Проф. Неймайр, История земли. Перевод под редакцией проф. Иностранцева. Том I. 1897 г. Всемирный потоп. Стр. 341–344 28 июня (н. ст.) 1897 г. в заседание парижской академии наук Помьэ представил мемуары о всемирном потопе. Таково короткое сообщение парижского Revue scientifique. 1 Не думаем, чтобы мемуары Помьэ заключали в себе что-либо особо оригинальное или научно-новое. Если бы он был таковым, он обратил бы на себя внимание специальной прессы, но доселе мы не видим, чтобы он стал предметом обсуждений. He думаем и того, чтобы в мемуарах Помьэ термин «всемирный» был употреблен в буквальном смысле. В книге, заглавие которой нами выписано, и в других подобных трудах термин «всемирный» в приложении к потопу имеет условное значение. «Всемирным» называют тот потоп, о котором повествуют Библия и некоторые другие сказания и который ранее обыкновенно и считали всемирным, но право определения действительных размеров, которого каждый из современных авторов всецело оставляет за собою. Однако, всякие мемуары, статья или исследование, говорящие о всемирном потопе, должны предполагать одно из двух: или что действительно был потоп, как исторический и геологический факт, или что до появления данной статьи не имелось в науке несомненных доказательств того, что потопа не было. Всякие мемуары о всемирном потопе, таким образом, свидетельствуют, что с имеющимися у человечества преданиями о потопе приходится считаться. Уже это отрадно отметить тому, кто следит за переменою отношений ученых людей и образованных классов к источнику христианского вероучения – Библии . Назад тому четверть столетия к геологам нельзя было обращаться с вопросом о библейском потопе, они отвечали только смехом. Теперь вопрос о потоп для ученых не есть вопрос смеха. Назад тому около восьми лет автор настоящей заметки изложил те гипотезы и споры, которые в ту пору предлагались и велись на западе. 2 С тех пор вопрос не стоял на одном месте, появлялись новые исследования, но что для нас всего интереснее – и в России стали появляться рассуждения и переводы, посвященные вопросу о потопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Глава седьмая. Хронология праотцов допотопных времен Вот родословие Адама: ... ( Быт. 5:1 ). И далее, пятая глава книги Бытия дает родословную допотопных праотцов. Их было десять. Десять поколений рода человеческого сменилось от сотворения мира или, точнее, изгнания человека из рая до катастрофы всемирного водного потопа. Библия дает число лет, в которое у праотца рождался сын, и число лет всей жизни. Это дает возможность подсчитать длительность периода от сотворения мира до потопа. Существует некоторая проблема в связи с тем, что различные древние тексты Торы расходятся в приводимых числах, в основном, касающихся времени рождения сына. Ниже приводится таблица лет жизни допотопных праотцов по масоретскому, самарянскому и греческому (LXX) текстам. Вульгата в точности совпадает с масоретским еврейским текстом. Славянский текст во всем следует Септуагинте, кроме одного случая. Мафусал рождает Ламеха в 187 лет и живет после этого 782 года, что соответствует не Септуагинте, а Вульгате. Русский синодальный текст следует масоретскому тексту, а в скобках приводит числа Септуагинты. В случае же с Мафусалом, числа Септуагинты не приводятся, видно, потому что и в славянском тексте здесь приведены числа по Вульгате (масоретскому тексту). Соответственно, в славянском и русском текстах дата потопа получается 2262 г. по Р.Х. (так и в библейской истории А.П. Лопухина ), что ничему не соответствует. Следует, все-таки, конкретно придерживаться хронологии либо еврейской (масоретской) Библии, либо греческой Септуагинты, как это и делает, например, проф. Н.Н. Глубоковский 293 . Итак, складывая годы жизни праотцов до рождения ими своего сына, получаем три варианта даты всемирного потопа. – По еврейскому, масоретскому, тексту всемирный потоп был в 1656 году от сотворения мира, или в 2348 г. до Р.Х. – По самарянскому тексту всемирный потоп был в 1307 г. Эта дата относит потоп к самому раннему времени, по сравнению со временем, определяемым по другим текстам. По этому исчислению, всего неполных четыре века проходит от кончины Адама до потопа, погубившего первый мир и его цивилизацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Часть пятая. Всемирный Потоп Глава первая. Потоп Был обычный весенний день 2262 года от сотворения мира, и ничего не предвещало беды. Многие собирались вместе и устраивали пирушки, другие совершали брачные торжества. Все шло в обычном порядке... И вдруг небеса рухнули на обреченный мир. В голубой бездне раскрылись окна, и воды, помещенные Богом над твердью во второй день, шумным ливнем стали низвергаться на землю, сама же она вдруг изрыгнула пламя и из нее забили гигантские гейзеры. Дно океана начало подниматься, а суша опускалась. Высокие, увенчанные пеной, грозные волны как бы устремились на встречу водам, с которыми они разлучились два тысячелетия назад и обрушились на дворцы и капища, стены и хижины. Люди в ужасе бежали к горам, надеясь скрыться от гибели. «Женящиеся и пирующие быстро вскакивали из-за пиршества с бледными лицами и искали, куда бы убежать; жених и невеста поспешно с одра вставали, выбегали из чертога и разлучались друг с другом, бегая то туда, то сюда, желая избежать вод; метались из угла в угол трепещущие матери, держа в руках малых младенцев и не зная, куда скрыться». В горных пластах то там, то здесь находят следы бегущих людей (и обутых и босых), динозавров и других животных, стремящихся избежать воды. Они отпечатались на земле, которая мгновенно была покрыта толщей грязевого потока, впоследствии окаменевшего. Эти окаменелые отпечатки ног разных живых существ, чье существование эволюционисты относят к разным эпохам, служат страшным подтверждением библейского повествования. Горы и холмы, высокие стены и исполинские деревья были наполнены всевозможными тварями. Люди жестоко раскаивались, что не послушали слов пророчества Ноева, но было уже поздно. Дверь в ковчеге была закрыта Богом, и войти в него было невозможно. В скорби своего сердца, стоя на возвышенностях, они видели, как воды поднимаются все выше и, наконец, потопляют их. Некоторые старались спастись на лодках, но из-за непрерывных землетрясений море вспучивалось чудовищными волнами, переворачивающими все плавучие средства. Грозные цунами высочайшими черными стенами нависали над обнаженным дном, высыхавшим на короткое время, а затем обрушивали на него новые толщи вод и осадочных пород.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИУСУДРА [шумер.- нашедший жизнь на долгие дни; аккад. Утнапишти - нашел дыхание], герой шумеро-аккад. мифологии, переживший Всемирный потоп . Наиболее подробный рассказ о З. содержится в «Шумерском сказании о потопе» (XX-XVII вв. до Р. Х., сохранившиеся списки - ок. 1600 г. до Р. Х.). Сообщается, что З. был одновременно царем и жрецом предположительно в Шуруппаке - шумер. городе на нижнем Евфрате (ныне городище Талль-Фара, Ирак). З. вел благочестивую жизнь, поэтому Энки сообщил З. о решении богов уничтожить человечество во время потопа. По совету Энки З. построил корабль, на к-ром спасся во время 7-дневной бури, вызвавшей потоп. После потопа боги Энлиль и Энки сделали З. бессмертным и поселили его с супругой на востоке, в стране Дильмун (совр. исследователи отождествляют ее с о-вом Бахрейн в Персидском зал.). Согласно шумеро-аккад. мифологии, именно там богами были сотворены первые люди. В ранних шумер. источниках сообщается о визите Гильгамеша к З. В сказании «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (ок. 2018-2007 гг. до Р. Х.) упоминается, что Гильгамеш посетил З. в его обители и, узнав об обрядах, существовавших до потопа, возродил их в Шумере. В «Песни о древних героях» исследователи восстанавливают мотив путешествия Гильгамеша к З.- стремление узнать секрет бессмертия. У аккад. героя «Поэмы об Атрахасисе» (XVII в. до Р. Х., конец старовавилонского периода), чье имя означает «весьма премудрый», много общего с З.: он является жителем Шуруппака (но не царем), по приказу Энки строит корабль и спасается на нем от потопа. Но Атрахасис переживает не только потоп, но также мор и засуху. Во фрагментах старовавилонской версии аккад. «Поэмы о Гильгамеше» сохранилось повествование о путешествии главного героя к Утнапишти. Наиболее подробный вариант мифа об Утнапишти содержится в поздней, т. н. Ниневийской, или Стандартной, версии той же поэмы (кон. II тыс. до Р. Х.). В ней отражены все основные детали из древнейших списков, а рассказ о потопе является заимствованием из поздней версии «Поэмы об Атрахасисе».

http://pravenc.ru/text/Зиусудра.html

Потоп (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа девятая Почему Бог, Который всегда и вовеки Любовь, уничтожает человечество Потопом? Как соотносятся образы ветхозаветного повествования о Потопе с евангельскими? Как связаны воды Потопа с водами Иордана? Добрый день, возлюбленные о Господе братия и сестры. Нам предстоит сегодня повести речь о Всемирном потопе . Мы говорим о духовных вещах с позиции нашего времени. А наше сегодняшнее время называет Бога Любовью и сильно смущается, когда мы вспоминаем события Ветхого Завета. Бог – всегда Любовь, Он не изменяется, это одно из Его свойств. «Я не человек, Я не изменяюсь», – говорит Бог через пророков. Бог был Любовью в ветхие времена, и остается Ею во времена новозаветные, и будет принимать в Царство вечной Любви нас, когда закончится этот видимый мир. Но Бог во времена Ветхого Завета совершал такое, что трудно ассоциируется со словом «любовь». Например, истребление Содома и Гоморры или Всемирный потоп в наказание грешников. Нужно смириться перед этим и не бунтовать против Бога, но знать, что Он, будучи Любовью, имеет право казнить. Будучи Любовью, Бог не хочет любить грех, и Ему не безразлично, как живет человек. И в каких-то крайних случаях Он предпринимает экстраординарные меры по отношению к человеку. Extremis malis extrema remedia – то есть если болезнь чрезвычайна, то чрезвычайна и мера воздействия на человека. А какие они были, эти люди, которых смыло Потопом? Они были, дерзну сказать, именно такими, какими мы хотели бы быть. Но у нас не получится. Они были очень долголетны. Они жили по 700, по 800 лет… А разве не этого мы желаем друг другу, например, когда приходим на дни рождения и поем «Многая лета»? Они были очень долголетны, следовательно, грех еще не расточил это богатство первозданной природы, и человек смертный не ощутил еще физической силы смерти. Они наверняка были очень красивы. Люди, которые живут по столько лет, наверняка отличались какой-то особой крепостью здоровья и были совсем не то, что мы. «Богатыри, не вы», – писал Лермонтов в своем «Бородино». По сравнению с теми людьми мы не богатыри. Мы совсем маленькие, слабенькие – а они очень красивы, сильны, природа давала то, что им нужно, они жили очень долго. По сути, повторюсь, они воплощали в себе все то, что мы желаем друг другу, когда мыслим стандартами чисто мирских отношений. То есть будь здоров, будь счастлив, красив, пусть тебя любят, будь весел и наслаждайся жизнью. Они так и делали, эти веселые, сильные, долголетные люди, которые, как олимпийские боги, наслаждались жизнью – и стали неистово развратны.

http://pravoslavie.ru/92083.html

Разделы портала «Азбука веры» Проповедь в понедельник 3й седмицы Великого Поста. Март 20-ое 2011 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мы продолжаем назидаться историями из книги Бытия. В прошлый понедельник речь шла о первом убийстве, о том, как Каин убил своего брата Авеля, а точнее, о том, что послужило поводом к этому преступлению – страшное, губительное и, к сожалению, очень распространенное чувство – зависть. А сегодня мы слышали библейское повествование о том, как грех очень быстро буквально задушил древнюю цивилизацию, привел ее к катастрофе. Падение людей было столь сокрушительным, что бытописатель, описывая состояние Бога, Который видел все эти безобразия рода человеческого, приписывает Богу отнюдь не Божественные свойства. Он говорит: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». «Раскаялся», «восскорбел» – это так называемые антропоморфизмы, когда мы приписываем Богу человеческие чувства и человеческие качества. И далее Господь произносит Свой суд над родом человеческим: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога». Далее Господь повелевает Ною построить большой корабль – ковчег, на который взойдет Ной со своей семьей, а также по паре всех животных – имеется в виду, конечно, не весь животный мир, существующий на земле, это было бы сделать просто невозможно, а те, кто обитал рядом с ними, поскольку потоп, который Бог навел на землю, был всемирным не в смысле географическом; это не значит, что весь земной шар покрылся водою, и погибло все живое. Нет, потоп был направлен против людей, а, точнее, против греха, носителями которого являлись древние люди. Но поскольку описываемая эпоха была еще только началом человеческой истории, то и людей было не так много, и они еще не успели распространиться по всей земле и обитали в местах близких к месту творения человека. Поэтому это был потоп всемирный в смысле потопления мира людей, а где людей не было, там не было смысла и затоплять землю и губить Богу Свое творение, животных, которые уж точно не совершили перед Ним никакого греха.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Всемирный потоп . Благословляя на подвиг юродства блаженную Пелагею, которая положила начало блаженным в Дивеевской обители, преподобный Серафим перед этим беседовал с ней у себя в келье 6 часов. И когда вышел проводить её, он сделал ей земной поклон и сказал, что не велик полк вот таких людей. Я не знаю, в какой разряд поставить Христа ради юродивых. То есть людей, в полном разуме, здравии и понимании, которые сознательно берут на себя подвиг юродства в глазах людей, являясь как бы ненормальными, чтобы брать на себя поношения и нести это поношение. Думаю, что они должны идти сразу же за Апостолами и мучениками, потому что это добровольное мученичество. Я при таком шуме не могу говорить. Мы должны сидеть тихо, начались занятия, и первый показатель нашей внутренней культуры – это тишина в аудитории. Это первый показатель, внутреннее убеждение недоказуемо, а вот его выражения, они свидетельствуют о многом, поэтому давайте сразу же сидеть тихо. Преодолевать такой шум очень трудно. И вот я сбился с мысли. Так вот, как их ставить? Они сознательно берут на себя всё поношение, будучи в здравом уме. И вот нести это до конца. Скоро Господь их наделяет удивительными дарами пророчества, прозрения, целительства. И вот они, как закваска, действительно, в нашем обществе были предметом . Сколько терпела от мальчишек та же, вот, блаженная Ксения? И это всё нужно было переносить с любовью, с терпением, без озлобления, и, конечно, они сыграли свою роль. И вот когда-то уполномоченный говорит: «Ну что вы там ходите к этой часовне? что вы там находите?» И будущий епископ ему очень хорошо ответил: – К сухому, к высохшему колодцу не приходят. К колодцу, в котором нет воды, не приходит народ. А если он приходит, значит, он получает пользу и чувствует. И вот, если бы собрать все анналы, какие только есть, сколько помощи оказывает и сейчас блаженная Ксения, то это были бы, может быть, многотомные труды. Но, к сожалению, мы летописи этой не ведём. А вот при таких местах должны быть хронографы, летописцы, которые бы фиксировали чудеса и заявления. Вот выходит серия книг «Чудеса в ХХ столетии» за всеми подписями, с адресами, с телефонами, что я-де свидетельствую, можете по этому проверить и перепроверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сначала новых веков параллельно с религиозными представлениями о происхождении и существенных свойствах бытия стали развиваться теории, истолковывающие мир, которые утвердились на человеческих знаниях о мире. Новая наука явилась фундаментом для мировоззрений, которые люди стали гордо называть научными и противополагать религиозным и народным представлениям, как поэтическим, не имеющим для себя никаких логических и фактических оснований. Те, которые стояли и стоят на страже интересов религии, По-видимому очень плохо понимали и понимают и может быть, даже не понимают совсем, какую губительную роль для веры играли в последние столетия эти «научные миросозерцания». Нельзя, конечно сказать, чтобы люди были очень умны, но именно поэтому они и не любят оставаться в дураках. Поэтому, когда человеку сумеют представить, что его религиозные утверждения или заключают внутреннее противоречие, или стоят в несогласии с новыми исследованиями и открытиями, человек в большинстве случаев откажется от исповедуемой им религии. Искушение ума может быть сильнее искушений воли. Ни один порок, ни одна страсть не могут сразу и всецело овладеть человеком. Грех завладевает душой постепенно. Но переходы от веры к неверию во имя знания совершаются с изумительной быстротой и легкостью. В первом классе гимназии мальчик с спокойной совестью учит и моисееву историю творения и коперникову теорию вращения земли и продолжает верить и молиться, но в пятом или шестом классе маленькая книжка по геологии и палеонтологии, не более расходящаяся с Библией, чем математическая география, могущественно и часто навсегда сворачивает с пути веры. Дело здесь вот в чем: – новую астрономию религия благословила, но геологию продолжают отрицать многие представители религии. He находя возможным сопротивляться аргументам в пользу геологии, мальчик видит себя принужденным порвать с верой. He одни дети переживают подобный процесс. У автора настоящего рассуждения сейчас в руках книга г. Медведкова «Всемирный потоп с научной точки зрения», Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Всемирный потоп Как ни далеки были, в самом начале, потомки Сифа от потомков Каина, но впоследствии времени взаимные отношения образовали между ними тесную связь, и пороки, бывшие прежде уделом исключительно племени Каина, стали теперь общим достоянием. По выражению Слова Божия, люди стали «плотью» 187 , «потому что они совершенно предались плотским делам и не пользовались по-надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души» 188 . Когда Бог увидел, что на земле развращение между людьми достигло крайней степени, и что предметом мыслей их во всю жпзнь служит только зло; тогда Он положил истребить с лица земли человека, а с ним и скот, и гадов, и птиц, сотворённых для пользы человека. Правда, «строг был приговор» 189 , но он был необходим. «Настало время, в которое надобно было употребить нож, чтоб остановить увеличение раны» 190 . Свойство самой болезни требовало самого решительного и радикального способа лечения. «Поскольку вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть её от всякой нечистоты и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтоб не оставалось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий; то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и, согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив вселенную этим потопом и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны и растления, сделал её прекраснейшею и снова явил нам светлым лицо её оттого, что не позволил остаться и следу прежнего безобразия» 191 . Действуя таким образом, правосудный и премудрый Бог «хотел и на этих (допотопных) людей навести соответственное наказание, и последующих избавить от их заразы» 192 . – Но, будучи правосуден, Бог в то же время и благ. По свойственному Ему человеколюбию Он и в данном случае не прежде навёл, однако же, потоп, как испытал все средства обратить грешников на путь покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Глава 1 Всемирный потоп есть выдающийся момент религиозно исторического процесса. Эго суд Божий над человеком плоти. Это спасение духовного человека, среди развратившихся людей, а в нем и с ним спасение и Семени жены. Это вечный урок, поскольку в нем уяснено, что человечество должно жить не ради только плоти и не одною плотью, но и духом. Эта-то мистико-теологическая сторона и придает истории потопа исключительное значение, обязывающее нас остановить свое внимание на этой истории, как на факте огромной важности. И так как изыскания геологов по вопросу о великих переворотах на земной поверхности и религиозные предания народов о мировых катастрофах ставятся, обыкновенно, в связь с библейским повествовавшем о потопе, то мы и не можем обойти молчанием своеобразных комментариев в Библию по данному вопросу. И наше отношение к данным геологии и к первым проблескам истории, начинающейся везде, вне данных Откровения, с преданий, имеет общее методологическое значение, поскольку мы, при уяснении исторических фактов Библии, обязываемся ставить их в связь с данными науки и общей истории. Что касается геологии, то она не может идти, конечно, против очевидных фактов. Песочные и иловые отложения в земной поверхности заставили геологию признать не только возможность, в прошлом, катастрофы, но и дать одному из периодов образования земной коры название диллювиального – потопного периода. Но этот компромисс науки с Библией , заставившей первую невольно вспомнить о последней, ограничивается, в большинстве случаев, только признанием неоднократного частичного потопа, но не его всемирности. Даже Вигуру, знакомый многим апологет Библии , говоря о геологии, как о науке, утверждающей, в общем, истину библейского повествования о потопе 1 , вслед за учеными-иезуитами Пьянчиани, Беллинком, Шуппом, Николаи, понимает потоп в том ограниченном смысле, что он наводнил только обитаемую землю. И Бытописатель, говоря о том, что воды потопа покрыли „самые высокие горы», мог так выразиться, по нему, приспособляясь к ограниченному представлению Ноя о всей, известной ему, земле 2 . Кювьо, Катрфаж, Шебель, аббат Моте, при поддержке одного бельгийского геолога 3 , и немецкого ученого Шольца 4 , вопреки указанию Библии на истребление всех потомков Адама ( Быт. 6 гл.) и на сохранение только восьми потомков Ноя, говорят об истреблении потопом не всего человечества, не всех рас, а только потомства Сифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010