Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она - " дочь Адама " (А,6; С,2) и дочь Давида, " праотца и богоотца " (С,2), из корени которого Она родилась " по обещанию " (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из " корене Иессеева " (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6-7) не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев ( " дочь Давида " - А,9) и от самого родоначальника Адама ( " дочь Адама " - А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как " дочь древнего Адама " находится под " ответственностью отца " ( ευ - С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и " от земли имеет происхождение " (А,2), " тленное тело наследовавшая от Адама " (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) Как " дочь Адама " , Она " из-за Адама предает тело земле " (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее " природно разделяется " от нескверного и пречистого Ее тела, тело же " законному погребению предается " (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама с ответственностью ( ευ) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. " Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... " (В,4; ПВ III,2) Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

8. Из тайны Божественного Воплощения знаем еще через святого Иоанна Дамаскина , что Пресвятая Богородица как и до рождения, так и в самом рождении, а также и после рождения была и осталась навсегда Девой: «умом, и душой, и телом приснодевствующая» (А:5). Ее приснодевство означает, что как в бессеменном зачатии Сына Божия от Духа Святого Она была «неискусомужна» (А:6) и «неискусобрачна» (В:14), так и в рождении «Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной (ПВ IV:14)... и отворил утробу, не повредив ключи девства» (В:9). Всякая другая дева по природным законам «рождением повреждает девство», между тем как Дева Матерь и Богородица «и прежде рождения – Дева, и в рождении Дева, и после рождения Дева» (С:2). Ибо рождение из Нее Богочеловека Христа было в то же самое время «ради нас, по нам и превыше нас», то есть и спасительно, и природно, и сверх природы: «оно – ради нас, потому что ради нашего спасения; по нам – потому что Он (Логос) соделался Человеком от Жены и родился в обычное время от зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы (=неискусобрачно) превыше закона зачатия (ПВ III:7) и «кроме болезней» (безболезненно) (С:13) 763 . Возможность такого рождения дал Святой Деве Дух Святой, – «очистив Ее и дав Ей силу как и принять, так и родить Слово Божие» (ПВ III:2), но также эту возможность дал Ей и Сам Единородный Сын Ее, – «естества нашего роды свободивый и девственную утробу освятивый рождеством Своим» 764 . Пресвятая Богородица, продолжает дальше свое изложение святой Иоанн Дамаскин , «пребывает и по рождестве Девой», то есть Приснодевой, – «не имевшая до смерти никакого общения с мужем» (ПВ IV:14). Годы земной жизни Сына Ее Она прожила вместе с Ним и в час Крестной смерти Его «те муки, каких Она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала Ее утробу» (ПВ IV:14; С:14) 765 , после же Воскресения Его «Бога плотию умершего проповедала» (там же). Наконец, после Вознесения Сына Своего Богоматерь жила до Своего успения и переселения в Иерусалиме, «в божественном и многознаменитом граде Давидовом – Сионе»; «Сион – мать Церквей всей вселенной – был обиталищем Матери Божией» (С:4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

3. Итак, Богородица, по святому Иоанну Дамаскину и вообще святым отцам, представляет Собой вершину и конец всего Ветхого Завета, и к Ней относятся все предызображения и все пророчества Ветхого Завета (В:9–10). Она есть вершина и плод всего ветхозаветного педагогического предуготовления человечества для принятия воплощенного Бога Спасителя. Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она – «дочь Адама» (А:6; С:2) и дочь Давида, «праотца и богоотца» (С:2), из корени которого Она родилась «по обещанию» (В:7; ПВ IV:14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А:6). Рождение Святой Девы Марии из «корене Иессеева» 722 (А:3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А:2; В:6–7) 723 , не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев («дочь Давида» – А:9) и от самого родоначальника Адама («дочь Адама» – А:6; С:2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как «дочь древнего Адама» находится под «ответственностью отца» (τς πατρικς εθνας) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А:2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака 724 Иоакима и Анны (А:2; ПВ IV:14) и «от земли имеет происхождение» (А:2), «тленное тело наследовавшая от Адама» (С:8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С:15) 725 . Как «дочь Адама», Она «из-за Адама предает тело земле» (D:4), и пречистая и блаженная душа Ее «природно разделяется» от нескверного и пречистого Ее тела, тело же «законному погребению предается» (В:10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама 726 , с ответственностью (α εθναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно...» (В:4; ПВ III:2) 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

11. Это многозначительное, но почти непереводимое выражение употреблено свт. Фотием Константинопольским в его " Гомилии на Рождество Богородицы " , 9 (ου , изд. В. Лаурдас. Фессалоники, 1959. С.96). 12. Иоанн Дамаскин, св. Слово на Великую Субботу, 1//PG 96,601. Ср.: Гомилия С,7. 13. Ибо, по Дамаскину, " предопределение есть дело Божественного предзнающего повеления " (ПВ II,30), так как " Бог все предвидит, но не все предопределяет " (там же). Божественное же предзнание или предведение не есть принудительное, но предвидящее (οε), по словам святых отцов. " Бог не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по силе уподоблялись Ему " (ПВ IV,19). 14. Ср.: Иоанн Дамаскин, св. Слово о засохшей смоковнице, 3//PG 96,581; и На Великую Субботу, 24//PG 96,624. 15. " Ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель " (ПВ II,12). 16. Максим Исповедник, св. К Фалассию, 54//PG 90,528. 17. Ибо, по словам отцов, " однозначительно - уничтожить свободу или уничтожить человека " . (См.: Николай Кавасила//PG 150,638; и его же Слова о Богородице в новом изд.: П. Неллас. " Н εο. Афины, 1968, с интересными схолиями). 18. Особенно интересно толкование Рим.11:5 и 7 св. Симеона Нового Богослова, который в своем Втором нравственном слове толкует христологически всю историю рода человеческого, начинающуюся из ребра первого Адама и совершающуюся через ветхозаветные избрания и в конце завершившуюся в Богородице в мужа Богочеловека - Второго Адама, как Церковь, которая и есть самый Христос (см.: Sources chretiennes. P.326-338). 19. О спасении Своем через Христа исповедала смиренно Сама Богородица во время Благовещения: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:47). В одной из стихир Предпразднства Рождества Христова Церковь поет: " [Вертепе, благоукрасися...] ...явися Господь из Девы Матере. Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся ecu Мне, или како прозябл ecu во Мне, Избавителю Мой и Боже? " [Минея. Месяц декемврий, 6. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на И ныне, глас 6. - Изд.]. См. также, что пишет Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.) о том, как Христос спас Святую Деву " из падения, в которое и Ее поставила сродность Евы (праматери) " (Слово о Святой Марии Богородице, 2//Patrologia Orientalis. Т.19. Р.338).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

В храме Божием, во Святая Святых, богоотроковица Мария - " священнейшая голубица, целомудренная и незлобивая душа, освященная Духом Божиим " (С,2) - будучи " чиста и имея любовь к чистоте " (С,19), показуется сугубо девой, и девой - пречистой (С,2), " не прикоснувшаяся земным страстям, но небесными воспитанная смыслами " (там же). Ибо Она, как " Отроковица священнейшая, скрывшаяся от раскаленных стрел лукавого " (А,7), от великой любви к девству ( " Дева любодевственная " - D,5) изменяется настолько к лучшему, с помощию, конечно, благодати Духа ( " утучненная Духом " - ПВ IV,14), что святой Иоанн Дамаскин говорит: " Она столько желала и любила девство, что им Она исполнилась всецело, как некоторым чистейшим огнем " (С,2), и стала " обиталищем Божественного огня " - Святого Духа (D,5). Добродетели Ее и благодать Святого Духа ( " струи благодатных даров Духа " - А,9) украшали настолько Пречистую Деву ( " одеянная в добродетелей благолепие и украшенная благодатию Духа " - А,9), что Она стала " красотою человеческой природы " (А,7), о которой " возрадовался Создатель Бог " (А,9). Из-за всего этого Пресвятая Дева становится " богодостойной " (А,7) и, будучи таковой, выбирается " в Невесту и Матерь Божию " (там же). Святой Иоанн Дамаскин описывает подробно поведение и добродетели Святой Девы (особенно в Гомилиях А,9 и 11) и вообще все Ее " невозвратное " стремление и отданность и любовь к Богу, а также и любовь Божию к Ней ( " доколе к любящей не привлекла Любящего " , " Отроковица боголюбимая " - А,9,7). Наконец, в своем " Изложении православной веры " он синтезирует все сказанное выше о святости Святой Девы: " Потом, насажденная в доме Божием и утучненная Духом, как плодовитая маслина, Она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственной душу вместе с телом, как и приличествовало Той, Которая имела принять в недра Свои Бога; ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом (Богородица) восходит к святости и является святым и удивительным храмом, достойным Бога Вышнего " (ПВ IV,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Такой является святость Пресвятой Девы до Благовещения. 6. Но сколько бы ни была великой слава добродетелей и благодати Пречистой Девы, вершиной славы Ее, " началом и серединою и концом " сверхумных благ Ее (В,12), является, несомненно, Благовещение и рождение Богочеловека Христа, или, по словам Дамаскина (В,12): " бессеменное зачатие (Духом Святым воплощающегося Слова Отчего - А,3 Божественное вселение (Ипостаси Сына Божия - А, 6) и нетленное рождение " (Еммануила, Бога Отрока - Богочеловека Иисуса - А,4). Ибо " слава Богородицы внутри - Плод чрева Ее " (А,9), то есть Христос, Сын Ее. Действительно, после окончания пребывания Ее в храме и после предания Ее со стороны священников праведному и целомудренному Иосифу, хранителю девства Ее (В,7; ПВ IV,14), " когда пришла полнота времен " , Святая Дева принимает через Архангела благовещение Пресвятой Троицы, " Которой Она послужила " (D,5; В,8), и сподобляется непостижимого и человеколюбивого снисхождения и вселения и воплощения Бога Слова, Которого Она встретила и приняла с бесконечным послушанием и смирением (ПВ III,2; В,8; С,3; см.: Лк.1:38,46-48) исправляя преслушание праматери Евы (А,7) и являясь воистину Богородицею. Вся между тем тайна Пресвятой Богородицы, как нам передали и нас научили Апостолы и отцы, сводится к " тайне Христовой " и в ней объясняется. На вопрос иудеев: " Что ты мне предлагаешь, что смогла женщина родить Бога? " - святой Прокл Константинопольский отвечает: " Не говорю тебе, что смогла женщина родить Бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены, ибо Ему все возможно " Это повторяет и святой Иоанн Дамаскин, говоря: " Богу хотящу, это сбылось; потому что, когда Бог хочет, все возможно, а ничего не возможно, если Он не хочет " (С,7). Это всемогущество Божие, о котором говорит Иоанн Дамаскин, совпадает с безмерным Его снисхождением Ибо только как снисхождение мы можем понять то, как Слово Божие, " снисшед непреходно... на земле явися (А,3) и сошел к возвышающему истощанию; как Пресущественный в утробе Жены сверхсущественно осуществился; как будучи Бог - стал Человеком... и не вышел из сущности Божества, стал теснейшим образом причастным плоти и крови; как вся исполняли и Сущий над всеми - вселился в тесное место; как вещественное и тленное тело Всеблаженной Девы восприняло пожирающий огонь Божества... и осталось неуничтоженным (С,7); как прежде рождества Дева и в рождестве Дева и по рождестве Дева - Приснодева " (А,5), - все эти вопросы или, лучше сказать, тайны никогда не объяснимы по-человечески, и, по словам Василия Селевкийского, " было тайной, и до сих пор остается тайной, и никогда не перестанет быть тайной " Все это случилось, " как один Бог знает " , и " человеку не дано исследовать неисследимое и непостижимое "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Такой является святость Пресвятой Девы до Благовещения. 6. Но сколько бы ни была великой слава добродетелей и благодати Пречистой Девы, вершиной славы Ее, «началом и серединою и концом» сверхумных благ Ее (В:12), является, несомненно, Благовещение и рождение Богочеловека Христа, или, по словам Дамаскина (В:12): «бессеменное зачатие (Духом Святым воплощающегося Слова Отчего – А:З 751 ), Божественное вселение (Ипостаси Сына Божия – А:6) и нетленное рождение» (Еммануила, Бога Отрока – Богочеловека Иисуса – А:4). Ибо «слава Богородицы внутри – Плод чрева Ее» (А:9), то есть Христос, Сын Ее. Действительно, после окончания пребывания Ее в храме и после предания Ее со стороны священников праведному и целомудренному Иосифу, хранителю девства Ее (В:7; ПВ IV:14), «когда пришла полнота времен», Святая Дева принимает через Архангела благовещение Пресвятой Троицы, «Которой Она послужила» (D:5; В:8), и сподобляется непостижимого и человеколюбивого снисхождения и вселения и воплощения Бога Слова, Которого Она встретила и приняла с бесконечным послушанием и смирением (ПВ III:2; В:8; С:3; см.: Лк.1:38, 46–48 ) 752 , исправляя преслушание праматери Евы (А:7) и являясь воистину Богородицею. Вся между тем тайна Пресвятой Богородицы, как нам передали и нас научили Апостолы и отцы, сводится к «тайне Христовой» и в ней объясняется. На вопрос иудеев: «Что ты мне предлагаешь, что смогла женщина родить Бога?» – святой Прокл Константинопольский отвечает: «Не говорю тебе, что смогла женщина родить Бога, но что Бог мог, воплотившись, родиться от жены, ибо Ему все возможно» 753 . Это повторяет и святой Иоанн Дамаскин , говоря: «Богу хотящу, это сбылось; потому что, когда Бог хочет, все возможно, а ничего не возможно, если Он не хочет» (С:7). Это всемогущество Божие, о котором говорит Иоанн Дамаскин , совпадает с безмерным Его снисхождением 754 . Ибо только как снисхождение мы можем понять то, как Слово Божие, «снисшед непреходно... на земле явися (А:3) и сошел к возвышающему истощанию; как Пресущественный в утробе Жены сверхсущественно осуществился; как будучи Бог – стал Человеком... и не вышел из сущности Божества, стал теснейшим образом причастным плоти и крови; как вся исполняяй и Сущий над всеми – вселился в тесное место; как вещественное и тленное тело Всеблаженной Девы восприняло пожирающий огонь Божества... и осталось неуничтоженным (С:7); как прежде рождества Дева и в рождестве Дева и по рождестве Дева – Приснодева» (А:5), – все эти вопросы или, лучше сказать, тайны никогда не объяснимы по-человечески, и, по словам Василия Селевкийского , «было тайной, и до сих пор остается тайной, и никогда не перестанет быть тайной» 755 . Все это случилось, «как один Бог знает», и «человеку не дано исследовать неисследимое и непостижимое» 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В момент Благовещения Святая Дева Мария, вторая Ева, жившая не в раю, но в мире, " во зле лежащем " ( " крин, возросший посреде терния... роза из терния иудеев " - А,6), - справедливо сподобилась услышать приветствие: Радуйся, Благодатная! и: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога (В,8; ср.: Лк.1:28,30). Толкуя эти слова Архангела к Деве, Дамаскин говорит так: " Воистину, Ты обрела благодать - достойная благодати; обрела благодать Ты, Которая обработала труды благодати и пожала богатый клас благодати; обрела бездну благодати Ты, Которая сохранила целостною ладью сугубого девства; ибо и душу девственною сохранила не меньше тела, откуда и сохранилось и девство тела " (В,8). Эти столь характерные слова святого Иоанна Дамаскина передают точно и истинно отношение, которое имеется между Божественною благодатию и человеческой свободой, конкретно здесь - свободной волей Богородицы. Благодать Божия есть, конечно, дар, но она дается именно имеющим и показующим самопроизвольную (=свободную) ревность, и старание, и чистоту. Человек, по словам Дамаскина, " будучи создан разумным и свободным, получил власть непрестанно соединяться с Богом через свое собственное свободное произволение " ( " хотя и не все творим то, что дано нашей природе " - ПВ IV,13; III,14). Бог же, со Своей стороны, " всем дает от Своей силы (энергии), по способности и восприятию каждого, то есть по чистоте физической и нравственной " (ПВ I,13), так что " всякому, избирающему добро, Бог содействует (υεε) в достижении добра " Все эти слова святого отца снова нам раскрывают необходимость со-действия Бога и человека ( " богочеловеческий синергизм " ), которое, как мы это уже видели, имело место во всей истории домостроительства и, следовательно, и в отношении к Богородице. В этом со-действии - " синергизме " , Бог дает благодать Свою, Себя Самого, человек же - свою свободную волю - всего себя (см.: Кол.2:9-10; 1Кор.15:10). Итак, поскольку благодать дается по аналогии ревности и любви человека к Богу то какие же действительно были " старание и поведение " божественной Девы Марии во святом храме Божием (В,7), чтобы Она удостоилась такой великой благодати! Святой Иоанн Дамаскин отвечает, что это был подвиг жизни " лучше и чище других " (В,7; С,16), включая в этих " других " даже и Ангелов (В,8). Ибо в человеческой плоти Святая Дева явила, через Свое " сугубое девство " (которое Ангелы по причине своей бесплотной природы не имеют), святость превыше Херувимов и Серафимов (А,9). Поэтому и Ее святость нераздельно связана с этим пречистым и нескверным девством Ее - с приснодевством Ее (А,5-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Б. На греческом: I. Жития. II. Службы. III. Известия писателей и др. В. На латинском: I. Легенды или жития. II. Послания и письма. III. Сказания летописей. IV. Сказания писателей и пр. Однако, задуманный план не осуществился. Бодянский издал только жития и похвальное слово, помещенное после житий. Первым было издало «Жити Константина философа, нареченного Курила, прьвааго наставника и оучителя словньскоу зыкоу». Бодянский воспользовался шестнадцатью бывшими у него в распоряжении списками этого жития. 1) По рукоп. библ. Моск. Дух. Акад. 19, XV в. 2) Из сборника 478 Новгор. Соф. библ. XV в. 3) По рукоп. Моск. Дух. Акад. полууставом разных почерков и скорописью XVII в. 4) По списку Макар. Чет. Мин. Моск. Патриаршей (Синодальной) библ, за месяц февраль. 5) По другому списку тех же Миней. 6) По списку Волоколамской библ. Моск. Дух. Акад. 593. 7) По списку XVIII в. собрания В. М. Ундольского 162. 8) По списку Новгор. Соф. библ. Макар. Чет. Мин. за октябрь Петерб. Дух. Акад. 1318, 1541 г. 9) По списку Кирилло-Белозерского мон. Петерб. Дух. Акад. Мин. за октябрь, XVII в., 14. 10) По списку Чет. Мин. за февраль около 1630 г. библ. Троицкой лавры 874 (411). 11) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 179, около 1553 г. 12) По списку Чет. Мин. за февраль Моск. Чудова мон. 311 (9), 1600 г. 13) Из сборника похвальных слов и житий, писанного грамматиком Владиславом в 1479 г. серб, письма. 14) По списку Чет. Мин. за февраль Солов, мон. Каз. Дух. Акад. 509. 15) Из сборника Е. В. Барсова первой половины XVI в. 16) По рукописи Синод, библ. 1603 (472) список с рукоп. Хиландарского мон. за февраль месяц. О последней рукописи из выписок преосв. Пв его книге «Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты» в 1845 г., часть II, отделение первое, Киев, 1877, можно судить, что русским переписчиком особенности сербского письма были сглажены и сверх того внесены разные перемены. Смотри о том подробно ниже. Бодянский печатал каждый список особо, исправлял встречавшиеся погрешности в примечаниях в конце текста. Таким образом житие Константина философа у него было повторено 16 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Из тайны Божественного Воплощения знаем еще через святого Иоанна Дамаскина, что Пресвятая Богородица как и до рождения, так и в самом рождении, а также и после рождения была и осталась навсегда Девой: " умом, и душой, и телом приснодевствующая " (А,5). Ее приснодевство означает, что как в бессеменном зачатии Сына Божия от Духа Святого Она была " неискусомужна " (А,6) и " неискусобрачна " (В,14), так и в рождении " Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной (ПВ IV,14)... и отворил утробу, не повредив ключи девства " (В,9). Всякая другая дева по природным законам " рождением повреждает девство " , между тем как Дева Матерь и Богородица " и прежде рождения - Дева, и в рождении Дева, и после рождения Дева " (С,2). Ибо рождение из Нее Богочеловека Христа было в то же самое время " ради нас, по нам и превыше нас " , то есть и спасительно, и природно, и сверх природы: " оно - ради нас, потому что ради нашего спасения; по нам - потому что Он (Логос) соделался Человеком от Жены и родился в обычное время от зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы (=неискусобрачно) превыше закона зачатия (ПВ III,7) и " кроме болезней " (безболезненно) (С,13) Возможность такого рождения дал Святой Деве Дух Святой, - " очистив Ее и дав Ей силу как и принять, так и родить Слово Божие " (ПВ III,2), но также эту возможность дал Ей и Сам Единородный Сын Ее, - " естества нашего роды свободивый и девственную утробу освятивый рождеством Своим " Пресвятая Богородица, продолжает дальше свое изложение святой Иоанн Дамаскин, " пребывает и по рождестве Девой " , то есть Приснодевой, - " не имевшая до смерти никакого общения с мужем " (ПВ IV,14). Годы земной жизни Сына Ее Она прожила вместе с Ним и в час Крестной смерти Его " те муки, каких Она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала Ее утробу " (ПВ IV,14; С,14) после же Воскресения Его " Бога плотию умершего проповедала " (там же). Наконец, после Вознесения Сына Своего Богоматерь жила до Своего успения и переселения в Иерусалиме, " в божественном и многознаменитом граде Давидовом - Сионе " ; " Сион - мать Церквей всей вселенной - был обиталищем Матери Божией " (С,4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010