свящ. Николай Александров Содержание Часть I-я § I. Призвание Авраама и его переселение в землю ханаанскую (Быт. 11:26 – 12:9) § 2. Путешествие Авраама со своим семейством в Египет по случаю голода в земле Ханаанской. (Быт. 12:10 – 13:4) § 3. Разлучение Авраама с Лотом, освобождение последнего из плена и встреча с Мелхиседеком. (Быт. 13:5 – 14:24) § 4. 0бетования Божии Аврааму. (Быт. 15:1–21) § 5 Агарь и Измаил, обетование о рождении Исаака и установление обрезания (Быт. 16:1–17:27) § 6. Явление Аврааму Бога у дуба Мамврийского, ходатайство Авраама перед Богом за участь Содома и Гоморры. Пребывание Авраама в Гераре (Быт. 18:1–33; 20:1–18) § 7. Рождение Исаака и изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21:1–21) § 8. Завет Авраама с Авимелехом и поселение в Вирсавии. Жертвоприношение Исаака, смерть Сарры, последние годы жизни Авраама и смерть его (Быт. 21:22 – 23:20, 25:1–10) Часть II Исаак § I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67) § 2. Рождение у Исаака детей: Исава и Иакова; характеры братьев; продажа Исавом первородства Иакову (Быт. 25:20–34) § 3. Путешествие Исаака в Герару. Опасность, которой подвергалось целомудрие Ревекки в пределах царя герарского. Зависть жителей Герары благосостоянию Исаака. Благословение Исааком Иакова и Исава и смерть Исаака. (Быт. 26:1 – 27:40; 35:27–29) Часть III. Иаков § I. Видение Иаковом Лествицы. (Быт. 28:1–22) § 2 Пребывание Иакова в доме Лавана. (Быт. 29:1 – 31:18) § 3. История жизни Иакова со времени удаления от Лавана и до поселения в земле ханаанской (Быт. 31:19 – 33:17) § 4. Поселение Иакова в земле ханаанской и обстоятельства из жизни его до переселения в Египет (Быт. 33:18 – 35:29. 37) § 5. Переселение Иакова в Египет; благословение им детей своих и смерть его (Быт. 42–50)     В творениях св. отцов и учителей Церкви нет специально исторических исследований на нашу тему, нет и исторического материала, который давал бы что-нибудь новое в сравнении с библейским повествованием. Таких сведений и безрассудно ожидать от чего-либо помимо Библии. Единственным источником знания о начальной истории еврейского народа может быть только Библия , как она же есть единственный источник знания о первоначальной истории вообще всего человечества. Эту мысль ясно высказал св. Феофил Антиохийский . Показав неосновательность рассуждений языческих писателей о первоначальной судьбе мира и человечества, св. Феофил восклицает: «кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее?.., Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиной, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков Иаков ( =запинатель; ακβ; Iacob; Iakobъ; L: Iakob): a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22 . гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10 . гл. Быт.48–50 . Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17 . 1Цар.12:8 . 4Цар.17:34 . 1Пар.29:18 . Пс.19:2, 80:2 . и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1 . Мал.1:2 . 3Ездр.3:16 ... Сир.44:25, 45:6 и др. Мф.1:2, 8:11. Лк.13:28 . Деян.7:8, 12, 14–15 . Рим.9:13 . Евр.11:20–21 . и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25 , и потом Быт.27–50 . Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава ( Быт.25:24–26 ). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы ( Быт.25:29–34 ). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке ( Быт.26:34–35, 27:46 ). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему ( Быт.27:1–40 ). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца ( Быт.27:41 ). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее ( Быт.27:42–46 ). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни ( Быт.28:1–5, 10–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 37 История Иосифа Быт.37:1 . Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской. Возвращаясь, после перерыва (перечня родословий племени Исава, гл. 36) к повествованию об Иакове и ближайшем потомстве его (ср. Быт. 35:27–29 ), священнописатель напоминает, что по отделении и удалении Исава ( Быт. 36:6–7 ) от Иакова, последний был по-прежнему «в земле странствования отца своего» – в Ханаане, который хотя в будущем, по обетованиям Божиим, имел быть собственностью потомства Авраама – Иакова, но пока был лишь землей странствования (евр. megurim – Мидраш сближает со словом ger, пришелец, прозелит, и говорит, что Исаак, как Авраам и Иаков, приобретали в Ханаане прозелитов истинной веры, – Beresch. r. Par. 84, s. 409). В частности, Иаков в данное время жил в Хевроне ( Быт. 35:27, 37:14 ). Быт.37:2 . Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их. Хотя далее следует история преимущественно Иосифа, но так как с ней тесно связана и история братьев и самого Иакова, то в заголовке истории Иосифа и стоит замечание: «вот житие (последующая история) Иакова». Как по смерти Авраама ( Быт. 25:8 ) дается родословие (toldoth) Измаила ( Быт. 25:12–18 ), а затем продолжается история (toldoth) Исаака ( Быт. 25:19 ); так и после смерти Исаака, приводится родословие (toldoth) Исава ( Быт. 36 ), затем продолжается история Иакова (с 37 гл. до конца книги Бытия). Предпочтение, какое священно-писатель оказывает Иосифу перед Иаковом, Мидраш объясняет тем, что судьба Иосифа имела величайшее сходство с судьбою Иакова, напр., оба подверглись братней ненависти и опасности жизни и проч. (Beresch. r. Par. 84, s. 409–410). В том, что об Иосифе, после указания 17-л. его возраста, говорится, что он был молод (naar, отрок), еврейские толкователи видели указание на детски-наивное (отчасти – в неодобрительном смысле) поведение Иосифа, благодаря которому он невольно навлек на себя ненависть своих братьев. Иосиф пас мелкий скот своего отца в качестве помощника при близких к нему по возрасту сыновьях Иакова от Валлы – Дане и Неффалиме ( Быт 30:6–8 ) и от Зельфы – Гаде и Асире ( Быт. 30:11–13 ); к первым двум братьям Иосиф стоял особенно близко, как к детям рабыни своей матери Рахили, после смерти последней заменившей Иосифу и Вениамину мать. Отношение Иосифа к старшим братьям, по Быт. 37:13–14 , напоминает отношение юноши Давида к старшим его братьям, отправившимся на войну ( 1Цар. 17:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Авраам (Abraham) Для библейских авторов Авраам – не только историческая фигура. Он привлекает их внимание как образ, символизирующий различные духовные темы как в Ветхом, так и в Новом Завете. У личности Авраама несколько измерений, которыми библейские авторы пользуются для достижения чисто изобразительных или каких-то конкретных целей. Образ в Бытии . В Бытии Авраам показан играющим важную роль предком, которому Бог дал обетования и с которым Он заключил завет. Иногда суть обетований или заветов не уточняется. Но в большинстве случаев имеются в виду конкретные вещи: либо обетование земли ( Быт.12:7; 13:14–15, 17; 15:7, 18; 17:8 ), обетование потомства ( ), либо обетование завета ( Быт.17:7, 19, 21 ). Аврааму обещано также благословение всех народов ( Быт.12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14 ). Второй показанный в Книге Бытие образ Авраама – пример послушания ( Быт.12:1–4; 17:1, 23; 18:19; 22:16–18; 26:4–5 ). Авраам изображен человеком, для которого послушание имеет первоочередное значение в его взаимоотношениях с Яхве и во взаимоотношениях с Богом его потомков. Это не означает, что Авраам был совершенным человеком, – в Библии показано, как он дважды совершил обман ( Быт.12:10–20; 20:1–18 ). Вера Авраама, выразившаяся в его повиновении призыву Яхве идти в Палестину, особо отмечена только в Быт.15:6 . Но далее в Библии она становится главной темой связанных с Авраамом образов. Благословение всех народов через Авраама подчеркивается не только общими заявлениями в Книге Бытие, но и его ходатайством за своего племянника Лота. Это ходатайство мы сначала видим в Быт.14 , когда он спас Лота из рук иноземных царей. Наивысшей точки оно достигает в Быт.18 , когда Авраам молится Яхве за Лота, в результате чего Лот избегает участи города Содома. Роль Авраама как ходатая за народы выразилась в том, что Бог начал считать Авраама Своим доверенным лицом ( Быт.18:17 ). Помимо духовной стороны личности Авраама как восприемника Божьих обетований, примера послушания и веры, ходатая, следует отметить общественное значение этого патриарха. Авраам – домашний герой в Книге Бытие. У Гомера «дом» – это принадлежащие человеку владения, в том числе семья. Авраам последовательно показывается как глава семьи – как муж, дядя, отец, родоначальник и владелец стад и отар. В качестве родоначальника Авраам демонстрирует дипломатические способности при встречах с высокопоставленными личностями, в том числе с царями, и со священником Мелхиседеком. Как владелец имущества Авраам ассоциируется с образами овец и коз, стад и отар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 27 Намерение и распоряжение Исаака История благословения Иакова помимо Исава представляет один из разительных примеров столкновения естественных человеческих стремлений и определений божественной воли, бесплодности первых и непреложности последних ( Мал. 1:2 ; Рим. 9:10–13 ). На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» – блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства... приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение» (отв. на вопрос 81; ср. Иоанн Златоуст , Бес. на Бытие 53 , с. 566). Быт.27:1–2 . Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака объясняет возможность обмана его со стороны Ревекки и Иакова, при благословении его. По мнению раввинов (М. Bereschit-rabba, s. 311), Исаак потерял зрение при принесении его отцом в жертву: он слишком пристально устремил тогда молящий взор свой на небо. В действительности, слепота была следствием старости Исаака – 137-летнего возраста, в каком возрасте за 14 лет пред тем умер брат его Измаил ( Быт. 25:17 ): это и расположило Исаака готовиться к смерти (которой ожидал и Исав, Быт. 27:41 ). Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так. При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет ( Быт. 47:9 ), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, Быт. 41:46–47, 45:6 ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по Быт. 30:25 (сн. Быт. 31:41 ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по Быт. 25:26 при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, Быт. 35:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Измаильтяне Измаильтяне ,; σμαηλτης, ’Ισμαηλται; Ismahelites, Ismaelimae): 1Пар.2:17 . Быт.37:25, 27, 39:1 . Пс.82:7 . Суд.8:24 ). – Народ, происходивший от Измаила, сына Авраама от Агари. Народ этот состоял из 12 колен, от 12-ти сынов Измаила, которые суть: Наваиоф, Кедар, Абдеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Они жили в шатрах; вели торговлю с Египтом. Сначала поселились в пустыне Фаран ( Быт.21:21 ), потом распространились по всей северной Аравии – от Египта до Персидского залива и Вавилонии ( Быт.25:18 ), ведя жизнь кочующую. Они поставляются в связи с разными племенами Аравии; имели тесную связь с потомством Исава ( Быт.28:9 ), и как торговый и хищнический народ смешиваются с мадианитянами ( Быт.37:25, 27–28, 39:1 . Суд.8:24 ). Являются некоторые из них и среди избранного народа Божия ( 1Пар.2:17, 27:30 ). Однажды они соединились с идумеями, моавитянами, аммонитявами, амаликитянами и другими против израильтян ( Пс.82:5–9 ). Более в Св. Писании они не упоминаются, но их характер ясно изображен в пророчествах при рождении и обрезании их родоначальника ( Быт.16:12, 17:20, 23–26 ). И именно об Измаиле сказано: «Он будет между людьми, как дикий осел» ( Быт.16:12 ), т. е. он упрям, неукротим, дикий житель пустынь, и имеет жить пред глазами, т. е. поблизости своих братьев; «руки его на всех, и руки всех на него». Это неизменяемый характер бедуинов, к коим хотя принадлежат и потомки Иоктана и дети Хеттуры, но измаильтяне составляют главную часть их. Необузданная свобода и дикая кочевая жизнь в пустыне для них выше всего; они презирают всякую оседлую правильную жизнь, особенно городскую; хищничество составляет главное их занятие в их непрестанных набегах; в оправдание свое при этом, они ссылаются на то, что их родоначальник Измаил, изгнанный из дома отеческого, пустыню получил себе в наследие, с предоставлением ему брать себе, где что найдет. Согласно второму пророчеству о благословении и размножении его потомства ( Быт.17:20 ), потомки Измаила в необычайном множестве за тысячу лет распространились из Аравии на восток и запад; в средние века, кроме передней Азии, они имели свои поселение на всем Индийском океане до Китая; вся Северная Африка до Марокко ими наполнена, и все племена негров восточной и западной Африки состоят под их влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Прозрение (Epiphany, stories of) Один из самых распространенных литературных сюжетов – переход от неведения к познанию. В литературе широкому распространению понятия прозрение, обозначающего кульминационный момент познания или откровения, способствовал писатель XX века Джеймс Джойс. Библейские рассказы насыщены образами прозрения, когда действующие лица получают внезапное озарение. По существу, лишь в немногих рассказах персонажи не раскрывают для себя что-то существенное, но термин прозрение лучше всего подходит к тем повествованиям, в которых все действие подводит к кульминационному моменту познания природы человека или реальности или (чаще) природы Бога. Такой опыт пережили, например, Авраам и Исаак на горе Мориа, когда внезапно (как во сне) увидели запутавшегося в чаще овна ( Быт.22:13 ), послужившего подтверждением сказанным ранее Авраамом словам, что «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» ( Быт.22:8 ), и побудившего Авраама назвать это место «Господь усмотрит» ( Быт.22:14 ). Момент прозрения может быть трагическим, например, когда обманутый Исаак и одураченный Исав раскрыли хитрость Иакова в истории об украденном благословении ( Быт.27:32–35 ). Когда в Вефиле Иаков получил благословение завета, пробудившись от сна, он сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!., как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт.28:16–17 ). А когда Иаков боролся с ангелом Божьим, он постепенно приходил к пониманию сверхъестественного характера своего противника и затем сделал вывод: «Я видел Бога лицом к лицу» ( Быт.32:26–30 ). Накануне бегства от Лавана Иакову во сне явился Бог, раскрывший ему, что пестрые и с крапинами овцы и козлы появились не в результате смехотворных попыток Иакова усовершенствовать поголовье скота, а по Божьему промыслу ( Быт.31:11–13 ). По ходу библейского рассказа список действующих лиц, признающих присутствие Бога в необычайных обстоятельствах, все больше пополняется. Агарь осознала всеведение Бога и нарекла Его «видящим меня» ( Быт.16:7–14 ). Египтяне были вынуждены признать истинность Божьих пророчеств, когда во время десятой казни погибли их первенцы ( Исх.12:29–36 ). Раав заявила, что ее соотечественники осознали всевластие Бога, когда узнали об освобождении, которое Он совершил у Красного моря ( Нав.2:11 ). Слугу Елисея ужасала осада Дофаима, пока Бог не раскрыл ему глаза, чтобы он увидел, что «вся гора наполнена конями и колесницами огненным кругом Елисея» ( 4Цар.6:15–17 ). Божественное начертание на стене привело Валтасара к пониманию неизбежности его падения ( Дан.5 ). Псалмопевец, рассматривавший возможность убежать от Божьего присутствия, пришел к пониманию, что Бог найдет его везде, даже если он убежит на небо ( Пс.138:7–10 ) или во тьму ( Пс.138:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иудаизм Говоря об иудаизме, необходимо разделять два совершенно разных явления: ветхозаветный иудаизм, возникший с конца III тысячелетия до Р.Х., и поздний иудаизм, сформировавшийся в I–VI веках no Р.Х. Нередко, к сожалению, эти два совершенно разных и самобытных явления в религиозной истории человечества искусственно объединяют в одно, для чего, со строго религиоведческой позиций, нет достаточных оснований. 1. Ветхозаветный Иудаизм Ветхозаветный иудаизм получил свое начало от откровения Бога Аврааму. Именно с Авраамом был заключен этот завет, именно в этой точке впервые проявились вместе те важные элементы, которые стали впоследствии характерными особенностями религии Ветхого Завета. Прежде всего, это личное откровение человеку Бога Всемогущего ( Быт. 17,1 ), Бога Всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:22 ), Судии всей земли ( Быт.18:25 ). Второй важный аспект – заключение Завета или договора, и, таким образом, поднятие отношений человека с Богом на качественно новую ступень: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, no которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» ( Быт.17:7–8 ). Со своей стороны Авраам и его потомки должны почитать Бога и в качестве знака, символа этого Завета совершать обрезание ( Быт.17:9–11 ). Наконец, третье – обетование, данное Богом при заключении Завета. Оно привносит эсхатологическое напряжение, характерное для всей религии ветхозаветного иудаизма. Еще бездетному Аврааму предвозвещается, что от него произойдет многочисленный народ ( Быт.13:16 ), что этот народ будет владеть землей ханаанской ( Быт.15:18 ), но, самое главное, в обетовании уже привносится измерение иного порядка, выходящее за пределы интересов одного человека или даже одного народа и имеющее значение для всего человечества: «...и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Работа, работник (Work, worker) Пол Минеар однажды написал, что Библия – «альбом фотографий работающих людей... Библия – книга, написанная работающими, о работающих, для работающих» (Minear, 33). Это удачное определение использования образа работы и работника в Библии. Бог как труженик. В отличие от греческой мифологии, где боги пребывают на небесах в праздности, Библия изображает Самого Бога как неустанно трудящегося. Его первым великим трудом было сотворение мира ( Быт.1 ). Хотя Он наслаждался этой работой, как наслаждается художник своим произведением, это, тем не менее, был труд, а не отдых, как видно из Быт.2:2 , где говорится: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». В Быт.1 труд Бога изображен как осмысленный, творческий и прежде всего благой. Божье сотворение служит образцом и санкцией человеческого труда. Оно показывает, что работа человека над материальным миром ведет к созданию таких же благ в физической сфере. Божий труд Творца в Быт.2 продолжается в более провиденческом плане. Здесь Бог создает «человека из праха земного» ( Быт.2:7 ), насаждает для него сад ( Быт.2:8 ), орошает его ( Быт.2:6 ) и создает человеку жену ( Быт.2:21–22 ). Короче говоря, Бог, заботящийся о человеческой жизни, работает неустанно. Так происходит и в более поздние времена: в Пс.103:10–22 приводится картина космической заботы Бога о Его творении; в Пс.120 рассказывается, что Бог никогда не спит и не дремлет, но всегда занят, защищая Свой народ; в Пс.106 перечислены отдельные спасительные деяния Бога и утверждается, что Бог совершает «чудные дела для сынов человеческих» ( Пс.106:8, 15, 21, 31 ). В псалмах хвалы славятся достойные деяния Бога в мире – деяния, прежде всего относящиеся к четырем сферам: сотворения, провидения, суда и искупления. В Новом Завете Христос также трудится. Он работает плотником до тридцати лет. Во время публичного служения Он часто говорит о Своей работе. Его Пища, говорит Он ученикам, «есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). В другой раз Он поясняет: «Мне должно делать дела пославшего Меня, доколе есть день» ( Ин.9:4 ). Он говорит иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Завет (Covenant) Образ завета, или договора, в Библии используется, в первую очередь, для выражения отношений между Богом и Его народом и (в меньшей степени) родом человеческим в целом. В договорных категориях показаны и многие горизонтальные, межчеловеческие связи (в том числе заключение браков и разного рода соглашений между друзьями или врагами), однако в центре этого библейского образа стоит завет между Богом и человечеством. Заветы в Книге Бытие . Первые намеки на тему завета мы видим в Быт.2 , где Бог заключил с Адамом и Евой то, что иногда называют «деловым соглашением». Это был договор, определяющий обязанности творения по отношению к Богу и показывающий последствия неповиновения. Бог, со Своей стороны, брал на Себя обязательство поместить Адама и Еву в совершенном мире, где все их потребности будут удовлетворяться божественным попечением. В знак благодарности Адам и Ева должны были повиноваться Божьей заповеди не есть плодов с запретного дерева под страхом Смерти ( Быт.2:16–17 ). Тема заповеди, или повеления, будет играть важную роль в связанной с заветом символике на всем протяжении Библии. Второй завет Бог заключил с Ноем сразу после потопа. Здесь мы видим уже гораздо более договорную терминологию: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами... что не будет более... потопа на опустошение земли» ( Быт.9:9–10 ). Это завет со всем творением, как с людьми, так и с природой – «завет между Мною и между всякою плотию, которая на земле» ( Быт.9:17 ). Знамением этого завета стала радуга, «знамение завета между Мною и между землею» ( Быт.9:13 ). Это заветы в полном смысле слова, однако завет искупления и благодати, проходящий красной нитью через всю Библию, впервые был заключен с Авраамом, и именно в нем получили выражение основные образы, связанные с заветом. В истории призвания Авраама с самого начала наиболее яркой риторической фигурой были слова повеления и обетования: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» ( Быт.12:1–2 ). В повелении подразумевалось обязательство послушания со стороны человека. Обетование, по сути своей, заключалось в благословении, распространяющемся на самые разные сферы, в том числе на землю, потомков, присутствие Бога и Его защиту. Авраам проявил послушание, и тем самым к повелению и обетованию добавился третий мотив – награда. Эта тема впервые появляется в Быт.12:7 , где Бог вознаградил Авраама за послушание возобновлением и расширением завета. С тех пор развитие событий в Книге Бытие определяется обновлением завета со связанными с ним повелениями, обетованиями и предусмотренными наградами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010