Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМ [евр.  ,   - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. Αβραμ; первоначально Аврам, евр.  ,   - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра , у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении : «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Переселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема . Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная ). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Пн Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клятва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения. Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими , — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ). Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ). Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему? Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми. Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ). В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ). Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля ) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ). Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

http://azbyka.ru/klyatva

Глава 24 1. Собрание в Сихеме-Силоме. 2–14. Милости Господа Аврааму и его потомкам. 15–24. Вопрос народу о выборе религии и его решение. 25–28. Возобновление Завета с Господом и его увековечение. 29–33. Кончина Иисуса Навина и первосвященника Елеазара. 34–36. Дополнение к тексту. Нав.24:1 .  И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред [Господа] Бога. Второе увещание произнесено было Иисусом Навином также перед всенародным собранием, которое одушевлено было мыслью о Боге и Его присутствии: «предстали пред... Бога». Народное собрание созвано было в Сихеме по нынешнему еврейскому тексту, многим позднейшим греческим спискам и основанным на них изданиям (например, Комплютенской Полиглотте и Альдинской Библии), с которыми согласуется славянская Библия, равно как по переводу блаженного Иеронима. Напротив, в древнем Ватиканском, Александрийском и некоторых позднейших списках перевода LXX вместо Сихема читается Силом. Первое из этих чтений может быть названо в настоящее время общепринятым с включением и нашей отечественной литературы 232 . В доказательство правильности его указывается на особенно важное значение Сихема, как священного города по религиозным воспоминаниям о патриархах, Аврааме ( Быт.12:7 ) и Иакове ( Быт.33:19–20,35:4 ) и по воспоминанию о недавнем религиозном событии, местом которого служили находящиеся около Сихема горы, назначенные для этого самим Моисеем ( Нав.8:30–35 ; Втор.11:29–30,27:4–26 ). При объяснении избрания Сихема для народного собрания при Иисусе Навине встречается, однако, немаловажное затруднение, представляемое словами Нав.24:26 : «и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (по еврейскому тексту «бемикдаш Иегова»). «Святилище» было, как видно из Исх.25:8 , Лев.12:4 и др., одним из названий Скинии собрания. Если Сихем был местом народного собрания, то существование в нем Скинии Господней, которая поставлена была в Силоме ( Нав.18:1 ), возбуждает недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Грех Беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский ( Мф. 14:22–24 ), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани. Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу» ( Ион. 1:4–5 ). О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину? Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. 7 ), пролили огонь на города содомские (см. Быт. 19:24 ), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. 7 ) и их же потопили в Чермном море (см. Исх. 14:27 ). Кого же из нас они могут спасти? Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авироном (см. Чис. 26:10 ), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк. 16:19–26 ), «ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава шестая. Протоевангелие После грехопадения человека, Ягве Бог изрекает проклятие на змея-искусителя. И в этом проклятии, еще до изгнания человека из рая, звучат сразу же первые нотки благовестия. Господь не излил вино ярости Своей нерастворенным. Во мраке проклятия змея, мелькнул луч надежды. Святые отцы назовут его прото- или первоевангелием. И сказал Ягве Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:14–15 ). 6.1. Проклятие Божие и змей Искушение к совершению греха постигло человека через змея. О нем сказано: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Ягве Бог ( Быт. 3:1 ). Адам был введен в искушение Евой, Ева – змеем. За то проклинается Богом змей и осуждаются Ева и Адам. Кто же этот змей, которым человек был введен в грех? (нахаш), по равви Берману, «не извивающаяся змея, а прямоходящее демоническое существо, дракон» 238 . Символ змея (нахаша) Берман находит родственным с левиафаном (крокодилом?). Символами ужасной силы воды и земли показаны в словах Бога многострадальному Иову левиафан и бегемот ( Иов 40:10–41:26 ). При этом, однако, нахаш (змей) и левиафан не тождественны. В наименовании «нахаш», о котором сказано, что он был хитрее всех зверей полевых, есть, конечно, смысловая связь с глаголом «нахаш» – «шептать», «шипеть», «ворожить», «гадать». Агада именует этого змея еще (йецер га-ра), что значит «злой помысел», «злой инстинкт», «злое побуждение» 239 . Кто этот змей? Моисей ничего не говорит об этом. Св. Иоанн Златоуст отмечает, что «Священное Писание нигде не говорит о том, что в змие вел разговор (с Евою) диавол-искуситель» 240 . И в Новом Завете говорится, что змий хитростью своею прельстил Еву ( 2Кор. 11:3 ). При этом, однако, однозначным святоотеческим мнением является утверждение, что именно сатана, падший дух, явился искусителем Евы. Об этом однозначно свидетельствует и Писание. Ибо завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:24 ). И, конечно же, на искушение вкусить от запретного плода в раю, через что смерть постигла человека, указывал Господь Иисус Христос , когда сказал о диаволе, что он был человекоубийца от начала и, когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕДЕОН [евр.   ,  ], прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.), величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х. (Суд 6-8). Его имя происходит от евр. глагола  (разрубать). Он также назван в Библии Иероваалом (Суд 7. 1; 8. 35). Г. был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в г. Офра. Г. избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян , к-рые неск. лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья (Суд 6. 5; 7. 12) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10). Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Г. «судил» (евр.  ) Израиль в отличие от остальных судей (ср.: Суд 12. 11 и др.). Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r) Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r) Г. был призван на служение ангелом Господним , повелевшим ему освободить Израиль от мадианитян. История с призванием Г. напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18). Подобно Аврааму, Г. доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи (ср.: Быт 12. 1). Господь явился Г., когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Свящ. Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа - Исх 3. 11). Г. устроил благодарственную трапезу, к-рая стала жертвенным предложением, когда пищу попалил огонь, вышедший из посоха ангела (ср.: Суд 13). Он построил на месте посещения ангела алтарь и назвал его «Господь-мир» (евр. Яхве шалом) (Суд 6. 24). По повелению Бога Г. разрушил жертвенник своего отца, срубил священное дерево и возвел новый алтарь Господу, принеся в жертву лучших тельцов из стада Иоаса. Знамение прав. Гедеону. Миниатюра из Гомилий Я. Коккинавафоса. 1-я пол. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 110v) Знамение прав. Гедеону.

http://pravenc.ru/text/161851.html

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей И. Богоявленский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) «Тайна сия велика» ( Еф. 5:33 ). Семья — это ячейка, из которой строится здесь, на земле, Церковь и Государство. Без благословения Церкви, без благодатного таинства не могут быть достигнуты цели брака. Каковы же цели брака? Хронологически первая и, по существу, главная цель брака, указанная еще при появлении первой жены, выражена Адамом в таких словах: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ). Как цель брака здесь указано объединение двух личностей в одну, объединение теснейшее («прилепится»), объединение «в одну плоть». Для того и первую жену Еву Бог сотворил из ребра Адама, чтобы при таком единстве природы они сильнее чувствовали в себе взаимную любовь и старались жить единою нераздельною жизнью. В библейском повествовании о сотворении человека обращает на себя внимание попеременное употребление по отношению к творимому человеку то единственного, то множественного числа: «сказал Бог: сотворим человека (единственное число) по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они (множественное число). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (единственное число), мужчину и женщину сотворил их (множественное число) ( Быт. 1:26-27 ). Такое же необычайное употребление единственного и множественного числа в I главе Библии имеет место и по отношению к Богу. В еврейском тексте в I главе Библии имя Бога стоит во множественном числе; пред сотворением человека «сказал Бог (еврейский текст: «Боги» во множественном числе): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Древние христианские писатели видели здесь указание на троичность Лиц в Боге при единстве Божеского естества. А так как человек был сотворен по образу Божию, то те же христианские писатели в попеременном употреблении по отношению к человеку то множественного, то единственного числа видели указание на множественность при единстве и в первом человеке: в нем было объединено мужское и женское начало, и в этом единстве и была его целостность и полнота.

http://azbyka.ru/semya/tajna-braka/

III. Творение рода человеческого § 23. Состав учения о Боге-Творце человека и всего рода человеческого По создании мира вещественного, Бог сотворил человека, – сначала мужа, потом жену, от которых произошел и весь род человеческий. Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от образа творения прочих Своих созданы, и с природою, одаренною особенно высокими совершенствами и преимуществами. Сообразно с особенностями природы человека Творцом указано ему и особенное высокое назначение. Отсюда, при изложении учения о Боге-Творце человека и всего рода человеческого, должно раскрыть: учение о происхождении первого человека, учение о происхождении всего рода человеческого, о природе и назначение человека. § 24. Происхождение человека Первоначальное происхождение на земле рода человеческого составляют неразрешимую собственными силами человека тайну. Посему иметь истинное познание о своем первоначальном происхождении человек может только из откровения Божия. В откровении наиболее полно возвещается об этой тайне, как и о происхождении мира вещественного, в священном бытописании Моисея ( Быт.1:26–27; 2:7, 18–24 ). 170 Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей. Исторический его характер. – По сказанию Моисее, создание человека было завершением творческих дел Божиих. Человек создан в шестой день творения, но после создания всех земных тварей, после того, как земля была устроена и приспособлена для его обитания и жизни. Образ творения человека знаменательно отличается от образа создания всех прочих тварей. Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: да будет, создании человека предшествовал совет Божий: и сказал Бог (Elohim): сотворим человека (26 ст.). Это – совет в Самом триипостасном Боге, т. е. между лицами Св. Троицы, а не совет Бога с ангелами, «совет», можно полагать (на основании употребления этого слова в св. Писании иногда в значение предведение и предопределение. напр. Деян.2:23 . Еф.1:11 ), не о сотворении только человека, но и о воссоздании его после имевшего последовать грехопадения Агнцем, закланным прежде сложения мира ( 1Пет.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 17я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (62): от Матфея 15:21–28 21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час Практический очерк содержания рядового чтения История этого Евангелия о жене хананейской имеет много сходства с Богоборством Иакова; как там, так и здесь изображается, с одной стороны, усиленная и смиренная молитва, а с другой — непоколебимое дерзновение. Что высказал Иаков в словах: “ не отпущу Тебя, пока не благословишь меня ” (Быт. 32:26), то самое высказывает хананейская жена во всех своих отношениях к Иисусу Христу. В обоих этих случаях слабейший одерживает, посредством веры и молитвы, победу над сильнейшим. Таким образом, не погрешим, если скажем, что главная мысль дневного Евангелия, это — борьба молящегося с Богом. l. Начало этой борьбы изображается в следующих чертах: а) Лицо, с которым молящийся борется (ст.22) ( Господи, сын Давидов ); б) повод к борьбе, заключающийся в величии нужд и в сознании собственного бессилия к их устранению (ст.22) ( помилуй меня) в) глубочайшее основание этой борьбы — полная уверенность во всемогуществе и благости Иисуса Христа. 2. Продолжение этой борьбы обнаруживается в том: а) что молящийся не престает молиться, хотя Иисус Христос, по-видимому, не внемлет молитве (ст.23 ) ( не отвечал ей ни слова ), хотя Он, несмотря даже на ходатайство других, отказывает в помощи (ст.24 );

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010