, и простирается в вечность. Они жили в непростое время, но имели любовь и мир Христовы и были по-настоящему счастливы в Боге». В Чтениях, проходивших в трапезных палатах монастыря, приняли участие: Белогубова Марина Николаевна – член Бюро Президиума ВРНС, советник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, доктор социологических наук; Акелина Любовь Сергеевна – Председатель Правления Фонда имени великой княгини Евдокии Московской, телеведущая; Жукова Нина Борисовна – сопредседатель МОО «Союз православных женщин России» с правом первой подписи, Член Бюро Президиума ВРНС, Председатель РОО «Клуб " Реалисты " », кандидат исторических наук; Морозова Людмила Евгеньевна – ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук; протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма прп. Евфросинии Московской в Котловке, кандидат богословия, профессор; иеромонах Тихон (Яковлев), насельник Высоцкого мужского монастыря города Серпухова.

http://e-vestnik.ru/news/efrosinievskie_...

6 февраля 2018 г. 15:13 Игумен Амвросий (Шевчук) Игумен Амвросий (Шевчук) 27.10.1964–22.08.2016 22 августа 2016 года на 52-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу игумен Амвросий (Шевчук) — настоятель Никитского храма деревни Бывалино Павлово-Посадского благочиния Московской епархии.   Михаил Анатольевич Шевчук родился 27 октября 1964 года в городе Павловском Посаде под Москвой, в  семье священника. С детства он принимал участие в церковных богослужениях, алтарничал. Вместе с братьями и отцом участвовал в реставрации Богородицерождественского храма на Уполозах близ Павлова Посада и восстановлении Богоявленского собора города Ногинска. После окончания средней школы Михаил получил образование фельдшера в Орехово-Зуевском медицинском училище. Несколько лет молодой человек работал по специальности в средней школе родного города. Примерно в это же время, после открытия Покровско-Васильевского монастыря, Михаил с усердием помогал в его восстановлении игумену Андрею (Тонкову). Для себя будущий пастырь избрал иноческий путь, и 15 июня 1989 года в Высоцком мужском монастыре города Серпухова над Михаилом был совершен монашеский постриг с наречением имени Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского. Спустя два года, 15 июля 1991 года его рукоположили во диакона, а 21 ноября— во иеромонаха. Первым местом служения батюшки был Покровско-Васильевский монастырь, но уже 19 ноября 1992 года иеромонах Амвросий (Шевчук) был назначен настоятелем Никитского храма деревни Бывалино. За свою недолгую жизнь игумен Амвросий сумел оставить яркий след не только в приходской летописи, но и в жизни многих людей. Батюшка как истинный пастырь посвятил себя своей пастве. Практически из руин был восстановлен Казанский (по главному престолу) Никитский (как называется в округе) храм. Для всех у него находилось доброе слово, каждого он старался ободрить, утешить, поддержать. При храме сложилась большая дружная община, готовая по первому зову настоятеля к любым трудам. Практически с самого начала своего настоятельства отец Амвросий прилагал немалые усилия для возрождения запрещенной в годы советской власти  церковной социально-благотворительной деятельности. Причем «социальной» в самом широком смысле этого слова. Священник лично налаживал контакты и с местной властью, и с благотворителями, и с военными, и с работниками культуры, и с учителями, и с артистами, причем часто отцу Амвросию приходилось быть в этом деле «первопроходцем».

http://e-vestnik.ru/db/igumen_amvrosiy_s...

В Высоцком и Введенском Владычнем монастырях подмосковного Серпухова прошли торжества по случаю 140-летия явления чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая 2018 г. 18:26 18 мая 2018 года в Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском монастырях подмосковного Серпухова прошли торжества по случаю 140-летия явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Божественную литургию на площади Высоцкого монастыря возглавил викарий Московской епархии, наместник Высоцкой обители епископ Серпуховской Роман . Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Чеховского округа священник Константин Александров, благочинный церквей Серпуховского округа священник Игорь Чабан, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), духовенство Серпухова. За богослужением молились игумены и игумении монастырей Московской областной епархии , многочисленные горожане и паломники. По окончании Литургии состоялся крестный ход с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» к месту явления этой иконы — во Введенский Владычний монастырь, в котором в этот день праздновали память преподобного Варлаама Серпуховского, основателя обители. Во Владычнем монастыре крестный ход встречали настоятельница обители игумения Алексия (Петрова) с сестрами, вынесшие к святым вратам одну из главных монастырских святынь — чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Затем на монастырской площади был отслужен молебен перед двумя чтимыми иконами Богоматери «Неупиваемая Чаша». По словам матушки Алексии, «таким образом Матерь Божия объединила две обители — Высоцкую и Владычнюю». По завершении молебна к собравшимся обратился епископ Роман, который поздравил присутствующих с праздником и передал молящимся приветствие и благословение Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия . В праздновании приняли участие глава городского округа Серпухов Д.В. Жариков, депутат Московской областной Думы Роман Горбунов, заместители главы администрации г. Серпухова.

http://patriarchia.ru/db/text/5206472.ht...

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824754...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010