Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах. 1869 – 1887 г. Мюнхен. 1890 г. 1 От переводчика. Дёллингер скончался в Мюнхене 10 января 1890 г. н. с. Его «письма и заявления о ватиканских декретах» изданы уже после его смерти Рейшем, известным профессором богословия в боннском университете, старым другом, а в последние годы жизни Дёллингера и сотрудником по изданию «автобиографии Беллярмина» 2 и «истории споров о нравственности в римско-католической церкви с XVI в.» 3 . Предисловие Рейша к «письмам и заявлениям Дёллингера» и точное указание года, месяца и числа, когда каждое из них написано, не делают излишними несколько предварительных пояснений к ним со стороны переводчика, особенно для тех из русских читателей, которые мало знакомы с внутреннею стороною истории ватиканского собора и зарождения в Европе старокатолицизма. В книге Рейша «заявления» Дёллингера, числом три, напечатаны впереди «писем». Первое из них написано и обнародовано незадолго пред открытием ватиканского собора – в конце 1869 года; остальные два – во время заседаний его в 1870 году. Все они имели цель повлиять на общественное мнение и помочь известному меньшинству этого собора, состоявшему из наиболее просвещенных епископов римско-католического мира, в их борьбе с папою и иезуитами, заранее сплотившим благоприятное своим целям большинство и предрешившими догмат о всевластии и непогрешимости пап. Первое из «заявлений Дёллингера трактует о папской непогрешимости и прямо адресовано епископам – членам ватиканского собора; второе – об адресе, которым упомянутое большинство собора просит папу сделать первый шаг, необходимый для начатия рассуждений об его непогрешимости и для возведения мнения о ней в достоинство богооткровенной истины и члена веры, необходимого для спасения, – шаг, желаемый будто бы и ожидаемый всем римско-католическим миром 4 ; третье рассуждает о порядке делопроизводства на соборе, навязанном ему комиссией из пяти кардиналов папских, и о богословском значении этого, предписанного собору к исполнению, порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории. В качестве постоянно действующего канонического ин-та Е. к. получили оформление после Ватиканского II Собора (1962-1965), однако практика собраний епископов отдельных стран для обсуждения религ., политических и социальных вопросов возникла еще в XIX в., заменив древнюю практику национальных или поместных Соборов, к-рые практически не собирались с эпохи средних веков. Впервые национальная конференция епископов была организована в 1830 г. в Бельгии (в Мехелене), затем возникли периодически собиравшиеся Е. к. в Германии (с 1848 в Вюрцбурге, позднее в Фульде), в Австрии (с 1849 в Вене), в Ирландии (с 1854), в Царстве Польском (с 1906 в Варшаве), во Франции (с 1906), в США (с 1919) и в др. странах. К 1962 г. существовало 45 национальных Е. к., 20 из к-рых имело устав, утвержденный Папским престолом. Согласно конституции папы Римского Пия X «Sapienti concilio» (29 июня 1908), все вопросы, связанные с проведением Е. к., передавались в ведение рим. конгрегации Собора. Принятый в 1917 г. Кодекс канонического права (см. Codex iuris canonici ) подтверждал подчиненность Е. к. конгрегации Собора (CIC (1917). 250. § 4) и возлагал на архиепископа (митрополита) или в случае его отсутствия на старейшего из епископов церковной провинции заботу о проведении не реже раза в 5 лет собрания правящих епископов церковной провинции для обсуждения различных вопросов, а также для подготовки поместного Собора (CIC (1917). 292. § 1). В собраниях должны были участвовать главы еп-ств и др. структур, не входящих в состав церковных провинций и подчиненных непосредственно Папскому престолу (CIC (1917). 292. § 2). До II Ватиканского Собора Е. к. имели лишь совещательный характер и не обладали властными полномочиями. Новый канонический статус Е. к. был сформулирован на II Ватиканском Соборе в связи с выработкой учения о коллегиальности епископата (см.

http://pravenc.ru/text/190049.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОПТАТАМ ТОТИУС» Декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании (лат. de institutione sacerdotali). Утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . По значению нередко сравнивается с декретом Тридентского Собора о семинариях «Cum adolescentium aetas» от 3 дек. 1563 г. ( Mansi. T. 33. Col. 146-149), 400-летие принятия которого совпало с 3-м периодом заседаний II Ватиканского Собора. Если для тридентского декрета определяющим являлся дух контрреформации , то «O. t.» должен был соответствовать духу открытости миру, «aggiornamento» , чтобы подготовленные т. о. священники отвечали нуждам совр. людей. Наряду с соборным декретом о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis» «O. t.» определил структуру и содержание всех документов, регламентирующих католическое духовно-пастырское образование во 2-й пол. XX в., став основой реформ в этой области. Главные его положения были развиты в документе Конгрегации католич. образования «Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis» (Основная программа подготовки священников) от 6 янв. 1970 г. История составления Вопрос о подготовке священников был одним из центральных на II Ватиканском Соборе и вызвал широкую дискуссию уже на этапе подготовки «O. t.». Мн. участники обсуждений высказывали обеспокоенность трудным положением, в к-ром оказались католич. священники в совр. мире, а также неспособностью существующей системы духовного образования предложить адекватные ответы на вызовы современности. Попытки найти решение отражены в разных документах Собора, в частности в декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , содержащей новые для католической экклезиологии акценты. Доминирующей стала позиция группы иерархов и теологов, выступавших за миссионерскую концепцию священства и переосмысление церковных должностей, исходя из принципов евангелизации и открытости к совр. проблемам. Именно эти идеи лежат в основе семинарской реформы, обозначенной в «O. t.». Декрет обусловлен соборным учением о сущности священнического призвания и должен рассматриваться в контексте др. документов. Во введении сказано, что, поскольку «обновление (renovationem) всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым», то на основе проверенных веками законов в основополагающие принципы духовного образования вводятся «определенные новшества, отвечающие конституциям и декретам настоящего святого Собора, а также изменившимся условиям времени» (CVatII. OT. Prooem.).

http://pravenc.ru/text/2581447.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «INTER MIRIFICA» [лат.- среди поразительных (технических изобретений)], декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора и утвержденный папой Римским Павлом VI 4 дек. 1963 г. Первый проект документа (схема), планировавшийся как конституция о средствах социальной коммуникации (De instrumentis communicationis socialis), готовился секретариатом по СМИ под рук. титулярного архиепископа Лаодикии Сирийской Мартина Джона О " Коннора, председателя Папской комиссии по кинематографии, радио и телевидению. С началом работы Собора курирование схемы было поручено соборной комиссии по апостолату мирян и СМИ под рук. кард. Фернандо Ченто. Представленный на 1-й сессии Собора к рассмотрению (24-26 нояб. 1962) вариант текста состоял из 4 частей, в к-рых излагались вопросы миссионерства через средства социальной коммуникации, развитие католич. печати, радио, киноиндустрии и телепрограмм, нравственных обязанностей СМИ в обществе, правил и норм, требуемых при работе в СМИ. Обсуждение проекта документа не вызвало особого интереса у участников Собора, критические замечания гл. обр. касались большого объема текста, а также недостаточного внимания авторов проекта к роли мирян. 26 нояб. проект был принят большинством голосов (2138 против 15) и передан в соборную комиссию для внесения изменений с учетом высказанных замечаний и пожеланий. Сокращенный до 2 глав и измененный текст получил из-за небольшого объема статус проекта декрета и был представлен на 2-й сессии Собора 14 нояб. 1963 г., в тот же день одобрен большинством голосов. Однако нек-рые епископы и соборные эксперты выразили недовольство его содержанием и формой модераторам, по решению к-рых окончательное голосование было назначено на 25 нояб., чтобы участники Собора могли лучше ознакомиться с документом, а комиссия - учесть предложения и поправки. 16 нояб. 3 журналиста из амер. католич. изданий распространили обращение, содержавшее резкую критику текста за провозглашаемую в нем обязанность гражданских властей контролировать деятельность СМИ, что противоречило законодательствам многих гос-в о свободе печати, а также за устаревшее и морализаторское восприятие средств коммуникации, не учитывающее реальных проблем совр. мира. Обращение получило поддержку у ряда видных соборных экспертов, в т. ч. у пресвитеров Ж. Даниелу и Дж. К. Мюррея. 18 нояб. в комиссию по апостолату мирян и СМИ была направлена петиция, подписанная кардиналами Пьером Жерлье, Йозефом Фрингсом , Жозефом Лефевром, Бернардом Алфринком и другими 93 участниками Собора, в к-рой предлагалось снять документ с голосования и полностью его переработать.

http://pravenc.ru/text/468841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание DEI VERBUM [лат.- Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI . На создание DV оказало влияние католич. библейское движение (Bibelbewegung) кон. XIX - 1-й пол. XX в., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Свящ. Писанием. Его становлению способствовали 3 энциклики о Свящ. Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943). С нач. XX в. в католич. богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Свящ. Писания. Несмотря на то что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католич. экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление DV повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне II Ватиканского Собора. Одни католич. историки и богословы (Й. Р. Гайзельман, К. Ранер , И. Конгар , Г. Кюнг , М. Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Свящ. Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о 2 независимых источниках Откровения - Свящ. Писании и Свящ. Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке DV. История составления Из документов, принятых на II Ватиканском Соборе, процесс создания DV был наиболее длительным (17 мая 1959 - 18 нояб. 1965). DV в течение 3 лет (с 14 нояб. 1962 по 18 нояб. 1965) обсуждалась на соборных заседаниях. 1-я схема конституции - De fontibus Revelationis (Об источниках Откровения) была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кард. Альфредо Оттавиани ; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на 1-й сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Свящ. Писания и Свящ. Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Свящ. Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность (История II Ватиканского Собора. 2005. Т. 2. С. 304; Hoping. 2005. S. 725-728). Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, к-рый был санкционирован папой Иоанном XXIII .

http://pravenc.ru/text/171585.html

Происхождение старокатоличества Причины, подготовлявшие собой появленье старокатоличества. Борьба в западной церкви двух направление – истинно-христианского с ложно-христианским. Внешний ход борьбы до открытия ватиканского собора включительно. Значение ватиканского собора в ходе борьбы. Столкновение на этом соборе двух вышеупомянутых направлений в их крайнем развитии. Сущность развития первого из направлений – ультрамонтанского – его всеподавляющий характер. Характер другого из направлений – антиультрамонтанского, как протеста первому. Мотивы, легшие в основу этого протеста. Мотивы религиозные, их сущность. Мотивы политические, их истинный смысл и значение. Мотивы научные, их содержание. Внешний ход борьбы между обоими направлениями пред самым открытием собора и на соборе. Внешний ход борьбы по окончании собора в южной Германии. Деятельность проф. Шульте. Протесты против ватиканских определений со стороны профессоров мюнхенского, бреславльского и мюнстерского университетов. Протест от лица собрания в городе Кёнигсвинтере (14 авг. 1870 г.). Нюренбергская конференция (25 авг. 1870 г.). Значение этой конференции в истории старокатолического движения. Протесты против нового догмата в Швейцарии, Франции, Австрии, Испании и Италии. Старокатолическое движение, возникшее в римско-католическом мире в начале семидесятых годов текущего девятнадцатого столетия, без сомнения представляет из себя в церковной жизни запада одно из наиболее замечательных, наиболее отрадных явлений новейшего времени. Что оно, это движение, является едва ли не самыми лучшим, видным звеном в проходящей чрез всю церковную историю запада цепи внутренних реакций против папизма и его абсолютизма, что оно лучше всех прежних движений подобного ему рода решает принятую на себя задачу – возрождение римской церкви в духе истинного христианства, все это признают в настоящее время даже многие такие ученые, которые по своими вероисповедными взглядами стоят совершенно в стороне от старокатоличества и от которых поэтому скорее всего можно ожидать беспристрастного слова об этом движении. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Старокатолицизм, его происхождение, история и теперешнее состояние 41 Протесты против ватиканского догмата. – Напрасные ожидания и печальная действительность. – Движение среди профессоров. – Заявление Деллингера, и начало старокатолицизма, как независимой от Рима общины. – Распространение старокатолицизма в Швейцарии. – Отклики в других странах. – Объявление начал вероисповедания старокатолицизма в 1889 г. Международные старокатолические конгрессы. – Формальные комиссии по вопросу о воссоединении. – Теперешнее состояние старокатолицизма. Ватиканский догмат, как мы видели, еще до его окончательного определения вызвал многочисленные возражения со стороны многих епископов и особенно виднейших представителей науки. Но когда он был окончательно утвержден, и надежды благомыслящих католиков на то, что благоразумие возьмет верх и ватиканский догмат в его крайней форме не будет принят собором, не оправдались, то это с очевидностью убедило представителей оппозиции в том, что в римско-католической церкви окончательно восторжествовало ультрамонтанство с его боготворением папства, и что для спасения истины остается одно только средство – открыто выразить протест против него. И этот протест нашел себе выражение в лице лучших представителей римско-католической богословской науки, – профессоров университетов мюнхенского, бреславльского и мюнстерского. Почив в этом протесте взял на себя пражский профессор Шульте. 1 июля 1870 года он отправил к профессорам: тюбингенского университета – Куну и мюнхенского – Деллингеру письма, в которых проводилась мысль, что противникам ватиканского догмата хорошо было бы устроить в Штутгардте, или другом каком-нибудь городе по их выбору, съезд для обсуждения положения дела, причем сам брал па себя задачу, сообща с ними, составить особую записку с выражением протеста против решения ватиканского собора и дать ей возможно широкую огласку. Оба профессора отнеслись с полным сочувствием к предложению пражского профессора. Получив благоприятные ответы, Шульте немедленно приступил к составлению записки, которая затем была разослана в различные немецкие рим.-католические университеты с предложением, кому угодно из профессоров подписаться под ней, дабы с этими подписями можно было затем обнародовать самый протест.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

протоиерей Андрей Лоргус Часто цитируемые римско-католические документы Документы Второго Ватиканского собора Die Dokumente des Zweiten Vatikanischen Konzils. Konstitutionen, Dekrete, Erklärungen. lateinisch-deutsche Studienausgabe, herausgegeben von Peter Hünermann, Freiburg; Basel; Wien, 2004 – собрание документов, латинско-немецкое учебное издание. LG=Lumen Gentium – догматическая конституция о Церкви. GE=Gravissium Educationis – декларация о христианском воспитании. DV=Dei Verbum – догматическая конституция о Божественном Откровении. DH=Dignitatis Нитапае – декларация о религиозной свободе. PO=Presbyterorum Ordinis – декрет о служении и жизни священников. Прочие церковные документы Codex Iuris Canonici, 1917 – Кодекс канонического права, изд. 1917 г. Codex Iuris Canonici, 1983 – Кодекс канонического права, изд. 1983 г. DH=Denzinger-Hünermann=Kompendium der Glaubensbekenntnisse und kirchlichen Lehrentscheidungen (Enchiridion symbolorum definitionum et declarationum de rebus fidei et morum)/Hg. von Heinrich Denzinger, deutsche Übersetzung von Peter Hünermann. Freiburg, 2010 – Собрание вероисповеданий и церковных вероучительных постановлений, впервые изданное в 1854 г. вюрцбургским догматиком Генрихом Денцингером и переведенное в 1991 г. Петером Хюнерманном на немецкий язык (отсюда сокращенное название издания: «Денцингер-Хюнерманн»). Römische Bischofssynode, 1971. Der priesterliche Dienst – Gerechtigkeit in der Welt, eingeleitet von Klaus Hemmerle und Wilhelm Weber. Trier, 1972 – Документы Римского архиерейского синода, 1971 г. Paul VI. A nsprache bei der 75 – Jahrfeier von «Rerum Novarum», 22.9. 1966//Texte zur katholischen Soziallehre, (Hg.) KAB. 8. erweiterte Auflage. Bornheim. 1992 – Павел VI, Обращение по случаю 75-летия «Rerum Novarum». Päpstlicher Rat für Gerechtigkeit und Frieden, Kompendium der Soziallehre der Kirche; Freiburg; Basel; Wien. 2006 – Собрание документов по социальному учению Церкви, изданное Папским Советом по справедливости и миру. Dokumente wachsender Übereinstimmung. Sämtliche Berichte und Konsenstexte interkonfessioneller Gespräche auf Weltebene, Band II: 1982–1990. Herausgegeben und eingeleitet von H. Meyer, D. Papandreou, H. J. Urban, L. Fischer. Paderborn/Frankfurt am Main, 1992 – Полное собрание отчетов и коммюнике, принятых в рамках межхристианских собеседований во всем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

На меня выпал жребий почтить академический праздник речью. По роду своей специальности, я должен обратиться за темою к западным вероисповеданиям и здесь отыскать предмет, наиболее интересующий образованную публику. В ряду таких тем следует отдать предпочтение ватиканскому декрету о папской непогрешимости, который вот уже более 10 лет занимает умы и, наверное, долго еще будет возбуждать толки, и я прошу позволения остановить на нем Ваше внимание. Спешу только оговориться и ограничить свою задачу. Вопрос о папской непогрешимости сложный и обширный. Было бы поучительно проследить папский догмат в процессе происхождения и развития. Но для этого потребовалось бы открыть целый курс чтений. Кроме своего специально-богословского значения, теория папской непогрешимости имеет громадное значение социальное и может служить благодарным сюжетом для публицистики, так как ватиканским декретом затрагиваются коренные принципы современной цивилизации, а также общественного и государственного права. Но, стоя на богословской кафедре, я обязан держаться и богословской точки зрения. Притом же ватиканский догмат в его отношении к современной культуре и принципам публичного и международного права постоянно разрабатывается в заграничных и русских органах литературы всех оттенков и направлений. Остается еще полемическая постановка вопроса. Впрочем, и критическая оценка ватиканского декрета не может быть в настоящем случае полною. Чтобы избежать слишком специальных подробностей, я возьму для оценки только ту сторону папского догмата, где полемика соприкасается с историей. В этом пункте богословская полемика как раз совпадает и с теми недоумениями, которые внушает ватиканский декрет всякому мыслящему человеку. Еще в свежей памяти у всех, с каким изумлением встречен был догмат папской непогрешимости в целом свете. Изумление не рассеялось и до сих пор, и именно потому, что умы, чуждые предубеждений, не видят никакой возможности согласить ватиканское учение с фактами истории, из которой известно всем, что хотя папы и занимают высокое положение в церкви, однако, подобно остальным смертным, от опасности заблуждаться не изъяты. Ватиканские отцы, конечно, предвидели это и тем не менее издали свой декрет. Они руководились убеждением, что между доктриной папской непогрешимости и фактами истории действительных противоречий нет. Этого же убеждения держались богословы Рима и гораздо ранее ватиканского собора. Интересно теперь видеть: состоятельна ли теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории? Что можно сказать против этой теории на основании данных истории? Что и как отвечают на исторические возражения богословы Рима?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла DEI FILIUS [офиц. лат. название: «Constitutio dogmatica de Fide Catholica» - Догматическая конституция о католич. вере; традиц. название по первым словам: «Dei Filius et generis humani Redemptor» - Сын Божий и рода человеческого Искупитель...], догматическая конституция, принята Ватиканским I Собором и утверждена 24 апр. 1870 г. папой Римским Пием IX . Одной из основных целей документа было догматическое закрепление в католич. вероучении осуждения ряда мировоззренческих систем и позиций XVIII-XIX вв. Существенное влияние на составление конституции оказала энциклика папы Пия IX «Quanta cura» (1864) и ее приложение «Syllabus» , в к-рых перечислялись и осуждались «главнейшие заблуждения» времени, в т. ч. пантеизм, натурализм, рационализм, индифферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. На основании этих документов предсоборная комиссия разработала проект догматической конституции «De doctrina catholica contra multiplices errores ex rationalismo derivatos» (О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма - Mansi. T. 50. P. 59-74). Автор проекта - австр. свящ.-иезуит Дж. Францелин , преподаватель догматического богословия в рим. Германском коллегиуме. Проект, состоявший из 18 глав, был впервые рассмотрен на 4-м генеральном заседании (конгрегации) I Ватиканского Собора 28 дек. 1869 г.; в ходе обсуждения (28 дек. 1869 - 10 янв. 1870) подвергнут критике за неясность и излишний радикализм и отправлен на доработку. В подготовке нового проекта участвовали архиеп. Мехелена В. О. Дешан, еп. Пуатье Л. Пи, еп. Падерборна К. Мартин, а также нем. богослов пресв.-иезуит Й. Клёйтген. В кон. февр. 1870 г. новый проект был представлен Догматической комиссии. Он состоял из 2 частей ( Mansi. T. 51. P. 31-38; T. 53. P. 164-169): в 1-й рассматривались общие теоретические богословские положения; во 2-й разбирались конкретные догматы (о Пресв. Троице, о сотворении человека, о тайне Воплощения и т. д.); завершался проект 28 правилами. После обсуждения (1-11 марта 1870) комиссия пришла к заключению, что проект является слишком обширным, чтобы принять его как единый документ. Окончательный проект конституции был составлен из 1-й части (4 главы) предыдущего проекта и 18 правил. 14 марта текст был роздан участникам Собора; 18 марта - 12 апр. обсуждался на генеральных заседаниях Собора. В целом проект был одобрен; некоторые епископы внесли предложения о включении ряда поправок.

http://pravenc.ru/text/171599.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010