Глава V. Священный Синод 2 декабря 2017 г. 18:00 1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. 2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. 3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. 4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии. 5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией. 6. Синодальный год распределяется на две сессии: летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь-февраль). 7. Епархиальные архиереи, руководители синодальных учреждений и ректоры духовных академий могут присутствовать в Священном Синоде с правом совещательного голоса при рассмотрении дел, касающихся управляемых ими епархий, учреждений, академий или несения ими общецерковного послушания. 8. Участие постоянных и временных членов Священного Синода в его заседаниях является их канонической обязанностью. Отсутствующие без уважительных причин члены Синода подлежат братскому вразумлению. 9. В исключительных случаях кворум Священного Синода составляют 2/3 его членов. 10. Заседания Священного Синода созываются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем). В случае кончины Патриарха не позднее, чем на третий день, Патриарший Наместник — митрополит Крутицкий и Коломенский — созывает заседание Священного Синода для избрания Местоблюстителя.

http://patriarchia.ru/db/text/133126.htm...

В предотвращение напрасной переписки и замедления в разрешении по делам о пенсиях и пособиях сведения и каждом в особенности лице должны быть излагаемы в списках со всевозможгою отчетливостью и осмотрительностью. Когда список сведений представляется не об одном, но о нескольких лицах по епархии вместе, то в нем показываются особыми отделами: а) сперва лица, представляемые к пенсиям и б) потм лица, представляемые к пособиям. При чем священнослужители как в том, так и другом отделе, пишутся особо от вдов умерших священнослужителей, и сверх того, после изложения сведений о каждом лице, очтавлять пробел, так чтобы сведения, качающиеся одного лица, не смешивалсь с сведениями о другом. 170. От 29 января 1868 г. О порядке представления пенсиям лиц духовного званья за службу по епархиальному ведомству. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод, по поводу непрестанно повторяющихся при представлении епархиального духовенства к пенсиям уклонений от предписанная на сей предмет временными правилами порядка и происходящей в следствие того излишней переписки по делам сего рода, замедляющей самый ход таковых дел, приказали: в избежание, на будущее время, напрасной переписки и проволочек по делам о назначении пенсий духовенству епархиального ведомства, вследствие несоблюдения, при представлении к пенсиям, постановленные временными правилами о пенсиях епархиальному духовенству порядка, предписать епархиальным Преосвященным указами принять к надлежащему по этим делам руководству и исполнению следующие правила: 1) на основании временных правил пенсии за епархиальную службу назначаются только протоиереям, священникам и вдовам их; диаконам же и семействам их право на получение пенсий по этим правилам не предоставлено, а потому и ходатайств о назначении им пенсий не должно быть. 2) Пенсии за епархиальную службу назначаются не иначе, как по выслуге священнослужителями указываемого в ст. 2 и 4 временных правил срока. Изъятий из этого временными правилами не допускается и представления о назначении священнослужителям, не дослужившим до означенного срока по болезни, или вдовам таковых священнослужителей пенсий, на основании общего пенсионного устава по сокращенному сроку, не могут иметь места, так как Высочайше утвержденным 9 мая 1866 года мнением Государственного Совета Святейшему Синоду предоставлено, при назначении пенсий лицам духовного звания за службу по епархиальному ведомству, руководствоваться не общим пенсионным уставом, а особо составленными временными на сей предмет правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Я благодарен владыке Онуфрию и Священному Синоду» Сопредседатель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник возвращен в лоно Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 30.10.2015 949 Сопредседатель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник возвращен в общение с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, передает «Интерфакс-Религия». Такое решение принял Священный Синод УПЦ МП, сообщается на официальном сайте. Основанием стало покаянное письмо, направленное В.Лукияником на имя митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. «Учитывая искреннее публичное покаяние Лукияника Валентина Борисовича, вернуть его в общение с Украинской Православной Церковью», - постановил Священный Синод УПЦ МП. Я всегда понимал, что отлучение было вызвано двумя факторами. Первый. Это т.н. позиция власти, которая была заинтересована в дискредитации и нейтрализации нашей организации, могущей противодействовать реализации разрыва единства Русской Православной Церкви и навязыванию автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, разрушению общеправославного и общерусского единства. Во-вторых, отлучение было связано с деятельностью лобби, которое было при блаженнейшем митрополите Владимире, работавшее на разрушение общерусского и общеправославного единства. Мои соратники воспринимали отлучение как временное явление, которое должно со временем исправиться. Ныне, когда нормализуются внутрицерковные отношения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, отмена отлучения вытекает из церковной линии, которую ведет митрополит Онуфрий. Это решение утешает и дает отраду. Сегодня на Украине восстанавливается единство епископата, священноначалия и народа Божьего, нашей Украинской Православной Церкви. Я благодарен владыке Онуфрию и Священному Синоду за своевременное и мудрое решение. Понимаю, что они преодолевали многие трудности. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/30/ya...

Дионисий Хмыров Глава I. Исторический обзор деятельности русской православной эмиграции Численность российских эмигрантов после событий 1917 г., по некоторым оценкам, только в Европе составила 2 млн. человек. В целом же их количество достигло 4 млн. чел. В основном это были представители православного вероисповедания. «Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри, большинство из которых оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни». 1 Одними из главных очагов русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи (Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву) стали Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия. «...Гражданская война практически прервала связи Патриарха в Москве с епархиями, оказавшимися на территории, занятой Белой Армией, – пишет исследователь. – Эта ситуация обусловила появление временных органов церковного управления, не связанных с Москвой, как это было на юге России, где властвовал генерал А. И. Деникин. Именно там – в Екатеринодаре – весной 1919 г. было сформировано Высшее временное церковное управление». 2 Благодаря своему географическому положению главной страной первоначального прибежища русских эмигрантов стала Турция. В ноябре 1920 г. вместе с армией генерала П.Н. Врангеля и гражданскими беженцами в Константинополь прибыло возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) Юга России, члены которого разместились на подворьях русских афонских обителей. 3 20 ноября Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет издали указ 362 о создании церковных управлений (автономных митрополичьих округов) под руководством старшего иерарха на территориях, оторванных от центрального церковного управления. Этим важным документом указывался путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай крайне печального развития событий для высшей церковной власти в лице Патриарха Тихона и его приемников. Данное постановление легло в основу канонического устроения Русской Зарубежной Церкви и явилось ключевым документом, на основании которого ВВЦУ продолжило свою деятельность за границей. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Военное духовенство - священнослужители , приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих. Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство. Военное и морское духовенство в России Хотя священнослужители с древности сопровождали русские войска в походах, институционально военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре Великом с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов . По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии , где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию. Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться после того как Екатерина II повелела строить специальные церкви для гвардейских полков, а также предоставила военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения. По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник армии и флота протоиерей П. Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя Синод , а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями.

http://drevo-info.ru/articles/4753.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православное обозрение Выпуск 1 (1126) от 01.01.2024 Подписчиков: 1560 Избран правящий архиерей Бакинской епархии 27.12.2023 На состоявшемся 27 декабря 2023 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви участники имели суждение о замещении вакантной кафедры Бакинской епархии (Азербайджанская Республика) (журнал 124). Принято решение преосвященным Бакинским и Азербайджанским избрать иеромонаха Филарета (Тихонова), клирика Коломенской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Филарета (Тихонова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставлено на усмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Временное управление Ереванско-Армянской епархией поручено архиепископу Подольскому и Люберецкому Аксию 27.12.2023 27 декабря 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви собравшиеся имели суждение о положении дел в Ереванско-Армянской епархии (журнал 129). Принято решение освободить митрополита Клинского Леонида (Горбачева) от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить его на покой. Временное управление Ереванско-Армянской епархией поручено архиепископу Подольскому и Люберецкому Аксию (Лобову) . Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Курская и Иваново-Вознесенская семинарии преобразованы в Межъепархиальные центры подготовки церковных специалистов 27.12.2023 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 27 декабря 2023 года, были заслушаны прошения архиереев в сопровождении рапортов председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова о преобразовании семинарий (журнал 142). 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание постановило просить Священный Синод «рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей». Архиерейское Совещание напомнило, что «при этом должны тщательно соблюдаться установленные Священным Синодом правила (журнал 112 от 30 августа 2019 года) относительно распределения выпускников в те епархии, откуда они были направлены на обучение» (пункт 9 Постановления Архиерейского Совещания).

http://drevo-info.ru/list/1126.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избрание на столичную кафедру Начавшаяся в конце февраля 1917 года революция победила по всей стране исключительно быстро и легко: старый строй фактически нигде не нашел опоры. 27 февраля, в самый разгар забастовок, в Святейшем Синоде недвусмысленно отклонили предложение обер-прокурора Н.П. Раева выпустить воззвание «с решительным осуждением всего освободительного движения» 542 . Император Николай II был застигнут событиями на полпути между Ставкой и столицей. 2 марта, в Пскове, он подписал свой последний манифест – отречение от престола. В тот же день в Петрограде, в покоях митрополита Московского на Троицком подворье, состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства. Митрополит Питирим прислал в собрание прошение о сложении с него обязанностей правящего архиерея 543 . Временное управление Петроградской митрополией было поручено епископу Гдовскому Вениамину 544 . 3 марта владыка известил об этом консисторию следующим циркуляром: «Вечером второго числа текущего марта получив копию определения Святейшего Синода, состоявшегося 2-го же марта, о возложении на меня управления Петроградскою епархиею временно, впредь до особых распоряжений и, препровождая при сем настоящую копию, предлагаю Петроградской Духовной Консистории ныне же сделать к исполнению Синодального определения надлежащее распоряжение» 545 . Официальное увольнение митрополита Петроградского и Ладожского Питирима на покой состоялось в понедельник 6 марта. Одновременно Св. Синод обратился к всероссийской пастве с воззванием о доверии Временному правительству. Оно начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни...» Первое после свержения монархии синодальное заседание прошло еще 4 марта под председательством митрополита Киевского и Галицкого св. Владимира. По предложению нового обер-прокурора В.Н. Львова оно началось с удаления из зала царского кресла как эмблемы «свергнутого цезаро-папизма» 546 . Тем же вечером – это была субботняя всенощная третьей (Крестопоклонной) великопостной недели с выносом Креста – в петроградских храмах прекратили возносить за богослужениями имена царствовавшей фамилии. Подверглись правке и тексты молитвословий, где упоминался император. Тропарь Кресту, например, получил такую редакцию: «...победы христолюбивому воинству на сопротивныя даруя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН (ГОРОХОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 августа 1928 года был хиротонисан во епископа Арзамасского , викария Нижегородской епархии . В 1931 году был арестован по обвинению в руководстве организацией «контрреволюционных церковников». 18 сентября 1932 года был осужден по политическому обвинению и приговорен к 8 годам заключения. Он был этапирован на строительство Беломоро-Балтийского канала. 3 октября 1932 года над ним был церковный судебный процесс за «канонические преступления» (прелюбодеяние), в результате которого был лишен права занимать архиерейские кафедры и на три года запрещен в священнослужении, ношения архиерейской мантии и панагии (по 3 октября 1935 г.). Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за 130): Слушали: Рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за 624 следующего содержания. " Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из " Нижегородской Коммуны " за 14 сентября 214, за 18 сентября 218 и за 20 сентября 219 " . Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

http://drevo-info.ru/articles/17478.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петроградский богословский институт Русской Православной Церкви (недейств.). 24 августа 1918 года на основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, все духовные учебные заведения вынуждены были прекратить свое существование, была закрыта и Санкт-Петербургская духовная академия . Государственная Комиссия по просвещению, вынеся решение о закрытии духовно-учебных заведений, вместе с тем признала возможным устройство церковной властью особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из учебных программ этих курсов и недопущением в них лиц моложе 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) и Священный Синод Указами от 19 сентября 1918 года за и от 25 октября 1918 года за предложили епархиальным архиереем открывать в своих епархиях пастырские училища, которые могли временно решить проблему подготовки кадров и сохранения традиций русского богословия. Такое училище на базе неполной средней школы было открыто 1 октября 1918 года в Петрограде. Помещалось оно в северо-западной башне Александро-Невской Лавры. Более года продолжалась подготовка к возрождению высшей богословской школы. 9 апреля 1919 года митр. Вениамину (Казанскому) была представлена докладная записка о необходимости открытия Богословского института. Инициатива по созданию Богословского института, а именно: подача докладной записки Владыке Вениамину, разработка Положения о Богословском институте, а также о богословских курсах и кружках, как низшей ступени богословского образования, принадлежала бывшему преподавателю Петроградской духовной семинарии Ивану Павловичу Щербову . 16 апреля 1920 года прошло торжество открытия Богословского института. «Положение» об институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

http://drevo-info.ru/articles/13653.html

" Директор департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Владимир Юшкевич, выступающий против визита уважаемого во всем мире религиозного лидера в свою страну, - это нонсенс " , - заявил В.Кипшидзе, слова которого приводит в четверг пресс-служба синодального отдела. По его словам, любой орган, ответственный за культуру, призван пользоваться каждой возможностью поиска пространства для мира и общения даже там, где есть противоречия. " А этому чиновнику, видимо, нужно перейти работать в политический сыск, если он одержим идеей поиска врагов там, где их нет " , - посоветовал В.Кипшидзе. " Мне неизвестно, насколько эта частная позиция может быть атрибутирована ко всему министерству культуры Украины, где, не сомневаюсь, работают в большинстве своем разумные люди, но если это официальное мнение, то оно, несомненно, возвращает украинское общество к советским стандартам мышления " , - подчеркнул он. По его словам, противодействовать визитам религиозных лидеров - " значит, бояться слова правды, бояться своих соотечественников, которые совершенно свободны в том, участвовать в проведении подобных визитов или нет " . " Безотносительно того, состоится визит или нет, эта позиция может быть рассмотрена как идущая вразрез не только с современными европейскими, но даже средневековыми представлениями о религиозной свободе, которая предполагает возможность свободного общения пастыря с паствой " , - заключил В.Кипшидзе. Ранее В.Юшкевич в своем заявлении заверил, что Украина в рамках законодательства сделает все, чтобы патриарший приезд не был осуществлен на какую-либо территорию государства, " включая временно оккупированную " . " На мой взгляд, такой визит главы Русской Православной Церкви может породить лишь волну межконфессионального противостояния, а поэтому возможен лишь после прекращения агрессии России и возвращения всех захваченных украинских территорий " , - говорится в документе. Это заявление было вызвано появившейся в СМИ информацией, что Священный Синод УПЦ на заседании в четверг может принять решение о приглашении патриарха на Украину на празднование Крещения Руси. " Как руководитель органа власти в сфере государственно-церковных отношений хочу сообщить, что упомянутый визит во время российской военной агрессии, которая осуществляется против Украины, является нежелательным, провокационным и политически ангажированным " , - отметил В.Юшкевич.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010