Соч.: Об индифферентизме и веротерпимости//ДБ. 1859. 31. С. 137-145; 32. С. 170-180; Христианская Церковь на Западе Европы в средние века//ПО. 1860. 2. С. 105-124; Современные религиозные партии в протестантстве//ПО. 1860. 9. С. 83-112; Из Германии//ПО. 1861. 11. С. 388-413; 1862. 1. С. 31-71; 5. С. 64-103; Сивекингская благотворительная община в Гамбурге//ПО. 1861. 5. С. 67-88; Очерки быта народа Божия//ДЧ. 1864. Т. 1. Кн. 2. С. 168-194; Кн. 3. С. 261-290; Кн. 4. С. 390-402; Т. 2. Кн. 5. С. 24-35; Кн. 6. С. 130-150; Кн. 7. С. 233-239; Кн. 8. С. 339-348; Т. 3. Кн. 9. С. 75-93; Кн. 10. С. 160-171; Кн. 11. С. 219-227; Кн. 12. С. 387-392; 1865. Т. 1. Кн. 1. С. 11-27; Кн. 2. С. 101-120; Кн. 3. С. 244-248; Кн. 4. С. 281-293; Т. 2. Кн. 7. С. 230-241; О катехизическом преподавании христ. учения детям: [Из: Sailer J. M. Téologie Pastorale. P., 1860. Т. 1]//Калужские ЕВ. 1866. 4. Ч. неофиц. С. 89-103; 12. С. 341-347; Из Калуги: Неск. известий о Калужском ДУ//ПО. 1866. Т. 19. Заметки. 1. С. 17-31; 3. С. 95-115; Кр. хронологическое обозрение истории св. церкви от начала ея до последнего времени//ДЧ. 1867. Т. 1. Кн. 1. С. 1-15; Очерки библ. древностей//Калужские ЕВ. 1865. 15. С. 396-404; 19. С. 522-532; 21. С. 576-590; 1866. 3. С. 65-79; 9. С. 265-279; Очерки быта древних евреев: Пособие к изъяснению Св. Писания//ВЧ. 1867. 24. С. 450-459; 25. С. 469-477; 26. С. 495-508 (отд. изд.: К., 1869; переизд. в кн.: История Израиля и Иудеи: Обществ. и полит. жизнь. М., 2004. С. 502-643); Основные начала обучения//ТКДА. 1868. 8. С. 296-324; 9. С. 519-544; Руководство к начальному обучению: (Для учителей нар. школ). К., 1869 (совм. с И. И. Малышевским, И. Т. Экземплярским). Пер.: Вольтер Ф. М. Философия истории: Пер. с франц. СПб., 1868; Гоббс Т. Левиафан, или О сущности, форме и власти гос-ва/Пер. с англ.: Н. Л. Зайцев, С. П. Автократов. СПб., 1868; Эттинген А., фон. Реализм в области наук о духе и в особенности - о нравственности: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//ТКДА. 1870. 12. С. 610-644; он же. О социальной этике, основанной на нравственной статистике, и о значении посл. для нравственного богословия: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//Там же. 1871. 10. С. 40-106.

http://pravenc.ru/text/1618918.html

По своим взглядам Г. был близок славянофилам, находился под сильным влиянием А. С. Хомякова . Исторические труды, отличающиеся полнотой материала, использованием новых источников, принесли Г. признание специалистов. Он проявил себя как этнограф, владевший даром острой наблюдательности и живого описания. Г. был увлечен идеей слав. единства на основе распространения Православия, рус. языка и кириллицы. В 1854-1861 гг. он опубликовал цикл статей «Письма об истории сербов и болгар», ставший основой классического труда «История сербов и болгар» (Собр. соч. СПб., 1868. Т. 1), крупные работы «История балтийских славян» (М., 1855) и «Борьба славян с немцами на Балтийском Поморье в Средние века» (СПб., 1861). В цикле очерков «Босния: Путевые заметки» и в кн. «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (СПб., 1859) описал нравы, обычаи, быт и обряды юж. славян, исторические достопримечательности, центры образования. Подготовленные к публикации материалы, собранные Г. в Боснии, Сербии и Македонии, получили высокую оценку, впосл. часть их была опубликована др. исследователями. В работах по истории и лит-ре Чехии доказывал устойчивость кирилло-мефодиевской традиции в чеш. землях (Очерк истории Чехии. СПб., 1862; Гус: Его отношение к Правосл. Церкви. СПб., 1871; Чеш. лит-ра//Поэзия славян. СПб., 1871). Предпринял попытку написать обобщающий труд по истории славян, но не окончил его, был опубликован лишь разд. «Древнейший период истории славян» (ВЕ. 1868. 7, 9). Работы в области языкознания, в частности «Общеславянская азбука» (СПб., 1871), получили сдержанную оценку лингвистов. Признавая ряд верных наблюдений и замечаний Г., академики В. Ягич и И. А. Бодуэн де Куртенэ отмечали поверхностность нек-рых этимологических гипотез, оспаривали целый ряд выводов. Г. являлся членом-корреспондентом С.-Петербургской АН, действительным членом Российского географического об-ва (с 1858), возглавлял его этнографическое отд-ние (с 1870). За время поездок по Балканскому п-ову собрал коллекцию рукописей. В 1868 г. передал 101 слав. рукопись XIII-XVIII вв. Публичной б-ке в С.-Петербурге (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1868 г. СПб., 1869. С. 10-159), в 1873 г. б-ка приобрела у его наследников 2-ю ч. собрания, в составе к-рого находились слав., греч. и вост. рукописи (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1873 г. СПб., 1875. С. 12-19). 3-е собрание было приобретено известным коллекционером А. И. Хлудовым (см. Хлудовы ) (описание см.: Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872) и ныне хранится в ОР ГИМ. Особое место среди рукописей, собранных Г., занимают памятники, связанные с творчеством слав. первоучителей равноапостольных Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и их ближайших учеников: «Македонский кириллический листок» (рубеж XI и XII вв.), «Проглас к Евангелию» св. Кирилла (нач. XIV в.), полный список службы св. Мефодию св. Климента Охридского (кон. XIII - нач. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/165001.html

А.- автор многих работ по каноническому праву, истории Церкви и пастырскому богословию. А. способствовал развитию румын. культуры в монархии Габсбургов. Открыл до 400 церковноприходских школ (при нем их число возросло до 800), лицей с восьмигодичным курсом (1850) и реальное коммерческое уч-ще в Брашове (1869), гимназию с четырехгодичным курсом в Браде (1868). При его участии в 1853 г. был основан Богословско-педагогический ин-т в Сибиу (обучение в течение 2, а затем 3 лет). А. удалось добиться у австр. властей разрешения на открытие типографии 27 авг. 1850 г. в Сибиу, где печатались богослужебные книги, учебники для церковных и светских учебных заведений на румын. языке, в т. ч. труды самого А. С 1853 г. в типографии начала выходить первая румын. газ. «Telegraful Român» . А. был одним из создателей Ассоциации румын. лит-ры и культуры Трансильвании (Asociaiunea transilvan pentru literatura român i cultura poporului român) и ее первым председателем (1861-1866). Почетный член Румынской АН (с 1871), почетный председатель об-ва «Transilvania» в Бухаресте. Похоронен в с. Рэшинари (близ Сибиу). Соч.: Promemorie despre dreptul istoric al autonomiei biserice#ti-naionale a românilor de religie rsritean. Sibiu, 1849; Adaus la «Promemoria despre dreptul istoric al autonomiei biserice#ti-naionale...». Sibiu, 1850; Memorial, prin care se lmure#te cererea românilor de religiunea rsritean în Austria pentru restaurarea Mitropoliei lor din punct de vedere al sfintelor canoane. Viena, 1851. Sibiu, 1860; Elementele dreptului canonic. Sibiu, 1854; Istoria Bisericii Ortodoxe rsritene universale. Sibiu, 1860. 2 vol. [на основе серб. оригинала с добавлениями по истории Румынской Церкви]; Compendiu de Drept canonic. Sibiu, 1868; Enhiridion sau carte manual de canoane.., cu comentarii. Sibiu, 1871; Manual de studiu pastoral. Sibiu, 1872. Лит.: Popea N. Arhiepiscopul i mitropolitul Andrei aguna. Sibiu, 1879; Lupa # I. Mitropolitul Andrei aguna: Monografie istoric. Sibiu, 19112; Tulbure Gh. Mitropolitul aguna: Opera literar. Scrisori pastorale. Circulri #colare. Diverse. Sibiu, 1938; Din istoria Transilvaniei. Bucureti, 1961. Vol. 2; Istoria României. Bucureti, 1964. Vol. 4; История Румынии, 1848-1917. M., 1971; Пэкурариу М. Хронологический список всех румынских митрополитов и некоторых епископов с IV века до наших дней//Румыния: Страницы истории. Бухарест, 1976. 3-4.

http://pravenc.ru/text/115264.html

Соч.: О крещении чрез погружение и обливание: [Магист. дис.]//ПрТСО. 1855. Ч. 14. Кн. 4. С. 432-471; Слово в день Пятидесятницы//Там же. 1861. Ч. 20. Кн. 2. С. 282-291; Беседа Иисуса Христа с Никодимом//Там же. 1862. Ч. 21. Кн. 1. С. 55-132; О тексте Синайской рукописи Библии//Там же. 1863. Ч. 22. Кн. 2. С. 167-239; О так называемом «Евангелии от евреев». М., 1864; О Евангелиях и Евангельской истории: по поводу книги «Жизнь Иисуса» соч. Ренана: Опыт обзора и разбора т. н. отрицательной критики Евангелий и Евангельской истории. М., 1865; Беседа Спасителя о разрушении Иерусалима, кончине мира и последнем суде//ДЧ. 1869. Ч. 2. С. 319-339; Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна: На слав. и рус. наречии/С предисл. и подробными объяснит. примеч. архим. Михаила. М., 1870. Кн. 1: Евангелие от Матфея; 1871. Кн. 2: Евангелие от Марка и Луки; 1874. Кн. 3: Евангелие от Иоанна; Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая//ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 22-104; Речь... на публичном диспуте пред защитою его соч. «О Евангелиях и Евангельской истории» на степень доктора богословия 9 дек. 1871 г. М., 1872; Библейский канон Священных книг Ветхого и Нового Завета//ЧОЛДП. 1872. Кн. 2. С. 125-153, 199-236; Беседа Иисуса Христа по исцелении расслабленного//Там же. 1873. Кн. 1. С. 523-554; Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Ин. 13)//Там же. С. 627-671; Беседа прощальная с учениками (Ин. 13)//Там же. Кн. 2. С. 182-226, 270-308; Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин 18)//Там же. С. 445-463; Ответ... на ст. Горского-Платонова//Там же. 3. Отд. 2. С. 139-166; Апостол: Деяния и Послания Апостолов с Апокалипсисом: На слав. и рус. наречии/С предисл. и подробными объяснит. примеч. еп. Михаила. М., 1876. Кн. 1: Деяния св. Апостолов; К., 1890. Кн. 2: Соборные Послания св. Апостолов; Столетие из истории толкования Библии у нас в России: Актовая речь//Годичный акт в МДА 1 окт. 1877 г. М., 1878. С. 7-35; Соборные Послания св. ап. Петра/С объяснит. примеч. еп. Михаила. М., 1887; О христ. любви: Слово в Великий Пяток//Радость христианина. 1898. Кн. 3. С. 234-244; Библейская наука: Акад. чт. по Свящ. Писанию ВЗ. Тула, 1898. Кн. 1: Очерк истории толкования Библии; 1899. Кн. 2: Пятокнижие Моисеево; 1899. Кн. 3: Исторические книги ВЗ; 1900. Кн. 4: Учительные книги ВЗ; 1901. Кн. 5: Пророческие книги ВЗ; 1901. Кн. 6: Св. прор. Исаия и книга его пророчеств; 1902. Кн. 7: Св. прор. Иеремия, книга его пророчеств и Плач Иеремии;. 1903. Кн. 8: Св. прор. Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств; Библейская наука: Акад. чт. по Свящ. Писанию НЗ. Тула, 1900. Т. 1: По Евангелию; 1904. Т. 2: По Евангелию; 1905. Т. 3. Вып. 1: Св. ап. Павел и его Послания; 1905. Вып. 2: Римская Церковь и Послание к Римлянам; 1906. Т. 4: Коринфская Церковь и Послания к Коринфянам; 1906. Т. 5: Колосская Церковь и Послание к Колоссянам; Фессалоникийская Церковь и Послание к Фессалоникийцам.

http://pravenc.ru/text/Михаила ...

Соч.: Круг подвижных праздников Церкви: Собр. слов, бесед и поучений. К., 1850. Ч. 1; Христианские древности Греции//ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 2. С. 31-68, 142-230; Письмо из Иерусалима//ХЧ. 1857. Ч. 2. С. 203-206; Известия с Востока//Духовная Беседа: Церковная летопись. 1860. 50. С. 770-782; О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах//Изв. Имп. Археол. Об-ва. СПб., 1861. Т. 2. Вып. 3. С. 129-145; С Востока: О богословском училище на острове Халки. СПб., 1862; Поездка в Вифинию//ХЧ. 1862. Ч. 2. Нояб. С. 660-701; Вифиния//Там же. 1863. Ч. 1. Март. С. 422-460; Ч. 2. Май. С. 67-124; Июнь. С. 229-269; Авг. С. 493-525; Заметки поклонника Св. горы//ТКДА. 1860-1863 (отд. отт.: К., 1864); Заметки XII-XV в., относящиеся к крымскому г. Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре//ЗапООИД. 1863. Т. 5. С. 595-628; Пять дней на Св. земле и в Иерусалиме, в 1857 г. М., 1866; Проповеднический круг подвижных праздников Церкви: Слова и беседы. М., 1867. Ч. 1: Постная Триодь; Ч. 2: Цветная Триодь; Богословское училище близ Иерусалима//ДБ. 1868. Т. 2. 37. С. 161-169, 181-191; 40. С. 234-242; 26-е января в лавре св. Саввы//ТКДА. 1868. 4. С. 42-83; Мучение св. Домнины//Там же. 1869. 1. С. 120-133; От Босфора до Яфы. К., 1869; Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский//ТКДА. 1869. 6. С. 445-497 [новые данные к житию свт. Николая Мирликийского]; Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию//Там же. 1870. 5. С. 396-427; Из записок Синайского богомольца//Там же. 1871. Т. 2. С. 275-407; Т. 4. С. 68-104; Т. 8. С. 274-332; 1872. Т. 5. С. 272-342; 1873. Т. 3. С. 363-434; Т. 9. С. 324-400; Слова, произнесенные в Иерусалиме на св. Голгофе вечером в Великий Пяток при обношении плащаницею//Там же. 1871. 4. С. 219-224; 1875. 6. С. 818-822; 1876. 5. С. 410-417; Еще о святителе Николае Мирликийском//Там же. 1873. 12. С. 241-288; Древний канонарь синайской библиотеки//Там же. 1874. 5. С. 95-216; 6. С. 458-497; О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874; Доктор Сепп: (Рассказ доктора Сеппа из совр.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Многочисленные беседы, поучения, проповеди Е. печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении» , «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей Е. выдержало неск. изданий, нек-рые из них были помещены в качестве образцов в сб. «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христ. воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию. Собрал большую б-ку, к-рую завещал Могилёвским ДС и ДУ (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому муж. и Буйничскому жен. уч-щам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви с. Чёрный Верх. Е. был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871). Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1849), св. Владимира 2-й (1856) и 1-й (1882) степени, св. Александра Невского (1863), алмазными знаками того же ордена (1868). Погребен 24 февр. 1883 г. в Спасской ц. Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич) (см. Слово, сказанное им при отпевании: Могилёвские ЕВ. 1883. 17. С. 355-358). Соч.: О семейных обязанностях. М., 1844; О воспитании детей в духе христ. благочестия. М., 1844. СПб., 18774; О божественности христ. религии. М., 1845; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов: Пер. с греч. М., 1846; Размышления на молитву Господню. М., 1847, 18514; Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1848. М., 18594; Беседы о седьми спасительных таинствах правосл. и католич. Церкви. СПб., 1849, 18725; Утешение в скорби и болезни. СПб., 1849. М., 1996; Беседы на воскресные и праздничные Евангелия. М., 1855, 18763. 2 ч.; О христ. надежде и любви: Поучения. М., 1858; Беседы к своей душе. М., 18592; Беседы о пьянстве. М., 1862; О правосл. вере: Поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса правосл. Церкви. СПб., 1863. 3 кн., 18773. 2 кн.; Беседы на 1-е соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. СПб., 1864, 18802; Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола. М., 1867. 2 ч.; Беседы о евангельских блаженствах. СПб., 1867; Беседы о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия. СПб., 1867; Проповеди. СПб., 1870. 2 т.; Размышления на Символ веры. СПб., 1871; Беседы на св. Евангелие от воскресения Лазаря до сошествия Св. Духа. СПб., 1875, 18802. 2 ч.; Выгоды ближайшей зависимости народных уч-щ от церквей//Могилёвские ЕВ. 1883. 1. С. 17-19; Переписка с прот. А. В. Горским//ЧОЛДП. 1884. Ч. 3. С. 1-29; Письма к А. В. Горскому (1847-1850)//ПрТСО. 1886. Ч. 37. С. 699-855; Письма к А. В. Горскому//БВ. 1914. 10/11. С. 534-610; О таинствах. М., 1903; Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2003, 2007.

http://pravenc.ru/text/187369.html

Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Арх.: ГА Тверской обл. Ф. 103 [ст., проповеди, восп., дневники Беллюстина, письма к Беллюстину Н. В. Калачова, К. Д. и А. Д. Ушинских, М. И. Семевского, В. Ф. Корша и др.]; Ф. 106. Оп. 8 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; РГБ ОР. Фонд М. П. Погодина [часть ркп. «Описание сельского духовенства», письма Беллюстина к М.П.Погодину]; РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79 [Письма Беллюстина к М. П. Погодину]; Ф. 275. Оп. 4. Д. 12 [письма Беллюстина к Н. С. Лескову]; Ф. 459. Оп.1. Д. 307 [Письма к А. С. Суворину]; ИРЛИ ОР. Ф. 616, 6 [письма Беллюстина к А. Д. Желтухину]; Ф. 274. Оп. 1, 74 [письма Беллюстина к М. И. Семевскому]; Ф. 3. Оп. 4, 35 [письма Беллюстина к И. С. Аксакову]; Ф. 293. Оп. 1, 204 [письма Беллюстина к М. М. Стасюлевичу]; РНБ ОР. Ф. 601, 1413 [письма Беллюстина к В. А. Половцеву]; РГИА. Ф. 834. Оп. 2, 1856; Ф. 796. Оп. 154, 1415, 1425; Ф. 796. Оп. 160, 831; Ф. 797. Оп. 34. Отд. 1, 89; Ф. 797. Оп. 48, 114; Ф. 797. Оп. 49. Отд. 2, 142 [мат-лы о служебной и лит. деятельности Беллюстина]; ИРИ РАН (С.-Петербургское отд-ние). Ф. 20 [колл. ист. док-тов, собр. Беллюстиным]. Соч.: Из наблюдений над умирающим//Москвитянин. 1852. 20; О врачах для крестьян//Журн. землевладельцев. 1858. 1; Семья//Там же. 4, 5; Описание сельского духовенства. Лпц., 1858; Теория и опыт//ЖМНП. 1860. 10; Зап. о г. Калязине//Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России, 1860-1861. СПб., 1861. Кн. 2; Приходские учителя//ЖМНП. 1861. 4; О церковном богослужении. СПб., 1861, 18976; По вопросу о бесприютных сиротах-девицах духовного звания//ПО. 1862. 6; О божественной литургии. СПб., 1863, 18865; Учительницы в народе//День. 1864. 4 окт.; Внутренняя жизнь уездных городов//День. 1864. 21 и 28 нояб.; Духовенство и земство//Дух христианина. 1865. 4, 9; Вечерние беседы с крестьянами. СПб., 1865-1867, 18862. 2 кн.; Наука - путь к царству вечному. СПб., 1867; Страстная неделя. М., 1869; Путь узкий и широкий. СПб., 1870; Сельское духовенство во Франции. СПб., 1871; Что сделано по вопросу о духовенстве//Беседа. 1871. 3, 11. 1872. 2; Городские нужды//Там же. 1872. 3; Нравственное значение мон-рей//Там же. 1872. 9; Из церковных бесед. СПб., 1872; К вопросу о раскольниках//ЦОВ. 1879. 43, 44; Из заметок о пережитом: Период юношества//Там же. 1882. 18, 33, 36, 39, 43, 47, 54, 59; Русь православная//Континент. 1993. 74. С. 141-158; «Заметки» о прочитанном свящ. И. С. Беллюстина (1847-1850)//Чтение в дореволюционной России: Сб. науч. тр. М., 1995. С. 91-116; Из истории провинциального духовенства: И. С. Беллюстин. Заметки, 1847-1850. Тверь, 2001.

http://pravenc.ru/text/77918.html

20 мая 1867 г. К. прибыл на российский таможенный пункт в Бессарабии, сдался властям и был доставлен в кишинёвскую тюрьму, оттуда отправлен в С.-Петербург. Находясь под арестом в столице, К. написал свое основное произведение «Исповедь» (13 июня - 11 июля 1867), в котором отрекся от революционной деятельности, подробно объяснив причины своего решения. Имп. Александр II прочитал «Исповедь» и даровал автору прощение, К. было возвращено право поступать на гос. службу и возможность жить в обеих столицах. 11 сент. 1867 г. публицист вышел из тюрьмы и обосновался в С.-Петербурге. Поступок К. вызвал возмущение оппозиции. После освобождения К. занимался лит. деятельностью, сотрудничал в Русском географическом об-ве, писал для журналов славянфильского и консервативного направления «Заря», «Всемирный труд», «Русский вестник», «Нива», издал мемуары «Пережитое и передуманное» - сокращенный вариант «Исповеди». В мемуарах, а также в очерках «Из рассказов об эмигрантах», «Эмигрант Абихт» К. создал образ политического эмигранта, потерявшего связь с рус. жизнью. В 1868 г. К. издал кн. «Галичина и Молдавия», включившую путевые очерки 1866-1867 гг. из газ. «Голос» и размышления К. о единстве слав. народов; по мнению автора, создание общеслав. союза было первоочередной политической целью. В 1870 г. в журналах «Нива» и «Семейные вечера» К. опубликовал исторические очерки компилятивного характера: «Александр Невский и Дмитрий Донской», «Первый русский царь Иван III Васильевич», «Просветители славян святые Кирилл и Мефодий», в 1872 г. издал повести «Москва и Тверь», «При Петре». К. отчасти послужил прототипом Шатова в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Соч.: Гонение на крымских татар//Колокол. 1861. 117. 22 дек. С. 973-977; Донос иже по делам веры фискальствующего купца Сопелкина//Общее вече. 1862. 1. 15 июля. С. 6-8; Пережитое и передуманное. СПб., 1868; Галичина и Молдавия: Путевые письма. СПб., 1868; Эмигрант Абихт: (Из рассказов о «Беглой братии»)//РВ. 1869. Т. 79. Янв. С. 228-251; Из рассказов об эмигрантах//Заря. 1869. 3; Святорусские двоеверы//Там же. 10-11; Рецензия на кн. Н. С. Лескова «Загадочный человек»//Там же. 1871. 6. С. 4 (2-я паг.); Москва и Тверь: Ист. повесть. СПб., 1872; При Петре: Ист. повесть времен преобразования России. СПб., 1872 (соавт.: В. П. Клюшников); Исповедь/Подгот. к печ.: Е. Кингисепп; вступ. ст. и коммент.: М. Клевенский//Лит. наследство. М., 1941. Т. 41/42. С. 253-470; Письма к Герцену и Огарёву/Публ.: П. Г. Рындзюнский//Там же. 1955. Т. 62. С. 159-218.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

М. был членом Об-ва серб. словесности (1857), Об-ва освобождения африканских рабов (1862), Алтайской миссии (1866), почетным членом С.-Петербургского (1869) и Московского ун-тов (1871), Об-ва Красного Креста (1871), Об-ва христолюбивых в Афинах (1876), Сербской Королевской академии (1892). Оставил большой научный и книжный архив, писал богословские и исторические труды, составлял учебники, вел путевые дневники. Также М. занимался гимнографией и составлял службы слав. святым, напр. равноапостольным Кириллу и Мефодию, прп. Стефану Пиперскому и свт. Петру Цетинскому. Он издал сборник служб сербским святым «Сербляк» Београд,1861, 18702.), который дополнил службами еще 10 сербским святым (см. в ст. «Сербляк» ). Похоронен в Соборной церкви в Белграде. Соч.: Душевный дневник. Београд, 1859; Чин noлoжehiя клятвы. Београд, 1860; Црквеный учитель. Београд, 1861; Београд, 1861; Спаситель наш Господ Исус Христос. Београд, 1864; Пастирске беседе войницима. Београд, 1865; Православный проповедник. Београд, 1866-1871. 1-4; Одбрана истине. Београд, 1872; Живот и дела Св. Стефана (у монашеству Симеона), србског. Београд, 1873; Православна српска церква у княжеству Србии. Београд, 1874; Поуке из жumjя светих. Београд, 1879; Душевна споменица. Београд, 1879; О монашеству и митарствима. Београд, 1880; Канонска одбрана православне цркве у Cpбuju. Београд, 1881; Наука Православне вере. Београд, 1883; Животопис Пресвете Богородице са науком Православне цркве о Нови Сад, 1886; Света Гора Атонска. Нови Сад, 1886; на истоку. Нови Сад, 1886; Беседе и други радови. Београд, 1893-1894. 1-2; Месецослов Православне опште и Српске цркве. Београд, 1898. Ист.: Шeмjakuh А. Митр. Михаило и Н. Емигрантска преписка, (1884-1888). Београд, 2004; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. Белград; М., 2011. Т. 2: Обществ.-полит. связи, 1804-1878 гг. Лит.: Православна Српска црква у Cpбuju. Београд, 1895. С. 206-209; Корсунский И. Н. Высокопреосвящ. Михаил, митр. Сербский: [Некр.]. М., 1898; Пальмов И.

http://pravenc.ru/text/2563622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010