Вопрос: Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Учение о Пресвятой Троице составляет краеугольную истину христианского богословия. Человек не может возвыситься до нее своими естественными силами. Она дана нам в новозаветном Божественном Откровении. Однако и в священных книгах Ветхого Завета об этом есть прикровенные указания. Святые отцы отмечают, прежде всего, те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе. – И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1:26-27). Сотворим человека (1:26) говорит о множественности лиц, а сотворил его (1:27) указывает на единство Бога. – И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22). – И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7). – И явился ему Господь у дубравы Мамре Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши (Быт.18:1-4). Явились три мужа, а Авраам обращается как к одному: Владыка! не пройди мимо раба Твоего. Все святые отцы воспринимали эти места с точки зрения тринитарного учения. Так, святитель Василий Великий говорит: «Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, чрез Которого и веки сотворил. Сей… держит все словом силы Своей (Евр. 1:2-3)» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9. О животных земных). Также пишет и блаженный Августин: «Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. Этими словами внушается нам мысль, как выразился бы я, о множественности лиц, ради Отца, Сына и Святаго Духа. Но вслед затем [бытописатель] внушает нам мысль и о единстве Божества, говоря: и сотворил Бог человека по образу Божию. Слова эти имеют не тот смысл, будто бы Отец [сотворил человека] по образу Сына, или Сын — по образу Отца (в таком случае изречение по образу нашему было бы неверно, если бы человек сотворен был по образу одного только Отца, или одного Сына), а будто бы, вместо слов: сотвори Бог по образу Божию, сказано было: по образу своему. А раз теперь говорится: по образу Божию, между тем как выше было сказано: по образу нашему, этим означается, что упомянутая множественность лиц должна быть представляема не так, чтобы мы или называли, или верою содержали, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святаго Духа, ради каковой Троицы сказано: по образу нашему, мы принимали за одного Бога, для чего и сказано: по образу Божию» (О Книге Бытия буквально. Гл. XIX).

http://pravoslavie.ru/7031.html

Глава 34 Насилие Сихема над Диной Быт.34:1 . Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Описываемое в гл. 34 происшествие имело место не ранее, как через 8 лет после описанных в 33 гл. событий: Дина, родившаяся в конце второго семилетия службы Иакова у Лавана ( Быт. 30:21 ), здесь является взрослой девушкой лет 16 (6–7 лет было ей при прибытии Иакова в Сокхоф, около 2 лет Иаков жил там и, след., около 8 – в Сихеме), равно как и Симеон и Левий – взрослыми юношами (ст. 5, 7). Несмотря на продолжительное пребывание в окрестностях Сихема, с жителями его семейство Иакова, по-видимому, не сообщалось, и, может быть, даже имела место некоторая неприязнь, которая в кровной мести Симеона и Левия выразилась со всею страшной силой, найдя в обесчещении Дины лишь предлог для себя. По Иосифу Флавию (Ant. 1:21), у сихемлян был праздник, во время которого Дина и пришла в город – посмотреть женские наряды. Мидраш осуждает Дину (и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице (Beresch. r. Par. 80, s. 391–392). Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери. Быт.34:2–3 . И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. Сихем, владетельный принц города, который от него получил и самое имя (ср. Быт 4:17 ), воспламенился любовью к девушке и под влиянием страсти совершил насилие над нею. Но исключительно животной похотью, которая по удовлетворении переходит в противоположное чувство ненависти (ср. 2Цар. 13:14–15 ), страсть Сихема не была. Напротив, он имел намерение вступить с нею в супружество и этой мыслью успокаивал и утешал Дину («говорил по сердцу», ср. Быт 50:21 ; Руф. 2:13 ). Брачное предложение его Иакову и братьям Дины Быт.34:4–5 . И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности 13 липня 2015 р. 20:11 Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года ( журнал 40 ). 1. Основания церковной экологической деятельности Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его (ср. Быт. 2:15), владычествовал в нем (ср. Быт. 1:26). После грехопадения земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами (ср. Быт. 3:17). С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон: начали происходить массовые загрязнения атмосферы и водных источников, неправильная утилизация бытовых, химических и ядерных отходов, неконтролируемая вырубка лесов и добыча ископаемых ресурсов, браконьерство, опасные эксперименты в области генной инженерии, разработка бактериологических средств поражения. Мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативного воздействия человеческой деятельности. Русская Православная Церковь, основываясь на Священном Писании и святоотеческой традиции, на протяжении истории неоднократно заявляла о необходимости бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру. В современный период тема отношения Церкви к вопросам экологии нашла свое отражение в концептуальных документах: Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158738...

О почитании святых мощей и других останков угодников Божиих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6: 19–20 ). Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божиих, части их тел или же их кости и частицы костей, чрез которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, напр., риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, чрез которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последние, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1: 20 и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лице его дыхание жизни“ ( Быт. 1: 26–27. 2: 7 ). Вот почему тело человека не то, что тело животного, ибо в человеческом теле, созданном непосредственно Самим Богом, а не произшедшем из земли или воды, обитает «душа живая“, разумная, созданная по образу и по подобию Божию, в нем находится «дыхание Божества», почему тело человека должно было быть бессмертно, нетленно: «Бог создал человека для нетления, говорит премудрый Соломон, и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его“ (Прем. Сол. 2: 23–24. Быт. гл. 3. Рим. 5: 15 и 17). С пришествием в мир Христа Спасителя благодать Божия, подаваемая в святых таинствах Церкви, освящает тела людей, делает их членами Христа, храмами Св. Духа: «Разве не знаете,. говорит христианам Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас“ ( 1Кор. 3: 16–17 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? (6: 15). «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога“ (6: 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О почитании святых Ангелов I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении. Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом ( Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели ( 3Цар. 19:1–8 ). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян ( 4Цар. 19:39 ). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти ( Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. ( Тов. 12:12–15 ). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу ( Откр. 8:3–4 ). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога ( Иов. 3:23–24 ). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их ( Пс. 33:8 ). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Прибавление к описанию Киево-софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки, объясняющие оные. 1. О Десятинах церковных и о Завете Великого Князя Владимира Святославича Киевской Десятинной церкви Примечание. Десятинная подать с хозяйственных доходов и добыч подданных была древнейшим установлением гражданским сперва для Царей ( 1Цар.8:5 ), а потом и для служителей Церкви. Так и Батый по нашествии на Россию потребовал Десятинной Дани. А Храмам и Божествам своим самые язычники платили сию дань. В Священном Писании первый пример даяния Десятин упомянут о Аврааме, принесшем Мелхиседеку, Царю Салимскому, десятую гасть добыч своих от победы над четырьмя Царями (Быт.14:20). Иаков приносил также Десятину Богу ( Быт.18:22 ): а Моисей по Божиему повелению узаконил уже, что всяка Десятина земли от семене земного и от плода древяного Господу есть, свято Богу, и всяка Десятина волов и овец и всяко, еже аще приидет в число под жезл (под щет пастуха или сборщика Десятины), десятое будет свято Господу ( Лев.27:30 ). Царь Езекия сам далал оную (Пар.31:3). В пришествие Христово Иудеи продолжали еще наблюдать сей закон (Мф.23:23, Лк. 11:42 и 18:12.) . Спаситель тогда не отвергнул оного, сказав, подобаше и сия творити.. однакож в Новом Завете не узаконил Десятин, а предоставил Апостолам своим питаться подаянием ( Мф.10:10 , Лк.10:7,8 , Гал.6:6 и 1Кор.9:15 ). Так было и во первенствующих веках Христианства. (Кормч. Книг. глав. I. Правил. Апостольское 4. Но поскольку подаяния сии были произвольныя и во последующие веки оказались ненадежными для пропитания служителей алтаря и содержания церквей, то верующие начали снабдевать их доходными недвижимыми имениями, как то зданиями, садами, пашнями и проч., а Император Константин Великий с IV века законом дозволил принимать церквам по завещанию верных всякия имения (см. Феодосиево Уложение книг. XIV гл. 2 и Иустинианово книг. I глав.2; другим же сам Константин давал жалованье (Евсев. Церк. Истор. книг. X. гл. 6), что подтверждаемо было и последовавшими Императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Книга «Бытие» § 42. Название ее в еврейской и греческой Библиях. – Моисей не давал своим книгам никаких особых названий; последующие Евреи, чтобы отличить одну книгу от другой, стали озаглавливать их первым словом, которым начиналась книга. Таким образом, книга Бытия в еврейской Библии озаглавливается: Берешит, т. е. «в начале»; кроме того эта книга носит у Евреев название сеферь гецира, что значит «книга творения». В греческой Библии она носит название γνεσις – бытие, происхождение; это название взято из самой книги (гл.2:4; 5:1) и указывает на ее содержание. В слав. Библии – «Бытия» – γνεσεις. 43. Главный предмет содержания книги и период времени, обнимаемый содержанием. – Главный предмет содержала книги составляет история происхождения (бытия) мира и главным образом – происхождения ветхозаветной Церкви до ее окончательного устроения, которое совершилось среди народа еврейского при Моисее. Период времени, обнимаемый содержанием этой книги, простирается от сотворения мира до смерти Иосифа в Египте, т. е. в продолжении 3799 л. от сотворения мира по летосчислению LXX-mu и около 25-ти веков (2369 л.) по летосчислению еврейской Библии. § 44. Время, место и цель написания книги. – Относительно времени написания книги Бытия Моисеем еврейские писатели Иосиф Флавий и Филон утверждают, что эта книга написана Моисеем во время пребывания его в земле Мадиамской. Но христианские толковники (признающие подлинность и богодухновенность книги) согласно полагают, что книга Бытия написана Моисеем после призвания его Богом на горе Хориве, – так как до этого призвания он не был пророком. каким является, как писатель богодухновенной книги, – и после даже Синайского законоположения, так как на него есть указания в книге Бытия ( Быт.7:2–3 ср. Лев.1:2–14; 9 , а также Быт.2:4 – имя Иегова – ср. Исх.3:14; 6:3 ). Кроме того, о времени происхождения книги Бытия нужно заметить и то, что она есть первая священная книги и есть первый, самый древнейший и единственно достоверный писанный исторический памятник, явившийся за 1610 л. до Р. Хр. и сохранившиеся в неповрежденной целости до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Родословная Иисуса Христа — книга родства Иисуса Христа , содержащаяся в Евангелии от Матфея ( Мф.1:1-16 ) и Евангелии от Луки ( Лк.3:23-38 ). профессор М.И. Богословский : Приготовление человечества к принятию Искупителя совершилось, как известно, двумя параллельными путями: в иудействе – путем положительным, чрез непосредственные Божественные откровения ( Рим.9:4 ), а у язычников – отрицательным, который привел их к сознанию духовной беспомощности человека и к исканию вышней помощи, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ). Применительно к этому, можно сказать написаны и евангельские родословия. Так, родословие у св. Матфея, если бы мы даже и не знали, для кого предназначалось самое Евангелие, одним уже тем, что начинается с Авраама и Давида, главнейших предков еврейского народа ( Быт.22:18 и 2Цар.7:12-13 ), ясно показывает, что в кратком его перечне представителей и носителей обетовании Божиих повторяется история избранного народа, история его приготовления к принятию Мессии. Этим, собственно, только и можно объяснить, почему св. Матфей в родословии Иисуса Христа не выходит за пределы, как бы указанные Самим Богом, а предлагает усматривать обещанного Искупителя в священном роде Авраама и Давида. «Поскольку говорит иудеям, – пишет Златоуст, – то излишним считает начинать родословие с древнейших родов». Совсем другое мы видим в родословии Евангелия от Луки. Это родословие, хотя также идет чрез Авраама и Давида, но оно восходит гораздо выше и доходит даже до родоначальника всех людей Адама. В истории человеческой нельзя еще указать другого подобного родословия, которое бы так точно и так далеко простиралось, как родословие Иисуса Христа в Евангелии от Луки. Так как св. Лука писал свое Евангелие для христиан из язычников (то есть греков), по воззрению которых происхождение человечества покрыто непроницаемым мраком и у которых ходили самые нелепые басни о первобытных людях, то он и предлагает в своем родословии краткое, но истинное сказание о происхождении Иисуса Христа (чудесное рождение Которого он описал выше, в гл. 1 и 2), а вместе с Ним и всех людей от единого человека, от единой крови (мысль апостола Павла, см. Деян.17:26 , с одной стороны, для того, чтобы разорять прежние, нелепые языческие басни о первобытных людях, а с другой, и главным образом, показать, что во Христе Иисусе, согласно обетованию, данному еще прародителям в раю ( Быт.3:15 ), спасение открыто и предоставлено всему роду человеческому, а не одним только иудеям.

http://azbyka.ru/rodoslovnaya-iisusa-xri...

     В богослужении 14-й Недели по Пятидесятнице мы слышим стихи, которыми обычно аргументируют наличие в Церкви Таинства Миропомазания. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21–22), – пишет апостол Павел. Поговорим о смысле этих слов. «Помазавший». В Ветхом Завете возлияние елея на чью-то голову (помазание) удостоверяло, что Бог отделил этого человека на особое служение. Как правило, это было служение царское, священническое или проповедническое (см. 2 Цар. 2:4; Исх. 40:15; Ис. 61:1). В Новом Завете все эти значения исполняются в христианине. Есть известное место в письмах апостола Петра, которое вмещает в себя все три смысла. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Во Христе мы делаемся (в духовном смысле) царями и священниками, чтобы «возвещать совершенства» нашего Бога, и делом и словом. Что значит наше царствование, на которое мы помазаны? Человек изначально был сотворен по образу Царя Небесного (см. Быт. 1:26) и имел царскую власть над миром. Бог повелел ему обладать землею (см. Быт. 1:28). В результате грехопадения человек потерял многое от своей власти и запятнал светлый образ Божий в себе своими беззакониями. Но в Новом Завете образ Божий в человеке обновляется, и мы входим в духовное царство во Христе, ибо нам «завещавается Царство» (Лк. 22:29). В Царстве Божием нам обещано соцарствование Христу (например, Иоанн Богослов говорит о себе, что он «соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откр.1:9)). Духовное царствование над миром, соучастие в Христовом царствовании и есть христианское достоинство и призвание. Что значит наше священство? «Власть предоставлять наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу” (Рим. 12:1) и превращать всю нашу жизнь в разумное служение” (Рим. 12:1)... освящать и преобразовывать себя и свою жизнь и весь мир» (прот. А. Шмеман. Водою и духом, гл. 3, 5). Живя так, мы исполним и заповеданное нам проповедническое служение. Благочестивая жизнь есть лучшая проповедь Христа Воскресшего. Жизнь во Христе родит и необходимое слово благовестия, в нужный момент. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34; Лк. 6:45).

http://pravoslavie.ru/115452.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010