Апостол Павел пишет: …должно нам всем быть явленными как есть пред судом Христовым с тем, чтобы каждый получил за то, что он сделал в теле: будь то доброе, будь то плохое (ср. 2 Кор.5:10). Память и мысли о дне Судном необходимы нам, братья и сестры, потому что человек, размышляющий о должном воздании за свои действия, постарается в лучшую сторону изменить свою жизнь, сделать ее более угодной Богу, добродетельной. Если живет в нас уверенность в будущем воскресении, если просвещены мы пасхальной радостью Воскресения Христова, то, конечно же, мы не устанем постоянно сокрушаться о грехах своих, будем каяться Богу и стараться достойно встретить Грозного Судию. Почему Господь просит людей не удивляться? В словах этих открывается великая истина: Господь наш Иисус Христос — Сын Человеческий, но и Сын Божий, и Сам Бог. Далеко не все и не сразу из слышавших Господа людей поняли и приняли Христа, очень многие не доверяли Его словам о том, что Он и есть Мессия, Спаситель мира, Тот, о Котором вещали пророки. Однако Господь указывает им, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И вот здесь уже речь идет о всеобщем воскресении, которое свершиться перед последним Судом. Когда Спаситель говорил о частном воскресении, коим, например, является воскресение Лазаря, Им ни слова не было сказано о суде. Все правильно, Лазарь воскрес не для того, чтобы тут же предстать пред судом Божиим. Лазарь воскрес из мертвых, дабы утвердить славу воскресившего его Господа, дабы зажечь в сердцах свидетелей этого необыкновенного события несомненную веру в могущество Иисуса Христа. Но здесь Господь, пообещав всеобщее воскресение из мертвых, прибавляет к тому заключение, что участь воскресших будет не одинакова: И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Эти слова Спасителя касаются абсолютно всех! Мы с вами знаем о том, что Богу угодна и мила не только наша истинная вера, но и дела любви и милосердия, которые мы осуществляем во имя Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

На протяжении всех шести книг нашего исследования, посвященного жизни и учению Иисуса Христа, мы видели, какое значение для всей земной миссии Христа имела вера. Именно вера была тем условием, без соблюдения которого не совершалось ни одно чудо. Когда же чудо происходило, реакция на него людей была прямо пропорциональна их вере: те, кто не веровали в Иисуса, отрицали даже самые очевидные чудеса, происходившие на глазах тысяч свидетелей; маловерные – сомневались и говорили: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк.9:24 ); наиболее крепкие в вере становились последователями Иисуса. Две тысячи лет спустя ситуация мало в чем изменилась: и в наши дни есть верующие и неверующие, а есть также сомневающиеся и колеблющиеся. Завершая наше долгое путешествие по страницам евангельского текста, мы напоминаем читателю о словах Иисуса, обращенных к Фоме: Не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ). Вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя – ключ к восприятию евангельского текста, но одновременно и ключ к познанию Бога, а значит – к пониманию смысла жизни и смерти. Распятый, умерший и воскресший Иисус – это ответ Бога на основные вопросы человека: для чего он живет, зачем страдает, почему умирает? Суть христианства заключается в победе над главным врагом человека – смертью. Эту победу одержал Христос за всех людей. На протяжении веков человек не мог смириться с мыслью о смерти, протестовал против нее всей силой своего разума и чувства. И тем не менее ни одному мудрецу не удалось найти лекарство от смерти, избавить от нее род человеческий. Христос это сделал, избавив людей от вечной смерти ценой собственной смерти. В свете Его жизни и смерти обретает смысл жизнь и смерть каждого человека. Ко всякому, кто верует в Него, распятого, умершего и воскресшего, обращены Его слова: Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин.11:25–26 ). Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 6: Смерть и воскресение. - 2017. - 847 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  День Победы о. Иосиф : Однако очень интересно отметить, что следующее Воскресение после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого означает вместо Пасхи. Следовательно, Антипасха – праздник некоего восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи воскресшего Господа. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними(Ин. 20, 26). Не случайно здесь упоминание о восьмом дне или «после восьми дней». Воскресенье – одновременно и день первый, и день восьмой. Первый, как день творения, восьмой, как день выхода за пределы седмичного цикла, как разрыв обыденного кольца, разрыв законнической формальности и повседневности. Именно воскресение указывает на эту благодатную возможность преодолеть естественность, обреченность и безысходность. о. Августин : В восьмой день Пасхи Торжество Воскресения приходит к нам снова, раскрываясь в воскресении человеческого сердца. Последовательность литургического воспоминания за неделю до Пасхи говорит нам о Лазаре. Друг Христов умер, но Господь воскрешает его, зная, что ценой этого воскресения станет Крест. Неверие Фомы – свидетеля Его смерти, не имеющего сил свидетельствовать о воскресении, –делается верой в приближении к Его ранам, отныне становящимся знамением победы. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11-13).   Дар веры о. Иосиф : Слова Спасителя, обращенные к Фоме: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) – указывают нам на великую тайну перерождения, воскресения человеческой души. Именно в этот момент совершилось новое чудо. Неверующий Фома преображается, уверяется и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Обретение потерянной веры, чудо сопоставимое с воскресением физическим. Не случайно, о. Августин, вы упомянули о Воскресении Лазаря. Если Лазаря Господь воскресил телесно, то Фому духовно. Может, поэтому мы празднуем Антипасху, вторую Пасху?

http://bogoslov.ru/article/1712947

Но совсем не так было в случае с сомневавшимся апостолом Фомой по прошествии восьми дней и повторном явлении Христа ученикам: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою, вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 26-28). Неясно, правда, осязал ли в действительности Фома Воскресшего или уверовал только, услышав слова Господа. Но, по крайней мере, Христос не удерживал нисколько Фому, в отличие от Марии Магдалины. Впрочем, в евангельской стихире, одной из одиннадцати, поющейся в конце воскресной Утрени и соответствующей как раз теме 8-го воскресного евангельского чтения о встрече Магдалиной воскресшего Господа (Ин. 20, 11-18), говорится, что она «земная мудрствует, яко жена немощная» . Но ведь и Фома тоже по-земному мудрствовал, и других апостолов Христос упрекал «за неверие и жестокосердие» (Мк. 16, 14). Не означает ли это, что таинственное восхождение, упомянутое Христом Магдалине, уже произошло к тому моменту, или даже в тот же самый день Воскресения? Когда другие жены-мироносицы, по свидетельству евангелиста Матфея, не найдя тела Иисуса в гробнице, но встретив ангела, побежали возвестить ученикам и, встретив Воскресшего Христа, «приступив, ухватились за ноги и поклонились Ему» (Мф. 28, 9). Христос проходил сквозь затворенные двери, и, как легко и внезапно появлялся перед Своими учениками, узнаваемый ими не сразу, так же и исчезал и становился для них невидимым, пребывая по отношению к ним уже вне времени и пространства. Число сорок в Библии всегда означало определенную полноту времени, связанную с испытанием, это число испытания. Сорок дней продолжался всемирный потоп (Быт. 7, 17), сорок дней и ночей Моисей пребывал посреди облака по восхождении на гору Синай (Исх. 24, 18); сорок лет израильский народ был водим по пустыне, прежде чем войти в Землю обетованную (Числ. 14, 34) и, наконец, сорок дней Сам Христос постился в пустыне перед выходом на служение (Мф. 4, 2).

http://pravmir.ru/torzhestvo-voskreseniy...

А оттуда, от стоустного народа, восторженно гремят и к небесам восходят ответные: Воистину воскресе! Вот уже около двух тысяч лет эти победные клики оглашают не только наши храмы, но и всю вселенную, являясь и до сего дня свидетелями и непререкаемыми благовестниками Христова Воскресения. Братия и сестры! Святая Церковь , возвещая нам Пасху как «избавление скорби», призывает нас «просветиться торжеством, обнять друг друга, простить ненавидящих нас, ради Христова Воскресения». Не должно быть места в наших сердцах злобе, вражде, зависти, унынию, гневу. Ибо всё это расплавлено очистительным огнём Божественной любви и всепрощения. Ушло из сердца всё ветхое, пришло всё новое. Ветхий Адам возрождён новым, светоносным, небесным ( 1Кор. 15:45–49 ). Пусть всё это многим даровано на один миг, на одно мгновенное переживание. Пусть всего лишь на одну эту пасхальную ночь душа наша озарилась и просветилась до самых сокровенных глубин блеском пасхальной молний, но она, однако, озарилась ею, ибо, откуда же возник бы в ней этот подъём духа, этот всплеск ликования и восторга? Братия и сестры! В момент Своего воскресения Спаситель озарил сиянием света и радости ангелов в пещере гроба, и за ними – жён-мироносиц и святых апостолов. С тех пор этот свет и радость преемственно передаются из века в век, из поколения в поколение, и дошли до нас, озарив и нас в эту ночь Христова Воскресения. Для Господа – тысяча лет как день един, и сердце человеческое всегда было и есть одно и то же сердце. Христос и сейчас воскресает и будет всегда воскресать в том же человеческом сердце, будь то сердце жён-мироносиц, святых апостолов или сердце каждого из нас, многогрешных. Будем всегда очищать наше сердце и в нём хранить свет и радость Христова Воскресения! Будем оберегать это сокровище (свет и радость воскресения), просвещая, очищая, умиротворяя и укрепляя им свою душу и свою жизнь. Христос воскресе! Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

 Сохранились фотография картины «Милосердие» и письма к Екатерине Ивановне Ге (жене Петра Николаевича Ге, сына художника) в период работы над полотном. Более ничем мы не располагаем. — Открытие картины «Милосердие» — сенсация? — Скорее этап академической работы. Готовясь к выставке, мы ставили своей задачей проверку свидетельств современников, в первую очередь воспоминаний Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой. Современники иногда ошибаются, что-то путают, поэтому нам важно было найти подтверждение ее словам и познакомить зрителя с эффектным сюжетом «Милосердия». Как куратор выставки, я ставила перед собой самые разные задачи — и концептуального плана, и конкретные, и исследовательские. С каждым новым шагом нам становится все понятнее, как художник работал, как он думал. Это такая печь, в которой переплавлялись идеи и замыслы. Ге трудно шел к своим картинам. — За «Тайную вечерю» он получил звание профессора исторической живописи. Ему тогда было 33 года. Дальше мы наблюдаем перерыв в религиозных темах у Ге. Можно ли «Милосердие» считать началом нового обращения к религиозному сюжету? — Да, его можно считать началом возврата к евангельским сюжетам, возвратом Ге к себе самому. Его развитие по этому пути было прервано. Прежде всего прервано резкой критикой, которой были подвергнуты картины «Вестники Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду». Образ Христа шокировал публику. Экспрессивная, свободная живопись в большом холсте тоже не были поняты зрителями. Потом был переезд из Италии в Петербург, где художник попал в среду искусства демократического реализма. Какое-то время он причислял себя к этому течению. Ге стал одним из основателей Товарищества передвижных выставок, его кассиром. Он переключился на исторические сюжеты, но быстро пришел к мысли, что того абсолютного идеала, к которому он стремится, в исторических деятелях попросту нет. Каждый характер, будь то Петр или Екатерина, противоречив. У каждой исторической личности отыщутся  черные и белые стороны, неблаговидные и жестокие поступки. Разочаровавшись в исторических сюжетах, Ге уезжает на хутор и вообще отказывается от живописи. И лишь спустя некоторое время начался возврат к себе самому. «Милосердие» было первой большой картиной, в которой вновь возникает евангельская тема. Дальше художник начинает работать над «Страстным циклом».

http://foma.ru/nikolaj-ge-ya-sotryasu-ix...

В нынешний день прими от всей нашей академической семьи свидетельство молитвы о тебе и наказ быть верным чадом Христовой Церкви, удаляться от ложных миражей раскольников и бессовестных политиков, пытающихся играть на драгоценных струнах человеческих сердец и подчинять веру своим грязным целям. Будь верен Христу, и Он даст тебе венец жизни. Имей перед глазами только свое главное призвание - святость. Часто мы думаем о святости, как о чем-то сверхъестественном, поражающем видениями, откровениями, особым выражением лица и елейной интонацией. Это не так, быть святым - другое. Это значит не переставать уповать на подаваемую нам благодать и сегодня ты получил в изобилии этот дар благодати. Перешагни через логику мира сего, смело иди на встречу со своим Спасителем, весь собор русских святых на твоей стороне. Помни, что Господь твое просвещение и Спаситель " . После богослужения владыка наградил преподавателей, сотрудников и студентов Академии медалями и благодарственными грамотами по случаю пятилетия издательства Санкт-Петербургской Духовной Академии. В храме Двенадцати апостолов накануне памяти русских святых прошло уставное всенощное бдение. Начиная с малой вечерни в субботу и заканчивая Божественной литургией, ранним утром в воскресенье собравшиеся в храме исторического здания молились свыше десяти часов согласно правилам, написанным в Типиконе. Уставное богослужение проходит в Санкт-Петербургской Духовной Академии два раза в году и по традиции один из таких дней - это память русских святых. Справка: За Божественной Литургией архиепископу Амвросию сослужили: проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Анатолий Розвадовский (Украинская Православная Церковь), заведующий кафедрой новых языков священник Игорь Иванов, иеромонах Геннадий (Поляков), священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк, клирик Московской областной епархии священник Алексий Кнутов, иеромонахи Лука (Пронских) и Онуфрий (Сонькин), священники Антоний Копаев и Климент Нехамайя; протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиакон Иоанн (Галумов), диаконы Виктор Кричкивский, Юрий Козлитин, Михаил Волков, Константин Суржиков и Михаил Проходцев. За богослужениями пели три хора: мужской под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский под управлением Лидии Масловой. Проповедь за всенощным бдением произнёс студент III курса аспирантуры чтец Димитрий Петров. За Божественной литургией к собравшимся с проповедью обратился студент II курса магистратуры чтец Алексий Еврокатов.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Осязание реальности Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое,  действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И  реальность эта осязаема , и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами.  Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой». Богословие Образа Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое  в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости. И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь  стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного. «Разумети Писания» В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39).

http://pravmir.ru/novoe-osyazanie-uveren...

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны , ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания) По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу. Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания ( подробно о Таинстве ). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

http://pravmir.ru/antipasxa-nedelya-o-fo...

Не всё то золото, что Запад – Отсюда – и почтение, культивирование у христиан семейных отношений, семейных ценностей? – Конечно. Церковь – здоровая семья. Тем больнее когда происходит полное размытие понятия семьи в обществе, которое уже сложно назвать христианским. – Получается, далеко не всё то золото, что блестит. К сожалению, часть людей в России воспринимают материальную жизнь на Западе чуть ли не раем и эту материальную составляющую переносят на сферу душевную, а то еще и духовную. И считают это пределом мечтаний, а то и целью человеческой жизни. – Я понимаю: в нищете сложно жить, и в бедности трудно жить. Хотя на самом деле здесь тоже есть бедные, есть и нищие. С другой стороны, Россию сейчас нищей уж никак не назовешь, если на то пошло. «Ибо нищих всегда имеете с собою» (Мк. 14: 7) – эти слова Христа относятся к любому обществу. Священник с мастерком – обычное явление – «Меня-то не всегда имеете, а нищих всегда…» – Именно. Вопрос в поиске Бога. Тот самый случай, когда вдруг человек нашел Бога, Христос ему открылся. На опыте нашего храма знаю: каждый год десяток, два десятка людей действительно впервые встречаются с Господом в Церкви, и священник часто становится свидетелем этой встречи – будь то на исповеди, в таинстве покаяния либо просто в общении с человеком. И это очень радостно, поверьте. Кто-то из них очень хорошо включается в приходскую жизнь, то есть в нашу семейную жизнь. «Изволих приметатися в дому Господнем паче, неже жити ми в селениих грешничих» (ср.: Пс. 83: 11) – и таких у нас в приходе много, слава Богу. Кто трудится «за ящиком», кто, когда нужно, берет метлу. У нас и священник берет молоток или кисточку, мастерок… У нас любой труд в почете, церковный труд. – Люди, о которых вы говорите, которых вы видите приходящими к Богу, – это самые разные люди, самых разных возрастов, национальностей? – Разных возрастов, но в основном это наши соотечественники. Есть русские эмигранты – беженцы 1917 года. Но таких практически не осталось, это второе, третье поколение, и их очень немного. Хотя есть такие люди. Есть у нас один благочестивый старец, ему 95 лет мы отпраздновали в этом году. Он военный ветеран еще, за Финляндию воевал. Но он очень активно всегда все эти годы принимал участие в церковной жизни нашего прихода, и до сих пор он регулярно каждое воскресение на службе церковной – и окружен вниманием, уважением, заботой.

http://pravoslavie.ru/112907.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010