Вера в бытие ангелов основывается на свидетельстве откровения о том, что они действительно существуют. И понятно, Ангелы суть существа бесплотные и потому стоять вне и выше тех условий и опытов, которые ведут к убеждению в бытии существ и предметов мира вещественного. В откровении учение о действительном бытии мира ангельского, выражено ясно и решительно: оно проходит чрез весь ветхий и новый завет. Учение ветхого завета. – Ветхозаветное откровение предполагает и утверждает бытие мира ангельского в повествованиях о многочисленных явлениях ангелов людям (обычно в человеческом образе) для возвещения им воли Божией и вообще для исполнение Его велений. Так, для охранения пути к древу жизни, Господь, по словам бытописателя, поставил на востоке у сада эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся ( Быт.3:24 ). Ангел был послан утешить Агарь ( Быт.16:7–12 ). Ангелы извели Лота из Содома, осужденного на сожжение ( Быт.19 гл.). Ангел сохранил жизнь умирающему от жажды Измаилу ( Быт.21:17–19 ). Ангел удержал руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака ( Быт.22:15–17 ). Ангела обещал Авраам в руководство рабу своему ( Быт.24:7 ) и этот, руководимый ангелом, нашел Ревекку. Иаков в одном случае (в сонном видении) во множестве видел ангелов, по лестнице восходящих на небо и нисходящих на землю ( Быт.28:12 ), в другом случае (в бодрственном состоянии) – целые полки ангелов ( Быт.32:1–2 ). Ангел – Иегова, освободивший евреев от рабства египетского ( Исх.3:2–12 ; Числ.20:16 ), совершил это при участии ангелов ( Исх.12:12 , где под «губителем» разумеют одного или целый сонм ангелов, отличных от Иеговы и служебных Ангелу Иегове; ср. Быт.19:13 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:58 ; Иез.9:1–6 ). Ангел был послан для вразумления Валаама, шедшего проклинать Израиля ( Числ.22:22–25 ). Приняли при служении Ангелов ( Деян.7:53 ; ср. Втор.33:2 ) израильтяне закон Моисеев. В ождь воинства Господня явился Иисусу Навину ( Нав.5:14 ) и руководил чудесным завоеванием Иерихона. Ангел, вместо пророка, призывал народ израильский к покаянии при Иисусе Навине ( Суд.2:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   Самые древние части названной системы это — паримии страстной седмицы и в частности — великих субботы и пятка. Литургийные паримии в. субботы собственно уже относятся к пасхальной службе, или — точнее — являются переходом между пасхами крестной и воскресной. Он принадлежат древнему христианскому бдению, совершавшемуся в ночь с субботы на воскресение в воспоминание воскресения Христа. Еще в упоминавшейся выше Дидаскалии» читаем: «в субботу собирайтесь все вместе, бодрствуйте всю ночь в молитве, в чтений пророков, Евангелия и псалмов со страхом и трепетом до третьего часа субботней ночи и тогда разрешайте свой пост”. В некоторых даже и позднейших греческих уставах, например, в студийском уставе патриарха Алексия (1025—1043), предписывается начинать великосубботную литургию в 11 ч. (т.е. в 5 ч.) вечера. Продолжительностью названного бдения объясняется большое (15) количество паримии в великую субботу. Их подбор очень сходен с подбором великосубботных чтений некоторых других церквей. Объясняется это, вероятно, тем, что последние некогда находились в близких отношениях с греческою церковью. С другой стороны, указанное сходство свидетельствует, что основа системы великосубботных чтений восходить к глубокой древности. Вот, например, подбор чтений армянской церкви:  1. Быт. 1:1—3,24 (ср. нашу первую паримии). 2. Быт. 22:1—18. 3. Исх. 12:1—24 (ср. 3-ю). 4. Ион. 1:2—4,11 (ср. 4-ю). 5. Исх. 14:24—15,21 (ср. 6-ю). 6. Иса. 60:1—13 (ср. 2-ю). 7. Иов. 38:1—41. 8. Нав. 1:1—9. 9. Иерем. 38:31—34 (ср. 14-ю). 10. Иез. 37:1—14. 11. Дан. 3 (лишь песнь трех отроков).    Интересна также система паримии церкви древнеиспанской (мозарабской):  1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 2:7—3. 3. Иса. 55. 4. Быт. 5:31—8,21. 5. Исх. 13:18—15,21 (ср. 6-ю). 6. Быт. 22:1—18 (ср. 10-ю). 7. Втор. 31:28—32, 3, 44—5. 8. Быт. 27:1—29. 9. Исх. 12:1—42 (ср. 3-ю). 10. 2 Пар. 34:1—4, 30—33, 35:1—19. 11. Иез. 37:1—14. 12. Дан. 3:1—24, 46—48, 49—51 (ср. 15-ю).    Приведенный порядок содержится в одном испанском лекционарии XI в. парижской Национальной библиотеки 2171): издатель его G. Morin относит его по содержании к половине VII-ro века. В других лекционариях мы находим подбор еще боле близкий к греческому и армянскому:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

 1. Быт. 1:1—2(ср. первую). 2. Быт. 5:1—4, 8:1—21. 3. Быт. 22:1—19 (ср. 10-ю). 4. Исх. 12:1—12 (ср. 3-ю). 5. Исх. 14:14—15(ср. 6-ю). 6. Иса. 2:1—5, 1—18 (с большими пропуск.). 7. Иез. 37:1—14 (ср. 11-ю армянск.). 8. Аввак. 1:1—6, 2:11—14, 2:18—3, 3. 9. Ион. 1:1—2, 3, 11—4, 11 (ср. 4-ю). 10. Дан. 3:1—23, 46—100 (ср. 15-ю).    С данным порядком сходен порядок чтений галликанской церкви:  3. Быт. 7:10—8,21. 4. Быт. 22:1—19. 5. Быт. 27:1—40. 6. Исх. 12:1—50. 7. Исх. 13:18—14:9, 15:14—21. 8. Иез. 37:1—14. 9. Иса. 1:1—5, 24. 10. Нав. 3:4—34. 11. Ион. 1:1—3, 10. 12. Дан. 3.    О глубокой древности некоторых отдельных великосубботных чтений сохранились свидетельства у церковных писателей. Так, св. Афанасий Великий в четвертом своем пасхальном послании (332 г.) упоминает о пении на Пасхе песни из 13-й главы Исхода и называет ее праздничной песнью. Св. Кирилл Иерусалимский в 18-м огласительном слове говорит о чтении при крещении оглашенных в великую субботу пророчества Исаии: Светися, светися Иерусалиме). При рассмотрении каждой паримии в отдельности нельзя не заметить, что все они распадаются на три группы: одни из них являются, так сказать, рядовыми, другие говорят о празднике Пасхи, третьи, наконец, имеют ввиду совершавшееся за пасхальным бдением — крещение оглашенных. Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1:1—13) и, быть может, отчасти вторая (Иса. 60:1—16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов — Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, ветхозаветные чтения полагались из закона и пророков. В нашем богослужении остатком этого обычая являются все триодные паримии вечерен. Первая великосубботная паримия из Бытия тоже есть первое рядовое чтение из закона. Вторая паримия из Ис.60:1—16 отчасти является вторым рядовым чтением из пророков, а отчасти, как было сказано выше, имеет в виду крещение оглашенных. Характерно ее начало: Светися, светися Иерусалиме. Не совершался ли в древности пред этой паримией обряд осенения свечей, какой бывает теперь пред второй паримией на вечернях 40-цы и первых трех дней страстной седмицы и который, по свидетельству Симеона Солунского, служит благословением на освящение храма? В великую субботу этот обряд в древности имел еще и то особенное значение, что тогда в данный день зажигался новый огонь, который иногда и специально добывался для этой цели каким либо особенным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Быт.19:5 . и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: «да познаем их», имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( Быт. 4:1, 24:16 и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест ( Лев.18:22 ; Ис. 3:9 ; 2Пет. 2:6–8 ; Иуд. 1:7 и др.). Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян. Быт.19:6 . Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения. Быт.19:7 . и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян. Быт.19:8 . вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных ( Быт. 19:14 ), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк 1. 45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение. Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля. Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

http://pravoslavie.ru/35999.html

Созидается человек собственной рукой Божией, чем доказывается одновременно и величие и ничтожность природы его. Величие его – в богоподобности природы его; ничтожность – в недостаточности его как твари, ибо что глина в руке горшечника, то человек в руке Божией ( Иер. 18:6 ), и как горшечник может сотворить сосуд по усмотрению своему, так и Бог по усмотрению своему творит что захочет ( Пс. 113:11 ). Сотворив человека по образу и по подобию Своему, Он сказал Сам в Себе: «Не добро быти человеку единому, его бытие неполно при одиночестве его, сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2:18 ). Одаренный способностями мыслить и чувствовать человек жаждал подобного себе существа, которого не находил ни среди тварей видимых, ни среди тварей невидимых, как ниже или выше его стоящих. Человек нуждался в существе одинаковом по сущности, но инаковом по ипостаси, нуждался не в силу внешних причин, но по самому бытию своему, нуждался в таком существе, которое могло бы восполнить недостаточность его собственного бытия или лучше сказать благобытия. Тогда всеблагой Бог , создавший все условия для блаженной жизни человека, созидает ему то, чего желало сердце его, взяв для этого сокровенную часть его, которое Писание наименовало ребром ( Быт. 2:22 ) 3 . Из этого «ребра» его, из сокровеннейшей части его, из самой его сердцевины, из сердца создал Господь Бог жену ему. «Обрати внимание на точность Писания, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Оно не сказало: сотвори (επλασεν) но: созда (ψκοδομησεν – устроил). Поскольку Бог взял часть от сотворенного уже и, так сказать, дал только, чего не доставало» 4 . Увидев ее, воскликнул человек восторженно: «Се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть» ( Быт. 2:23 )! Первый человек увидел в ней как в зеркале отражение своей совершенной природы и сразу прилепился к ней всей душой своей, сказав пророчески, что вследствие такой любви оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину ( Быт. 2:24 ). Слово «плоть» в устах Адама означает не тело как таковое, а весь духовно-телесный состав человека, потому что само Священное Писание о первозданных муже и жене говорит, что они представляли собой единое существо – человека ( Быт. 5:2 ). Не только телесно единились Адам и Ева, целуясь и обнимаясь 5 , но и душевно, представляя в двух телах одну душу 6 . Таково свойство любви, что любящие представляют собой нечто одно цельное и нерасторжимое, ибо «любовь связует любящих с Богом и друг с другом» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Как мы дальше читаем в словаре, «в древности астрология, алхимия и магия были тесно связаны между собой (об этом же говориться и в словаре Гранат, (т. 3, стр. 169 – прим. авт.). В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещал в своем лице обязанности астролога, колдуна и гадателя снов. Так, по сообщению Геродота, маг Остан, сопровождавший Ксеркса в его походах в Элладу, распространил некоторые сведения по- астрологии между эллинами. Жрец Ваала Берозос пользовался такой популярностью в Афинах, что ему был воздвигнут памятник, где он изображался с золотым языком как драгоценный прорицатель. О факте единства магии и астрологии мы находим также подтверждение и в книге пророка Даниила ( Дан.2:27 ) и во многих других источниках. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о тесной связи астрологии с магией и другими видами оккультных наук. История происхождения Корни магии и всех оккультных наук уходят в далекое прошлое. Время ее зарождения можно отнести к моменту жизни Каина и его потомков. После убийства брата и проклятия его Богом ( Быт.4:8–16 ) «пошел Каин от лица Господня… и построил город, …потомками его были Иувал; он был отец всех играющих на гуслях и свирели, и Тувалкаин, который был ковачем всех орудий из меди и железа» ( Быт.4:21–22 ). «Когда люди стали умножаться на земле (Здесь, как видно из контекста, целое берется вместо части: «каитяне» обозначены общим понятием людей – прим. авт.), тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их в жены». ( Быт.6:2 ). Согласно одному из толкований этого места, которое разделяли многие отцы и учителя Церкви (например Иустин Философ , Ириней, Афинагор, Тертулиан, Амвросий и другие – прим. авт.), а также согласно апокрифической книге Еноха «сыны Божий» – это духовные существа, которые вошли в преступный союз с женщинами земли и научили их волшебству и заклинаниям. От этого явилось великое нечестие» ( Быт.7:8 ). Поскольку брак в Библии нередко обозначает единение с Богом, то в браке духов и людей можно усматривать символ зародившегося язычества с его почитанием демонов, языческих богов, магией, астрологией и другими видами волхвования. Здесь падший человек пытается проникнуть в тайны мира независимо от воли Творца, стать богом без Бога. То есть повторяется искушение Евы в Едеме, когда сатана, явившись Еве в виде змея, соблазнил вкусить запретный плод, пообещав, что после этого они с Адамом станут как боги. знающие добро и зло ( Быт.3:4–5 ).

http://sueverie.net/astrologiya-i-magiya...

Как мы дальше читаем в словаре, «в древности астрология, алхимия и магия были тесно связаны между собой». (Об этой же связи говорится и в энциклопедическом словаре Гранат, т. III, с. 169). В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещал в своем лице обязанности астролога, колдуна и гадателя снов. Так, по сообщению Геродота (см. ст. «Астрология» в словаре Брокгауза и Ефрона), маг Остан, сопровождавший Ксеркса в его походах на Элладу, распространил некоторые сведения по астрологии между эллинами. Жрец Ваала Берозос пользовался такой популярностью в Афинах, что ему был воздвигнут памятник, где он изображался с золотым языком как драгоценный прорицатель. Подтверждение единства магии и астрологии мы находим также и в книге пророка Даниила ( Дан.2:27 ) и во многих других источниках. Можно сделать, вероятно, вывод о тесной связи астрологии с магией и другими видами оккультизма, а также об одном и том же источнике их происхождения. Фактическое подтверждение этого вывода будет приведено ниже. История происхождения магии и астрологии Корни магии и всех оккультных наук уходят в далекое прошлое. Время ее зарождения можно отнести к моменту жизни Каина и его потомков. После убийства брата и проклятия его Богом ( Быт.4:8–16 ) «пошел Каин от лица Господня… И построил он город… Потомками его были Иувал, «он был отец всех играющих на гуслях и свирели», и Тувалкаин, «который был ковачом всех орудий из меди и железа» ( Быт.4:21–22 ). «Когда люди стали умножаться на земле (Здесь, как видно из контекста, целое берется вместо части: «каинитяне» обозначены общим понятием людей), тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» ( Быт.6,2 ). Согласно одному из толкований этого места, которое разделяли многие отцы и учителя Церкви (напр. Иустин Философ , Ириней, Афинагор, Тертулиан, Амвросий и др.), а также согласно апокрифической книге Еноха «сыны Божии» — это духовные существа, которые вошли в преступный союз с женщинами земли и научили их волшебству и заклинаниям. От этого «явилось великое несчастие» (Енох, 7,8). Поскольку брак в Библии нередко обозначает единение с Богом, т.е. веру (см. Ос.2:16 ; Еф.5:22–23 ), то в браке духов и людей можно усматривать символ зародившегося язычества с его почитанием демонов, языческих богов, магией, астрологией и другими видами волхования. Здесь падший человек пытается проникнуть в тайны мира независимо от воли Творца, стать богом без Бога. То есть повторяется искушение Евы в Едеме, когда сатана, явившись Еве в виде змея, соблазнил ее вкусить запретный плод, пообещав, что после этого они с Адамом станут как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:4–5 ).

http://sueverie.net/ne-uchastvujte-v-del...

В Библии повествуется о великих избранниках, игравших выдающуюся роль в осуществлении Божьего замысла. А. ЧЕЛОВЕК В ряду избранных по воле Божьей первым следует назвать человека. Сотворение человека ( Быт 1 и след.) происходит в соответствии с извечно действующим Божьим замыслом. Бог избрал человека среди всех Своих созданий и удостоил его высочайшей славы и чести. Созданный «по образу Божию», человек занимает несравнимо более высокое положение, чем все другие Божьи творения ( Пс. 8:4–7 ). «Не много Ты умалил его пред ангелами» (МТ: «пред Богом» – Быт. 1:6 ), т.е. «Ты создал его почти божественным существом». Человек избран и призван быть господином над всеми созданиями ( Быт. 1:28 ). Хотя человек в результате отпадения от Бога ( Быт. 3 ) утратил свое достоинство ( Рим. 3:23 ), Бог все же не желает отказываться от Своих намерений и продолжает считать его Своим избранником. Б. ХРИСТОС Христос Сын Божий, извечно пребывающий у Отца и разделяющий с Ним славу ( Ин. 17:5 ) как «избранный Божий» ( Лк. 23:35 ), «прежде бытия мира» был предопределен Отцом для того, чтобы примирить человека с Богом и сделать его новой тварью ( 2Кор 5 и след.). Высшей точкой этого деяния стала смерть Сына на кресте. Этим Бог проявил Свою любовь к людям. Все верующие в Сына не погибнут, а обретут вечную жизнь ( Ин. 3:16 ). Спасение предлагается всем людям без исключения. Т.о. во Христе Бог исполняет Свой замысел спасения ( Пс. 8:4–7 ; Евр. 2:6–10 ). Сын Божий замещает на кресте все человечество. Поэтому путь к Отцу, ведущий к восстановлению предназначения человека, пролегает только через Сына ( Ин. 14:6 ), никто не может спастись помимо Него. Чтобы совершить спасение в Своем Сыне, Бог Отец избирает один народ, а из всех народов – особо связанное с Сыном сообщество – Церковь . В. НАРОД ИЗРАИЛЯ Спасит. деяние Иисуса Христа было подготовлено избранием Израиля народом Божьим ( Ин. 4:22 ; Гал. 3:24 ). «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 14:2 ). Святость Израиля заключается не в нравств. качествах народа, а только в его избранности: «Кого изберет Господь, тот и будет свят» ( Числ. 16:7 ). Предназначение избранного народа в свящ. истории состоит в том, чтобы быть «царством священников и народом святым», чтобы возвещать на земле волю Господа и созданный Им порядок ( Исх 19:5 и след.). Бог избрал народ Израиля как глашатая Своего откровения другим народам. Т.о., и Христос должен был произойти из Израиля. И. израил. народа началось с И. Авраама ( Быт 12 ; Неем. 9:7 ). Чтобы руководить этим народом и указывать ему путь, Бог избирает отдельных израильтян в священники, судьи, пророки и цари ( Втор. 17:15 ; 1Цар. 10:24 ). Бог Сам избирает дом, где Ему должны поклоняться ( Втор. 12:5 ; 2Пар. 7:12.16 ). Т.о., каждый благочестивый израильтянин должен восхвалять Бога за свою принадлежность к избранному народу ( Пс. 64:5 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Священном Писании и Священном Предании Таинство Евхаристии называется различными именами: Вечерей Господней (Κυριακν δεπνον), Трапезой Господней (Τραπζα Κυρου), Хлебом Божиим (Αρτος του Θεου), Чашей Господней (Ποτριον Κυρου), Чашею благословения (Ποτριον τς υλογας) 2 . Жертвой святой, таинственной, словесной, умилостивительной, просительной, Жертвой благодарения. Евхаристия именуется также Таинством Тела и Крови Христовых, Хлебом Жизни ( Ин.6:51 ) и Чашей Жизни. Библейские основания Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Искуплением, Таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы (…), но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» – говорит апостол Петр ( 1Петр.1:18-20 ) 3 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в Раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Все ветхозаветные жертвоприношения в свете будущей Крестной Жертвы Христа сокровенно указывали на Евхаристию. Жертва Авеля «от первородных стада своего» ( Быт.4:4 ), жертва Ноя после потопа ( Быт. 8:20 ), ежегодная жертва очищения ( Лев.16:2-34 ), жертва Завета с Богом ( Исх.24:4-8 ; «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ), жертвы всесожжения ( Лев.1:1-17 ), благодарения ( Лев.22:29-30 ), мирная ( Лев.3:1-17 ) и важнейшая в Ветхом Завете жертва пасхального агнца ( Исх.12:1-26 ) – все это таинственные символы Евхаристии. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» на встречу Аврааму ( Быт.14:17-20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5-6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6-7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1-19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1-7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Литургии свт. Василия Великого . В молитве после Великого входа сказано: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная. Якоже приял еси от святых Твоих Апостол истинную сию службу, сице и от рук нас грешных приими дары сия во благости Твоей Господи».

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010