отв. ред. Д. С. Лихачев Василий Калика Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48; публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»). Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки. Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Василий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Калика Григорий) († 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода. До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по святым местам и описал его в своей книге «О Рае, уцелевшем на земле». 29 августа 1331 года (по другим источникам – в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митрополитом Московским Феогностом. Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы. Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев, и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города. Одновременно возникли волнения во Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа. В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями. Владыка Василий стремился умирить всех. Святитель много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению епископа Василия щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в новгородском Кремле, а в 1342 году – Благовещенскую в двух верстах от Новгорода, возобновил и украсил еще несколько храмов. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением; вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города. В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар. Святитель Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцовой крышей, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосвященный Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_12.html

Алфавитный список святых Авксентий Соловецкий, Кашкаренский, прп. – нет сведений Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. Адриан Соловецкий, пустынник Аксий Соловецкий, Кашкаренский, прп. – нет сведений Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Александр Ошевенский, игумен Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Александр Сийский, прп. Алексий Соловецкий, Калужанин, пустынник Анания Новгородский, иконописец, прп. Андрей Вишерский, прп. Андрей Новгородский, игумен Андрей Соловецкий, пустынник Анна (в язычестве Ингигерда, в миру Ирина) Новгородская, княгиня, прп. Антоний (Добрыня Андрейкович, Ядрейкович) Новгородский, архиеп. Антоний Дымский, прп. Антоний Леохновский, Новгородский, игумен Антоний Римлянин, Новгородский, прп., чудотворец Антоний (в миру Андрей) Сийский, иеромонах Антоний Соловецкий, игумен, ученик прп. Зосимы Соловецкого Антоний Чернозерский, прп. Аркадий Новгородский, епископ Арсений Коневский, прп. Арсений Новгородский, Христа ради юродивый Артемий Веркольский, отрок Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Аффоний (Афоний) Новгородский, митрополит Боголеп Кожеезерский, игумен Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Варлаам Хутынский, Новгородский, прп., чудотворец Василий Калика Новгородский, архиеп. Василий Соловецкий, келейник, ученик прп. Зосимы Соловецкого Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Владимир Ярославич Новгородский, чудотворец Галактион Белозерский, Христа ради юродивый Геласий Новгородский, игумен, свщмч. Георгий Новгородский, Христа ради юродивый – нет сведений Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый Герасим Соловецкий, отшельник Герман Белозерский, прп. Герман Валаамский, прп., чудотворец Герман Кожеезерский, игумен – нет сведений Герман Новгородский, епископ Герман Печенгский, Кольский, прмч. Герман Соловецкий, отшельник Герман Столобенский, прп. Гликерия Новгородская, дева

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковный Устав св. князя Владимира СПИСКИ ЦЕРКОВНОГО УСТАВА СВЯТОГО ВЛАДИМИРА (тексты приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995) I. Список краткой редакции В имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, князь великий Василей, нарицаемый Володимер, сын Святославль, унук Игорев, блаженный Ольги, усприал есмь крещение святое от греческих царей Константина и Василья и Фотея патриарха, узях перваго митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую. И потом, летом минувшим, създах церковь святую Богородицу, и дах десятину к ней во всей земли Руской княжения от всего суда 10-й грош и с торгу 10-ю недилю, из домов на всякое лето 10-е всякаго стада и всякаго живота чюдной Матери Божий и чюдному Спасу. И потом воззрех в греческий Номоканун и обретох в нем, яже не подобает сих тяж и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его; и сгадав аз с своею княгинею Анною и с своими детми, дал есмь святой Богородицы и митрополиту и всем епископом; а ты не ступают ни дети мои, ни унуци мои, ни род мой в люди церковныя и во все суды, и по всем городом дал семь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне суть; а кто уступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом. Дал семь: роспуты, смилное заставание, умыкание, пошибание помежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зелье, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьется, иже истяжутся о задници. Митрополичи люди церковны: игумен, игумениа, поповичеве, чернец, черница, дьякон, дьякановая, проскурница, пономарь, вдовица, калика, сторонник, задшный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетницы церковный. Аще кто их внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опричи мирян. I I. Список средней редакции Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, князь Владимир, наречен во святом крещении Василей, послав во вся страны испытати о всякой вере во каждом языци з великим прилежанием. И расмотрех со всеми бояры своими о законех по всем землях, и обрет едину правдиву веру христианскую, яко светлый и безценный бисер, пророческими проречении послушуствуему, и Христова пришествиа смотрением неизречено просвещающу всякаго человека, верующаго во Святую Троицу по евангельским проповеданием и по апостолским учением. Темьже и аз, прием святое крещение, просвещен бых душею и телом, и абие исцелев от одрьжащиа мя болезни, и прославих Бога, яко сподоби мя приати таковую благодать преосвященым митрополитом Михаилом, и взях его первого митрополита от патриарха и от всего Собора, почтенаго лампадою и саком, яко втораго патриарха, с нимьже крестих всю Рускую землю. Потом же сказа ми вся митрополить, еже о христианской вере и како снятии отцы утвердите веру на всех Соборех. От великих святитель велико послушество (послушание) приах, поревновав темь великим царямь (святым отцем), помощию Святого Духа и (помощию) святыа Богородица.

http://sedmitza.ru/text/443883.html

Сказание отца нашего Агапия Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Этот апокриф интересен тем, что сохранил одно из ранних в древнерусской литературе описаний рая. Сохранилась обширная греческая рукописная традиция «Сказания». Русский перевод с греческого известен по списку XII–XIII вв. в составе Успенского сборника. Более краткий вариант этого «Сказания» с XIII в. вошел в древнерусские Прологи. Рай представлялся средневековым читателям реально существующим пространством, где-то «на востоц», прекрасным садом, огражденным высокими стенами (оградой), полным необыкновенных плодов и цветов, звенящим от пения неземных птиц. В богословских спорах середины XIV в. о том, существует ли действительно «рай земной», или только «рай мысленный», новгородский архиепископ Василий Калика в «Послании епископу Феодору о земном рае» в подтверждение существования последнего сослался на старца Агапия как на очевидца рая (ПСРЛ, т. VI. СПб., 1853. С. 87–89). «Сказание» своим описанием рая представляет как бы своеобразный антипод «Хождению Богородицы по мукам»; оно входит в группу эсхатологических апокрифов, хорошо известных славяно-русской книжной традиции (Павлово Видение, Видение пророка Исайи, Видение пророка Даниила, Откровение Иоанну Богослову на горе Фаворской, Сказание Макария Римского о рае (Житие Макария Римского) и др.). «Если “Хождение Богородицы по мукам” рассказывало читателям об адских мучениях, ожидающих грешника после смерти, то “Сказание отца нашего Агапия” главным образом показывает трудность, необычность проникновения в рай и гораздо меньше места уделяет описанию жизни в самом раю» (О. А. Белоброва, О. В. Творогов. Переводная беллетристика XI–XIII вв.//Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 151). Это последовательный рассказ о том, как по повелению Божьему инок Агапий уходит из монастыря (в ряде более поздних списков он назван игуменом монастыря). Он прощается с братией и назначает нового игумена, словно перед смертью, а затем отправляется в путь, который оказывается не только реальным путем через непроходимые леса и море в конкретное место – райский сад, к Христу, одновременно это путь духовный, путь «после смерти», путь познания ответа на вопрос, для чего люди оставляют своих близких и следуют «за Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_23.html

(7.10.1300-28.10.1339), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых во 2- ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех святых в земле Российской просиявших)), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), второй сын св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского . После казни 15 сент. 1326 г. в Орде старшего брата Димитрия Михайловича А. М. получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское, но уже в следующем году утратил его в результате восстания против татар в Твери, к-рое А. М. сначала безуспешно пытался удержать, а затем - возглавить. Зимой 1327/28 г. в результате карательного похода войск хана при участии рус. князей (в т. ч. Иоанна Даниловича Калиты ) укрылся во Пскове, где его приняли в качестве князя. В ответ на требование Узбека «искать» А. М. псковичи отказывались выдать его, пока в 1329 г. не были вместе с князем отлучены от Церкви свт. Феогностом , митр. Киевским. После этого А. М. бежал в Литву, не теряя, однако, связей со Псковом, где он снова и вокняжился в 1331 г.,- на этот раз «из литовскыя рукы», т. е. в качестве вассала вел. кн. литовского Гедимина . Этот 2-й период псковского княжения А. М., продолжавшийся до 1337 г., характеризуется сложной и не до конца ясной политической интригой, основанной на стремлении Пскова к автономии от Новгорода (планы выделения самостоятельной Псковской епархии, отвергнутые в 1331 митр. Феогностом), новгородско-московских противоречиях (после неудачных переговоров с Иоанном Даниловичем Новгородский свт. Василий (Калика) в нач. 1333 после 7-летнего перерыва посетил Псков, где крестил сына А. М.- Михаила) и на желании Орды урегулировать свои отношения с Литвой. В результате в 1337 г. А. М. отправился к хану Узбеку, к-рый вернул ему Тверской стол; распространенное в науке мнение, что этот шаг сопровождался пожалованием А. М. титула вел. кн. тверского, маловероятно. Видимо, возвращение А. М. в Тверь понималось как возобновление соперничества с Иоанном Даниловичем за великое княжение Владимирское, что вызвало конфликт князя с теми тверскими боярами, к-рые были сторонниками лояльной по отношению к Москве политики Константина Михайловича (младшего брата А. М., занимавшего Тверской стол в 1328-1338). В результате московско-тверской борьбы при дворе Узбека или неоправдавшихся надежд хана на посредничество А. М. в отношениях с Литвой (в 1338/39 вспыхнула ордынско-литовская война) А. М. в 1339 г. был вызван в Орду, где был казнен вместе со своим сыном Феодором . Приговор хана был объявлен А. М. за 3 дня до казни. Перед кончиной он исповедался и приобщился Св. Таин. Казнь А. М. и его сына поразила современников своей жестокостью. В «Повести об убиении Александра Тверского», сохранившейся в составе нек-рых летописей, сказано: «И разоимани быша составом» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 51).

http://pravenc.ru/text/Александр ...

Византийский апокриф о путешествии Агапия в рай представлен в древнерусских рукописях различными текстовыми вариантами. Две версии рассказа переведены на современный русский язык (В.В. Мильков, Древнерусские апокрифы, СПб, 1999; М.В. Рождественская, Апокрифы Древней Руси, СПб, 2002). Древнейший список апокрифа в Успенском сборнике XII–XIII веков имеет надписание: «Слово святого отца нашего Агапия о человеке, который оставляет дом свой, берет крест и идет за Христом, как велит Святое Евангелие». Архиепископ Новгородский Василий Калика ссылается на «Слово святого Агапия» в «Послании епископу тверскому Феодору о рае» (1347 г.). Включение в состав Пролога и Великих Четьих Миней Митрополита Макария также свидетельствует о церковном авторитете Откровения святого Агапия. Апокриф принадлежит к апокалиптическому жанру видений, чудесных восхождений на небеса и путешествий в иной мир. Главной темой апокрифа является благодатная связь православного монастыря со святынями Палестины и райским садом (Древнерусская космология, СПб, 2004). Как известно, в православном богослужении знаменуются некоторые важнейшие места земли обетованной, где как в раю происходит таинственное соприкосновение земного и небесного (Лев Лебедев, Богословие Русской земли как образа обетованной земли Царства Небесного, Тысячелетие Крещения Руси: Международная церковная конференция " Богословие и духовность " , Москва, 11–16 мая 1987 года, М., 1989). Основав церковь Всемилостивого Спаса и монастырь, игумен Агапий молится Богу, прося открыть ему, что значит монашеское служение и чего ради монахи оставляют мир? Откликаясь на молитву Агапия, Господь разрешает ему покинуть монастырь и отправиться в паломничество. Хотя откровение о рае не обозначено в качестве главной цели молитвы и путешествия Агапия, Господь напоминает вопрошающему о том, насколько жизнь монахов в монастыре близка к жизни первых людей в раю. Спаситель также указывает на опасность бурных волн житейского моря вне монастыря. На берегу моря Христос явился Агапию в образе ребенка, управляющего кораблем (корабль – символ храма и Церкви). Ребенок сказал Агапию: «Здоров ли ты Агапий? Что делаешь здесь в заливах морских? Не знаешь ли, что звери здесь водятся лютые и съедят они тебя, Агапий?». Агапий же ответил малому ребенку: «Кто ты, скажи мне, или откуда знаешь меня?». Малый же ребенок сказал: «Агапий, а ты не знаешь ли Меня? Не Я ли близ монастыря был в соседях твоих? Там же Отец Мой был. И братья Мои – не все ли учатся у тебя в монастыре твоем?». Соседство Отца и Сына с монастырем означает, что монастырская жизнь непосредственно приближает подвижников к райскому общению с Богом, а исполняющие волю Божию монахи являются братьями Христа (Мф 12. 50).

http://pravoslavie.ru/1745.html

Демянка. Церковь Рождества Христова. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1828. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, Порховский район, село Демянка, сельское кладбище. Координаты: 57.850722, 29.551962 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшой кирпичный однопрестольный храм с декором в стиле классицизма, построенный в 1828. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. До настоящего времени уцелела только коробка стен. http://svyatayarus.su/church/detail/47554/ Погост упоминается в писцовых книгах под 1581 годом как Михайловский на Узе погост, здесь находился царский посланник для заключения мира с поляками. Здесь же находился монастырь: «В Михайловском же погосте на Узе монастырь на речке на Демянке. А в нем храм Рождества Христова, да в приделе Илья Пророк, церковь деревянная, да другой храм Никола Чудотворец, церковь теплая, и тот храм Николу воинские люди литовские сожгли в 89 году». Когда был основан монастырь - неизвестно. Здесь 3 июля 1352 года, на обратном пути из Пскова, скончался Новгородский епископ Святой Василий, прозванный Калика. В Пскове он был по приглашению псковичей, чтобы развеять их уныние и поднять дух во время мора (эпидемии). В этот монастырь приходил Преподобный Никандр для принятия Святых Тайн, здесь же в 1574 году он принял схиму. Монастырь разорен и сожжен поляками в годы Ливонской войны. В 1686 году его приписали к Новгородскому дому Святой Софии. Другие документы свидетельствуют, что здесь в 1685 году была построена деревянная церковь. На месте этой сгоревшей церкви, прихожанами в 1828 году из камня и кирпича построена новая церковь. Престол в церкви один. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне висели шесть колоколов. Первый колокол весил 57п. 19 ф., второй - 19 п. 35 ф., третий - 6 п. 12 ф., четвертый - 3 п., пятый - 1п. 10 ф., шестой - 1п. На первом колоколе было изображение Иисуса Христа и надпись: «Воспойте Господеви, благословите Имя Его, благословите день от дне спасение Его. Сей колокол сооружен на средства прихожан церкви погоста Демянка Псковской епархии Порховского уезда в 1905 году». На втором колоколе также было изображение Иисуса Христа и надпись: «Лит в городе Валдае в 1905 году в заводе братьев Усачевых». На четвертом колоколе была надпись на латинском языке: «Sit nomen Domini benedictum лето 1637». На шестом колоколе была надпись: «Старец Паисий дал поклон в Демянский монастырь в дом Рождества Христова». На других колоколах изображений и надписей нет.

http://sobory.ru/article/?object=23857

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010