Они поняли, что злоупотребили своей свободой, совершив поступок, несогласный с коренившимся в них нравственным законом. Отсюда в них явилось чувство страха, боязнь наказания от Бога за попрание Его воли. Желая избежать наказания, они обнаружили и иное следствие своего грехопадения. Прежняя ясность их ума исчезла. Иначе они не предприняли бы попытки скрыться от всевидящего и вездесущего Бога ( Быт.3:8 ); не подумали бы, вместо откровенного сознания, стараться оправдывать себя пред всеведущим Творцом ( Быт.3:12–13 )... Нераскаянность прародителей в столь важном преступлении была настолько сильна, что они подверглись величайшему наказанию. Жене предназначено в болезни рождать детей и быть в подчинении у мужа ( Быт.3:16 ); Адаму – со скорбью питаться от «проклятой» земли, имеющей произращать только терние и волчцы... ( Быт.3:17–18 ), несмотря на все его труды ( Быт.3:19,23 ). Обоим предназначено умереть телесно ( Быт.3:19 ). Отсюда они были изгнаны из райского жилища ( Быт.3:23,24 ), чтобы не вкусили плодов древа жизни и не сделались, на горе себе, бессмертными телесно ( Быт.3:22 ). Дальнейшая история ветхозаветного человечества свидетельствует, что заявившие о себе в раю эгоистическое и чувственное начала постепенно как бы срослись с существом человека. Припомним всем известную историю Каина и Авеля ( Быт.4 ), историю потомков каиновых ( Быт.4:23,24 ...). Всё человечество стало плотью ( Быт.6:3 ), как именно подпавшее власти тех начал. Люди думали только о зле ( Быт.6:5 ). После потопа, смывшего с лица земли грешное человечество ( Быт.7:21–23 ), осталось одно семейство благочестивого Ноя ( Быт.7:23 ). Но следствия прародительского греха оставались в прежней силе. И теперь от юности помышление сердца человеческого – зло... ( Быт.8:21 ). Даже зачат я, говорит прор. Давид, в беззакониях, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ) (ср. отчасти Ис.1:4–6 ; Ис.5:20 и др.; Иов.14:4 и др.)... И с окончанием ветхозаветных времён нравственное и пр. состояние человека не изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Быт.19:17 . Когда же вывели их вон, то один из них сказал: На основании всего последующего контекста ( Быт. 19:18, 21, 24 ) в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18). спасай душу свою; «Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности. не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути ( Мф. 24:18 ; Флп. 3:13–14 и др.). Быт.19:18–19 . Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть; Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой. Быт.19:20 . вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор ( Быт. 19:22 ). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.45:12 . И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; Новое удостоверение братьев в этом, что они в Иосифе видят пред собою брата, требовалось, может быть, тем, что доселе беседа вся происходила через переводчика. Быт.45:14–15 . И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. В проявлении взаимных братских чувств Иосиф и братья его обнаруживают чисто восточную порывистость и экспансивность. И только теперь братья решаются говорить с Иосифом по-братски. Иосиф посылает братьев за отцом Быт.45:16 . Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. Для Иосифа и братьев его было важно, чтобы фараон узнал о прибытии братьев Иосифа заблаговременно и не был предубежден против них: поэтому, Иосиф, вероятно, сам позаботился скорее известить фараона о прибытии братьев. Расположение, каким пользовался Иосиф у фараона, последний переносит и на братьев Иосифа. Быт.45:17 . И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую; Подробное изложение речи или повеления фараона Иосифу дается священнописателем ввиду важности данного повеления для последующего поселения отца и братьев Иосифа в Египте и пребывания их потомства в этой стране. Евреи в Египте, в силу этого повеления, занимали законное положение, как призванные в страну верховною ее властью, а не вторгшиеся самолично. Быт.45:18 . и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее [место] в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. «Тук земли» (ср. Втор. 32:14 ; Пс. 80:17 ) – «лучшие пажити» (по м. Филарету) или самые лучшие произведения Египта. Быт.45:19 . Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; Тогда как в гористой Сирии и Палестине колесницы почти совсем не употреблялись, широкое употребление их в Ассиро-Вавилонии и позже в Египте (ср. Быт. 41:42–43 ) не подлежит сомнению. Как ассирийские, так и египетские колесницы на памятниках изображаются двухколесными, со входом сзади. В Египте в колесницы впрягались обычно лошади, появившиеся здесь не позже, как при 12 династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После победы над месопотамскими царями Аврам встретил Мелхиседека, чьё имя означает «царь праведности». Мелхиседек был царём Салима (вероятно, Иерусалима, но, возможно, Сихема; Быт. 33:18 ) и священником Бога Всевышнего. Вскоре после этого Бог пообещал даровать Авраму физического наследника и множество потомков. Аврам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность ( Быт. 15 ). Позже у Аврама от Сариной рабыни-египтянки Агари родился Измаил ( Быт. 16 ). Но когда Авраму было 99 лет, Бог дал обещание, что через Сару Аврам станет отцом множества народов. Цари произойдут от Аврама и Сары – обещание, исполнившееся в Давиде и его сыновьях, и в конечном счёте в Мессии Иисусе ( Быт. 17:6, 16 ; Матф. 1:1 ). Имя Аврам («превознесённый отец») было изменено на Авраам («отец множества народов»; Быт. 17 ). 5. СОДОМ И ГОМОРРА Бытие 18–19 В Хевроне Авраама посетили трое «мужчин». Они повторили 99-летнему Аврааму и 90-летней Сарре, что у них будет сын. Сразу же за этим обещанием праведнику следует описание истребления нечестивых. «Мужчины» пришли в Содом и Гоморру. Эти города были уничтожены огнём и серой с неба, очевидно в соединении с геологическими катаклизмами на земле. Еврейский текст описывает эти города как «перевёрнутые» («ниспроверг», Быт. 19:25 ). При раскопках в этой местности было обнаружено как минимум пять городских поселений (Баб эд-Дра, Ну- мейра, эс-Сафи, Фейфа и Ханазир). Некоторые отождествляют эти места с пятью городами долины ( Быт. 14:2 ), но вряд ли какие-либо из этих руин являются Содомом или Гоморрой. Скорее всего, это руины близлежащих городов (возможно, одним из них был Сигор), которые постиг Божий суд. Возможно, они были покинуты после разрушения Содома и Гоморры (Merrill 40). Лот и его семья бежали в Сигор, который, должно быть, находился на восточной стороне рифтовой долины, поскольку именно там поселились его потомки, моавитяне и аммонитяне. Жена Лота замешкалась и, вероятно, была покрыта солёным веществом, падавшим с неба или исходившим из-под земли. Иуда говорит, что Содом и Гоморра служат примером того, каким будет «суд великого дня» ( Иуд. 6–7 ). Иисус сказал, что некоторых ожидает наказание страшнее, чем то, что постигло Содом и Гоморру ( Матф. 10:14–15; 11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Противопоставление Божьего народа остальному человеческому обществу нашло дальнейшее выражение в отношениях Авраама со своим племянником Лотом. Когда их благосостояние достигло такого уровня, что возникла необходимость расстаться, Авраам предоставил право выбора земли Лоту ( Быт.13:8–9 ). Лот выбрал обжитую долину реки Иордан с городами Содомом и Гоморрой, ставшими синонимами нечестия. Хотя Бог и счел Лота единственным праведником в этих местах, его стремление к безопасной жизни в городе еще раз проявилось в просьбе, обращенной к сопровождавшим его ангелам. Лот попросил, чтобы его не уводили на гору, а разрешили укрыться в городе Сигор (что означает «малый», Быт.19:18–22 ). В полном соответствии с контекстом рассказа и как очередное доказательство желания Лота невзирая ни на что вести нечестивый и цивилизованный городской образ жизни, хотя и испытывая при этом мучения ( 2Пет.2:7–8 ), Лот плакался, что не может представить себе жизни без хотя бы одного маленького города, где он мог бы обитать, и его последующий опыт с дочерьми показывает, что можно вывести своих детей из Содома, но невозможно вывести Содом из них. Авраам же был вполне доволен кочевой жизнью на той самой земле, которую Бог обещал дать ему в наследие. Он отказался уплатить дань царю Содома ( Быт.14:17, 21–24 ) и отдал десятину Мелхиседеку (чье имя означает «царь правды»), царю Салимскому ( Быт.14:18–20 ), предвосхищая тем самым будущее города, который станет известен как «Иерусалим». Авраам проявлял такую готовность полагаться на Бога, что отказался принять от хеттеянина Ефрона в дар землю для погребения Сарры и настоял на уплате за землю, которую ему обещал Бог ( Быт.23 ). Основанием для отказа послужило его представление о себе как о «пришлеце и поселенце» в этой земле ( Быт.23:4 ). В то же время не надо думать, что город по сути своей несовместим с жизнью в вере; следует помнить, что, хотя Авраам «жил в шатрах» ( Евр.11:9 ), он, тем не менее, «ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

23/24. С. 666-682; 35. С. 975-992; 40. С. 1126-1138; 1910. 1. С. 10-26; 19/20. С. 553-574; 31/32. С. 873-893), «Следы аскетизма в исламе первых времен» И. Гольдциера в переводе П. К. Жузе (1904. 19. С. 605-616). Регулярно печатались миссионерские отчеты и статьи о старообрядчестве: «Противораскольнические собеседования» (1893. 13. С. 438-448; 14. С. 477-480; 17. С. 564-570; 18. С. 593-606; 19. С. 637-639; 20. С. 666-672; 21. С. 689-703; 22. С. 721-733; 23. С. 763-768; 24. С. 796-798), «Беседы со старообрядцами в 1900 г.» (1901. 2. С. 67-86), «Беседы со слепцом Коноваловым» (1901. 15. С. 684-718; 17. С. 787-795; 18. С. 831-839; 1902. 7. С. 304-312; 8. С. 366-373; 9. С. 407-418; 10. С. 451-463) и «Беседы со старообрядцами о Христовой Церкви» (1905. 13. С. 379-385; 14. С. 409-415; 15/16. С. 431-439; 17. С. 493-502) свящ. Сергия Толпегина; материалы о местных сектах и внутрицерковных группах: «О казанских сектантах-беседниках: (Из заключения проф. Н. И. Ивановского)» (1901. 18. С. 839-845), «Религиозный быт «беседников»» свящ. Алексия Урбанского (1903. 14. С. 557-570). В 1901-1918 гг. одним из самых активных авторов был свящ. Евгений Сосунцов, напечатавший множество статей, обзоров и библиографических заметок по школьному делу («Краткое историко-статистическое описание школ церковноприходских и грамоты г. Казани и Казанского у.» (1901. 2. С. 87-90; 3. С. 125-130; 5. С. 231-233; 7. С. 327-331; 10. С. 467-470; 13. С. 621-623; 15. С. 718-719; 16. С. 759-767; 17. С. 807-812; 18. С. 849-852; 19. С. 898-905; 20. С. 936-942; 22. С. 1049-1055; 23. С. 1084-1090; 1902. 3. С. 119-130; 4. С. 175-180; 6. С. 270-274; 7. С. 313-320; 8. С. 356-366; 11. С. 509-514; 12. С. 557-562; 14. С. 643-654; 16. С. 734-742; 17. С. 778-785; 18. С. 826-833; 19. С. 875-883; 20. С. 927-936; 22. С. 1024-1031; 24. С. 1112-1120), «Конспекты уроков по Закону Божию в первом отделении начальной школы» (1906. 19. С. 568-580; 20. С. 608-616; 21. С. 638-646; 22. С. 671-679; 25. С. 782-789; 26/27. С. 825-834; 29.

http://pravenc.ru/text/293856.html

2) Заключение завета с праведным Ноем, как родоначальником нового человечества. Обещание о долготерпении Божием. Страшная самонадеянность у людей. Воцарение грубого идолопоклонства среди расселенного человечества. 3) Избрание Авраама – нового праведника, как родоначальника избранного рода. Частые явления и Обетования Божии. Полное развитие мысли о будущем Избавителе. Домашнее задание ПЕРИОД ТРЕТИЙ – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Завет Бога с Авраамом ( Быт. 12, 1–3 ). – Выписать из Священного Писания события явления Бога Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18, 1–8 ). – Выписать из Священного Писания события испытания Авраама ( Быт. 22, 1–8 ). – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Исааком Иакова ( Быт. 27, 27–29 ). – Выписать из Священного Писания сон Иакова в Вефиле ( Быт. 28, 10–22 ). – Выписать из Священного Писания текст выспрашивания Иудой Вениамина у Иосифа-царедворца. – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Иаковом Иуды ( Быт. 49, 8–12 ). – Выписать из Священного Писания в их историческом порядке и выучить наизусть имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа. Повторить вопросы: 1 . Начало истории еврейского рода. 2 . Призвание Авраама. 3 . Авраам и Лот. 4 . Мелхиседек, царь Салимский. 5 . Завет Бога с Авраамом и Обетование сына. 6 . Рождение Исмаила. 7 . Знамение Завета. 8 . Богоявление у дуба Мамрийского. 9 . Содом и Гоморра. 10 . Авраам и Авимелех. 11 . Рождение Исаака. 12 . Высшее испытание веры Авраама. 13 . Женитьба Исаака. 14 . Рождение Исава и Иакова. 15 . Исаак и Авимелех. 16 . Благословение Иакова и Исава. 17 . Сон Иакова. 18 . Иаков и Лаван. 19 . Бегство Иакова. 20 . Встреча Иакова с Исавом. 21 . Последующая жизнь Иакова. 22 . История Иосифа и двенадцати братьев. 23 . Израильтяне в Египте. 24 . История Иова. 25 . Религиозное состояние языческих народов. 26 . Характеристика Патриархальной эпохи. Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота ( Быт. 19:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23 ; Ис. 1:9, 13:19, 23:14 ; Иер. 49:18, 50:40 ; Иез. 16:49–50 ; Ос. 11:8 ; Мф.10:15, 11:23 ; Рим. 9:29 ; 2Пет. 2:6 . 8 . Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. Прем.10:9 . Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9 . В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. Прем.10:10 . Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10:11 . Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11 . Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию ( Быт. 27:43 ). «…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы ( Быт. 28:12–13, 17 ). «Царство Божие» – мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5 ), или вообще сверхчувственного мира ( Прем.9:10 ; Притч. 30:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался ( Быт. 31:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него ( Быт. 30:43, 31:7 ). В этом Иаков видел дело Божие ( Быт. 31:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 3:8, 16, 17–19 и др.; Быт. 6:5, 7, 11 – 13 ; Быт. 11:4 – 8 ; Быт. 18:20, 21 и сл.; Быт. 19:24 – 25 ). Ст. 13 14. И рекл еси (т. е. Иов): что разуме (Бог) Крепкий; или во мраце разсудит; облак покров его, и не увидим будет ( – не видит), и круг небесе обходит. Нельзя думать, что всеведущий Господь не наблюдает за действиями людей, не открывает образа совершения, не разумеет значения и цели, не предвидит всех последствий оных, как будто Он, живя во свете отдаленно высоких небес, не видит земли, сокрытой от Него густым и мрачным покровом облаков, как обыкновенный царь из своего высокого дворца не проникает взором в хижины подданных, населяющих отдалённые и низменные окраины обширного города. Не Господь ли всемогущий покрывает небо облаками и освещает землю ярким солнцем? – Он все знает. А Иов, как будто, сомневался в том, когда указывая на счастливую жизнь и мирную кончину нечестивых, высказал прямо и ясно, что Господь «дел нечестивых людей не надзирает» (гл. 21, ст. 16). Ст. 15 – 18. Еда стезю древнюю сохраниши; в нюже (по которой) ходиша мужие неправедны, иже яти (взяты) быта прежде времене: 19 река текущая основание их (было), глаголющии: что сотворит нам Господь; или что нанесет (наведет) на ны ( нас) Вседержитель; Иже исполнил есть домы их благими: совет же нечестивых далече от него. При испытании многочисленных бедствий человек должен сознать, что к ним приводит нечестие. Об этом свидетельствует и предание. Древний, допотопный мир шел по пути всякой неправды, обольщаясь предметами наслаждений, увлекаясь своеволием и окончательно забывая о верховной воле и власти правосудного и всемогущего Бога, и дошел до крайней степени развращения. Тогда сказал Господь: «вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни ». И действительно, воды потопа смыли все следы жизни первобытного человечества, как необыкновенно сильный разлив рек размывает почву, скоро разрушает и сносит основания зданий, губит жителей и все уносит вдаль безвозвратно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами ( Песн.5:14 ). Перевод опять же достаточно приближенный и в данном случае намеренно затуманивает гораздо более ясный смысл еврейского оригинала. Изваянием из слоновой кости изображается не живот, а половой орган, который выглядит как бивень из слоновой кости. Итак, Песнь песней служит примером использования сексуальных образов в любовных и эротических целях. В других местах Библии мы встречаемся с эвфемизмами. «Ноги», например, могут связываться с пенисом или влагалищем не только в эпизодах с мочеиспусканием ( 1Цар.24:3 Евр.буквально: «покрыть но и в откровенно сексуальных сценах ( Иез.16:25 ). Весьма вероятно, что к этому списку можно добавить встречу Руфи и Вооза на гумне. Эпизод, когда Руфь открыла ноги Вооза ( Руф.3:4 ), лучше всего понимается как сексуальное приглашение, которое было временно отвергнуто. В Чис.5 изображена правовая процедура при подозрении на прелюбодеяние. Под руководством священника женщина должна выпить напиток, который не произведет никакого действия, если она невиновна, но если она виновна, то от него опухнет «живот» ( Чис.5:22 ). Живот с незапамятных времен служил эвфемизмом влагалища (Ashley, 132). См. также Быт.47:29 , где упоминается мужской половой орган. Половой акт. В Библии нет глагола, означающего «совершить половой акт», и эта мысль выражается с помощью нескольких эвфемистических метафор. Первые две встречаются достаточно часто, и их можно считать устоявшимися. Распространенный глагол «познать» подразумевает, что вступление в половую связь влечет за собой открытие новых знаний о теле и личности партнера (ср. Быт.4:1, 17, 25 ; 1Цар.1:19 ). Глагол «лечь (с кем-либо)» указывает на самую распространенную позицию полового акта, в этом же значении используются также глаголы «спать», «войти (к кому-либо)» ( Быт.19:32; 30:16; 38:16 ; Лев.18:22 ; Втор.28:30 ). К числу более колоритных выражений относятся «играть» ( Быт.26:8 ), «орать» ( Суд.14:18 ) и «молоть» ( Иов.31:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010