«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толковая Псалтирь Компилятивный труд Евфимия Зигабена по экзегезе Псалмов. Толковая Псалтирь Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего (4Цар. 20, 6), отец Сына Божия по плоти, как сказано: книга родства Иисуса Христа Сына Давидова (Матф.1, 1). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов,— наш собственный Орфей—певец; первый краснописец добродетелей;—Давид, первый провозестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь,—Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя— Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку Смотри и в начале толкования 50 Псалма удивительные похвалы соплетаемые Богоотцу и царю-пророку Давиду благоглаголивым и витийственнейшим языком божествствен. Златоуста. Заметим здесь, что имя— Давид, по изъяснению Евсевия, значит уничиженный и помилованный, а по божественному Максиму, имеющий способную руку, а по другим: единственный, вожделенный и возлюбленный. Сей по истине великий Давид был сын Иессея,—младший прочих братьев своих, не видный собою, но прекрасный по душе и божественными дарами богаче и разнообразнее всех военачальников, пророков и законодателей; кротчайший по духу и добрейший по природе, мужественнейший душею и крепчайший телом; сам в себе начальнейший, а для других общительнейший, самого высокого и вместе самого скромного и простого образа мыслей и в то же время самого многообразного, приятный нравом, быстрый в слове, великий умом, восторженный в созерцании существ и особенно в созерцании Бога, самонаученный и Богонаученный, всецело весь орудие Духа. Но минуя прочие совершенства его, скажу в похвалу его только о двух— мудрости и мужестве его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Гагинский Алексей Михайлович Краткая биографическая справка: Образование  Философско-богословский факультет РПУ ап. Иоанна Богослова, 2009 (диплом с отличием).  Аспирантура Института философии РАН, 2012.  Ученая степень  Кандидат философских наук, 2012. «Онтотеологическая проблематика в греческой патристике III-IV вв.», ИФ РАН. Библиография работ автора: Монографии:  Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал. М.: ИФ РАН, 2018. 193 с.  В монографии исследуются три объемные темы, каждой из которых посвящена отдельная глава: бытие, единое, Бог. Данные понятия выступали в качестве беспредпосылочных начал, знаменуя собой наступление очередной метафизической эпохи. Так, если для античной философии предельным началом было единое, или благо, для средневековой интеллектуальной культуры – Бог, то для современности в качестве такого начала выступает бытие, которое не подлежит сомнению. Уточнению этих понятий и их связи между собой посвящено данное исследование. Работа предназначена для исследователей разных философских дисциплин, а также для читателей, интересующихся метафизикой, историей философии и философской теологией.  Рецензия на книгу: «Вернуть Бога в богословие»  Статьи:  1. Гагинский А.М. Как сердцу высказать себя? О границах языка мышления//Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2018. T.II.

http://bogoslov.ru/person/287368

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 11 К оглавлению Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в переводе «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т.к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их»... (Исх. 1,6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт.46,27). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3-4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» (Исх. 1,1) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» (Исх. 1,2)

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Глава 19 Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1–7). Отделение христиан от иудеев (8–10). Чудеса Павла и их влияние (11–20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21–22). Мятеж в Ефесе против христиан (23–40) Деян.19:1 .  Во время пре­бывания Аполлоса в Коринфе Павел, прой­дя верхние страны, при­был в Ефес и, найдя там некоторых уче­ников, «Прошедши верхние страны» – страны нагорные, лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим – Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия ( Деян.18:23 ). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии ( Деян.16 и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе ( Деян.18 и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго ( Деян.19:10 ). «Некоторых учеников...». Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы, а не Иисусовы, которых дееписатель по преимуществу именует «учениками». Крещеные только во «Иоанново крещение», эти «ученики» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или «учениками» Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: «уверовав»). Деян.19:2 .  сказал им: при­няли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слы­хали, есть ли Дух Святый.: «Не слыхали, есть ли Дух Святый?» Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: «мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый», т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. Ин. 7:39 ). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть первая. О знании объективном Все ли чувственное, чувством постигаемое, объективно? Для возможно-точного анализа, решению этого вопроса ми должны предпослать другие вопросы: 1) Сколько у нас чувств и какие именно? Чувства разделяются на внешние и внутренние. Разделение это, с эмпирической точки зрения, не строго точно. В отношении к воспринимающему субъекту, все чувства суть внутренние, внутри субъекта действующие, как физиологически, так и психологически: все ощущения суть деятельности, происходящие внутри субъекта. Только в отношении к воспринимаемым предметам это разделение чувств на внешние и внутренние может быть удержано: из предметов, действующих на чувства, одни находятся вне чувствующего субъекта, а другие внутри его. К так называемым внешним чувствам обыкновенно относятся пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, причем осязание должно быть понимаемо широко, как общая, в разных местах разно степенная, восприимчивость всей поверхности человеческого тела. К внутреннему чувству, понимаемому в обширном смысле, – как оно является не в школьных системах, а в факте ощущения, – должно отнести: 1) низшую степень ощущения физического, как-то: боли, голода, усталости и т. п. и 2) высшую степень ощущения душевных движений и деятельностей: страха, радости, тоски, умиления, любви, разнообразных движений воли и мысли, – и самого ощущения, которое в этой сфере, в сфере мышления, переходит в сознание и самосознание. 2) Вопрос: все ли чувственное объективно – значит: так ли существуют в действительности предметы, как свидетельствуют нам наши чувства, – имеют ли объекты в себе те свойства, какие придаются им ощущениями? Здесь нужен точный анализ. Глава I Сначала рассудим о внешнем чувстве: объективно ли его свидетельство? Свойства предметов, открываемые в них чувством вкуса, совершенно субъективны. Ощущения вкуса: сладкое, кислое, горькое и т. п. – это состояния, принадлежащие ощущающему рту; они свидетельствуют об объекте только то, что он имеет в себе какое-то свойство, в данный момент, способное производить в моем рту известное ощущение. Крайняя субъективность свойств, открываемых в предметах чувством вкуса, доказывается тем, что 1) у одного и того же человека, в разных возрастах, положениях и состояниях, ощущения вкуса, как по степени, так и по привлекательности и даже по значению своему, весьма изменчивы, – 2) у разных людей, по различию рас, развития и состояний, различны и 3) у животных, как, напр., у лошади, свиньи и т. п., отличны от ощущений у человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Глава вторая. Анализ душевных способностей §27. Содержание главы В предыдущей главе мы доказали бытие духовного начала или души в человеке, а в этой постараемся объяснить: какими одарил ее Творец способностями и силами. Для этого мы также будем пользоваться указаниями опыта; но опыт, которым мы здесь станем руководствоваться, несколько отличен от того опыта, который служил основанием первой главы. Желая узнать, какими душа обладает способностями, мы постараемся наблюдать ее в то время, когда она обнаруживает свои силы, именно когда она старается приобретать познания, или исполнить какое либо намерение. §28. Разделение способностей души Действия души бывают двоякого рода: она или обращает свои усилия к приобретению каких либо познаний, или же к удовлетворению своих потребностей. Поэтому душа обнаруживает двоякого рода способности: познавательные и желательные или, иначе, деятельные. Такое разделение душевных способностей основывается и на предыдущей главе: ибо те два признака, которые послужили вернейшим доказательством бытия в человеке нематериального начала, именно ощущение и движение, – суть два основания душевных способностей: первое – познавательных, второе – деятельных. §29. Об основной силе, или способности душевной Исследования предыдущей главы показали нам также и то, что основная сила души, коренная способность её, есть способность ощущения: ибо мы потому и доказали бытие человека, нематериального существа, что это существо обнаруживало себя в своих ощущениях. – Хотя способность свободного движения также есть первоначальная её сила, но очевидно, что она есть уже следствие чувствительности: ибо душа не приводила бы в движение своих членов, если бы не была к тому побуждаема ощущениями. И так чувствительность, или способность ощущать, есть основание и зародыш всех сил и способностей души. Во 1-х, по времени, ибо всякий знает, что по рождении младенца, в первые дни его жизни, в нем не заметно никаких других способностей, кроме чувствительности, и в следствии уже чувствительности – движений членов. Все прочие силы и способности появляются в последствии и мало-по малу. Во 2-х, сила ощущений есть основная способность потому, что из неё, как из своего источника, истекают все прочие способности души человеческой. А. О способностях познавательных

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свеча на горе Заметки о романе И.Д. Сургучева «Ночь» 03.07.2017 1184 Время на чтение 51 минут Глава 1. И.Д. Сургучев - о первой главе книги «Бытие» Что значит: читать книгу? Для меня в этом процессе два основных условия: узнавать родство с автором, то есть – родственное восприятие мира, близкие точки отсчёта и второе – в словесной плоти повествования совершать открытия углублённых мыслей автора, новых идей, неожиданных образов. И – счастливо изумляться – какой же светлый, Божественный дар воплощён в слове этого писателя. Далеко не всякого. Из тысяч книг, прочитанных мною за жизнь, в когорту мной избранных входят А.С. Пушкин , А.П. Чехов, Морис Метерлинк, И.А. Гончаров, Владислав Зубец, Владимир Палей, Н.С. Лесков и, конечно же, И.Д. Сургучёв . Незадолго до смерти, в убогой парижской квартирке, Илья Дмитриевич писал: «И вот жизнь, и дела, и дни – всё клонится долу, к долине Иосафатовой. Всё надоело, даже и то, что когда-то любил. Книги, которые заполонили всю квартиру, - да хоть бы их и не существовало: так хотелось бы вытряхнуть из головы всю труху, которую они навалили в мозг. Единственное на потребу, что хотелось бы оставить – это ПЕРВАЯ ГЛАВА КНИГИ Бытия». Да, именно первую Главу: сотворение Mipa в шесть космических Дней. И Mip в первозданности своей был безгреховен, чист и абсолютно соответствовал Замыслу Бога. Я прослеживаю эхо космических аккордов этой Главы во многих произведениях Сургучёва, особенно – в наибольшей полноте – в романе «Ночь». Попробую расставить акценты, в которых явны соотнесения мирочувствия писателя с библейским текстом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Обращу внимание на то, что Бог, отделяя свет – день от тьмы – ночи, не наделяет тьму-ночь отрицательными качествами, которых ещё и не могло быть. Точно так же – нейтрально - упоминается во всех подглавках ещё два времени суток: «И был вечер, и было утро: день один» … второй, третий…

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/03/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции Шесть текстов к аудиозаписям лекций Владимира Бибихина, размещенных на сайте Бибихин.ру . Представленные здесь тексты в большинстве своем не расшифровки, а соответствующие фрагменты из курсов лекций, текст к которым В. Бибихин всегда писал заранее. В этой книге читатель найдет тексты к следующим лекциям: Язык философии (первая лекция курса) Ранний Хайдеггер (13 лекция курса) Две лекции из курса «Пора (время-бытие)» Деррида читает Хайдеггера (выступление в РГГУ) Семинар «Хайдеггер 1936–1944 гг. (‘К философии. О событии’ и примыкающие работы)» Тексты любезно предоставлены Ольгой Евгеньевной Лебедевой. Если будут замечены опечатки или другие ошибки, мы настоятельно просим писать о них по адресу bibikhin@gmail.com. Лекции Язык философии 1 (12.09.1989) Название «Язык философии» вообще говоря не должно значить, что мы нашли в философии — помимо философии — еще и ее язык, как бы ящик с инструментами, которым пользуется философия; или может быть материал, который она обрабатывает. И уж тем более тема «язык философии» ставится не так, что будто бы мы имеем намерение обслуживать философскую профессию, хотим помогать ей, скажем, правильно обращаться со своими терминами, а то она не умеет. И не потому что мы не хотим, а потому что мы уже не имеем права надеяться и верить что бывает, что за невразумительным или плоским философским словом стоит какой-то глубокий смысл и надо только помочь ему найти слова, выразив себя. Лучше считать заранее, что философская мысль весит ровно столько, сколько весит философское слово; причем так, что пустое слово не ничто, не нуль, а хуже, не просто сотрясение воздуха, а разрушение мира. Экология слова, — без всякого преувеличения сказать, то есть экология мысли, — важнее чем экология природы. Конфуций, о нем в Аналектах есть такое место, это книга 13–ая, глава 3–я, «Цзе Лунг сказал учителю: правитель в стране… ожидает тебя, чтобы вместе с тобой наладить управление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=855...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 3. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30-34). Древность традиционно усваивала авторство всех этих трех книг – Притчей, Екклесиаста и Песнь Песней – Соломону, хотя современность предлагает разные другие учения, весьма разнообразные. Но, тем не менее, не дает стопроцентного опровержения того, что они написаны Соломоном. Поэтому мы будем следовать мудрой старине. В расположении этих книг есть большой смысл, который мы раскроем позже, когда будем приступать к изучению книги Песнь Песней. 3.1. О Соломоне Формально к лику святых Соломон не причислен, и в святцах мы его не найдем, хотя он и изображается иногда на иконах, а чаще в росписях с нимбом. Однако достоинство его книг от этого ничуть не страдает. Святитель Григорий Нисский говорит о том, что здесь следует подразумевать под автором не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем [т.е. «мирный». – авт.] называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни Песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» c. 17 – 18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431348/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) «Библия за год», сентябрь Акция «Библия за год» Вступай в ряды единомышленников! БИБЛИЯ ЗА ГОД «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17) Цель акции – чтение и изучение слова Божия. Более подробно по ссылке http://missia.me/bible/ " Библия за год " , сентябрь " 1 сентября. Чтение дня. " Первая книга Моисеева. БЫТИЕ, глава 1 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее,и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что этохорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010