Псалмопевец называет царя «помазанником» (евр. машиах) Яхве. Само это слово связано с обрядом помазания на царство, при котором на голову избранного царя изливается елей (1 Цар. 16, 13; 4 Цар. 9, 6; Пс. 44, 8 и др.). Кроме того, помазание рассматривается в тексте псалма как акт божественного усыновления: после интронизации монарх становится сыном Господа, то есть вступает с Ним в особо близкие отношения (ср. 2 Цар. 7, 14; Пс. 88, 27–28). В 109м псалме царь изображен сидящим «по правую руку от Господа». Использование псалмопевцем подобной символики, вероятно, указывает на то, что иерусалимский монарх воспринимался им как царевич-наместник или же как визирь Яхве: «… Сказал Господь Господу моему (в еврейском тексте: «Сказал Яхве моему господину». — К. Б.): седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Пс. 109, 1–2). В тексте того же псалма царь назван «священником по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). По всей видимости, говоря о Мелхиседеке, псалмопевец имеет в виду легендарного царя, правившего в Салиме до появления там израильтян; он упоминается в Быт. 14, 18–20. Согласно Книге Бытия, будучи царем, Мелхиседек являлся одновременно и «священником Бога Всевышнего» (евр. Эль Эльон: Быт. 14, 18). По мнению многих ученых, Салимом в Книге Бытия назван Иерусалим: отметим сходство имени Мелхиседека с именем иерусалимского царя Андониседека (Нав. 10), а также с именем иерусалимского священника Садока (1 Цар. 1–3). Священническое достоинство монарха, правившего в Иерусалиме, таким образом, вероятно, рассматривалось как наследие доизраильской эпохи. Добавим, что в исторических книгах Библии существуют косвенные указания на то, что царь выполнял ряд жреческих функций, например, приносил в некоторых случаях жертвы (2 Цар. 6, 13; 4 Цар. 16, 13). Таким образом, «Царские псалмы» свидетельствуют о том, что монарх, правивший в Иерусалиме, рассматривался его современниками в качестве сакральной фигуры.

http://aquaviva.ru/journal/bibleyskaya-m...

Согласно документальной теории, Быт 14 не принадлежит ни к одному из источников формирования текста Пятикнижия, но скорее является частью независимого древнего сказания, при этом рассказ о М. (Быт 14. 18-20), вероятно, был вставлен впосл. в сообщение о встрече Авраама с царем Содомским, между стихами 17 и 21, повествование которых он прерывает ( Westermann. 1985. P. 189, 191; Steudel. 2000. P. 535; Fitzmyer. 2000. P. 64). Тем самым вставка композиционно позволяет противопоставить М. образу царя Содомского в этой истории ( Reiling. 1999. P. 560). Среди библейских критиков встречаются как сторонники историчности описанных в рассказе о М. событий, так и те, кто рассматривают его как легенду ( Westermann. 1985. P. 188). Содержание рассказа позволяет сделать вывод о существовании священства и о почитании истинного Бога на месте буд. Иерусалима еще до формирования культа времен царей Давида и Соломона и тем самым обосновать его легитимность. Сочетание священника и царя в одном лице характерно для многих традиций Ближневосточного региона, тем не менее объединение обеих функций в древнеевр. традиции встречается только в эпоху царя Давида (2 Цар 6. 14-18). Вопрос, каким образом М. мог быть священником истинного Бога, если его генеалогия не приводится в ВЗ, остается загадкой для исследователей: говорится ли в рассказе о М. о почитании истинного Бога среди доизраильских племен, или же его образ служит исключительно целям последующей историософии. В любом случае загадочный образ М. оказался в центре внимания разных религ. традиций. М. также упоминается в ВЗ в т. н. царском псалме, где к не названному по имени царю из династии Давида обращены слова: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс 109. 4). В МТ 2-я часть стиха звучит как   что значит «в соответствии с/по» М., чтение «по чину Мелхиседека» восходит к переводу LXX (κατ τν τξιν; ср. Вульгату - secundum ordinem). Вероятно, слова псалма служат целью провозгласить легитимность новой династии царей-священников из рода царя Давида, чье преемство носит не родовой, но мистический характер; в основе этого преемства лежит действие свободной воли Божией. Кроме того, содержание всего псалма (особенно Пс 109. 5-6) позволяет рассматривать обращение к М. как пророчество о священническом служении буд. Мессии. В Новом Завете

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Язычники, необрезанные (Gentile; heathen) «Язычники» – обычный перевод еврейских слов goyim (существительного во множественном числе, когда-то означавшего просто «народы», но со временем принявшего конкретное значение «неизраильтяне») и ammim, а также греческого слова ethne, когда они относятся к неизраильтянам или к неевреям. Одной из самых главных разделительных границ, проводившихся в еврейском мышлении (как и во многих других культурах), было противопоставление «нас» и «их». К язычникам относились как к чужим и опасным в религиозном отношении людям. Это главное социальное и этническое различие, которое только можно провести, – «не мы» (подобно тому, как японцы называют иностранцев gay jin). В своих посланиях Павел использует в отношении язычников слово akrobystia, «необрезание» ( Рим.2:26–27; 3:30 ; Гал.2:7 ; Еф.2:11 ; Кол.3:11 ; ср. Деян.11:3 ). Это слово было образовано евреями в противовес peritome, обрезание». В Ветхом Завете обрезание служило для Божьего народа знамением завета ( Быт.17:11 ). Как таковое обрезание символизировало посвящение Богу (ср. Быт.17:1 ) и вполне логично стало отличительным знаком Израиля. Необрезание, в свою очередь, было характерной чертой язычников, на которых завет с Богом не распространялся. Поскольку язычники не были посвящены и освящены Богу ( Иез.23:30 ), необрезание стало символом непокорности и неверия ( Лев.26:41 ; Втор.10:16; 30:6 ; Иер.6:10; 9:25 и далее). Вследствие необрезания язычники считались бунтарским и непокорным народом, и к ним относились с презрением ( Суд.14:3; 15:18 ; 1Цар.14:6; 17:26,36 ; 2Цар.1:20 ; 1Пар.10:4 ). Во Христе же различия между обрезанием и необрезанием нет ( 1Кор.7:19 ; Гал.5:6; 6:15 ; Кол.3:11 ). В Ветхом Завете упоминания о язычниках почти всегда соотносятся с Израилем. С язычниками связаны два основных образа. Первый – это средство, которым Бог Израиля наказывает Свой народ за грехи, часто совершавшиеся по примеру язычников. Второй – средство выражения Богом Своей праведной силы, как, например, в Пс.109:6 : «Совершит суд над язычниками, наполнит землю трупами, сокрушит головы во многих странах» (KJV).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Победоносная армия совершала также религиозные обряды благодарения и жертвоприношения своему божеству. По прошествии нескольких дней или даже часов после одержанной победы войско со своим полководцем совершало триумфальное шествие ( Пс.67:25–28 ). Вслед за этим обычно организовывалось пиршество ( Ис.25:6 ). Но самым главным был ритуал дележа добычи и трофеев ( Ис.53:12 ; Пс.67:13 ; Суд.5:30 ). Захват трофеев у противника имел обрядовое значение. Ими могли быть доспехи полководца вражеской армии, его отрубленная голова или он сам, взятый в плен живым, чтобы его можно было показать публично. Саул, например, пощадил взятого в плен Агага, следуя своей политике добиваться расположения людей, а не полагаться на Бога. Военная добыча была основным приобретением успешной кампании, однако благородство при достижении поставленной цели и посвящение Богу требовали отказа от захваченного в бою имущества ( Быт.14:22–23 ). В ходе священной войны, которую вел Израиль, ему было категорически запрещено захватывать военные трофеи. Это была Божья война, и вся добыча принадлежала Ему. Поэтому мы видим случаи, когда предписывалось все «посвящать» Господу в жертвенном уничтожении и пожаре (напр., Нав.6:23 ). Даже когда захваченное добро распределялось поровну, как, например, в случае, показанном в 1Цар.30:23–25 , оно все равно принадлежало Богу. В 1Цар.30 рассказывается, как Давид со своими людьми мстил за разрушение города, разграбленного отрядом амаликитян. Амаликитяне упились захваченным ими вином, и Давид легко разгромил их ( 1Цар.30:15–19 ). Сцены грабежа часто описываются в подробностях ( 4Цар.14:11–14 ; 2Пар.14:13 ). Захваченной добычей могла быть и земля, и царь Озия использовал ее для укрепления своей власти ( 2Пар.26:6 ). Во времена, когда армия Израиля состояла из добровольных военизированных соединений, сигналом к роспуску воинов по домам был, вероятно, клич: «Все по шатрам своим, Израильтяне!» ( 2Цар.20:1 ; 3Цар.12:16 ; ср. Суд.20:8 ; 1Цар.4:10 ; 2Цар.18:17; 19:8; 20:22 ). Разгромленная армия тоже становилась объектом послевоенных ритуалов. Оставшиеся в живых воины дрожали от страха и трепета ( Пс.2:10–11 ). Наказание и мщение, которым они подвергались, могли принимать такую жестокую форму, как выкалывание глаз или отсечение больших пальцев на руках и ногах ( Суд.1:6–7 ), либо более мягкую форму в виде уплаты дани ( Пс.71:9–10 ) или подношения подарков ( Быт.14:18 ). Позор и унижение побежденных символизировались такими образами, как попирание победителями шей поверженных ( Нав.10:24 ), низложение противников ( Пс.59:14; 107:14 ) и принесение их под ноги победителей ( Пс.109:1 ; 3Цар.5:3 ; 2Цар.22:39 ; Пс.17:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Им и их потомству были обещаны от Бога особенные блага: благоволение Божие, умножение на земле, земное благополучие, счастье и самое главное – происхождение по человечеству их рода Христа, Спасителя мира. Ввиду этого еврейский народ имел высокие преимущества перед всеми другими народами: из всего человечества Господь выделил его, как Свою собственную часть и наследственный удел Божий ( Втор. 32:9 ), выделил для того, чтобы он хранил истинную веру в Бога и распространял ее на земле. И, действительно, в то время, когда все другие народы погрязали в забвении Бога и идолопоклонстве, одни только евреи имели истинную религию и знали пути, ведущие ко спасению: «им вверено было Слово Божие» ( Рим. 3:2 ); спасение должно было произойти от иудеев ( Ин. 4:22 ). Другое, весьма важное назначение евреев во всемирной истории заключалось в том, что они должны были приготовить как себя, так и других людей к пришествию в мир Спасителя. Источником, из которого они могли почерпать сведения о Христе служили как все Ветхозаветное Священное Писание , так особенно пророческие книги. Изрекши людям еще в раю обетование об Избавителе ( Быт.3 гл.), Господь в разное время и различным образом напоминал еврейскому народу о Сыне Своем, имевшем явиться на земле для спасения нашего. Начиная с общих и туманных начертаний лица Спасителя, то под видом Семени Жены, то под видом Семени Авраама, через которое получат Божие благословение все народы земли ( Быт. 22:17–18 ), предсказания о Христе в Св. Писании Ветхого Завета становятся со временем все более ясными и определенными. Так, патриарх Иаков ( Быт. 49:10 ) и пророк Даниил ( Дан. 9:24–27 ) предвозвестили время явления в мир Спасителя; Св. царь Давид с поразительной ясностью изобразил в своих пророческих псалмах Иисуса Христа как Бога и Человека-Страдальца ( Пс. 2:6–7 ; Пс.109 ; Пс. 21:7–9, 12, 19 ; ср. Ис. 53:3, 5–8, 12 ). Даже частные события из Его жизни были предуказаны в Ветхом Завете, именно: Христос родится от Девы ( Ис. 7:14 ), в городе Вифлееме ( Мих. 5:2 ); будет творить чудеса ( Ис. 61:2, 35:3–4 ), установит Новый Завет ( Ис. 2:3 ; Иер. 31:31 ); по смерти низойдет в ад ( Пс.15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 56:6, 23:7 ) и вместо Себя пошлет уверовавшим в Него Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2:7 Ин. 14:6 2Пет. 1:4 Ин. 14:23 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его святейшим патриархом константинопольским Каллистом. Рукопись Икос канона Предтечи Лк. 1:46-48 Лк. 2:49-50 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. " Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, она прерывает Его, вызывает к себе, желая от Него как от сына почтения и повиновения себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку " Деян. 1:14 Преподобный Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 11, 12 Апок. 20:6 Ин. 7:39 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Лк. 1:43 Быт. 1:28 Мф. 22:29 Быт., гл. 1, 2, 3 Алфавит духовный, кн. 1, гл. 7 и 8 Рим. 6:23 Мф. 19:11 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского Преподобный Григорий Синаит, гл. 110 и 114. Доброт., ч. 1 Слово 15-е, гл. 3 Канон Акафиста Божией Матери, песнь 1-я, тропарь 1-й Мф. 1:25 Мф. 1:18-25 Лк. 1:27 Лк. 2:7 " Благовестник " , Точное изложение Православной веры; Четьи-Минеи и проч Мф. 28:20 Сол. 4:17 Мф. 5:26 Быт. 8:7 Пс. 109:1 Мф. 5:18 Ис. 29:11 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьи-Миней, в которых изложено подробное церковное Предание о Божией Матери, т.е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых отцов Лк. 1:43 Мф. 1:20 Мф. 2:13, 20 Ин. 7:3; Мф. 13:55 Лк. 2:48; ср. Лк. 4:22; Ин. 6:42 Лк. 3:23 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по ее успении. Четьи-Минеи, 15 августа 1Кор. 2:14 Ин. 6:63 Пс. 118:105 Лк. 2:41-50 Лк. 2:51 Ин. 2 Ин. 12:27 Мф. 12:46-49. См. объяснение сего обстоятельства в " Благовестнике " Лк. 11:27-28 Ин. 6:38 Лк. 2:19 Лк. 2:51 Пс. 39:9. По объяснению святого Иоанна Лествичника Ин. 2:5 Лк. 2:35 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский 1Кор. 6:17 Деян. 1:14 Повествование о успении Пресвятой Богородицы. Четьи-Минеи, 15-го августа Деян. 5:15 Блаженному Серафиму Саровскому Заимствовано из Акафиста Божией Матери 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1901...

( < < back) Златоуста после его смерти происходили большие разногласия. В то время, как официальные представители Константинопольской и Александрийской церкви не признавали его святым, в других церквах напр., Римской и Антиохийской, он был вписан в диптихи и сопричислен к сонму святых. Но и в первых двух церквах было не мало сторонников Златоуста, которые не разделяли воззрений своих официальных представителей и считали его святым. На этой почве происходили споры и несогласия. В Константинополе сторонники Иоанна Златоустого отделились даже от Церкви и образовали раскол иоаннитов. Раскол этот был здесь уничтожен только в 438 году. ( < < back) расположенная на самом берегу Средиземного моря, и как город греческого происхождения, здесь считается как бы находящейся вне настоящего древнего Египта. ( < < back) указание на великие притеснения, которые производились во времена египетских фараонов над рабами — строителями пирамид и других египетских сооружений и, между прочим, над евреями. Истощаемые непосильной работой, они плохо кормились и не получали за свой труд никакой платы. ( < < back) Кирилла по александрийской кафедре, дядя его Феофил, отличался корыстолюбием, как это видно из жития св. Иоанна Златоуста (14 ноября). ( < < back) образное — указывающее на торжество праведного Златоуста после его смерти, признанного святым во многих церквах и имеющего большое число последователей и почитателей. ( < < back) царь Салимский, священник Бога вышнего упоминается в книге (Быт.14:18) (ср. Пс.109:3; Евр.5:6,10; 6:20; 7:1,10,11,15,11). Когда Авраам возвращался с победы над царем Еламским и его союзниками, разграбившими Лота, Мелхиседек встретил его с хлебом и вином и благословил именем Бога всевышнего. Авраам так высоко и так благоговейно принял это благословение, что дал Мелхиседеку десятую часть всей своей добычи. Кто был Мелхиседек, остается загадкой. Вероятнее всего, он принадлежал к племени аморреев, живших тогда в Палестине, ибо у них был царем и первосвященником. Салим, думают, то же, что потом Иевус, а затем Иерусалим (Пс.75:3). Можно догадываться, что Мелхиседек был особенный, славный во всей Палестине, служитель Бога истинного. Свящ. Писание скрыло подробности о нем, давая видеть в нем прообраз Христа. На преобразовательное значение священства Мелхиседека указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: «ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у апостола Павла в послании к Евреям (Евр.7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Он развивает последовательную и продуманную аргументацию, в которую время от времени вставляет увещания и предупреждения. Краткое содержание Развивая тему превосходства христианства над иудаизмом, автор выдвигает три тезиса: преимущество Христа, преимущество Христова священства и преимущество Христовой жертвы (1:1–10:18). Первый тезис: преимущество Христа ( Евр.1:1–4:13 ). Развитие аргументации – ступенчатое. 1) Евр.1:1–3 . Автор возвещает: Христос, как Сын Божий, выше еврейских пророков. 2) Евр.1:4–2:18 . Автор приводит ряд ветхозаветных цитат с целью показать превосходство Христа над ангелами, которые, как верили многие иудеи I века, были посредниками при даровании Богом Закона на Синае (ср. Деян.7:53 ; Гал.3:19 ). 3) Евр.3:1–4:13  (кульминация). Автор утверждает, что Иисус Христос – выше самого Моисея («как сын в доме Божьем», 3:6). Раздел заканчивается предупреждением адресатам: если христиане совершат отступничество (как израильтяне при Моисее), они потеряют обещанный Богом покой. Второй тезис: преимущество Христова священства ( Евр.4:14–7:28 ). Здесь аргументация выстроена следующим образом. 1) Евр.4:14–5:10 . Иисус Христос обладает качествами, необходимыми для первосвященства: он сострадает невежественным и заблудшим; Бог сам призвал его на священство. 2) Евр.5:11–6:20 . Автор снова упрекает читателей за недостатки и предупреждает их против отступничества. 3) Евр.7:1–28 . Автор проводит аналогию между священством Христа и священством Мелхиседека, таинственной фигуры, дважды упоминаемой в Ветхом Завете ( Быт.14:18–20 ; Пс.109:4 ). Современному читателю это рассуждение может показаться натянутым, но такого рода аналогии не только были в ходу у иудеев I века, но и представляли собой, возможно, лучший способ убедить адресатов послания. Суть сводится к следующему: Мелхиседек, древний священник-царь Салима – прообраз Христа как абсолютного первосвященника. Сначала автор проводит контраст между первосвященством Мелхиседека и первосвященством левитеким. Поскольку Мелхиседек получил десятину от Авраама, а также дал последнему свое священническое благословение (7:4–7), он был выше Авраама; раз он выше Авраама, то тем более он выше его потомков – Аарона и священников-левитов (7:4–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

агнче лютыхъ вепрей терзаемый, изми м врагъ моих; 24) своею вшедый во ста стыхъ, чисти м сквернъ плотскихъ 24) . свзанный, имй власть взати и решити, разрши мо тжка сне помн нас, во твоем. Примечания: 1) победоносный Воевода; 2) имеется в виду затмение солнца в то время, когда Христос был на кресте [ Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ] 42 ; 3) см. Мф.27:51; 4 ) прямой порядок слов: ради насъ; 5) ангельские лики восполняя, не ангельскую природу принял Ты, но ради меня Бог по природе Человеком стал и умершего из-за грехов человека животворящим Телом и Кровию Своею оживил; 6) будучи благодарны; 7) здесь: на землю; 8) одевшийся; 9) соединивший с Богом; 10) для того чтобы понять этот кондак, следует прочитать: Мф.26:36–46 ; Мк.14:32–42 ; Лк.22:39–46 43 ; И) молящегося; 12) иудеи не поняли непостижимого смысла добровольного Твоего страдания; 13) прямой порядок слов: реклъ ищщымъ т въ нощ со свтильники; 14) после этого; 15) миром лукавым; 16) властью тьмы; 17) сыном погибели (т. е. Иудой); 18) после этого хотя и отрёкся от Тебя, поклявшись; 19) речь идёт об отречении Петра [см. Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:55–62 ; Ин.18:15–18, 25–27 ]. И изшедъ вонъ плакас горьк – прямая цитата [ Мф.26:75 ; Лк.22:62 ]; 20) т. е. являющийся одновременно и Царём, и Первосвященником. Ср.: Клтс гдь, и не раскаетс: ты во вкъ по чин [ Пс.109:4 ]. По апостолу Павлу [ Евр.5:5–10 ], здесь речь идёт о соединении в Христе достоинства Царя и Священника. О царе и священнике Мелхиседеке см. Быт.14:18–20 ; 21) от нас прими следующее, т. е. следующие после этого молитвенные воззвания; 22) т. е. проданный за деньги; 23) Петром; 24) иудейский первосвященник (архиерей) входил в святая святых храма и приносил в жертву за грехи народа животных, кропя стоящий народ жертвенной кровью. По апостолу Павлу, Христос ни козлею ниж тельчею (т. е. телячей), но своею вниде во ста, вчное бртый [ Евр. 9:12 ]. Четии Минеи святителя Димитрия Ростовского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010