Область исследовательских интересов: Православное Возрождение XIV-nepboй половины XV вв. – как историко-культурный феномен (Византия. Балканы. Московская Русь). Повышала квалификацию в 1993 году, находясь на учебе в Праге в Центральном Европейском Университете, прослушав курс лекций на английском языке по истории, теории и истории искусства, и архитектуры ведущих историков искусства и архитектуры зарубежья, и философов: «HISTORY AND PHILOSOPHY OF ART AND ARCHITECTURE IN CENTRAL EUROPE» (имеет ряд статей, посвященных чешскому искусству 14-15 веков). Имеет рекомендации зарубежных ученых из Университета в Праге. Работая в музее, Наталья Александровна создала огромный цикл научных тем по мировой культуре и искусству, разработала и осуществила программы по культуре Византии и Древней Руси. АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ: 1.ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИЗАНТИИ И ЕЕ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ: I.BOЗHUKHOBEHUE И ПЕРВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (V-VI вв. ) 2.ОТ ФАЮМА ДО КОНСТАНТИНОПОЛЯ (ЕГИПЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ) 3.НОВЫЙ РАСЦВЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 11-12 вв. 4.ОТ АНТИЧНОСТИ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ 5.ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ 6.КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ В 14-15 вв 7.ВИЗАНТИЯ И РОССИЯ в 14-15 вв 8.ВИЗАНТИЯ И КАВКАЗ В СРЕДНИЕ ВЕКА 9.КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ВИЗАНТИИ И ИТАЛИИ В 6-14вв. 10 ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ 13-15вв 2. «ИКОНА-ОКНО В ВЕЧНОСТЬ» 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКОНЫ 2.СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ИКОНЫ. ИКОНЫ В ВИЗАНТИИ 12-13 вв. 3.ИКОНОПОЧИТАНИЕ В ВИЗАНТИИ 14 в. 4.РУССКАЯ ИКОНА 14-15 вв. 5.ИКОНА В МОСКОВСКОМ ЦАРСТВЕ 3. «ИКОНА И КАРТИНА» 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИКОНЫ 2. ЧТО ТАКОЕ КАРТИНА. 3.ОТ ИКОНЫ К КАРТИНЕ 4. ИКОНА ИЛИ КАРТИНА? 5.ВИЗАНТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ: 1. Ложкина Н.А. Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского как духовного посредника в диалоге культур Древней Руси и Византии/Н.А. Ложкина//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — 14. — С. 104–107. — (0,45 п.л.).

http://ruskline.ru/author/l/lozhkina_nat...

2. Ложкина Н.А. «Святая Троица» как увековечивание памяти основателя Троице-Сергиева монастыря/Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2013. — 5.— С. 61–64. — (0,45 п.л.). 3. Ложкина Н.А. Типологические особенности развития русско-византийских культурных связей XIV — первой половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2013. — 8. — С. 118–120 — (0,45 п.л.). 4.Ложкина Н.А. Возрождение православной культуры в Восточной Европе в XIV- первой половине XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 2. — С. 46-51. 5.Ложкина Н.А. Исторические особенности развития русской культуры XI-XII вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. —2014. — 3. — С. 61-66. 6.Ложкина Н.А. Святая Гора Афон как центр восточного Православного Возрождения XIV в./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 4. — С. 46-50. 7.Ложкина Н.А. Политический исихазм и Православное Возрождение XIV-nepboй половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 5. — С. 41-45. 8.Ложкина Н.А. Православное Возрождение в странах Восточной Европы в XIV-nepboй половине XV вв. как историко-культурный феномен./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 6.— С.26 - 32. 9.Ложкина Н.А. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения XIV –первой половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 7. — С. 70-75. 10. Ложкина Н.А. Русская адаптация византийской модели сочетания светских и религиозных культурных форм XIV века в эпоху Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 8. — С. 124-127. 11.Ложкина Н.А. Преп. Сергий Радонежский как деятель Русского Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 10. — С. 157-160. 12.Ложкина Н.А. Икона «Святая Троица» Андрея Рублева как воплощение идеи Русского Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 12. — С. 39-42. 13.Ложкина Н.А. Историческая ситуация, предшествующая Православному Возрождению XIV века./Н.А.Ложкина//Университетский научный журнал. — 2014. — — С. 90-94. 14.Ложкина Н.А. Начало возрождения исихазма на Святой Горе Афон в XIV веке./Н.А. Ложкина//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. —Выпуск 4. —С.240-245.

http://ruskline.ru/author/l/lozhkina_nat...

4.Ложкина Н.А. Возрождение православной культуры в Восточной Европе в XIV- первой половине XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 2. — С. 46-51. 5.Ложкина Н.А.Исторические особенности развития русской культуры XI-XII вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. —2014. — 3. — С. 61-66. 6.Ложкина Н.А. Святая Гора Афон как центр восточного Православного Возрождения XIV в./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 4. — С. 46-50. 7.Ложкина Н.А. Политический исихазм и Православное Возрождение XIV-nepboй половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 5. — С. 41-45. 8.Ложкина Н.А. Православное Возрождение в странах Восточной Европы в XIV-nepboй половине XV вв. как историко-культурный феномен./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 6.— С.26 - 32. 9.Ложкина Н.А. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения XIV –первой половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 7. — С. 70-75. 10. Ложкина Н.А. Русская адаптация византийской модели сочетания светских и религиозных культурных форм XIV века в эпоху Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 8. — С. 124-127. 11.Ложкина Н.А. Преп. Сергий Радонежский как деятель Русского Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 10. — С. 157-160. 12.Ложкина Н.А. Икона «Святая Троица» Андрея Рублева как воплощение идеи Русского Православного Возрождения./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2014. — 12. — С. 39-42. 13.Ложкина Н.А. Историческая ситуация, предшествующая Православному Возрождению XIV века./Н.А. Ложкина//Университетский научный журнал. — 2014. — — С. 90-94. 14.Ложкина Н.А. Начало возрождения исихазма на Святой Горе Афон в XIV веке./Н.А. Ложкина//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. —Выпуск 4. —С.240-245. 15. Ложкина Н.А. Святитель Григорий Палама-апологет Православного Возрождения XIV –первой половины XV вв./Н.А. Ложкина//Научное мнение. — 2015. — 1. — С. 53-57. Монографии: 16. Ложкина Н.А. Две эпохи Православного Возрождения. В двух томах. Том II: Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии/Н.А.Ложкина. — Санкт-Петербург: Р-КОПИ, 2013. — 496 с. — (31 п.л.).

http://bogoslov.ru/person/5571167

Канон Священных книг 5.2. Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм 5.3. Новый Завет как источник церковного права 5.4. Священное Писание и каноны 6. Источники церковного права доникейской эпохи 6.1. Право Древней Церкви 6.2. Древнейшие памятники церковного права 6.3. Апостольские постановления 6.4. Правила святых апостолов 6.5. Правила святых отцов доникейской эпохи 7. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов 7.1. Правила I Вселенского Собора 7.2. Правила II Вселенского Собора 7.3. Правила ефесского Собора 7.4. Правила IV Вселенского Собора 451г. . 7.5. Правила Трулльского Собора 7.6. Правила II Никейского, или VII Вселенского, Собора 7.7. Правила Поместных Соборов 7.8. Правила святых отцов 8. Западные источники церковного права эпохи Вселенских соборов 8.1. Каноны западного происхождения 8.2. Декреталы 9. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских соборов 9.1. Классификация законодательных сборников 9.2. Канонические сборники 9.3. Сборники государственных законов по церковным делам 9.4. Номоканоны 9.5. «Номоканон в 14 титулах» 10. Западные сборники церковного права эпохи Вселенских соборов 10.1. Западные канонические сборники IV–VI вв. 10.2. Западные канонические сборники VII–IX вв. 11. Источники и сборники церковного права Византии X–XV вв. 11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов 11.2. Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон 11.3. Византийское церковное право XIV столетия 11.4. «Номоканон при Большом требнике» 12. Греческие источники и сборники церковного права Эпохи турецкого ига и нового времени 12.1. Сборники эпохи османского ига 12.2. Сборники XIX в. 13. Церковно-правовые источники Балканских церквей 13.1. Первые славянские переводы византийских Номоканонов 13.2. Кормчая книга святого Саввы Сербского 13.3. Рукописная Кормчая книга на Руси 13.4. Печатная Кормчая 13.5. Средневековые источники Румынской Церкви 14. Источники права Русской Православной Церкви до учреждения святейшего синода 14.1.

http://pravoslavie.ru/32392.html

Ист.: BHG, N 606-607e; ActaSS. Iul. T. 7. P. 310-314 (лат. пер. метафрастовского жития авторства Сурия); SynCP. Col. 857-858; PG. 115. Col. 487-498; Latyšev. Menol. T. 1. P. 190-197; Лопарев Х. М. Описание нек-рых греч. Житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. С. 337-401; он же. Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 199-252 [текст]. Лит.: Лопарев Х. М. Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-198 [исслед.]; он же. Визант. жития святых VIII-IX вв.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 114-119; он же. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 114-119; Vies des saints et des bienheureux/Éd. J. Dubois, P. Antin. P., 1949. Vol. 7. P. 734-735; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1957. Vol. 25-27. P. 783-788; Darrouz è s J. Eudocime//DHGE. Vol. 15. Col. 1337; Celinski H. Eudocimo il Giusto//BiblSS. T. 5. Col. 147; Janin. Églises et monastères. P. 115; Мохов А. С. «Житие св. Евдокима Праведного» как источник по военно-административной истории Византии IX в.//Sacrum et Profanum. Вып. 3: Небесные патроны и земные служители культа: Сб. науч. тр./Ред.-сост.: Н. А. Алексеенко, Ю. А. Бабинов, Х. Хоффманн. Севастополь, 2007. С. 137-146. Ю. А. Казачков Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 354) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не указана. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 477) предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия» , упоминая посвященные Е. цикл стихир и канон 2-го гласа. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 173), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, содержит под 31 июля отпустительный тропарь Е. 4-го гласа: Εκ γς καλσας σε (        ) - и указание читать на утрене Житие святого. Различные редакции Иерусалимского устава (в т. ч. и совр.) обычно содержат память Е. под 31 июля и приводят устав соединения вседневной службы Е. и предпразднства Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/187053.html

Сфера научных интересов Л. была чрезвычайно обширна. Занимаясь изначально историей древней Церкви в эпохи Римской и Византийской империй, он на протяжении жизни создал первый в России компендиум монографических исследований, охвативших всю историю вселенского (зарубежного) православия - от апостольского века до кон. XIX в., а также основные вехи развития церковно-исторической науки. Его работы убедительно демонстрировали рус. публике и мировой научной общественности многовековую преемственность правосл. традиции, ее развитие как существенного фактора в мировой истории, особенно для судеб античной цивилизации, Византии, стран Вост. Средиземноморья и России. В последние годы, отчасти под влиянием начавшихся революционных событий и активизации общественной жизни в России, Л. большое внимание старался уделять насущным проблемам церковной жизни, откликался публикациями на обсуждение планов буд. церковного Собора и реформы РПЦ. Л. скончался скоропостижно, после непродолжительной болезни, в расцвете своих научных и творческих сил; похоронен на кладбище Спасо-Андроникова мон-ря в Москве. Соч.: Собр. церк.-ист. соч. М., 1898-1905. 10 т.; Опыт философско-богосл. и естественнонауч. истолкования библейского догмата о сотворении мира//ЧОЛДП. 1874. Т. 1. 1. Отд. 1. С. 13-54; История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V вв.: Обзор их догматич. деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской; Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII вв. М., 1876. СПб., 20044; Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв.: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. М., 1878. СПб., 19983; Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина: К характеристике англичан//ДЧ. 1878. 5. С. 103-107; Очерки развития протестантской церк.-ист. науки в Германии: XVI-XIX вв. М., 1881; Из истории Вселенских Соборов: Полемика А. П. Лебедева с прот. А. М. Иванцовым-Платоновым. М., 1882. СПб., 20042; О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463205.html

О нетленных и прославившихся исцелениями мощах А. говорится в хождении Игнатия Смольнянина (1389-1393): «И идохом в монастырь святаго Афонасия патриарха, ему же вдала посох на патриаршество святая Богородица, и целовахом мощи его в теле» (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 102, 114). Ист.: BHG, N 194-194f.; Пахимер. II 13-16, 23, 27; III 24; IV 34-35; V 2, 7; VII 8, 23, 35; Григора. VI 5, 7; VII 1, 9; Афонский патерик. Ч. 2. С. 301-312; Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I//ЗИФФ. 1905. Ч. 76. С. IV-VI, 1-51; Delehaye H. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. (SH; 42). P. 130-149; Τσμης Δ. Γ. Ιωσφ Καλοθτου συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 453-502. Лит.: Talbot A. -M. The Patriarch Athanasius (1289-1293; 1303-1309) and the Church//DOP. 1973. T. 27. P. 13-28; Boojamra J. L. Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople. Thess., 1982; idem. The Church and Social Reform: the Policies of Patriarch Athanasios of Constantinople. N. Y., 1993; Барабанов Н. Д. Борьба внутри византийской Церкви на рубеже XIII-XIV вв.//Античный и средневековый город. Свердловск, 1981. С. 141-156; он же. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.//ВВ. 1989. Т. 50. С. 139-146; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 44-46, 77. Н. Д. Барабанов, О. В. Л. Гимнография. Из греч. рукописей известны 13 канонов А., из к-рых 11 атрибутируются Феоктисту Студиту и 2 - иером. Игнатию (Ταμεον. Ν 125-136, 854. Σ. 64-67, 272). Акростих имеет лишь один из канонов Феоктиста 4-го гласа: «Τατα λιγανει σ δμως σ γλττ, Αθανσιε» (Так взывает к тебе раба языком своим, Афанасий). Ни один из канонов не вошел в печатные богослужебные книги. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 28 окт., по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 289).

http://pravenc.ru/text/76936.html

М. В. приписывается авторство следующих работ, к-рые в рукописях обычно приводятся в приложении к «Алфавитной Синтагме»: 1) синопсис Канонического сборника патриарха св. Иоанна IV Постника - краткое систематическое изложение 35 канонов, рассмотрение вопросов исповеди, разрешения различных грехов, налагаемых епитимий (изд.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 432-445); 2) синопсис 13 ответов митр. Ираклийского Никиты на вопросы еп. Памфилийского Константина, переработаны М. В.- вопросы опущены, 8 (из 13) ответов приведены в вольном сокращенном изложении; кроме того, к ним добавлен 9-й ответ, автором к-рого был сам М. В. (см.: Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского (XI - XII вв.) в их первоначальном виде и позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.)//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 160-176; приводится первоначальный текст, сокращенное изложение М. В. в греч. оригинале и слав. переработке); 3) синопсис 37 канонов Никифора, патриарха К-польского; 4) синопсис т. н. ответов Иоанна, епископа Китрского - из 33 вопросоответов, приписываемых Иоанну Китрскому, М. В. изложил только несколько, объединив вопросы и ответы в один текст (который он целиком приписывает самому Иоанну), и дополнил их правилами, взятыми из др. источников (см.: Он же. Кому принадлежат канонические ответы, автором к-рых считался Иоанн, епископ Китрский (XIII в.)?//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 493-502); 5) описание должностей Великой ц. и имп. двора - 2 стихотворных сочинения, в к-рых указываются соответственно высшие церковные и светские чины К-поля. Первое сочинение содержит 19 стихов (строчек), второе - 69. Оба сочинения неоднократно издавались (см.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 540; PG. 144. Col. 953; 157. Col. 129, 236-239; Πσχος . 1978. Σ. 126-127); 6) греко-лат. юридический словарь, известный как δνομιον (от лат. ad nomina - «относящееся к именам»). Этот словарь представляет собой выстроенные по алфавиту 67 схолий. Его источниками послужили словари ασηθ (от лат. absit - «пусть не будет») и κτωρ (от лат. actor - «истец»). Возможно, словарь не был включен в приложение к первоначальному тексту «Алфавитной Синтагмы» и был добавлен к ней позднее ( Burgmann. 1990. S. 332-337).

http://pravenc.ru/text/2562688.html

Книги Священного Писания и толкования на них: 1) Пятокнижие Моисеево в списке XIV–XV и другом XV в.; 2) Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи и Есфири в списке XIV в., те же Книги и вместе Книги Царств — все четыре в списке XV в. ; 3) Псалтирь в списках 1296 г. и других XIII, XIV и XV вв. ; 4) шестнадцать пророков в списках XV в., хотя несомненно известно, что «Книги пророческие» у нас употреблялись и во 2-й половине XIII в. (в 1276 г.) ; 5) все книги Нового Завета, т. е. и Четвероевангелие, и Деяния апостольские, и Послания апостолов, и Апокалипсис, переведенные или вновь исправленные по греческому тексту святым Алексием, митрополитом Московским, в 1355 г. и сохраняющиеся доселе в его драгоценном автографе ; 6) Евангелия, расположенные по евангелистам, или Четвероевангелия, в списках 1383 г. и во многих других XIV и XV вв. Не упоминаем о Евангелиях, которые расположены по порядку церковных чтений и находились в употреблении собственно во храмах Божиих, а не в жилищах христиан: таких Евангелий сохранилось весьма много; 7) Апостол, или апостольские Деяния и Послания, в списках XIII–XIV и начала XV в. ; 8) Толкование на Шестоднев, составленное Иоанном, экзархом Болгарским, по руководству святого Василия Великого и Севериана Гавальского, в списке 1263 г. и в списке XV в. ; 9) Толкования на книги пророков, извлеченные из Феодорита и других учителей Церкви, в списках XV в. ; 10) толковая Псалтирь около 1250 г.; 11) Толкование на Песнь песней в списке XIV в. ; 12) Толкование на Евангелия Иоанна и Луки, писанное в 1434 г. в Киево-Печерской лавре; 13) Толкование на Евангелия Иоанна и Марка Феофилакта Болгарского в списке XV в. , кстати заметим, что об употреблении у нас толкового Евангелия в конце XIV и начале XV в. свидетельствует митрополит Киприан ; 14) толковый Апостол — также XV в.; 15) толковый Апокалипсис святого Андрея Кесарийского в трех экземплярах XIII–XIV вв.; 16) два сборника, содержащие в себе толкования святых отцов на разные места Священного Писания, один XIII, другой XV в. Не упоминаем о Толковании на книгу Иова Олимпиодора Александрийского и других учителей Церкви, переведенном в 1412 г. на Афоне в Хиландарской обители иноком Гавриилом, ни о беседах на книгу Бытия святого Иоанна Златоустого, переведенных в 1426 г. на Афоне иноком Иаковом, потому что, скоро ли проникли эти переводы в Россию, не знаем . Впрочем, об употреблении у нас бесед на Шестоднев святого Иоанна Златоустого, конечно в более древнем переводе, и вместе таких же бесед святого Василия Великого свидетельствует митрополит Киприан во своем послании к игумену Афанасию (1390–1405) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

В лат. версии апокрифа II в. по Р. Х. «Акты ап. Петра» (вероятно, переведенной с несохранившегося греч. оригинала), известной также под названием «Верчелльские деяния ап. Петра» (Actus Vercellenses - CANT, N 190. III; ркп. VII в., но считается, что отражает материал либо II в., либо IV-V вв.- Baldwin M. C. Whose Acts of Peter? Tüb., 2005. P. 106, 170, 195-196), Н. представлен пресвитером (или старейшиной) и владельцем дома, где собиралась христ. община во главе с ап. Петром (Acta Petri. 1. 3; 2. 4, 6; 5. 13-14; 7. 19 - Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 3. P. 144, 145, 147, 152, 153, 156). Эти сведения из апокрифа совпадают со свидетельством из текста Амвросиастра (IV в.), к-рый, комментируя Рим 16. 11, отмечал, что Н., «как говорят, в то время был пресвитером, о чем можно прочитать в других книгах… Этот пресвитер Нарцисс исполнял служение странника (peregrinus), укрепляя верующих своими увещеваниями» ( Ambrosiaster. In Rom. 16. 11//CSEL. 81/1. P. 483). Н. представлен во всех визант. каталогах апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что Н., о к-ром говорится в Послании к Римлянам, стал епископом Афин (Vitae prophetarum. Р. 121); точно такая же информация содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 137), и в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Ibid. Р. 169). Его имя упомянуто среди апостолов от 70 в анонимном списке апостолов, переведенном с сир. языка на греческий не позднее VII в. (Ibid. Р. 176). О Н. как о епископе Афин говорится в списке апостолов IX в., составителем которого считают Епифания Саламинского (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 478), в пространной редакции визант. хроники X в., приписываемой Симеону Логофету (Vitae prophetarum. P. 181), и в сирийском списке апостолов из рукописи Lond. add. 17193 (874 г.) ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 128). В источнике VI в.- «Пасхальной Хронике» - Н. также упомянут как апостол от 70 (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 521).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010