В совр. лит-ре была предпринята попытка объяснить с т. зр. названия и иконографии происхождение Н. и. от образа Божией Матери «Никопея», но она не получила убедительной аргументации ( Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии: О богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...»//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. 2:] Культурология и искусствоведение. С. 52-58). Происхождение иконографии Н. и. неясно. Не исключено, что она имеет зап. источники, переосмысленные в рус. изобразительной традиции в нач. XVIII в. Среди гравюр в 2 известных иллюстрированных рукописных экземплярах сб. «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. 293; ГИМ. Муз. 42) изображение Н. и. отсутствует. Впервые под названием «Бысть чрево Твое святая Трапеза» оно встречается на происходящей из московской ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. иконописной раме к Владимирской иконе Божией Матери со сводом Богородичных икон 1722 г. работы московского иконописца Ивана Дорофеева (частное собрание). Это же название присутствует в качестве наименования и на всех позднейших самостоятельных иконах такого извода, поскольку иконография Н. и. с ним тесно связана и посредством ряда символических деталей наделена евхаристическим смыслом. На иконе представлено поясное изображение Богоматери с поднятыми руками по типу чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», но Ее голова слегка повернута влево. Перед Пресв. Богородицей на храмовом престоле стоит чаша в форме потира с полуфигурой Младенца Христа в ней. В XVIII в. извод имел дополнительные детали: изображения развернутого свитка в левой руке Младенца и града между Богоматерью и потиром. Эти детали известны по очень редким памятникам того времени (ГМИР, храм св. Иоанна Предтечи на Пресне). По-видимому, они повторяли некий единый гравюрный образец. Самостоятельные иконы в отличие от клейма на раме имеют зеркальный перевод, и в них утрачена важная деталь - изображение Св. Духа в виде голубя в округлом медальоне сияния, нисходящего на чашу со Христом, к Которому и был развернут лик Богоматери.

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Слава Тебе Христе Боже: И отпуст малый, и многолетие.  И вшедше в трапезу, глаголем: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. И благословляет священник трапезу. И вкушаем представленная нам полегку, да не отягчимся на бдение. По ядении же,Слава, и ныне: Бысть чрево твое святая трапеза, имущая небеснаго хлеба, Христа Бога нашего, от негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. И посем, Честнейшую херувим: Таже, Возвеселил ны еси Господи в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся: знаменася на нас свет лица Твоего Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. в мире вкупе усну, и почию, яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя еси. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Священник: С нами Бог , своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловжигатель, и творит поклон предстоятелю. Таже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12-ью. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны. И возвращься в  церковь , и вжег свещу в насвещнице, поставляет прямо царских врат. Таже творит поклонение иерею, егоже есть чреда. Иерей же востав творит поклон предстоятелю. И отшед творит поклоны 3, пред святыми дверьми, и на оба лика: братиям же всем седящим. И вшед во святый олтарь, возлагает на ся епитрахилий, целовав крест верху его и приим кадильницу, и став пред святою трапезою, влагает фимиам: и глаголет молитву кадила тайно. И тако кадит святую трапезу крестовидно окрест, и весь жертвенник: и отворив святыя двери исходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лик: Господи помилуй, трижды. еще молимся о святейшем правительствующем синоде: Лик: Господи помилуй, трижды. еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи помилуй, трижды. Возглас: яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе славу возсылаем отцу и сыну, и святому духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Слава тебе Христе Боже: [Смотри] И отпуст малый, и многолетие. И вшедше в трапезу, глаголем: ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. благослови. И благословляет священник трапезу. И вкушаем представленная нам полегку. да не отягчимся на бдение. По ядении же, Слава, и ныне: Бысть чрево твое святая трапеза, имущая небеснаго хлеба, Христа бога нашего, от негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех богородительнице питатель. И посем, честнейшую херувим: Таже, Возвеселил ны еси Господи в творениих твоих, и в делех руку твоею возрадуемся: знаменася на нас свет лица твоего Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. в мире вкупе усну, и почию, яко ты Господи единаго на уповании вселил мя еси. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. благослови. священник: С нами бог, своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. По еже заити солнцу мало, отходит кандиловжигатель, и творит поклон предстоятелю. Таже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12–ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны. И возвращься в церковь, и вжег свещу в насвещнице, поставляет прямо царских врат. Таже творит поклонение иерею, егоже есть чреда. иерей же востав творит поклон предстоятелю: И отшед творит поклоны 3, пред святыми дверьми, и на оба лика: братиям же всем седящим. И вшед во святый олтарь, возлагает на ся епитрахилий, целовав крест верху его и приим кадильницу, и став пред святою трапезою, влагает фимиам: и глаголет молитву кадила тайно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

С приходом к власти большевиков храм на Пресне, как и все церкви на Святой Руси, был подвергнут разграблению в ходе так называемой «кампании по изъятию церковных ценностей». Одних серебряных предметов было вывезено отсюда 140 кг. Однако храм не закрыли — прихожане чудом сумели отстоять свою святыню. А из повсюду закрывавшихся храмов сюда стали приходить все новые и новые люди. С собой они приносили спасенные от поругания храмовые иконы. Так в храме появились редкие иконы Богородицы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» и «Акафистная» и многие другие древние образы. В послевоенные годы, когда в Москве оставалось только около 30 действующих храмов, на Пасху сюда стекалось до 10 тысяч человек. В храме в разные годы совершали богослужения многие известные иерархи Церкви, в том числе Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Алексий I, Пимен, Алексий II, Святейшие Патриарх Александрийский Николай, Святейшие Патриарх Иерусалимский Диодор, митрополит Сурожский Антоний и многие другие. Храм всегда был известен ценителям духовной музыки своими выдающимися хорами и их руководителями, среди которых прославленные регенты Николай Озеров, Герман и Владимир Агафонниковы, Андрей Родионов, Василий Мамчур. С 2006 по 2008 годы настоятелем храма являлся епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), ныне епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ. С этого времени храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне становится центром православного молодежного движения Москвы. Начинается полномасштабная реставрация храма, которая продолжается неослабевающими темпами и по сей день. 9 марта 2009 года настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Игнатий (Пунин), ранее бывший епископом Вяземским, викарием Смоленской и Калининградской епархии. Многое уже сделано, но многие необходимые реставрационные работы по сохранению уникального храма еще предстоит осуществить. Несмотря на объективные экономические трудности, владыка Игнатий благословил устройство новых классов для воскресной школы. На сегодняшней день старое здание бывшей трапезной полностью отремонтировано.

http://patriarchia.ru/db/text/1212978.ht...

Цель ужина лишь слегка подкрепиться, так что уставом рекомендуется даже не готовить новой пищи, а довольствоваться оставшейся от обеда, которую разве только «убогие», (нищие) могли бы считать насыщением. Поэтому перед ужином предписывается вместо «Отче наш» читать молитву: «Ядят убозии и насытятся и восхвалят Господа взыскающии Его; жива будут сердца их в век века». Кстати, об убогих. Есть одна интереснейшая историческая подробность. В древнейших уставах чин вечерней трапезы также предполагал соответствующее панагии возношение хлеба. Называется этот чин «возвышением укрухов». По окончании ужина игумен с молитвой клал в специально приготовленную миску оставшийся у него укрух (кусок) хлеба. Туда же остатки своего хлеба полагали и другие присутствующие на трапезе. Затем этот хлеб возносили с молитвой: «Христе Боже, исполни избытки раб Своих и нас помилуй, яко Свят еси, ныне и присно и во веки веков». Вы можете подумать, что этот хлеб предназначался для трапезы следующего дня! Но нет. Весь этот собранный и благословленный на ужине хлеб предназначался нищим. Причем, на следующей трапезе его уже запрещалось подавать как уже посвященный (отданный) нищим. Так монашествующие не только заботились о пропитании нуждающихся, но и выполняли заповедь: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф. 6, 34 ). Что же касается благодарственной молитвы, то после ужина Устав предписывает читать следующее: Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

http://azbyka.ru/video/37-molitvy-ustavn...

Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Эта история позаимствована с незначительными изменениями из другого краткого сказания в составе сб. «Солнце Пресветлое», относящегося к Евтропьевской иконе Божией Матери . Местом действия в нем названа не Никея, а Палестина, событие отнесено к 792 г. (МГУ НБ. 293. Л. 38 об.- 39). Литературным источником этого текста является упоминание в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» о чуде с иконой, где образ Богоматери не имеет собственного названия (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67). Архим. Иоанникий указал на источник своего текста: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» (очевидно, от этой ссылки образовано название иконы «Евтропьевская» в сб. «Солнце Пресветлое»). По-видимому, здесь подразумевается сочинение римского историка Евтропия Флавия († после 380) «Бревиарий римской истории от основания города» в 10 книгах, в тексте к-рого приводимый архим. Иоанникием сюжет отсутствует ( Кобяк Н. А. К вопросу об источниках сочинения о чудесах богородичных икон «Солнце пресветлое»//Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Мат-лы XXVII междунар. конф. Москва, 9-11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 245-247). Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Когда и при каких обстоятельствах история Евтропьевской иконы закрепилась за Н. и., неясно. Возможно, это произошло при переписывании сб. «Солнце Пресветлое» или близкого к нему по содержанию аналогичного сборника в старообрядческой среде. Так, в Клинцовском иконописном подлиннике присутствует ошибочная идентификация Н. и. с Антиохийской иконой Божией Матери ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. C. 690).

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Аминь. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша», глас 4 Днесь притецем вернии/к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/напояющей верных сердца/небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/и людем верным чудеса показующей./Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием:/Владычице премилостивая,/исцели наша недуги и страсти/молящи Сына Твоего Христа Бога нашего//спасти души наша. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша» Бысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша» О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь. Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша» Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелище сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь. Полезные ссылки

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Множество списков с иконы распространено во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением, что является видимым знаком Божественной благодати. По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего...». По иконографии это один из древнейших типов изображения Богородицы - «Оранта», что означает «Молящаяся». Скорее всего, изографа при написании этого образа вдохновило Таинство Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Причащения, Чаша действительно неупиваемая, то есть неистощимая. Матерь Божия с воздетыми вверх руками ходатайственно возносит к Богу эту Жертву. Она молится за всех грешников и призывает всех прийти от низких губительных пристрастий к неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся. Ежедневно в Покровском храме у иконы совершаются молебны с акафистом: по окончании утреннего богослужения, в 12:00 и 14:00. Поклониться святыне верующие смогут до 9 апреля. Фото Андрея Гутынина Газета «Православная вера» 06 (578) Яна Конченко Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Варлаама». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». Ок. 1998 г. Иконописец А. Шаров (Владычный мон-рь в Серпухове) Восстановление иконы «Н. Ч.» в наст. время стало возможным благодаря ее изображению, опубликованному перед статьей сщмч. Иакова Бриллиантова в «Воскресном листке». Пресв. Богородица представлена в типе «Оранта», возносящей молитву пред престолом, на к-ром находится Чаша со стоящим в ней Младенцем Христом, также с поднятыми руками, но в жесте благословения. Богомладенец облачен в светлый хитон. Поверх мафория на голове Божией Матери венец. Вверху надпись: «          ». Насколько можно судить по отпечатку, стиль иконы следует основным принципам академической живописи. Наиболее близко воспроизводит вид иконы на отпечатке копия работы Полякова во Владычном мон-ре; копия работы Соколова в Высоцком мон-ре имеет незначительные расхождения с иконографией оригинала (Богомладенец погружен в Чашу не по бедра, а по пояс), а также в соответствии с пожеланиями монастыря-заказчика эта икона была выполнена в традициях визант. иконописи. Иконография «Н. Ч.» имеет общие черты с кратким вариантом извода Никейской иконы Божией Матери , к-рая известна также по названию «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Эти слова являются началом тропаря Никейской иконе («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель»), к-рый по сути и был проиллюстрирован на данной иконе (не ранее XVIII в.). Ко времени обретения «Н. Ч.» существовал как полный, так и краткий вариант иконографии «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Краткий - без изображения храма и развернутого свитка в руке Богомладенца - появился позже и встречается реже, но в нем глубже и острее звучит евхаристическая тема, подтвержденная и в названии обретенной во Владычном мон-ре иконы. Близкое содержание икон «Н. Ч.» и «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (Никейской), иконография к-рых очевидно имеет генетическую связь, впервые было отмечено только в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

Именно благодаря тому обстоятельству, что Аврааму ведомы три странника, он и получает за трапезой обетование одного из них: Я опять буду у тебя в это же время (Быт. 18, 10). Тем самым трапеза благодарения, которую устраивает Авраам, приоб­ретает также мессианский характер. Очевидно, библейская трапеза Авраама послужила прообразом иудейских куль­товых трапез, судя по устойчивой традиции позднего иудейства. В контексте нашей темы важно, что такие трапезы устраиваются при наличии не менее трех человек за столом, при этом часть хлеба остается нетронутой до окончания трапезы в знак при­сутствия Бога . В первохристианской общине трапеза благодарения, являвшаяся единственным богослужебным праздником древнейших времен, превратилась в та­инственное предпразднование мессианской трапезы, на что указывает арамейский возглас «маранафа!» («гряди, Господи!») в конце последнего праздничного благода­рения, как это отражено в «Учении двенадцати апостолов» (Дидахе Х:6), датируемом 60-ми – 80-ми годами I века . Разумеется, на такой трапезе новым смыслом исполнялось каждое действие, так что традиционное благодарение над хлебом превратилось в моление о грядущем Царстве Божием в строгом соответствии четвертому прошению молитвы Господней – о хлебе насущном (будущей пище праведников) . Это находит свое яркое выражение в одном из важнейших священнодействий, восходящих к апостольской традиции (Литургии апостола Иакова, апостола Петра и др.), которое связано с возношением Божественного хлеба при возгласе Святая святым. В сочинении святого Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» (III. 3,12) содержится наиболее раннее описание такого обряда: «Священноначальник, воспев священные Богодействия, священнодей­ствует Божественные Таинства, и оные освятив, выносит пред зрение и их показует», причем данный текст сопровождает схолия: «…возношение и возвышение Евлогии, (сиречь) Божественного хлеба... яко (суть) во оставление грехов и в жизнь вечную» . Со временем из этого обряда складывается знаменитый чин о панагии, перво­начально известный как чин «возвышения укрухов (хлеба)». Своим названием чин обязан исключительно упоминанию имени «Всесвятыя Троицы» при поднятии ос­вященного хлеба, что прямо указывает на трапезу Авраама как его ветхозаветный прообраз. Именно этим вызвано распространение изображений «филоксении Авра­ама» на створках специальных сосудов-панагиаров для совершения данного чина . Лишь по мере усиления Богородичного почитания (появление тропаря Бысть чрево Твое святая трапеза) прошение к «Всесвятой Богородице», которое еще в Студий­ском Уставе предписано только на вечерней трапезе вместо «Велико имя», присое­диняется при возношении святого хлеба вслед за поминанием «Всесвятой Троицы», знаменуя таким образом сложившийся чин о панагии, известный по славянским ру­кописям Иерусалимского Типикона XIV–XV веков .

http://bogoslov.ru/article/2602946

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010