Дальнейшая история патриархальной семьи представляет применение тех же самых начал. Чуждый инородческий элемент вносит в неё сын Исаака Исав женитьбою на хеттеянках ( Быт.26:34 ), а затем на одной из дочерей Измаила ( Быт.28:2 ). Происшедшее от подобного брака потомство представляло еврейскую народность в ослабленном виде. Поэтому оно не могло быть старшим в роде, – составить то зерно, из которого следовало произойти народу еврейскому; не могло также и войти в качестве составной части в ту линию, которой было предназначено оказаться продолжительницей чистого семени Авраама – Исаака. И, действительно, Исав сперва лишается прав первородства и соединённого с ним обетования быть преемником данных Аврааму и Исааку благословений, в частности благословения сделаться родоначальником великого богоизбранного народа ( Быт.27:35 , ср. 28:4), а затем и сам исключает себя со своим потомством из среды этого последнего: отделяется от своего отца ( Быт.32:4 ) и впоследствии от брата Иакова ( Быт.36:6 ). Так, с новым удалением из еврейской семьи полуинородческого поколения спасается чистота её крови. После Исаака представителем богоизбранной семьи становится Иаков, к нему переходят данные его предкам обетования ( Быт.35:11–12 , ср. 27:7–8,19, 26:24), а исполненный им завет Исаака не жениться на ханаанеянке, но взять жену из родственной семьи Лавана (28:2) превращается в такое же средство к охранению расы, как женитьба Исаака. Впрочем, семья Иакова уже не так чиста по своей крови, как семья его деда и отца. Если нельзя сказать ничего определённого о национальности его наложниц Валы и Зелфы, а равно и о том, насколько чистыми евреями были родившиеся от них Дан, Неффалим, Гад и Асир ( Быт.30:6–13 ), то во всяком случае несомненно, что два его сына Иуда и Симеон были женаты на ханаанеянках ( Быт.38:2, 46:10 ). О жёнах других детей Иакова Библия ничего не говорит, но вся вообще его семья получила от Сихемского князя Эммора предложение вступить в родство с туземцами Ханаана. «Породнитесь с нами, – говорил он, – дочерей ваших отдавайте за нас, а дочерей наших берите себе» ( Быт.36:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

1397 г. (РНБ. F.6. Л. 113 об.) На Древнем Востоке, включая древний Израиль, была широко распространена практика толкования снов; считалось, что Бог посредством снов входил в общение с человеком (Быт 20. 3; 28. 12-15; 31. 11-13, 24). То, что видели правители во сне, толковали как указание на особую связь фараона с божеством ( Westermann. 2002. P. 86-87). И. в отличие от др. толкователей приписывал умение распознавать смысл снов не себе самому, а Богу (Быт 40. 8; 41. 16). Пораженный мудростью 30-летнего И. (Быт 41. 39) фараон последовал советам бывш. узника и назначил его на высокую гос. должность, поставив над своим домом (т. е. хозяйством) и «над всею землею Египетскою» (Быт 41. 41). Возможно, И. стал везиром, т. е. 2-м лицом в гос-ве после фараона ( Vergote. 1959. P. 102-114). Библейское повествование о величии И. при фараоне содержит подробное перечисление титулов и полномочий, к-рые И. получил от фараона, что отражает широко развитую егип. бюрократическую систему. Как представитель царской власти, И. носил на руке перстень фараона (Быт 41. 42; ср.: Есф 3. 12; 8. 8). Др. атрибутом наивысшей власти служила золотая цепь на шее И. Подобные атрибуты власти упоминаются в сообщении Ашшурбанипала о поставлении на должность фараона Нехо I (ANET. P. 295). Из описания чина вступления в должность И. известно, что фараон повелел везти И. на своей 2-й колеснице и провозглашать перед ним «преклоняйтесь» (значение слова   неясно; возможно, оно образовано от   - преклонять; Быт 41. 43). Кроме того, он дал И. егип. имя Цафнаф-панеах (Быт 41. 45), означающее, по мнению комментаторов, «Бог говорит: он жив» ( Wenham. 1994. P. 396; Westermann. 2002. P. 96). Под контролем И. находилось даже личное имущество фараона (Быт 41. 40; 45. 8), но, несмотря на властные полномочия, согласно Свящ. Писанию, И. всегда обращался к фараону в 3-м лице. Такой оборот является риторическим приемом, отражающим обычную для Ближнего Востока практику обращения к властям предержащим (Быт 41. 16, 25). И. именовал себя «отцом фараона» (Быт 45.

http://pravenc.ru/text/578394.html

Но все эти аргументы не имеют решающего значения. Греч. δελφς, подобно еврейскому ах, в библейском употреблении нередко означает не брата в строгом смысле, а родственника вообще ( Быт.13:8 ; Быт.14:14 ; Быт.29:12,15 ; Быт.31:32,46 ; Лев.10:4 ; 1Пар.23:21,22 ), след., возможно, что и «Братья Господни» были, напр., только двоюродными братьями Господа, или сводными Его братьями или, наконец, стояли в иной степени родства с Господом. Греческое προττοκος, действительно, выражает идею противоположности первородного сына последующим (в этом отношении оно прямо противоположно значению слова μονογενς, единородный); но само оно не адекватно еврейскому бехор («первородное»), которое передает: последнее отнюдь не заключает в себе упомянутого противоположения, а представляет собою абсолютное обозначение всякого «разверзающего ложесна» (см., напр., Исх.13:2 ; Исх.34:19 ). Но, если доказательство, таким образом, опирается на несуществовании в греч. яз. слова, соответствующего евр. бехор, то оно является лишенным значения. В самом деле, и единственный сын назывался первенцем, бехор, как видно, напр., из повеления Иеговы посвящать Ему всех первенцев израильских (см. цит. мм. и Числ.8:16–1 7), хотя бы у кого из них и не было ни сестер, ни братьев (ср. Исх.12:29 ). Не имеет силы и заключению выводимое из слов ев. Матфея: не знаяше, Дóндеже (ως ο)... Выражение дондеже (евр. ад-ки), по употреблению в Библии, означает неопределенную продолжительность времени или состояния и равносильно выражению: никогда; напр., Ис.46:4 : Аз есмь, и Дондеже состареетеся, Аз есмь. Быт.28:15 : не имам тебе оставити, Дондеже сотворити ми вся, елика глаголах (ср. еще Быт.8:7 ; Втор.34:6 ; 1Цар.15:35 ); Пс.109:3 : седи одесную Мене, Дондеже положу враги твоя... Из этих примеров видно, что данное выражение в очень многих случаях не означает такого предела или момента, после которого действие, ранее не имевшее места, вступило в силу; что и в рассматриваемом случае оно отнюдь не высказывает, будто γιγνσκειν имело место после события рождения Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1). 16. Богу, который благословляет, мы также отвечаем благословением. Мелхиседек, царь Салема, благословляет Авраама (см. Быт. 14:19); Ревекку благословляет ее семья, незадолго до того, как она становится женой Исаака (см. Быт. 24:60), который в свою очередь благословляет своего сына Иакова (см. Быт. 27:27). Иаков благословляет фараона (ср. Быт. 47:10), своих внуков Ефрема и Манассию (ср. Быт. 48:20) и всех своих двенадцать сыновей (ср. Быт. 49:28). Моисей и Аарон благословляют общину (ср. Исх. 39:43; Лев. 9:22). Главы семейств благословляют своих детей на свадьбе, перед отправлением в путь, в преддверии смерти. Таким образом, эти благословения предстают как изобильный и безусловный дар.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией ( Пс. 17:14 ) или же является знамением божественного величия и славы ( Иез. 1:27–28 ; Сир. 43:12–13 ; Откр. 4:3, 10:1 ). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов. Быт.9:14 . И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы ( Быт. 6:17 и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары. Быт.9:15–16 . и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета. Быт.9:17 . И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Это – заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении. Ной насаждает виноградник Быт.9:18 . Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Отсюда начинается новый библейский раздел – история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда – вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение». Само перечисление сыновей Ноя сделано здесь с той целью, чтобы показать, что человечество не имело кроме них никаких других родоначальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д) Свидетельство богосыновства, его исторический смысл и богословское содержание. е) Принятие Мессианского призвания и силы Духа Св. на предстоящее служение, Лк.4:14 ; Деян.10–38 . ж) Образ крещения Духом Св. для новозаветной церкви, ст. 8 и пар. (Крещение и возложение рук апостольских, соответствующее нашему современному миропомазанию, были тесно между собою связанными таинствами, как и в настоящее время в Православной Церкви, ( Деян.8:14–17, 10:44–48, 19:5–6 ). з) Откровение в богоявлении, троичности Божества. Ср. Быт.18:1 ; Ис.48:16 . II. Искушение Христа в пустыне, ст. 12–13 Время, побуждение, место, продолжительность, внутренние и внешние условия, помощь свыше, искуситель, ст. 12–13; cp. 3Цар.18:12 ; Иез.8:3 ; Откр.1:10 . Смысл искушения вообще, 1Пет.4:12 ; Иак.1:2–4–12 ; Втор.8:2–6–16 ; Быт.22:1 сл. Связь с крещением; испытание диаволом Христа в сознании Им Своего Мессианского достоинства и богосыновства, засвидетельствованного во время крещения. «Подлинно ли Ты Сын Божий?» Ср. Быт.3:1 . Таинственность искушения Христа и образный характер описания его в Мф.4:3–10 и Лк.4:2–13 . Исторический смысл: связь с началом Мессианского служения; паралл. с Исх.34:28 и пар. и 3Цар.19:8 ; вопрос o пути Мессианского служения и характере Мессианского царства (в известн. смысле – об отношении к обычным иудейским представлениям о Месс. царстве) и об употреблении сверхестеств. силы: а) для служения элементарным инстинктам и своим личным потребностям (питания, самосохранения), б) для убеждения людей в своем Мессианстве и побуждения их к исполнению, в целях спасения (какого?), Его заповедей. Религиозно-нравственный смысл: а) вопрос об отношении к свободе: аа) обеспечение полной личной свободы и независимости; бб) употребление насилия и принуждения в деле спасения людей, ограничение их нравственной свободы; отсюда: б) вопрос о внешнем и внутреннем господстве, о приятии пути Голгофы. Типический характер искушений Христа; а) искушение посредством телесных нужд, б) искушение духовной гордостью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

1Пар.12:15 . Иер.12:5, 49:19 ); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе ( Быт.13:10–11 ). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством ( Быт.32:10 ). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли ( Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10 ). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана ( Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще ( Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34 ). Во времена Судей Аод ( Суд.3:28 ), Гедеон ( Суд.7 гл.) и Иеффай ( Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими ( Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6 ). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян ( 2Цар.10:17 ), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим ( 2Цар.17:22 ). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского ( 2Пар.4:17 ). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса ( 4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4 ). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

(Рост большинства израильтян не превышал, по-видимому, пяти с половиной футов, то есть 1,7 м). Израильские разведчики доносили, что хананеи «более и выше нас» ( Втор.1:28 ). «Весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые... и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис.13:33–34 ). Амос пишет об аморрее, «которого высота была как высота кедра» ( Ам.2:9 ). Высокорослые и сильные противники бросали вызов вере. Человек высокого, но не чрезмерного роста может быть привлекательным. В привлекательности Саула важную роль играл его рост. Он представлен как «молодой и красивый» человек, и «не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2; 10:23 ). А Самуил сказал, что «подобного ему нет во всем народе» ( 1Цар.10:24 ). Но когда Самуил пошел на поиски нового царя Израиля, Господь высказал предупреждение относительно брата Давида Елиава, которое будет отзываться эхом на протяжении всего библейского повествования как предостережение против увлечения внешним видом человека: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ). Тело красивое и необычное . Красота человеческого тела в Библии не игнорируется, хотя больше внимания ей уделяется в Ветхом Завете, чем в Новом. Красивыми показаны прародительница Сара ( Быт.12:14 ), Ревекка ( Быт.24:16 ) и Рахиль («красивая станом», Быт.29:17 ). Иосиф, Давид и Авессалом выделяются как примеры мужской красоты. Иосиф «был красив станом и красив лицом» ( Быт.39:6 ). Описание Давида вызывает в воображении образ сильного юноши, в котором здоровое генетическое наследие сочетается с природной красотой, развившейся благодаря жизни на открытом воздухе: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом... виден собою... белокур и красив лицом» ( 1Цар.16:12, 18; 17:42 ). Внешность Авессалома описана более подробно: «Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. стихи 11–12 5 с ( Исх.27:21 ; Лев.8:35,24:4,6 ; Чис.10:9,14:41 ; Втор.20:4 ) ). 2Пар.13:13 .  Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. 2Пар.13:14 .  И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. 2Пар.13:15 .  И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды. 2Пар.13:16 .  И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. 2Пар.13:17 .  И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. 2Пар.13:18 .  И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих. Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олесницкого («Ветхозаветный храм», с. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников ((стих 14); ср. ( Чис.10:9 )) и победные клики войска иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона ( Нав.6:3–20 )». 2Пар.13:19 .  И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него города. О положении Вефиля (( Быт.28:19 ) и др.) см. «Толковую Библию», т. I, с. 166 и т. II, с. 45 и 427. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов ( 3Цар.12:29 ), было явным свидетельством для обеих враждующих сторон богопротивности этого культа. Иешана (ср. 1Цар.7:12 ) – город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина, древнего Вефиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010