Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Святин Леонид Викторович; 2.08.1893, ст-ца Карагайская Верхнеуральского у. Оренбургской губ.- 18.08.1966, Краснодар), митр. Краснодарский и Кубанский. Род. в семье учителя, впосл. принявшего священный сан. После обучения в церковноприходской школе Л. Святин поступил в Челябинское ДУ, затем в Оренбургскую ДС, по окончании к-рой в 1915 г. продолжил учебу в КазДА. В июне 1916 г. направлен в тифлисское Михайловское пехотное военное уч-ще, затем проходил военную службу на Кавказском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения и назначен начальником организационного отдела гл. штаба Оренбургской армии под командованием ген. Г. А. Белова. В 1919 г. в составе отряда ген. А. С. Бакича штабс-капитан Святин отступил к границе Китая и после роспуска армии эмигрировал в г. Ханькоу (Китай). В февр. 1921 г. Святин прибыл в Пекин, где поступил послушником в пекинский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь при Русской духовной миссии в Китае . 30 июня 1921 г. начальником миссии архиеп. Пекинским Иннокентием (Фигуровским) Святин был пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во диакона, 7 июля - во иерея. В авг. того же года по благословению архиеп. Иннокентия В. поступил на китайско-корейск. фак-т Восточного ин-та во Владивостоке, в июне 1922 г. в связи с поражением Белой Армии в Приморье оставил учебу и вернулся в Китай. 10 авг. 1922 г. В. был назначен настоятелем Покровской ц. на братской могиле рус. воинов в г. Тяньцзинь. Стараниями В. при приходе развернулась активная деятельность рус. правосл. братства, созданы школа, б-ка и госпиталь для эмигрантов, благоустроено рус. кладбище. В. давал приют эмигрантам, помогая им одеждой, питанием, трудоустройством. В 1929 г. при помощи купца-эмигранта И. В. Кулаева здание небольшой Покровской церкви-часовни было перестроено в обширный каменный храм. Во время освящения новопостроенного храма 3 нояб. 1929 г. В. был возведен в сан архимандрита. В 1930 г. по инициативе В. при Покровском храме открылся Дом милосердия им. прп. Серафима Саровского для престарелых и больных, организовано правосл. кит. миссионерское братство.

http://pravenc.ru/text/158550.html

М.Н. Боголюбов Кепинг О. В. Последний начальник Российской Духовной Миссии в Китае – архиепископ Виктор: жизненный путь 249 Митрополит Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2 августа (ст. стиля) 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Его отец – Виктор Евграфович Святин, учитель, впоследствии священник Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Мать – Мария Петровна – была дочерью атамана Карагайской станицы, войскового старшины Петра Степановича Жукова. Мать Леонида Викторовича умерла рано, оставив пятерых детей (три сына и две дочери), и детей воспитывала бабушка Мария Федоровна Святина (мать отца). В 1915 г. Леонид Викторович с отличием окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и поступил в Казанскую Духовную Академию, но в 1916 г. со второго курса был мобилизован и направлен в Тифлис в Михайловское военное училище. Однако началась революция и он вернулся домой в Верхнеуральск, где был снова мобилизован и направлен в штаб генерала Белова в г. Белорецке, где он и прослужил до отступления 250 . Со штабом же генерала Белова он отступал до границы с Китаем. Положение русской армии на границе было ужасным – голодные, раздетые, разутые люди, среди которых началась эпидемия сыпного тифа. Заболел тифом и Леонид Викторович. Как известно, армия на границе была распущена и желающие вернулись домой. Хотел вернуться домой и Леонид Викторович, но случай резко изменил его жизнь. Здесь на границе его, больного тифом, нашел генерал Жуков, Гервасий Петрович, его дядя, родной брат его матери, который с семьей ехал дальше в Китай. Он предложил Леониду Викторовичу поехать вместе с его семьей в Китай. И Леонид Викторович с семьей Жуковых едет в Ханькоу. Десятки тысяч русских, выброшенных революцией в Китай (по некоторым данным, их было двести тысяч человек 251 ), начинали жизнь в незнакомых условиях Китая – чужая речь, непонятная культура. В это время именно Русская Православная Церковь , имеющая к тому времени двухсотлетние корни в Китае, оказалась тем центром, который объединял всех, оказывая по мере сил и возможностей различную помощь в обустройстве жизни в чужой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти алапаевских мучеников, в земле китайской под спудом находящихся В серый промозглый декабрьский вечер затрепетала ярким живым огоньком в Пекине поминальная свеча, зажженная на территории посольства РФ в КНР – бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае – в честь и память Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей – братьев Иоанна, Константина и Игоря – сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея – сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза – секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой – инокини Марфо-Мариинской обители милосердия. Зажег свечу и установил ее на камень, некогда служивший частью памятника 222 китайским мученикам за Веру Христову, внук Бориса фон Кепинга Борис Александров, приехавший на несколько дней в Пекин для того, чтобы увидеть воочию места, которые знал с детства из рассказов своего дяди митрополита Виктора (Святина), бабушки и мамы – почившей два года назад Ксении Кепинг, их друзей и знакомых – всех тех, кто жил на территории «Бэйгуаня». «Бэйгуань» или, по-русски, «Северное подворье» – так называлась между своими территория Миссии. Трепетный огонек этой свечи, зажженной в столице Китая в час начала поминальной службы в Краснодаре – месте последнего земного служения митрополита Виктора (Святина), слился со светом множества поминальных свечей в Свято – Екатерининском, «Красном», как его называют в народе за красоту, храме Краснодара. И в живом язычке пекинской свечи привиделся недалеко от половинки мемориального камня, накрывавшего в свое время колодец, в который сбрасывали ихэтуани тела умученных ими китайских православных, – привиделся красавец храм Всех Святых Мучеников, представлявший гордость Миссии и ее несомненное украшение. Из склепа этого храма, по свидетельству родной сестры владыки Виктора (Святина), записанному с ее слов ее родной дочерью – Ксенией Кепинг, в 1947 году архиепископ Виктор (Святин) вынужден был вывезти гробы с останками Алапаевских мучеников на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе церкви в честь Серафима Саровского. Интересно, что в свое время новую бронзовую арматуру для гробов Алапаевских мучеников, оставшихся в Пекине, изготовил на свои средства Борис фон Кепинг, внук которого читал теперь молитву перед поминальной свечей в Пекине.

http://pravoslavie.ru/1838.html

М.Н. Боголюбов Академик Тихвинский С. Л. Начальник 20-й миссии – Владыка Виктор (воспоминания Генерального консула СССР в Пекине) Мое знакомство с начальником Российской Духовной Миссии в Китае архиепископом Пекинским и Китайским Виктором состоялось в октябре 1945 г. вскоре после церемонии капитуляции японского гарнизона Бэйпина (так тогда называли Пекин).. Автор настоящих строк – в то время второй секретарь Посольства СССР в Китае – был направлен представителем Посольства в Северном Китае и прилетел в Бэйпин вечером 10 октября. При содействии председателя бэйпинского Общества советских граждан адвоката Рябрина я познакомился с членами местной советской колонии, подвергавшейся в годы японской оккупации строжайшему полицейскому контролю и всевозможным притеснениям со стороны японских властей, впрочем как и проживавшие в Бэйпине русские эмигранты, не имевшие советского гражданства. Среди русского населения Бэйпина и соседнего Тяньцзиня, насчитывавшего ко времени японской капитуляции свыше тысячи человек, большим авторитетом пользовался начальник Российской Духовной Миссии в Китае архиепископ Пекинский и Китайский Виктор. В годы японского владычества в Китае оккупационные власти, вынужденные считаться с тем влиянием, которое имел начальник Миссии среди русского населения, а также среди проживавших в Северном Китае иностранцев и православных китайцев, пытались всячески склонить архиепископа Виктора к тесному сотрудничеству с японскими властями и даже назначили его, вопреки его желанию, председателем Антикоминтерновского союза Северного Китая. От местных советских граждан я узнал биографию архиепископа Виктора (в миру Леонид Святин). Он был сыном священнослужителя из оренбургских казаков и стремился пойти по стопам своего отца. Однако в годы первой мировой войны он был мобилизован на действительную военную службу, окончил курсы прапорщиков военного времени, а в период гражданской войны вместе с отступавшими под натиском Красной Армии белогвардейскими частями Дутова, Бакича и Белова перешел границу западной китайской провинции Синьцзян. В Китае молодой офицер в 1921 г. в возрасте 27 лет принял монашеский постриг при Российской Духовной Миссии в Пекине, с которой он связал всю свою дальнейшую судьбу, постепенно продвигаясь по ступеням церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья посвящена проблеме выявления последствий государственной религиозной политики в исследуемом регионе в период с 1958 по 1964 год. Начальная дата связывается с окончанием послесталинской борьбы за лидерство в коммунистической партии и государстве и формированием новой церковной политики, направленной на разрушение религиозных организаций в СССР. Окончание периода связано со сменой высшего руководства СССР и сопутствующими изменениями в религиозной политике. С целью выявления последствий государственной религиозной политики были проанализированы характер, содержание данной политики, а также отношение верующих к антицерковным действиям местных органов власти. Территория Краснодарской и Кубанской епархии в исследуемый период соответствовала административным границам Краснодарского края. Данную епархию возглавлял митрополит Виктор (Святин). Применение статистического метода позволило автору выявить динамику изменения кадрового состава среди православного духовенства, количество закрытых храмов в Краснодарской и Кубанской епархии и количество совершаемых священнослужителями религиозных обрядов. В результате применения системного метода было выявлено, что в реализации религиозной политики принимали участие не только местные советские и партийные органы власти, но и активно привлекалась общественность, что придавало широкомасштабность антицерковным акциям. Стремление органов власти к полному вытеснению Православной церкви из жизни граждан в исследуемом регионе привело к потере более половины кадрового состава священнослужителей и закрытию более 50 % храмов. Для борьбы с религиозными традициями власти использовали как административные меры, выразившиеся в изменении правил оформления документов при крещении детей, так и распространение опыта организации советских нерелигиозных обрядов. Эти меры привели к тому, что с 1958 по 1964 г. количество крещений уменьшилось на 38,2 %, венчаний – на 87 %, отпеваний – на 66 %. Однако жители края продолжали посещать храмы и участвовать в религиозных обрядах. Было выявлено, что в Краснодарском крае обряд крещения составлял наибольший процент в сравнении с другими обрядами, что говорит о большей востребованности данного обряда у прихожан. В результате государственной религиозной политики Православной церкви как институту был нанесен серьезный удар, но ликвидировать религиозность населения не удалось.

http://bogoslov.ru/event/6004863

В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии.  Осенью 1932 г. в качестве делегата от китайского духовенства присутствовал на Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Сремских Карловцах в Югославии, на котором был назначен епископом Шанхайским, викарием Пекинской епархии. Епископская хиротония состоялась в том же году в Белградском кафедральном соборе. В 1933 г. был назначен 20-м по счету начальником Русской духовной миссии в Китае с титулом епископа Китайского и Пекинского. В 1945 г. вместе со значительной частью клира и паствы в Китае перешел из юрисдикции РПЦЗ в Московский Патриархат. После вынужденного закрытия Духовной миссии прибыл в 1956 году в СССР, в том же году был назначен правящим архиереем Краснодарской и Кубанской епархии. Скончался в 1966 году в Краснодаре, похоронен на городском Славянском кладбище. Митрополит Виктор в годы своего служения в Китае осуществлял разнообразную просветительскую деятельность, развивал миссию, строил школы и храмы. В 1933 году он совершил закладку храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. 15 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе посещения КНР совершил в этом здании бывшего собора Литургию.   По материалам СМИ и  сайта Кубанской митрополии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5676945...

Делегация православных верующих из Китая совершила паломничество в Екатеринодарскую епархию и почтила память митрополита Виктора (Святина) 14 августа 2020 г. 11:27 8-9 августа 2020 года город Краснодар посетила делегация православных верующих из Китая, которые прибыли в Екатеринодарскую епархию , чтобы побывать на могиле митрополита Виктора (Святина), возглавлявшего Русскую духовную миссию в Пекине с 1933 года до ее вынужденного закрытия в середине 1950-х годов.  В первый день визита за трапезой состоялась встреча представителей китайской делегации с потомками тех верующих, которые были в составе Духовной миссии в Пекине и вместе с владыкой Виктором в середине XX века переехали из Китая на Кубань. Собравшиеся поделились воспоминаниями о трудах и духовном наследии архипастыря. На следующий день один из представителей китайской делегации Николай Ду причастился за Литургией. Затем гости посетили Екатеринодарскую духовную семинарию, где ознакомились со стендом, посвященным митрополиту Виктору. По словам посетителей, для них было очень интересно увидеть облачение архипастыря и вещи, к которым он прикасался. Делегаты выразили желание посетить Екатерининский кафедральный собор, где служил владыка. По словам представителей Екатеринодарской епархии, православные китайцы особо почитают двух русских архипастырей — святителя Иоанна Шанхайского и митрополита Виктора (Святина). В частности, к последнему они нередко обращаются с молитвенными прошениями и, как рассказывают, получают просимое.  В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии. 

http://patriarchia.ru/db/text/5676015.ht...

Епархии Китайской Автономной Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Юрий Максимов Епархии Китайской Автономной Православной Церкви На канонической территории Китайской Православной Церкви в ХХ веке существовали три епархии - Пекинская, Харбинская и Шанхайская. Поскольку в настоящее время в Китайской Православной Церкви нет епископов, все епархии являются вдовствующими. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви с 1997 года, управление временно осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Здесь приводится историческая информация по каждой епархии. епископ Пекинский Василий (Шуан) На канонической территории Китайской Православной Церкви в ХХ веке существовали три епархии - Пекинская, Харбинская и Шанхайская. Поскольку в настоящее время в Китайской Православной Церкви нет епископов, все епархии являются вдовствующими. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви с 1997 года, управление временно осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Здесь приводится историческая информация по каждой епархии. Пекинская епархия Возникла на основе Российской Духовной Миссии в Китае, которая только в конце XIX века стала активно проповедовать Православие китайцам. В ХХ веке, после революции в России, здесь появились епископы и собственно епархия, которая в 1945 г. перешла под омофор Московского Патриарха, в 1950 г. вошла в образованный Восточно-Азиатский Экзархат, а в 1957 г. – в состав Китайской Автономной Православной Церкви, когда, по определению Синода, для неё был рукоположен епископ из числа православных китайцев - Василий (Шуан) (1888-1962). После кончины владыки Василия, последовавшей в 1962 г., некоторое время административным управителем и местоблюстителем епархии был протоиерей Николай Ли. Помимо множества храмов, в Пекинскую епархию входили также Покровский женский монастыря в Бэйгуань и Крестовоэдвиженский скит в горах Сишань к западу от Пекина. Действовала духовная семинария. Архиереи, занимавшие Пекинскую кафедру: Митрополит Иннокентий (Фигуровский) - 1918-1931 гг. Архиепископ Симон (Виноградов) - 1931-1933 гг. Митрополит Виктор (Святин) - 1937-1956 гг. Епископ Василий (Шуан) - 1957-1962 гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Епархии Китайской Автономной Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Епархии Китайской Автономной Православной Церкви Православие.Ru , 17 января 2010 г. Юрий Максимов епископ Пекинский Василий (Шуан) На канонической территории Китайской Православной Церкви в ХХ веке существовали три епархии - Пекинская, Харбинская и Шанхайская. Поскольку в настоящее время в Китайской Православной Церкви нет епископов, все епархии являются вдовствующими. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви с 1997 года, управление временно осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Здесь приводится историческая информация по каждой епархии. Пекинская епархия Возникла на основе Российской Духовной Миссии в Китае, которая только в конце XIX века стала активно проповедовать Православие китайцам. В ХХ веке, после революции в России, здесь появились епископы и собственно епархия, которая в 1945 г. перешла под омофор Московского Патриарха, в 1950 г. вошла в образованный Восточно-Азиатский Экзархат, а в 1957 г. – в состав Китайской Автономной Православной Церкви, когда, по определению Синода, для неё был рукоположен епископ из числа православных китайцев - Василий (Шуан) (1888-1962). После кончины владыки Василия, последовавшей в 1962 г., некоторое время административным управителем и местоблюстителем епархии был протоиерей Николай Ли. Помимо множества храмов, в Пекинскую епархию входили также Покровский женский монастыря в Бэйгуань и Крестовоэдвиженский скит в горах Сишань к западу от Пекина. Действовала духовная семинария. Архиереи, занимавшие Пекинскую кафедру: Митрополит Иннокентий (Фигуровский) - 1918-1931 гг. Архиепископ Симон (Виноградов) - 1931-1933 гг. Митрополит Виктор (Святин) - 1937-1956 гг. Епископ Василий (Шуан) - 1957-1962 гг. Харбинская епархия По имеющимся сведениям, благословение на учреждение этой епархии дал святой Патриарх Тихон в 1922 г. Глава епархии носил титул «Харбинский и Маньчжурский». Также при епархии были Хайларское и Цицикарское викариатства. Здесь было наибольшее количество выходцев из России. По статистическим данным от 1 октября 1939, в епархии насчитывалось 62 храма и три монастыря (монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Харбин (мужской), монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Харбин (женский) и монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Солнечной Пади (мужской)). Действовали Богословский факультет Харбинского института св. Владимира, т.н. Харбинская Высшая Богословская школа и Харбинская духовная семинария. После отъезда последнего архиерея в 1956 г. по решению священноначалия храмовые здания были переданы государству, а движимое имущество – Китайской Автономной Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Православие в Гонконге HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие в Гонконге Российская Духовная Миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. В 1933 г. Начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина священника Дмитрия Успенского. Российская Духовная Миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. В 1933 г. Начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина священника Дмитрия Успенского. В Гонконге в то время жило немало православных эмигрантов из России. Они в своем большинстве работали в английских фирмах и имели британское подданство. По приезде в Гонконг отец Дмитрий договорился с настоятелем англиканского храма St. Andrew и первоначально совершал богослужения в этом храме. Во время своей первой поездки по югу Китая отец Дмитрий Успенский также посетил Амой, Гуанчжоу (Кантон), Аомынь (Макао) и Манилу. Вернувшись в Пекин, отец Дмитрий поднял перед Начальником Миссии вопрос о необходимости создания домовых храмов на юге Китая. Колония русских эмигрантов, проживавших в Гонконге, также обратилась к владыке Виктору с просьбой направить для постоянного служения в Гонконг отца Дмитрия Успенского. Указом Начальника Миссии 37 от 10 июля 1934 г. открыты были домовые храмы в Гуанчжоу (в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»), Аомыне (Свято-Троицкий) и Маниле (в честь Иверской иконы Божией Матери). Окормлять их поручено было иерею Дмитрию Успенскому, возглавившему Гонконгское благочиние и Свято-Петропавловский приход Гонконга в составе Пекинской епархии. 17 марта 1935 г. в Гуанчжоу для постоянного служения был назначен настоятелем храма священник Евгений Лутчев. В Манилу 7 февраля 1936 г. назначен был настоятелем Свято-Иверского прихода протоиерей Михаил Ерохин. В апреле 1937 г. отец Дмитрий Успенский освятил в Амое молитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010