Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАВАДЖО [полное Меризи да Караваджо; итал. Merisi da Caravaggio; Микеланджело] (29.09. 1571, Милан - 18.07.1610, Порто-Эрколе), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в., оппозиционного маньеризму и академизму. Прозвище Караваджо художник получил по названию городка близ Милана, из к-рого происходила его семья. Отец К., Фермо Меризи, был каменщиком; мать, Лючия Аратори,- дочерью управляющего владельцев городка кн. Сфорца-Колонна, в дальнейшем много помогавших художнику. 6 апр. 1584 г. мальчика отдали для обучения в мастерскую Симоне Петерцано, называвшего себя учеником Тициана, но работавшего в маньеристических традициях ( Berra. 2005. P. 198-199). Видимо, по окончании учебы К. посетил Ломбардию и Венето - в его работах заметно влияние живописцев Моретто да Брешиа (А. Бонвичино), Дж. Б. Морони, Дж. Дж. Савольдо, Дж. да Монте, А. и В. Кампи, Дж. А. Фиджино, Ф. Галиции, а также венецианцев Джорджоне и Я. Бассано (Ibid. P. 82). М. да Караваджо. Портрет. Ок. 1621 г. Худож. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция) М. да Караваджо. Портрет. Ок. 1621 г. Худож. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция) Первое упоминание о пребывании К. в Риме имеется в деле о нападении на музыканта А. Дзанкони 8 июля 1597 г. В показаниях свидетель сообщал, что «художник Микеланджело лет 28 от роду, роста среднего… лицом не очень бел, но и не темен, с черной, но скудной бородой… одет… иногда опрятно, а иногда нет… говорит, как ломбардец; …здесь уже год, считая с последнего Великого поста…» (Roma. Archivio di Stato. Tribunale Criminale del Governatore. Costituti. Reg. 467. C. 201-203v; Caravaggio: Una vita dal vero. 2011. P. 237-238). Т. о., в марте - нач. апр. 1596 г. К. уже работал у сицилийского худож. Лоренцо Карли, «автора неумелых картин» ( Baglione. 1995. P. 136), специализировавшегося на религ. сюжетах. У него К. писал по «три головы в день» (Ibid.). Нельзя исключить, что он работал и у более известного Антиведуто Граматики, рисовавшего портреты и картины на религ. сюжеты. Биографы ( Mander. 1603. P. 191; Bellori. 1672. P. 233; Mancini. 1956. P. 226; Baglione. 1995. P. 131) отмечали вспыльчивость К., бравшегося за любую работу и терпевшего «крайнюю нужду и бедность» ( Baglione. 1995. P. 136).

http://pravenc.ru/text/1470379.html

А между тем, пренебрегая истинное св. предание, то именно, что «кто не с епископом, тот – не в Церкви, и кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» (Кипр. Карфаг. Пис. 54 к Флоренц. Пушану), они чуждаются законных епископов и вместе с тем лишаются всех благ, подаваемых земнородным в недрах Православной Христовой Церкви. Другие (различные сектанты) отвергают священное предание, говоря в своё оправдание: мы имеем вернейшее пророческое и апостольское слово ( 2Пет.1:19 ) в Богодухновенном Писании, могущее умудрить нас во спасение ( 2Тим.3:15 ). И что же отсюда выходит? Отвергая ненаписанное в Священном Писании или отвергая св. предание (напр., крестное знамение, почитание икон и прочие обряды), они отвергают и здравое или истинное разумение Св. Писания и, по слову св. Василия Великого , искажают Евангелие в самом главном, лучше же сказать, обращают проповедь о спасении в пустое имя. Называя себя умными, они обезумели ( Рим.1:22 ). Таковы следствия неповиновения вселенской Церкви. А кто с верою принимает наставления Церкви Божией и повинуется её руководству, тот безопасен от сих и подобных заблуждений. Он принимает и разумеет Священное Писание по разуму Церкви, как она понимала издревле; он понимает и священное предание так же по разуму св. Церкви, как она учила издревле. Повинуясь Церкви, он верует так, как веровали истинные христиане при апостолах, как веровали св. отцы поместных и вселенских соборов, как веровали вселенские святители и учители. Церковь не вводит ничего нового в догматах веры и правилах христианской жизни. Господь Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки ( Евр.13:7 ), и Церковь Его, как говорит св. Златоуст, «не состаревается, не ослабевает, и не преодолевается, будучи теснима многими» (Сл. на Пятидесятницу). Теперь понятно, братие, к чему уготовляют себя все те христиане, которые отвергают предания церковные, «Божественному Откровению – священному Писанию согласная и Православно-кафолическою Церковью хранимая». Не подчиняясь учению Православной Церкви, а взимаясь своим кичливым разумом на разум Божий ( 2Кор.10:5 ), таковые христиане извращают истинный смысл писанного слова Божия и, чем более извращают, тем более утрачивают правую веру и, как ветви вне лозы, иссыхают духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собор открылся 22 июня в храме Пресвятой Богородицы. Первое заседание открыли 148 епископов. Посреди храма, на возвышенном троне, положили Евангелие, как знамение присутствия Самого Иисуса Христа. Вокруг Него составилось избранное общество благочестивых епископов, из коих каждый занял место, смотря по важности занимаемого им престола. Так как епископ римский был в отсутствии, а константинопольский был обвиняем, то св. Кирилл, как старший из всех присутствующих епископов, по занимаемому им престолу и личным достоинствам и заслугам, занял первое место на соборе, с правами председателя. Феодот, епископ анкирский, предложил, чтобы сам Несторий явился в собрание, и чтобы с общего согласия рассматривались дела веры. Тут встали 4 епископа, посылаемые к Несторию, и объявили ответ его: «Подумаю, и если мне заблагорассудится, приду». Флавиан филиппийский предложил, чтобы в другой раз послали епископов просить Нестория на собор; вследствие чего отправлены были к Несторию еще 3 епископа, которые, возвратившись, донесли следующее: «Мы, пришед к дому Нестория и увидевши около него множество вооруженных воинов, просили, чтобы кто-нибудь доложил ему о нас. Нам отвечали, что он спит и не велит никого пускать к себе. Мы спрашивали, что нам отвечать собору, от которого мы посланы: некоторые из клириков, вышедши на порог, отвечали нам то же, что и воины. Когда же мы настоятельно требовали ответа от самого Нестория, то вышел Флоренц, трибун, и, велевши нам подождать, пошел за ответом. Наконец, вышел с некоторыми клириками и сказал: «Я сам не видал Нестория, но он велел сказать, что придет на собор тогда, когда все епископы соберутся». Хотя из сего ответа можно было уже видеть, что Несторий не хочет явиться на собор, но, следуя порядку суда церковного, свв. отцы собора послали в третий раз 4 епископов с письменным приглашением, в котором говорили: «Св. собор терпеливо ожидает твоего прибытия; если же и теперь не придешь оправдаться пред ним в еретических предложениях, проповеданных тобою публично в константинопольской церкви, то знай, что он поступит с тобою, как повелевают каноны свв. отцов». Но это кроткая внимательность св. собрания к вероотступнику оказалась напрасною. Тревожимый преступною совестию, он укрывался под защитою вооруженных воинов и не допускал к себе никого из собора, так что посланные епископы принуждены были возвратиться без всякого ответа. Свв. отцы собора, видя такое упорство Нестория, приступили к исследованию дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Филиппом Добрым (1419-1467)). Мать К. после внезапной смерти мужа в 1506 г. была признана недееспособной и не участвовала в управлении гос-вом и в воспитании сына; до его совершеннолетия Кастилией управлял кор. Фердинанд Арагонский. Образованием и духовным воспитанием К. занимался ректор и канцлер Лувенского ун-та богослов Адриан Флоренц, еп. Утрехта (впосл. папа Римский Адриан VI (1522-1523)). Полученное буд. императором образование в целом соответствовало традиции сословного и семейно-духовного наставничества монарха (хотя у К. были и значительные пробелы в знаниях: напр., из языков он знал только французский, кастельяно и нем. язык выучил позднее). В юности К. познакомился с идеями «нового благочестия» (см. Devotio moderna ), христ. гуманизма ; интересовался творчеством Эразма Роттердамского , который в свою очередь надеялся на воплощение молодым государем христ. гармонии в империи. Став императором Свящ. Римской империи (1519), К. видел своей целью поддержание единства католич. Церкви и христ. Европы. Король Испании В марте 1516 г., после смерти деда, кор. Фердинанда Арагонского, К. был провозглашен в Брюсселе королем Кастилии и Арагона. Архиеп. Толедский кард. Франсиско Хименес де Сиснерос предупреждал об опасности такого шага: в Испании многие сочли этот акт незаконным, поскольку официально королевой оставалась Хуана Безумная, и при ее жизни К. мог быть лишь регентом. К тому же К., выросший в Нидерландах, не знал языка и обычаев Испании, и общественное мнение было настроено скорее в пользу его младшего брата Фердинанда (впосл. имп. Фердинанд I (1556-1564)), к-рый род. и вырос в Испании. Осенью 1517 г. К. прибыл в Испанию. Высокомерное поведение королевской свиты (мн. придворные были фламандцами по происхождению) сразу настроило против К. его новых подданных. После смерти архиеп. Хименеса де Сиснероса (8 нояб. 1517) К. способствовал назначению Гильома де Круа, 19-летнего племянника своего фаворита Г. де Круа де Шьевра, администратором Толедской архиепископской кафедры.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Подпишитесь на наш Телеграм История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг. Нас не слишком удивляет, что первая книга о Гарри в значительной мере посвящена алхимии. На это указывает само ее название: «Гарри Поттер и философский камень». Зная алхимическую формулу, мы вправе ожидать, что увидим путешествие Гарри от черной стадии (Дурсли, Снейп) к белой (Дамблдор) и затем красной (Рубеус, кризисное событие). Последняя стадия воплощена в раскаленной докрасна кульминационной сцене, где Гарри умирает, а затем воскресает из мертвых в присутствии символа Христа (здесь это философский камень, извлеченный им из зеркала Еиналеж). Помимо алхимии, в «Философском камне» мы встречаем еще две поразительные параллели к христианскому путешествию души: питье крови единорога в Запретном лесу и последствия для Квиррелла, когда он пытается убить Гарри. Быть может, самая пугающая (и определенно самая неверно понятая) сцена первой книги — наказание в Запретном лесу, где Гарри и Драко видят, как Темный Лорд пьет кровь единорога. «Фигура в балахоне их не замечала, она подошла к мертвому животному, опустилась на колени и склонилась над огромной рваной раной в боку единорога. И… начала пить кровь». Гарри спасает кентавр Флоренц — и объясняет ему, зачем кому-то пить кровь единорога: —  Гарри Поттер, вы знаете, зачем нужна кровь единорога? —  Нет, — удивленно ответил Гарри, не понимая, почему кентавр задал ему такой странный вопрос. — На уроках по зельям мы использовали только толченый рог и волосы из хвоста. —  Это потому, что убийство единорога считается чудовищным преступлением , — заметил Флоренц. — Только тот, кому нечего терять и кто стремится к полной победе, способен совершить такое преступление. Кровь единорога спасет вашу жизнь, даже если вы на волосок от смерти, но вы дорого заплатите за это. Если вы убьете такое прекрасное и беззащитное существо ради собственного спасения, то с того момента, как его кровь коснется ваших губ, вы будете прокляты.

http://blog.predanie.ru/article/garri-po...

Как мы уже видели, кентавр — символ совершенного человека и образ Христа, въезжающего в Иерусалим. Здесь кентавр говорит о другом символе Христа — единороге. И в том, что кровь единорога несет в себе проклятие для тех, кто пьет ее недостойно, и в том, что она обладает силой, дающей жизнь, слышатся отзвуки рассуждения апостола Павла о недостойном принятии Причастия, которое есть кровь Христова: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1 Кор 11:23–29 Христиане разных конфессий немало спорят о том, что означает «есть и пить плоть и кровь Христову», особенно учитывая, что это делается «в воспоминание». Однако человек доброй воли едва ли усмотрит повод для недоумений в словах Павла о том, что случается с христианами, делающими это «недостойно». Все просто: они прокляты. Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень», режиссер Крис Коламбус Так что, когда кентавр Флоренц объясняет Гарри, что всякий, пьющий животворящую кровь единорога из эгоистических побуждений, «проклят» с того момента, когда кровь коснется его губ, он почти цитирует соответствующую главу и стих Первого послания к Коринфянам. «Гарри Поттер и философский камень», в сущности, не что иное, как демонстрация алхимического метода, показанного через взаимодействие реагентов-персонажей. В центре — духовное очищение Гарри, которое сделает его к концу книги достойным получить камень: этот процесс требует очищения, растворения двумя противоположными реактивами и философского воссоединения.

http://blog.predanie.ru/article/garri-po...