Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Крестопоклонная 8 мин., 17.02.2024 Содержание 7 апреля 2024 года — третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Оно напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом. Также образ креста говорит еще о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост. Во время Всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». «Преполовение» (половина) Великого поста: крест Из книги протопресвитера Александра Шмемана " Великий пост " : Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

http://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya....

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.3 из  5) Предыдущий Следующий 87. Успенский пост Особенности осеннего поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Наступает осенний пост, обычно именуемый Успенским. Провести вы его можете по новому, воспользовавшись теми знаниями и рекомендациями, которые были даны в период прошедшего Петрова Поста. Давайте с вами вместе разберемся, из чего состоит этот пост и как его провести? Начинается он изнесением Креста Господня. Куда он выносится и зачем? В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы, совершали литии по всему городу, предлагали народу Крест для поклонения”. Кроме того, это первый день месяца (1 августа по ст. ст.), а в первый день каждого месяца константинопольский патриарх Фотий ввел традицию совершать освящение воды и окроплять ею храм, жилища, дворы и огороды. Исключение представлял собой лишь январь, в котором освящение совершалось не в начале месяца, а в день Богоявления. В Русской Церкви это празднество соединилось еще с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В xpohorpaфax XVI beka об этом дне говорится так:  “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1”. А в “Сказании”, составленном в 1627 году, рассказывается, что  “на происхождение в день Честного Креста бывает ход (крестный) освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”. Сегодня в нашей Церкви все ограничивается лишь выносом на середину храма Креста и чином освящения воды. При этом основной смысл этих обрядов практически уже непонятен. Хотя в период продолжающейся эпидемии хорошо было бы этот смысл возродить… и выйти с крестом и святой водой за пределы храма. Что касается самого поста то сначала он связывается с праздником Преображения. В этом году Преображенский пост состоит из 3 дней: 14, 17 и 18 августа. Из них строгими являются лишь 14 (пятница) и 18 (сочельник). 15 и 16 агуста постными не являются, потому что это суббота и воскресенье, а 19-го отмечается двунадесятый праздник Преображения, который так же не может быть постным (хотя и в среду выпадает). Даже монашеский Типикон в этот день, в том числе и тогда, когда он совпадет со средой или пятницей, дозволяет рыбу и вино. Следовательно, миряне в этот день могут вкушать мясо, не говоря об остальных видах продуктов. По крайней мере, наши далекие предки так делали.

http://azbyka.ru/video/87-uspenskij-post...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Древо познания добра и зла 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Неделя сыропустная Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания Накануне Великого поста мы должны осмыслить, что происходит с каждым человеком и со всем человечеством. Это воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему. Одна запретная заповедь была у человека: не вкушать от древа познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, — сказал Господь, — смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная возможность познания зла. И человек знал, что зло существует вовне, и оно смертельно опасно. Почему же он не поколебался даже мыслью и бесстрашно прикоснулся к злу, зная о заповеди Божией? Мы видим, что в этот таинственный момент воля человека перестает быть всецело устремленной к Богу. И совершается мгновенное изменение его внутреннего мира. Человек, который познал зло, согрешил, становится совершенно другим, с другим восприятием жизни. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, а неестественным ему кажется то, что было раньше. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15—16). Когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем в них то, что было при первом грехопадении. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). «Дерево хорошо для пищи» — это похоть плоти. «Оно приятно для глаз» — это похоть очес. Оно «вожделенно, потому что дает знание» — это гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/adamovo-izgnanie/

Крест Господень – наше знамя и наше оружие. «Господи, оружие на диавола крест Твой даль еси нам...» (стихира). Посреди св. Четыредесятницы возвышается спасительное древо Честного и Животворящего Креста Господня. Крест с особой торжественностью выносится на середину храма, ему воздается, при пении соответствующих умилительных песнопений, благолепное поклонение, и он остается там на всю седмицу, отчего вся седмица называется «крестопоклонной». Глубочайший смысл сокрыт в этом, как и во всем, что установлено нашей Св. Церковью! Мы – воины Христовы: боремся с врагом Божиим и врагом нашего спасения – диаволом. Великий пост – нарочитое поприще этой святой «невидимой брани». И вот, как раз в середине поста крест выносится, как наше воинское знамя, чтобы подбодрить нас и воодушевить на дальнейшую борьбу с врагом, вплоть до полной победы над ним. Но крест Господень – не только наше знамя, а и наше  оружие,  о чем так выразительно поет св. Церковь в своих песнопениях. И не просто «оружие», а  " оружие непобедимое» и  «непобедимая победа». Неудивительно поэтому, что враг старается лишить нас этого оружия, как и в обыкновенной брани выбивают оружие из рук воина, дабы его обезоружить и сделать беззащитным. Эта борьба против креста Христова началась давно, но никогда еще она не достигала такой силы, как в наше время. Как только ни поносили, ни унижали крест Господень, в своем подлинном безумии, даже те, которые считали себя «христианами» – сектанты разных толков. Величайшую святыню христианства, которой хвалился, по его собственным словам, великий Апостол языков св. Павел ( Гал. 6, 14 ), они кощунственно стали называть «виселицей», запрещая своим последователям употребление креста и почитание его и насмехаясь над православными за ношение его. И в то время как в первые века христианства, вскоре же после прекращения гонений, все христиане с благоговением носили на себе крест и изображали его не только на своих храмах, но и на своих жилищах и всюду, где только можно (лишь бы он не был попираем ногами), твердо веря в его всеосвящающую и всепобеждающую силу, – теперь знамения креста Господня, за малыми исключениями, почти нигде уже не увидишь, даже на зданиях, которые претендуют на именование себя «христианскими храмами». А нередко он изображается, вместе с Распятым на нем, в совершенно недопустимом, просто кощунственном виде, как бы с нарочитой целью поругания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Покаяние Сущность покаяния Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность – смерть (св. Ерм , 94, 224). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния (свт. Василии Великий , 9, 44). Источник. это – древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами (прп. Ефрем Сирин , 32, 154). Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешающие при посредстве его умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для приносящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек, и скупость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние – сей безубыточный жертвенник(прп. Ефрем Сирин , 32, 162). Источник. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое... покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханной вонею – искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением, ибо сие благоугоднее Богу других жертв (прп. Ефрем Сирин , 32, 164). Источник. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые (прп. Ефрем Сирин , 32, 167). Источник. Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние (прп. Ефрем Сирин , 32, 201). Источник. Поскольку лукавый по зависти нападает на немощь нашу, то Господь наш против язвящих стрел его дал тебе спасительное врачевство – покаяние... (прп. Ефрем Сирин , 33, 135). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Колокольные звоны Великого Поста С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы , рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов . С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста , например часовые. Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы. В приуготовительные дни к Великому посту , в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем». В Прощеное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона). При наступлении Четыредесятницы во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов. К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров – звон в двои . Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям Типикона «кандиловозжигатель ударяет в древо», а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан». В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол.

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

И отцово древо за окном Поновилось крохотной листвою Для вселенской встречи со Христом. И воздухов благорастворенье Заструилось в дом, животворя Духом непрестанного Творенья - Ветхий листопад календаря. В ГЛУШИ Застит ночь избяные зеницы, Проясняя сердечный мой взор, И трепещет душа, яко птица, Воскриляясь на светлый простор. Замурованы стужей оконца. Разум - камень над гробом страстей. Душу греет Сладчайшее солнце, Губы шепчут: " Иисусе Христе… " Движет тьму неприкаянный ветер, Сыплет снеги, избу хороня. Но, взлетев из бревенчатой клети, Дух взывает: " Помилуй меня Грешного… " Углубляется слезно Плотский взор до безбурных высот. Над взвихренной юдолью морозной - Чаю, вижу я Взбранный Восход. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/13/...

Неделя Марии Египетской О неделе Марии Египетской Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской  – 21 апреля 2024 года.   Пятое воскресенье Великого поста посвящено Марии Египетской. Ее жизнь — яркий пример практики покаяния. В предыдущее воскресенье Церковь напоминала нам о «Лествице» — «теории» покаяния.    Мариино стояние  или Четверток Великого канона — четверг пятой седмицы Великого поста (перед неделей Марии Египетской). Полностью читается Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Совершается в среду вечером: в 2024 году — 17 апреля.   Ближайшая суббота — суббота Акафиста , Похвалы Пресвятой Богородице. В храме пройдет одно из самых прекрасных и глубоких богослужений годового круга. Совершается в пятницу вечером — 19 марта 2024.      Мария Египетская « Житие преподобныя матери нашея Марии Египетския »,  написанное свт. Софронием Иерусалимским — один из центральных текстов святоотеческой письменности.  Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан. Не зря целая неделя Великого Поста посвящена именно ей. Приведем небольшой кусочек из Жития — поворотный момент где прп. Мария понимает, что ее грехи мешают ей прийти к Богу: « Снова смешалась я с иными входящими в церковь, и усиливалась войти, но все труды мои были напрасны. И снова, как только нога моя грешная коснется церковного порога, церковь всех примет, никому не возбраняя, меня же одну, окаянную, не принимает! Как воинство, на то поставленное, чтобы заграждать вход, так снова и снова мне запрещала войти некая внезапная сила, и опять я оказывалась в притворе. Так пострадав трижды и четырежды, и все без успеха, изнемогла я, и все не могла присоединиться к входящим. К тому же и тело мое все болело от угнетающих меня людей, меж которых я теснилась, стараясь проникнуть в церковь. В стыде и отчаянии отступила я, наконец, и стала в одном из углов притвора церковного, и едва несколько пришла в чувство, поняв, какая вина возбраняет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня! Ибо коснулся очам сердца моего свет разума спасительного, заповедь Господня светлая, просвещающая душевные очи, показующая мне, что тина моих дел возбраняет мне вход в церковь! Тогда начала я плакаться и рыдать, и бить в перси, износя воздыхания из глубины сердца ». Еще о Марии Египетской:

http://predanie.ru/tema/nedelja-marii-eg...

Подпишитесь на наш Телеграм Пятое воскресенье Великого поста посвященно Марии Египетской. Ее жизнь — яркий пример практики покаяния. В предыдущее воскресенье Церквоь напоминала нам о «Лествице» — «теории» покаяния. В ближйаший четверг Церковь будет полносью читать Великий канон Андрея Критского —поэму о покаянии, и житие Марии Египетской —  и житие раскаявшийся грешницы. Ближайшая суббота — суббота Акафиста, Похвалы Пресвятой Богородице. В храме пройдет одно из самых прекрасных и глубоких богослжений годового круга. Мария Египетская « Житие преподобныя матери нашея Марии Египетския »,  написанное свт. Софронием Иерусалимским — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан. Не зря целая неделя Великого Поста посвящена именно ей. Приведем небольшой кусочек из Жития — поворотный момент где прп. Мария понимает, что ее грехи мешают ей прийти к Богу: « Снова смешалась я с иными входящими в церковь, и усиливалась войти, но все труды мои были напрасны. И снова, как только нога моя грешная коснется церковного порога, церковь всех примет, никому не возбраняя, меня же одну, окаянную, не принимает! Как воинство, на то поставленное, чтобы заграждать вход, так снова и снова мне запрещала войти некая внезапная сила, и опять я оказывалась в притворе. Так пострадав трижды и четырежды, и все без успеха, изнемогла я, и все не могла присоединиться к входящим. К тому же и тело мое все болело от угнетающих меня людей, меж которых я теснилась, стараясь проникнуть в церковь. В стыде и отчаянии отступила я, наконец, и стала в одном из углов притвора церковного, и едва несколько пришла в чувство, поняв, какая вина возбраняет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня! Ибо коснулся очам сердца моего свет разума спасительного, заповедь Господня светлая, просвещающая душевные очи, показующая мне, что тина моих дел возбраняет мне вход в церковь! Тогда начала я плакаться и рыдать, и бить в перси, износя воздыхания из глубины сердца ».

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 14 августа, 2019. Новостная служба Сегодня начало Успенского поста 14 августа. ПРАВМИР. Сегодня Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Кроме того, в этот день у православных начинается Успенский пост . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/proishozhdenie-iznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010