12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1). 16. Богу, который благословляет, мы также отвечаем благословением. Мелхиседек, царь Салема, благословляет Авраама (см. Быт. 14:19); Ревекку благословляет ее семья, незадолго до того, как она становится женой Исаака (см. Быт. 24:60), который в свою очередь благословляет своего сына Иакова (см. Быт. 27:27). Иаков благословляет фараона (ср. Быт. 47:10), своих внуков Ефрема и Манассию (ср. Быт. 48:20) и всех своих двенадцать сыновей (ср. Быт. 49:28). Моисей и Аарон благословляют общину (ср. Исх. 39:43; Лев. 9:22). Главы семейств благословляют своих детей на свадьбе, перед отправлением в путь, в преддверии смерти. Таким образом, эти благословения предстают как изобильный и безусловный дар.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Возлег уснул еси, яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ( Быт.49:9 ). Здесь разумеет Крест и погребение Его. «Кто возбудит его?» Как спящего льва или скимена никто не осмелится разбудить, так, говорит, «возлег уснул еси, яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» Сам Он сказал: «Область имам положити... душу Мою, и область имам, паки прияти ю» ( Ин.10:17–18 ). Потом Иаков ясно указывает и время, в какое, по устроению Божию, имел явиться Христос. «Не оскудеет, – говорит, – князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидет Тот, Которому отложено 905 : и Той чаяние языков» ( Быт.49:10 ). Дотоле, говорит, иудейские установления и князья из иудеев будут продолжаться, пока придет Он 906 . И хорошо Иаков сказал: «Дондеже приидет Тот, Которому отложено», т.е. Которому предуготовано Царство. Поэтому Он есть «чаяние языков». Смотри, как он уже говорит о будущем спасении язычников. «И той, – говорит, – чаяние языков»: пришествия Его ожидают язычники. «Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего» ( Быт.49:11 ); под образом ослят опять предвозвещает приведение язычников. Так как осел считался нечистым животным, то Иаков и говорит, что эти нечистые языческие народы Он приведет с такой же легкостью, как если бы кто-нибудь привязал осленка к виноградной ветви, – выражая этим и величие власти, и великое послушание народов. То знак большой кротости осла, что он не противится, когда его привязывают к виноградной ветви. А виноградной лозе (Христос Сам) уподоблял Свое учение: «Аз есмь, – говорит Он, – лоза истинная, и Отец Мой делатель есть» ( Ин.15:1 ). Виноградными же ветвями назвал кротость заповедей (Христовых) и легкость закона, и тем предвозвещал, что язычники будут удобопреклоннее к вере, нежели те (иудеи). «Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое». 3. Смотри, как здесь Он назнаменовал все таинство. Посвященные в таинства знают, что значат эти слова: «Исперет вином одежду свою». Под одеждой, я думаю, разумеется тело, которое для совершения спасения 907 удостоил носить (Христос).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иаков приидет (Быт. 49:11) и возвестит вам о жребце осляти и о винничие (виноградной лозе). Младенцев и ссущих (сосущих) побудит Давид к хвалению (Пс. 8:3). Захария воскликнет Иерусалиму: веселись и радуйся… дщи Сионя (Зах. 9:9). Еще Исаия предвозвестил нам, указывая на учеников: вот на горах ноги благовествующих правду (Ис. 52:7). Вшествие Его в Сион при громких восклицаниях (Мф. 21:9): осанна! — есть предызображение радости, исполненное тайн и сокровенного смысла. Пред Ним поспешают дети с ветвями в руках; осанна! — воспевают Ему чистые, невинные младенцы, в веселии окружает его лик (собрание) апостолов. Его сопровождают святость, царское величие и священство, пророки на трубах своих возглашают пред Ним свои тайнозрения. Как царю дары, приносят во сретение Ему хвалы и в разных чертах преднаписуют (изображают) Его образ. Один говорит: «Вот Тот, о Котором вещал я, что при конце приидет на землю» (Авв. 3:2). Другой вещает: «Стоящим на лествице видел я Его» (Быт. 28:13). Один говорит: «Это Тот самый, Которого видел я среди купины (куста) в виде пламени» (Исх. 3:2); другой повторяет: «Это Бог… Чуден, Властелин… века» (Ис. 9:6). Один говорит: «Это Тот, Который с шумом, при сильных громах и трубном звуке, сошел на вершину горы, где и видел я Его» (Исх. 19:19). Другой взывает и говорит: « Хвали Бога твоего, Сионе , возьми цевницу (свирель) и гусли и воспой Ему песнь свою» (Пс. 147:1). Один вещает: «Это Останок, собранный во Израили» (Ис. 10:20); другой возвещает: «Он есть чаяние языков » (Быт. 49:10). Один говорит: «Вот стебель, Который прозябает и возрастает без семени»; другой продолжает и говорит; «Это жезл из корене Иессеова » (Ис. 11:1). Один вещает: «Вот знамение, которое воздвигнуто будет народом земным» (Ис. 5:26); другой уподобил Его агнцу пред стригущим (Ис. 53:7). Один говорит: «Не Тот ли это, Чье лицо узреть ожидают народы?» Другой восклицает: «Это Господь, Который нисходит и шествует по твердыням гор» (Ис. 2:2). Один перечисляет великие дела Его и чудеса деяний Его, говоря: «Вот Тот, Кто разрешает связанных, исцеляет сокрушенныя сердцем » (Ис. 61:1). Другой вопрошает о имени Его; допытывается, как угодно Ему наименовать Того, Кто в горсти Своей содержит ветры: кое имя Его?  — и: кое имя Сыну Его? (Притч. 30:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно , путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет Апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ; ср.: 1Кор.15:21–22, 48–49 ). «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть»... Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт.3:1–5, 13 ; ср.: 1Тим.2:14 ; 2Кор.11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт.3:23–24 ; ср.: Прем.3:10 ). Вот происхождение в мире греха и наказания за него – смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт.5:2 ; ср.: 1Кор.15:45 ). В нём все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей, по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахотный человек рождает детей чахотных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по словами апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие – смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Гнев и ярость присутствуют еще в одном важном библейском тексте — в словах, которые на смертном одре произнес Иаков, говоря о двух своих сыновьях: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49:5–7). Речь здесь идет о преступлении, которое два брата совершили, чтобы отомстить за бесчестие своей сестры. Иаков уже тогда осудил их за это, однако они не согласились с ним (Быт. 34:25–31). На смертном одре Иаков вспоминает об этом преступлении, вновь осуждает двух братьев и предсказывает рассеяние их потомству в наказание за их грех. В Ветхом Завете термин «гнев» (ργ) обычно употребляется в двух значениях: по отношению к Богу и по отношению к людям. Гнев Божий — одно из ключевых понятий Библии. Оно многократно встречается, в частности, в повествованиях, связанных с историей народа израильского во времена Моисея. Гнев Господень возгорается на Моисея, когда он пытается перечить Богу (Исх. 4:14). Гнев Божий становится причиной гибели войска фараона (Исх. 15:7). Гневом Своим Бог угрожает нарушителям Его заповедей (Исх. 22:24). Бог гневается на народ израильский за его неверие и непослушание (Исх. 32:10–12; Числ. 11:1). Гнев Господень поражает народ израильский «весьма великою язвой» (Числ. 11:33) и мором (Числ. 16:46–49). Результатом гнева Божия становится поражение Мариами проказой (Числ. 12:9–10). По причине гнева Божия израильский народ вынужден блуждать по пустыне сорок лет, «доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних» (Числ. 32:13). Главной причиной гнева Божия является отступление народа от истинной веры и поклонение ложным богам: И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и которых Он не назначал им: за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия… и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании… (Втор. 29:24–28).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

11. Героический эпос , сказания о подвигах героев, которые заимствованы священными писателями из народных преданий. Этому Жанру свойственны и драматизм повествования. Наиболее характерным примером героического эпоса являются сказания о судьях. 12. Гимн, молитвенное песнопение, первоначально предназначавшееся для общественного богослужения; см. статью 13. Деяния (евр. , маасе – деяние), форма ветхозаветной учительной литературы, которая повествует об отдельных знаменательных событиях в жизни праведников. Как полагают, этот литературный Жанр был одним из прототипов жанра Евангелий, хотя маасе носили фрагментарный, эпизодический характер. Примерами такого рода деяний могут считаться рассказы о пророках. 14. Доксология (от греч. δξα – слава), славословие и благословение, обращенные к Богу. Иногда доксологии заключали в себе молитвы ( 1Пар.16:8–36 ), а иногда молитвы ими начинались ( Дан.2:20–23 ; Лк.1:68 ). Одной из форм доксологии является призыв славить Господа ( Пс.28 ). 15. Евангелие , жанр, который не существовал в ветхозаветной литературе и возник в лоне христианской Церкви. Предшественниками Евангелий как литературного Жанра были биографии, деяния, аретологии, но писания евангелистов не тождественны ни одному из этих литературных видов; см. статью 16. Завет . Под этим словом подразумеваются два литературных Жанра : а) формула заключения священного союза либо между равными по статусу партнерами ( Быт.21:25–32 ), либо между сюзереном и вассалом ( 1Цар.11:1 ) или между Богом и людьми ( Быт.15; 17:1–14 ; см. статьи: Завет; Завет); б) наставление какого-либо лица, кончающего свой земной путь ( Быт.49 ; Тов.14 ). В Новом Завете эта форма встречается в Ин.13:31–35; 16:32–33 и в Деян.20:17–35 . Достаточно характерна она для как ветхозаветных (Завет двенадцати патриархов), так и новозаветных (Успение Блаженной Девы Марии). 17. Загадка (евр. , хида), иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания ( Суд.14:14 ). Загадкам присущ оттенок иронии, они близки к Жанру басни и притчи. Однако загадки рассматривались не просто как игра, а как проверка силы разума. Соломон славился своим умением разгадывать загадки ( 3Цар.10:1–3 ). Как литературный Жанр загадки иногда использовались пророками ( Иез.17:2 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Самое позднее текст мог быть составлен в 1-й пол. II в. до Р. Х. Возможно, он был записан до сформирования кумран. общины. Хотя имя патриарха в отрывке не упоминается, его легко идентифицировать, поскольку он называет Левия своим отцом, а Амрама - своим сыном (4Q542 fragm. 1 ii 9, 11). Текст содержит благословение, данное Каафой сыновьям, подобное священническому (4Q542 fragm. 1 i 1-4), предостережение против браков с язычниками, поскольку это грозит потерей наследия предков (4Q542 fragm. 1 i 4-7), призыв следовать наставлениям патриархов (4Q542 fragm. 1 i 7 ii 1), напоминание сыновьям об их роли в буд. суде над грешниками (4Q542 fragm. 1 ii 1-8), наставление одному Амраму и его потомкам о писаниях предков, переданных сначала Левию, потом Каафу, а теперь Амраму (4Q542 fragm. 1 ii 9-13). Главной темой произведения было наследственное священство. В ВЗ Кааф не является священником. Он был главой семейства, отвечающего за перенесение содержимого ковчега (Числ 3-4). Но его внуком был Аарон, с к-рого началось священство (Исх 28-29; Лев 8-9). О священстве Каафа говорится впервые в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7). Запрет браков с язычниками для священников отсутствует в Лев 21. 7, но отражен в апокрифах, связанных с именем Левия (Bodl. Hebr. Genizah fragm. C 27. Col. b 16-17; Test. Lev. 9. 9-10), и в 4QMMT B 75-77. Предание о писаниях, к-рые сохранили потомки Левия, содержится также в арам. Книге Левия (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. e 17-18, 23) и в кн. Юбилеев (Юб 45. 15). В основе его, возможно, лежит заповедь об учительской роли священства (Лев 10. 11; Втор 17. 18). Судебные функции потомков Каафа либо связаны с представлениями о роли праведников (ср.: 1 Енох 91; Мф 19. 28; Откр 20. 4), либо указывают на связь священнической и царской власти (см.: Быт 49. 10; арам. Книга Левия, гл. 66-67 (Cantabr. Taylor-Schechter. 16. 94. Col. c 5-7)). Вероятно, «Завещание Левия», «Завещание Каафа» и «Видения Амрама», найденные в Кумране, составляли цикл повествований о патриархах, объединенный общей идеей наследственного священства (м.

http://pravenc.ru/text/182429.html

45 Ноема (прекрасная) считается изобретательницею женских рукоделий, как-то: пряжи льна, тканья полотен и приготовления женских нарядов 47 Энох был пророк ( Иуд. 14 .). За свою святость он удостоился, не испытав смерти, перейти в селения блаженных (Начерт. Биб. Ист.). Иудейское предание приписывает Эноху изобретение письмен, науки счисления и астрономии 48 При суждении о долговечности патриархов рода человеческого нужно иметь в виду, что внешняя природа до потопа была богаче жизненными силами; природа человеческая была менее испорчена; не было многих болезней; люди жили ближе к природе, проще; не употребляли в пишу и питье таких веществ, которые ныне отравляют жизнь людей; не имели таких занятий и таких развлечений, которые сокращают жизнь. Еще и теперь жизнь человеческая достигает до 200 лет, и между африканскими арабами даже нередко. Известно, что некоторые животные, особенно птицы, и теперь живут 300 – 400 лет. Поэтому несомненно, что и люди до потопа в стране своего первоначального происхождения, при образе жизни, сообразно с природою и, главное, при помощи Божией, могли доживать почти до тысячи лет 49 Адам жил до рождения Сифа 230 лет. Сиф до Еноса – 205 лет, Енос до Каинана – 190 лет, Каинан до Малелеила – 170 лет, Малелеил до Иареда – 165 лет, Иаред до Эноха – 162 года, Энох до Мафусала – 165 лет, Мафусал до Ламеха – 187 лет, Ламех до Ноя – 188 лет; в конце 600 года жизни Ноя начался потоп ( Быт. 5, 3 – 29; 7, 6. 11 .). Следовательно, потоп был в 2262 году от сотворения мира 50 Ковчег Ноев не был подобен судну, а имел простую правильную фигуру, от которой и получил свое имя (Начерт. Биб. Ист.). Он построен был из дерева гофер, по мнению большей части толковников, из кипариса, который в Вавилонии обыкновенно употреблялся для кораблестроения. Он имел 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Если принять локоть в 10 1/2 вершков, то ковчег в длину был 65 сажень 1 аршин 14 вершков, широтою 10 сажень 2 аршина 13 вершков, высотою 6 сажень 1 аршин 11 вершков. Мерами длины у евреев, как и у других древних народов, служили различные части руки. Эти меры были следующие: перст (digitus, дюйм), то есть широта пальца указательного или большого. (Наш дюйм равняется широте большого пальца). Длань, ладонь, то есть широта ладони, или четырех пальцев. Пядь стопа ноги ( πους, фут), равняющаяся широте трех ладоней, или 12 пальцев, или расстоянию между концом большого и концом среднего пальцев, когда они раздвинуты до возможной степени. (Наш фут равняется широте двенадцати больших пальцев. Локоть, то есть длина передней части руки от локтя до конца среднего пальца. Локоть был народный – 10 1/2 вершков, и священный – 12 1/2 вершков

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Тогда десять колен отпали от дома Давидова и воцарили над собою Иеровоама. Колено Ефремово было здесь главным и сильнейшим и стояло во главе царства Израильского. И потому имя Ефрема нередко принимается в Св. Писании за все царство Израильское. в) Земля Ефремова или удел Ефремов с городами его ( Нав.16:5–8, 19:50, 20:7, 24:30 . Суд.4:5, 7:24, 10:1, 12:15 . 1Цар.1:1, 9:4 . 2Цар.13:23 . 2Пар.17:2, 30:10, 31:1, 34:6 . Иер.31:6 . и др.). – Колено Ефремово, как выше замечено, заняло средину земли обетованной, между коленами с юга – Вениаминовым и Дановым, с севера – Манассииным и Иссахаровым; с запада границу его составляло Средиземное море, а с востока – Иордан. Подробное описание границ сего колена см. Нав.16:1–9 . Но граница между коленом Ефремовым и Манассиинын не была строго определена, так что иные места в колене Манассиином принадлежали колену Ефремову, а другие Манассиину ( Нав.16:9, 17:7–10 ). Вообще же касательно удела колена Ефремова должно заметить, что оно занимало лучшую и плодоноснейшую часть земли обетованной, так что здесь мы видим точное исполнение пророческого благословения Ефрему, как патриарха Иакова, так и Моисея ( Быт.49:22–26 . Втор.33:13–17 ). Вся земля представляет гористую и самую красивую местность ( Ос.9:13 ), которая испещрена горами, холмами, крутыми оврагами, равнинами, многочисленными, ручьями и источниками, и приносила обильные плоды обитателям. Особенные города в этом колене известны: Самария, Силом, Вефиль, Фамнафа, Сараи, Газер или Гезер, Атароф, Вефорон – верхний и нижний, Сихем, Михмефаф, Акравим, Антипиатрида, Ианох, Кивцаим и др. Такое положение удела Ефремова в самом центре земли обетованной, богатство и плодородие его почвы, густота населения и воинственный дух жителей, возвышая их в глазах других колен, с одной стороны – открывали им более удобства и возможности распространять свое влияние на дела общественные, с другой – служили ограждением для них от влияния чуждых народов, какому могли подвергаться пограничные северные и южные страны Палестины. Крутые овраги, непрестанные горы и непроходимые леса делали неудобными эти места для входа и движения войск неприятельских. Только со стороны Ездрилона открывался более удобный путь, и этим-то путем и совершилось окончательное разрушение царства Израильского ассириянами; и то, впрочем, более зависело от упадка нравов и благочестия и от ослабления их внутренними беспорядками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010