Андрей Белый – псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев (1880—1934) – русский поэт, прозаик, критик, теоретик символизма. Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950) – русский писатель. В 1922 г. эмигрировал. Роксанова Мария Людомировна (настоящая фамилия Петровская; 1874—1958) – русская актриса. Потапенко Игнатий Николаевич (1856—1929) – русский писатель. Агнивцев Николай Яковлевич (1888—1932) – русский советский поэт. Леметр Жюль (1853—1914) – французский театральный и литературный критик, писатель, драматург. Яковлев (настоящая фамилия Трифонов-Яковлев) Александр Степанович (1886—1953) – русский советский писатель. Иван Грозный – Иван IV Васильевич (1530—1584) – великий князь московский, с 1547 г. – первый русский царь. Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933) – советский государственный деятель, писатель, критик, искусствовед. Марко Поло (ок. 1254—1324) – итальянский путешественник и писатель. Виндавский вокзал – ныне Рижский вокзал. Виндавой до 1917 г. назывался г. Вентспилс. Каденция – гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему законченность. Птолемеи – царская династия в эллинистическом Египте в 305—30 гг. до н. э. Саади (между 1203 и 1210—1290) – персидский писатель и мыслитель. Омар Хайям (ок. 1048 – ок. 1123) – персидский и таджикский поэт, математик и философ. Гафиз (Хафиз Ширази) Шамседдин (ок. 1325—1389) – персидский поэт. …персидскую секту вождя Эль-Баба, так называемых «бабидов». – Речь идет о бабизме – религиозном учении, созданном Бабом (Сейидом Али Мохаммедом; 1819—1850) в 40х гг. XIX в. в Иране. Вместо законов, основанных на Коране и Шариате, бабиды провозглашали равенство всех людей, защиту прав личности, установление священного царства бабидов. Демократические элементы бабизма были развиты во время бабидских восстаний 1848—1852 гг. «И в знойный час, когда мираж зеркальный…» – Из стихотворения И. А. Бунина «Ковсерь». Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Бахрушин Сергей Владимирович (1882–1950), историк, источниковед, общественный деятель, член-корр. АН СССР (1939), доктор исторических наук honoris causa (1943), академик АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1943). Гласный Московской городской думы, Московского губернского собрания (1908–1918), член Московского к-та партии кадетов. Член (с 1914), председатель (1917) Союза городов. Приват-доцент (с 1909), профессор (1918–1930, 1933–1950) историко-филологического ф-та, ФОН, исторического ф-та М.у. (МГУ). Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1923–1929). Зав. отделом оружия и Северо-Восточной Руси ГИМ (1921–1929). В 1920-е один из руководителей краеведческого движения, сотрудник б-ки Румянцевского музея (ГБЛ). В 1930 арестован по «академическому делу», до 1933 в ссылке в Семипалатинске, преподавал там в Педагогическом и Геологическом ин-тах. Научный сотрудник (с 1936), зав. сектором истории до XIX в. (1940–1950) Ин-та истории АН СССР. Действ. член кафедры истории СССР Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) (1946). Реабилитирован посмертно (1967); Беккер Мария Егоровна, помощница инспектрисы МВЖК; Белокуров Сергей Алексеевич (1862–1918), историк, архивист, археограф, библиограф, магистр богословия (1891), доктор церковной истории honoris causa (1904), член-корр. Петербургской АН (1903). Младший (с 1886), старший (с 1899) делопроизводитель МГА – МИД. Сотрудник и казначей (с 1890), секретарь (с 1917), редактор Чтений (с 1891) ОИДР. После Октябрьской революции управляющий III Московским отделением ЕГАФ и заместитель заведующего Московским областным упр-нием архивным делом; Белый Андрей (наст. фамилия и имя Бугаев Борис Николаевич ) (1880–1934), писатель, поэт, теоретик символизма, критик; Беляев Петр Иванович (?–1919), юрист, историк права, член Московского окружного суда; Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938), историк права, источниковед, археограф, издатель, магистр (1906), доктор (1914) церковного права, член-корр. АН СССР (1924, исключен в 1938, восстановлен в 1958), Страсбургской (1914), Баварской в Мюнхене (1927) и Прусской в Берлине (1929) АН. Преподаватель церковного права в Александровском лицее (1903–1904). Приват-доцент (1905–1911), профессор (1911–1922) кафедры церковного права юридического ф-та и кафедры средних веков исторического ф-та (1934–1937) Петербургского ун-та (ЛГУ). Профессор Петербургской ДА (1906–1909), профессор Военно-юридической академии (1909–1912), Петербургских ВЖК (1909–1916). С 1918 – профессор Богословского ин-та, сотрудник ГПБ (1925–1937), ученый секретарь русско-византийской словарной комиссии АН СССР. В 1922, 1924, 1928 подвергался арестам, в 1929 сослан в Кемь, где арестован по «академическому делу», как один из главных обвиняемых, доставлен в Ленинград (1930), осужден на 5 лет, отбывал наказание в Ухтпечлагере, освобожден в 1933. Вновь арестован в 1937, в январе 1938 расстрелян (в 1958 реабилитирован);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Аритмология является способом философствования П. А. Флоренского, пронизывает все его творчество. В узком смысле слова аритмология – это теория прерывных функций. В широком смысле – это идея прерывности, свойственная, по его мнению, всему формирующемуся миросозерцанию, грядущему на смену аналитическим миросозерцаниям разного рода, в основе которых лежит идея непрерывности. Впервые этот термин (аритмология) в широком его понимании появляется в трудах Николая Васильевича Бугаева (18371903)– профессора математики Московского университета, декана физико-математического факультета, президента Московского математического общества, существующего до сих пор. Н. В. Бугаев был одним из основателей Московской философско-математической школы. Идеи аритмологии, развитые в общем виде, оказались весьма плодотворными и, попав на почву математики, дали обильные плоды в рамках всемирно известной Московской школы функций действительного переменного, основателями которой были Д. Ф. Егоров и Н. Н. Лузин (друг П. А. Флоренского). Идею аритмологии Н. В. Бугаев возводил к древней мудрости: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. Сол.11:21) и пифагорейскому «Все есть число». В каком-то смысле аритмологическое миросозерцание есть неопифагореизм. Н. В. Бугаев пытался дух математического исследования вывести за рамки математики и традиционных областей ее применения в естествознании и технике: «Это требование числа и меры является злобою дня не одной современной науки, но и современного искусства и современных человеческих отношений. Найти меру в области мысли, воли и чувства, вот задача современного философа, политика и художника». 1123 Н. В. Бугаев считает, что в XX в. грядет грандиозная смена миросозерцании: аналитические в своей основе миросозерцания, господствовавшие в идеологии Нового времени вплоть до XIX в. включительно, заменяются аритмологическим миросозерцанием. Характерными чертами аналитического (непрерывного) миросозерцания являются: 1) непрерывность явлений во времени и пространстве

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Таин. С Сергеева взята была расписка в том, что он и впредь исповедь и св. причастие будет чинить вседомовне, а развратителей к себе в дом не принимать, и о них, если увидит, доносить. Бугаев, спустя несколько лет, умер в Тайной канцелярии. Сергеев же со всем семейством, страха ради, чинил исповедь на духу, притворяясь православным, а в сердце своем был уже мертвым и отъятым членом св. Церкви. В 1737 или 1738 году, он дважды ездил, один, в даниловские скиты «для взыскания, по его словам, в божественном писании истины». Там, каждый раз, он проживал недели но две. Лжеучители: Семен Денисов, Даниил Матвеев, Трифон Петров, Стахий Осипов наделяли его разными книгами, старопечатными и письменными. В 1739 году Сергеев, забрав с собой жену и детей: Петра, Ивана, Елену и Марфу приехал в скит с решительным – было намерением перекреститься раскольнической прелести и жить в скитах безвыездно. Однако же, до крещения он был еще сумнителен, и не крестился, но во всем прочем жался даниловского раскола. Судьба же Василия Бугаева была иная. На допросах о вере и о людях, который писались у Сергеева, Бугаев сказывал, что тетради принадлежат ему, списывал он их в Поморье, а у какого человека, и если был тот человек, того он и сам не ведает, а у Сергеева списывал ради для него. Так как Бугаев при этом не из явил, желания оставить раскол и принять Православную веру то его, по тогдашнему порядку, из духовного ведомства проводили с допросами в Тайную канцелярию, а там он был неоднократно подвержен жестоким пыткам. «Оный же страдалец, пишет Филиппов, мужественно стояще и обличаше никоновых повиньщиков и любителей, и древлецерковное благочестие ясно проповедаше своим исповеданием и храбрым о правоверии страданием, мученически храбро в Петербурге пострадав за древлецерковное благочестие, кровным излиянием, главы отсечением, а в каком году – того писать не известен: это оставляю ведати о всем сведущему Богу». Филиппов оканчивает повесть свою о миссионере Василии Бугаеве следующим похвальным словом: «тако пострада Христов воин, боголюбивый раб Божий, страдалец непобедимый, богопросвещенный человек, благочестивый новый исповедник Василий, востече в небесные обители, яко на колеснице огненней; аз же, недостойный, грубословной моей тростью вкратце о нем явих чтущим и слушающим на пользу: но о сем молих страдальца, аще в чем его мужественное страдание согрубих или умалих , и о чем не дописах неведением, и не украсих краснословием своей грубости и ненаучением, прошу о сем прощения и молитвы к Богу, что писах это самой простой неученой речью, и о сем прошу и у чтущих прощения и молитв к Богу (истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так идеи аритмологии пронизывают многие искания научной, философской и богословской мысли в России конца XIX – начала XX в.: от теории функций действительного переменного до чувства «надтреснутости мира». 2. Монадология. В сфере собственно философии аритмология у Н.В. Бугаева воплощается в монадологию. В учение Лейбница о монадах Н.В. Бугаев вносит оригинальные положения, связанные с аритмологией: монады различных порядков и сложные монады. Порядок монады вносит разрывы в Лейбницев непрерывный процесс внутримонадных изменений, а диады, триады и т.д. аритмологически варьируют тип соединения монад. В отличие от Лейбницевых взаимонепроницаемых монад, у Н.В.Бугаева монады «вступают во взаимиые отношения» 940 . Во взаимном отношении монад Н.В. Бугаев выделяет два закона: 1) монадологической косности (инерции) – «монада не может собственной деятельностью вне отношения к другим монадам изменить всего своего психического содержания» 941 ; 2) монадологической солидарности – «монады развиваются некоторыми сторонами своего бытия, только вступая в соотношения с другими монадами» 942 . Монады суть оживляющие и живые единства. Отношения между ними суть отношения любви. Н.В. Бугаев рисует весьма оптимистическую картину совершенствования монад, конечная цель которого: «С одной стороны, поднять психическое содержание монады до психического содержания целого мира, с другой – целый мир сделать монадою» 943 . Хаос монад с необходимостью преобразуется в их Космос, который является Монадой-Единицей. Сложная монада принадлежит к более высокому типу единиц, чем составляющие ее монады-единицы. Π. А. Некрасов полагает, что «своеобразная монадология Николая Васильевича Бугаева дает термины, удобные для изучения всякой организованности» 944 . Особенно импонирует ему понятие сложной монады: «Сложная монада есть организованное некоторыми связями, принципами, идеями, взаимоотношениями и взаимодействиями единство более простых монад» 945 «. Сложные монады Н.В. Бугаева П. А. Некрасов называет свободосвязями: «Сложные монады Николая Васильевича мы предпочитаем называть свободосвязями, в которых совмещаются частью связующие аналитические абсолютные скрепы, частью психоаритмологические начала (мерные автономии).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Более того, по мнению Лопатина, следует допустить, что, кроме материальных внешних проявлений этих субстанций, имеются и внутренние, т. е. психическая жизнь. Они — монады Лейбница .   В изданных литографским способом лекциях Лопатина по психологии найти предположение, указанное независимо от Бергсона, что возбуждение чувственных органовесть не причина, определяющая содержание перцепции, а лишь условие для осознания объекта. Эта идея была высказана еще Шеллингом в «System der transcendentalen Idealismus» («Система трансцендентального идеализма», Собрание сочинений, т. III, стр. 497) .   3. Н. В. БУГАЕВ, П. АСТАФЬЕВ, Е. А. БОБРОВ   Н. В. Бугаев (1837–1902) — профессор математики Московского университета» отец известного поэта Андрея Белого.   Бугаев написал статью «Основные начала эволюционной монадологии» . По его учению, прошлое не исчезает, а накопляется (36), а поэтому любая монада и весь мир все больше и больше совершенствуются. Совершенствование состоит в росте сложности духовной жизни и развитии мировой гармонии. «Основа жизни и деятельности монады — этическая: совершенствоваться и совершенствовать других» (37). Деятельность монад имеет конечной целью «преобразовать мир» и «превратить его в художественное здание» (41), П. Астафьев (1846–1893) и Е. А. Бобров (1867–1933) были сторонниками учения о бытии как монаде, т. е. духовной субстанции .   Глава XII. PYCCKUE НЕОКАНТИАНЦЫ 1. А. И. ВВЕДЕНСКИЙ   В Западной Европе иногда говорят, что русская философская мысль развивалась в стороне от кантонского критицизма и поэтому русская философия находится на более низком уровне развития, чем европейская. Как и в ряде других многих случаев такие высказывания являются следствием полного незнания русской действительности, ибо известно, что Кант оказал на русскую философию влияние не меньшее, чем на английскую и французскую.   «Критика чистого разума» была переведена на русский язык трижды. Первый перевод принадлежит перу Михаила Ивановича Владиславлева (1840–1890), профессора Петербургского университета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Е.Никифоров: - Петр Васильевич, ну Вы же православный человек и прекрасно понимаете, что Церковь наша иерархична, на послушании у архиерея находимся. Если он благословил ему служить, тот и служил. Понятно, что старые грехи отца Георгия, репутационные издержки очень велики, поэтому любое его появление вызывает отторжение у православных христиан, но Вас что-то конкретно возмутило? Опасности увидели? Например, богослужение на русском языке? П.Бугаев: Милостью Божией - дали только священнику прочесть Евангелие после прочтения на церковно-славянском по-русски. Е.Никифоров: - Это же обычная практика. Это многие практикуют. П.Бугаев: - Да, мы совершенно спокойно к этому относимся. Но когда начался Евхаристический канон и когда молитва заканчивалась и священник говорил «Аминь», то вот эта дружина так цементированно отвечала «Аминь, аминь, аминь», так что сотрясался пол. Е.Никифоров: - К сожалению,  это обычное их поведение, уже почти 30 лет они себя выделяют в отдельную группу и при возгласе «Возлюбим друг друга» начинают обниматься и целоваться, выделяются, как нечто особенное, отдельное, как такое просвещённое ядро Русской Церкви. Мы с Вами непросвещенные с точки зрения этих людей. Мы даже  и не оглашенные, а они оглашенные. Или уже верные, и могут с точностью исполнять все по букве, как протестанты. Все же просто до буквы точно исполняют то, что записано в богослужебном уставе, что конечно вызывает недоумение у тех людей, которые привыкли десятилетиями вот так молиться, вот так стоять. А кроме этого какие-то еще опасения у Вас есть? П.Бугаев: - Евгений Константинович, поймите меня, что я как бы из прошлого носил в себе дух протестантизма, и рубец на сердце и уме у меня конкретный остался. Поэтому и волновалось сердце мое только по одному - простите, я без политесов, я уважаю Патриарха и люблю его и владыку, уважаю их, но вопрос простой:  у меня на сердце был отклик - это тать, тать конкретная. Простите меня, я по другому не могу объяснить. Мы все послушные да, но а зачем нас подвергать такому соблазну, когда народ заволновался до слез, когда прочувствовала русская православная душа подмену здесь.

http://radonezh.ru/2020/02/14/deyatelnos...

С. 81; 11. С. 89; 12. С. 97; 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине//Там же. 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.]//Там же. 26. С. 201; 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский//Странник. 1874. 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//ХЧ. 1874. 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества//ХЧ. 1874. 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила//Там же. 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила//Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

66. Елена-48 Молодец, Елена! Именно эти вопросы всех волнуют! Но с кем же их решать? Ведь нет никакого реального диалога ни с мирской, ни с церковной властью! Выборы - это форма, а где содержание? Кроме как дискуссий на РНЛ ничего не происходит, ничего не движется. Ну сделали бы выше упомянутые власти хоть что-нибудь стоящее еще ДО выборов: ювенальную юстицию бы запретили или чеченов в обкормленную Чечню бы из Москвы отправили (ведь как они обнаглели последнее время, в метро с ними сталкиваемя каждый день!), или же кочетковцев посрамили, всеми своими силами ненавидящих (отвечаю за слова, общалась)Православие (вообще не понимаю, какое отношение к Православию имеют, похоже " бренд " нужен, иначе никто не заметил бы их) и т.д. Так нет же ничего, одни увертки и заклинания! Спаси Господи! 65. Ответ на 35., Коценко Александр: сравнивать св. Николая и Путина Сравниваем не их личные качества, а ситуацию, с которой они оба столкнулись. Вот например, нельзя сравнить меня и вас, но если на вас нападут 5 бугаев с ножом и на меня тоже нападут 5 бугаев с ножом - согласитесь, что тогда между нами возникнет большое сходство. 62. Антон Кизим : Вот если бы я увидел, как у коммунистов воруют голоса... Я бы подумала только одно - что коммунисты наняли человека, который типа " украдет у них голоса " , да еще и очень явно, а они его потом " разоблачат " и скажут, что украдено было в 100 раз больше. Вот и вся нехитрая стратегия. 64. Ответ на 62., Антон Кизим: .. Когда я задумываюсь, на что за ними стоит... Простите. Эмоции. Надо читать " что за ними стоит " . Была мысль сказать " на что они рассчитаны " ... 63. 58. чистякова Благодарю за поддержку. Тема выступления отца Александра отражена в двух его последних публикациях, посвященных русской интеллигенции. Виктор Саулкин по теме своего выступления (сравнение трех русских смут) тоже публиковался у нас. Тезисы своего выступления я кратко пересказал в этой публикации. 62. Ответ на 59., Анатолий Степанов: Я вас понял, Анатолий Дмитриевич. Но согласится (со всем) не могу.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/26/ce...

На крыше университетской лаборатории, в перерывах между занятиями, собираются студенты: Борис Бугаев, В. В. Владимиров, А. П. Печковский. Все они увлечены новым искусством, поэзией, мистикой. Ведутся бурные споры, вырабатывается особый язык — странных метафор, афоризмов, условных словечек. С крыши лаборатории друзья спускаются вниз — гулять по Москве, в окрестностях Новодевичьего монастыря, пугая прохожих стремительным галопом кентавров в духе «Северной Симфонии». Об этом «театре для себя» молодых символистов упоминает в своем дневнике Брюсов. «Бугаев заходил ко мне несколько раз, — записывает он в 1903 году. — Мы много говорили. Конечно, о Христе, Христовом чувстве… Потом о кентаврах, силенах, о их быте. Рассказывал, как ходил искать кентавров за Девичий Монастырь, по ту сторону Москва-реки. Как единорог ходил по его комнате. Потом А. Белый разослал знакомым карточки (визитные) будто бы от единорогов, силенов, etc. Сам Белый смутился и стал уверять, что это „шутка“. Но прежде для него это не было шуткой, а желанием создать атмосферу— делать все так, как если бы единороги существовали». По вечерам студенты встречаются в квартире Владимирова, где стихи и дебаты чередуются с музыкой и драматическими импровизациями. Так зарождается будущий кружок «Аргонавтов», — очаг московского символизма. В. В. Владимиров, фантазер и весельчак, изменил естественным наукам ради искусства и впоследствии посвятил себя живописи; А. С. Петровский, «маленький, болезненного вида студент-химик», был настроен революционно: проповедовал, что старый мир должен сгореть дотла и что только тогда взойдет заря новой эры. А. П. Печковский, с большими голубыми глазами, застенчивый из-за глуховатости, зачитывался стихами Вл. Соловьева. Постепенно в кружок вступали новые люди: А. С. Челищев, студент-математик и музыкант-композитор; С. Л. Иванов, ученый чудак, каламбурист, «подхватывающий дичь и раздувающий ее до балаганного грохота». Но самой живописной фигурой в кружке был студент-юрист Лев Львович Кобылинский; М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010