Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 11(22).08.1716, о-в Корфу (Керкира) - 27.05.1806, С.-Петербург), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель. Его отец, вероятно, был выходцем с о-ва Занте (Закинф) и получил на Корфу должность начальника местных булочников; по др. версии, он был выпускником Падуанского ун-та и служил юристом в венецианском уголовном суде. Булгарис получил имя Елевферий (свободный) в честь успешного снятия османской осады с Корфу, находившегося в руках венецианцев. Окончил гимназию (фронтистерий) на одном из Ионических о-вов, затем продолжил образование в Арте и Янине. Среди его учителей был А. Катифорос . В 1737-1739 гг. принял постриг и рукоположен во диакона, служил в церкви на Занте. Ок. 1740 г. покинул остров и поступил в Падуанский ун-т на философский фак-т, изучал итал., лат., древнегреч. и франц. языки, богословие, математику. Одновременно с учебой Е. был учителем в местной греч. школе и служил в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1742 г. по приглашению греч. купцов братьев Маруциса, Симона и Ламброса, стал учителем и директором новой школы в Янине. В 1742-1749, 1751-1753 гг. преподавал в школе Маруциса в Янине, в 1750-1751 гг.- в Козани, в 1753-1759 гг.- в академии Афониада при мон-ре Ватопед на Афоне. За это время Е. приобрел известность как самый выдающийся греч. ученый своего времени, к нему стекались сотни учеников. Затем жил в К-поле, где преподавал в Патриаршей академии. В 1763 г. Е. был вынужден покинуть К-поль из-за своей откровенно антиосманской позиции. Одна из проповедей Е. на политическую тему послужила поводом к тому, чтобы к-польская иерархия выступила за его увольнение. Кроме того, в это время его покровитель К-польский патриарх Серафим II был уже смещен. Е. отправился в Бухарест, затем в Саксонию (жил в Лейпциге и Галле). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/186971.html

Сначала Булгары, бывшие прежде кочевниками, жили в городе только зимою, а с наступлением весны выходили в поля и жили там по-прежнему в палатках, но с течением времени Булгары все более и более делались горожанами, а вместе с тем и фанатиками мусульманами. Христиане – Русские, Греки и Армяне – прежде свободно являвшиеся к ним для торговли и построившие здесь свой храм 17 , теперь встречались уже не особенно дружелюбно, а иногда русским даже запрещалось входить в г. Булгар 18 . Это повело к непрерывному ряду столкновений Русских с Булгарами. Впрочем, Русские не редко нападали на Булгарское царство и раньше без всяких религиозных поводов. При Святославе (в 965 г. по русским летописям, а по арабским писателям в 969 г.) Русские во время похода на Хозар, Ясс и Косогов, живущих южнее Булгар, разорили г. Булгар и присвоили себе все, чем владели на Волге Хозары, Булгары и Буртасы. Булгары, спасшиеся бегством, жили в соседних странах 19 , пока не заключен был с Русскими мирный договор. Однако город Булгар вскоре оправился и через 8-м лет там чеканилась монета 20 . Великий князь Владимир около 985 года снова победил Булгар, но видя, что они были довольно образованы, заключил с ними мир 21 . Между тем мусульманство Булгар все усиливалось и усиливалось. Многие из них отправлялись для получения полного магометанского образования в далекий Багдад, и, возвратившись оттуда фанатическими проповедниками магометанства, усердно проповедовали его по всем селам и городам, расположенным по рекам Волге, Каме, Шексне, Казанке. Услышавши о желании Великого русского князя Владимира изменить свою языческую веру на новую, Волжские Булгары первые поспешили послать к нему своих проповедников. Предлагая Владимиру магометанскую веру, они хотели воздействовать на самолюбие его и на сластолюбие. Но князь Владимир отверг их, не смотря на то, что они так льстиво и срамно расписывали прелести своей веры, что летописец стеснялся, срама ради, описать в подробности их речи 22 . Не понравилось Русским и богослужение Булгар-мусульман. Послы русские, ходившие к Булгарам для испытания их веры в жизни и богослужении, возвратившись в Киев, говорили: «ходихом первое в Булгары и смотрихом како ся кланяют в храмине… стояще без пояса, и поклонився, сядет и гладит семо и овамо, акы бешен, и несть веселия у них, но печаль и смрад велик, и несть добр закон их» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сделавшись христианином, святой равноапостольный князь Владимир захотел отплатить Булгарам за их услугу лучшею услугою. Он послал для проповедования Христианства Булгарам греческого ученого, чтобы Булгары оставили свою скверную и гнусную веру, которую они «неведяще хвалили», как говорил Великий князь 24 . Большинство Булгар не вняли христианской проповеди , но четыре знатных Булгарина сами явились в Киев и здесь просветились Божественным Крещением. «Владимир же чествова их и много удовольствова». В 1006 году был заключен договор между Русскими и Булгарами для свободной торговли. Через 18 лет, во время голода в земле Суздальской Русские привезли отсюда хлеб. Но мир между Русскими и Булгарами не всегда соблюдался. Случалось, что Русские, разбивая, грабили Булгар, за что Булгары нападали на соседние русские города и грабили их. Так в 1088 году был разграблен Булгарами г. Муром. В 1107 году Булгары напали на город Суздаль, истребляли погосты, безжалостно убивали христиан, но молитвами Св. Богородицы Суздальцы избавились от Булгар. Еще более близкие и непрерывные сношения Русских с Булгарами были с того времени, когда вместо Киева центром Русской земли, со времени Юрия Долгорукого и св. Андрея Боголюбского, сделался Суздальский край. Вместе с мирными отношениями тогда чаще появлялись и враждебные столкновения. Тогда многие Булгары переходили навсегда жить в новые русские города вместе с Мордвою и другими инородцами, находившимися в некоторой зависимости от Булгар. Здесь они с течением времени совершенно сливались с Русскими и охотно принимали христианскую веру, а некоторые из них даже были искусными строителями христианских храмов. Одна Булгарка сделалась даже супругою князя Андрея Боголюбского, хотя и не изменилась в своих чувствах к Русским. Она в отмщение князю за то, что он нередко воевал с Булгарами, подговорила убить его. Особенно знаменит поход Андрея Боголюбского, предпринятый в 1164 году, когда Русские шли на Булгар, имея в войске икону Божией Матери (Владимирской) и Спасителя. Князь Булгарский убежал тогда в Билярску, а Русские «ударища челом пред Св. иконою Богоматери 25 с радостью великой, со слезами хвалы и, песни воздающе Ей, шедше взяша их град славный Бряхимов» (Булгар). При этом еще: «все видеша лучи огненные от иконы Спаса нашего Владыки и весь полк его окрест озари» 26 . В память об этом событии, совершавшимся 1-го августа, у нас установлен праздник Честного и животворящего креста 27 . С тех пор разоренный и сожженный г. Булгар долго не мог оправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По слову одного писателя, «памятник сей неумолкаемо проповедует о доблестных подвигах царя Иоанна Васильевича и его воинства; потомкам он внушает непрерывную благодарность к победоносным предкам, приобретшим Казанское царство России; в сердцах же юных героев он возжигает огнь мужества и порождает твердую решимость к пожертвованию для блага отечества самой жизнью, как скоро сего потребует глас монарха, церкви и отечества». Христианство на востоке России До св. равноапостольного князя Владимира и отношение его к крещению русского народа при Владимире 56 . Известно, что не только великие, но и малые исторические события находятся в более или менее тесной связи с предшествующими обстоятельствами, так или иначе, их обусловившими. Много было таких обстоятельств в величайшем событии исторической жизни русского народа – в крещении Руси. Многие из сих обстоятельств общеизвестны, а другие еще ожидают своей очереди, чтобы в свое время дать такой или иной луч света для темной, но интересной, дали прошлого. Таким светлым лучом, хотя может быть и не великим, представляется выяснение некоторых данных о христианстве на севере-востоке России, где некогда было обширное булгарское царство, сменившееся потом казанско-татарским. Первые известия об отношениях русских к булгарскому царству и сопредельным с ним владениям относятся к самым первым временам жизни русского народа. По сообщению Никоновской летописи «Кий на волжские и камские болгары ходив и победи» 57 . Мусульманский писатель Эль-Балхи, умерший в половине X века, сообщает, что Булгар был маленький город, известный тем, что он был главнейшим торговым пунктом этого государства 58 и прибавляет, что Куаба (Киев) больше Булгара 59 . Другой же писатель – Ибн-Хаукель, который по словам Хвольсона и Гаркави, пользовался подобно Истархи выше названным Эль-Балхи 60 , сообщает, что Булгар некогда был знаменит, так как был складочным местом торговли, но Русские разрушили его в 358 году (по нашему счислению в 968–969 г.) 61 . В другом месте он еще говорит, что Русские продавали (меха) в Булгар, пока этот город не был разрушен ими в 358 году 62 . В первоначальной русской летописи под 965 годом сообщается: «иде Святослав на козаре. Слышавше же козаре, изыдоша противу с князем, и с ступииша бити; и бывши брани межи ими одоле Святослав казарам и город их Белувежу взя. И Ясы победи и Косогоры» 63 . Все ориенталисты, начиная с Френа 64 , отожествляют этот поход Святослава с походом этого князя на Волгу, против Хозар, Булгар и Буртас, о котором свидетельствует Ибн-Хаукель, сообщающий, что Руссы, после раграбления Булгар, разграбили также Хазеран, Итиль, Семендер и оттуда отправились в Рум (Византию) и Андолусь 65 . Кроме того, он прибавляет, что после этого разгрома, «ни Булгар, ни Буртас, ни Хозар совсем не осталось; ибо Руссы напали на них отняли у них все земли и присвоили себе» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

А в 5-й книге того же произведения Ириней пишет: «Прекрасно сказал Иустин, что до пришествия Господня сатана никогда не осмеливался хулить Бога, так как еще не знал, что осужден». 10. Необходимо это сказать, чтобы любящие поучаться внимательно прочли его сочинения. Вот, что касается Иустина. Глава 19 На восьмом году упомянутого царствования скончался епископ Аникет, целых одиннадцать лет управлявший Римской Церковью; преемником его был Сотер. Преемником Келадиона, 14 лет стоявшего во главе Александрийской Церкви, был Агриппин. Глава 20 В Антиохийской Церкви шестым после апостолов был Феофил; четвертым после Герона был Корнилий, а пятым по лестнице преемства – Эрот. Глава 21 На это время приходится расцвет церковных писателей: Егезиппа, которого мы уже знаем; Дионисия, епископа Коринфского; Пинита, Критского епископа; Филиппа, Аполлинария, Мелитона, Мусана и Модеста и в особенности Иринея, писания которых донесли до нас истинную, здравую веру апостольского предания. Глава 22 1. Егезипп в пяти дошедших до нас книгах оставил полный отчет о своем образе мыслей. Он рассказывает, что во время своего путешествия в Рим он общался с очень многими епископами и от всех слышал одинаковые поучения. Вот как заключает он свою беседу о Послании Климента к коринфянам: 2. «Коринфская Церковь оставалась правоверной, до Прима, бывшего епископом в Коринфе. Я общался с ним по пути в Рим, куда направлялся морем, и провел с коринфянами достаточно дней, взаимно утешаясь нашим правоверием. 3. Будучи в Риме, я составил список епископов, преемственно сменявших друг друга вплоть до Аникета. Диаконом у него был Елевфер, преемником Аникета – Сотер; после него – Елевфер. В каждой преемственной смене и в каждом городе все идет так, как велит Закон, пророки и Господь». 4. Он же сообщает и о возникновении современных ересей: «После Иакова Праведного, пострадавшего по той же причине, что и Господь, епископом был поставлен его двоюродный брат Симеон, сын Клеопы. Его предложили все, как двоюродного брата Господня. Церковь в то время называли чистой девой, потому что никто еще не обольстил ее суетным учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

  Вот, что касается Иустина. 19 На восьмом году упомянутого царствования скончался епископ Аникет, целых одиннадцать лет управлявший Римской Церковью; преемником его был Сотер. Преемником Келадиона, 14 лет стоявшего во главе Александрийской Церкви, был Агриппин. 20 В Антиохийской Церкви шестым после апостолов был Феофил; четвертым после Герона был Корнилий, а пятым по лестнице преемства — Эрот. 21 На это время приходится расцвет церковных писателей: Егезиппа, которого мы уже знаем; Дионисия, епископа Коринфского; Пинита, Критского епископа; Филиппа, Аполлинария, Мелитона, Мусана и Модеста и в особенности Иринея, писания которых донесли до нас истинную, здравую веру апостольского предания 22 Егезипп в пяти дошедших до нас книгах оставил полный отчет о своем образе мыслей. Он рассказывает, что во время своего путешествия в Рим он общался с очень многими епископами и от всех слышал одинаковые поучения. Вот как заключает он свою беседу о Послании Климента к коринфянам:   (2) «Коринфская Церковь оставалась правоверной, до Прима, бывшего епископом в Коринфе. Я общался с ним по пути в Рим, куда направлялся морем, и провел с коринфянами достаточно дней, взаимно утешаясь нашим правоверием. (3) Будучи в Риме, я составил список епископов, преемственно сменявших друг друга вплоть до Аникета. Диаконом у него был Елевфер, преемником Аникета — Сотер; после него — Елевфер. В каждой преемственной смене и в каждом городе все идет так, как велит Закон, пророки и Господь». Прежде всего надо сказать о Дионисии. Ему поручена была в Коринфе епископская кафедра. Плодами своего вдохновенного трудолюбия он щедро делился не только со своей паствой, но и с чужеземцами. Наибольшую пользу он принес, обращаясь к Церквам с вселенскими Посланиями. (2) Есть Послание к лакедемонянам, наставляющее в правоверии и убеждающее хранить мир и единство, и другое, к афинянам, понуждавшее к вере и жизни по Евангелию. Дионисий упрекает афинян в легкомыслии; после того, как их предстоятель, Пуплий, мученически скончался в случившееся тогда гонение, они готовы были отпасть от веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Точно также вся загадочность Гуннов или Уннов исчезает при исследовании несколько беспристрастном. В наш век уже смешно бы было ещё доказывать, что между ними и Гионгну летописей Китайских совершенно ничего общего нет. Давно бы было пора догадаться, что этот поток, так гибельно нахлынувший на область Германскую и опустошивший часть Римского мира, не мог отхлынуть без следов и без народных осадков, которые бы свидетельствовали о самом составе Гуннского народа. Между тем, как ни искали, как ни трудились, ни следов, ни осадков никто не находил и с горя решились принять Булгар за остаток Гуннов и признать Булгар, назло здравому смыслу, турками, основываясь на самовольном положении, что и Гунны-де были турки. До сих пор ещё большая часть учёных вертятся в этом жалком круге, заколдованном полу-учёностью и страстью к априористическим выводам. Ещё недавно учёный Германец, объясняя беспримерное и беспримерно-скорое перерождение Булгаров-Турок в теперешних Булгаров-Славян, объяснил всю тайну следующими положениями: Булгары получили Христианство от Славян, и, следовательно, Славянский язык должен был вытеснить настоящий Булгаро-Турецкий язык. Объяснение стоит самой системы. Ни в одной земле, даже на Западе Европы, несмотря на монополию святости, присвоенную Латинским языком, народный язык не погибал от введения Христианства. А если бы учёный знал что-нибудь про церковь Восточную, просветившую Булгар, он знал бы и то, что она благословляет всякое слово человеческое на прославление имени Божьего; следовательно, проповедники не могли иначе проповедовать, как на языке народном, а где же писания или молитвы на турецком языке? Нет сомнения, что малая часть южных Славян уже была христианами прежде крещения Болгарии; но большая часть ещё не слыхала проповеди евангельской, и трудно предполагать такой горячее старание Славянских христиан об обращении иноземцев, тогда как вся их братия была ещё во мраке идолопоклонства. Вообще дух прозелитства и миссии не похож на общий характер Славянский, а предоставление такой великой славы проповедникам Славянским ещё менее похоже на характер ревностных Византийцев, ближайших соседей земли Болгарской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

(37) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.)/Предисловие Г.К.Вагнера. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. - С. 20. (38) Кариева Л.А. Татарская мифология (в историко-сравнительном и типологическом аспекте): Автореф. дис.... канд. филологических наук. - Казань, 1999. - С.с. 9 - 10. (39) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.). - С. 20. (40) См.: Дубровский М. Указ. соч. - С. 3. (41) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С. 114. (42) Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII - XV вв./Ответ. редактор Г.А.Фёдоров-Давыдов. - Москва: Издательство «Наука», 1983. - С. 58. (43) См.: Алмантай (Иванов) В.Н. Указ. соч. - С. 26. (44) См.: Валеева Д.К. Искусство домонгольской Волжской Булгарии X - нач. XIII вв.: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - Москва, 1980. - С. 22. (45) См.: Оберлендер-Тырновяну Э. Byzantino-Tartarica - Монетная чеканка в зоне устьев Дуная в конце XIII - начале XIV века//Нумизматика Золотой Орды. Сборник научных статей. - Выпуск 2. - Казань: Издательство «ЯЗ»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. - С.с. 42 - 44. (46) См.: Сингатуллина А.З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. - Казань: Издательство «Заман», 2003. - С.с. 98, 142. (47) Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X - начало XIII вв.). - С.с. 45 - 46. (48) Щенникова Л.А. Владимирская икона Божией Матери/Православная Энциклопедия (электронная версия) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/154962.html (49) См., например: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери/Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. - Том I. - Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1914. - С. 95. (50) См., например: Иконка-привеска с изображениями Богоматери///////Иконки-привески с изображением Богоматери//////Тельные иконы (образки)/////Христианская металлопластика до XIV века////Металлопластика///Альбомы//Список форумов/Домонгол (портал древней культуры и искусства) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: ; #37///////Там же. - Режим доступа:

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

36 Примечание редакции: на основании сообщения Воскресенской летописи об этом походе («приходиша татарове к Галичу»), нужно полагать, что главным воинствующим элементом в это время были покорители Булгар-Татары. 37 После этого разрушения город Булгар уже не восстал из груды развалин. Обширные развалины весьма долго показывали, как много было здесь различных зданий и как были сильны городские укрепления. Здесь видны были остатки многих палат, царских домов, минаретов, бань, бассейнов. Многие из этих зданий были окружены большим валом и малым окопом, иные были вне этих укреплений (Греческая палата). По повелению царя Феодора Алексеевича здесь был устроен Успенский монастырь, для которого одна палата обращена была в церковь св. Николая, а другая – в жилища и погреба. Но ныне от большинства зданий видны только бугры, поросшие травою. До настоящего времени лучше всего сохранился так называемый минарет. Напротив малого минарета огорожено небольшое пространство; здесь, по преданию Татар, погребены их святые, имена которых они усердно сохраняют. Сохранились еще стены так называемой Черной или Судной палаты. От самого замечательного здания, так называемой Белой палаты, внутри которой было 10 комнат, сохранились только стены с двух сторон. Сохранились также два зданий, из которых одно называется Палатой, бывшая церковью св. Николая, а другая – бывшая монастырским погребом. Первая покрыта крышею, на которой водружен крест. Наконец, сохранился до настоящего времени четырехугольник с башнями по углам (как думают остатки соборной мечети). 38 О развалинах г. Булгар было писано много, но мы усердно рекомендуем описание англичанина Э.П. Турнерелли, бывшего лектором в Казан. Университете. Оно переведено В.А. Ардашевым и издано в приложении к жур. «Деятель» за 1901 год. 40 Говорят, что после взятия Тимуром города Булгара, сын погибшего булгарского хана Али-Бек построил маленькое место на реке Казанке. Один княжеский служитель, черпая воду, уронил котел (казан) свой в реку, по этому случаю князь назвал реку Казанкой, а город Казанью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Князь Ярослав (Константин) также немало потрудился для Муромского княжества; не только на духовном, но и на светском поприще. Главной его государственной заботой стала оборона княжества от соседей-булгар. Для этого он укрепил Муром и Рязань – второй по значению город княжества, построенный еще при его отце, князе Святославе Ярославиче. Для этих же целей он построил по всему Муромскому княжеству ряд крепостей, в которых разместили небольшие дружины. Укрепляя муромское княжество, Ярослав (Константин) по возможности уклонялся от участия в княжеских междоусобицах, довольствуясь данной ему муромской землей. После мученической кончины сына Михаила, он пережил еще одну подобную личную драму – его старший сын – Федор – юноша весьма набожный и благочестивый, умер молодым, еще при жизни отца. После смерти старших братьев, Олега и Давида, Ярослав (Константин) согласно лествичному праву должен был стать Черниговским князем, что давало право на великокняжеский престол. Но племянник его, Всеволод Ольгович, выгнал дядю из города. Тогда Ярослав (Константин) вернулся к себе в Муром. Несколько лет спустя он принял монашество с именем Константин. После его смерти власть над Муромом перешла к его младшим сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу. К сожалению, очень скоро между братьями началась борьба за власть. В результате междоусобной борьбы между потомками князя Ярослава Святославича Муромо-Рязанское княжество разделилось на два самостоятельных: Муромское и Рязанское. По лествичному праву старейший город Муром достался старшему из братьев Юрию. Обособившееся Муромское княжество занимало область по притокам Оки – Мотре, Унже, Теше, Велетьме и по притокам Клязьмы. В Муроме по-прежнему были сильны вечевые традиции, кроме того, власть князя была ограничена влиянием бояр и старших дружинников. К середине XII Муромское княжество становится союзником могущественного Владимирского князя Андрея Боголюбского. Союз с ним был очень выгоден муромским князьям, чьи владения, наряду с залесскими землями благоверного князя Андрея, подвергались неоднократным набегам булгар. В 1164 году Андрей Боголюбский совместно с муромским князем Юрием собирает большое войско и идет походом на Великий Булгар. Поход этот был успешен – булгарское войско было разбито, сопредельные города – оплоты набегов на Русь – сожжены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010