Они поняли, что злоупотребили своей свободой, совершив поступок, несогласный с коренившимся в них нравственным законом. Отсюда в них явилось чувство страха, боязнь наказания от Бога за попрание Его воли. Желая избежать наказания, они обнаружили и иное следствие своего грехопадения. Прежняя ясность их ума исчезла. Иначе они не предприняли бы попытки скрыться от всевидящего и вездесущего Бога ( Быт.3:8 ); не подумали бы, вместо откровенного сознания, стараться оправдывать себя пред всеведущим Творцом ( Быт.3:12–13 )... Нераскаянность прародителей в столь важном преступлении была настолько сильна, что они подверглись величайшему наказанию. Жене предназначено в болезни рождать детей и быть в подчинении у мужа ( Быт.3:16 ); Адаму – со скорбью питаться от «проклятой» земли, имеющей произращать только терние и волчцы... ( Быт.3:17–18 ), несмотря на все его труды ( Быт.3:19,23 ). Обоим предназначено умереть телесно ( Быт.3:19 ). Отсюда они были изгнаны из райского жилища ( Быт.3:23,24 ), чтобы не вкусили плодов древа жизни и не сделались, на горе себе, бессмертными телесно ( Быт.3:22 ). Дальнейшая история ветхозаветного человечества свидетельствует, что заявившие о себе в раю эгоистическое и чувственное начала постепенно как бы срослись с существом человека. Припомним всем известную историю Каина и Авеля ( Быт.4 ), историю потомков каиновых ( Быт.4:23,24 ...). Всё человечество стало плотью ( Быт.6:3 ), как именно подпавшее власти тех начал. Люди думали только о зле ( Быт.6:5 ). После потопа, смывшего с лица земли грешное человечество ( Быт.7:21–23 ), осталось одно семейство благочестивого Ноя ( Быт.7:23 ). Но следствия прародительского греха оставались в прежней силе. И теперь от юности помышление сердца человеческого – зло... ( Быт.8:21 ). Даже зачат я, говорит прор. Давид, в беззакониях, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ) (ср. отчасти Ис.1:4–6 ; Ис.5:20 и др.; Иов.14:4 и др.)... И с окончанием ветхозаветных времён нравственное и пр. состояние человека не изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Адам как муж . О том, как Адам назвал творения, ничего не говорится. Но, увидев «помощника, подобного ему», Адам из систематизатора имен превращается в поэта, выразившего свое восхищение следующими простыми словами: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа ( Быт.2:23 ). Это заявление подтверждается и принимает универсальный характер в словах автора: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт.2:24 ). Из одного человеческого существа было создано другое, их различие и в то же время тесная связь отражены в двух стоящих рядом новых наименованиях – ‘is («мужчина») и ‘issa («женщина»). В качестве представителей разных полов они соединяются в «одну плоть». Адам действительно осознал глубокий и таинственный смысл своей связи с Евой. Будучи одной костью и одной плотью, плодясь и размножаясь ( Быт.1:28 ), они образуют и создают человеческое сообщество. Этот архетип союза мужчины и женщины как одной плоти показывает образ ячейки, из которых строится общая структура человеческого общества и человеческой культуры. Адам как отец. Адам показан праотцом всех нас, родоначальником всего человечества. Из союза Адама и Евы, «матери всех живущих» ( Быт.3:20 ), вышли Каин, затем Авель, затем Сиф, затем другие сыновья и дочери. Такое распространение «семени» соответствовало Божьей заповеди Адаму «плодиться и размножаться, и наполнять землю» ( Быт.1:28 ). В первых главах Бытия мы видим, как семя Адама умножается, затем почти полностью истребляется во время потопа, затем снова распространяется, образовав разные народы в Быт.11 . Однако благословение отцовства Адама сопровождалось болью и горечью, когда Каин убил Авеля и стал «изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:14 ). Новая надежда появилась с рождением сына Адама Сифа ( Быт.4:25–26 ), уместно названного «сыном по подобию своему, по образу своему» ( Быт.5:3 ). Он был, по-видимому, первым претендентом на роль «семени жены», которое будет поражать змея в голову ( Быт.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Божий труд творения . Существует различие между делами Бога при сотворении мироздания и Его делами для провиденциального его поддержания. В большинстве библейских цитат слово «творение», несомненно, обозначает акт создания Вселенной. Там, где может подразумеваться продолжающийся процесс, речь идёт не о сотворении физической Вселенной, а о поддержании жизни животных и человека. Древнееврейское слово Bara обозначает Божье провидение в мироздании лишь изредка, например, в Пс. 103:30 и в Ам. 4:13 . Оно указывает на создание мира или Вселенной в Быт. 1:1, 21, 27; 2:3, 4; 5:1–2; 6:7 ; Вт. 4:32; Пс. 88:12–13; 148:5 ; Ис. 40:26; 42:5; 43:1, 7; 45:8, 12 ; и в Мал. 2:10 . Древнегреческое слово Ktisis обозначает творение в Мк. 10:6; 13:19 ; Рим. 1:20 ; 1Кор. 11:9 ; Еф. 3:9 ; Кол. 1:16 ; 1Тим. 4:3 ; и в Отк. 3:14; 4:11; 10:6 . Ветхозаветное слово Bara. Быт. 1:1 (ср. Быт. 1:21, 27 ). «В начале сотворил Бог небо и землю». Очевидно, что здесь имеется в виду не продолжающееся бытие мироздания, а его начало. Быт. 2:3 . «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Тот факт, что Бог «почил» (прекратил акт творения) и по-прежнему пребывает в покое ( Евр. 4:4–5 ), доказывает, что под творением здесь понимается прошедшее, единичное, неповторимое событие создания Вселенной. Быт. 2:4 . «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Тем самым событие творения отнесено к прошлому. Быт. 5:1–2 . О сотворении Адама и Евы тоже говорится в прошедшем времени: «когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их». Вт. 6:7. Бог обращается к Ною: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их». Хотя здесь, по всей видимости, речь идёт о людях, ещё живых во времена Ноя, их сотворение как рода ( Рим. 5:12 ) является, тем не менее, прошлым, прошедшим событием творения. Разумеется, Бог продолжает поддерживать размножение рода человеческого ( Быт. 1:28; 4:1, 25 ). Однако создание Адама было изначальным событием творения, которое уже не повторялось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Наказание одинаково постигло и мужа и жену. Бог поразил жену в самых сладких ее радостях, в самых приятных ее надеждах; из супружества Он сделал для нее рабство, из материнства скорбь: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16), сказал ей Господь. Муж, падший вместе с женою, узнает ту жизненную борьбу, о которой он едва подозревал, узнает смерть, которую он, считая себя в своей невинности бессмертным, едва ли понимал: за то, что ты послушал голоса жены твоей , сказал ему Господь, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей доколе не возвратишься в землю ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:17–19). Но едва Бог произнес Свое справедливое осуждение, в потомстве той же жены, по вине которой пал человек, Он указывает дальнюю надежду на прощение, которая отныне смягчает всю горечь положенного Им наказания. Эту надежду Он подает в Своем определении против начальника зла. Вражду положу между тобою и между женою , сказал Он искусителю, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). Теперь первый человек дает своей жене другое имя: Ева, которое означает жизнь (Быт 3:20). Первое имя, которое он дал ей, указывало больше на отношение ее к мужу, теперешнее указывает на отношение ее к потомству, в котором отныне все надежды как для нее, так и для мужа. Ева раждает первого сына и в нем она думает видеть того потомка, в котором ее спасение: она называет его Каином, выражая этим именем мысль, что в этом сыне она приобретала человека от Господа (Быт 4:1). Но за радостию рождения ей скоро пришлось испытать скорбь убийства: Каин умертвил брата своего Авеля. Это было первое преступление после грехопадения. От этой скорби Ева могла утешиться только тогда, когда, вместо Авеля, Бог дал ей другого сына, Сифа (Быт 4:25). Вообще образ Евы рисуется пред нами в приятном и вместе печальном виде: Ева — источник всех человеческих радостей и вместе всех человеческих скорбей; она — мать семейства с кроткой улыбкой на губах и с грустной думой в выражении глаз.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

2) Заключение завета с праведным Ноем, как родоначальником нового человечества. Обещание о долготерпении Божием. Страшная самонадеянность у людей. Воцарение грубого идолопоклонства среди расселенного человечества. 3) Избрание Авраама – нового праведника, как родоначальника избранного рода. Частые явления и Обетования Божии. Полное развитие мысли о будущем Избавителе. Домашнее задание ПЕРИОД ТРЕТИЙ – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть Завет Бога с Авраамом ( Быт. 12, 1–3 ). – Выписать из Священного Писания события явления Бога Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18, 1–8 ). – Выписать из Священного Писания события испытания Авраама ( Быт. 22, 1–8 ). – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Исааком Иакова ( Быт. 27, 27–29 ). – Выписать из Священного Писания сон Иакова в Вефиле ( Быт. 28, 10–22 ). – Выписать из Священного Писания текст выспрашивания Иудой Вениамина у Иосифа-царедворца. – Выписать из Священного Писания и выучить наизусть благословение Иаковом Иуды ( Быт. 49, 8–12 ). – Выписать из Священного Писания в их историческом порядке и выучить наизусть имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа. Повторить вопросы: 1 . Начало истории еврейского рода. 2 . Призвание Авраама. 3 . Авраам и Лот. 4 . Мелхиседек, царь Салимский. 5 . Завет Бога с Авраамом и Обетование сына. 6 . Рождение Исмаила. 7 . Знамение Завета. 8 . Богоявление у дуба Мамрийского. 9 . Содом и Гоморра. 10 . Авраам и Авимелех. 11 . Рождение Исаака. 12 . Высшее испытание веры Авраама. 13 . Женитьба Исаака. 14 . Рождение Исава и Иакова. 15 . Исаак и Авимелех. 16 . Благословение Иакова и Исава. 17 . Сон Иакова. 18 . Иаков и Лаван. 19 . Бегство Иакова. 20 . Встреча Иакова с Исавом. 21 . Последующая жизнь Иакова. 22 . История Иосифа и двенадцати братьев. 23 . Израильтяне в Египте. 24 . История Иова. 25 . Религиозное состояние языческих народов. 26 . Характеристика Патриархальной эпохи. Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

А что искушения для той цели настают, дабы открылось, кто мы, или для объявления тайн нашего сердца, это доказывается изречениями Господа в Книге Иова и местами во Второзаконии, имеющими такой смысл: «Думаешь ли ты, что я с тобою с другою какою-нибудь целью состязался, а не с тою, чтобы явить твою справедливость?» И во Второзаконии: Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал манною ( Втор.8:3 ). И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ ( Числ.21:6 ), провёл тебя по пустыне... где змеи, василиски, скорпионы и места сухие ( Втор.8:15 ), дабы узнать, что в сердце твоем ( Втор.8:2 ). А если мы захотим и из истории себе нечто припомнить, то должны будем понять, что легковерность Евы и непостоянство её духа не тогда только обнаружились, когда Бог презрел её, но, очевидно, уже ранее существовали, потому что змей ведь потому к ней и приблизился, что в своей хитрости заметил её слабость ( Быт.3:1–6 ). И в Каине его злое намерение не тогда произошло, когда он своего брата убивал, потому что уже и ранее того Сердцеведец Бог не зрел на Каина и его жертву ( Быт.4:5 ): открылась же его злоба, когда он Авеля убивал. Далее, если бы Ной не напился вина, им возделанного, и вследствие этого не охмелел и не обнажился, то не обнаружились бы ни Хама безрассудная дерзость и бесстыдство против отца, ни почтительность и благоговение его братьев ( Быт.9:20–23 ). И преследования Иакова Исавом сделались поводом к отнятию благословения ( Быт.27:1 ); но уже и прежде того его душа содержала зёрна любодея и презрителя святого ( Евр.12:15–16 ). И о блестящем целомудрии Иосифа, которым он вооружён был, так что никакое положение не сковывало, мы не знали бы, если бы его повелительница не сделала ему любовных предложений ( Быт.39:7 ). Потому в промежутки времени, когда искушения сменяются, останавливаясь покойно, будем вдумываться в предстоящие и во всевозможные несчастья, дабы то, что всегда может случиться, не застало нас неприготовленными, но оказаться нам тщательно вооружёнными.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Библия дает весьма немного примеров, когда человек по своим внутренним потребностям сам приносит жертву. Такой пример дает Библия в самом начале бытия земли и человека, когда Каин принес от плодов земли дар Господу (Быт. 4, 3), а Авель принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4). Очевидно, по Библии, первоначально человек, имея внутреннюю потребность принести жертву, сам и приносил ее. Но такое, так сказать, «самопредстательство» в деле религии было только в самом начале. Уж очень скоро для принесения жертвы выделяются особые люди, не все люди приносят жертвы сами; из индивидуального частного дела жертва становится делом более или менее общим. Жертву приносят преимущественно старейшие в семье или роде. Так, Ной приносит жертву, очевидно, от лица всей своей семьи (см.: Быт. 8, 20), так как после жертвы Господь благословляет Ноя и сынов его (Быт. 9, 1); Иов приносит жертву за сыновей своих (см.: Иов. 1, 5). В этих случаях один представляет (=kohen) многих. Круг лиц, представляемых одним приносящим жертву, расширялся более и более и достиг объема племени; гражданское единство совпадает с единством религиозно-культовым, гражданский представитель народа, вместе с тем, есть его и религиозный представитель. Так, Мельхиседек был царем Салимским и в то же время священником Бога Всевышнего (Быт. 14, 18). Впрочем, в религиозной жизни народа еврейского, как она представлена в Библии, почти совершенно не было последней стадии в развитии священства. В книге Бытия еврейский народ является пред нами только семьей Авраама, Исаака и Иакова, которые последовательно и были религиозными представителями своих семейств, были священниками, хотя и по особым случаям жертвы приносили и отдельные члены семейств. Книга же Исход представляет евреев целым народом, у которого в самом непродолжительном времени по исходе его из Египта было организовано, по крайней мере, de jure, священство по особому типу. Можно указать только на Моисея, который совмещал в своем лице главенство в гражданском и религиозном отношениях, но личность Моисея в истории еврейского народа — особая личность, и время и обстоятельства его жизни и деятельности также совершенно исключительные. В самом начале истории евреев как народа было организовано их священство. Впрочем, исключительное предназначение определенных лиц для религиозно-культовых функций в мозаизме было проведено более в теории и законодательстве, чем на практике; Библия представляет весьма много случаев, когда жертву совершал человек, священству вовсе не причастный, но, во всяком случае, теоретически Ветхий Завет устанавливает монополию, так сказать, священства.

http://pravoslavie.ru/sm/5840.htm

Быт.8:18–19 . И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал свое полное послушание божественной воле. Построение жертвенника и жертвоприношение Ноя Быт.8:20 . И устроил Ной жертвенник Господу; Это, строго говоря, первое библейское упоминание о священном алтаре или жертвеннике; еврейское наименование его – мизбеах – указывает на него, как на место заклания жертвенных животных. и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. Из числа тех чистых животных, которые находились в ковчеге в нарочито увеличенном количестве ( Быт. 7:2 ), Ной по выходе из ковчега и принес Господу жертву. Эти жертвы названы здесь жертвой всесожжения; при ней жертвенное животное сжигалось все без остатка ( Лев. 1:1–17 ), что и служило символом полного совершенного сознания греховной немощи и глубокого сердечного покаяния. Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. Завет Бога с Ноем Быт.8:21 . И обонял Господь приятное благоухание, «Не соблазняйся грубостью выражения, – говорит по сему поводу Златоуст, – но, причиной такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно Богу...» Вот почему и Апостол Павел сказал в послании своем: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова «приятное благоухание», по более точному переводу с еврейского – reach hannichoach должны быть переведены так: «запах удовлетворения, успокоения», причем в самом анализе понятий находят сходство с именем Ноя, что значит «успокоение» ( Быт. 5:29 ) и откуда видят как бы исполнение того самого пророчества, которое было вложено в данное ему имя. Эта жертва Ноя, подобно тому, как и раннейшая жертва Авеля, без сомнения, была приятна Богу не по материи самого приношения, но по выраженным в нем чувствам веры, благочестия и смиренной покорности Творцу. Подобным же образом молитве и милостыни верных приписывают сладкий вкус (приятное благоухание) ( Флп. 4:18 ; Откр. 5:8, 8:3–4 ; Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А. Езекия (29,1 32,33) Б. Манассия (33,1–20) В. Амон (33,21–25) Г. Иосия (34,1 36,1) Д. Наследники Иосии (36,2–14) Е. Вавилонский плен и освобождение из него (36,15–23) Глава 1 1:1–17 Соломон попросил у Бога мудрости для управления народом; Бог ему обещал дать ее (1,1–13) и, как явствует из 1,14–17, выполнил Свое обещание. 1 утвердился. Это и подобные ему выражения часто используются летописцем в тех случаях, когда речь идет о торжестве после преодоления трудностей (12,13; 13,21; 17,1; 21,4; 25,11; 27,6). Указывая, таким образом, на то, что Соломону пришлось все-таки выдержать борьбу за отцовский престол, он, тем не менее, подробно на ней ( 3Цар. 2 ) не останавливается, поскольку в его намерения входило создать идеализированный образ царя Соломона (см. ком. к 1,1 9,31; 1Пар. 23,1 ). Господь Бог его был с ним. Воцарение Соломона явилось результатом Божиего благословения, ниспосланного во исполнение чаяний Давида ( 1Пар. 22,11.16; 28,20 ). 1:2–3 В этом отрывке летописец в точности следует 3Цар. 3,4–15 , подчеркивая, что царствовал Соломон над «всем Израилем» (1,2), и дает понять читателям, почему для свершения жертвоприношений тот отправился в Гаваон (1,3–6). 1 всему Израилю. См. ком. к 1Пар. 11,1 . 1 Веселеил. В повествовании о строительстве храма Соломон исполняет роль, соответствующую той, что принадлежала Веселеилу при строительстве скинии (см. ком. к 1Пар. 2,20 ). взыскал его. См. ком. к 7,14. 1 явился... сказал ему. Следуя книге Царств, летописец говорит о том, что Бог обратился к Соломону во сне (ср. 7,12). Господь приравнивает Соломона к Давиду, через которого давались откровения Израилю ( 1Пар. 22,8; 28,6.19 ). 1 Да исполнится... слово Твое к Давиду, отцу моему. Летописец приводит слова Соломона, желая подчеркнуть преемственность его царствования с царствованием Давида (см. ком. к 22,5; 1Пар. 17,1–15 ). В своем правлении Соломон всецело зависел от Бога. многочисленным, как прах земной. Соломон считает увеличение населения Израиля результатом исполнения Божиего обетования Аврааму ( Быт. 13,16; 22,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010