А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд Страшный суд. Джотто. Фрагмент Страшный суд. Джотто. Фрагмент Страшный суд. Джотто. Фрагмент И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Страшный суд. Джотто Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим. Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд. Страшный суд. Стефан Лохнер   Страшный суд. Ганс Мемлинг Страшный суд. Микеланджело Буанарроти   Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции   ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов. Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.   Икона»СТРАШНЫЙ CYД»XIV века. Москва, Музеи Кремля. Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина. Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.) Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв. Страшный суд. Середина XVI в. Страшный суд. 1580 г. Страшный суд. Середина 15 в. Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века. Страшный (Последний) суд. Польша, икона XVII в. Второе пришествие.Греция.Около 1700 г Страшный суд. 17 в. Фреска Страшный суд Румыния, подписана 1899 г Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения. Страшный суд. Украина Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка Миниатюра Синодика XVII в. Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор. Страшный суд. 18 век. Поволжье В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг. Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-v-kartin...

II. Неправильно, когда люди, верующие в Иисуса Христа, празднуют субботу, а не воскресенье. Празднование воскресенья у первых христиан засвидетельствовано как Священным Писанием, так и Священным Преданием. Святой мученик Юстин Философ (II век) написал три апологии (защиты) христианской веры против нападок язычников. И в первой из них он говорит, что христиане собираются в тот день, который называется днем воскресенья. Во время одного из последних преследований христиан (305 год) в царствование римского императора Диоклетиана, производились расследования, кто из тех, на кого был сделан донос, празднует воскресенье, потому что на основании этого узнавали, кто является христианином. Христиане при допросах отвечали: «День воскресенья является радостью для христиан. Праздную этот день, потому что я христианин. Пусть об этом знают!» Или: «И я был на богослужении в день воскресенья и был там по своей доброй воле». И I Вселенский Церковный Собор (325 год) в 20-м правиле считает само собой разумеющимся то, что христиане празднуют воскресение. 5. Пятая заповедь Божия 534. Как читается пятая заповедь Божия? Пятая заповедь Божия читается так: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». 535. Что предписывает нам пятая заповедь Божия? Пятая заповедь Божия нам предписывает: 1) почитать и любить своих родителей; 2) исполнять их приказания, если они не противоречат закону Божьему; 3) помогать им в их труде и в их нуждах. 4) заботиться о них во время болезни и в старости; 5) молиться за них при их земной жизни и после их смерти. 536. Как награждает Господь детей, которые почитают своих родителей? Детей, которые почитают своих родителей, Господь награждает благословением, семейным благополучием и долгой жизнью. 537. Какие обязанности имеют родители к своим детям? Родители имеют к своим детям следующие обязанности: 1) должны заботиться о их здоровье, образовании и обеспечении; 2) воспитывать их в христианском образе жизни и руководить ими, особенно приучать их к труду;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Ин.7:43 . Распря убо бысть в народе ради Него 12 . Спорят напрасно и разделяются на разные мнения, одни принимая Его за пророка, а другие за Христа. Причиною происшедшего отсюда разномыслия было то, что они ни Христа не знали, ни точного разумения писаний не имели, ибо в противном слу- h6C (Продолжение следует)н6С . Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в её значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование: [Идея Царства Божия в русской богословии: Н.И. Неплюев]//Богословский вестник 1904. Т. 1. 1. С. 1–41 (3-я пагин.). (Продолжение.) —1— IX. Идея царства Божия в русском богословии Н.Н. Неплюев. Общая характеристика литературно-общественной деятельности Н. Н. Неплюева . – Сочинения Неплюева и место, занимаемое в них идеей царства Божия. – Царство Божие в воззрении Н. Неплюева : Понятие о царстве Божием; начало и факторы царства Божия; рост царства Божия на земле и медленность его; история царства Божия на земле; царство Божие, как высшее благо и цель жизни людей, народов и всего человечества; обязанность служения царству Божию; кто передовые люди? – Современная эра в истории царства Божия на земле. – Препятствия к успехам царства Божия на земле. – Ложное христианство , как одно из главнейших препятствий к успехам царства Божия; искажение сущности подлинного христианства в ложном христианстве словом и жизнью; первенствующее значение любви в христианстве, её сущность и свойства. – Разлад действительной жизни с идеалом христианским: его важнейшие проявления, как капиталистический строй современной цивилизации, разделение и распри церквей, отсутствие религиозно-нравственного воспитания и т. д. – Вывод отсюда условий развития царства Божия на земле в борьбе его с царством зла. – Особенное значение церкви в деле созидания царства Божия на земле; настоящее состояние русской православной церкви и необходимость активного содействия ей паствы в деле устроения царства Божия на земле; трудовые братства, как наилучшая форма или способ содействия церкви со стороны паствы в христианской организации жизни на основе любви или в устроении царства Божия на земле. – Трудовые братства: их идея и общее значение; значение трудовых братств в решении экономического вопроса; значение их для бедных и богатых, для церкви, государства, русского народа. – Крестовоздвиженское Трудовое Братство, основанное Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образы, применяемые к последнему различению, или суду, и как бы заимствованные из человеческого суда, не должны нас вводить в заблуждение относительно внутреннего, имманентного , характера этого суда, как самоочевидности. Собственное самоопределение каждого в его тварной свободе предстает здесь, как некая самоочевидная действительность, а не приговор только или суд над ним извне, со стороны. Это и значит, что Отец дал Сыну суд творить, ибо и сам Он есть Сын Человеческий, в Его человечности каждый находит самого себя и суд над собой. Этот суд есть, поэтому не трансцендентный, но имманентный. В каждом человеке явственно различается как Христова действительность, так и собственная его недействительность или обнаженность, «небрачная одежда» на брачном пире. Как явление Христа во Славе совершается Духом Святым, так и присутствие Христа в каждом человеке открывается Им же. Суд есть богоявление миру посланного Отцом Сына в Духе Святом. Воскресение в нетлении и прославлении и есть Страшный Суд, в котором тварь предстает пред лицом Божиим и видит себя в Боге. Ибо образ Божий, данный человеку при его сотворении, есть и суд над человеком в отношении к его подобию, которое есть осуществление этого образа в тварной свободе. «Подобие» же есть книга жизни, раскрытая на суде. Образ Божий явлен будет каждому человеку Духом Святым, как внутренняя правда и суд для жизни тварной. Этот суд Христов есть вместе с тем и наш собственный суд над собою для каждого; это есть видение себя в свете своей собственной правды, того первообраза, который познается человеком в свете его воскресения, озарения Духом Святым. Суд есть суждение самого человека в своем истинном образе над собою же самим в своем «подобии», и, как таковой, он отличается самоубедительностью. А этот подлинный образ для всякого человека есть Христос: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир» ( Ин. 3, 19 ), «на суд пришел Я в мир сей» (9, 39). Можно ли не принять этот суд, отвергнуть это онтологическое суждение о себе самом, как несоответственное, неубедительное? Нет, невозможно, потому что судит человека самое его существо, его собственная правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Такое естественное внешнее себе выражение царство Божие находит в церкви, видимом обществе с видимой организацией. Отсюда церковь есть внешнее проявление царства Божия, форма или внешняя оболочка, одежда его (Ротэ, Краусс). Такова вообще связь царства Божия и церкви. В таком представлении царство Божие является как бы источником или производящей причиной церкви, началом, независимым от нее или творческим, а церковь – следствием, и насколько причина выше следствия, настолько царство Божие выше, ценнее церкви. Но, с другой стороны, церковь , возникающая из царства Божия, сама в свою очередь может оказывать воздействие на исторические судьбы царства Божия, служить средством или орудием осуществления царства Божия на земле, как бы его производящей причиной и источником. В таком представлении церковь является уже одинаковой величиной наряду с царством Божиим, а не меньшей, чем последнее: она становится безусловно необходимой или нужной для царства Божия, его посредницей, органом на земле, тогда – как в первом представлении связь царства Божия и церкви хотя и является психологически естественной, но не безусловно необходимой. В зависимости оттого, какому из двух указанных представлений дается перевес, получаются теории двух типов. В одних теориях подчеркивается более зависимость царства Божия от церкви (Ротэ, Эбрард, Кэстлин), и церковь называется даже «матерью царства Божия» (Эбрард), в других, наоборот, подчеркивается зависимость церкви от царства Божия и наряду с царством Божиим церковь трактуется как нечто побочное, не безусловно нужное царству Божию (Швейцер, Краусс). Логически последовательной особенностью последних теорий Швейцера, Краусса и других служит отрицание церкви в смысле Божественного учреждения: естественно здесь настаивают на том, что Иисус Христос не имел нарочитой цели учреждения церкви, предоставив естественному ходу вещей образование внешней оболочки или «общественной организации» для царства Божия, в которой оно могло бы найти себе выражение. Впрочем, указанными теориями, подчеркивающими зависимость церкви от царства Божия, церковь признается только несовершенным и относительным выражением царства Божия, всегда несовершенной формой его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрезвитесь пьяницы от вина нечестия вашего и внемлите пророку, громко и ясно взывающему: не один или двое, раб или свободный, богач или бедняк, начальник или подданный, царь или обыкновенный человек, или просто тот или этот, но все, говорит, познают мя от мала и до великаго их. Кого же познают? Творца и Владыку их, дающего им дыхание жизни, Промыслителя и Вседержителя, Благодетеля, всем премудро управляющего и направляющего, дарующего всем бытие и благополучие, – познают не чуждых богов, поклонятся не делам рук своих, не скажут камню или дереву: ты нас создал, но все познают Меня, от малаго до великаго их познают Меня, – не пребудут в неведении, не поклонятся диаволу и не воздадут почтение твари вместо Творца. (Но действующий чрез служителей своих возглашает им – своим служителям – чтобы они противопоставили столь ясным (Продолжение следует). Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: (Богословско-апологетическое исследование): [Понятие о Царстве Божием]//Богословский вестник 1902. Т. 3. 10. С. 117–148 (2-я пагин.). (Продолжение.) —117— Остави мертвыя погребсти своя мертвецы, ты же шед возвещай царствие Божие. Лк.9:60 . II. Свойства царства Божия, вытекающие из понятия о сущности его. Трансцендентальность и имманентность царства Божия. – Царство Божие, как нечто уже осуществляемое и явившееся, и царство Божие, как нечто будущее, задача и идеал. – Всеобъемлемость царства Божия или необходимость космического исполнения царства Божия, откровения во всей твари, – не только внутри человека, в духе его, но и вне последнего в природе и истории. – Осуществление царства Божия на земле и разбор возражений, отрицающих существование и развитие царства Божия на земле. – Полное определение царства Божия. – Формы царства Божия или история царства Божия на земле в его главных моментах: царство Божие этическое, царство Божие космическое, царство Божие, осуществляемое в будущем веке, в полноте времен, – эсхатологическое, или – царство благодати, царство силы и царство славы. – Эсхатологическая сторона в евангельском учении о царстве Божием. – Совместимость эсхатологической стороны царства Божия с его духовной или этической стороной вопреки рационализму. – Царство Божие и Церковь . Решение вопроса об отличии и взаимных отношениях царства Божия

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в служебниках, изданных в Москве при первых наших патриархах Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе, седмипросфорие явилось не в виде общего правила для всех церквей, а в виде частного постановления для одних обителей. Ибо во всех означенных служебниках, вместо одной или двух просфор за живых, назначены три: четвертая – о патриархе и о всем священническом чине, пятая – о царе и о всех православных христианах и потом следует шестая, вновь прибавленная, о которой однакож предварительно замечено: «аще будет монастырь, иерей, прием шестую просфиру, глаголет сице: о рабе твоем, отце нашем архимандрите или игумене, имярек, и о всей братии нашей» и проч. След., в приходских церквах, по этим служебникам, надлежало совершать проскомидию только на шести просфорах, а не на седми. В служебнике, изданном в Вильне 1583 г., говорится о седми просфорах без всякого исключения или ограничения, но говорится другое: именно – пятая просфора назначается за князей и всех православных христиан и, «аще будет в монастыри», за игумена и всю братию; шестая – за умерших; наконец «прием 7-ю просфору, (священник) глаголет: помяни, Господи, ненавидящих и любящих нас, и давших нам милостыня, и заповедавших недостойным молитися о них: помяни, Господи, и мене недостойного»... В служебниках, изданных в Киеве 1620, 1629 и 1639 г. и во Львове 1637 г., полагается также семь просфор, но с новыми особенностями, именно после просфоры для агнца назначается первая просфора в честь Богородицы, вторая в честь святых, третья о всяком епископстве, о царе. о игумене и о всей братии, четвертая за всех живых, пятая за умерших, шестая только за самого священнослужителя. Наконец, в виде решительного правила о седмипросфории напечатано уже в Номоканоне, изд. при иноческом требнике во время патриарха Иоасафа в 1639г. Здесь (в 210-й статье) читаем: «на святой проскомидии Божественныя литургии семь просфор да имаши: первая за Господьский хлеб, вторая – пресвятыя Богородица, третия за святых, четвертая за патриарха, пятая за царя и за царицу и за чад их, а идеже будет к цареву величеству послати, то выимати по имяном всем по просфоре, шестую же за всех православных за живых человек, ихже хощеши поминати, а седмую за усопших, – едину прямо со другою особно, кождо чином своим, якоже в служебниках указано изображено имаши».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Выпуск 1 → Внебогослужебные беседы священника Василия Преображенског о Содержание Глава четвертая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, изъясняющие значение и важность христианской добродетели – веры Беседа первая Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.14:19–31 ст.) Беседа вторая Притча о двух строителях (Мф.7:24–27; Лк.6:47–49) Беседа третья Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1–16) Беседа четвертая Притча о рабе, трудящемся по возвращении с поля (Лк.17:7–10) Беседа пятая Притча о двух сынах (Мф.21:28–32). Беседа шестая Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:9–14) Глава пятая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, в которых уясняется значение и важность христианской надежды Беседа первая Притча о друге, просящем три хлеба (Лк.11:5–10) Беседа вторая Притча о неправедном судии и вдовице (Лк.18:1–8) Беседа третья Притча о десяти девах (Мф.25:1–13) Беседа четвертая Притчи: а) о рабах, ожидающих господина; б) о хозяине. ожидающем вора; в) о верном и благоразумном рабе-домоправителе и злом рабе (Лк.12:35–46; Мф.24:42–51) Беседа пятая Притча о талантах (Мф.25:14–32) Беседа шестая Притча о десяти минах (Лк.19:11–27) Глава шестая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос указует верующим в Него важность христианской добродетели – любви Беседа первая Притча о заимодавце и двух должниках (Лк.7:41–43) Беседа вторая Притча о немилосердном рабе (Мф.18:23–35) Беседа третья Притча о сострадательном самарянине (Лк.10:25–37) Беседа четвертая Притча о безрассудном богаче (Лк.12:13–21) Беседа пятая Притча о неправедном приставнике (Лк.16:1–14) Заключение     В трех главах, составивших собою первый выпуск наших бесед 1 , мы предложили вашему вниманию изъяснение тех притчей, в которых Господь наш Иисус Христос благоволил в образах и подобиях изложит Свое Божественное учение о Царстве Божием на земле или Церкви Святой, а именно о цели ее учреждения на земле, о существовании ее до конца мира сего, об условиях вступления в нее людей, об обновлении человечества и о будущем конечном суде. Теперь с Божьей помощью, мы продолжим беседы на те притчи, в которых Спаситель в ярких чертах изобразил правила жизни, обязательные для Его последователей – членов Церкви Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010