Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. П. Петрушко Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии В. П. Петрушко. Лекции по истории Русской Церкви После завершения работы двух Брестских соборов - православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется, будучи активным устроителем дела Брестской унии, король принял сторону униатов и утвердил деяния их собора. Тем самым Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король своим указом от 15 декабря 1596 призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, но признавать только перешедших в унию мта Михаила Рогозу и епов-изменников. Однако требование короля, желавшего, чтобы все его православные подданные приняли унию и подчинились Риму, явилось нарушением существовавших в Речи Посполитой прав и свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Брестская уния была введена в государстве исключительно королевской властью, без согласия Генерального сейма. Монархия в Речи Посполитой отнюдь не была абсолютной, магнаты и шляхта имели обширные права, которые существенно ограничивали власть короля. Например, официально за аристократией было закреплено право создавать против короля т.н. " конфедерации " и даже вести военные действия в случае, если он нарушал права магнатерии и шляхты. И хотя в польско-литовском законодательстве царила страшная неразбериха, и существовало множество взаимоисключающих законодательных актов, все же благодаря этому можно было изыскать возможности воспротивиться вводимой в приказном порядке Брестской унии. Прежде всего, оскорбленная покушением на свою религиозную свободу православная шляхта потребовала рассмотрения этого дела на сейме, что и было предпринято вскоре после Собора 1596

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 году 16 июня 2021 г. 15:38 На портале Седмица.ru опубликована статья К.А. Кочегарова и С.Ф. Михеева, посвященная вопросу об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 году. Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625-1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриотическое служение 17.06.2005 384 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

К 1917 году Русская Церковь имела немало Своих учреждений за границей: епархии в Америке и Японии, духовные миссии в Китае и Корее, Православное общество в Палестине, многочисленные храмы в Западной Европе. Везде, где было Русское дипломатическое представительство или хотя бы небольшое поселение Русских – строился храм. Немало делалось и для Православной миссионерской деятельности – достаточно вспомнить служение равноапостольного святителя Николая Японского или епископа Тихона в Америке. И таким образом Русские храмы от великолепных соборов до скромных часовен можно было найти во многих уголках мира: от Стокгольма до Сиднея и от Афин до Буэнос-Айреса. К этому следует добавить, что в результате Октябрьской революции и Гражданской войны, грабительского «Брестского мира», и развала Российской империи за рубежами теперь уже подсоветской страны оказались Православные епархии в Финляндии и Прибалтике, в Польше, на Волыни и в Бессарабии, также входившие в состав Русской Церкви. Мечтая о мировой революции и считая государственные границы делом временным, большевики щедро раздавали Российские земли, поощряя сепаратистские настроения, что вытекало также из ленинской теории «прогрессивного национализма» малых народов. Вследствие внешних причин, течение Церковной жизни в Русских зарубежных епархиях проходило иначе, чем в подсоветской России, причём в каждом отдельном регионе Церковная жизнь приобретала свои особенности. Случалось, что между Русской Церковью, находящейся на территории нашей страны, в лице Московского Патриархата и различными его зарубежными частями нарушалась не только физическая, но и каноническая связь. Но и в этом случае Православные русияне независимо от своей юрисдикционной принадлежности в осознании общих духовных и исторических корней почитают себя чадами одной Матери – Русской Церкви, радуясь Ее радостями и скорбя Ее скорбями. Поэтому история Русской Церкви новейшего периода должна рассматривать и те Русские Церковные образования, которые сложились за рубежом в последние десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит. При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ» («Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов, Высочайше утвержденною при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» - АЮЗР), сб. документов по церковной, политической и экономической истории Украины и Белоруссии XIII-XVIII вв. (К., 1859-1914. 35 т. в 36 кн.). Главным источником для издания АЮЗР служили материалы Киевского центрального архива, а также документы, поступившие в Киевскую комиссию от мон-рей, учреждений и частных лиц. АЮЗР состоит из 8 частей. 1-я ч. (12 т.) посвящена истории Православия в Юго-Зап. России в кон. XV - XVIII в. В этой части опубликованы документы Брестских Соборов , материалы, относящиеся к деятельности архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) (Т. 1-3), документы по истории унии и правосл. Церкви в 1648-1798 гг. (Т. 4), материалы, связанные с восстановлением правосл. иерархии в Западнорусской митрополии и подчинением ее Московскому Патриархату (1620-1694). Значительный интерес представляют документы по истории отношений между Западнорусской митрополией и вост. правосл. Патриархами в 1620-1678 гг. (Т. 5), документы 1372-1648 гг. о религ. ситуации в Юго-Зап. Руси, в т. ч. о деятельности социниан (Т. 6), памятники полемики православных с униатами и протестантами в XVI-XVII вв. (Т. 7, 8. Вып. 1), сочинение Киевского митр. свт. Петра (Могилы) «Лифос» с возражениями и замечаниями Кассиана Саковича (Т. 9), документы за 1423-1714 гг. по истории Православия в Галиции (Т. 10), материалы, относящиеся к истории Львовского братства (Т. 11, 12). 2-я ч. (3 т.) включает в себя протоколы и постановления провинциальных шляхетских сеймиков за 1569-1726 гг., в т. ч. документы, характеризующие отношения шляхетства и магнатов к религ. вопросам. 3-я ч. (6 т.) содержит материалы о казаках (Т. 1, 2), гайдамаках (Т. 3), о времени Б. Хмельницкого (Т. 4), о мнимом заговоре 1789 г. рус. правительства, западнорус. крестьянства и правосл. духовенства для «истребления» местной католич. шляхты (Т. 5), а также документы по истории Украины в 1649-1660 гг. из гос. архива Швеции (Т. 6). В 4-й ч. (1 т.) опубликованы материалы по генеалогии укр. и белорус. шляхетских родов с указанием времени их перехода в католичество или унию. В 5-й ч. (2 т. в 3 вып.) содержатся документы за 1432-1798 гг. по истории укр. и белорус. городов (Т. 1), переписка евр. населения Юго-Зап. края во 2-й пол. XVIII в. (Т. 2. 2 вып.). 6-я ч. (2 т.) посвящена экономическому и юридическому положению крестьян на западнорус. землях в XVI-XVIII вв., 7-я ч. (3 т.) - заселению Юго-Зап. России в сер. XIII - кон. XVIII в. В 8-й ч. (6 т.) опубликованы акты, относящиеся к истории местного управления и сословной организации населения (Т. 1, 2), материалы по брачному праву и семейному быту в XVI-XVII вв. (Т. 3), акты по истории землевладения в XV-XVIII вв. (Т. 4, 6), документы укр. администрации XVI-XVII вв. (Т. 5).

http://pravenc.ru/text/76480.html

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ Св. Экзарх Никифор, икона, написанная в ПСТБИ к канонизации священномученика в 2001 г. После завершения работы двух Брестских соборов - православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется, будучи активным устроителем дела Брестской унии, король принял сторону униатов и утвердил деяния их собора. Тем самым Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епископов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король своим указом от 15 декабря 1596 г. призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, но признавать только перешедших в унию митрополита Михаила Рогозу и епископов-изменников. Однако требование короля, желавшего, чтобы все его православные подданные приняли унию и подчинились Риму, явилось нарушением существовавших в Речи Посполитой прав и свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Брестская уния была введена в государстве исключительно королевской властью, без согласия Генерального сейма. Монархия в Речи Посполитой отнюдь не была абсолютной, магнаты и шляхта имели обширные права, которые существенно ограничивали власть короля. Например, официально за аристократией было закреплено право создавать против короля т.н. " конфедерации " и даже вести военные действия в случае, если он нарушал права магнатерии и шляхты. И хотя в польско-литовском законодательстве царила страшная неразбериха, и существовало множество взаимоисключающих законодательных актов, все же благодаря этому можно было изыскать возможности воспротивиться вводимой в приказном порядке Брестской унии. Прежде всего, оскорбленная покушением на свою религиозную свободу православная шляхта потребовала рассмотрения этого дела на сейме, что и было предпринято вскоре после Собора 1596 г.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav....

Святейший Патриарх Алексий II возглавил очередное заседание Священного Синода Москва, 15 апреля 2008 г. Фото: Ю. Клиценко/Седмица.Ru 15 апреля в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании участвуют: митрополиты Киевский и всея Украины Владимир; Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет; Кишиневский и всея Молдовы Владимир; Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. На этой сессии Священного Синода также присутствуют: митрополиты Вятский и Слободский Хрисанф; Ижевский и Удмуртский Николай; архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон; Владимирский и Суздальский Евлогий; епископ Брестский и Кобринский Иоанн. По благочестивой традиции участники сессии молятся об упокоении архиереев Русской Православной Церкви, скончавшихся после последнего заседания. В этой связи в перерыве заседания в домовом Владимирском храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке будет совершена заупокойная лития по Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Лавру (+16.03.2008), архиепископу Орловскому и Ливенскому Паисию (+20.03.2008) и архиепископу Софронию, бывшему правящему архиерею Кемеровской епархии, умершему на покое (+31.03.2008). В рамках текущей сессии Синода был рассмотрен вопрос созыва Архиерейского собора Русской Православной Церкви. Это важное общецерковное мероприятие решено провести в Зале церковных соборов московского Храма Христа Спасителя с 24 по 29 июня. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Архиерейский собор созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года. Последний раз Архиерейский собор проводился в 2004 году.

http://pravoslavie.ru/26412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИСЕЛЬ Адам Григорьевич (1599 или 1600 - 3.05.1653, Брест (совр. Белоруссия)), лидер правосл. шляхты Речи Посполитой в 30-40-х гг. XVII в. Происходил из старинного рода волынской шляхты, родителей К. звали Григорий и Феодора. Получил образование в Замойской академии, где познакомился с сыном основателя академии Т. Замойским, к-рый в дальнейшем способствовал карьере К. В Замойской академии учились мн. православные, в их числе Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) ; возможно, начало их контактов с К. относится ко времени его обучения в Замостье. В правосл. вере по желанию родителей его наставлял Кассиан Сакович . В 20-х гг. XVII в. К. унаследовал от отца с. Низкиничи Владимирского повета на Волыни. Адам Кисель. Портрет. Неизв. художник. 1653 г. Адам Кисель. Портрет. Неизв. художник. 1653 г. С 1617 г. К. нес военную службу, принимая участие в войнах Речи Посполитой с Россией и Османской империей, позднее со Швецией. В 1622 г. он был направлен как королевский посол на волынский сеймик, что говорит о расположении двора к К. Очевидно, в то время он не принадлежал к кругу правосл. шляхтичей, выступавших против религ. политики кор. Сигизмунда III Вазы , всемерно поддерживавшего Брестскую унию . За свои заслуги К. получил от короля земли на Черниговщине. Не порывая открыто с Православием, К. поддерживал контакты с униат. иерархами: дружил с униат. Владимиро-Волынским еп. Иоакимом Мороховским, к-рый сделал его своим душеприказчиком, митр. Иосиф Вельямин Рутский отдал К. в аренду одно из своих имений. Во 2-й пол. 20-х гг. XVII в. власти Речи Посполитой и униат. Церковь направляли особые усилия на осуществление «новой унии»: предполагался созыв 2 Соборов - православного и униатского, к-рые выработали бы условия соглашения для обсуждения на общем Соборе. Такие предположения находили известный отзвук среди правосл. шляхты. Предложенный план обсуждался на сейме 1629 г. представителем униат. митр. Иосифа Рутского настоятелем Жидичинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и главой Виленского братства Иосифом (Бобриковичем) , посланником правосл. шляхты на сейме Лаврентием Древинским , др. представителями православных. В переговорах участвовал и К. как один из послов на сейме от волынской шляхты. Его рукой написан итоговый документ обсуждений - проект конституции сейма о созыве соответствующих Соборов, чтобы принятые на общем Соборе решения были затем утверждены сеймом.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

Адаховщина. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1866. Год утраты:1939 Адрес: 225360 Брестская область, Барановичский район, п/о Лавриновичи, д.Адаховщина Координаты: 53.151145, 26.144581 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое описание деревянной Свято-Ильинской церкви в деревне Адаховщина имеется в документах Визитов униатских церквей Минского и Новогрудского соборов 1680-1682 гг., хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси. Церковь была построена на средства господ Одаховских. Священником прихода был Самуил Савич. Приход объединял 573 прихожан. Согласно описанию 1864 года, в селе Адаховщина имелась деревянная Свято-Троицкая церковь четвертого класса. При ней имелись приписная Крышынская церковь и кладбищенская деревянная часовня. В описании церквей и приходов Минской епархии 1879 году упоминается деревянная Свято-Ильинская церковь, построенная в 1866 году на средства правительства, в четверти версты от деревни. Церковь была построена удлиненным крестом с одним глухим луковицеобразным куполом и колокольней в фронтонной части. Крыша гонтовая, окна расположены в два ряда, нижние с железными решетками, имелось две двери. Стены и крыша церкви снаружи были окрашены масляной краской. Внутри церковь имела деревянный пол, потолок подшитый досками. Деревянный иконостас был окрашен в синий цвет, с позолоченными карнизами и рамами, состоял из 5 икон, расположенных в один ряд. На колокольне было четыре колокола весом в 5, 3, 2, и 1 пуд. В деревне Адаховщина имелась одна кладбищенская церковь. Настоятелем храма с 1858 года был Антоний Плавский. При церкви было основано церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. В состав прихода входили села Адаховщина, Лозки, Забродье, Лавриновичи, Якимовичы, Дубово, Ольсевичи, Дубровно, Крошин, Залюбичи. Памятные книжки Минской губернии сохранили имена некоторых настоятелей Свято-Ильинской церкви села Адаховщина: Яков Белоданов (1889-1893), Василий Лисовский (1898-1908), Филипп Лисовский (1910-1914). C июня 1941 по июль 1944 года деревня находилась под немецкой оккупацией, Ильинская церковь сгорела во время войны. http://hram.by; http://www.radzima.net/ru/prihod/odahovskiy.html; Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46110

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010