свящ. Николай Александров Содержание Часть I-я § I. Призвание Авраама и его переселение в землю ханаанскую (Быт. 11:26 – 12:9) § 2. Путешествие Авраама со своим семейством в Египет по случаю голода в земле Ханаанской. (Быт. 12:10 – 13:4) § 3. Разлучение Авраама с Лотом, освобождение последнего из плена и встреча с Мелхиседеком. (Быт. 13:5 – 14:24) § 4. 0бетования Божии Аврааму. (Быт. 15:1–21) § 5 Агарь и Измаил, обетование о рождении Исаака и установление обрезания (Быт. 16:1–17:27) § 6. Явление Аврааму Бога у дуба Мамврийского, ходатайство Авраама перед Богом за участь Содома и Гоморры. Пребывание Авраама в Гераре (Быт. 18:1–33; 20:1–18) § 7. Рождение Исаака и изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21:1–21) § 8. Завет Авраама с Авимелехом и поселение в Вирсавии. Жертвоприношение Исаака, смерть Сарры, последние годы жизни Авраама и смерть его (Быт. 21:22 – 23:20, 25:1–10) Часть II Исаак § I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67) § 2. Рождение у Исаака детей: Исава и Иакова; характеры братьев; продажа Исавом первородства Иакову (Быт. 25:20–34) § 3. Путешествие Исаака в Герару. Опасность, которой подвергалось целомудрие Ревекки в пределах царя герарского. Зависть жителей Герары благосостоянию Исаака. Благословение Исааком Иакова и Исава и смерть Исаака. (Быт. 26:1 – 27:40; 35:27–29) Часть III. Иаков § I. Видение Иаковом Лествицы. (Быт. 28:1–22) § 2 Пребывание Иакова в доме Лавана. (Быт. 29:1 – 31:18) § 3. История жизни Иакова со времени удаления от Лавана и до поселения в земле ханаанской (Быт. 31:19 – 33:17) § 4. Поселение Иакова в земле ханаанской и обстоятельства из жизни его до переселения в Египет (Быт. 33:18 – 35:29. 37) § 5. Переселение Иакова в Египет; благословение им детей своих и смерть его (Быт. 42–50)     В творениях св. отцов и учителей Церкви нет специально исторических исследований на нашу тему, нет и исторического материала, который давал бы что-нибудь новое в сравнении с библейским повествованием. Таких сведений и безрассудно ожидать от чего-либо помимо Библии. Единственным источником знания о начальной истории еврейского народа может быть только Библия , как она же есть единственный источник знания о первоначальной истории вообще всего человечества. Эту мысль ясно высказал св. Феофил Антиохийский . Показав неосновательность рассуждений языческих писателей о первоначальной судьбе мира и человечества, св. Феофил восклицает: «кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее?.., Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиной, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков Иаков ( =запинатель; ακβ; Iacob; Iakobъ; L: Iakob): a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22 . гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10 . гл. Быт.48–50 . Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17 . 1Цар.12:8 . 4Цар.17:34 . 1Пар.29:18 . Пс.19:2, 80:2 . и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1 . Мал.1:2 . 3Ездр.3:16 ... Сир.44:25, 45:6 и др. Мф.1:2, 8:11. Лк.13:28 . Деян.7:8, 12, 14–15 . Рим.9:13 . Евр.11:20–21 . и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25 , и потом Быт.27–50 . Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава ( Быт.25:24–26 ). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы ( Быт.25:29–34 ). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке ( Быт.26:34–35, 27:46 ). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему ( Быт.27:1–40 ). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца ( Быт.27:41 ). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее ( Быт.27:42–46 ). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни ( Быт.28:1–5, 10–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Измаильтяне Измаильтяне ,; σμαηλτης, ’Ισμαηλται; Ismahelites, Ismaelimae): 1Пар.2:17 . Быт.37:25, 27, 39:1 . Пс.82:7 . Суд.8:24 ). – Народ, происходивший от Измаила, сына Авраама от Агари. Народ этот состоял из 12 колен, от 12-ти сынов Измаила, которые суть: Наваиоф, Кедар, Абдеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Они жили в шатрах; вели торговлю с Египтом. Сначала поселились в пустыне Фаран ( Быт.21:21 ), потом распространились по всей северной Аравии – от Египта до Персидского залива и Вавилонии ( Быт.25:18 ), ведя жизнь кочующую. Они поставляются в связи с разными племенами Аравии; имели тесную связь с потомством Исава ( Быт.28:9 ), и как торговый и хищнический народ смешиваются с мадианитянами ( Быт.37:25, 27–28, 39:1 . Суд.8:24 ). Являются некоторые из них и среди избранного народа Божия ( 1Пар.2:17, 27:30 ). Однажды они соединились с идумеями, моавитянами, аммонитявами, амаликитянами и другими против израильтян ( Пс.82:5–9 ). Более в Св. Писании они не упоминаются, но их характер ясно изображен в пророчествах при рождении и обрезании их родоначальника ( Быт.16:12, 17:20, 23–26 ). И именно об Измаиле сказано: «Он будет между людьми, как дикий осел» ( Быт.16:12 ), т. е. он упрям, неукротим, дикий житель пустынь, и имеет жить пред глазами, т. е. поблизости своих братьев; «руки его на всех, и руки всех на него». Это неизменяемый характер бедуинов, к коим хотя принадлежат и потомки Иоктана и дети Хеттуры, но измаильтяне составляют главную часть их. Необузданная свобода и дикая кочевая жизнь в пустыне для них выше всего; они презирают всякую оседлую правильную жизнь, особенно городскую; хищничество составляет главное их занятие в их непрестанных набегах; в оправдание свое при этом, они ссылаются на то, что их родоначальник Измаил, изгнанный из дома отеческого, пустыню получил себе в наследие, с предоставлением ему брать себе, где что найдет. Согласно второму пророчеству о благословении и размножении его потомства ( Быт.17:20 ), потомки Измаила в необычайном множестве за тысячу лет распространились из Аравии на восток и запад; в средние века, кроме передней Азии, они имели свои поселение на всем Индийском океане до Китая; вся Северная Африка до Марокко ими наполнена, и все племена негров восточной и западной Африки состоят под их влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Иудаизм Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца III тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в I–VI веках no Р.Х. Нередко, к сожалению, эти два совершенно разных и самобытных явления в религиозной истории человечества искусственно объединяют в одно, для чего, со строго религиоведческой позиций, нет достаточных оснований. 1. Ветхозаветный Иудаизм Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен этот завет, именно в этой точке впервые проявились вместе те важные элементы, которые стали впоследствии характерными особенностями религии Ветхого Завета. Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего ( Быт. 17,1 ), Бога Всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:22 ), Судии всей земли ( Быт.18:25 ). Второй важный аспект – заключение Завета или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, no которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» ( Быт.17:7–8 ). Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание ( Быт.17:9–11 ). Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Оно привносит эсхатологическое напряжение, характерное для всей религии ветхозаветного иудаизма. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ ( Быт.13:16 ), что этот народ будет владеть землей ханаанской ( Быт.15:18 ), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «...и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Глава третья. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан И прошел Авраам по земле сей [по длине ее[ до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда (жили) хананеи. И явился Ягве Аврааму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам землю сию. И создал там Аврам жертвенник Ягве, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 3.1. Сихем. Авраам – это земля твоя! Ур – Халдейский, Харран, Дамаск в Сирии... Все дальше передвигается со своими стадами Авраам, далеко позади отеческая земля. Вот он уже на западном берегу Иордана. Он еще не знает, где та земля, которую обетовал Бог ему и потомству его. Он все еще странник в неизвестное, не знающий, где главы приклонить. «Поскольку намерение дать землю сию Аврааму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым мог бы давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно» 430 . И прошел Авраам по земле сей Ханаанской [по длине ее] до места Сихема. Медленно передвигается караван. Пройдена уже половина Ханаанской земли по долине ее. Вот место Сихема, дубравы Море. Где же та земля, в которую ведет являвшийся в Уре и Харране Бог?.. И вот, в Сихеме, в центре Ханаанской земли, Бог в третий раз является Аврааму и говорит ему: потомству твоему отдам Я землю сию, Авраам! – ты уже дома! Авраам! – оглянись вокруг, ты в Земле Святой, ты в Земле Моей, ты прошел уже до середины земли, которую Я обещал тебе. Здесь, в Сихеме, Авраам узнает, что он уже давно в Земле Обетованной. Авраам, сказано, прошел до места Сихема. Позднее, при внуке Авраама Иакове говорится о городе Сихеме ( Быт. 33:18 ). (Шхем) или «Сихем» означает «плечо». Вполне возможно, что это название появилось уже после Авраама, по имени Сихема, сына Эммора [см. Быт. 34:2 ], князя земли той. С этим городом после Авраама будут связаны различные события священной истории. Там Иаков закопает под дубом [дубрава Море] языческих идолов [ Быт. 35:4 ], там будут пастбища Иакова [ Быт. 37:12–14 ]. В Сихеме Иаков купит часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, и недалеко от того места ископает колодец [ Быт. 33:19 ; Ин. 4:12 ]. Там заблудился Иосиф, когда искал братьев своих, будучи потом продан ими в рабство египетское [ Быт. 37:15 ]. Сихем станет одним из городов-убежищ Израиля [ Нав. 20:7 ]. В Сихеме Иисус Навин собрал колена Израилевы перед смертью [ Нав. 24:1–25 ] и в нем же были погребены кости Иосифа [ Нав. 24:32 ]. После отпадения десяти колен Израилевых от Иерусалима, Иеровоам-мятежник сделает Сихем столицей Северного десятиколенного Царства [ 3Цар. 12:25 ]. Господь Иисус Христос здесь у колодца Иакова беседовал с самарянкой. Римляне возобновили это город, назвав его новым городом – Неаполем. Видоизменившись, это название превратилось в Наблус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как бы различно ни понимались задачи пастырства, несомненно, прежде всего, то, что оно есть известного рода общественное служение; поэтому и в библейской истории мы можем искать первых следов пастырского служения лишь с того времени, когда начинает действовать народ с так или иначе организованной общественной жизнью. В истории евреев таким начальным моментом является выход из Египта. До этого времени, хотя, несомненно, религиозная жизнь еврейских праотцов уже имела некоторые утвердившиеся формы, – так, напр., строились жертвенники ( Быт.8:20, 12:7–8, 13:4, 18, 26:25, 35:1, 7 ), приносились жертвы ( Быт.4:3–4, 8:20, 15:9–10, 31:54 ), совершались возлияния ( Быт.28:18 ), давались обеты ( Быт.28:20–22 ) и материальные приношения ( Быт.28:20–22 ), – но все эти религиозные действия были делом частным, личного усмотрения, без всякой общественной организации: здесь всякий был и пастырем, и пасомым вместе. Правда, из библейских данных можно заключать с достаточной твердостью о том, что и до Моисея у евреев было священство, хотя и не в том организованном виде, какой после дан был ему Моисеем, но, по крайней мере, с обязанностью специального исполнения жреческо-религиозных треб. Так, не говоря уже о примере египтян с их прочно организованным священством, – пример, столько лет бывшем пред глазами евреев, – трудно предположить, чтобы религиозно-священнические отправления, вполне известные еще патриархам, не организовались в систему и не получили значения общественного служения при постепенном размножении небольшой семьи Израиля в шестисоттысячный народ ( Быт.46:27 ; Исх.12:37 ), когда и в гражданском быту, несмотря на подневольное положение в Египте, евреи имели и до Моисея определенный институт старейшин и начальников ( Исх.4:29, 16:22 ). И, действительно, еще задолго до постановлений Моисея о священстве, в третьем еще месяце по исходе из Египта, евреи имеют уже священников «приближающихся к Господу» ( Исх.19:22 ), – это, очевидно, священники, вышедшие, как таковые, еще из Египта; затем, еще до всякого законодательства о жертвах, евреями, только что вышедшими из Египта, приносятся уже жертвы ( Исх.18:12, 24:5 ) и строятся жертвенники ( Исх.20:24–25, 24:4–5 ); наконец, и ряд религиозных установлений Моисея начинается далеко не со священства: устанавливается праздник Пасхи с целью увековечения памяти о выходе из Египта ( Исх.12 ), дается с той же целью закон о посвящении Богу всех первенцев израильских ( Исх.13:2 ), дается заповедь о субботе ( Исх.16:23–30 ), объявляется повеление о способе устройства жертвенников Господу ( Исх.20:24–25 ) и, как мы сказали, когда нужно, приносятся жертвы, – словом, первые действия и повеления Моисея в пустыне таковы, что они предполагают существующее уже и действующее священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Раб, рабство (Slave, slavery) В Библии раб предстает инструментом хозяйственной деятельности, законной собственностью и человеком, за которого несет полную ответственность его владелец. Слова «раб» и «слуга» иногда используются как взаимозаменяемые, но раб отличался от слуги более низким общественным положением, хотя его улучшение было возможным и весьма распространенным. Раб находился в состоянии полной Зависимости, тем не менее Бог, сотворивший людей и наделивший их чувством собственного достоинства, показан в Писании надзирающим за рабством. Кроме того, с библейской точки зрения, любой человек – раб либо греху, либо Богу. Инструмент хозяйственной деятельности . Независимо от способа его приобретения – в результате купли-продажи или в качестве военной добычи, – раб был инструментом хозяйственной деятельности. Рабы имели рыночную стоимость ( Быт.37:28 ; Исх.21:32 ; Иез.27:13 ; Деян.16:19 ); их продавали и покупали ( Лев.25:44–45 ); они переходили по наследству ( Лев.25:46 ). У израильтян продавать как рабов (в унизительном смысле) можно было только иноплеменников – в частности, хананеев, которые были прокляты как «рабы рабов» ( Быт.9:25 ) и характеризовались как люди, годные только для того, чтобы «рубить дрова и черпать воду» ( Нав.9:18–27 ). Купленные за деньги или родившиеся в доме хозяина пользовались особыми преимуществами ( Быт.17:12, 23, 27 ; Исх.12:44 ; Лев. 22:11 ). На память приходит Иосиф, которого купил Потифар, наделивший его большими полномочиями, но которого жена Потифара называла рабом ( Быт.39:1–19 ). Захваченные рабы использовались на тяжелых работах ( 3Цар.9:21 ). В Египте израильтяне подавлялись из страха перед их потенциальной военной мощью и изнурялись работой, соответствующей их положению побежденных ( Исх.1:1–14 ). Соломон использовал иноземцев в качестве рабской рабочей силы, но своими слугами поставил израильтян: вельможами, военачальниками, воинами и т. д. ( 3Цар.9:21–22 ). Покупка рабов была обычным делом, но находилась под контролем Божьей Справедливости. Рабов покупали Авраам ( Быт.17:23 ), проповедник из Книги Екклесиаста ( Ек.2:7 ) и Осия ( Ос.3:2 ). Увидев бедственное положение израильтян, Сам Бог метафорически приобрел их, нанеся поражение египтянам, которые противились Моисею ( Исх.3:7; 15:16 ; 2Пет. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).

http://pravicon.com/info-2143

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Каин (Cain) Читателям Библии значение образа Каина может показаться несоизмеримым с тем небольшим местом, которое занимает рассказ о нем, хотя он как первый сын Адама и Евы, родившийся за пределами Едемского сада, появляется в стратегически важном отрывке библейского повествования ( Быт.4:1–17 ). О Каине кратко упоминается по крайней мере в трех местах Нового Завета со ссылкой на его архетип, и его образ играет важную роль в еврейской мысли (ср. 4Мак.18:11; Иосиф Флавий, Иудейские древности 1. 52–66). Каин в Ветхом Завете . Имя Каин (qayin), хотя и связанное этимологически со словами «кузнец» или «песня», ассоциируется в рассказе с восклицанием Евы при его рождении: «Приобрела (qaniti) я человека от Господа [или с помощью Господа]» ( Быт.4:1 ). Что же это был за сын, первенец рода человеческого, которого приобрела Ева ? Тогда как младший брат Авель стал скотоводом-кочевником, Каин был оседлым земледельцем. В отношениях между братьями проявлялось обычное для Древнего мира соперничество (ср. Иаков и Исав, Быт.25:23–28 ), но апогея оно достигло в приношениях, предложенных Господу. Каин принес «от плодов земли» ( Быт.4:3 ), а Авель – «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт.4:4 ). С левитской точки зрения, приемлемыми были оба дара, но в описании «от первородных» и «от тука» подразумевается, что приношение Авеля было более щедрым. Предпочтение Богом приношения Авеля и отвержение Им приношения Каина поначалу вызывают сочувствие к Каину. Но затем с его поникшего лица как бы спадает маска, скрывавшая обуревающий Каина гнев. Господь раскрывает источник гнева Каина и наставляет его, показывая два пути: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:7 ). Каин ничего не сказал, но его действия служат типичным примером человека, избравшего второй путь и снедаемого чувством гнева. Божьи наставления ожесточили грех, и брат-земледелец позвал брата-пастуха на поле, где убил его. Гнев породил убийство, и надежды на установление братских отношений рухнули, а соперничество вылилось в братоубийство. Человек, принесший Господу от первородных своего стада, был убит первородным и предан земле. На вопрос Бога: «Где Авель, брат твой?» – Каин ответил с поразительной и незабвенной бессердечностью: «Не знаю; разве я сторож брату моему?».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Жертвенник I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Словом «Ж.» ВЗ передает (за искл. четырех случаев) значение евр. понятия мизбеах – «место, где совершаются жертвоприношения». Ж. не является типично израил. или библ. явлением, а принадлежит всем религиям и народам средиземноморского бассейна и других регионов. Как освящ. место, где человек приносит божеству свои жертвы, Ж. представляет собой место культового общения с божеством. Согласно Библии, первый Ж. был воздвигнут Ноем по окончании потопа ( Быт. 8:20 ); возможно, что уже жертвы Каина и Авеля в Быт. 4 указывают на наличие Ж. Предназнач. в жертву животные, злаки и другие жертвоприношения (⇒ Жертва ) возлагались на Ж. и чаще всего, вероятно, сжигались, причем поднимавшийся дым воспринимался как знак того, что Бог принял жертву. Уже в III тысячел. до Р.Х. подобные представления существовали как в Месопотамии, так и в Египте. Ж. был принадлежностью каждого ⇒ храма , любого места отправления культа (⇒ Дубрава ⇒ Высота ), но имелись Ж. и для личного или семейного пользования. Вероятно, Ж. возводили и просто в знак благодарения или памяти, не имея намерения постоянно приносить на них жертвы. Можно сказать, что путь патриархов к Господу проходил через Ж., которые они воздвигали (см. Быт 12 и след.; Быт. 13:18 ; Быт. 26:25 ; Быт. 35:1 ). Ж. устраивались преимущественно на высотах и в рощах. Как места встречи с божеством они родственны маццевам (⇒ Памятник, памятный знак ), воздвигнутым камням, в которых видели материальный образ божества. Об одном из таких камней-памятников говорится, напр., в Быт. 28 и далее – в рассказе об Иакове. Позднее в Израиле стали с осуждением относиться к установлению подобных памятников, потому что их приверженцы считали, что в камне живет Сам Бог, однако к Ж. это не относилось. II. ВИДЫ ЖЕРТВЕННИКОВ А. КАМЕННЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ ЖЕРТВЕННИКИ Каменные и земляные жертвенники являются первонач. формой Ж. Земляной Ж. представлял собой насыпное сооружение из камней и глины, как правило, в форме низкого, до 0,7 м выс., прямоугольного стола.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010