Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша». Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных. В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Икона была передана на Русь, и несколько копий было снято с этого замечательного образа. Подлинник его сегодня хранится в Московском Кремле. Одна из самых древних копий с того образа, созданная в 1701 году, была помещена в Высоко-Петровский монастырь и находилась здесь до революционных лет, а потом была изъята, но в 1990-е годы по просьбе протоиерея Владимира Силовьева , руководителя Издательства Московской Патриархии , этот образ был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Отец Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря, выступил с инициативой возвращения этого образа в Высоко-Петровский монастырь. Отец Владимир Силовьев и приход согласились на то, чтобы вернуть этот образ в обмен на копию, которая усилиями отца Петра, наместника сей обители, была сделана и ближайшее время будет передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании». Также в дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольный крест, а каждому насельнику монастыря вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». Завтра, 3 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве. Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Читайте также: Покров. Праздник побежденных После перемирия русским еще предстояло заключить договор «любви и мира» с Константинополем, в котором нашло отражение и желание Аскольда принять крещение. Для этого в 861 году Патриарх Константинопольский Фотий направил в Киев православную миссию во главе с греческим епископом. Вскоре Аскольд принял крещение, а с ним крестилась и его дружина. И хотя сама Русь крестилась только более века спустя, можно смело утверждать, что чудо ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах стоит у истоков Крещения Руси. Не менее известна и Влахернская икона Божией Матери, которая хранилась в том же храме, что и чудотворная риза. Сам образ очень необычный. Икона рельефная, как бы объемная, выполнена с использованием воскомастики, сделанной «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава». Считается, что именно перед этой иконой молились во время явления Покрова Богородицы. С XII века начали появляться свидетельства о чуде, которое совершалось во Влахернском храме каждую неделю: в пятницу покров, который закрывал икону, сам поднимался и оставался в таком положении до субботы. Влахернская икона не раз терялась из виду: ее пришлось укрывать во время иконоборческих гонений и нашествия крестоносцев. Есть предположение, что именно этот образ был подарен в 1653 году царю Алексею Михайловичу. Икону в России считали заступницей против вражеских нашествий, а также ее часто выносили на торжественные крестные ходы, например в царском «шествии на осляти» на Вербное воскресенье и в праздник новолетия (1 сентября). Вплоть до XIX Bлaxephckuй образ был одним из самых известных и значимых в России. Сейчас образ Влахернской Божией Матери находится в Успенском соборе Московского Кремля. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

Именно после двухвекового пребывания на Афоне Влахернская и попала в Россию. Как сообщают записи XVII века о царских выходах, 16 октября 7162 (1653) года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Икона была привезена «торговым греком» Дмитрием сыном Евстафьевым (Остафьевым), по фамилии Костинари, прислал же этот дар Гавриил, протосингел иерусалимского патриарха («старший из сингелов» (буквально – «живущих в одной келье (с епископом)», современным же языком – личный секретарь, а часто и будущий преемник архипастыря). На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы. 10 декабря 1654 года тот же протосингел Гавриил, принося благодарность царю за присланную с Руси милостыню, особою грамотою удостоверил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя». Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом. Царь взамен ее послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который ее доставил». Былая «покровительница Константинополя» вошла в литургический обиход Третьего Рима. Ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается написанный Акафист (иных акафистов, помимо главного, обращенного к Богородице, дораскольная русская церковь вовсе не знала), в Успенском соборе ставили в центре храма на аналое, «меж амвона и царских дверей», образ Влахернской и читали Акафист именно перед ним. Этот обычай свято соблюдался еще во второй половине XVIII века. Важное место отводилось этой чудотворной и в ежегодном праздновании церковного (иного до Петра опять же не знали) новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы». А ведь сколько еще пребывало в Успенском соборе других, не менее чтимых святынь! Однако к началу XIX века почитание Влахернской видимо ослабло, так как в 1812 году, во время нашествия Наполеона, ее не стали вывозить из Москвы и оставили в Успенском соборе; французы украли ризу и повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Предание приписывает эту икону кисти св. Луки апостола, евангелиста, врача и изографа. Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора Феодосия II (408 — 450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436 -437 годах, приобрела икону и отослала ее в Константинополь в дар сестре императора, св. Пульхерии. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находившемся в Влахернах, и с тех пор святыня носит имя Влахернской. Тогда же в честь ее установлено было совершать еженедельное моление по средам. Многовековое пребывание Влахернской в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Явившись однажды двум слепцам, Богородица привела их к Своему образу во Влахернах и вернула им зрение. Многие другие слепцы, омывая свои глаза водою из источника, находившегося здесь же при храме, также получали исцеление. С этим образом вселенский патриарх Сергий (610 — 631) обошел в 626 году стены Константинополя во время осады города персами, и с того времени установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня и оставалась гостить вплоть до понедельника Светлой седмицы. В VIII столетии Второй Рим поразила иконоборческая ересь и по приказам еретических императоров начались гонения на православных и массовое истребление святых икон. Тогда благочестивые христиане тайно взяли ночью из Влахернской церкви икону, отнесли в близлежащую обитель Пантократора (Вседержителя) и, затеплив пред нею лампаду, спрятали в нишу церковной стены, наглухо замуровав тайник. Там святыня пребывала около ста лет, вплоть до восстановления иконопочитания: тогда научением Божиим ревнители православия отыскали чудотворную в стене обители Пантократора (причем лампада продолжала гореть) и с великим торжеством перенесли на прежнее место во Влахернской церкви. В эпоху латинского нашествия, когда Константинополь захватили крестоносцы, венецианцы перенесли икону обратно в обитель Пантократора. Но на этот раз святыня задержалась там недолго: когда крестоносцы были изгнаны из Константинополя, она вновь была возвращена во Влахерны. Там эту икону видели посетившие в XIV веке Царьград русские паломники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима. Еще век спустя, с окончательным падением Византии и пленением православной империи турками (в 1453 году), Влахернская икона покинула Царьград и для большей безопасности была перенесена на Святую Гору Афон, разорять которую магометане не решились.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Извод «Н. Р.», вероятно, появился в контексте развития интереса к иконографии святых или мирян, в молении припадающих к Божией Матери или ко Христу, а также изображения чудес от икон и чудесных явлений ( Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 301). Вместе с тем в его формировании усматривают и литературно-литургическую традицию ( Плюханова М. Б. «Кипение света»: Рус. Одигитрии в литург. поэзии и в истории. СПб., 2016. С. 201-202). Одной из наиболее ранних точно датированных икон «Н. Р.» является образ 1840 г. из храма Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Влахернского мон-ря в с. Деденёве Дмитровского р-на Московской обл. (ныне в ЦМиАР; Рус. чудотворная икона «О Тебе радуется»: Иконы Богоматери XV-XIX вв./Авт. ст.: Н. И. Комашко. М., 2000). Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». 1840 г. (ЦМиАР) Образ «Н. Р.» включался в свод чудотворных Богородичных икон XIX в. Он присутствует на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 483-485. 1218(147)). В описании гравюры икона «Н. Р.», помещенная без указания дня памяти среди икон, празднование которым совершается в дек., сопровождена комментарием Д. А. Ровинского: «...из книги Руно Орошенное» (Там же. С. 485). «Н. Р.» включена в состав чудотворных Богородичных образов на мн. иконах, напр. на иконе «132 явленных и чудотворных образа Божией Матери» из Благовещенской ц. в Череповце (кон. XVIII - 1-я четв. XIX в., ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 184, 235-236. Кат. 95; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской. М., 1995. Кат. 202-203); на иконе «Распятие и Страсти Господни, с изображением чудотворных икон Пресв. Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове), на иконе «Неопалимая Купина, с явленными и чудотворными иконами Божией Матери» (XIX в., ГМИР) и др.

http://pravenc.ru/text/2565180.html

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом . В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую . В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

http://bogoslov.ru/article/3741485

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

На северо-востоке острова, в древнем городе Меллиха, на стене одной из пещер апостол Лука написал образ Богоматери с младенцем. Эту фреску весь мир знает под именем Богоматерь Меллихская. Вскоре от фрески начали происходить чудеса. Еще позже над пещерой надстроили храм, а к чудотворному образу начал стекаться народ. Поток верующих не перестает уже почти две тысячи лет, как не перестают происходить и множаться чудеса исцелений, счет которым все также ведется. Но где здесь связь с Россией, императором Павлом и именем, вновь хочется задать вопрос? В середине XVI века Мальта стала центром рыцарского ордена ионитов, среди прочих островов она была передана рыцарям «на вечные времена» императором Священной Римской империи Карлом V. На Мальту перебрался не только магистр ордена со своими рыцарями, сюда были перевезены и святыни, которые рыцари-крестоносцы тщательного оберегали от магометан. Среди прочих святынь находилась Филермская икона Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом Лукой еще при жизни Богородицы, примерно в 46 году н.э. В доме св. Иоанна Богослова апостол Лука сидел прямо напротив Пресвятой Девы и писал её лик. Апостол не расставался с этой иконой долгое время. Он имел её при себе и в Греции, и в Галиии, и в Египте, и в Ливии, где обращал язычников в христианскую веру. Известно, что Филермская икона, видимо уже после святой кончины апостола, оказавшись в Антиохии, пребывалая здесь более трех сот лет. Затем икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке по распоряжению византийской императрицы Евдокии в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме вплоть до 1203 года. Затем икона оказалась вновь в Иерусалиме и теперь уже тщательно охранялись крестоносцами, которые и перенесли её на Мальту. Здесь была воздвигнута часовня в местечке Филерм, давшей и название иконе. Икона, написанная апостолом Лукой, через полторы тысячи лет оказалась там, где апостол уже писал Божию Матерь, вспоминая её, сидящую перед ним в доме Иоанна Богослова. Когда 1789 году остров был осажден французами, рыцари не нашли ничего лучше, как обратиться за помощью к российскому императору. Павел I не только оказал помощь, возглавил мальтийский орден, получив звание великого магистра, но и планировал превратить Мальту в военно-морскую базу российской империи. Следствием благодарности рыцарства стало перенесение («просьба принять под свое покровительство») в Россию древнейших святынь ионитов: десницы Иоанна Крестителя, частицы Древа Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери. Произошло это 12 октября (26 октября по новому стилю) 1799 года. Сначала святыни находились в Гатчине, но позже были перенесены в домовую церковь Зимнего Дворца. В 1800 году в честь этого события было установлено празднование. Филермская икона

http://foma.ru/znachenie-imeni-luka.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010