См. также: Аборты: кому и с чем бороться? Отклик на статью иеромонаха Димитрия (Першина) «Повод к добру» и сообщение о проведении акции против абортов «Подари мне жизнь». Фрагменты полемики в блогах журнала «Фома». Мнения Татьяны и Сергея ( sitver )//Фома. - – сентябрь 2009. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Ольга Павлова . Почему я не развожусь. Фото Аллы Стецун//Фома. - – июль 2009. – С.26-27. - (рубрика « Тема номера. Семья: любовь и верность »). ВЕРА  (раздел). – С.28-41. (на заставке – «Церковь земная и небесная». Картина Елены Черкасовой) Сергей Худиев . Сограждане святым и свои Богу . Статья дает развернутый ответ на вопрос: как же на самом деле понимается святость в церковной традиции, в чем состоит православное учение о святых?//Фома. - – июль 2009. – С.29,30,32,34-35. – (раздел « Вера »). На врезках к статье помещены справочные материалы и портреты святых. Рисунки Артема Безменова. Публикуются материалы: Какие бывают святые . Подборка коротких справок: (Бессребреник, Благоверный, Мученик/великомученик/, Исповедник, Преподобный, Равноапостольный, Святитель, Страстотерпец, Юродивый ). Ил.: Св. равноапостольный князь Владимир с сыновьями, князьями страстотерпцами Борисом и Глебом. Икона новгородской школы XV-XVI в.; Василий Блаженный (фрагмент), Сольвычегодск, XVI в.//Фома. - – июль 2009. – С.30. – (раздел « Вера »); Святые благоверные князья Михаил Тверской и Александр Невский . Справка. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.32. – (раздел « Вера »); Святые преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Справка. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.34. – (раздел « Вера »); Святой преподобный Сергий Радонежский и святитель Алексий, Митрополит Московский. Справочные материалы. Рисунок Артема Безменова//Фома. - – июль 2009. – С.35. – (раздел « Вера »). Алексей Беглов , научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Увидеть в семье драгоценность . Записала Юлия Шабанова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2009. – С.31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Архимандрит Игнатий (Крутиков) был экономом Вологодской семинарии 1886-1896 г. (см. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского). Лопухин Виктор Александрович (1868–1933). Образование получил в Николаевском кавалерийском училище. На государственной службе находился с 1881 года, (офицером). На службу в Министерство Внутренних Дел перешел в 1895 г. В должности губернатора состоит с 1909 года. Занимал должность Пермского, Новгородского и с 31 декабря 1912 г. Тульского губернатора. Действительный статский советник. Вологодский губернатор - 1914–1915 гг. Член Совета министра внутренних дел 1915–1917 гг. Умер в Бутырской тюрьме. См. Вологодский листок. 1914. 661. С. 2; Лопухины//Большая российская энциклопедия. Т. 18. М., 2011. С. 39-41. Лопухина (Гессен) Нина Исидоровна (1868–1929) – родилась в семье управляющего Днестровской линией Русского общества пароходства и торговли в Одессе. Сестра русского историка и литератора Юрия Исидоровича Гессена (1872–1939). Занимался историей еврейского народа в России. Вероятно, здесь имеется в виду сын Никифора Александровича – Леонид Ильинский (1896–1959?), обучавшийся в семинарии с 1911 по 1915 гг. Окончил Ленинградский политехнический институт. Инженер. Таким образом, речь идет о марте 1912 г. Самый большой электротеатр в Вологде на 220 человек. Располагался на втором этаже дома на Гостинодворской площади (сегодня улица Мира) Аркадий Островский 25.6.1916 определен на место священника к Вешкурской Христорождественской церкви Сольвычегодского уезда Вологодской губ. 24.7.1916 освобожден от назначения по прошению. См. Островский Аркадий//Православные приходы и монастыри Севера: http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=12060 . Имеется в виду гостиница «Эрмитаж». Располагалась на правом берегу реки Золотухи. Первым ее хозяином был купец 2-й гильдии Василий Иванович Семенков. В настоящее время в здании размещается вологодская администрация. Подвинский Евгений Викентьевич – вологодский городской полицмейстер с 15 февраля 1912 г. До этого времени был старшим помощником пристава Московской столичной полиции. Титулярный советник (См. Вологодские губернские ведомости. 1912. 8. С. 2). С 26.10.1913 был перемещен в С.-Петербург предположительно царскосельским исправником (Вологодский листок. 1913. 609. 8 октября. С. 2; 623. 10 ноября. С. 2). См. З. С. Кочина. Вологда при Николае II (1894–1917) день за днем. Вологда, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6176964

Кесарии носили несколько римских городов. Здесь разумеется Кесария — столица Каппадокии, названная так императором Тиверием (ранее называлась Мазана). 2 Тим. 4:8. Течение  — путь земной жизни, в особенности — мученических страданий и смерти; венец подвига  — венец славы в небесном Царстве, заслуженный мученическим подвигом. заимствовано из Филип. 1:23. Апостол выражал желание скорее умереть, чтобы, освободившись от тела, теснее соединиться душою со Христом в Его небесном царствии. Василий Великий родился в 330 г., в благочестивом семействе, в Каппадокии, получил обширное светское и духовное образование. Первоначально, вместе с своим, другом св. Григорием Богословом, проводил отшельническую жизнь, потом был поставлен сначала пресвитером, а затем в 370 г. епископом Кесарийским. Подобно св. Афанасию Александрийскому, был ревностным защитником православия в эпоху арианских смут и написал для защиты и раскрытия православного учения много замечательных сочинений, за что Церковь и дала ему название Великого . Умер в 379 году. ( < < back) Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Посему он и называется Отступником. ( < < back) жили в Азии, близ Персидского залива. В разное время границы страны были разные. С воцарением среди них династии Сассанидов (в 226 г. по Р. Хр.), вели неоднократно войны с римлянами. Персидская война, во время которой был убит Юлиан, относится к царствованию персидского царя Canopeca II. ( < < back) Память преподобного Симона Сойгинского или Соежская пустынь, ныне погост Сойгинский-Преображенский, находится в Вологодской губернии Сольвычегодском уезде в 82 верстах от Сольвычегодска, на правом берегу реки Сойги, при впадении ее в реку Вычегду. Эта пустынь в 1791 году была совершенно упразднена и обращена в приходский храм. Память преподобной Мастридии Спаситель, научая Своих последователей побеждать дурные страсти, сказал «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мрк.9:47). Святая же Мастридия лишила себя глаз, по ревности ко Христу, чтобы, удалив причину соблазна для юноши, тем самым и его подвигнуть ко спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Милости просим, гостюшка дорогой! И с низким поклоном Семен Аникиевич ввел давно желанного пришельца в ворота острога. — А вас, молодцы, прошу на ближайшее село проследовать… Там вам и избы, и снедь — все готово в ближнем селении. Который день ждем вас, дорогих гостей! — окинув взором оставшуюся толпу казаков, попросил он с новым поклоном. — Веди, Иванович, робят в село, а апосля вертай в хоромы к господину купцу, — обратился Ермак к есаулу и снова с поклоном, исполненным почти царственного достоинства, сказал Строганову: — Уж не погневись, батюшка Семен Аникич, это рука моя правая. С им, с есаулом моим, мы не разлучаемся никогда. Уж коли меня чествовать мыслишь, то с ним заодно почествуй, именитый купец. — Будь благонадежен, Василий Тимофеич, — не обижу ни есаула, ни других помощников твоих… Не побрезгуй на гостеприимстве нашем, Иван Иванович! — так же низко кланяясь, обратился Строганов к Кольцу. Не из страха перед удалыми волжскими разбойниками, не из желания подслужиться им с таким почтением отнесся Сольвычегодский владелец к удалой разбойничьей дружине: искренно, радостно обнимался с гостями старик Строганов. Одним своим появлением они обратили в бегство орды кочевников и впредь будут ограждать от набегов вверившихся под его, Строгановское, крылышко поселенцев. И это несказанно радовало именитого купца. Ночь между тем растаяла совсем. Огненный диск восходящего солнца окрасил пурпуром степь. Зарево пожара побледнело. Удалые Ермаковские молодцы затушили огонь и теперь, при блеске возродившегося дня, устраивались в своих новых жилищах. Как раз к этому времени подоспел и вернувшийся отряд охотников с Максимом и Никитой во главе. Отлегло от сердца Строганова. Теперь он был вне опасности со всеми своими поселенцами и с дорогой семьею, под мощной защитой славных волжских казаков. Глава 11 НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ. — ПРЯТКИ. — РОКОВОЕ ОТКРЫТИЕ Раздольное, веселое пирование шло в стольной палате просторных Строгановских хором. Вдоль столов, покрытых камчатными скатертями, с золотыми гривками по краям, на длинных, широких скамьях, обитых богато расшитыми полавошниками, сидели гости. Столы гнулись от обилия наставленных на них блюд, под тяжестью ковшей с брагою и медом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 11. М., 1965. С. 232. Там же. Т. 37. Л., 1982. С. 40. Там же. С. 48. Зеленин Д. К. Указ. соч. С. 18. Из письма В. Хохлова, сотрудника Ростовского музея-заповедника (личный архив автора). ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 101. Зеленин Д. К. Указ. соч. Сказание о моровой язве (публикация Н. Н. Малининой)//Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997. С. 623. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви//Вологодские епархиальные ведомости. 1879. 17. С. 367–371. ПСРЛ. Т. 37. С. 187–188; Старая Вологда. XII – начало XX в.: Сборник документов и материалов. Вологда, 2004. С. 37. Спасенкова И. В. Церковная жизнь Вологды 1920–1930-х годов//Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 256. Там же. С. 269. Сведения о построении обыденных храмов в Русском государстве   Псков : церкви Покрова Богородицы (1352 г.), св. Афанасия (1407 (а не 1417) г.), Преображения Господня (1438 г.), в честь Похвалы Пресвятой Богородице (5 июня 1442 г.), св. Саввы (5 июня 1442 г.), Варлаама Хутынского (1466 г.), Нерукотворного образа Иисуса Христа (25 августа 1487 г.), св. Варлаама (1522 г.), Покрова Пресвятой Богородицы (1522 г.), часовня св. Анастасии (1710 г.). Новгород:церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1390 г.), св. Анастасии (1417 г.), Спаса Всемилостивого (1424 г.), Симеона Богоприимца (1467 г.), в честь Похвалы Пресвятой Богородице (1527 г.), евангелиста Марка (1533 г.), Андрея Стратилата в Кремле. Великий Устюг: церковь Воскресения Христова (1474 г.). Тверь: в 1417 г. был мор «зело страшен… в Твери… во многих местах в один день… ставили и святили… обыденные церкви». Сольвычегодск:церковь (16 августа 1571 г.). Ярославль:церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Толгском монастыре (1314 г.), Спасо-Пробоинская (1612 г.). Шуя: Воскресенский (1654 г.). Ростов:церковь Всемилостивого Спаса на Торгу (1654 г.). Суздаль:часовня свт. Николая Угодника (1654 г.). Вологда: собор Спаса Обыденного (1655 г.).

http://sedmitza.ru/text/4021461.html

4. Города: Севск, Трубчевск, Путивль, Рыльск. 5. Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозерск, Пинега, Вага с пригородами. 6. Устюга, Сольвычегодск, Тотьма с пригородами. 7. Тамбов, Козлов, Доброе Городище с пригородами. 8. Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костянск, Коротояк, Усмань и пр. Сюда был назначен епископом Св. Митрофан. 9. Волхов, Мценск, Карачев, Кромы, Орел, Новосиль. 10. На соборе этом было замечено, что Риза Господня, присланная при патриархе Филарете из Персии, была разрезана на кусочки, которые хранились в разных местах в ковчегах: велено было все эти кусочки собрать и держать в одном ковчеге в Успенской церкви. В Благовещенском соборе было много частиц мощей в небрежении: велено было большую часть их раздать по монастырям и церквам, остальные же хранить за царскою печатью, а в Великую пятницу, как прежде и делалось, приносить для омовения в Успенский собор. 11. Тогда же был, вероятно, составлен проект, по которому бояре, окольничьи и думные люди разделялись на степени, не по роду, а по занимаемым ими местам. Таким образом боярам давались разные названия: одним по городам, над которыми их назначили наместниками (напр., наместник астраханский занимал между наместниками четвертое место по важности города, а между боярами вообще одиннадцатую степень; псковский между наместниками пятое место, между боярами тринадцатую степень; смоленский между наместниками шестое место, между боярами одиннадцатую степень и т. д.), другим чины, переведенные с греческого языка и заимствованные из византийской придворной жизни, напр., болярин над пехотою, болярин над конною ратью, болярин и дворецкий и т. д. В этом проекте, не приведенном в исполнение, вероятно, за смертью царя Федора, виден зародыш той чиновничьей лестницы, которую создал Петр табелью о рангах. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435678/

По пути пришел преподобный в город Сольвычегодск. Здесь он посетил знатных людей Строгановых. И все принимали его радушно. Лишь один из них, Никита Строганов, разгневался на преподобного, не принял от него благословения, так что подвижник тотчас вышел из его дома. Однако на другой же день Никита раскаялся в своем гневе и обиде преподобному и объяснил ученику его Досифею, чем был вызван его поступок. Оказывается, Никита Строганов считал себя оскорбленным прп. Трифоном. После изгнания из Вятского монастыря Никита пригласил подвижника к себе и поселил его в Сольвычегодском Введенском монастыре, устроил ему особенную келлию, часто посылал с своего стола пищу и питье, давал все потребное. Когда вскоре преподобный захотел идти в Соловецкую обитель, он испросил у Строганова судно, людей и все нужное для продолжительного путешествия. Плывя по Двине, преподобный Трифон отпустил людей, продал все вещи и судно, а сам по образу убого, по своему обычаю, достиг Соловецкой обители. Побыв там недолго, он пришел в Успенский Вятский монастырь и отдал вырученные деньги на нужды обители. Рассказав о причине своего гнева на преподобного, Никита прибавил: «Я разгневался на него за то, что он все, что я дал ему, хитростью употребил на монастырское строение. Я не размыслил, что он делает это для спасения душ наших». Теперь Никита просил через Досифея прощения у подвижника и приглашал его в дом свой. Преподобный исполнил желание Строганова, пришел к нему и дал благословение его дому; с щедрыми пожертвованиями — иконами, книгами и ризами для храма, солью и железом для братии — отпустил Никита св. Трифона. Некоторое время преподобный жил в Николаевском Коряжемском монастыре. Многие приходили сюда, прося его молитв. По его святым молитвам стали происходить чудотворения от образа святителя Христова Николая Чудотворца. Слух об этом распространился, и к преподобному стало стекаться еще больше народа. Вспоминая о видении, бывшем ему в Пыскарском монастыре, преподобный усердно, со слезами молился перед образом св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Николая, простаивая на молитве целые ночи. Оставив Коряжемский монастырь, преподобный пошел в город Сольвычегодск. Затем он обходил со святыми иконами Устьсысольский и Устюжский уезды по рекам Вычегде и Двине. Везде в городах и селах говорили о святом старце; многие приходили к нему, слыша о чудесных исцелениях, совершавшихся по молитвам подвижника. Приходящие приносили ему пожертвования для нового монастыря; золото и серебро, книги — всякий жертвовал, что мог и что имел. Приходило к преподобному тогда и много нищих; он всех их оделял милостыней. Во время этого хождения Трифона со святыми иконами один человек, по внушению диавола, стал поносить и укорять святого, будто он обманывает и ходит с иконами ради прибытка. Внезапно поразил его тяжкий недуг. Наказанный раскаялся в своем согрешении, просил помолиться о нем и получил здравие, когда преподобный вознес за него молитву и окропил его святой водой. Также наказана была и женщина, похулившая святого. Вернулся преподобный с иконами в Слободской Богоявленский монастырь и принес сюда собранные пожертвования. Отсюда подвижник предпринял трудное путешествие в Соловецкую обитель — последнее путешествие в своей многотрудной жизни. Здесь поклонился он мощам прпп. Зосимы и Савватия. Соловецкие иноки, слышавшие о подвигах прп. Трифона, с великой честью его приняли и даже не хотели отпускать от себя. Некоторые из них прозорливо предрекали святому скорую кончину. Но подвижник, благодаря Соловецких иноков, просил отпустить его на Вятку, в Успенский монастырь, потому что там он желал найти место своего упокоения. Плывя рекою Вяткою, глубокий старец подвижник впал в предсмертный недуг. Больным он прибыл 15 июля в город Хлынов и отправил своего слугу в Успенский монастырь к архимандриту Ионе Мамину. Подвижник просил своего бывшего ученика принять его в обитель, которую сам же устроил. Но, питая злобу на преподобного, Иона отказался принять его. Святой нимало не возроптал на это, ибо все скорби принимал с радостью. Изнемогая от болезни, он послал своего слугу к Никольскому диакону, упомянутому Максиму Мальцову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

А как же казаки Поморья? Не все они ушли с Ермаком в Сибирь. До сих пор в Верхнетоемском районе живы легенды о казачьих сторожевых постах. Часть легенд связана с Виноградовским и Красноборским районами, в последнее время и в Котласском районе начинают проявлять интерес к казачьей странице его истории. Вспомним 17-й век, начало Смутного времени. Часть казаков защищали территории Севера от набегов «литовских людей» и шведов (в частности, казаков привлекали в народное ополчение для обороны Великого Устюга), а часть, так называемые «воровские» казаки (в основном - черкасы, малороссы) нападали на Каргополь, Кирилло-Белозерский монастырь, разграбили Сольвычегодск. Обороной последнего руководил местный священник, и вначале достаточно успешно. Осажденные разрушили ледовую переправу, чтобы враги не могли пройти по реке и отражали нападение. Хотя враги, может не без помощи изменников,нашли обходные пути, поэтому сражение было проиграно, и город взят. Нападавшие в основном состояли из запорожских и малороссийских казаков. И в Новодвинской крепости были казаки, которые обороняли Архангельск от вторжения шведов. Есть летописные свидетельства, что казачьи отряды и ранее, еще в 16-м веке, воевали против шведов на Севере: и сами нападали на Швецию, и оборонялись от шведов с переменным успехом. Известны очень активные казачьи нападения на Финляндию, Швецию и Норвегию. При этом шли они путями, проложенными опять же новгородскими ушкуйниками: достаточно вспомнить новгородские походы в 1271, 1279, 1302, 1303, 1316 и 1323-м годах, знаменитый набег под предводительством двинского посадника Якова Степановича на Галогаланд (Северную Норвегию) в 1411-м или экспедицию двинян и устюжан под началом московских воевод Ляпуна и Ушатова в 1496 году. Или знаменитый захват бывшей шведской столицы Сигтуны, когда она была взята ушкуйниками на щит, а сигтунские врата были отвезены в Софийский собор в Великом Новгороде. Сигтуна престала быть столицей свеев навсегда. При этом шведы в своих источниках, как водится, преуменьшали собственные потери и преувеличивали потери противника. Есть роман бывшего директора областного краеведческого музея Владимира Любимова «Воевода Михаил Озеров», посвященный отражению шведской агрессии в Беломорской Карелии во времена Ивана Грозного. Тема, к сожалению, малоизвестная, потому что историю Севера у нас любят изучать со времен Петра, хотя допетровский период весьма богат событиями. Не говоря уже об эпохе Ивана Грозного, основателя Архангельска.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/29/...

Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото. Рисунок Евгении Меламуд//Фома. - – сентябрь 2021. – С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Вопросы о церковном искусстве : Сколько рядов должно быть в русском иконостасе ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Иконостас в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сольвычегодск, 1693//Фома. - – сентябрь 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему икона праздника «Михайлов такая странная?» Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Икона Архангел Михаил с Чудом в Хонех, XV в.//Фома. - – 2021. – С.94. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). « Михайлов день» - народное название церковного праздника Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Праздник совершается 19 сентября. В честь этого праздника был освящен Чудов монастырь в Московском Кремле. Обитель снесена в 1929-1932 годах. Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актриса Ксения Алферова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - — сентябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Каждый материал этого номера нашел отклик в душе, начиная с колонки Владимира Легойды «Христианство — это про вину?» (с.6). Совершенно потрясающий материал «Я умер. А потом получил еще одну жизнь. Как бонус» (с.40). 2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Посоветовала бы прочитать материал о кумранских рукописях (с.26). Любые экскурсы в историю, подтверждающие реальность того, что написано в Евангелии, очень нужны. Вопрос номера о Царствии Небесном (с.14) также посоветовала бы к прочтению тем, кто делает первые шаги к вере. Этот материал обязательно дам прочитать своей четырнадцатилетней дочери. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Хотелось бы увидеть продолжение разговора о языке, начатого интервью с Мариной Журинской (с.76).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010